Рабочая программа "Азбука нравствености"
рабочая программа (1 класс)

1 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл azbuka_nravst-ti_1_kl.docx36.83 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Основная общеобразовательная школа №3 г.Гусиноозёрска

                   

        ОБСУЖДЕНО:_______  

       Руководитель ШМО

       Коохо О. Ш._______

        Протокол №___

       от ________г.                

СОГЛАСОВАНО:________

Председатель методсовета

Будунова Н.Н.________

Протокол №_______

 от ________________г.

    УТВЕРЖДАЮ: _______

   Директор   школы:                                                     Давидовская Н.В._______

   Приказ №____   от _____________г.

Рабочая программа  

Класс: 1 «Б»

Предмет: азбука нравственности

Количество часов: 34 часа

Уровень: базовый

Учитель: Артемьева М. Ю.

                                                                                           

г. Гусиноозерск

2020 – 2021 г.

Пояснительная записка

.        Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение. Потеря моральных ориентиров, обесценивание таких понятий, как совесть, честь, долг, привели к негативным последствиям в обществе: социальное сиротство, усиление криминогенности и наркомании среди подростков, потеря позитивной мотивации к учению. В Концепции духовно- нравственного развития и воспитания гражданина России определён современный национальный воспитательный идеал. Это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Работа по духовно-нравственному воспитанию должна начинаться в младшем школьном возрасте со знакомства детей с нравственными нормами и правилами поведения и формирования моральных привычек. В детском коллективе ребенок имеет возможность проверить на собственном опыте свои знания, представления и склонности нравственного порядка, что обеспечивает переход внешних моральных требований во внутренние.

Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Поведение человека контролируется его внутренними побуждениями, собственными взглядами и убеждениями. Выработка таких взглядов, убеждений и привычек составляет сущность нравственного воспитания.

Новизна состоит в том, что знания полученные в ходе обучения дополняются, конкретизируются, отрабатываются во внеклассной работе, вводятся новые формы работы по нравственному воспитанию.

Педагогическая целесообразность данной программы заключается в том, что она помогает достичь более высоких результатов за достаточно короткий срок, благодаря созданию условий и неразрывности воспитательно-образовательного процесса.

Цель программы: создание условий для воспитания нравственных чувств и этического сознания у младших школьников.

   Задачи:

  • Сформировать первоначальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения.
  • Способствовать усвоению и соблюдению правил в социуме.
  • Вырабатывать навыки самоанализа.

        Отличительная особенность программы состоит в том, что она ориентирует учителя, нацеливает самого учащегося на осмысления своего поведения, учит приёмам и правилам ведения дискуссии, аргументировано высказывать своё мнение и внимательно слушать мнение собеседника.

    Программа «Азбука нравственности» предназначена для работы с 7 до 10 лет. При организации занятий учитываются возрастные особенности детей. В первом классе дети особенно восприимчивы к новому социальному знанию, стремятся понять новую для них школьную реальность. Задача педагога поддерживать эту тенденцию, способствовать используемыми им воспитательными формами достижению ребенком первого уровня результатов.

      Во втором и третьем классе, как правило, набирает силу процесс развития детского коллектива, резко активизируется межличностное взаимодействие младших школьников друг с другом, что создает благоприятную ситуацию для достижения второго уровня воспитательных результатов.

      К четвертому классу у младшего школьника появляется   реальная возможность выхода в пространство общественного действия, то есть достижение третьего уровня воспитательных результатов.

     Программа включает в себя 134 занятия по 35 – 45 минут. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Срок реализации программы 4 года. Года совпадают с годами обучения в начальной школе.

Программа состоит из разделов, представленных в таблице №1:

                                                                                                    Таблица №1

I год обучения

II год обучения

III год обучения

IV год обучения

1.Правила поведения в школе.

2.О добром отношении к людям.

3.Как стать трудолюбивым.

4.Правила опрятности и аккуратности.

5.Правила поведения на улице и дома.

6.Школьный этикет.

