Практико-значимая работа.
статья (1 класс)
.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
isaeva_n.s._praktiko-znachimaya_rabota.docx | 40.24 КБ |
prilozhenietehnologicheskaya_karta.docx | 28.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области
«Государственный гуманитарно-технологический университет»
Факультет переподготовки и повышения квалификации
Истринский профессиональный колледж – филиал ГГТУ
Методическая разработка технологической карты урока по математике в 1 классе
Итоговая практико-значимая работа
Выполнила:
слушатель курсов по программе
«Методика формирования УУД у младших школьников при решении текстовых задач»
Исаева Наталья Станиславовна
Проверил:
Преподаватель ИПК – филиал ГГТУ
Филатова Ирина Ивановна
Оценка:
Истра, 2018.
Оглавление
Введение………………………………………………………………………….3
- Требования к современному уроку…………………….…….…………..5
- Понятие и особенности технологической карты урока……………… .. 9
- Структура технологической карты урока………………………………14
- Технологическая карта урока по математике………………Приложение
Заключение………………………………………………………………………18
Список литературы……………………………………………………………...19
Введение
Образование в России перешло на Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения. Новая система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков (ЗУН) и ставит главной задачей развитие личности ученика. Формулировки Стандарта II поколения указывают на реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу обучения. Эти требования сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов. Главной же частью ядра ФГОС являются универсальные учебные действия (УУД) которые разделены на личностные, познавательные, регулятивные и коммуникативные. Формирование у учащихся в процессе обучения УУД требуют принципиальных изменений деятельности учителя, реализующего новый стандарт. В современном образовании акцент ставится на обеспечение становления личности школьника, раскрытие его индивидуальных возможностей, на умения применять знания, на знания как средство развития личности. Поэтому формулировки заданий на уроках математики теперь будут выглядеть несколько иначе. На уроках математики предлагается, наряду с усвоением конкретных знаний, научить преобразовывать и применять освоенный обучающимися опыт для получения нового знания. Научить работать с текстами, рисунками, графиками, таблицами и схемами с целью отбора источников, поиска и извлечения информации для ответов на вопросы, аргументации своей точки зрения.
Всё это порождает ряд требований не только к содержанию, но и к форме организации образовательного процесса. Для педагога становится особенно актуальным умение планировать и строить урок так, чтобы осознанно осуществлять формирование результатов обучения.
Эта необходимость привела к изменению формы проектирования урока и определила структуру предлагаемой технологической карты урока (вместо плана – конспекта), призванной зафиксировать не только виды деятельности учителя и обучающихся на уроке, но и виды предполагаемых образовательных результатов.
Цель данной работы: разработать технологическую карту урока математики в 1 классе.
Задачи:
- Изучить требования ФГОС НОО к современному уроку.
- Познакомиться с понятием, особенностью и структурой технологической карты урока.
- Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС
Современная жизнь отличается быстрыми темпами развития, высокой мобильностью, для молодого поколения появляется большое количество возможностей. Выйдя из стен школы, выпускник должен продолжать саморазвиваться и самосовершенствоваться, а для этого необходимо научиться определённым способам действий.
Современная жизнь предъявляет сегодня человеку жёсткие требования – это высокое качество образования, коммуникабельность, целеустремлённость, креативность, качества Лидера, а самое главное – умение ориентироваться в большом потоке информации.
Подготовка учеников к жизни закладывается в школе, поэтому требования к образованию сегодня меняют свои приоритеты: знаниевая составляющая уступает место развивающей.
Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но при всём многообразии – урок остаётся главной формой организации учебного процесса. И для того, чтобы реализовать требования, предъявляемые Стандартами второго поколения, урок должен стать новым, современным!
Понятие современный урок неразрывно связано с понятием современный учитель. По словам руководителя проекта по разработке ФГОСов Александра Михайловича Кондакова «Стандарты второго поколения невозможны без учителя второго поколения»!
В новых Стандартах сформулированы требования к современному учителю:
во-первых, это профессионал, который
• демонстрирует универсальные и предметные способы действий
• инициирует действия учащихся
• консультирует и корректирует их действия
• находит способы включения в работу каждого ученика
• создаёт условия для приобретения детьми жизненного опыта.
Во-вторых, это учитель, применяющий развивающие технологии.
В-третьих, современный учитель обладает информационной компетентностью.
Достижение нового образовательного результата возможно при реализации системно-деятельностного подхода, который положен в основу Стандарта.
Поэтому, в первую очередь, меняются функции участников образовательного процесса: учитель из вещателя и передатчика информации становится менеджером. Главное для учителя в новой системе образования – это управлять процессом обучения, а не передавать знания. Функции ученика – активный деятель. То есть учащийся становится активной Личностью, умеющей ставить цели и достигать их, самостоятельно перерабатывать информацию и применять имеющиеся знания на практике.
