Программа по внеурочной деятельности "Развитие познавательных способностей"
рабочая программа
Отличительные особенности программы:
Курс "РПС" представляет собой комплекс специально разработанных занятий, сочетающих в себе коррекционно-развивающие упражнения с разнообразным познавательным материалом. Это совокупность обеспечивает как развитие позновательных потребностей учащихся, так и их психических качеств: всех видов памяти, внимания, наблюдательности, быстроты реакции, воображения, речи, пространственного восприятия и сенсомоторной координации, коммуникабельности, таких способностей мышления, как анализ, синтез, исключение лишнего, обобщение, классификация, установление логических связей, способность к конструированию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rps_3_klass.docx | 62.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент Смоленской области по образованию и науке
Принята на заседании педагогического совета МБОУ СШ №2 г. Починка от « » _______________2021г. Протокол № | Утверждаю: директор МБОУ СШ №2 г. Починка ______________ /_____________ приказ № « » ____________________2021г. |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
социально - педагогической направленности
«Развитие познавательных способностей»
Возраст обучающихся: 9-10лет.
3 класс
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель:
Ефименкова Кнарик Мисаковна
2021 год
Пояснительная записка
Рабочая программа социально- педагогической направленности курса «Развитие познавательных способностей (РПС)», подпрограмма – «З6 занятий для будущих отличников» (автор Л.В. Мищенкова) составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО, основной образовательной программы школы.
Уровень сложности: базовый.
Актуальность: на основе диагностических фактов у учащихся слабо развиты память, устойчивость и концентрация внимания, наблюдательность, воображение, быстрота реакции. Программа курса позволяет реализовать компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы.
Познавательные способности можно развивать, вырабатывая определённые навыки и умения, а главное – привычку думать самостоятельно, отыскивать необычные пути к верному решению. Неспособных детей нет, нужно помочь ребёнку развить свои способности, и сделать обучение увлекательным и интересным. В этом и поможет ребёнку специальный курс «Развитие познавательных способностей» реализуемый в дополнительной образовательной программе «З6 занятий для будущих отличников»
Система развивающих занятий, включение детей в постоянную поисковую деятельность гуманизирует начальное образование. Занятия в дополнительной образовательной программе создают условия для развития памяти, внимания, мышления. Реализуется стремление ребёнка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Во время занятий происходит становление у детей развитых форм самовыражения и самоконтроля, снижается тревожность и необоснованное беспокойство.
Востребована детьми и родителями.
Выполняет социальной заказ.
Актуальна для детей сельской местности.
Программа применима для детей с ОВЗ, мотивированных учащихся т.к. личностно- ориентированный и разноуровневый подходы, способствуют социальной адаптации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации
Отличительные особенности программы: Курс «РПС» представляет собой комплекс специально разработанных занятий, сочетающих в себе коррекционно-развивающие упражнения с разнообразным познавательным материалом. Это совокупность обеспечивает как развитие познавательных потребностей учащихся, так и их психических качеств: всех видов памяти, внимания, наблюдательности, быстроты реакции, воображения, речи, пространственного восприятия и сенсомоторной координации, коммуникабельности, таких способностей мышления, как анализ, синтез, исключение лишнего, обобщение, классификация, установление логических связей, способность к конструированию.
Адресат программы - обучающиеся 9-10 лет. Группы имеют постоянный состав. Их численность 8-12 человек.
Набор детей - свободный, без предъявления особых требованиям к знаниям и умениям детей
Программа кружка рассчитана на один год обучения, в объеме 36 ч. (занятия проходят 1 раз в неделю по 40 минут).
Форма организации образовательного процесса: очная
Занятия рассчитаны на коллективную, групповую и индивидуальную работу. Они построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной. Работа на занятиях проводится по комплекту двух рабочих тетрадей на печатной основе для обучающихся 1-4 классов.
Цель данного курса: Развитие интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка через систему коррекционно-развивающих занятий.
Задачи курса:
- развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
- развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
- развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;
- формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи;
- развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;
- формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
- формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.
Таким образом, принципиальной задачей предлагаемого курса является именно развитие познавательных способностей и обще учебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений.
Планируемые результаты
- личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;
- метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
- предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.
Универсальные учебные действия
Коммуникативные УУД:
- умение слышать и слушать партнёра, уважать своё и чужое мнение, учитывать позиции всех участников общения и сотрудничества;
- умение планировать и реализовывать совместную деятельность как в позиции лидера, так и в позиции рядового участника умение разрешать конфликты на основе договорённости.