1.Правила поведения в школе

2.Как быть аккуратным

3.Правила вежливости

3.Как быть трудолюбивым

5.Базовые моральные представления

6. Общение с окружающими

7.Школьный этикет

8.Культура поведения

1.Как быть аккуратным

2.Как быть аккуратным

3.Правила вежливости

4.Как быть трудолюбивым

5.Базовые моральные представления

 6.Общение с окружающими

7.Школьный этикет

8.Культура поведения

1.Правила поведения в школе

2.Как быть аккуратным

3.Правила вежливости

4.Как быть трудолюбивым

5.Базовые моральные представления

 6.Общение с окружающими

7.кольный этикет

8.Культура поведения

           На первом году обучения и начало второго года обучения, обучающиеся приобретают первоначальные социальные знания о нормах и правилах поведения.

           На втором и третьем годах обучения ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить и соблюдать.

К окончанию школы первой ступени, учащиеся получают опыт самостоятельного общественного действия. У них формируется социально приемлемые модели поведения.

В основе программы «Азбука нравственности» лежат три подхода:

  • Аксиологический (система морально-нравственных установок и ценностей)
  • Системно-деятельностный (различные виды деятельности: урочной, внеурочной, семейной, общественно полезной)
  • Развивающий (определяет общую конструкцию программы «Духовно-нравственного воспитания и развития учащихся»)

При этом используются следующие методы и формы проведения занятий.

Методы обучения:

  • Словесные (рассказ, объяснение, беседа, дискуссия)
  • Наглядные (видео, презентация, картины, таблицы, иллюстрации)
  • Практические (упражнения)

Формы занятий:

  • Моделирование и анализ заданных ситуаций
  • Прослушивание аудио - кассет
  • Чтение художественных произведений
  • Импровизация
  • Деловая игра
  • Ролевая игра
  • Дискуссия
  • Работа творческой группы
  • Обсуждение литературных произведений
  • Диалог
  • Литературный конкурс
  • Конкурс сочинений
  • Конкурс стихотворений
  • Конкурс рисунков

Применение педагогических технологий, интерактивных форм занятий позволяет сохранять активность учащихся и интерес к занятиям в течение всего периода.

Для реализации программы созданы условия:  

  • Рабочее место учителя оснащено компьютером.
  • Есть выход в интернет, имеется медиотека.
  • Разработана рабочая программа.
  • Приобретено методическое пособие для учителя, диски с методическими рекомендациями для учителя, учебное пособие для учащихся, книги для чтения 1-4 класс «Азбука нравственности» под редакцией Э.П.Козлова.

Реализация программы направлена   на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России. Программа обеспечивает реализацию одного из направлений духовно-нравственного воспитания и развития: воспитание нравственных чувств и этического сознания младшего школьника.

Планируемые результаты освоения обучающимися

программы «Азбука нравственности»

       В ходе реализации программы «Азбука нравственности» будет обеспечено достижение обучающимися воспитательных результатов и эффектов. Воспитательные результаты распределяются по трём уровням.

Первый уровень результатов — приобретение обучающимися социальных знаний (о нравственных нормах, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и·т.·п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов — получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной среде, в которой ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить.

Третий уровень результатов — получение обучающимся начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.

     С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:

·на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;

·на втором уровне воспитание осуществляется в контексте жизнедеятельности школьников и ценности могут усваиваться ими в форме отдельных нравственно ориентированных поступков;

·на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности и приобретения ими элементов опыта нравственного поведения и жизни.

      Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным, это необходимо учитывать при организации воспитания  социализации младших школьников.

    Достижение трёх уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся — формирование основ российской идентичности, присвоение базовых национальных ценностей, развитие нравственного самосознания, укрепление духовного и социально-психологического здоровья, позитивного отношения к жизни, доверия к людям и обществу и т. д.

    К концу 1 и 2 класса дети усваивают первый уровень результатов.

В результате прохождения программного материала к концу 1 класса обучающиеся  знают:

1. Отличие понятий «этика» и «этикет».

2. Правила вежливости и красивых манер.

3. Заповеди и соответствующие притчи.

Умеют:

1. Уважать себя, верить в свои силы и творческие возможности, признавая это право и за другими.