В чем же новизна современного урока в условиях введения стандарта второго поколения?
Чаще организуются индивидуальные и групповые формы работы на уроке. Постепенно преодолевается авторитарный стиль общения между учителем и учеником.
Какие требования предъявляются к современному уроку:
• хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание.
• учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;
• урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;
• учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;
• вывод делают сами учащиеся;
• минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;
• времясбережение и здоровьесбережение;
• в центре внимания урока - дети;
• учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;
• умение демонстрировать методическое искусство учителя;
• планирование обратной связи;
• урок должен быть добрым.
Необходимо обратить внимание и на принципы педагогической техники:
• свобода выбора (в любом обучающем или управляющем действии ученику предоставляется право выбора);
• открытости (не только давать знания, но и показывать их границы, сталкивать ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса);
• деятельности (освоение учениками знаний, умений, навыков преимущественно в форме деятельности, ученик должен уметь использовать свои знания);
• идеальности (высокого КПД) (максимально использовать возможности, знания, интересы самих учащихся);
• обратной связи (регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой системы приемов обратной связи).
Как проходил обычный урок? Учитель вызывает ученика, который должен рассказать домашнее задание – параграф, прочитанный по учебнику. Затем ставит оценку, спрашивает следующего. Вторая часть урока – учитель рассказывает следующую тему и задает домашнее задание.
Теперь же, в соответствии с новыми стандартами, нужно, прежде всего, усилить мотивацию ребенка к познанию окружающего мира, продемонстрировать ему, что школьные занятия – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни.
Если говорить о конкретных методиках, обучающих универсальным учебным действиям, они могут включать в себя и экскурсии, и поиск дополнительного материала на заданную тему, и обмен мнениями, и выявление спорных вопросов, и построение системы доказательств, и выступление перед аудиторией, и обсуждение в группах, и многое другое.
Уроки должны строиться по совершенно иной схеме.
Какие основные моменты следует учитывать учителю при подготовке к современному уроку в соответствии с требованиями ФГОС?
Прежде всего необходимо рассмотреть этапы конструирования урока:
1. Определение темы учебного материала.
2. Определение дидактической цели темы.
3. Определение типа урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний; закрепления новых знаний; комплексного применения знаний, умений и навыков; обобщения и систематизации знаний; проверки, оценки и коррекции знаний, умений и навыков учащихся.
4. Продумывание структуры урока.
5. Обеспеченность урока.
6. Отбор содержания учебного материала.
7. Выбор методов обучения.
8. Выбор форм организации педагогической деятельности
9. Оценка знаний, умений и навыков.
10. Рефлексия урока.
Если сейчас больше всего распространен объяснительно-иллюстративный метод работы, когда учитель, стоя перед классом, объясняет тему, а потом проводит выборочный опрос, то в соответствии с изменениями упор должен делаться на взаимодействие учащихся и учителя, а также взаимодействие самих учеников. Ученик должен стать живым участником образовательного процесса.
Групповая форма работы имеет множество плюсов: ребенок за урок может побывать в роли руководителя или консультанта группы. Меняющийся состав групп обеспечит гораздо более тесное общение одноклассников. Мало того, практика показывает, что дети в общении раскрепощаются, ведь не каждый ребенок может легко встать перед всем классом и отвечать учителю. «Высший пилотаж» в проведении урока и идеальное воплощение новых стандартов на практике – это урок, на котором учитель, лишь направляя детей, дает рекомендации в течение урока. Поэтому дети ощущают, что ведут урок сами.
Также необходимо акцентировать внимание и на дидактические требования к современному уроку - четкое формулирование образовательных задач в целом и его составных элементов, их связь с развивающими и воспитательными задачами, с учетом:
• требований к результатам освоения основной образовательной программы;
• требований к структуре основной образовательной программы;
• требований к условиям реализации основной образовательной программы.
Основные типы уроков остаются прежними, но в них внесены изменения:
1. Урок изучения нового.
Это: традиционный (комбинированный), лекция, экскурсия, исследовательская работа, учебный и трудовой практикум. Имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний
2. Урок закрепления знаний.
Это: практикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация. Имеет целью выработку умений по применению знаний.
3. Урок комплексного применения знаний.
Это: практикум, лабораторная работа, семинар и т.д. Имеет целью выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях.
4. Урок обобщения и систематизации знаний.
Это: семинар, конференция, круглый стол и т.д. Имеет целью обобщение единичных знаний в систему.
5. Урок контроля, оценки и коррекции знаний.
