рабочая программа по внеурочной деятельности для обучающихся 2 класса Мир вокруг нас".
рабочая программа (2 класс)

Фоменко С.А.

создание благоприятных условий успешного формирования и развития индивидуальности каждого обучающегося, формирование и развитие у воспитанников чувства принадлежности к обществу в котором они живут.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_vneurochnoy_deyatelnosti_mir_vokrug_nas.docx39.05 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Алексеевская  общеобразовательная  школа-интернат»

«Согласовано»

руководитель МО

                            Л.И.Выходцева

протокол № 6

от «17» июня 2020 г.

«Согласовано»

зам. директора

                          Е.И.Лопатина

от «30» июля 2020 г.

«Рассмотрено»

на заседании педсовета

протокол № 1

от «28» августа2020 г.

«Утверждаю»

директор школы    

                              Г.А.Бабуцких

приказ   № 42

от «28» августа 2020 г.

Рабочая программа внеурочной деятельности

педагога Фоменко Светланы Анатольевны

 «Мир вокруг нас»

2 класс

на 2020-2021 учебный год

г. Алексеевка

II. Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности «Мир вокруг нас»  разработана в соответствии  с примерной программой Н. И. Элиасберга «Этика и право в начальной школе», СПб «Перспектива» 2009год и требованиями Федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с умственной отсталостью (интллектуальными нарушениями).

Данная рабочая программа разработана  на основе следующих документов

- Федеральный Закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Санитарно – эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к  условиями организации обучения и воспитания в организациях,  осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным образовательным программам  для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 г. № 26).

- Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014г. № 1599 «Об утверждении федерального образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»

        Программа «Мир вокруг нас» входит во внеурочную деятельность по направлению «Духовно-нравственное».  

Количество часов по программе - 1 час в неделю.

Цель программы: 

создание  комфортной обстановки, благоприятных условий  для успешного формирования и развития индивидуальности каждого обучающегося, формирование и развитие у них чувства принадлежности к обществу, в котором они живут; умения заявлять и отстаивать свою точку зрения.

Основные задачи программы: 

1.Формирование  нравственной культуры обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и основ здорового образа жизни.

2.Формирование у обучающихся представлений о духовных и национальных традициях своего края и места, где они живут.

3.Формирование у обучающихся с умственной отсталостью представлений об их правах, умений соблюдать правила поведения в обществе и хорошего тона.

4.Развитие коммуникативных умений, формирование ценностей семьи.

5.Развитие индивидуальных творческих способностей, понимания обучающимися понятий добра и зла, умений оценивать себя и свои поступки.

6. Воспитание всесторонне развитой личности.

Курс имеет коррекционную направленность.

Основными направлениями коррекционной работы являются:

1.Коррекция отдельных сторон психической деятельности.

2.Развитие основных мыслительных операций и речи.

3.Развитие познавательных процессов.

4.Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы.

III. Общая характеристика курса

Курс «Мир вокруг нас» имеет практическую направленность и  способствует формированию активной гражданской позиции; чувства патриотизма, верности Родине; способности к саморазвитию. 

В результате занятий каждый обучающийся может осознать и проявить себя, найти свое место в системе образовательных отношений. 

Стержнем курса «Мир вокруг нас» являются этические проблемы - раскрытие для обучающихся младших классов гуманистических ценностей жизни на доступном для них уровне.

Структура содержания курса создает условия для установления связей между элементами этических и правовых знаний. Компоненты правовой информации связываются по смыслу с гуманистическими этическими ценностями. Одновременно обучающиеся узнают об охране законом жизни и здоровья людей от преступных посягательств. Аналогичная содержательная связь устанавливается и в других темах курса.

Основная форма организации внеурочной деятельности – занятие.

Формы занятий:

беседы,

практикумы;

викторины,

смотры-конкурсы, выставки;

обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций;

сюжетно - ролевые игры;

просмотр и обсуждение презентаций;

мини – проекты;

дидактические игры;

инсценировки.

Виды и формы организации работы на занятии:

коллективная;

фронтальная;

групповая;

индивидуальная работа;

работа в парах.

Курс «Мир вокруг нас» предусматривает органическое сочетание этико-правовых бесед с занятиями, проводимыми в форме игр либо практикумов. При этом половина учебного времени отводится на беседы, а половина - на игры и практикумы. В целом игры и практикумы создают условия для накопления обучающимися социального опыта, столь необходимого для интеграции в окружающий их мир, помогая осмыслить, прочувствовать, "пропустить через себя" то, о чем шла речь во время беседы. Поэтому после каждой беседы проводится игра или практикум, которые соответствуют содержанию беседы. Такое сочетание определяется важной ролью практически ориентированной деятельности и игр в воспитании школьников.

