Программа факультативого курса «Развитие познавательных способностей»
рабочая программа по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
planirovanie.doc | 75.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа
факультативого курса
«Развитие познавательных способностей»
Учитель начальных классов
МОУ «СОШ №2»
Пчелина Ольга Юрьевна
Объяснительная записка
Преобразование познавательной сферы, происходящие в младшем школьном возрасте, имеют важное значение для дальнейшего развитие психики.
Факультативный курс «Развитие познавательных способностей» создаёт действенные условия для развития познавательной деятельности детей, их интеллекта и творческого начала.
Целенаправленное развитие познавательных процессов младших школьников включает в себя умения: наблюдать и сравнивать; замечать общее в различном; отличать главное от второстепенного; находить закономерность и делать вывод; строить простейшие гипотезы, проверять их, иллюстрировать примерами; проводить классификацию объектов, понятий по заданному основанию; развитие способности к простейшим обобщениям; умение использовать знания в практических работах.
Этот курс содержит в себе задания на:
развитие познавательных процессов учащихся: внимания, воображения, восприятия, наблюдения, памяти, мышления;
формирование специфических способов действий: обобщения, классификации, простейшего моделирования;
формирование умений практически применять полученные знания.
Систематическое выполнение целенаправленно подобранных содержательно-логических заданий, решение нестандартных задач будет развивать и совершенствовать познавательные способности и познавательную деятельность детей.
Выполнение заданий такого вида требует постоянных умственных усилий, более глубокого и разнопланового анализа взаимосвязей и взаимозависимостей между величинами, догадки, активизации знаний, проявления творческой инициативы.
Эффективное развитие школьников возможно лишь в системе занятий и упражнений. В реальной деятельности познавательные процессы функционируют не изолированно друг от друга, а представляют собой сложную систему. Поэтому развивающая работа, направленная преимущественно на совершенствование отдельного психического процесса, будет влиять не только на его собственную продуктивность, но и на уровень функционирования познавательной сферы в целом.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1 класс
Содержательно-логические задачи и задания на развитие познавательных процессов школьников:
внимания: определение ходов в обычных лабиринтах несложного вида, выполнение графических заданий в лабиринтах, построенных по принципу «дерева решений», и в лабиринтах с графическим или арифметическим указанием направления движения к цели, которое задается, в форме «письма»;
самостоятельное составление «письма» для заданного лабиринта;
зрительные диктанты;
воображения: нахождение общего числа одинаковых заданных фигур (объектов) при различном взаимном расположении на рисунке контуров этих объектов (предполагаются многочисленные взаимные пересечения контуров заданных фигур или объектов); получение заданной геометрической фигуры из других фигур (частей фигуры),
составление фигуры (объекта) и определенного условием числа отрезков одинаковой или разной длины,
преобразование заданной фигуры (объекта) в другую фигуру, обладающую заданными свойствами;
описание взаимного расположения нескольких геометрических фигур (одна находится внутри другой полностью, две фигуры пересекаются, имеют одну общую точку, не имеют общих точек); задания на формирование способности понимать математические термины, определяющие взаимное расположение фигур (<<расположен(а) ,внутри...», «расположен(а) вне...», «расположен(а) на...» и др.);
памяти: зрительные и слуховые диктанты, игры («Запомни математеские термины», включающие в себя 5-7 слов; «Цепочка слов», содержащая 1-3 тройки связанных по смыслу слов, игра «Повтори-ка!», состоящая не более чем из 10 слов) и другие игры и задания, направленные на запоминание и прочное овладение терминологией, на расширение объёма запоминания, в том числе и на осмысленное запоминание
мышления: простейший анализ с практическим и мысленным расчленением объекта на составные элементы;
сравнение предметов с указанием их сходства и различия по заданным признакам: цвету, размеру, форме, составу, положению на плоскости и т. д., по назначению, по количественным признакам (один, два и больше, меньше, столько же, больше: меньше); простейшие обобщения, при которых после сравнения требуется абстрагироваться от несущественных признаков и выделить существенные признаки с последующим использованием проведенногo обобщения и выявления закономерности - для выполнения задания (продолжить ряд чисел, слов, геометрических фигур и т.д.); классификация предметов, чисел, фигур, выражений по заданному признаку; несложные логические задания на установление отношений, на поиск недостающей фигуры с нахождением 1-3 особенностей, лежащих в основе выбора, поиск признака отличия одной группы фигур от другой; элементарные комбинаторные задачи, решаемые практическим перебором элементов в рациональной последовательности с использованием предметов, моделей геометрических фигур, предметных картинок и т. д.