Регулятивные УУД:
- умение классифицировать объекты, ситуации, явления по различным основаниям под руководством учителя;
- устанавливать причинно-следственные связи, прогнозировать, выделять противоположные признаки объекта, преодолевать психологическую инерцию мышления.
Познавательные УУД:
- развитие любознательности, инициативы в учении и познавательной активности, умения ставить вопросы и находить ответы;
- планирование своих действий под руководством учителя;
- приобщение к исследовательской и проектной работе. Умение делать выводы и обобщения.
Личностные УУД:
- доброжелательность, доверие и внимание к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе;
- способность к сопереживанию, эмоционально-нравственной отзывчивости на основе развития стремления к восприятию чувств других людей и экспрессии эмоций.
- Формирование рефлексии.
Но основной показатель качества освоения программы - личностный рост обучающегося, его самореализация и определение своего места в детском коллективе.
- К концу обучения в 3 классе обучающиеся должны уметь:
- Находить и называть закономерность в расположении предметов, достраивать логический ряд в соответствии с заданным принципом, самостоятельно составлять элементарную закономерность.
- Называть несколько вариантов лишнего предмета среди группы однородных, обосновывая свой выбор.
- Находить принцип группировки предметов, давать обобщённое название данным предметам.
- Находить сходства и различие предметов (по цвету, форме, размеру, базовому понятию, функциональному назначению и т. д.)
- Уметь определять причинно - следственные связи, распознавать заведомо ложные фразы, исправлять аналогичность, обосновывать своё мнение;
- Выделять существенные признаки предмета, объяснять свой выбор. Называть положительные и отрицательные качества характера.
- Проявлять быстроту реакции при выборе правильного ответа среди нескольких предложенных.
- Запоминать не менее 8 пар слов, связанных между собой по смыслу, и не менее 5 пар, явно не связанных между собой по смыслу после однократного прослушивания.
- Соотносить сюжет и пословицу, выражающую его основную мысль.
- Пользоваться приёмами театрализации: инсценировать маленькие пьесы, разыгрывать ситуации, «перевоплощаться» в неодушевлённый предмет, используя жесты, мимику и другие актёрские способности.
- Свободно ориентироваться в пространстве, оперируя понятиями: «вверх наискосок справа налево», «вниз наискосок справа налево» и т. д.
- Самостоятельно составлять рисунки с использованием данных понятий на клетчатой бумаге.
- Самостоятельно составлять рисунки, используя офицерскую линейку;
- Составлять рассказ на заданную тему, придумывать продолжение ситуации, сочинять сказки на новый лад.
- Уметь выделять существенные признаки предмета, объяснять свой выбор;
- Называть несколько вариантов лишнего предмета среди группы однородных, обосновывая свой выбор.
- Выражать словами чувства, которые испытывает герой произведения.
- Высказывать своё отношение к происходящему, делиться впечатлениями.
- Находить и называть закономерность в расположении предметов, достраивать логический ряд в соответствии с заданным принципом, самостоятельно составлять элементарную закономерность.
- Называть несколько вариантов лишнего предмета среди группы однородных, обосновывая свой выбор.
- Находить принцип группировки предметов, давать обобщённое название данным предметам.
- Находить сходства и различие предметов (по цвету, форме, размеру, базовому понятию, функциональному назначению и т. д.)
- Уметь определять причинно - следственные связи, распознавать заведомо ложные фразы, исправлять аналогичность, обосновывать своё мнение; Выделять существенные признаки предмета, объяснять свой выбор.
- Называть положительные и отрицательные качества характера.
- Проявлять быстроту реакции при выборе правильного ответа среди нескольких предложенных.
- Запоминать не менее 8 пар слов, связанных между собой по смыслу, и не менее 5 пар, явно не связанных между собой по смыслу после однократного прослушивания.
- Соотносить сюжет и пословицу, выражающую его основную мысль.
- Пользоваться приёмами театрализации: инсценировать маленькие пьесы, разыгрывать ситуации, «перевоплощаться» в неодушевлённый предмет, используя жесты, мимику и другие актёрские способности.
- Свободно ориентироваться в пространстве, оперируя понятиями: «вверх наискосок справа налево», «вниз наискосок справа налево» и т. д.
- Самостоятельно составлять рисунки с использованием данных понятий на клетчатой бумаге.
- Самостоятельно составлять рисунки, используя офицерскую линейку;
- Составлять рассказ на заданную тему, придумывать продолжение ситуации, сочинять сказки на новый лад.
