Рабочая программа "Азбука нравствености"
рабочая программа (1 класс)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Основная общеобразовательная школа №3 г.Гусиноозёрска
ОБСУЖДЕНО:_______ Руководитель ШМО Коохо О. Ш._______ Протокол №___ от ________г. | СОГЛАСОВАНО:________ Председатель методсовета Будунова Н.Н.________ Протокол №_______ от ________________г. | УТВЕРЖДАЮ: _______ Директор школы: Давидовская Н.В._______ Приказ №____ от _____________г. |
Рабочая программа
Класс: 1 «Б»
Предмет: азбука нравственности
Количество часов: 34 часа
Уровень: базовый
Учитель: Артемьева М. Ю.
г. Гусиноозерск
2020 – 2021 г.
Пояснительная записка
. Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение. Потеря моральных ориентиров, обесценивание таких понятий, как совесть, честь, долг, привели к негативным последствиям в обществе: социальное сиротство, усиление криминогенности и наркомании среди подростков, потеря позитивной мотивации к учению. В Концепции духовно- нравственного развития и воспитания гражданина России определён современный национальный воспитательный идеал. Это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Работа по духовно-нравственному воспитанию должна начинаться в младшем школьном возрасте со знакомства детей с нравственными нормами и правилами поведения и формирования моральных привычек. В детском коллективе ребенок имеет возможность проверить на собственном опыте свои знания, представления и склонности нравственного порядка, что обеспечивает переход внешних моральных требований во внутренние.
Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Поведение человека контролируется его внутренними побуждениями, собственными взглядами и убеждениями. Выработка таких взглядов, убеждений и привычек составляет сущность нравственного воспитания.
Новизна состоит в том, что знания полученные в ходе обучения дополняются, конкретизируются, отрабатываются во внеклассной работе, вводятся новые формы работы по нравственному воспитанию.
Педагогическая целесообразность данной программы заключается в том, что она помогает достичь более высоких результатов за достаточно короткий срок, благодаря созданию условий и неразрывности воспитательно-образовательного процесса.
Цель программы: создание условий для воспитания нравственных чувств и этического сознания у младших школьников.
Задачи:
- Сформировать первоначальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения.
- Способствовать усвоению и соблюдению правил в социуме.
- Вырабатывать навыки самоанализа.
Отличительная особенность программы состоит в том, что она ориентирует учителя, нацеливает самого учащегося на осмысления своего поведения, учит приёмам и правилам ведения дискуссии, аргументировано высказывать своё мнение и внимательно слушать мнение собеседника.
Программа «Азбука нравственности» предназначена для работы с 7 до 10 лет. При организации занятий учитываются возрастные особенности детей. В первом классе дети особенно восприимчивы к новому социальному знанию, стремятся понять новую для них школьную реальность. Задача педагога поддерживать эту тенденцию, способствовать используемыми им воспитательными формами достижению ребенком первого уровня результатов.
Во втором и третьем классе, как правило, набирает силу процесс развития детского коллектива, резко активизируется межличностное взаимодействие младших школьников друг с другом, что создает благоприятную ситуацию для достижения второго уровня воспитательных результатов.
К четвертому классу у младшего школьника появляется реальная возможность выхода в пространство общественного действия, то есть достижение третьего уровня воспитательных результатов.
Программа включает в себя 134 занятия по 35 – 45 минут. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Срок реализации программы 4 года. Года совпадают с годами обучения в начальной школе.
Программа состоит из разделов, представленных в таблице №1:
Таблица №1
I год обучения | II год обучения | III год обучения | IV год обучения |
1.Правила поведения в школе. 2.О добром отношении к людям. 3.Как стать трудолюбивым. 4.Правила опрятности и аккуратности. 5.Правила поведения на улице и дома. 6.Школьный этикет. | 1.Правила поведения в школе 2.Как быть аккуратным 3.Правила вежливости 3.Как быть трудолюбивым 5.Базовые моральные представления 6. Общение с окружающими 7.Школьный этикет 8.Культура поведения | 1.Как быть аккуратным 2.Как быть аккуратным 3.Правила вежливости 4.Как быть трудолюбивым 5.Базовые моральные представления 6.Общение с окружающими 7.Школьный этикет 8.Культура поведения | 1.Правила поведения в школе 2.Как быть аккуратным 3.Правила вежливости 4.Как быть трудолюбивым 5.Базовые моральные представления 6.Общение с окружающими 7.кольный этикет 8.Культура поведения |
На первом году обучения и начало второго года обучения, обучающиеся приобретают первоначальные социальные знания о нормах и правилах поведения.