2 класс
Содержательно-логические задачи и задания на развитие познавательных процессов школьников:
внимания: определение самых коротких ходов в обычных лабиринтах с 3-5 ходовыми заданиями, определение правильных ходов в обычных лабиринтах с выполнением промежуточных заданий, арифметического xapaктepa, решение лабиринтов с указанием направления движения в виде более сложного по сравнению с 1 классом графического «письма»,составление «писем» к лабиринтам;
зрительные диктанты с изображением различных предметов (6-8), с изображением чисел, математических выражений, геометрических фигур и их комбинаций, с арифметическими примерами и т. д.;
игры «Я знаю...» с увеличенным до 20 число перечисляемых названий; «Веселый счет»: последовательное соединение точек неизвестного рисунка в порядке возрастания (убывания) их номеров - и другой вариант - выбор чисел одного цвета (из двух цветов, представленных в таблице) сначала в порядке их возрастания, затем в порядке убывания, чередование цвета при счете в прямом и обратном порядке и т. д.);
воображения: задания, аналогичные соответствующим заданиям, перечисленным в 1 классе, однако их содержание и способы выполнения усложняются; задания на деление, составление и видоизменение фигур или предметов с увеличением числа частей деления и трансформации, упражнения на формирование различных способов действий по построению и преобразованию геометрических фигур: на изменение формы фигуры при сохранении размера и цвета; на изменение цвета предмета при сохранении размера и формы; па изменение размера при сохранении: цвета и формы; на выбор недостающей части (двух частей) фигуры для получения целого; на вычерчивание простейших уникурсальных фигур (не отрывая карандаша от бумаги и не проводя одну и ту же линию дважды, начерти такие-то фигуры); на определение на глаз размера фигуры (выбери ту из предложенных фигур, которая полностью войдет в заданный круг и т. п.); на выбор недостающей части из множества предложенных частей (не менее 6) для получения целого; на выделение геометрических фигур из множества заданных по описанию; на взаимное расположение линейных и плоскостных фигур;
памяти: игры: «Запомни математические термины», «Цепочка слов», «Повтори-ка!» (с увеличенным числом слов, терминов, троек слов и т. д.);
мышления: упражнения на вывод заключения из двух отношений, связывающих три объекта и обладающих свойством транзитивности,
задания с лишними, с недостающими данными, с нетрадиционно поставленными вопросами и др.;
задания на сравнения: двух чисел, двух числовых выражений, двух арифметических примеров, двух текстовых задач, на сравнение примеров и задач;
упражнения на отыскание закономерности, на обобщение, на проведение классификации предметов, чисел, числовых выражений, величин, задач, геометрических фигур и др. по заданному основанию классификации;
сравнение (указание сходства и различия) групп чисел, задач, фигур, числовых выражений, арифметических примеров;
задания, требующие составления всех возможных вариантов решения, их сравнение, выбор рационального; комбинаторные задачи; логические задачи, требующие рассуждений.
Нестандартные и нетрадиционные задания, ребусы, головоломки,
шарады, задачи-шутки, угадывание задуманного числа, игры: «Кто первый скажет 100?», «Взять предмет последним», «Числовой кроссворд» и др.
Игры: «Развиваем глазомер», «Делим на части», «Самые наблюдательные», «Взвесь в руках» и т.д.
3 класс
Содержательно-логические задачи и задания на развитие познавательных процессов школьников:
на проведение анализа и выделение главных, существенных свойств и признаков предметов, отношений, построений, высказываний;
на классификацию понятий, геометрических фигур, установление связи и отношения между родовыми и видовыми понятиями;
на выявление закономерности с целью ее использования для выполнения задания; решение логических задач, требующих построения цепочки логических рассуждений; логическое обоснование предполагаемого результата; отыскание логических ошибок в приводимых рассуждениях; построение простейших умозaключений, их проверка, уточнение;
на приведение контрпримеров, на построение простейших доказательств;
на решение задач комбинаторного характера с одноразовым использованием элементов (в том числе и на составление трехзначных чисел); составление плоскостных геометрических фигур и предметов (фигур-силуэтов)
Игры: «Найди отличия», «Найди ошибки», «Играем в считалки», «Кто больше запомнит», «Пересказ по кругу»,»Двигательная память» и т.д.
