Использование альтернативной коммуникации PECS в работе тьютора
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Ильюшина Полина Романовна

Статья позволяет кратко ознакомиться с системой альтернативной коммуникации PECS, ее идеями и фазами, а также с тем, как необходимо выстраивать образовательный процесс в соответствии со всеми этими положениями. Данная публикация поможет подготовиться к работе любым специалистам, которые сопровождают, как неговорящих детей, так и тех, что имеют незначительные трудности в коммуникации. Также изложенная информация может быть полезна и родителям, чтобы они могли поддерживать каждую фазу, не нарушая правил.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Альтернативная коммуникация PECS24.42 КБ

Предварительный просмотр:

Использование альтернативной коммуникации PECS в работе тьютора.

Ключевые слова: тьютор, альтернативная коммуникация, PECS, коммуникативные навыки.

Актуальные исследования доказывают, что возможность коммуникации (выражение собственных потребностей и отношения к происходящему, совершение выбора и т. д.) является важнейшей потребностью любого человека, вне зависимости от того, может он пользоваться речью или нет. Взаимодействие с окружающими людьми, выражение собственного мнения и влияние на внешний мир способствует развитию положительной самооценки, а также приводит к сокращению возникновения случаев нежелательного поведения.

Коммуникация (от лат. communico — делаю общим, связываю, общаюсь) — это обмен знаками, сообщениями и информацией между двумя или более индивидуумами. Коммуникация возможна в различных формах: при помощи картинок, жестов, написанных слов, высокотехнологичных устройств и т. д. Коммуникация может быть вербальной (речь) и невербальной (положение тела, выражение лица, жесты, тембр голоса) [3].

Как правило, дети легко осваивают процесс общения, но стоит помнить, что есть и те, которые не способны использовать речь для полноценного взаимодействия. Одни из них не могут говорить совсем, а другие испытывают затруднения непосредственно в выражении своих потребностей и желаний даже при развитой устной речи [1]. Такие трудности вызывают у детей необходимость добиваться желаемого или отказываться от неприятного с помощью нежелательного поведения (крик, убегание, разбрасывание предметов и т.д.) [3]. Чтобы этого избежать стоит обратиться к другим способам коммуникации, которые могут дополнить или полностью заменить речь: дополнительной и альтернативной коммуникации. В резолюции III Международной научно-практической конференции «Альтернативная и дополнительная коммуникация: пространство диалога» (9–12 ноября 2017 г., г. Санкт-Петербург) отмечается, что одно из условий развития социальных навыков общения и адаптации – это альтернативная и дополнительная коммуникация. Помимо этого, подчеркивается, что вспомогательные способы коммуникации для инвалидов и людей с затруднениями взаимодействия это «часть эффективной образовательной и социальной политики государства» [1].

Достаточно часто используется система альтернативной коммуникации с помощью карточек («The Picture Exchange Communication System»), разработанная в 1985 году Л. Фрост и Э. Бонди. Она основана на принципах прикладного анализа поведения (Applied Behavior Analysis, ABA), представлениях о нормальном языковом и речевом развитии, а также методических разработках по теме других способов коммуникации.

По мнению авторов, обучение по методике практически полностью соответствует нормальному процессу развития речи: ребенок учится общаться, знакомится с правилами общения, после чего учится самостоятельно выражать свои потребности.

Перед введением карточек необходимо осуществить подготовительный этап. Он предполагает оценку навыков общения, выявление интересов и потребностей ребенка, организацию учебной среды, а также подбор коммуникативной книги и карточек, которые всегда будут у ребенка с собой.

Что касается самого обучения детей PECS, то в начале используются лишь отдельные карточки, а позже ребенок может пользоваться несколькими карточками уже для создания грамматической структуры и смысловых связей [5].

Срок освоения PECS варьируется в зависимости от возраста и когнитивного (умственного) развития ребенка [6].

Освоение PECS происходит в 6 фаз:

  • Фаза 1 — «Как» осуществлять общение: ребенка учат быть инициатором взаимодействия с помощью обмена карточки на желаемый предмет. Изображение на карточке соответствует тому, что было наиболее желанным для ребенка в процессе наблюдения за ним. Для этой фазы нужно два педагога: один помогает ребенку взять карточку, подать ее, а второй выступает в роли коммуникативного партнера, принимающего карточку и выдающего желаемое.
  • Фаза 2 — Расстояние и настойчивость: в эту фазу ребенка учат расширять его инициирование социального взаимодействия за счет создания мотивации отыскать партнера по коммуникации, когда он не рядом. Таким образом ребенок постепенно должен научиться создавать запрос уже в разных местах и среди разных людей, а коммуникация должна стать более спонтанной. Для этого коммуникативный партнер отдаляется, сменяется на другого, а также используются разные мотивирующие предметы.
  • Фаза 3 — Различение карточек: здесь ребенок должен разделять наиболее желаемые и нежелаемые предметы во время занятий и не забывать использовать полученные навыки с предыдущей фазы. После происходит обучение распознаванию двух предметов, причем уже оба интересующих ребенка.  Так распознаются символы и умение выбирать подходящий в зависимости от потребности. Если у учеников возникают трудности с распознаванием, существуют систематические способы коррекции ошибок и альтернативные стратегии. Приложение «ECS Phase III», созданное «Pyramid Educational Consultants», предоставляет терапевтам простой способ практиковать распознавание по изображению с одному или несколькими ученикам в течение одного занятия.
  • Фаза 4 — Структура предложеня: на этой фазе происходит переход к построению простых предложений на основе осуществления вставки пропущенных слов в фразе по типу «Я хочу…». Запрос строится с помощью словосочетания «Я хочу» и карточки с желаемым предметом или действием. После того, как ребенок составил предложение, его озвучивает партнер по коммуникации. Когда ребенок научился этому, то при озвучивании предложения коммуникативный партнер делает паузу после слов «я хочу», чтобы побудить ребенка озвучивать то, что он хотел. Озвучивание поощряется увеличением количества предмета или времени на желаемое действие. При этом следует помнить, что вокализация не требуется в строгом порядке, просто дается шанс ее осуществить. После изучения основной структуры предложения, ребенка обучают описательным словам для большей конкретизации (цвет, форма, размер, число). Например, «Я хочу красное яблоко».
  • Фаза 5 — Ответ на вопрос «Что ты хочешь?» (просьба как ответ на вопрос): ребенок учится отвечать на вопрос «Что ты хочешь?» фразой «Я хочу…» после этого вопроса. Здесь все так же используется желаемый предмет для повышенной мотивации. Используется процедура подсказки с задержкой, при которой вопрос и подсказка жестикуляцией первоначально показываются одновременно, а затем устанавливается задержка между вопросом и подсказкой жестикуляцией. В конечном счёте, ученик должен ответить на вопрос прежде, чем будут предоставлены дополнительные подсказки.
  • Фаза 6 — Комментирование: к этому времени ребенок уже умеет осуществлять спонтанные просьбы и отвечать на вопрос «Что ты хочешь?» с помощью предложения «Я хочу…» Теперь происходит обучение ответам с комментированием вопроса, а также спонтанному комментированию предметов, людей или действий, которые окружают обучающегося. Внимание также уделяется тому, что смысл предложения начинается с разграничения между ответами на вопросы «Что ты видишь?», что приводит к социальному результату и «Что ты хочешь?», что приводит к материальному результату. Окружающая среда должна постоянно меняться, чтобы создать наибольшее количество разных ситуаций для отработки коммуникации [5].

Стоит отметить, что нужно также придерживаться следующих правил использования PECS:

  1. Использовать только подходящие конкретному ребенку карточки в зависимости от его личных интересов и зрительного восприятия изображения.
  2. Система коммуникации должна поддерживаться везде: на всех занятиях, а также в свободное время. Ребенок должен везде носить с собой папку со «словами» и учиться использовать ее во всех ситуациях.
  3. Вводить в коммуникацию не только существительные, так как они могут затруднить переход на фазу построения фразы.
  4. Не откладывать введение PECS, а использовать его параллельно с развитием речи.

Что касается прекращения использования системы, то перед этим необходимо решить, насколько понятна речь ребенка для незнакомых людей и готов ли ребенок пользоваться речью повсеместно вне зависимости от степени знакомства с собеседником, а также учесть индивидуальные особенности ребенка. Слишком ранний отказ может привести к прекращению коммуникации, социальной изоляции и нежелательному поведению в целом [3].

Рассмотрев и изучив вопрос, касающийся альтернативной коммуникации, перейдем к тому, кто такой тьютор и как он использует все вышесказанное в своей работе.

Тьютор – это педагог-наставник, отвечающий за личностное, творческое и психологическое развитие обучающегося посредством создания индивидуального образовательного маршрута и индивидуального образовательного пространства [4].

Работа над коммуникативными навыками – одна из составляющих работы тьютора.

Как известно, детям с ограниченными возможностями, включая инвалидов, с нарушенной коммуникацией, необходимо сопровождение тьютора, разработка и возможность применения индивидуальной программы развития и обучения [2].

В самом начале работы, на первом этапе, проводится диагностика: тьютор изучает поведение ребенка и интересующие его предметы и действия для аутостимуляции. На основе этого ведется работа по обучению ребенка необходимым на базовом уровне навыкам и поведению. К примеру, отработка умения сидеть в течение длительного времени, выполнение инструкций.

Что касается формирования коммуникации с помощью PECS на этом этапе, то здесь задействуются два педагога: учитель-дефектолог и собственно тьютор [5].

