программа курса " Спортивный туризм"
рабочая программа (4 класс)

Куликова Лариса Владимировна

программа курса " Спортивный туризм"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sportivnyy_turizm.docx31.25 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Благовещенская средняя общеобразовательная школа №1

имени Петра Петровича Корягина»

Благовещенского района Алтайского края

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДАЮ

Зам. директора по УВР

Директор школы

__________О.И.Гермаш

____________Беребердина Т.С.

Приказ № ____________

«____»_________2021г.

от «___» __________2021г.

 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса внеурочной деятельности

«Спортивный туризм»

Программа курса внеурочной деятельности «Школьная республика» составлена на основе авторской программы Горской В.А. Примерные программы внеурочной деятельности: начальное и основное образование / под редакцией А.А.Горского, М.: «Просвещение, 2010.

Составила: Куликова Л.В.,

учитель начальных классов

р.п. Благовещенка – 2021

Предполагаемые результаты внеурочной деятельности

Результатом внеурочной деятельности являются универсальные учебные действия: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.

Личностные универсальные учебные действия:

Объяснять самому себе свои некоторые черты характера, свои отдельные ближайшие цели саморазвития, наиболее заметные достижения;

Осознавать себя гражданином России и ценной частью многоликого изменяющегося мира; Вырабатывать в противоречивых конфликтных ситуациях правила поведения, способствующие ненасильственному и равноправному преодолению конфликта;

Регулятивные универсальные учебные действия :

Учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему;

Работать по составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства;

Познавательные универсальные учебные действия:

Предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи, состоящей из нескольких шагов;

Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников;

Выявлять причины и следствия простых явлений;

К предметным результатам относятся : опыт познавательной деятельности;

опыт коллективной самодеятельности в туристской группе (команде);

опыт социально-профессиональных ролей в системе должностно-ролевого туристско самоуправления;

Коммуникативные универсальные действия:

Понимать точку зрения другого;

Отстаивать при необходимости свою точку зрения, аргументируя ее.

Организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

Воспитательные результаты внеурочной деятельности распределяются по трём уровням.

  1. Результаты первого уровня (приобретение младшим школьником социальных знаний, понимание социальной реальности в повседневной жизни); приобретение знаний о правилах ведения здорового образа жизни, об основных нормах гигиены, о технике безопасности при занятии физическими упражнениями и туризмом, способах и средствах передвижения на местности пешком и на лыжах, способах ориентирования на местности и об элементарных правилах выживания в природе, о принятых в обществе нормах отношения к природе, к памятникам истории и культуры, российских традициях памяти героев отечественных войн, русских народных играх, о правилах конструктивной групповой деятельности на туристской прогулке и экскурсии, об основах организации коллективной деятельности в туризме и краеведении, о способах организации досуга, о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации.
  2. Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения к базовым ценностям российского обществаи к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений обучающихся к своему здоровью и здоровью окружающих людей, к физкультуре и занятиям туризмом, к природе, к малой родине и родному Отечеству, его истории и народу, к труду, к другим людям.
  3. Результаты третьего уровня (приобретение опыта самостоятельного социального действия): приобретение обучающимся опыта актуализации физкультурно-оздоровительной деятельности в социальном пространстве, опыта заботы о младших и организации их досуга, опыта волонтёрской деятельности, опыта самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими школьниками, опыта управления другими людьми и принятия на себя ответственности за других.

Содержание

курса внеурочной деятельности

  1. Вводное занятие. Туристско-экскурсионные возможности родного края.

Теория: особенности географии края: размеры территории, основные районы и их туристские возможности, природные памятники и заповедники. Географическое прошлое и рельеф. Климат. Основные реки и водоемы. Исторические и культурные памятники. Возможные экскурсии и походы по краю.

  1.  Окружающая среда и факторы опасности.

Теория: субъективные и объективные опасности. Опасности, обусловленные природой гор: горный рельеф, камнепады, обвалы, крутизна склонов, горные реки. Климат и погода горных районов. Стихийные бедствия и аномальные климатические явления. Опасности, связанные с действиями человека.

  1. Экстремальные природные ситуации.

Теория: определение экстремальной ситуации. Условия ее возникновения. Степень экстремальности.         

Поведение человека в экстремальной ситуации. Практика: анализ экстремальной ситуации.

План действия и выход из экстремальной ситуации. Сигналы бедствия.

  1. Снаряжение.

Теория: подбор снаряжения для похода. Требование к личному, общественному и специальному снаряжению. Особенности снаряжения для походов в различные времена года. Личное снаряжение, одежда и обувь туриста в дальнем походе; типы рюкзаков, оборудование рюкзака (подгонка лямок, войлочные подушечки на лямках, изготовление непромокаемого вкладыша). Одежда и обувь для зимних походов (меховая куртка, капюшон, маска, брюки, бахилы, рукавицы, свитер, сменная обувь, белье, носки); предметы походной постели (спальный мешок, коврик или надувной матрас, вкладыш, «подушка», чехол для спального мешка).