IV. Описание места курса в учебном плане

Содержание курса «Мир вокруг нас» входит в обязательную часть внеурочной деятельности и реализует социальное направление. В соответствии с Учебным планом ГБОУ «Алексеевская общеобразовательная школа-интернат»  на его изучение отводится 33 ч. в год (1 ч. в неделю).

Продолжительность внеурочных  занятий во втором классе составляет 40 минут.

Количество часов по четвертям.

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Год

10ч

34ч

Разделы

Количество часов

1

Жизнь на Земле.

4

2

Жизнь и здоровье человека.

4

3

Индивидуальность человека, его честь и достоинство.

4

4

Права человека и способы их защиты.

3

5

Человек среди людей. Любовь, дружба, милосердие.

4

6

Сознательный труд и его результаты. 

3

7

Дорогая  цена вежливости.

3

8

Общественный порядок и его охрана. Строгие требования закона.

4

9

Любимый город.

4

Итого

34

V. Характеристика базовых учебных действий.

В результате реализации программы обеспечивается достижение обучающимися следующих воспитательных результатов и эффектов деятельности:

1.Личностные результаты внеурочной деятельности:

У обучающихся будут сформированы: 

-осмысление и дифференциация картины мира, ее временно пространственной организации:

(развитие представлений об окружающем мире в совокупности его природных и социальных компонентов; умение выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать элементарные решения; способность к организации своей жизни в соответствии с представлениями о правах и обязанностях гражданина, нормах социального взаимодействия);

-осмысление социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей: (расширение круга общения, развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях);

- владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия (т. е. самой формой поведения, его социальным рисунком);

-способность организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты.

Метапредметные:

- бережно относиться к окружающей среде и родному краю;

- оценивать свои и чужие поступки с точки зрения норм морали;

- соблюдать моральные нормы и правила этикета, правовые нормы;

-называть правила совместной жизни в общем доме, в общении с соседями;

У обучающихся будут сформированы знания:

-прав детей и способов их защиты;

-характерных традиций здорового образа жизни, распределения обязанностей в семье;

- истории и культуры своего города (поселка), России;

- основных правил мирной жизни на Земле, основанных на уважении к правам человека, отсутствии насилия, агрессии, войн;

-всех правил дорожного движения;

-правил собственной безопасности.

VI.Содержание курса внеурочной деятельности

Жизнь на Земле (4 часа)

Природа, которая нас окружает. Связь человека с природой. Чудо жизни на Земле. Красота живой природы. Почему надо беречь природу. Разрушители и защитники природы. Закон на защите природы: запреты и ответственность за их нарушение. Как надо вести себя в лесу, в поле, в парке, на берегу реки, озера, моря. Что могут сделать дети для охраны природы. Наши друзья — домашние животные. Недопустимость жестокого обращения с животными.

Жизнь и здоровье человека (4 часа)

Жизнь человека — великий дар. Благодарность родителям за жизнь. В чем ценность жизни человека. Право каждого человека на жизнь. Что угрожает жизни человека. Кто защищает жизнь людей. Кто спасает жизнь людей. Счастливая и ответственная пора детства. До какого возраста человек по закону считается ребенком. Право ребенка на выживание; что оно означает. Дети с трудными судьбами. Чем можно помочь этим детям. Хорошее здоровье — условие полноценной жизни. Как стать сильным и ловким. Простые правила гигиены. Вредные привычки — угроза здоровью. Право детей на особую заботу о здоровье. Какие правила личной безопасности следует соблюдать в городе. Как не стать жертвой преступления. Как самому не причинить вред здоровью других людей.

Индивидуальность человека, его честь и достоинство (4 часа)

Мы все — разные. Знаем ли мы себя? Право человека быть самим собой. Необходимость терпимости по отношению к людям, не похожим на нас. В чем состоит достоинство человека. Самоуважение — важное свойство человека. Как ребенку защитить свое достоинство. Правила поведения в конфликтных ситуациях. Право ребенка на собственное мнение. Как сделать, чтобы вас поняли.

Права человека и способы их защиты (3 часа)        

Что значит “иметь права”. Естественное право человека на жизнь, свободу и достоинство. Всеобщая декларация прав человека: права, делающие мир человечнее; жестокость и насилие под запретом. Кто и как защищает права человека. Уважение к правам другого человека — наша обязанность. Особая забота о правах детей. Конвенция о правах ребенка: важные для детей права. Кто должен защищать права ребенка.