- Уметь выделять существенные признаки предмета, объяснять свой выбор;
- Называть несколько вариантов лишнего предмета среди группы однородных, обосновывая свой выбор.
- Выражать словами чувства, которые испытывает герой произведения.
Высказывать своё отношение к происходящему.
Условия реализации программы:
Обучающиеся обеспечены тетрадями на печатной основе .
Л.В.Мищенкова Юным умникам и умницам «36 занятий будущих отличников»
3 класс (часть 1,2). Программа курса «РПС» для массовой школы. Издательство РОСТ 2020
Формы аттестации/ контроля
Основные формы учета знаний и умений:
- тестирование (проводится в начале и конце учебного года);
участие в олимпиадах, в конкурсах на разных уровнях; участие в интеллектуальных играх
Оценка планируемых результатов
В основу изучения курса положены ценностные ориентиры, которые оцениваются по трём уровням:
- Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
- Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной про-социальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
- Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которой немыслимо существование гражданина и гражданского общества.
Ожидаемые результаты:
- Увеличение числа детей, охваченных организованным досугом;
- воспитание уважительного отношения к своему городу, школе, чувства гордости за свою страну;
- воспитание у детей толерантности, навыков здорового образа жизни; формирование чувства гражданственности и патриотизма, правовой культуры, осознанного отношения к профессиональному самоопределению;
- развитие социальной культуры учащихся через систему ученического самоуправления и реализация, в конечном счете, основной цели программы – достижение учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирование в них принимаемой обществом системы ценностей.
Чтобы добиться ожидаемого конечного результата, необходим промежуточный контроль, проверка знаний и умений обучающихся. Учёт сформированности познавательной активности и различных качеств умственной деятельности обучающихся осуществляется школьным психологом в начале и в конце учебного года методом тестирования.
Критерии оценивания: высокий- умеет, владеет, самостоятельно выполняет;
средний- частично умеет, частично владеет, частично самостоятельно выполняет;
низкий – умеет, владеет, выполняет с помощью учителя.
Учебный план
Тема занятия) | Количество часов | Формы аттестации | |||
Всего | Теория | Практика | |||
1 | Слово о Родине | 1 | 0,5 | 0,5 | Викторины |
2 | В кругу семьи | 1 | 0,5 | 0,5 | ребусыТест |
3 | Продолжаем разговор о семье | 1 | 0,5 | 0,5 | ккррккККк Криптограмма |
4 | Все мы люди разные | 1 | 0,5 | 0,5 | Самостоятельная работа.Кроссворд |
5 | Дело было в Лукоморье | 1 | 0,5 | 0,5 | Ллллллл Творческая работа Сочинение сказок |
6 | В космическом пространстве | 1 | 0,5 | 0,5 | Расшифруй пословицу |
7 | Старичок-боровичок | 1 | 0,5 | 0,5 | Рисуем по клеточкам |
8 | Продолжаем осматривать владения Старичка-боровичка | 1 | 0,5 | 0,5 | Творческая работа «Рисуем лес» |
9 | Кот в мешке | 1 | 0,5 | 0,5 | Рисуем по клеточкам |
10 | Поговорим о поведении. | 1 | 0,5 | 0,5 | Ролевые игры |
11 | Литературная угадай-ка | 1 | 0,5 | 0,5 | Творческая работа «Мы художники |
12 | Береги здоровье | 1 | 0,5 | 0,5 | Расшифруй пословицы |
13 | О воде | 1 | 0,5 | 0,5 | Самостоятельная работа. Что изменилось? |
14 | Спешим на помощь Кузе. | 1 | 0,5 | 0,5 | Головоломка со спичками |
15 | Поэтическая карусель | 1 | 0,5 | 0,5 | Творческая работа Сочинение стихов |
16 | Арт-студия | 1 | 0,5 | 0,5 | Творческая работа. Разыграть сценку |
17 | Зима в загадках | 1 | 0,5 | 0,5 | Игра "Рисуем зиму" |
18 | Подарки Деда Мороза | 1 | 0,5 | 0,5 | Творческая работа. Сочинялки |
19 | Что мы знаем о деревьях | 1 | 0,5 | 0,5 | Рисуем по клеточкам |
20 | Поговорка-цветочек, пословица-ягодка | 1 | 0,5 | 0,5 | Расшифруй пословицу |
21 | «Репка» на новый лад | 1 | 0,5 | 0,5 | Графический диктант |
22 | Любопытные факты из жизни животных. | 1 | 0,5 | 0,5 | Лабиринт |
23 | Школа искусств | 1 | 0,5 | 0,5 | Тест |
24 | Спешим в школу искусств. | 1 | 0,5 | 0,5 | Тест |
25 | Куклы в нашей жизни | 1 | 0,5 | 0,5 | Блиц-опрос |
26 | Золотой дождь | 1 | 0,5 | 0,5 | Творческая работа «Танграмм» |
27 | Лента занимательных заданий | 1 | 0,5 | 0,5 | Творческая работа «Мы художники» |
28 | Клуб любителей русского языка | 1 | 0,5 | 0,5 | ккррккККк Криптограмма |