2. Соблюдать этикет за столом, вести себя достойно в общественных местах.

3. Придерживаться «золотого правила» в общении с другими.

4. Быть доброжелательными.

5. Соблюдать заповеди.

6. Сострадать животным, не обижать их.

7. Придерживаться режима дня, уметь организовать свой труд дома.

8. Быть опрятными, соблюдать порядок на своем рабочем месте, содержать в чистоте свои книги и тетради.

9. Не забывать дома школьные принадлежности, книги, тетради, необходимые для уроков по расписанию.

В результате прохождения программного материала к концу 2 класса обучающиеся  знают:

1. Требования этикета к устному и письменному приглашению и общению с гостями.

2. Заповеди и правила этикета.

3. О доброте и жестокости, уважительном отношении к старшим и высокомерии, отражённом в сказках.

4. Афоризмы.

Умеют:

1. Исполнять заповеди.

2. Соблюдать этикет в театре, кино, на выставке, в музее, на улице.

3. Выполнять общение.

4. Написать приглашение, встречать гостей, развлекать их, правильно вести себя в гостях, дарить и принимать подарки.

К окончанию 3 класса дети преодолевают второй уровень результатов.

В результате прохождения программного материала к концу 3 класса обучающиеся  знают:

1. Ранее изученные заповеди и афоризмы.

2. Каким должен быть воспитанный человек.

3. Требования этикета к разговору, в том числе к разговору по телефону.

4. Краткое содержание прочитанных на уроках притч и сказок в подтверждении своих нравственных убеждений.

5. Пословицы о дружбе, верности данному слову, доброте, благодарности.

6. Правила вежливого отказа, несогласия. Как обращаться к разным людям.

Умеют:

1. Соблюдать правила вежливости и красивых манер.

2. На практике применять методы самовоспитания и самоконтроля.

3. Уметь разговаривать по телефону, соблюдая правила этикета.

4. Уважать чужое мнение, будучи несогласным с ним.

5. Проявлять тактичность и доброжелательность в общении.

6. Быть сострадательными к чужому горю.

7. Не обижать животных и птиц.

8. Различать добро и зло, давать правильную оценку поступков литературных героев, уметь мысленно ставить себя в аналогичную ситуацию.

9. Проявлять положительные моральные качества в достойном поведении, поступках.

К окончанию 4 класса достигается третий уровень результатов.

В результате прохождения программного материала  к концу 4 класса обучающиеся  знают:

1.  Правила этики и культуры речи.

2. Требования к манерам, чем отличается корректное поведение от галантного.

3. Об источниках наших нравственных знаний.

4. О совести как основе нравственности.

5. Заветы предков. «Поучение» В.Мономаха.

6. Стихотворения о родине (на выбор).

7.  Афоризмы.

8. О пользе терпения, выдержки, умения предвидеть последствие своих поступков.

Умеют:

  • Различать хорошие и плохие поступки.
  • Воплощать свои этические знания в повседневном поведении, в привычках.
  • Уважительно относиться к родителям, старшим, сверстникам и младшим.
  • Исполнять заповеди.
  • Давать правильную оценку поступков литературных героев и сверстников, уметь мысленно ставить себя в аналогичную ситуацию.

Основным измерителем является методика измерения уровня воспитанности.

Критерии, показатели уровней результатов отражены в таблице №2

Таблица №2

Критерии

Показатели

Измерители

Сформированность у младших школьников моральных норм и нравственных правил поведения

I уровень

Осведомлённости учащихся об основных моральных нормах и правилах нравственного поведения

Методика измерения уровня воспитанности (Капустин Н. П. 1-2 класс).Анкетирование

Наблюдения педагога и родителей.

Ведение «Портфолио достижений».

II уровень

Соблюдение моральных норм и правила поведения

Методика изучения уровня воспитанности (Капустин Н. П. 3-4 класс).

Наблюдения педагога и родителей.

Ведение «Портфолио достижений».

III уровень

Самоанализа собственных поступков и поступков окружающих людей

Наблюдения педагога и родителей.