4 класс
Содержательно-логические задачи и задания на развитие познавательных процессов школьников:
сохраняется акцент на развитие мышления учащихся при одновременном внимании к развитию всех познавательных процессов на более сложном материале: задания на выявление закономерностей на основе наблюдений, анализа, сравнения с последующим использованием подмеченной закономерности для выполнения упражнения;
прямое и косвенное применение изученных свойств, требующее определенной сообразительности ;
на выявление причинно-следственных связей, требующих четкого оформления высказываемых мыслей;
на построение цепочки взаимозависимых и взаимосвязанных логических рассуждений при решении задач (например: «На аэродроме было 5 самолетов и 7 вертолетов. 6 авиамашин поднялись в воздух. Можно ли утверждать, что в воздух поднялся: а) хотя бы один вертолет; б) хотя бы один самолет? Ответ обоснуйте»);
задания на распознавание плоскостных геометрических фигур в объемных телах и объектах; элементарные комбинаторные задачи, решаемые без формул комбинаторики, но несколько усложненные по сравнению с задачами, предлагаемыми в предыдущих годах обучения; задания на построение бордюров, восстановление части паркета и др.
Планирование:
1 класс
- Лабиринты с выполнением промежуточных заданий.
- Графическое «письмо».
- Определение самых коротких ходов в обычных лабиринтах.
- Зрительные диктанты с изображением предметов.
- Зрительные диктанты с изображением чисел.
- Игра «Веселый счет».
- Последовательное соединение точек неизвестного рисунка.
- Изменение размера фигуры при сохранении цвета и формы.
- Выбор недостающей части фигуры для получения целого.
10. Вычерчивание простейших уникурсальных фигур.
11. Определение на глаз размера фигуры.
12. Выбор недостающей части из предложенных частей.
13. Взаимное расположение линейных и плоскостных фигур.
14. Слуховые диктанты.
15. Зрительные диктанты.
16. Расширение объёма запоминания.
17. Осмысленное запоминание.
18. Развитие памяти.
19. Слуховой диктант.
20. Зрительный диктант
21. Правила заучивания стихотворений.
22. Выявление закономерности
23. Составление плоскостных геометрических фигур.
24. Цепочка логических рассуждений
25. Логическое обоснование.
26. Логические задачи на основе суждений
27. Логические задачи – перестановки
28.Логические суждения
29. Аналогии
30. Развитие речи.
31. Всех скороговорок не перескоговоришь.
32. Развитие воображения.
2 класс
1. Диагностика развития познавательных процессов.
2. Проведение анализа.
3. Выделение существенных признаков.
4. Сравнение предметов
5. Отгадывание загадок
6 . Составление загадок.
7 . Загадки – шутки.
8. Шарады.
9. Развитие восприятия
10.Скорость и точность восприятия
11. Восприятие формы предметов
12. Диагностика восприятия
13. Игровой тренинг для развития восприятия и наблюдательности
14. История возникновение ребусов.
15. Ребусы – рисунки.
16. Правила разгадывания ребусов.
17. Составление ребусов.
18. Вывод заключения из двух отношений.
19. Переформулировка отношений из прямых в обратные.
20. Задания с лишними данными.
21. Задания с недостающими данными.
22. Задания с нетрадиционно поставленными вопросами.
23. Задания на сравнение.
24. Упражнения на обобщение.
25. Упражнения на отыскание закономерности.
26. Упражнения на проведение классификации предметов.
27. Основание классификации.
28. Указание сходства и различия.
29. Выбор рационального решения.
30. Логические задачи.
31. Задачи, требующие рассуждений.
32. Игровой тренинг.
3 класс
1 Диагностика развития познавательных процессов.
2. Развитие внимания.
3. Объём внимания
4.Распределение внимания
5. Концентрация внимания
6. Переключение внимания
7. Игровой тренинг
8. Олимпиадные задания по математике
9. Тайна рождения кроссвордов
10. «Магические квадраты»
11 Тематические кроссворды
12. Составление кроссвордов
13. Кроссворд–тест
14. Палиндромы и анаграммы.
