Использование альтернативной коммуникации при работе с обучающимися с тяжелыми множественными нарушениями развития
консультация

Потапова Ольга Алексеевна

В нашей стране  накоплен огромный опыт по применению средств
альтернативной коммуникации, которые используются при работе с безречевыми детьми. Имеется большой  выбор  в использовании
различных средств альтернативной коммуникации (жесты, взгляды, мимика,
графические символы  и др.) При подборе  средств
коммуникации  учитывается актуальный уровень развития, возможности использования альтернативных средств, интеллектуальные, моторные  возможности ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл alternativnye_sredstva_statya_1.docx18.64 КБ

Предварительный просмотр:

Использование альтернативной коммуникации при работе с обучающимися с тяжелыми множественными нарушениями развития

В нашей стране  накоплен огромный опыт по применению средств
альтернативной коммуникации, которые используются при работе с безречевыми детьми. Имеется большой  выбор  в использовании
различных средств альтернативной коммуникации (жесты, взгляды, мимика,
графические символы  и др.) При подборе  средств
коммуникации  учитывается актуальный уровень развития, возможности использования альтернативных средств, интеллектуальные, моторные  возможности ребенка.

Альтернативная коммуникация (дополнительная,
вспомогательная) – это способы коммуникации, дополняющие
или заменяющие вербальную речь людям, которые не могут с её помощью
удовлетворительно.  общаться. Все неголосовые системы коммуникации называются альтернативными, но альтернативная форма коммуникации используется как полная
альтернатива речи, либо как дополнение к ней (С. фон Течнер, 2014).
Иными словами, альтернативная коммуникация – это  общение
без использования речи. Дополнительная коммуникация
означает коммуникацию, дополняющую речь, или  поддержка развития
речи и обеспечение альтернативной формы коммуникации в том случае, если
у человека отсутствует  способность к звучащей речи (говорению).

Федеральный закон «Об образовании» в РФ от 21 декабря 2012 года гарантирует право на образование для всех обучающихся. В том числе, и детей с ОВЗ, предусматривая их обучение и воспитание  в общеобразовательных организациях.  Обучение детей с ОВЗ  осуществляется по адаптированной образовательной программе. Еще в недавнем прошлом часть детей с глубокой и тяжелой умственной отсталостью считались необучаемыми. Часто такие дети были изолированными от общества.

Федеральный государственный образовательный  стандарт образования  обучающихся, в  котором представлена совокупность  требований по обучению  детей не только с  легкой умственной отсталостью,  но и детей с тяжелой и глубокой умственной отсталостью и с тяжелыми множественными нарушениями развития.

Дети с тяжелыми множественными нарушениями развития, не владеющие вербальной речью, очень часто зависят от ближайшего окружения. Им требуется поддержка и сопровождение на всех этапах развития. Данный контингент обучающихся характеризуется низким уровнем инициативы  в сфере коммуникации, ограниченным пассивным словарем, низкой  степенью мотивации к взаимодействию. Дети не умеют организовать речевое взаимодействие, не способны выразить элементарную просьбу. Перечисленные особенности развития детей с ТМНР  существенно затрудняют социальное взаимодействие с окружающими. Снижают адаптационные возможности и замедляют процесс социализации.

Выбор альтернативной коммуникации осуществляется для каждого ребенка индивидуально, учитывая при этом все аспекты его развития. Данная система призвана обеспечить ребенку удовлетворение его потребностей в коммуникации, облегчении повседневной жизни.

Существует несколько форм деления альтернативной
коммуникации – коммуникация с помощью вспомогательных устройств,
коммуникация без помощи вспомогательных устройств, а также зависимая и
независимая. коммуникации.
         Коммуникация с помощью вспомогательных устройств включает все
формы коммуникации с использованием различных приспособлений,
например, это коммуникативные доски и альбомы, электронные устройства,
указывание на символ или картинку. Коммуникация без помощи
вспомогательных устройств – это использование жестов, дактилирование,
моргание глазами. При выборе средств дополнительной коммуникации учитываются сильные стороны ребёнка и особенности его развития. Для этого оценивается уровень коммуникативного развития, коммуникативные возможности и способности ребёнка.
         Основные принципы использования системы дополнительной
коммуникации (Е.А. Штягинова, 2012):
Принцип «от более реального к более абстрактному» - ребёнку сначала
предъявляется изображение реального объекта, затем символ.
Принцип избыточности символов – одновременное использование
различных систем коммуникации – картинок, жестов, символов, написанного
слова.

Принцип постоянной поддержки мотивации – система работы долгая и
кропотливая, не всегда воспринимается быстро и легко. Требуется обучение
всего окружения ребёнка, постоянной поддержки мотивации.
Принцип функционального использования в коммуникации –
использование приобретённых навыков в повседневной деятельности .

Библиографический список
1. Алексеева, Е.И. Формирование навыков общения с использованием средств альтернативной коммуникации у детей с тяжёлыми и множественными нарушениями развития // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2014. – №3.
2. Баряева, Л.Б., Логинова, Е.Т., Лопатина, Л.В. Я – говорю!
Упражнения с пиктограммами: рабочая тетрадь для занятий с детьми. – М.:
Дрофа, 2008
3. Грабенко, Т.М., Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Коррекционные,
развивающие адаптирующие игры. – СПб: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2004
4. Дедюхина, Г.В. Кириллова, Е.В. Учимся говорить. 55 способов
общения с неговорящим ребенком. М.: Издательский центр «Техинформ»,
МАИ, 1997
5.  Забрамная, С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей: Учеб. для студентов дефектол. фак. педвузов и унтов. — 2-е изд., перераб. — М.: Просвещение: Владос, 1995
6. Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д., Нисневич, Л.А. Как помочь «особому»
ребенку. Книга для педагогов и родителей. 3-е издание. — СПб.: «ДЕТСТВО ПРЕСС», 2001
7. Игры и занятия с детьми раннего возраста с психофизическими
нарушениями: Методическое пособие /Под ред. Е.А. Стребелевой, Г.А.
Мишиной. - 2-е изд. - М.: Экзамен, 2006
8. Кириллова, Е.В. Начальные этапы коррекционной работы с
безречевыми детьми / / Логопедия. 2005. № 3 (9)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития

Сегодня акцентируется внимание на необходимости поиска гуманистического подхода к ребенку и соответствующей психологической основы построения образовательного процесса. Задачи здоровьесбережения и здо...

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития

Сегодня акцентируется внимание на необходимости поиска гуманистического подхода к ребенку и соответствующей психологической основы построения образовательного процесса. Задачи здоровьясбережения и здо...

Средства альтернативной коммуникации в работе с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития.

Использование альтернативных средств коммуникации сегодня актуально в связи с тем, что в настоящее время растет количество детей, имеющих такие нарушения развития, при которых речь либо отсутству...

Конспект урока по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» (слепые и слабовидящие обучающиеся с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР))

  Коммуникация и общение - неотъемлемые составляющие социальной жизни человека. У слепого или слабовидящего ребенка с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР, не достат...

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развити

Одно из основных направлений здоровьесберегающей концепции - это организация процесса сохранения и формирования здоровья, который включает в себя социальные, медицинские, психолого-педагогические аспе...

Использование методов базальной стимуляции в коррекционно-развивающей работе с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития

Базальная стимуляция - это современная концепция организация коррекционно-развивающей работы с детьми с ТМНР....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно – развивающих занятий для обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития, умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями)

Рабочая программа коррекционно – развивающих занятий для обучающихся 1 класса разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом обучающихся с умственной отстало...