«Проектирование индивидуального образовательного маршрута обучающегося начальной школы»
статья
Построение ИОМ обучающегося и создание необходимых условий для индивидуализации образовательного процесса для разных и равных детей в начальной школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 281.87 КБ |
Предварительный просмотр:
«Проектирование индивидуального образовательного маршрута
обучающегося начальной школы»
Педагогический профессиональный « … Стандарт выдвигает требования к личностным качествам учителя, неотделимым от его профессиональных компетенций, таких как: готовность учить всех без исключения детей, вне зависимости от их склонностей, способностей, особенностей развития, ограниченных возможностей…».
Мой опыт является частью общей работы по построению индивидуального образовательного маршрута с обучающимися начальной школы.
Цель: Построение ИОМ обучающегося как инструмента реализации целей образования на начальной ступени школьного образования.
Задача: Создать необходимые условия для индивидуализации образовательного процесса для разных и равных детей.
Алгоритм построения ИОМ
Мной разработан алгоритм построения ИОМ
Как видим, основной принцип, заложенный в схеме, - осуществление индивидуализации на основе свободного выбора. В начальной школе ИОМ мы рассматриваем как новый подход, соединяющий в себе и особую форму организации учебной деятельности, и специфический метод индивидуального обучения ребенка.
В условиях общеобразовательной школы сложно реализовать ИОМ в полной мере каждому ребенку, поэтому мы дифференцируем этот процесс и разрабатываем 3 вариативных ОМ (см.таблица) и алгоритм деятельности с каждой группой.
Вариативные ОМ | Алгоритм деятельности |
1 – ОМ для «особых» учащихся | 1) мониторинг физического развития и соматического здоровья; 2) индивидуальный подбор средств и методов, направленных на улучшение здоровья; 3) контроль и корректировка; 4) пошаговая фиксация |
2 - ОМ для учащихся с низким уровнем учебной мотивации и трудностями в обучении | 1) систематическая диагностика; 2) индивидуальный подбор педагогических технологий; 3) контроль и корректировка; 4) систематические наблюдения; 5) пошаговая фиксация |
3 - ОМ для одаренных учащихся с различными специальными способностями | 1) выявление интересов и наклонностей; 2) индивидуальный подбор средств; 3) фиксация результатов |
Рассмотрим этапы проектирования индивидуального образовательного маршрута
- определение возможностей ОУ;
- определение потребностей и мотивов;
- постановка цели;
- разработка содержания индивидуального образовательного маршрута;
- определение технологического инструментария;
- обсуждение результатов и корректировка.
Рассмотрим, как практически реализуются этапы в мой деятельности.
Итак, что предоставляет ОУ для построения ИОМ и я, как тьютор.
ИОМ: что может гарантировать гимназия обучающемуся? | |
Учебная деятельность | Внеурочная деятельность |
|
|
Определение потребностей и мотивов
Ученик и его родители выступают как «неформальные заказчики», «предъявляя» мне индивидуальные особенности ученика и образовательные потребности семьи.
В таблице показана форма «заявки» семьи для ребенка с ОВЗ
ИОМ (возможности, интересы, потребности) Ученик _____________________________ Класс ___________ Интересы:
Проблема _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Дата _____________Подпись родителей ______________ |
Постановка цели. Далее вместе с родителями мы создаем план индивидуальной профилактической работы с указанной проблемой. Таким образом, мы очерчиваем объем работы и наше совместное участие и совместную ответственность.
План индивидуально-профилактической работы с учащимся ____________ Цель1 ________________________________________ Средства достижения цели (сроки) ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Цель 2 __________________________________________________________________________ Средства достижения цели (сроки) _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ….. Согласовано Дата Учитель _________________ Родители ________________________ |
Разработка содержания индивидуального образовательного маршрута. Для работы со слабоуспевающими и неуспевающими также вместе с родителями выбираем формы и методы работы в зависимости от анализа конкретной ситуации учебного процесса.
Использую такую таблицу.
Ученик Класс | |
Причины низкой успеваемости, формы работы и методы стимулирования мотивации слабоуспевающих | 1 триместр |
Систематические пропуски уроков без уваж. причины | |
Отсутствие взаимопонимания с учителем | |
Отсутствие положительной мотивации к учебе | |
Отсутствие познавательного интереса к данному учебному предмету | |
Заниженная самооценка учащегося | |
Незрелость познавательных процессов | |
Низкая интенсивность учебной деятельности по предмету | |
Низкая сформированность познавательных процессов | |
Слабое физическое здоровье/частые заболевания | |
Другие причины | |
Формы занятий | |
Индивидуальная работа | |
Дифференцированная работа на уроке по способу деятельности | |
Дифференцированная работа на уроке по уровню сложности | |
Работа в парах постоянного и сменного состава | |
Участие в проектной деятельности | |
Использование алгоритмов, схем, опорных таблиц, карточек, консультантов | |
Другие формы: | |
Методы работы | |
Система накопительных баллов | |
Создание ситуации успеха (повышение самооценки, «посильные задания») | |
Вербальные поощрения | |
Другие методы: | |
Ознакомлены __________________________ |
Определение технологического инструментария
В рамках новых стандартов особую значимость обретают такие технологии, как:
-технологии психолого-педагогической диагностики и проективного педагогического целеполагания, ориентированные на развитие новообразований в личности ребёнк по закону его развития (Д.Б. Эльконин);
-педагогические технологии, мотивирующие на поиск проблемы и способов действийс учётом особенностей новой ситуации;
-педагогические технологии «строительных лесов» будущего здания детской самостоятельности и компетентности (Rogoff, 1990), в которых руководство и помощь взрослого появляется, нарастает или уменьшается в ответ на развивающуюся компетентность ребёнка (Mercer, 1995).