Это: контрольная работа, зачет, коллоквиум, смотр знаний и т.д. Имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками.
Основная дидактическая структура урока отображается в плане-конспекте урока и в его технологической карте. Она имеет как статичные элементы, которые не изменяются в зависимости от типов урока, так и динамические, которым свойственна более гибкая структура:
1. Организационный момент: тема; цель; образовательные, развивающие, воспитательные задачи; мотивация их принятия; планируемые результаты: знания, умения, навыки; личностно формирующая направленность урока.
2. Проверка выполнения домашнего задания (в случае, если оно задавалось).
3. Подготовка к активной учебной деятельности каждого ученика на основном этапе урока: постановка учебной задачи, актуализация знаний.
4. Сообщение нового материала.
5. Решение учебной задачи.
6. Усвоение новых знаний.
7. Первичная проверка понимания учащимися нового учебного материала (текущий контроль с тестом).
8. Закрепление изученного материала.
9. Обобщение и систематизация знаний.
10. Контроль и самопроверка знаний (самостоятельная работа, итоговый контроль с тестом).
11. Подведение итогов: диагностика результатов урока, рефлексия достижения цели.
12. Домашнее задание и инструктаж по его выполнению.
В отличие от традиционного урока, современный урок – это, прежде всего урок, направленный на формирование и развитие универсальных учебных действий (УУД). Выделяют несколько наиболее важных аспектов такого урока.
Первый аспект - Мотивационно – целеполагающий.
Цель современного урока должна быть конкретной и измеряемой. Цель можно отождествить с результатом урока. Результатом урока является не успеваемость, не объем изученного материала, а приобретаемые УУД учащихся ( такие как способность к действию, способность применять знания, реализовывать собственные проекты, способность социального действия, т.е.). Вместе с этим, следует отметить, что такой подход на уроке не отрицает значения знаний, он акцентирует внимание на способности использовать полученные знания.
К новым образовательным целям урока относятся цели, которые учащиеся формулируют самостоятельно и осознают их значимость лично для себя.
Второй аспект современного урока - Деятельностный аспект
Новым смыслом урока является решение проблем самими школьниками в процессе урока через самостоятельную познавательную деятельность. Проблемный характер урока с уверенностью можно рассматривать как уход от репродуктивного подхода на занятии. Чем больше самостоятельной деятельности на уроке, тем лучше, т.к. учащиеся приобретают умения решения проблем, информационную компетентность при работе с текстом.
Современный урок отличается использованием деятельностных методов и приемов обучения таких, как учебная дискуссия, диалог, видеообсуждение, деловые и ролевые игры, открытые вопросы, мозговой штурм и т.д.
Развитию УУД на уроке способствует применение современных педагогических технологий: технология критического мышления, проектная деятельность, исследовательская работа, дискуссионная технология, коллективная и индивидуальная мыслительную деятельность. Важно, чтобы учитель не искажал технологию, используя из нее только отдельные приемы.
Новый подход к образованию соответствует современному представлению об уроке. Именно такой урок называется современным, где учитель вместе с учащимися на равных ведет работу по поиску и отбору научного содержания знания, подлежащего усвоению; только тогда знание становится личностно значимым, а ученик воспринимается учителем как творец своего знания. А значит, именно такие уроки позволяют сегодня реализовывать новые образовательные стандарты.
Развивающее обучение также лежит в основе современного урока, так как урок развивающий – направлен на создание условий, в которых ребенок чувствует себя самим собой, полноценным участником различных форм общественной жизни. Учитель на таком уроке является организатором учебной деятельности.
Наша главная задача (задача современного учителя) на уроке – формировать и развивать УУД, то есть умения учиться всю жизнь.
Для того, чтобы сформировать у учащихся любое УУД необходимо:
• Сформировать первичный опыт выполнения этого действия и мотивацию;
• Сформировать понимание алгоритма выполнения УУД, основываясь на имеющийся опыт;
• Сформировать умение выполнять УУД посредством включения его в практику, организовать самоконтроль его выполнения.
Поэтому учитель, начинающий реализовывать Стандарт в средней школе, должен внести изменения в свою деятельность, в построение урока и его проведение.
Учитель, проектируя занятие, составляет Технологическую Карту.
Традиционный конспект – это содержание урока по вертикали, а технологическая карта – по горизонтали. При планировании урока учитель определяет все виды деятельности учащихся на уроке в целом и отдельных его этапах. Современный урок необходимо рассматривать как звено продуманной системы работы учителя, где решаются задачи обучения, воспитания и развития учащихся.
Технологическая карта урока - это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ в соответствии с ФГОС.
Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий в соответствии с требованиями ФГОС, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку.