На втором и третьем годах обучения ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить и соблюдать.
К окончанию школы первой ступени, учащиеся получают опыт самостоятельного общественного действия. У них формируется социально приемлемые модели поведения.
В основе программы «Азбука нравственности» лежат три подхода:
- Аксиологический (система морально-нравственных установок и ценностей)
- Системно-деятельностный (различные виды деятельности: урочной, внеурочной, семейной, общественно полезной)
- Развивающий (определяет общую конструкцию программы «Духовно-нравственного воспитания и развития учащихся»)
При этом используются следующие методы и формы проведения занятий.
Методы обучения:
- Словесные (рассказ, объяснение, беседа, дискуссия)
- Наглядные (видео, презентация, картины, таблицы, иллюстрации)
- Практические (упражнения)
Формы занятий:
- Моделирование и анализ заданных ситуаций
- Прослушивание аудио - кассет
- Чтение художественных произведений
- Импровизация
- Деловая игра
- Ролевая игра
- Дискуссия
- Работа творческой группы
- Обсуждение литературных произведений
- Диалог
- Литературный конкурс
- Конкурс сочинений
- Конкурс стихотворений
- Конкурс рисунков
Применение педагогических технологий, интерактивных форм занятий позволяет сохранять активность учащихся и интерес к занятиям в течение всего периода.
Для реализации программы созданы условия:
- Рабочее место учителя оснащено компьютером.
- Есть выход в интернет, имеется медиотека.
- Разработана рабочая программа.
- Приобретено методическое пособие для учителя, диски с методическими рекомендациями для учителя, учебное пособие для учащихся, книги для чтения 1-4 класс «Азбука нравственности» под редакцией Э.П.Козлова.
Реализация программы направлена на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России. Программа обеспечивает реализацию одного из направлений духовно-нравственного воспитания и развития: воспитание нравственных чувств и этического сознания младшего школьника.
Планируемые результаты освоения обучающимися
программы «Азбука нравственности»
В ходе реализации программы «Азбука нравственности» будет обеспечено достижение обучающимися воспитательных результатов и эффектов. Воспитательные результаты распределяются по трём уровням.
Первый уровень результатов — приобретение обучающимися социальных знаний (о нравственных нормах, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и·т.·п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов — получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной среде, в которой ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить.
Третий уровень результатов — получение обучающимся начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.
С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:
·на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;
·на втором уровне воспитание осуществляется в контексте жизнедеятельности школьников и ценности могут усваиваться ими в форме отдельных нравственно ориентированных поступков;
·на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности и приобретения ими элементов опыта нравственного поведения и жизни.
Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным, это необходимо учитывать при организации воспитания социализации младших школьников.
Достижение трёх уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся — формирование основ российской идентичности, присвоение базовых национальных ценностей, развитие нравственного самосознания, укрепление духовного и социально-психологического здоровья, позитивного отношения к жизни, доверия к людям и обществу и т. д.
К концу 1 и 2 класса дети усваивают первый уровень результатов.
В результате прохождения программного материала к концу 1 класса обучающиеся знают:
1. Отличие понятий «этика» и «этикет».
2. Правила вежливости и красивых манер.
3. Заповеди и соответствующие притчи.
Умеют:
1. Уважать себя, верить в свои силы и творческие возможности, признавая это право и за другими.
2. Соблюдать этикет за столом, вести себя достойно в общественных местах.
3. Придерживаться «золотого правила» в общении с другими.
4. Быть доброжелательными.
5. Соблюдать заповеди.
6. Сострадать животным, не обижать их.