Человек среди людей. Любовь, дружба, милосердие (4 часа)

Мы живем среди людей. Радость добрых отношений между людьми. Необходимость взаимопонимания, терпимости, миролюбия в отношениях между людьми. Как смирять свой гнев и обиду. Если человек вам неприятен — как поступить? Осторожно: жестокость! Радость добрых дел. Что такое “милосердие”. Семья; любовь между близкими и родными людьми. Как ребенок может проявить свою любовь к родителям и другим членам семьи. Взаимопомощь в семье. Радость дружбы. Умеете ли вы дружить? Как сохранить дружбу.

Сознательный труд и его результаты (3 часа)

Что создано трудом людей. Трудом славен человек. Люди разных профессий. Радость труда. Труд школьника. Домашний труд. Что могут “умелые руки”. Как приучить себя к труду. В каждой вещи — труд людей. Необходимость бережного отношения к вещам. Значение слов “мое”; “наше”. Если потеряешь вещь. Как вести себя, найдя что-нибудь. Кража и ее последствия.

Дорогая цена вежливости (3 часа)

Как и почему возникли правила вежливости. Кого называют вежливым человеком. Дорогая цена вежливости. Правила вежливости, которым нужно следовать (формы общения со взрослыми и со сверстниками в разных жизненных ситуациях). Вежливость и речь. Слова, которые оскорбляют. Что такое хамство. Вежливость и культура. Человек воспитывает себя сам: знаю — хочу — умею — действую. Наш школьный этикет.

Общественный порядок и его охрана. Строгие требования закона (4 часа)

Роль правил в жизни человека и общества. Правила, установленные государством. Что такое закон. Кто принимает законы. Конституция России — Основной Закон страны. Что такое общественный порядок. Правила поведения в общественных местах (на улице, в транспорте, кино, театре, музее). Кто охраняет общественный порядок. Что запрещено. Ответственность за нарушение общественного порядка. Правила поведения в школе. Права и обязанности ученика. Права и обязанности учителя, директора школы. Ответственность учеников за порядок в школе.

Любимый город (4 часа)

Что значит быть горожанином. Знаем ли мы историю родного города? Красота города — результат труда и творчества многих поколений людей. Люди, прославившие наш город. Охрана Законом памятников истории и культуры. Сохранение памятников истории и культуры — дело каждого. Охрана зеленого убранства города. Обязанность горожан — соблюдать чистоту и порядок на улицах города, в транспорте, в общественных местах. Животные в городе: правила содержания и выгула собак. Правила поведения в своем доме. Кто они — разрушители и пачкуны? Чем дети могут помочь родному городу? Правила безопасности, которые дети должны соблюдать на улице, во дворе, в парадной дома, в лифте, если остались дома одни.

VII. Критерии и нормы оценки достижения планируемых результатов

освоения программы учебного предмета.

- осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;

-целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве  его  природной  и  социальной частей;

-способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

-понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений   об этических нормах и правилах поведения в современном обществе;

- самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;

- определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;

- проговаривать последовательность действий, соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами;

-высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, умение работать по предложенному учителем плану;

- совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса; 

- преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем);

-наблюдать, классифицировать;

- находить и формулировать свое решение с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков);

Коммуникативные базовые учебные действия:

Обучающиеся научатся:

- доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

- слушать и понимать речь других;

- работать в парах и малых группах, выполняя различные роли в группе (лидера, исполнителя). 

-использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем; обращаться за помощью и принимать помощь.

 В соответствии с учебным планом рабочая программа рассчитана на 34 часа по 1 часу в неделю.

 Темы занятий не совпадают с праздничными и выходными днями, поэтому программа содержит фактически 34 часа.

п/п

Тема

Материалы и оборудование

Количество часов

Дата

план

факт

1 четверть

Жизнь на Земле

1

Земля – планета, на которой мы живем.

Картинки, мультимедиа

1

04.09

2

Живая и неживая природа на Земле.

Картинки, мультимедиа

1

11.09

3

Вода – источник жизни на земле.

Картинки, мультимедиа

1

18.09

4

Что такое – экология. Конкурс рисунков «Защитим природу».

Картинки, мультимедиа, карандаши, краски, бумага

1

25.09

Жизнь и здоровье человека

5

Как вырасти здоровым.

Картинки, мультимедиа

1

02.10

6

Здоровое питание – здоровая жизнь.

Картинки, мультимедиа

1

09.10

7

Если хочешь быть здоров – закаляйся!

Картинки, мультимедиа

1

16.10

8

Игра «Найди опасные предметы».

Картинки, мультимедиа

1

23.10

2 четверть

Индивидуальность человека, его честь и достоинство

9

Что я знаю о себе?

Картинки, мультимедиа

1

06.11

10

Что такое – индивидуальность?