Сущность проектной педагогической деятельности с применением технологической карты заключается в использовании инновационной технологии работы с информацией, описании заданий для ученика по освоению темы, оформлении предполагаемых образовательных результатов. Технологическую карту отличают: интерактивность, структурированность, алгоритмичность, технологичность и обобщенность информации.
2. Структура технологической карты включает:
• название темы с указанием часов, отведенных на ее изучение;
• цель освоения учебного содержания;
• планируемые результаты (личностные, предметные, метапредметные, информационно-интеллектуальную компетентность и УУД);
• метапредметные связи и организацию пространства (формы работы и ресурсы);
• основные понятия темы;
• технологию изучения указанной темы (на каждом этапе работы определяется цель и прогнозируемый результат, даются практические задания на отработку материала и диагностические задания на проверку его понимания и усвоения);
• контрольное задание на проверку достижения планируемых результатов.
Технологическая карта позволяет увидеть учебный материал целостно и системно, проектировать образовательный процесс по освоению темы с учетом цели освоения курса, гибко использовать эффективные приемы и формы работы с обучающимися на уроке, согласовывать действия учителя и учащихся, организовывать самостоятельную деятельность школьников в процессе обучения, осуществлять интегративный контроль результатов учебной деятельности.
Технологическая карта позволит учителю:
• реализовать планируемые результаты ФГОС;
• определить УУД, которые формируются в процессе изучения конкретной темы, всего учебного курса;
• системно формировать у учащихся УУД;
• осмыслить и спроектировать последовательность работы по освоению темы от цели до конечного результата;
• определить уровень раскрытия понятий на данном этапе и соотнести его с дальнейшим обучением (вписать конкретный урок в систему уроков);
• проектировать свою деятельность на четверть, полугодие, год посредством перехода от поурочного планирования к проектированию темы;
• освободить время для творчества (использование готовых разработок по темам
- освобождает учителя от непродуктивной рутинной работы);
• определить возможности реализации межпредметных знаний (установить связи и зависимости между предметами и результатами обучения);
• на практике реализовать метапредметные связи и обеспечить согласованные действия всех участников педагогического процесса;
• выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы;
• решить организационно-методические проблемы (замещение уроков, выполнение учебного плана и т. д.);
• соотнести результат с целью обучения после создания продукта -набора технологических карт;
• обеспечить повышение качества образования.
Технологическая карта позволит администрации школы контролировать выполнение программы и достижение планируемых результатов, а также осуществлять необходимую методическую помощь.
Использование технологической карты обеспечивает условия для повышения качества обучения, т. к.:
• учебный процесс по освоению темы (раздела) проектируется от цели до результата;
• используются эффективные методы работы с информацией;
• организуется поэтапная самостоятельная учебная, интеллектуально-познавательная и рефлексивная деятельность школьников;
• обеспечиваются условия для применения знаний и умений в практической деятельности.
При реализации ФГОС учителю важно понять, какие принципиально новые дидактические подходы к уроку регламентируют нормативные документы. Если сравнивать цели и задачи с прежними стандартами, их формулировка изменилась мало. Произошло смещение акцентов на результаты освоения основной образовательной программы. Они представлены в виде личностных, метапредметных и предметных результатов. Вся учебная деятельность должна строиться на основе деятельностного подхода, цель которого заключается в развитии личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности. Ребенок не может развиваться при пассивном восприятии учебного материала. Именно собственное действие может стать основой формирования в будущем его самостоятельности. Значит, образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих детское действие.
Структура современных уроков, должна быть динамичной, с использованием набора разнообразных операций, объединенных в целесообразную деятельность. Очень важно, чтобы учитель поддерживал инициативу ученика в нужном направлении, и обеспечивал приоритет его деятельности по отношению к своей собственной.
Именно такой урок называется современным, где учитель вместе с учащимися на равных ведет работу по поиску и отбору научного содержания знания, подлежащего усвоению; только тогда знание становится личностно значимым, а ученик воспринимается учителем как творец своего знания. А значит, именно такие уроки позволяют сегодня реализовывать новые образовательные стандарты.
Развивающее обучение также лежит в основе современного урока, так как урок развивающий – направлен на создание условий, в которых ребенок чувствует себя самим собой, полноценным участником различных форм общественной жизни. Учитель на таком уроке является организатором учебной деятельности
Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это всё и есть главный ресурс, без которого новые требования ФГОС к организации учебно-воспитательного процесса в школе не могут существовать.
Много зависит от желания и характера учителя и от уровня его профессиональной подготовки. Если человек сам по себе открыт для нового и не боится перемен, начать делать первые уверенные шаги в новых условиях он сможет в более сжатые сроки.