7. Придерживаться режима дня, уметь организовать свой труд дома.
8. Быть опрятными, соблюдать порядок на своем рабочем месте, содержать в чистоте свои книги и тетради.
9. Не забывать дома школьные принадлежности, книги, тетради, необходимые для уроков по расписанию.
В результате прохождения программного материала к концу 2 класса обучающиеся знают:
1. Требования этикета к устному и письменному приглашению и общению с гостями.
2. Заповеди и правила этикета.
3. О доброте и жестокости, уважительном отношении к старшим и высокомерии, отражённом в сказках.
4. Афоризмы.
Умеют:
1. Исполнять заповеди.
2. Соблюдать этикет в театре, кино, на выставке, в музее, на улице.
3. Выполнять общение.
4. Написать приглашение, встречать гостей, развлекать их, правильно вести себя в гостях, дарить и принимать подарки.
К окончанию 3 класса дети преодолевают второй уровень результатов.
В результате прохождения программного материала к концу 3 класса обучающиеся знают:
1. Ранее изученные заповеди и афоризмы.
2. Каким должен быть воспитанный человек.
3. Требования этикета к разговору, в том числе к разговору по телефону.
4. Краткое содержание прочитанных на уроках притч и сказок в подтверждении своих нравственных убеждений.
5. Пословицы о дружбе, верности данному слову, доброте, благодарности.
6. Правила вежливого отказа, несогласия. Как обращаться к разным людям.
Умеют:
1. Соблюдать правила вежливости и красивых манер.
2. На практике применять методы самовоспитания и самоконтроля.
3. Уметь разговаривать по телефону, соблюдая правила этикета.
4. Уважать чужое мнение, будучи несогласным с ним.
5. Проявлять тактичность и доброжелательность в общении.
6. Быть сострадательными к чужому горю.
7. Не обижать животных и птиц.
8. Различать добро и зло, давать правильную оценку поступков литературных героев, уметь мысленно ставить себя в аналогичную ситуацию.
9. Проявлять положительные моральные качества в достойном поведении, поступках.
К окончанию 4 класса достигается третий уровень результатов.
В результате прохождения программного материала к концу 4 класса обучающиеся знают:
1. Правила этики и культуры речи.
2. Требования к манерам, чем отличается корректное поведение от галантного.
3. Об источниках наших нравственных знаний.
4. О совести как основе нравственности.
5. Заветы предков. «Поучение» В.Мономаха.
6. Стихотворения о родине (на выбор).
7. Афоризмы.
8. О пользе терпения, выдержки, умения предвидеть последствие своих поступков.
Умеют:
- Различать хорошие и плохие поступки.
- Воплощать свои этические знания в повседневном поведении, в привычках.
- Уважительно относиться к родителям, старшим, сверстникам и младшим.
- Исполнять заповеди.
- Давать правильную оценку поступков литературных героев и сверстников, уметь мысленно ставить себя в аналогичную ситуацию.
Основным измерителем является методика измерения уровня воспитанности.
Критерии, показатели уровней результатов отражены в таблице №2
Таблица №2
Критерии | Показатели | Измерители |
Сформированность у младших школьников моральных норм и нравственных правил поведения | I уровень Осведомлённости учащихся об основных моральных нормах и правилах нравственного поведения | Методика измерения уровня воспитанности (Капустин Н. П. 1-2 класс).Анкетирование Наблюдения педагога и родителей. Ведение «Портфолио достижений». |
II уровень Соблюдение моральных норм и правила поведения | Методика изучения уровня воспитанности (Капустин Н. П. 3-4 класс). Наблюдения педагога и родителей. Ведение «Портфолио достижений». | |
III уровень Самоанализа собственных поступков и поступков окружающих людей | Наблюдения педагога и родителей. Мини - сочинение |
Для оценки результативности программы «Азбука нравственности» в приложении приведены диагностические материалы и проверочные задания.