Практика: Особенности снаряжения для многодневных походов по малонаселенной местности. Типы палаток; как подготовить палатку к походу (конструкция стоек, колышки, веревки, амортизаторы, тенты, полог, подстилка, проклеивание швов). Упаковка и переноска палаток. Сушка и проветривание палаток в пути. Обязанности старосты по палатке. Хозяйственное оборудование для дежурных по кухне (хознабор): таганок, крючки, цепочки, рукавицы, сухое горючее, растопка, неприкосновенный запас спичек, ножи разные, клеенка столовая, фанерка, половник, мочалки, мыло и горчица сухая, веревка, палка для развешивания, соль. Походная посуда для варки пищи, чехлы для посуды, хранение и переноска посуды. Топоры, пилы. Как заточить и развести пилу. Документы, инструменты, основная и вспомогательная веревки, фотоаппараты, рыболовные принадлежности, фонари. Обязанности завхоза группы по снаряжению. Состав и назначение ремнабора, обязанности «реммастера» до и во время похода. Особенности снаряжения для зимнего похода. Специальное снаряжение группы для производства краеведческих работ.

V. Аварийный бивак.

Теория: причины аварийности в пешеходных походах и их профилактика: роль объективных и субъективных факторов в возникновении аварийных ситуаций. Требования к биваку. Выбор места. Оборудование бивака. Бивак из подручных средств.

Практика: построение защиты от ветра, дождя, снега. Подбор древесины для костра. Типы костров и их характеристика. Разведение костра без спичек. Поведение группы на аварийном биваке. Снятие лагеря в аварийном случае.

VI. Обеспечение питанием в походе.

Теория: значение правильной организации питания в сложных условиях. Энергетические затраты и их компенсация.

Витамины. Белки, жиры, углеводы. Характеристика некоторых продуктов питания. Водно-солевой режим.

Практика: способы добычи и обеззараживания воды. Нетрадиционные формы питания. Съедобные растения.

Зачет.

VII. Доврачебная помощь силами группы.

Теория: характерные заболевания, их симптомы и лечение.  Первая помощь при травмах.

Практика: наложение повязок, шин. Оказание первой помощи при различных травмах. Изготовление носилок, транспортировка пострадавшего. Применение дикорастущих лекарственных растений.

Тестирование по оказанию ПДП.

VIII.        Ориентирование в сложных погодных условиях. Ориентирование по компасу.

Теория: стороны горизонта. Пользование компасом в походе. Азимут. Определение азимута по карте и на местности, азимутальное кольцо (чертеж). Определение азимута на заданный ориентир, движение группы по азимутам на заданное расстояние. Определение сторон горизонта по солнцу, звездам и местным признакам. Работа с картой и компасом.

Практика: ориентирование без карты и компаса, по часам. Ориентирование без карты и компаса, рельефу, природным объектам. Практическое ориентирование в сложных условиях. Определение сторон горизонта с помощью компаса, по небесным светилам, местным признакам. Определение направлений по заданным азимутам (прямые засечки) и азимутов на заданные ориентиры (обратная засечка). Движение группы по заданным азимутам на заданные расстояния. Глазомерная оценка расстояний до предметов. Особенности ориентирования в горной и лесной местности, при сложных метеорологических условиях. Действия группы при потере ориентировки. Участие в мини-соревнованиях.

IX. Техническая подготовка.

Теория: тактика и техника в пешеходном туризме. Движение на маршруте по тропам. Принцип экономии сил. Движение на подъемах и спусках различной крутизны и твердости грунта. Работа с альпенштоком.

Практика:  преодоление завалов, скопления валунов, ям, канав. Водные переправы. Движение по лесу. Узлы их группы и применение. Работа на склонах различной крутизны. Основы работы на скальном участке.

Календарно - тематическое планирование курса

«Спортивный туризм»

№ п/п

Название модуля

Общее кол-во часов

Дата

Проведения

(план)

Дата

Проведения

(факт)

I

Вводное занятие. Туристско-экскурсионные возможности родного края

1

II

Окружающая среда и факторы опасности

1

III

Экстремальные природные ситуации

1

IV

Снаряжение

8

Личное снаряжение

4

Командное снаряжение

4

V

Аварийный бивак.

2

VI

Обеспечение питанием в походе

2

VII

Доврачебная помощь силами группы

4

VIII

Ориентирование в сложных погодных условиях. Ориентирование по компасу

4

IX

Техническая подготовка

12

Продвижение травянистыми, заснеженными и осыпными склонами

4

Передвижения заболоченной местностью

4

 Переправы через препятствия

4

Итого:

35


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа ФГОС Спортивный туризм 1 класс

программа предназначена для кружковой работы вшколе...

Рабочая программа ФГОС Спортивный туризм 2 класс

программа для кружковой работы в школе...

Рабочая программа ФГОС Спортивный туризм 3 класс

программа для кружковой работы в школе...

Рабочая программа ФГОС Спортивный туризм 4 класс

программа для кружковой работы в школе...

Дополнительная предпрофиссиональная программа по прикладному виду спорта "спортивный туризм"

Разработана в соответствии с федеральными государственными требованиями по виду спорта и с учётом гендерных и возрастных особенностей по прикладному виду спорта «спортивный туризм»...

Рабочая программа курса «Русские народные игры» дополнительной общеразвивающей программы физкультурно-спортивной направленности «Подвижные игры»

1.  Пояснительная записка1.2. Цели и задачиЦель: создание наиболее благоприятных условий для формирования у младших школьников отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путе...

Дистанционный курс "Спортивный туризм"

https://sites.google.com/view/turizm55?usp=sharing...