29 | В царстве Лешего | 1 | 0,5 | 0,5 | Раскрась рисунок |
30 | Геометрический калейдоскоп | 1 | 0,5 | 0,5 | РРРисунок из геометрических фигур |
31 | Магазин головоломок | 1 | 0,5 | 0,5 | Криптограмма |
32-33 | Магазин головоломок. | 1 | 0,5 | 0,5 | Самостоятельная работа. Что изменилось? Танграмм |
34 | В поисках цветка папоротника | 1 | 0,5 | 0,5 | Графический диктант |
35 | На войне как на войне | 1 | 0,5 | 0,5 | Кроссворд |
36 | Прощальная игротека | 1 | 0,5 | 0,5 | Тест |
Структура и содержание курса:
В содержании курса интегрированные задания из различных областей знаний: русского языка, литературы, математики, окружающего мира. Тематические занятия, поданные в игровой форме, способствуют непринуждённой коррекции и развитию умственных качеств учащихся, формированию общеинтеллектуальных умений, расширению кругозора, развитию познавательных способностей и в конечном итоге – достижению хороших результатов в учёбе.
В основе содержания и построения программы лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. При этом основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач.
Развитие восприятия. Развитие слуховых, осязательных ощущений. Формирование и развитие пространственных представлений. Развитие умения ориентироваться в пространстве листа. Развитие фонематического слуха. Развитие восприятия времени, речи, формы, цвета, движения. Формирование навыков правильного и точного восприятия предметов и явлений. Тренировочные упражнения и дидактические игры по развитию восприятия и наблюдательности.
Развитие памяти. Диагностика памяти. Развитие зрительной, слуховой, образной, смысловой памяти. Тренировочные упражнения по развитию точности и быстроты запоминания, увеличению объема памяти, качества воспроизведения материала
Развитие мышления. Формирование умения находить и выделять признаки разных предметов, явлений, узнавать предмет по его признакам, давать описание предметов, явлений в соответствии с их признаками. Формирование умения выделять главное и существенное, умение сравнивать предметы, выделять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем решения логических задач и проведения дидактических игр.
Развитие речи. Развитие устойчивой речи, умение описывать то, что было нужно с помощью органов чувств. Обогащение и активация словаря обучающихся. Развитие умения составлять загадки, небольшие рассказы-описания, сочинять сказки. Формирование умения давать несложные определения понятиям.
Содержание дополнительной образовательной программы можно разделить на несколько разделов:
" Тренировка психических процессов
На каждом занятии уделяется значительное внимание развитию и формированию психических процессов: внимания, памяти, воображения, мышления. Используются задания, которые способствуют развитию перечисленных качеств.
" Задачи геометрического характера
Занимательные геометрические задачи способствуют формированию и развитию пространственных представлений. Для решения этих задач учащиеся должны знать геометрические фигуры, их свойства и признаки, уметь перемещать их для получения новых фигур.
" Нестандартные задачи логического характера
Систематическое решение логически- поисковых задач из области математики способствует развитию гибкости мышления
" Нестандартные задачи алгебраического характера
Активному восприятию и пониманию математических законов, формированию мыслительных процессов помогут задания и игры, имеющие необычное нестандартное условие и содержание. Они обучают учащихся поиску рациональных способов применения знаний. Некоторые виды задач повторяются, но усложняется их условие и решение.
Содержание рабочей программы 3класс
Слово «Родина». Большая Родина и малая родина, Государственная власть и символы.
В кругу семьи. Понятие «фразеологизма». Фразеологизмы о семье.
Продолжаем разговор о семье. Криптограммма. Как читать криптограммы. Как восстанавливать загадки
Все мы люди разные. Польза овощей. На какие группы распределяют все овощи (луковые, листовые, плодовые, корнеплодные). Дело было в Лукоморье. Фразеологизм «курам на смех». Как развивать артистические способности. Причины возникновения травм.
В космическом пространстве. Просмотр видеофильма о космосе и космонавтах его анализ.
Старичок-боровичок. Что такое « воображение» и его значение в жизни человека. Цитаты из стихотворений
Продолжаем осматривать владения Старичка-боровичка. Что такое «фауна»?