Учителя смогут реализовать новый стандарт без проблем, в основном за счет своего умения быстро перестраиваться.
Современный урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, то, что ребята будут помнить. Можно применять такие приёмы, как - интересный факт, неожиданное открытие, обращение к жизненному опыту самих учащихся.
Таким образом,
• Современный урок направлен на формирование и развитие УУД,
• на достижение личностных результатов;
• Урок строится в рамках системно - деятельностного подхода;
• Развивает у учащихся способности самостоятельно ставить учебную задачу;
• Проектировать пути их реализации;
• Контролировать и оценивать свои достижения.
Учитель, его отношение к УП, его творчество и профессионализм, его желание и умение раскрыть способности каждого ребёнка – это всё и есть главный ресурс, без которого новые требования ФГОС не будут реализованы!
Учащиеся достигнут высоких результатов только тогда, когда увидят, что определённые умения необходимы ему и на других предметах и в жизни!
Задача современного учителя на уроке – формировать и развивать УУД, то есть умения учиться всю жизнь.
Для того, чтобы сформировать у учащихся любое УУД необходимо:
- Сформировать первичный опыт выполнения этого действия и мотивацию;
- Сформировать понимание алгоритма выполнения УУД, основываясь на имеющийся опыт;
- Сформировать умение выполнять УУД посредством включения его в практику, организовать самоконтроль его выполнения.
Поэтому учитель, начинающий реализовывать Стандарт в средней школе, должен внести изменения в свою деятельность, в построение урока и его проведение.
Заключение
Подведем итог, зачем же нужна технологическая карта урока? Прежде всего, она позволяет увидеть учебный материал целостно и системно. Помимо этого технологическая карта урока направлена на проектирование образовательного процесса с учётом цели освоения определенного предмета в рамках школьной программы. Использование технологической карты позволяет гибко использовать эффективные приёмы и формы работы с детьми на уроке, организовать самостоятельную деятельность школьников в процессе обучения, а также осуществлять интегративный контроль результатов учебной деятельности.
Форма записи урока в виде технологической карты дает возможность максимально детализировать его еще на стадии подготовки. Она позволит учителю:
- реализовать планируемые результаты ФГОС второго поколения;
- определить УУД, которые формируются в процессе изучения конкретной темы, всего учебного курса;
- системно формировать у учащихся универсальные учебные действия;
- осмыслить и спроектировать последовательность работы по освоению темы от цели до конечного результата;
- проектировать свою деятельность на определенный период при помощи перехода от поурочного планирования к проектированию темы;
- освободить время для творчества;
- определить возможности реализации межпредметных знаний;
- на практике реализовать общие для всех предметов связи и обеспечить согласованные действия всех участников педагогического процесса;
- выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы;
- обеспечить повышение качества образования.
Список литературы
- Нестерова И.А. Технологическая карта урока // Образовательная энциклопедия ODiplom.ru - http://odiplom.ru/lab/tehnologicheskaya-karta-uroka.html
- Пичугин С. С. Технологическая карта урока как инструмент проектирования cовременного урока в начальной общеобразовательной школе. Методическое пособие. – Уфа: РИО РУНМЦ МО РБ, 2013. – 50 с.
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: текст с изм. И доп. на 2011 г. / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011. – 33 с.
- Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа/ (сост. Е.С.Савинов). - М.: Поосвещение,2010.-191с. (Стандарты второго поколения)
- Якушина Е.В. Готовимся к уроку в условиях новых ФГОС // [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.openclass.ru/node/305985
- Главный образовательный портал –https://obrazovanie.guru/srednee-obrazovanie-i-shkola/tehnologicheskaya-karta-uroka-po-fgos-obrazets.html
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА УМК «XXI ВЕК». Математика. 1 класс «А». Учитель: Исаева Н. С. | |
Тема урока | Место урока по теме |
«Решение задач» | Обобщающий урок по теме «Решение различных видов простых задач». |
Тип урока | Место урока по теме |
Урок актуализации знаний и умений (УАЗиУ) (урок повторения) | Фронтальная работа, работа в парах, групповая работа, группировка, домысливание. |
Цель урока | Задачи урока |
Закрепить общий приём сложения и вычитания однозначных чисел с переходом через десяток; закреплять умение сравнивать числа; закреплять умение решать выражения со скобками; продолжать работу над решением простых задач разных типов; моделировать и решать составные задачи; | Личностные УУД Ученик получит возможность формирования:
Ученик научится: Познавательные УУД моделировать приёмы выполнения действия вычитания с переходом через десяток, графические схемы; сравнивать числа, опираясь на порядок следования чисел второго десятка при счёте; сравнивать разные способы вычислений, выбирать наиболее удобный; моделировать и решать задачи в 2 действия; классифицировать объекты, числа, геометрические фигуры по заданному признаку; определять закономерность построения рядов, содержащих геометрические фигуры; выполнять задания поискового характера, применяя знания в изменённых условиях. Ученик получит возможность научиться: понимать и выполнять несложные обобщения и использовать их для получения новых знаний; устанавливать математические отношения между объектами и группами объектов, фиксировать это в устной форме, используя особенности математической речи (точность и краткость) и на построенных моделях; применять знания и способы действий в измененных условиях; объяснять найденные способы действий при решении новых учебных задач и находить способы их решения (в простейших случаях); выделять из предложенного текста информацию по заданному условию. Регулятивные УУД понимать и принимать учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в сотрудничестве с ним; прогнозировать результат вычисления; объяснять и обосновывать действие, выбранное для решения задачи; контролировать и оценивать свою работу и её результат. Ученик получит возможность научиться: понимать, принимать и сохранять различные учебно-познавательные задачи; составлять план действий для решения несложных учебных задач, проговаривая последовательность выполнения действий; выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме. Коммуникативные УУД строить простые рассуждения, оформлять их в форме понятных простых логических высказываний; задавать вопросы; работать в паре; учитывать разные мнения, работать в группе: планировать работу, распределять работу между членами группы, договариваться и приходить к общему решению; объяснять и обосновывать действие, выбранное для решения задачи. Ученик получит возможность научиться: применять математические знания и математическую терминологию (слагаемые, сумма, уменьшаемое, вычитаемое, разность) при изложении своего мнения, составлении и чтении математических записей; включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем, проявлять инициативу и активность в стремлении высказываться; совместно со сверстниками ставить задачу групповой работы (работы в паре), распределять функции в группе (паре) при выполнении заданий, проекта; оказывать помощь товарищу в случаях затруднений; слушать партнёра по общению (деятельности); аргументированно выражать своё мнение. |
Содержание | |
Знать | Закрепление приёмов вычитания и сложения с переходом через десяток. Решение числовых выражений. Решение простых задач с применением схем.Решение задач в два действия. |
- различные типы простых задач - уметь самостоятельно составлять задачи по схемам - уметь дополнять простую задачу вопросами, тем самым превращая её в составную | Закрепление изученного материала. Выполнение краткой записи к условию задачи. Изображение условия задачи в виде схемы, рисунка. |
Работа с заданиями творческого и поискового характера: определение закономерности построения числового ряда, применение знаний в измененных условиях, составление простых задач, составление и решение составных задач. |
Компетенции/УУД | Педагогические технологии | Оборудование |
Учебно-познавательная: Информационная; Коммуникативная | Технология игровых методов обучения, проблемного обучения, обучения в сотрудничестве, самоанализ своей деятельности. | Доска, схемы задач; картинки животных, рыб, людей, предметов мебели. Индивидуальные задания для групп, для парной работы. |
ХОД УРОКА
Цель/задачи этапа | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Компетенции/ аспекты компетенции/УУД | Оценивание/ формы контроля | Результат |
I этап. Орг. момент. Мотивация к деятельности (3минуты). | |||||