Мини - сочинение

Для оценки результативности программы «Азбука нравственности» в приложении приведены диагностические материалы и проверочные задания.

У обучающихся будут сформированы универсальные учебные действия, а именно:

  • Личностные универсальные учебные действия:

У выпускника будут сформированы:

-ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

- развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;

- эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;

Выпускник получит возможность для формирования:

- морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

- эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

  • Регулятивные универсальные учебные действия:

Выпускник научится:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках;

  • Познавательные универсальные учебные действия:

Выпускник научится:

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;

- строить сообщения в устной и письменной форме;

- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

  • Коммуникативные универсальные учебные действия:

Выпускник научится:

- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

 1-й год обучения- 32 часа

В курсе выделены 6 разделов, в которых раскрываются основные понятия:

1. Правила поведения в школе (7 часов).

Понятие о хороших манерах. Правила поведения во время знакомства. Традиционные приветствия в момент пробуждения или отхода ко сну. Правильное поведение за столом. Гостеприимство как национальная черта. Этикетные выражения прощания и сопутствующие формы благодарности, одобрения, извинения и т. д.

2. О добром отношении к окружающим людям (9 часов).

Изучение правил поведения в общественном транспорте. Освоение правил поведения в общественных местах (кино, театр, кафе, парикмахерская и т. д.), речевой этикет (благодарность, вежливое обращение и т. п.). Этикетные формулы общения в библиотеке.

3. Как стать трудолюбивым(4 часа).

Воспитание трудолюбия в семье, в школе. Бережное отношение к личным вещам и школьному имуществу.

4. Правила аккуратности (3часа).

Воспитание нравственных качеств. Раскрыть понятие об аккуратности как об уважительном отношении человека к самому себе и к окружающим людям.

5.Правила поведения на улице и дома  ( 4 часа).

Уступчивость как признак силы, чувства собственного достоинства, воспитанности, хорошего характера. Уступчивость как форма поведения в коллективе, на улице в семье, в кругу друзей. Речевые формы выражения вежливой просьбы.

6. Школьный этикет.(5часов)

Знакомства с элементарными правилами обращения и приветствия окружающих людей. Общение первоклассников со своими сверстниками.

2-4-й год обучения-102 часа

В курсе выделены 8 разделов в соответствии с содержанием и этической направленностью материала – освоением простыми нормами нравственности:

1.Поведение в школе

В разделе раскрывается понятие воспитанности как этической нормы общения. Дополняются и приводятся в систему имеющиеся у детей знания о правилах культурного поведения. Ребёнок проводит в школе много времени, поэтому школа для него становится как бы вторым домом. Самую большую радость в школе приносит ребёнку ежедневное общение со сверстниками. В процессе общения у ребёнка формируется характер, вырабатываются навыки общения и общения поведения. Наблюдая за детьми, учитель корректирует нравственную направленность в их поведении. Коллективная деятельность детей позволяет учителю находить точки соприкосновения для деликатных способов оказания взаимопомощи. Значение взаимопомощи и её мотивация в младшем возрасте приобретает особую значимость, т.к. начинают осознаваться детьми. Вместе с учителем, дети учатся обсуждать, оценивать и планировать общие дела.

Ключевые слова: забота, внимательность, помощь, поддержка

2.Как быть аккуратным

В разделе предлагается цикл занятий:

Как беречь книги, вещи, школьное имущество?  Что такое точность и обязательность? Каковы основные правила точности и обязательности? Что происходит, когда нарушают эти правила? Дети учатся добросовестному и осознанному отношению к труду всех и каждого. В процессе обучения у ребят формируется бережное, аккуратное отношение к предметам, созданным человеком. Забота о школе, школьном имуществе, книгах и вещах. Формирование таких понятий как: аккуратность, опрятность, точность, бережливость.

3. Правила вежливости.

В разделе предлагается цикл занятий, способствующий воспитанию потребности проявлять доброту, предупредительность и другие гуманные чувства к окружающим без напоминания, по собственному побуждению. А также систематизируются и обобщаются правила доброго вежливого поведения.

4. Как быть трудолюбивым.