У обучающихся будут сформированы универсальные учебные действия, а именно:
- Личностные универсальные учебные действия:
У выпускника будут сформированы:
-ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
- развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
- эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;
Выпускник получит возможность для формирования:
- морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
- эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
- Регулятивные универсальные учебные действия:
Выпускник научится:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках;
- Познавательные универсальные учебные действия:
Выпускник научится:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
- строить сообщения в устной и письменной форме;
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
- Коммуникативные универсальные учебные действия:
Выпускник научится:
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1-й год обучения- 32 часа
В курсе выделены 6 разделов, в которых раскрываются основные понятия:
1. Правила поведения в школе (7 часов).
Понятие о хороших манерах. Правила поведения во время знакомства. Традиционные приветствия в момент пробуждения или отхода ко сну. Правильное поведение за столом. Гостеприимство как национальная черта. Этикетные выражения прощания и сопутствующие формы благодарности, одобрения, извинения и т. д.
2. О добром отношении к окружающим людям (9 часов).
Изучение правил поведения в общественном транспорте. Освоение правил поведения в общественных местах (кино, театр, кафе, парикмахерская и т. д.), речевой этикет (благодарность, вежливое обращение и т. п.). Этикетные формулы общения в библиотеке.
3. Как стать трудолюбивым(4 часа).
Воспитание трудолюбия в семье, в школе. Бережное отношение к личным вещам и школьному имуществу.
4. Правила аккуратности (3часа).
Воспитание нравственных качеств. Раскрыть понятие об аккуратности как об уважительном отношении человека к самому себе и к окружающим людям.
5.Правила поведения на улице и дома ( 4 часа).
Уступчивость как признак силы, чувства собственного достоинства, воспитанности, хорошего характера. Уступчивость как форма поведения в коллективе, на улице в семье, в кругу друзей. Речевые формы выражения вежливой просьбы.
6. Школьный этикет.(5часов)
Знакомства с элементарными правилами обращения и приветствия окружающих людей. Общение первоклассников со своими сверстниками.
2-4-й год обучения-102 часа
В курсе выделены 8 разделов в соответствии с содержанием и этической направленностью материала – освоением простыми нормами нравственности:
1.Поведение в школе
В разделе раскрывается понятие воспитанности как этической нормы общения. Дополняются и приводятся в систему имеющиеся у детей знания о правилах культурного поведения. Ребёнок проводит в школе много времени, поэтому школа для него становится как бы вторым домом. Самую большую радость в школе приносит ребёнку ежедневное общение со сверстниками. В процессе общения у ребёнка формируется характер, вырабатываются навыки общения и общения поведения. Наблюдая за детьми, учитель корректирует нравственную направленность в их поведении. Коллективная деятельность детей позволяет учителю находить точки соприкосновения для деликатных способов оказания взаимопомощи. Значение взаимопомощи и её мотивация в младшем возрасте приобретает особую значимость, т.к. начинают осознаваться детьми. Вместе с учителем, дети учатся обсуждать, оценивать и планировать общие дела.
Ключевые слова: забота, внимательность, помощь, поддержка
2.Как быть аккуратным
В разделе предлагается цикл занятий:
Как беречь книги, вещи, школьное имущество? Что такое точность и обязательность? Каковы основные правила точности и обязательности? Что происходит, когда нарушают эти правила? Дети учатся добросовестному и осознанному отношению к труду всех и каждого. В процессе обучения у ребят формируется бережное, аккуратное отношение к предметам, созданным человеком. Забота о школе, школьном имуществе, книгах и вещах. Формирование таких понятий как: аккуратность, опрятность, точность, бережливость.
3. Правила вежливости.
В разделе предлагается цикл занятий, способствующий воспитанию потребности проявлять доброту, предупредительность и другие гуманные чувства к окружающим без напоминания, по собственному побуждению. А также систематизируются и обобщаются правила доброго вежливого поведения.
4. Как быть трудолюбивым.
В данном разделе представлен цикл занятий, направленных на вызов положительно-эмоционального переживания процесса общения, на организацию опыта содержательного общения, эмоционального и нравственного обогащения воспитанников.
Сами занятия построены так, что ребёнок без особых усилий, но последовательно и постоянно овладевает этическими знаниями и умением их применять в своей жизни и общении с окружающими.