Формирование самооценки готовности к уроку. Создание положительного эмоционального фона. Обеспечить мотивацию учащихся к повторению материала | Девизом урока я выбрала пословицу: «Повторение - мать учения». Как Вы думаете как она связана с нашим уроком? Для чего нам необходимо повторение? Улыбнитесь друг другу и пожелайте удачи и успеха. | Проявление интереса к материалу изучения. Сегодня на уроке мы будем повторять изученный материал. Чтобы лучше освоить материал нужна тренировка, а это и есть повторение. Повторение нужно ещё и для того, чтоб определить слабые места в изучении тем. | Обобщать полученную информацию, проводить аналогии и делать выводы. Уметь учитывать мнение других и высказывать своё мнение. | Обучающиеся готовы к повторению материала | |
II этап. Актуализация знаний 7 минут. | |||||
Формирование умений целеполагания, представления о результате деятельности. | Устный счёт: Назовите числа в порядке возрастания: 14 2 8 17 5 11 -Определите данную закономерность; -Увеличьте наименьшее число на 5; -Уменьшите наибольшее число на 2; - Число, предшествующее числу 17 в этой закономерности разложите на сумму разрядных слагаемых; -Сравните число 14 с числом 11 в данном числовом ряду. -Вычислите разность наибольшего числа в этом числовом ряду и наименьшего. Когда из бочки взяли 5 литров воды, в ней осталось 6 литров. Сколько воды было в бочке? На одной сосне Петя насчитал 7 ворон, а на другой – на 3 вороны больше. Сколько ворон было на этой сосне? Продолжим тренировать вычислительные навыки с использованием схем. Начнём работу вместе по схемам, а кто-то из ребят попробует свои силы у доски 1 схема- что показывает? 2 схема- что показывает? И т.д. 5 схем. С какой целью мы выполняли это задание? А в решении каких заданий мы используем эти схемы? | 2 5 8 11 14 17 каждое следующее число увеличивается на 3 2+5=7 14 больше 11 на 3; 11 меньше 14 на 3. 17-2=15
14 больше 11 на 3; 11 меньше 14 на 3. 17-2=15 6+5=11
Предполагаемые ответы: в этой схеме неизвестна часть, чтобы найти часть надо из целого вычесть известную часть; 19-7=12 Во 2 схеме неизвестна целая часть, чтобы найти целое нужно сложить части. 8+3=11 В 3-ей нужно найти разницу между числами. Из большего вычесть меньшее. 9-5=4 В 4-ой нужно найти меньшее число, применяем знак «-». От известного числа отнимаем на сколько меньше. 13-3=10 В 5-ой нужно найти большее число, применение знака «+». К известному числу прибавляем на сколько больше. 7+7=14 Повторили правила нахождения частей, целого, разницы, правила нахождения меньшего и большего числа. В решении задач. | Анализировать схемы и делать выводы; формировать умение концентрировать внимание. | Появление цели урока. Умение сотрудничать, вступать в дискуссию, анализировать, отстаивать своѐ мнение. Умение ставить цели, планировать свою работу. Повторили все изученные правила. | |
III этап. Обобщение изученного материала о разных типах задачах.8 минут. | |||||
Включить детей в ситуацию применения данных схем при решении задач. | Что такое задача? Посмотрите на схемы, назовите известные типы простых задач.
Какие возьмём слова, чтобы сформулировать цель урока Давайте, попробуем начать нашу тренировку с работы в группах. Составьте все возможные типы задач по выражению 8+2 (1 ,3, 5 группы) и 8-2 (2,4,6). Для составления условий задач, используйте иллюстрации на доске. Итоги групповой работы: Как называются задачи, которые вы составляли? Какие задачи ещё бывают? Чем они отличаются? Добавьте к задаче второй вопрос так, чтобы получилась цепочка из двух задач: В подарок положили 6 леденцов, а шоколадных конфет на 3 больше. Сколько шоколадных конфет положили в подарок? Толе 7 лет, а его сестра на 3 года старше. Сколько лет сестре? | Это текст, который мы делим на условие и вопрос, чтобы ответить на вопрос, надо выполнить действия. Задачи на нахождение части от целого, на нахождение целого, задачи на сравнение, задачи на увеличение на...; задачи на уменьшение на... . Формулируют тему урока: «Решение простых задач»
Работа в группах. простые составные составные задачи имеют два решения, в схемах два вопроса, один из которых главный. Сколько всего конфет? Сколько лет сестре и брату вместе? Физкультминутка: В понедельник я купался, (Изображаем плавание.) (Бег на месте.) | Умение преобразовывать информацию, полученную из схемы, в текстовую задачу, обобщать полученную информацию, проводить аналогии и делать выводы. Формировать умение работать в группе; Обобщать полученную информацию, проводить аналогии и делать выводы. Уметь учитывать мнение других в группе, организовывать и осуществлять сотрудничество со сверстниками. | Анализ ситуации работы в группах. Оценивание работы каждой группы. Критерий: правильное составление задачи, количество задач различных видов. Выставление баллов | Защита результатов работы в группах. Фиксация имеющихся предметных учебных знаний (умений), известных способов деятельности. |
IV этап. 7 минут Обобщение знаний о составных задачах. | |||||