В данном разделе представлен цикл занятий, направленных на вызов положительно-эмоционального переживания процесса общения, на организацию опыта содержательного общения, эмоционального и нравственного обогащения воспитанников.

Сами занятия построены так, что ребёнок без особых усилий, но последовательно и постоянно овладевает этическими знаниями и умением их применять в своей жизни и общении с окружающими.

5. Базовые  моральные представления. 

         В школьной жизни много ситуаций, на анализе которых дети учатся оценивать тот или иной поступок. Формированию представлений о содержании поступков, которые могут быть названы справедливыми или несправедливыми, способствует изучение поведения литературных героев, различные беседы и обсуждения, в ходе которых школьники получают также представления о таких базовых словах морали, как долг, честь, достоинство, равенство и равноправие

6. Общение с окружающими.

Как научить быть внимательным и предупредительным. Осознанно. с уважением относится к окружающим. Учить чуткому отношению к окружающим людям.

Ключевые слова: уважительность, внимательность, вежливость, бескорыстие.

7. Школьный этикет.

Познакомить с общими правилами этикета, правилами знакомства, обращения к общению и приветствия.

Ключевые слова: слова приветствия, благодарности.

8. Культура поведения.

В данном разделе анализируя рассказы и сказки, на примере многих произведений ребята учатся культуре поведения. Необходимо знакомить с вежливыми словами в разных жизненных ситуациях, объяснять значение культуры речи.

Ключевые слова: приветствия, благодарности, пожелания.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (первый год обучения)

Название разделов и тем

Кол-во часов

Изучаемые произведения

Практика

1.раздел

Поведение в школе

Цель: Определить круг обязанностей младших школьников (правил поведения) во время проведения урока и во время перемены

 

1.1

Правила поведения на уроке и на перемене

2

Я. Аким «В школу»

И Замятина «Саша на переменке»

Беседа

1.2

Правила поведения в гардеробе

1

И Замятина «Саша в раздевалке»

Мини-конкурс

1.3

Правила поведения в столовой

1

В Викторов «Песенка про повара»

Анализ заданных ситуаций

1.4

. Правила поведения в библиотеке

1

В.Даль «Книга»

Экскурсия в библиотеку.

Слушание аудио-кассет

1.5

Правила поведения на школьном дворе

2

Е Ильина «Игра»

Беседа

2 раздел

О добром и вежливом отношении к людям

Цель: на примере литературных произведений и на знакомых детям жизненных ситуациях доступно объяснить, какой смысл люди вкладывают в понятия «добро»- «зло» (синонимы «хорошо»- «плохо»).

9

2.1

Что такое « добро» и «зло»

2

А Митяев «За что люблю маму»

Импровизация

2.2

«Ежели вы вежливы……»

2

Н  Красильников «Доброе утро»

Импровизация

2.3

Добрые и недобрые дела

1

С Михалков «Трезор»

Инсценирование

2.4

Ты и твои друзья

2

С Михалков «Хорошие товарищи»

Беседа

2.5

Помни о других

1

Е.Благинина «Наш дедушка»

Ролевая игра

3 раздел

Как стать трудолюбивым

Цель: объяснить детям, в чём состоит цель учения, какую роль играет образование в жизни людей.

4

3.1

«Ученье свет, а неученье- тьма

1

Н Гребнёв «Ворона урок не доучила»

Мини конкурс

3.2

Как быть прилежным и старательным

1

Дж. Родари «Новая тетрадка»

Беседа

3.3

Наш труд в классе

1

В. Осеева «Подарок лентяя»

Беседа

3.4

Мой ежедневный труд дома

1

З. Александрова «Неведимка»

Свободное рисование

4 раздел

Правила опрятности и аккуратности

Цель: Объяснить детям. Что означает культура внешнего вида и одежды. Как характеризует человека его бережное отношение к вещам. Дать представление о значении времени

3

4.1

Культура внешнего вида

1

В Орлов «Хрюшка обижается»

Просмотр презентации

4.2

Каждой вещи - своё место

1

В. Бианки «Баретка»

Устное

сочинение историй

4.3

Умей ценить время - своё и чужое

1

Е Елизаветин «Точность»

Анализ заданных ситуаций

5 раздел

Правила культуры поведения на улице и дома

Цель: познакомить первоклассников с основными правилами поведения дома и в школе

5

5.1

Как вести себя дома и на улице

5

С Прокофьева «Сказка про честные ушки» Г Черкашин «Про Петю»

А.Лаптев «Всему свету по секрету»

Г.Черкашин  «Про Петю….»