5. Базовые моральные представления.
В школьной жизни много ситуаций, на анализе которых дети учатся оценивать тот или иной поступок. Формированию представлений о содержании поступков, которые могут быть названы справедливыми или несправедливыми, способствует изучение поведения литературных героев, различные беседы и обсуждения, в ходе которых школьники получают также представления о таких базовых словах морали, как долг, честь, достоинство, равенство и равноправие
6. Общение с окружающими.
Как научить быть внимательным и предупредительным. Осознанно. с уважением относится к окружающим. Учить чуткому отношению к окружающим людям.
Ключевые слова: уважительность, внимательность, вежливость, бескорыстие.
7. Школьный этикет.
Познакомить с общими правилами этикета, правилами знакомства, обращения к общению и приветствия.
Ключевые слова: слова приветствия, благодарности.
8. Культура поведения.
В данном разделе анализируя рассказы и сказки, на примере многих произведений ребята учатся культуре поведения. Необходимо знакомить с вежливыми словами в разных жизненных ситуациях, объяснять значение культуры речи.
Ключевые слова: приветствия, благодарности, пожелания.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (первый год обучения)
№ | Название разделов и тем | Кол-во часов | Изучаемые произведения | Практика |
1.раздел | Поведение в школе Цель: Определить круг обязанностей младших школьников (правил поведения) во время проведения урока и во время перемены | 7 |
| |
1.1 | Правила поведения на уроке и на перемене | 2 | Я. Аким «В школу» И Замятина «Саша на переменке» | Беседа |
1.2 | Правила поведения в гардеробе | 1 | И Замятина «Саша в раздевалке» | Мини-конкурс |
1.3 | Правила поведения в столовой | 1 | В Викторов «Песенка про повара» | Анализ заданных ситуаций |
1.4 | . Правила поведения в библиотеке | 1 | В.Даль «Книга» | Экскурсия в библиотеку. Слушание аудио-кассет |
1.5 | Правила поведения на школьном дворе | 2 | Е Ильина «Игра» | Беседа |
2 раздел | О добром и вежливом отношении к людям Цель: на примере литературных произведений и на знакомых детям жизненных ситуациях доступно объяснить, какой смысл люди вкладывают в понятия «добро»- «зло» (синонимы «хорошо»- «плохо»). | 9 | ||
2.1 | Что такое « добро» и «зло» | 2 | А Митяев «За что люблю маму» | Импровизация |
2.2 | «Ежели вы вежливы……» | 2 | Н Красильников «Доброе утро» | Импровизация |
2.3 | Добрые и недобрые дела | 1 | С Михалков «Трезор» | Инсценирование |
2.4 | Ты и твои друзья | 2 | С Михалков «Хорошие товарищи» | Беседа |
2.5 | Помни о других | 1 | Е.Благинина «Наш дедушка» | Ролевая игра |
3 раздел | Как стать трудолюбивым Цель: объяснить детям, в чём состоит цель учения, какую роль играет образование в жизни людей. | 4 | ||
3.1 | «Ученье свет, а неученье- тьма | 1 | Н Гребнёв «Ворона урок не доучила» | Мини конкурс |
3.2 | Как быть прилежным и старательным | 1 | Дж. Родари «Новая тетрадка» | Беседа |
3.3 | Наш труд в классе | 1 | В. Осеева «Подарок лентяя» | Беседа |
3.4 | Мой ежедневный труд дома | 1 | З. Александрова «Неведимка» | Свободное рисование |
4 раздел | Правила опрятности и аккуратности Цель: Объяснить детям. Что означает культура внешнего вида и одежды. Как характеризует человека его бережное отношение к вещам. Дать представление о значении времени | 3 | ||
4.1 | Культура внешнего вида | 1 | В Орлов «Хрюшка обижается» | Просмотр презентации |
4.2 | Каждой вещи - своё место | 1 | В. Бианки «Баретка» | Устное сочинение историй |
4.3 | Умей ценить время - своё и чужое | 1 | Е Елизаветин «Точность» | Анализ заданных ситуаций |
5 раздел | Правила культуры поведения на улице и дома Цель: познакомить первоклассников с основными правилами поведения дома и в школе | 5 | ||
5.1 | Как вести себя дома и на улице | 5 | С Прокофьева «Сказка про честные ушки» Г Черкашин «Про Петю» А.Лаптев «Всему свету по секрету» Г.Черкашин «Про Петю….» В Лебедев –Кумач «Сказка про умных зверюшек» | Диалог Ролевые игры |
6 раздел | Школьный этикет Цель: познакомить с правилам знакомства и приветствия, с правилами обращения к собеседнику (доброжелательность, улыбку, умение чётко назвать себя). | 6 | ||
6.1 | Как приветствовать и знакомиться с людьми | 4 | Л Васильева-Гангнус «Советы по этикету», «Из правил», « О вежливости» С.Михалков «Хочу бодаться» И. Панкеев «Ты или вы?» | Наблюдение |
| ИТОГО (часов за год): 32 | 32 |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- Васильева – Гангнус Л. Азбука вежливости. /Текст/: Л. Васильева – Гангнус. – М.: «Педагогика», 1888, - 145 с., ил..
