Рабочая программа по внеурочной деятельности для обучающихся УО (ИН)
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс)
" Азбука жизни". Рабочая программа по внеурочной деятельности для обучающихся УО (ИН) , социальное направление, 1-4 класс .
" Радуга добра". Рабочая программа по внеурочной деятельности для обучающихся УО (ИН) , духовно-нравственное направление, 1-4 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
azbuka_zhizni.docx | 48.19 КБ |
raduga_dobra.docx | 43.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение школа- интернат основного общего образования г. Татарска
Принято решением СОГЛАСОВАНО
Методического объединения учителей Зам. директора по ВР
начального классов ______________/Г.В. Малахова/
Протокол №
от "___"________2021 г. от "___"________2021 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ
ПО СОЦИАЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ
«АЗБУКА ЖИЗНИ»
(1-4 класс)
2021-2022 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа внеурочной деятельности для 1- 4 классов по социальному направлению «Азбука жизни» разработана в соответствии с требованиями: федерального государственного образовательного стандарта учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России; программой внеурочной деятельности МБОУ школы- интерната.
Данная программа ориентирована на воспитание личности, способной на управление своим поведением с опорой на существующие стандарты, нормы и законы общества.
Современные дети воспитываются в условиях деформированного процесса социализации: в ситуации ограниченной социальной активности, недостаточного включения учащегося в различные виды практической деятельности; в условиях ограниченных сфер реализации усвоенных социальных норм и социального опыта. Всё это значительно затрудняет процесс эффективности становления личности ребенка.
Особое внимание в программе уделено проблеме общения и усвоения нравственных норм и правил поведения, а так же усвоению правил поведения предъявляемых к гражданину РФ в области безопасности жизнедеятельности. Это обусловлено проблемами вхождения школьника в социальную среду, усвоения социального опыта школьника.
У учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) страдают все виды высшей нервной деятельности, и самые видимые среди них – речь, общение и поведение. А ведь именно общение обогащает внутренний мир человека, только в общении рождается духовная близость, исчезает чувство одиночества. Поэтому вопросы культуры общения, характера и стиля поведения человека являются основными в программе курса «Азбука жизни». Курс призван также формировать и корректировать импрессивную и экспрессивную речь учащихся, вырабатывать положительные динамические стереотипы поведения.
Занятия окажут помощь в расширении знаний об окружающем мире, в обогащении активного и пассивного словаря учащихся, в повышении уровня культуры в целом, в умении самостоятельно использовать свои знания в жизни.
Занятия способствуют адаптации учащихся к взрослой жизни, способствуют коррекции мышления, развивают внимание, память, формируют нравственные нормы и положительные качества личности.
Педагогическая целесообразность программы внеурочной деятельности в сфере социально-личностного развития школьников обусловлена необходимостью помочь ребенку раскрывать индивидуальные способности, творческие начала собственной личности, формирование устремлений ребенка в интеграции личностных позиций «я хочу» и «я могу» как основы взаимодействия школьника с другими детьми, учителями, родителями. Партнерские отношения, сопричастность взрослого воспитателя к делам и поступкам детей (позиция «мы вместе»), разработка занятий, развивающих потребность в приобретении умений и навыков – это и многое другое учитывается в программе «Я познаю мир».
Цель программы:
- формирование личностных качеств как основы взаимоотношений с людьми, обществом и миром в целом через самопознание, общение, деятельность;
- формирование «личности безопасного типа», знающей основы защиты человека и общества от современного комплекса опасных факторов и умеющей применять эти знания на практике.
