Использование альтернативной коммуникации при работе с обучающимися с тяжелыми множественными нарушениями развития
консультация
В нашей стране накоплен огромный опыт по применению средств
альтернативной коммуникации, которые используются при работе с безречевыми детьми. Имеется большой выбор в использовании
различных средств альтернативной коммуникации (жесты, взгляды, мимика,
графические символы и др.) При подборе средств
коммуникации учитывается актуальный уровень развития, возможности использования альтернативных средств, интеллектуальные, моторные возможности ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
alternativnye_sredstva_statya_1.docx | 18.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование альтернативной коммуникации при работе с обучающимися с тяжелыми множественными нарушениями развития
В нашей стране накоплен огромный опыт по применению средств
альтернативной коммуникации, которые используются при работе с безречевыми детьми. Имеется большой выбор в использовании
различных средств альтернативной коммуникации (жесты, взгляды, мимика,
графические символы и др.) При подборе средств
коммуникации учитывается актуальный уровень развития, возможности использования альтернативных средств, интеллектуальные, моторные возможности ребенка.
Альтернативная коммуникация (дополнительная,
вспомогательная) – это способы коммуникации, дополняющие
или заменяющие вербальную речь людям, которые не могут с её помощью
удовлетворительно. общаться. Все неголосовые системы коммуникации называются альтернативными, но альтернативная форма коммуникации используется как полная
альтернатива речи, либо как дополнение к ней (С. фон Течнер, 2014).
Иными словами, альтернативная коммуникация – это общение
без использования речи. Дополнительная коммуникация
означает коммуникацию, дополняющую речь, или поддержка развития
речи и обеспечение альтернативной формы коммуникации в том случае, если
у человека отсутствует способность к звучащей речи (говорению).
Федеральный закон «Об образовании» в РФ от 21 декабря 2012 года гарантирует право на образование для всех обучающихся. В том числе, и детей с ОВЗ, предусматривая их обучение и воспитание в общеобразовательных организациях. Обучение детей с ОВЗ осуществляется по адаптированной образовательной программе. Еще в недавнем прошлом часть детей с глубокой и тяжелой умственной отсталостью считались необучаемыми. Часто такие дети были изолированными от общества.
Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся, в котором представлена совокупность требований по обучению детей не только с легкой умственной отсталостью, но и детей с тяжелой и глубокой умственной отсталостью и с тяжелыми множественными нарушениями развития.
Дети с тяжелыми множественными нарушениями развития, не владеющие вербальной речью, очень часто зависят от ближайшего окружения. Им требуется поддержка и сопровождение на всех этапах развития. Данный контингент обучающихся характеризуется низким уровнем инициативы в сфере коммуникации, ограниченным пассивным словарем, низкой степенью мотивации к взаимодействию. Дети не умеют организовать речевое взаимодействие, не способны выразить элементарную просьбу. Перечисленные особенности развития детей с ТМНР существенно затрудняют социальное взаимодействие с окружающими. Снижают адаптационные возможности и замедляют процесс социализации.
Выбор альтернативной коммуникации осуществляется для каждого ребенка индивидуально, учитывая при этом все аспекты его развития. Данная система призвана обеспечить ребенку удовлетворение его потребностей в коммуникации, облегчении повседневной жизни.
Существует несколько форм деления альтернативной
коммуникации – коммуникация с помощью вспомогательных устройств,
коммуникация без помощи вспомогательных устройств, а также зависимая и
независимая. коммуникации.
Коммуникация с помощью вспомогательных устройств включает все
формы коммуникации с использованием различных приспособлений,
например, это коммуникативные доски и альбомы, электронные устройства,
указывание на символ или картинку. Коммуникация без помощи
вспомогательных устройств – это использование жестов, дактилирование,
моргание глазами. При выборе средств дополнительной коммуникации учитываются сильные стороны ребёнка и особенности его развития. Для этого оценивается уровень коммуникативного развития, коммуникативные возможности и способности ребёнка.
Основные принципы использования системы дополнительной
коммуникации (Е.А. Штягинова, 2012):
Принцип «от более реального к более абстрактному» - ребёнку сначала
предъявляется изображение реального объекта, затем символ.
Принцип избыточности символов – одновременное использование
различных систем коммуникации – картинок, жестов, символов, написанного
слова.
Принцип постоянной поддержки мотивации – система работы долгая и
кропотливая, не всегда воспринимается быстро и легко. Требуется обучение
всего окружения ребёнка, постоянной поддержки мотивации.
Принцип функционального использования в коммуникации –
использование приобретённых навыков в повседневной деятельности .
Библиографический список
1. Алексеева, Е.И. Формирование навыков общения с использованием средств альтернативной коммуникации у детей с тяжёлыми и множественными нарушениями развития // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2014. – №3.
2. Баряева, Л.Б., Логинова, Е.Т., Лопатина, Л.В. Я – говорю!
Упражнения с пиктограммами: рабочая тетрадь для занятий с детьми. – М.:
Дрофа, 2008
3. Грабенко, Т.М., Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Коррекционные,
развивающие адаптирующие игры. – СПб: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2004
4. Дедюхина, Г.В. Кириллова, Е.В. Учимся говорить. 55 способов
общения с неговорящим ребенком. М.: Издательский центр «Техинформ»,
МАИ, 1997
5. Забрамная, С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей: Учеб. для студентов дефектол. фак. педвузов и унтов. — 2-е изд., перераб. — М.: Просвещение: Владос, 1995
6. Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д., Нисневич, Л.А. Как помочь «особому»
ребенку. Книга для педагогов и родителей. 3-е издание. — СПб.: «ДЕТСТВО ПРЕСС», 2001
7. Игры и занятия с детьми раннего возраста с психофизическими
нарушениями: Методическое пособие /Под ред. Е.А. Стребелевой, Г.А.
Мишиной. - 2-е изд. - М.: Экзамен, 2006
8. Кириллова, Е.В. Начальные этапы коррекционной работы с
безречевыми детьми / / Логопедия. 2005. № 3 (9)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития
Сегодня акцентируется внимание на необходимости поиска гуманистического подхода к ребенку и соответствующей психологической основы построения образовательного процесса. Задачи здоровьесбережения и здо...
Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития
Сегодня акцентируется внимание на необходимости поиска гуманистического подхода к ребенку и соответствующей психологической основы построения образовательного процесса. Задачи здоровьясбережения и здо...
Средства альтернативной коммуникации в работе с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития.
Использование альтернативных средств коммуникации сегодня актуально в связи с тем, что в настоящее время растет количество детей, имеющих такие нарушения развития, при которых речь либо отсутству...
Конспект урока по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» (слепые и слабовидящие обучающиеся с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР))
Коммуникация и общение - неотъемлемые составляющие социальной жизни человека. У слепого или слабовидящего ребенка с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР, не достат...
Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развити
Одно из основных направлений здоровьесберегающей концепции - это организация процесса сохранения и формирования здоровья, который включает в себя социальные, медицинские, психолого-педагогические аспе...
Использование методов базальной стимуляции в коррекционно-развивающей работе с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития
Базальная стимуляция - это современная концепция организация коррекционно-развивающей работы с детьми с ТМНР....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно – развивающих занятий для обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития, умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями)
Рабочая программа коррекционно – развивающих занятий для обучающихся 1 класса разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом обучающихся с умственной отстало...