программа курса " Спортивный туризм"
рабочая программа (4 класс)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Благовещенская средняя общеобразовательная школа №1
имени Петра Петровича Корягина»
Благовещенского района Алтайского края
СОГЛАСОВАНО | УТВЕРЖДАЮ | ||||
Зам. директора по УВР | Директор школы | ||||
__________О.И.Гермаш | |||||
____________Беребердина Т.С. | Приказ № ____________ | ||||
«____»_________2021г. | от «___» __________2021г. | ||||
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Спортивный туризм»
Программа курса внеурочной деятельности «Школьная республика» составлена на основе авторской программы Горской В.А. Примерные программы внеурочной деятельности: начальное и основное образование / под редакцией А.А.Горского, М.: «Просвещение, 2010.
Составила: Куликова Л.В.,
учитель начальных классов
р.п. Благовещенка – 2021
Предполагаемые результаты внеурочной деятельности
Результатом внеурочной деятельности являются универсальные учебные действия: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.
Личностные универсальные учебные действия:
Объяснять самому себе свои некоторые черты характера, свои отдельные ближайшие цели саморазвития, наиболее заметные достижения;
Осознавать себя гражданином России и ценной частью многоликого изменяющегося мира; Вырабатывать в противоречивых конфликтных ситуациях правила поведения, способствующие ненасильственному и равноправному преодолению конфликта;
Регулятивные универсальные учебные действия :
Учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему;
Работать по составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства;
Познавательные универсальные учебные действия:
Предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи, состоящей из нескольких шагов;
Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников;
Выявлять причины и следствия простых явлений;
К предметным результатам относятся : опыт познавательной деятельности;
опыт коллективной самодеятельности в туристской группе (команде);
опыт социально-профессиональных ролей в системе должностно-ролевого туристско самоуправления;
Коммуникативные универсальные действия:
Понимать точку зрения другого;
Отстаивать при необходимости свою точку зрения, аргументируя ее.
Организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Воспитательные результаты внеурочной деятельности распределяются по трём уровням.
- Результаты первого уровня (приобретение младшим школьником социальных знаний, понимание социальной реальности в повседневной жизни); приобретение знаний о правилах ведения здорового образа жизни, об основных нормах гигиены, о технике безопасности при занятии физическими упражнениями и туризмом, способах и средствах передвижения на местности пешком и на лыжах, способах ориентирования на местности и об элементарных правилах выживания в природе, о принятых в обществе нормах отношения к природе, к памятникам истории и культуры, российских традициях памяти героев отечественных войн, русских народных играх, о правилах конструктивной групповой деятельности на туристской прогулке и экскурсии, об основах организации коллективной деятельности в туризме и краеведении, о способах организации досуга, о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации.
- Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения к базовым ценностям российского обществаи к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений обучающихся к своему здоровью и здоровью окружающих людей, к физкультуре и занятиям туризмом, к природе, к малой родине и родному Отечеству, его истории и народу, к труду, к другим людям.
- Результаты третьего уровня (приобретение опыта самостоятельного социального действия): приобретение обучающимся опыта актуализации физкультурно-оздоровительной деятельности в социальном пространстве, опыта заботы о младших и организации их досуга, опыта волонтёрской деятельности, опыта самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими школьниками, опыта управления другими людьми и принятия на себя ответственности за других.
Содержание
курса внеурочной деятельности
- Вводное занятие. Туристско-экскурсионные возможности родного края.
Теория: особенности географии края: размеры территории, основные районы и их туристские возможности, природные памятники и заповедники. Географическое прошлое и рельеф. Климат. Основные реки и водоемы. Исторические и культурные памятники. Возможные экскурсии и походы по краю.
- Окружающая среда и факторы опасности.
Теория: субъективные и объективные опасности. Опасности, обусловленные природой гор: горный рельеф, камнепады, обвалы, крутизна склонов, горные реки. Климат и погода горных районов. Стихийные бедствия и аномальные климатические явления. Опасности, связанные с действиями человека.
- Экстремальные природные ситуации.
Теория: определение экстремальной ситуации. Условия ее возникновения. Степень экстремальности.
Поведение человека в экстремальной ситуации. Практика: анализ экстремальной ситуации.
План действия и выход из экстремальной ситуации. Сигналы бедствия.
- Снаряжение.
Теория: подбор снаряжения для похода. Требование к личному, общественному и специальному снаряжению. Особенности снаряжения для походов в различные времена года. Личное снаряжение, одежда и обувь туриста в дальнем походе; типы рюкзаков, оборудование рюкзака (подгонка лямок, войлочные подушечки на лямках, изготовление непромокаемого вкладыша). Одежда и обувь для зимних походов (меховая куртка, капюшон, маска, брюки, бахилы, рукавицы, свитер, сменная обувь, белье, носки); предметы походной постели (спальный мешок, коврик или надувной матрас, вкладыш, «подушка», чехол для спального мешка).