Задачи:
- дать учащимся знания об искусстве человеческих взаимоотношений;
- учить ребят самостоятельно ориентироваться в разнообразии жизненных ситуаций, правильно проявлять свои чувства и эмоции, адекватно реагировать на слова и поступки других людей;
- сформировать эмоционально-мотивационные установки по отношению к себе, представителям противоположного пола, сверстникам и взрослым людям;
- развивать у учащихся навыков общения и социальной активности в различных жизненных ситуациях с родителями, педагогами, сверстниками и другими окружающими людьми;
- корректировать у детей нежелательные черты характера и нарушенные формы поведения;
- воспитывать сочувствие, желание оказывать поддержку, принимать помощь других;
- познакомить с опасностями, угрожающими человеку в современной повседневной жизни, в опасных и чрезвычайных ситуациях;
- формировать «личность безопасного типа», знающей основы защиты человека и общества от современного комплекса опасных факторов и умеющей применять эти знания на практике;
- воспитывать ответственное отношение к личному здоровью как индивидуальной и общественной ценности, к безопасности личности, общества и государства.
Формы проведения занятий: комбинированные и практические занятия, познавательная беседа, этическая беседа, профилактическая беседа игра-беседа, игра-занятие, игра - занятие с элементами рисования, занятия с использованием художественных средств выразительности, игры (сюжетно-ролевая, ситуационная), экскурсия, просмотр и обсуждение мультипликационных фильмов, детских передач.
Количество часов и их место в учебном плане.
Программа рассчитана на 270 часов и предполагает проведение 2 часа в неделю, которое состоит из теоретической и практической части. Срок реализации 4 года (1-4 класс):
1 класс – 66 часов
2 класс – 68 часов
3 класс – 68 часов
4 класс – 68 часов
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Планируемые результаты освоения программы внеурочной деятельности.
На I уровне учащиеся получают представление:
- о биополярных качествах личности и нравственных нормах поведения;
- своих желаниях, потребностях, чертах своего характера, о своих достоинствах и недостатках;
- конфликтах и способах их разрешения;
- основных моделях коммуникативного поведения;
- правилах поведения в различных ситуациях: в школе, магазине, на улице, на транспорте и др.;
На II уровне:
- соблюдает личную неприкосновенность и достоинство других, нравственные нормы поведения;
- умеет анализировать поступки свои и других людей;
- способен вступать в контакт и вести разговор с собеседником;
- владеет коммуникативными моделями поведения, общения и взаимодействия с людьми в разных жизненных ситуациях;
- адекватно отвечает на просьбы, чувства, приветствия, замечания, возражения и т.д.
На III уровне приобретает опыт:
- использования норм и правил поведения в различных ситуациях: в школе, в магазине, на улице, в транспорте и др.;
- адекватно откликаться на просьбы, чувства, приветствия, замечания, возражения, отвержения и принимать помощь других и т.д.;
- адекватной самооценки, ответственности за свои поступки;
- взаимодействия со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях; самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми.
Формирование базовых учебных действий.
Основным объектом оценки результатов освоения программы служит сформированность у учащегося личностных, коммуникативных, регулятивных и познавательных универсальных действий, которые направлены на анализ своей социальной деятельности и управление ею. К ним относятся:
- способность учащегося принимать и сохранять учебную цель и задачи; самостоятельно преобразовывать познавательную задачу в практическую;
- умение контролировать и оценивать свои поступки, вносить коррективы в своё поведение на основе оценки учёта характера ошибок;
- способность к осуществлению логических операций сравнения, анализа, установлению аналогий, отнесению к известным понятиям;
- умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении различных задач, принимать на себя ответственность за результаты своих действий;
- наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
- любознательность, активность и заинтересованность в познании мира.
Личностные универсальные учебные действия:
- положительное отношение к учению;
- желание приобретать новые знания;
- способность оценивать свои действия;
- усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах.
Регулятивные базовые учебные действия:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- работать по плану;
- организовывать свое рабочее место с помощью учителя;
- адекватно оценивать свои достижения.
Коммуникативные базовые учебные действия:
- вести диалог с учителем и одноклассниками;
- задавать вопросы;
- слушать и отвечать на вопросы других;
- высказывать свою точку зрения;
- работать в парах и рабочих группах.