Мне предстоит большая работа по изучению и апробации не только новых, но и традиционных методик и технологий.
Обсуждение результатов и корректировка.
Анализ работы, проделанной учителем (в т.ч. предметником)
(беседы, встречи с родителями, работа с социальным педагогом)
Ученик ___________________________
1 триместр | |
2 триместр | |
3 триместр | |
Выводы (динамика) | |
Материальным выражением ИОМ является Карта индивидуального сопровождения, она содержит ряд методических рекомендаций:
⋅ признаки, сигнализирующие о начале неуспеваемости учащихся;
⋅ алгоритм работы классного руководителя, учителя-предметника, администрации школы,
⋅ приёмы индивидуальной работы на уроке;
⋅ рекомендации к рациональному применению дифференцированного подхода; ⋅ рекомендации учителям-предметникам;
⋅ педагогические технологии, используемые в работе со слабоуспевающими детьми;
⋅ ⋅ образец примерной характеристики на обучающегося, семьи обучающегося, образец служебной записки социальному педагогу;
-памятка учителям по работе со слабоуспевающими учащимися.
Индивидуальная карта является документом, в котором фиксируются коррекционно - развивающие мероприятия, характер индивидуальных изменений в обучении и развитии младшего школьника, и на который опираются педагоги при планировании индивидуальной работы с детьми. Администрация школы осуществляет постоянный контроль основных направлений и видов работы по данному направлению.
Использование Карты привело к качественным изменениям в организации работы с неуспевающими и слабоуспевающими обучающимися, осуществлении контроля и оценке учебных достижений, текущих и итоговых результатов освоения основной образовательной программы обучающимися.
Это подтверждается результатами проведения внутренних и внешних мониторинговых исследований:
- мониторинг качества предметной обученности класса
- мониторинг успеваемости обучающихся
Практическая значимость опыта работы с материалами Карты сопровождения ИО:
- позволяет учителям выбрать формы и методы работы в зависимости от анализа конкретной ситуации учебного процесса;
- даёт возможность оперативного осуществления внутреннего мониторинга образовательной деятельности;
- позволяет оценить качество работы учителя с целью выявления направлений его дальнейшего развития как профессионала;
- способствует реализации системы мер по решению проблем школ с наличием неуспевающих и слабоуспевающих учащихся.
Новизна Карты состоит в том что:
-является универсальным инструментом, предназначенным для выполнения практической, аналитической и методической функции индивидуального сопровождения равных и разных учащихся;
-отличается легкостью освоения, фактически для работы с ним не требуется каких-либо специальных умений;
- является элементом системы внутришкольного контроля;
-полностью совпадает с требованиями Профессионального стандарта к педагогу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектирование уроков на основе системно-деятельностного подхода в образовательном процессе начальной школы
В сборник включены материалы, описывающие технологию системно-деятельностного подхода, который положен в основу федерального государственного образовательного стандарта второго поколения. Авторы...
Презентация по теме: Пакет диагностического инструментария как средство проектирования индивидуального образовательного маршрута. Комплексные работы для выпускника начальной школы
Доклад на педагогическом совете ОУ по теме: Пакет диагностического инструментария как средство проектирования индивидуального образовательного маршрута. Комплексные работыдля выпускника начальной школ...
Проектирование уроков на основе системно – деятельностного подхода в образовательном процессе начальной школы.
Системно - деятельностный подход в условиях ФГОС. Структура урока....
Адаптированная образовательная программа – основа проектирования индивидуальной образовательной траектории развития детей с ОВЗ
В данной статье я рассмотрела основные направления адаптированной образовательной программы, её структуру, достоинства и недостатки индивидуального обучения, поделилась опытом работы в этом направлени...
«Проектирование уроков деятельностной направленности в образовательном процессе начальной школы»
Системно-деятельностный подход основывается на теоретических положениях концепции Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, П. Я. Гальперина, В....
Проектирование индивидуального образовательного маршрута в начальной школе
Проектирование индивидуального образовательного маршрута в начальной школе...
Проектирование индивидуального образовательного маршрута в начальной школе
Интегрированный урок (чтение+рисование) по теме "Стихи русских поэтов-классиков. И.З. Суриков. «Зима». Изображение зимнего пейзажа в технике...