Практика: Особенности снаряжения для многодневных походов по малонаселенной местности. Типы палаток; как подготовить палатку к походу (конструкция стоек, колышки, веревки, амортизаторы, тенты, полог, подстилка, проклеивание швов). Упаковка и переноска палаток. Сушка и проветривание палаток в пути. Обязанности старосты по палатке. Хозяйственное оборудование для дежурных по кухне (хознабор): таганок, крючки, цепочки, рукавицы, сухое горючее, растопка, неприкосновенный запас спичек, ножи разные, клеенка столовая, фанерка, половник, мочалки, мыло и горчица сухая, веревка, палка для развешивания, соль. Походная посуда для варки пищи, чехлы для посуды, хранение и переноска посуды. Топоры, пилы. Как заточить и развести пилу. Документы, инструменты, основная и вспомогательная веревки, фотоаппараты, рыболовные принадлежности, фонари. Обязанности завхоза группы по снаряжению. Состав и назначение ремнабора, обязанности «реммастера» до и во время похода. Особенности снаряжения для зимнего похода. Специальное снаряжение группы для производства краеведческих работ.
V. Аварийный бивак.
Теория: причины аварийности в пешеходных походах и их профилактика: роль объективных и субъективных факторов в возникновении аварийных ситуаций. Требования к биваку. Выбор места. Оборудование бивака. Бивак из подручных средств.
Практика: построение защиты от ветра, дождя, снега. Подбор древесины для костра. Типы костров и их характеристика. Разведение костра без спичек. Поведение группы на аварийном биваке. Снятие лагеря в аварийном случае.
VI. Обеспечение питанием в походе.
Теория: значение правильной организации питания в сложных условиях. Энергетические затраты и их компенсация.
Витамины. Белки, жиры, углеводы. Характеристика некоторых продуктов питания. Водно-солевой режим.
Практика: способы добычи и обеззараживания воды. Нетрадиционные формы питания. Съедобные растения.
Зачет.
VII. Доврачебная помощь силами группы.
Теория: характерные заболевания, их симптомы и лечение. Первая помощь при травмах.
Практика: наложение повязок, шин. Оказание первой помощи при различных травмах. Изготовление носилок, транспортировка пострадавшего. Применение дикорастущих лекарственных растений.
Тестирование по оказанию ПДП.
VIII. Ориентирование в сложных погодных условиях. Ориентирование по компасу.
Теория: стороны горизонта. Пользование компасом в походе. Азимут. Определение азимута по карте и на местности, азимутальное кольцо (чертеж). Определение азимута на заданный ориентир, движение группы по азимутам на заданное расстояние. Определение сторон горизонта по солнцу, звездам и местным признакам. Работа с картой и компасом.
Практика: ориентирование без карты и компаса, по часам. Ориентирование без карты и компаса, рельефу, природным объектам. Практическое ориентирование в сложных условиях. Определение сторон горизонта с помощью компаса, по небесным светилам, местным признакам. Определение направлений по заданным азимутам (прямые засечки) и азимутов на заданные ориентиры (обратная засечка). Движение группы по заданным азимутам на заданные расстояния. Глазомерная оценка расстояний до предметов. Особенности ориентирования в горной и лесной местности, при сложных метеорологических условиях. Действия группы при потере ориентировки. Участие в мини-соревнованиях.
IX. Техническая подготовка.
Теория: тактика и техника в пешеходном туризме. Движение на маршруте по тропам. Принцип экономии сил. Движение на подъемах и спусках различной крутизны и твердости грунта. Работа с альпенштоком.
Практика: преодоление завалов, скопления валунов, ям, канав. Водные переправы. Движение по лесу. Узлы их группы и применение. Работа на склонах различной крутизны. Основы работы на скальном участке.
Календарно - тематическое планирование курса
«Спортивный туризм»
№ п/п | Название модуля | Общее кол-во часов | Дата Проведения (план) | Дата Проведения (факт) |
I | Вводное занятие. Туристско-экскурсионные возможности родного края | 1 | ||
II | Окружающая среда и факторы опасности | 1 | ||
III | Экстремальные природные ситуации | 1 | ||
IV | Снаряжение | 8 | ||
Личное снаряжение | 4 | |||
Командное снаряжение | 4 | |||
V | Аварийный бивак. | 2 | ||
VI | Обеспечение питанием в походе | 2 | ||
VII | Доврачебная помощь силами группы | 4 | ||
VIII | Ориентирование в сложных погодных условиях. Ориентирование по компасу | 4 | ||
IX | Техническая подготовка | 12 | ||
Продвижение травянистыми, заснеженными и осыпными склонами | 4 | |||
Передвижения заболоченной местностью | 4 | |||
Переправы через препятствия | 4 | |||
Итого: | 35 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа ФГОС Спортивный туризм 1 класс
программа предназначена для кружковой работы вшколе...
Рабочая программа ФГОС Спортивный туризм 2 класс
программа для кружковой работы в школе...
Рабочая программа ФГОС Спортивный туризм 3 класс
программа для кружковой работы в школе...
Рабочая программа ФГОС Спортивный туризм 4 класс
программа для кружковой работы в школе...
Дополнительная предпрофиссиональная программа по прикладному виду спорта "спортивный туризм"
Разработана в соответствии с федеральными государственными требованиями по виду спорта и с учётом гендерных и возрастных особенностей по прикладному виду спорта «спортивный туризм»...
Рабочая программа курса «Русские народные игры» дополнительной общеразвивающей программы физкультурно-спортивной направленности «Подвижные игры»
1. Пояснительная записка1.2. Цели и задачиЦель: создание наиболее благоприятных условий для формирования у младших школьников отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путе...
Дистанционный курс "Спортивный туризм"
https://sites.google.com/view/turizm55?usp=sharing...