Содержание курса внеурочной деятельности
Содержание программы курса «Азбука жизни» реализуется через систему внеурочных занятий с детьми. Первое занятие по каждому разделу является вводным. В нём раскрываются общие понятия, которые затем будут конкретизированы на других занятиях четверти. Последнее занятие темы является обобщающим. Такое занятие проводится, как правило, в игровой форме, но могут быть использованы другие формы: устный журнал, путешествие и др. Целесообразно проводить обобщающее занятие совместно с родителями учащихся в форме детско-родительских праздников.
В 1 классе предпочтение должно отдаваться игровым формам проведения занятий. Важно включить детей в активную деятельность, для этого используются беседы с учителем и одноклассниками, дидактические и ролевые игры, разыгрывание и анализ конкретных ситуаций, упражнения.
Во 2 – 4 классах занятия проводятся с использованием мультимедийных ресурсов, дидактических материалов.
Внеурочные занятия во 2 – 4 классах включают в себя несколько обязательных компонентов: эмоциональное введение в тему занятия; информационная часть - чтение текстов, рассказ детей, работа над понятиями, рассказ учителя. Обмен информацией в группах, в парах; чтение художественных текстов учителем или детьми, их обсуждение; выполнение коммуникативных заданий.
Дополнительные формы работы по программе: игры, тренинги, экскурсии, праздники. По содержанию они тесно связаны с обязательной частью программы, но при этом связаны с другими направлениями внеурочной деятельности (познавательной, художественно-эстетической, краеведческой и др.)
Класс | I четверть | II четверть | III четверть | IV четверть |
1 | Модуль «Мои обязанности и права» | Модуль «Азбука безопасности» | Модуль «Я и мы» | Модуль «Азбука здоровья» |
2 | Модуль «Мой безопасный дом» | Модуль «Азбука безопасности» | Модуль «Я и мы» | Модуль «Азбука здоровья» |
3 | Модуль «Моя безопасность » | Модуль « Разговор о правильном питании» | Модуль «Мои обязанности и права», | Модуль « Если нужна моя помощь»» |
4 | Модуль «Азбука экономиста» | Модуль « Азбука здоровья» | Модуль «Здоровье и безопасность» | Модуль «Я и мои друзья» |
Календарно - тематическое планирование
1 класс (66 часов)
№ п/п | Тема занятия | Базовые учебные действия (БУД) | Количество часов | |
Модуль «Мои права и обязанности» - 16 часов Задача: формирование представлений о поведении в школе, школьном укладе жизни. | ||||
1. | Мы теперь не просто дети, мы теперь ученики. | Умение контролировать своё поведение | 2ч | |
2. | Мои одноклассники. Наши школьные обязанности. | Умение установить доброжелательное, бесконфликтное общение | 2ч | |
3. | Школьные вещи – наши помощники. | Умение ориентироваться в учебнике, тетради, портфеле. | 2ч | |
4. | Книги – наши друзья и помощники | Умение бережно обращаться с книгой | 2ч | |
5. | Мои учителя. | Формирование нравственных чувств: благодарность, уважение. | 2ч | |
6. | Школьные традиции. | Формирование интереса к традициям школы. | 2ч | |
7 | «День рождения класса » | Формирование нравственных чувств: дружба, доброта, вежливость. | 2ч | |
8. | Обобщающее занятие | 2ч | ||
Модуль «Азбука безопасности» -18 часов Задача: формирование ответственного и безопасного поведения на улице. | ||||
1. | Азбука безопасного поведения на улице | Применять полученные знания на практике. | 2ч | |
2. | Умелый пешеход | Применять полученные знания на практике | 2ч | |
3. | Как рождаются опасные ситуации на дороге. | Воспитывать культуру поведения пешехода. | 2ч | |
4. | Мы пассажиры. | Воспитывать дисциплинированность и внимание. | 2ч | |