Кот в мешке. Фразеологизм «кот в мешке».
Поговорим о поведении. Что такое « Этические нормы поведения»? Как их соблюдать?
Литературная угадай-ка. Понятие литературы и литературных игр. Литературные игры.
Береги здоровье. Организация исследования «Здоровый образ жизни»
О воде. Организация исследования «Такая разная вода» использованием цифровой лаборатории.
Спешим на помощь Кузе. Играем в интеллектуальные игры.
Поэтическая карусель. Понятия «поэзия» и «поэт». Играем в литературные игры.
Арт-студия. Ролевые игры.
Зима в загадках. Игры и задания на смекалку.
Подарки Деда Мороза. Занимательные игры и задания на развитие внимания, мышления, воображения и зрительной памяти
Что мы знаем о деревьях. Организовать исследовательскую работу «Природа вокруг нас» с использованием цифровой лаборатории
Поговорка-цветочек, пословица-ягодка. Жанровые особенности пословицы и поговорки.
«Репка» на новый лад. Ролевые игры
Любопытные факты из жизни животных. Организовать исследовательскую работу «Домашние любимцы и комнатные растения» с использованием цифровой лаборатории.
Школа искусств. КТД Создание коллективного коллажа «Наши добрые дела»
Спешим в школу искусств. Мини-проекты. Правила обеспечения сохранности личных вещей.
Куклы в нашей жизни. Работа с презентацией « Какие бывают куклы».
Золотой дождь. Познакомить учащихся со значением фразеологизма «пятое колесо в телеге».
Лента занимательных заданий. Занимательные задания и игры по сказкам
Клуб любителей русского языка. Работа с памятками для создания мини-проектов по русскому языку.
В царстве Лешего. Подготовить темы и памятки для создания мини-проектов по русскому языку.
Геометрический калейдоскоп. Вопросы-шутки. Практическую работа по разрезанию квадрата на 4 равные части и составление из частей 2-х квадратов.
Магазин головоломок. Отдел художественной литературы. Сказки А. С. Пушкина герои его сказок.
Магазин головоломок. Отдел кулинарии Отдел флоры и фауны. Понятие «акростих». Задания на развитие нестандартного мышления, конструкторских способностей.
В поисках цветка папоротника. Интеллектуальные и логические игры
На войне как на войне. Беседа о войне. Восстановление стихотворения Ю. Друниной " Я только раз видала рукопашный..." Разгадывание кроссворда на военную тему
Календарный учебный график
Методическое обеспечение программы
- 36 занятий для будущих отличников: Рабочая тетрадь для 3 класса в 2-х частях / Л.В. Мищенкова.- М.: Издательство РОСТ, (Юным умникам и умницам. Курс «РПС» для массовой школы).
- 36 занятий для будущих отличников: Задания по развитию познавательных способностей (6-7 лет) / Методическое пособие, 3 класс. –М.: Издательство РОСТ,
Материально - техническое обеспечение
Компьютер, проектор, экран.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа факультативого курса «Развитие познавательных способностей»
Целенаправленное развитие познавательных процессов младших школьников включает в себя умения: наблюдать и срав¬нивать; замечать общее в различном; отличать главное от второстепенного; находить законом...
Рабочая программа по курсу развития познавательных способностей "36 занятий для будущих отличников" для второго класса
Рабочая программа включает темы занятий, формы организации внеурочной деятельности, деятельность учителя и учащихся и формируемые УУД...
Рабочая программа по курсу развития познавательных способностей "Речевое творчество" для второго класса
Рабочая программа по курсу развития познавательных способностей "Речевое творчество" для второго класса включает темы занятий, формы организации внеурочной деятельности, деятельность учителя и учащихс...
Рабочая программа по курсу РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ 3 класс
В целях развития логического мышления учащимся предлагаются задачи, при решении которых им необходимо самостоятельно производить анализ, синтез, сравнение, строить дедуктивные умозаключения.Способн...
Рабочая программа курса РПС (развития познавательных способностей) «Умники и умницы» 1-4 классы
Пояснительная записка Современное начальное образование ставит своей главной целью развитие личности ребенка....
Рабочая программа межпредметного модуля «Развитие познавательных способностей» 4 класс
Программа межпредметного модуля «Развитие познавательных способностей» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего о...
Рабочая программа учебного курса "Развитие познавательных способностей".
Рабочая программа учебного курса "Развитие познавательных способностей" разработана на основе авторской программы развития познавательных способностей учащихся младших классов Н.А. Криволапо...