Картинки, мультимедиа

1

13.11

11

О чести судят по поступкам.

Картинки, мультимедиа

1

20.11

12

Мы все разные. Игра «Добро и зло».

Картинки, мультимедиа

1

27.11

Права человека и способы их защиты

13

Закон для нас. Закон внутри нас.

Картинки, мультимедиа

1

04.12

14

Права гражданина Российской Федерации.

Картинки, мультимедиа

1

11.12

15

Обязанности школьника.

Картинки, мультимедиа

1

18.12 

16

Правила поведения в школе.

Картинки, мультимедиа

1

25.12

3 четверть

Человек среди людей. Любовь, дружба, милосердие

17

Загадки, пословицы и поговорки о семье.

Картинки, мультимедиа

1

15.01

18

Мы и наши родители.

Картинки, мультимедиа

1

22.01

19

Дари близким любовь и заботу.

Картинки, мультимедиа

1

29.01

20

Добрые дела.

Игра «Копилка добрых дел».

Картинки, мультимедиа

1

05.02

Сознательный труд и его результаты 

21

Учеба – главный труд школьника.

Картинки, мультимедиа

1

12.02

22

Чтение стихов о труде.

Картинки, мультимедиа

1

19.02

23

Практикум.

Выставка домашнего творчества.

Картинки, мультимедиа

1

26.02

Дорогая цена вежливости

24

Простые правила этикета.

Картинки, мультимедиа

1

05.03

25

Что такое хамство?

Картинки, мультимедиа

1

12.03

26

Игра «В гостях у Мальвины».

Картинки, мультимедиа

1

19.03

4 четверть

Общественный порядок и его охрана. Строгие требования закона

27

Они охраняют общественный порядок.

Картинки, мультимедиа

1

02.03

28

Игра «Красный, желтый, зеленый».

Картинки, мультимедиа

1

09.03

29

Сила закона и сила примера.

Картинки, мультимедиа

1

16.03

30

Практическое занятие «Следопыты».

Картинки, мультимедиа

1

23.04

Любимый город

31

Пачкуны и разрушители – кто они?

Картинки, мультимедиа

1

30.04

32

Интересные места нашего города.

Картинки, мультимедиа

1

07.05

33

Игра «Клуб знатоков».

Картинки, мультимедиа

1

14.05

34

Игра «Звездный час».

Картинки, мультимедиа

1

21.05

Технические средства обучения: компьютер, акустические колонки, мультимедийный проектор, интерактивная доска, экранно-звуковые пособия (презентации, мультфильмы).

Методическая литература для учителя:

1.Элиасберг Н. И. Этика и право в начальной школе. Санкт-Петербург, изд –во «Перспектива», 2009.

2. Ермолаева М. Г., Элиасберг Н. И. Я и мой мир. Игры 1-4классы. Санкт-Петербург, 2006.

Детская литература.

Б. Заходер,  А. Барто, С. Маршак, С. Михалков, В. Берестов, Е. Пермяк, М. Пришвин, Ю. Дмитриев,  В. Бороздин, О. Высотская, В. Осеева, И. Токмакова, В. Голявкин, Н. Носов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности для 3 класса «Мир вокруг нас. Почемучка»

   Рабочая программа внеурочной деятельности  по общеинтеллектуальному направлению «Мир вокруг нас. Почемучка» для 3 класса составлена в соответствии с требованиями федерального ...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности для обучающихся 1-х классов "Динамическая пауза"

Рабочая программа курса внеурочной деятельности для обучающихся 1-х классов "Динамическая пауза" построена таким образом, что обучающиеся реализуют потребность в двигательной активности при ...

Рабочая программа по внеурочной деятельности для обучающихся 2-х классов Умелые ручки

Пояснительная записка      Программа «Умелые ручки» разработана для занятий с учащимися 2-х классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГО...

Рабочая программа по внеурочной деятельности для обучающихся 1- 4 классов «Занимательная математика»

         Рабочая программа занятий по занимательной математике в начальной школе (1-4 классы) составлена в соответствии  с требованиями Федерального государственно...

Рабочая программа по внеурочной деятельности для 7 кл "Математика вокруг нас"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для 7 кл  "Математика вокруг нас"...

Рабочая программа по внеурочной деятельности для обучающихся УО (ИН)

" Азбука жизни". Рабочая программа по внеурочной деятельности для обучающихся УО (ИН) , социальное направление, 1-4 класс . " Радуга добра". Рабочая программа по внеуро...

Рабочая программа по внеурочной деятельности для 2 класса "Мир вокруг меня" (Развитие функциональной грамотности)

Рабочая программа по внеурочной деятельности для 2 класса "Мир вокруг меня" (Развитие функциональной грамотности)...