5. | Островок безопасности | Развивать навыки определения опасных зон и ситуаций. | 2ч | |
6. | Машины и пешеходы | Оценивать правильность и безопасность действий водителей, пешеходов и пассажиров. | 2ч | |
7. | Как разговаривает улица | Развивать познавательные процессы обучающихся. | 2ч | |
8. | Что значит быть ответственным? | Формирование ответственного и безопасного поведения на улице. | 2ч | |
9. | Знай правила движения как таблицу умножения. | Сознательное выполнение правил дорожного движения. | 2ч | |
Модуль «Я и мы» - 18 ч Задача: Способствовать становлению, развитию и воспитанию в ребёнке благородного человека путём раскрытия его личностных качеств. | ||||
1. | Азбука эмоций. | Формирование межличностных отношений на основе способности сопереживать, помогать другому. | 2ч | |
2. | Правила жизни. | Развитие навыков позитивного социального поведения на основе умения сотрудничать друг с другом. | 2ч | |
3. | Город вежливости. | Овладение современными средствами коммуникации. | 2ч | |
4. | Будь человеком. | Развитие эмоциональной и волевой сферы. | 2ч | |
5. | Что такое чувства? | Владение приёмами изменения эмоционального состояния и настроения партнёра. | 2ч | |
6. | Этюды на распознавание жестов и мимических средств выражения эмоциональ-ного состояния. | Формирование умения управлять своими эмоциями. | 2ч | |
7. | Час нравственного разговора «Что такое хорошо» | Оценивание своих поступков, чувств, переживаний. | 2ч | |
8. | Давайте говорить друг другу комплименты Этюды для моделирования положитель-ных черт характера. | Формирование коммуникативных навыков. Формирование уважительного отношения друг к другу. | 2ч | |
9. | Самооценка и взаимооценка, как способ познать себя и других | Регулирование собственного эмоционального состояния. | 2ч | |
Цикл «Азбука здоровья» - 14 часов Задача: формирование представлений о своем физическом «Я» | ||||
1. | Азбука здоровья. | Формирование навыков ЗОЖ. | 2ч | |
2 | Твой организм. | Формирование знаний о строении тела человека. | 2ч | |
3. | Режиму дня – мы друзья. | Формирование представлений о режиме дня. | 2ч | |
4. | Откуда берутся грязнули? | Формирование представлений о личной гигиене. | 2ч | |
5. | Как и чем мы питаемся? | Формирование представлений о правильной и здоровой пище. | 2ч | |
6. | Как стать нехворайкой? | Формирование физического и психического развития учащихся. | 2ч | |
7 | «Румяные щёчки» | Формирование культуры здоровья. | 2ч |
Календарно - тематическое планирование
2 класс (68 часов)
№ п/п | Тема занятия | Базовые учебные действия (БУД) | Количество часов |
Модуль «Мой безопасный дом»- 16 часов Задача: формирование навыков самозащиты, избегания ситуаций риска | |||
1. | Наши помощники и враги | Учить детей видеть опасность со стороны самых обычных вещей. | 2ч |
2. | Огонь – друг и враг человека | Учить детей безопасному обращению со взрослыми опасными предметами. | 2ч |
3. | Упражнения и игры на развитие быстроты принятия решений | Учить детей ориентироваться в сложившейся ситуации. | 2ч |
4. | Экстренные вызовы. Общие правила. | Учить детей диалогу общения при вызове служб. | 2ч |
5. | Как не стать жертвой преступления? | Учить детей наблюдательности и вниманию | 2ч |
6. | Как принять правильное решение? | Учить детей умению не растеряться в сложившейся ситуации. | 2ч |
7 | «Мой безопасный дом» | Учить владеть навыками самозащиты и самосохранения. | 2ч |
8. | Итоговое занятие | 2ч | |
Модуль «Азбука безопасности» -18 часов Задача: формирование ответственного и безопасного поведения на улице. | |||