Организация и осуществление совместной учебно- познавательной деятельности. Добавление вопроса к простой задаче и преобразование её в составную задачу. | Чтобы повторение было успешнее, я предлагаю составить и решить составную задачу в парах и оценить свою работу по двум критериям: ход решения и вычислительные навыки. Листочки с заданиями разного уровня: белый цвет- для сильных учащихся (составление двух вопросов к задаче); Синие- для учащихся, у которых проблемы с составлением условия к задаче; Розовые- для учащихся с низким уровнем развития вычислительных навыков. (полностью представлен алгоритм действий); Подведение итогов. | Самопроверка по «ключу». | Умение постановки дополнительных вопросов к простым задачам; группировка задач по заданному признаку Излагать мысли последовательно, ясно и просто. Умение контролировать свои действия. | Самооценка по волшебным линеечкам | Применяют правила для составления задач по схемам. Формирование навыков поисковой деятельности. Развитие учебно- познаватель-ной мотивации. Формирование учебного сотрудничест-ва, коллективного обсуждения предположений. Способность анализировать и действовать с позиции содержания предмета. |
V этап. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону 5 минут | |||||
Организация ндивидуальной учебно- познавательной деятельности. | А теперь вас ждѐт самостоятельная работа. Цель данной работы проверить как Вы знаете знаки действий при решении разных видов простых задач Сейчас мы проведём «Блиц-турнир по решению задач». Вам предстоит указать только действие при помощи которого Вы будете решать данные задачи. Дайте прогнозирующею оценку. Задачи: 1.Дима нашёл в лесу 16 белых грибов, а Катя на 7 грибов меньше. Сколько грибов нашла Катя? 2. На прицеп погрузили 7 дынь, а арбузов на 9 больше. Сколько дынь и арбузов погрузили на прицеп? 3.На сколько лет Юра старше Люды, если ему 12 лет, а ей 7? 4. Из трамвая вышло 6 детей и осталось 8 взрослых. Сколько людей было в трамвае? 5.В коробке было 16 гвоздей. Сколько гвоздей взяли из коробки, если там осталось 9 гвоздей? Совпала ли Ваша прогнозирующая оценка с результатом Вашей работы? | Работа в тетради. Проверяют работу по образцу. Оценивают результат своей деятельности. | Закреплять информацию в виде алгоритма; Формировать умение контролировать и оценивать свои действия | Заранее прогнозировать свою деятельность Поставить прогнозирующею оценку Самопроверка и сравнение ретроспективной оцеки и прогнозирующей. | Самостоятельно работают по алгоритму, ориентирован на получение конкретного результата, излагает, объясняет учебный материал. |
VI этап. Подведение итогов, рефлексия, 7 минут | |||||
Подвести итоги Оценить уровень достижения поставленных в начале урока целей. Формирование самоконтроля и самооценки собственной деятельности. Развитие рефлексивных умений | Какую учебную задачу поставили перед собой на уроке? Вы достигли еѐ? Благодаря чему удалось достичь цели? Оцените свою работу на уроке. Кому было трудно? Что не получилось? Что нужно сделать, чтобы в дальнейшем избежать ошибок? | Отвечают на заданные вопросы. Самооценка при помощи бабочек. (высоко-низко и цветовое решение) Обсуждают ошибки. | Формировать чувство товарищества и взаимовыручки Формировать положительную мотивацию к изучению правильного написания вежливых слов, их употреблению в устной речи, как показателю личной образованности и культуры речи. Создавать позитивное эмоциональное отношение обучающихся к уроку и предмету. | Учитель оценивает уровень участия детей во всех видах деятельности | Планируемые Образователь-ные результаты достигнуты |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Практика - значимый проект Тема работы: Обучающие игры на уроках иностранного языка. Практика - значимый проект Тема работы: Обучающие игры на уроках иностранного языка.
Обучающие игры на уроках иностранного языка....
Итоговый практико-значимый проект«Формирование коммуникативной компетентности средством групповой формы работы с младшими школьниками»
Изменения, которые произошли в нашем обществе, повлекли за собой изменение целей современного образования, и, следовательно, всех составляющих методической системы учителя.В "Концепции модернизации ро...
Итоговая практико -значимая работа. Тема "Организация внеурочной деятельности по направлению спортивно- оздоровительного развития и воспитания школьников"
В процессе игры происходит формирование эмоциального мира человека, поэтому она представляет собой большую ценность в учебной и воспитательной деятельности с детьми, что является весьма актуальн...
Итоговая практико-значимая работа
Календарно - тематическое планирование по предмету «Русский язык», 3 класс , учебник В.П.Канакиной «Русский язык», программа «Школа России».По курсу "Планируемые результаты деятельно...
практико-значимая работа по курсу «Организация проектной и исследовательской деятельности учащихся в общеобразовательных учреждениях в условиях реализации ФГОС нового поколения» на тему: Тема: «Эффективные формы и методы для проектной и
Проектно- исследовательская работа по теме: "Эффективные формы и методы для проектной и исследовательской деятельности учащихся начальной школы.Технология для проекной и исследовательской деятельности...
Итоговая практико-значимая работа.
Разработка урока по русскому языку в 3-ем классе на основе системно – деятельностного подхода.Тема: "Местоимения"Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний. ...
Практико-значимая работа "Методическая разработка урока математики по теме "Решение текстовых задач" (УМК "Школа России" 2 класс)".
В данной работе представлена теория и практика внедрения методики формирования УУД у младших школьников при решении текстовых задач. Этот материал будет интересен учителям начальных классов, работающи...