Дефектолог работает в соответствии с положениями из книги Л. Фроста и Э. Бонди. Таким образом, сначала он формирует обучающую среду, вводит одну карточку, которая с помощью липучки прикрепляется к папке со словами, подбирает и выдает при коммуникации желаемый предмет, возвращает карточку обратно на липучку, а также поддерживает деятельность ребенка.

Тьютор ждет инициативы от тьюторанта, помогает ему взять карточку, протянуться к дефектологу, положить карточку ему в руку, при этом постепенно уменьшая степень своей помощи [5]. Сокращение объема помощи происходит следующим образом: тьютор держит кисть ребенка, а далее, с освоением навыка, переходит к запястью, предплечью, и, наконец, к прикосновению к плечу.

Обучающийся не должен зависеть от тьютора. Если он ждет его помощи, то специалист намеренно не смотрит на ребенка и держит свои руки при себе.

На фазе построения предложения тьютор может тихо озвучивать фразу, находясь прямо за ребенком, и обязательно контролирует его взгляд на партнера по коммуникации, если обучающийся это не делает самостоятельно [4].

К каждой фазе переходят после освоения требуемого умения, при этом не забывают работать над переносом навыка в других ситуациях: новых местах и с новыми потенциальными партнерами по коммуникации. Так, в конечном итоге, строятся отношения ребенка и окружающего мира.

Благодаря сопровождению тьютора ребенок может освоить коммуникацию, в том числе и альтернативным способом, ведь данный специалист помогает дефектологу и остальным педагогам учреждения на всех этапах обучения PECS, контролирует качество, частоту и распространенность использования «слов».

Список использованной литературы:

  1. Альтернативная и дополнительная коммуникация: сборник методических материалов семинара в рамках образовательного форума «Современные подходы и технологии сопровождения детей с особыми образовательными потребностями» / сост. О.Н. Тверская, М.А. Щепелина; выпуск. ред. А.Г. Гилева; Перм. гос. гуманит.-пед. ун-т. – Пермь. 2018. – 160 с. – ISBN 978-5-85218-944-8)
  2. Гордеева С.Б. Практика тьюторского сопровождения детей с тяжелыми формами аутизма в начальной школе // Аутизм и нарушения развития. 2019. Т. 17. № 3 (64). С. 47—59. doi: 10.17759/autdd.2019170305
  3. Довбня С., Морозова Т., Залогина А., Монова И. Дети с расстройствами аутистического спектра в детском саду и школе: практики с доказанной эффективностью. — СПб.: Сеанс, 2018. — 202 с., ил.
  4. Основы тьюторства: курс лекций [Электронный ресурс]: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Н. В. Шрамко; Урал. гос. пед. ун-т. – Электрон. дан. – Екатеринбург: [б. и.], 2018.
  5. Система альтернативной коммуникации с помощью карточек (PECS): руководство для педагогов / Лори Фрост, Энди Бонди; [пер. с англ. Е. Мельниковой; спец. ред. М. Яремчук; лит. и общ. ред. А. Фам ; издание осуществлено в рамках проектов РБОО "Центр лечебной педагогики" при поддержке фонда помощи детям "Обнаженные сердца"]. - Москва: Центр современной литературы: Теревинф, 2011. - 398 с.: ил., схемы, табл. - Библиогр.: с. 329-332. - Пер. изд.: The picture exchange communication system: training manual / Lori Frost, Andy Bondy with illustrations by Rayna Bondy. - Newark, 2002. - ISBN 978-5-4212-0026-0: Б. ц.
  6. Charlop-Christy, M.H., Carpenter, M., et al. (2002). Using the picture exchange communication system (PECS) with children with autism: assessment of PECS acquisition, speech, social-communicative behavior, and problem behavior. Journal of Applied Behavioral Analysis, 35(3): 213-231.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Карточки для альтернативной коммуникации (PECS)

Карточки на русском языке. Изображение и надпись....

Использование системы альтернативной коммуникации с помощью карточек (PECS) в работе с детьми с ОВЗ

Использование системы альтернативной коммуникации с помощью карточек (PECS) в работе с детьми с ОВЗ...

Использование альтернативной коммуникации детей с ОВЗ

Изучение теоретических аспектов проблем альтернативной каммуникации....

Система альтернативной коммуникации: PECS

Презентация содержит в себе информацию о Системе альтернативной коммуникации (PECS). Представлены: предназначение карточек, их разновидности и этапы работы....

Коррекционно-развивающая работа по альтернативной коммуникации «PECS» (Picture Exchange Communication System) для обучающего с ТМНР

Коррекционно-развивающая работа по альтернативной коммуникации для детей с ТМНР через систему PECS сложный и трудоемкий процесс. Для каждого обучающегося требуется индивидуальный подход и разное колич...

Использование альтернативной коммуникации при работе с обучающимися с тяжелыми множественными нарушениями развития

В нашей стране  накоплен огромный опыт по применению средствальтернативной коммуникации, которые используются при работе с безречевыми детьми. Имеется большой  выбор  в использованиираз...