В Лебедев –Кумач «Сказка про умных зверюшек»

Диалог

Ролевые игры

6 раздел

Школьный этикет

Цель: познакомить с правилам знакомства и приветствия, с правилами обращения к собеседнику (доброжелательность, улыбку, умение чётко назвать себя).

6

6.1

Как приветствовать и знакомиться с людьми

4

Л Васильева-Гангнус «Советы по этикету», «Из правил», « О вежливости»

С.Михалков «Хочу бодаться»

И. Панкеев «Ты или вы?»

Наблюдение

 

ИТОГО (часов за год): 32

32

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  • Васильева – Гангнус Л. Азбука вежливости. /Текст/: Л. Васильева – Гангнус. – М.: «Педагогика», 1888, - 145 с., ил..
  • Волина В. В. Учимся играя. /Текст/ В. В.Волина. М.: «Просвещение», 1994, 120 с..
  • Детские подвижные игры народов СССР. Сост. А. В.Кенеман. М.: «Просвещение», 1988, - 240 с..
  • Корчинова О. В. Детский этикет. / Текст/: О. В. Корчинова . – Ростов на Дону «Феникс», 2002, - 186 с.
  • Козлов Э.П. Комплект учебных пособий «Нравственное образование в России»
  • Козлов Э.П. Методическое пособие  для учителя «Азбука нравственности» Э.П.Москва 2008 ООО «Издательский дом «Новый учебник»
  • Ладыжеская Т. А., Сорокина Г. И., Сафонова И. В., Никольская Р. И. Детская риторика в рассказах, стихах, рисунках. /Текст/: Т. А. Ладынежская. и др. - М.: «Просвещение», 2002, - 255 с., ил..
  • Самоукина Н. В. Игры в школе и дома: Психологические упражнения и коррекционные программы. Н. В. Самоукина. - М.: «Просвещение», 1993, - 110 с..
  • Стрелкова Л. П. Уроки сказки. /Текст/: Л. П. Стрелкова. – М.: «Педагогика»,1990, - 128 с., ил.
  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] - М.: Просвещение, 2009. 41 с.
  • Черемисина, В.Г. Духовно- нравственное воспитание детей младшего школьного возраста [Текст] / сост. В.Г.Черемисина. - Кемерово: КРИПКиПРО, 2010. - 14- 36.
  • Шемшурина, А.И. Этическая грамматика [Текст] /А.И. Шемшурина. – М.: НИИ Теории и методов воспитания, 1994. – 140с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа «Нравственное воспитание школьников во внеурочной деятельности на примере углубленного изучения животных, окружающих нас в повседневной жизни»

Данная программа способствует повышению уровня учебной и воспитательной подготовки  учащихся  в начальной школе,  обеспечивая  развитие  нравственных  качеств  лично...

Рабочая образовательная программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению для обучающихся 1 – 4 классов Азбука нравственности

Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение. Потеря моральных ориентиров, обесценивание таких понятий, как совесть, честь, долг, привели к нега...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Уроки нравственности" (духовно-нравственное направление)

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Уроки нравственности" (духовно-нравственное  направление)...

Рабочая программа по духовно-нравственному направлению «Уроки нравственности» для 1 г класса

Пояснительная записка            Рабочая программа согласно Учебному плану школы рассчитана на  34 часа в год /1 час в неделю.Цель изучения ...

Рабочая программа образования обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата 6.2 внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Уроки нравственности» для 2 «А» класса

Программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Уроки нравственности» для 2 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарт...

Рабочая программа нравственно- экологическое воспитание "Экология души"

Пояснительная записка Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребёнке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать во...