- Волина В. В. Учимся играя. /Текст/ В. В.Волина. М.: «Просвещение», 1994, 120 с..
- Детские подвижные игры народов СССР. Сост. А. В.Кенеман. М.: «Просвещение», 1988, - 240 с..
- Корчинова О. В. Детский этикет. / Текст/: О. В. Корчинова . – Ростов на Дону «Феникс», 2002, - 186 с.
- Козлов Э.П. Комплект учебных пособий «Нравственное образование в России»
- Козлов Э.П. Методическое пособие для учителя «Азбука нравственности» Э.П.Москва 2008 ООО «Издательский дом «Новый учебник»
- Ладыжеская Т. А., Сорокина Г. И., Сафонова И. В., Никольская Р. И. Детская риторика в рассказах, стихах, рисунках. /Текст/: Т. А. Ладынежская. и др. - М.: «Просвещение», 2002, - 255 с., ил..
- Самоукина Н. В. Игры в школе и дома: Психологические упражнения и коррекционные программы. Н. В. Самоукина. - М.: «Просвещение», 1993, - 110 с..
- Стрелкова Л. П. Уроки сказки. /Текст/: Л. П. Стрелкова. – М.: «Педагогика»,1990, - 128 с., ил.
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] - М.: Просвещение, 2009. 41 с.
- Черемисина, В.Г. Духовно- нравственное воспитание детей младшего школьного возраста [Текст] / сост. В.Г.Черемисина. - Кемерово: КРИПКиПРО, 2010. - 14- 36.
- Шемшурина, А.И. Этическая грамматика [Текст] /А.И. Шемшурина. – М.: НИИ Теории и методов воспитания, 1994. – 140с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа «Нравственное воспитание школьников во внеурочной деятельности на примере углубленного изучения животных, окружающих нас в повседневной жизни»
Данная программа способствует повышению уровня учебной и воспитательной подготовки учащихся в начальной школе, обеспечивая развитие нравственных качеств лично...
Рабочая образовательная программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению для обучающихся 1 – 4 классов Азбука нравственности
Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение. Потеря моральных ориентиров, обесценивание таких понятий, как совесть, честь, долг, привели к нега...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Уроки нравственности" (духовно-нравственное направление)
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Уроки нравственности" (духовно-нравственное направление)...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ НАПРАВЛЕНИЮ Уроки нравственности 1 класс
Внеурочная деятельность...
Рабочая программа по духовно-нравственному направлению «Уроки нравственности» для 1 г класса
Пояснительная записка Рабочая программа согласно Учебному плану школы рассчитана на 34 часа в год /1 час в неделю.Цель изучения ...
Рабочая программа образования обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата 6.2 внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Уроки нравственности» для 2 «А» класса
Программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Уроки нравственности» для 2 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарт...
Рабочая программа нравственно- экологическое воспитание "Экология души"
Пояснительная записка Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребёнке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать во...