15. Составление и разгадывание ребусов.
16 . Олимпиадные задания по русскому языку
17. Развитие памяти.
18. Расширение объёма запоминания.
19. Развитие вербальной памяти
20.Развитие смысловой памяти
21.Диагностика памяти
22.Игровой тренинг для развития памяти
23. Развитие мышления.
24. Правило построения числового ряда
25.Отношение «вид – род»
26.Отношепие противоположности
27. Причинно – следственные отношения
28. Отношения генезиса
29. Развитие творческого мышления.
30. Комбинаторные задачи
31. Нетрадиционные задачи.
32. Головоломки.
4 класс
1. Психические процессы.
2. Зрительные и слуховые ощущения.
3. Упражнение органов чувств.
4. Свойства восприятия.
5. Тест «Познай себя»
6. Интеллектуальный потенциал
7. Виды мышления.
8. Приемы мышления
9. Этапы мыслительного процесса.
10. Операции мышления.
11. Способы развития продуктивного мышления.
12. Тест на определение типа мышления.
13. Свойства речи.
14. Психологические компоненты речи.
15. Значение памяти для человека.
16. Память – кладовая ума.
17. Виды памяти.
18. Активное запоминание материала.
19. Логические связи и их роль в заучивании материала.
20. Мнемоника.
21. Этапы запоминания материала.
22. Тест «Проверь себя»
23. Виды внимания.
24. Свойства внимания.
25. Упражнения на внимание.
26. Роль воображения в учебном процессе.
27. Виды воображения.
28. Приёмы воображения.
29. Формирование воображения.
30. Творческие способности.
31. Воображение и здоровье.
32. Исследование творческого воображения.
Литература:
- И.Г.Сухин. Занимательные материалы. Москва, 2005.
- С.И.Волкова. Тетрадь с математическими заданиями.
- Н.Винокурова. Магия интеллекта.
4. Л.Ф.Тихомирова. Развитие интеллектуальных способностей школьника. Ярославль,1997.
5. И.Агафонова. Учимся думать. Санкт-Петербург, 1996.
6. А.З. Зак. Совершенствование познавательных умений. Москва, 1999г.
7. М.И.Станкин. Функциональные явления человеческой психики. Москва, 2003.
8. Е.И.Рогов. Настольная книга практического психолога в образовании. Москва, 1996.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пояснительная записка к внеурочной деятельности по курсу развития познавательных способностей "З6 занятий для будущих отличников"
Пояснительня записка включает общие цели начального общего образования с учетом специфики курса; общую характеристику учебного предмета, курса; описание места учебного предмета, курса...
Пояснительная записка к курсу развития познавательных способностей "36 занятий для будущих отличников" для второго класса
Пояснительная записка содержит общие цели начального общего образования с учетом специфики учебного предмета, курса; общую характеристику учебного предмета, курса; описание места учебного предмет...
Рабочая программа по курсу развития познавательных способностей "36 занятий для будущих отличников" для второго класса
Рабочая программа включает темы занятий, формы организации внеурочной деятельности, деятельность учителя и учащихся и формируемые УУД...
Пояснительная записка по курсу развития познавательных способностей "Речевое творчество" для второго класса
Пояснительная записка включает общие цели начального общего образования с учетом специфики учебного предмета, курса; общую характеристику учебного предмета, курса; описание места учебного предмет...
Рабочая программа по курсу развития познавательных способностей "Речевое творчество" для второго класса
Рабочая программа по курсу развития познавательных способностей "Речевое творчество" для второго класса включает темы занятий, формы организации внеурочной деятельности, деятельность учителя и учащихс...
Рабочая программа курса развития познавательных способностей «Умники и умники»
В рабочей программе представлены цели и задачи курса. Все задания для развития познавательных способностей можно условно разбить на несколько групп: развитие внимания, памяти, воображения, логич...
Программа курса развития познавательных способностей по развитию речи для дошкольников.
Для выравнивания исходного уровня подготовленности детей к школе написана программа развития речи и речевой деятельности. Которая основана на развитии познавательных процессов. После прохождении ...