1. | Азбука безопасного поведения на улице | Применять полученные знания на практике. | 2ч |
2. | Умелый пешеход | Применять полученные знания на практике | 2ч |
3. | Как рождаются опасные ситуации на дороге. | Воспитывать культуру поведения пешехода. | 2ч |
4. | Мы пассажиры. | Воспитывать дисциплинированность и внимание. | 2ч |
5. | Островок безопасности | Развивать навыки определения опасных зон и ситуаций. | 2ч |
6. | Машины и пешеходы | Оценивать правильность и безопасность действий водителей, пешеходов и пассажиров. | 2ч |
7. | Как разговаривает улица | Развивать познавательные процессы обучающихся. | 2ч |
8. | Что значит быть ответственным? | Формирование ответственного и безопасного поведения на улице. | 2ч |
9. | Знай правила движения как таблицу умножения. | Сознательное выполнение правил дорожного движения. | 2ч |
Модуль «Я и мы» - 20 ч Задача: Способствовать становлению, развитию и воспитанию в ребёнке благородного человека путём раскрытия его личностных качеств. | |||
1. | Эмоции положительные. | Формирование межличностных отношений на основе способности сопереживать, помогать другому. | 2ч |
2. | Эмоции отрицательные. | 2ч | |
3. | Толерантность -что это? | Развитие навыков позитивного социального поведения на основе умения сотрудничать друг с другом. | 2ч |
4. | Вежливые слова. | Овладение современными средствами коммуникации. | 2ч |
5. | Добро и зло. | Развитие эмоциональной и волевой сферы. | 2ч |
6. | Что такое чувства? | Владение приёмами изменения эмоционального состояния и настроения партнёра. | 2ч |
7. | Мимика, жесты | Формирование умения управлять своими эмоциями. | 2ч |
8. | «Что такое хорошо» | Оценивание своих поступков, чувств, переживаний. | 2ч |
9. | Давайте говорить друг другу комплименты | Формирование коммуникативных навыков. | 2ч |
10. | Мой характер | Формирование уважительного отношения друг к другу. Регулирование собственного эмоционального состояния. | 2ч |
Цикл «Азбука здоровья» - 14 часов Задача: формирование представлений о своем физическом «Я» | |||
1. | Что такое ЗОЖ. | Формирование навыков ЗОЖ. | 2ч |
2 | Мой организм. | Формирование знаний о строении тела человека. | 2ч |
3. | Режим дня. | Формирование представлений о режиме дня. | 2ч |
4. | Личная гигиена. | Формирование представлений о личной гигиене. | 2ч |
5. | Правильная и здоровая пища | Формирование представлений о правильной и здоровой пище. | 2ч |
6. | Играй! | Формирование физического и психического развития учащихся. | 2ч |
7 | Журнал здоровья | Формирование культуры здоровья. | 2ч |
Календарно - тематическое планирование
3 класс (68 часов)
№ п/п | Тема занятия | Базовые учебные действия (БУД) | Количество часов |
Модуль «Моя безопасность» - 16 часов Задача: формирование навыков самозащиты, избегания ситуаций риска | |||
1. | Юный друг природы . | Учить детей бережному отношению к природе. | 2ч |
2. | Опасные предметы | Учить детей безопасному обращению со взрослыми опасными предметами. | 2ч |
3. | Службы спасения. Упражнения и игры на развитие быстроты принятия решений. | 2ч | |
4. | Экстренные вызовы. Общие правила. | Учить детей диалогу общения при вызове служб. | 2ч |
5. | Непредвиденные жизненные ситуации. | Учить детей наблюдательности и вниманию | 2ч |
6. | Как принять правильное решение? | Учить детей умению не растеряться в сложившейся ситуации. | 2ч |
7 | «Один дома» | Учить владеть навыками самозащиты и самосохранения. | 2ч |
8. | Итоговое занятие | 2ч | |
Модуль «Разговор о правильном питании» - 16 часов Задача: формирование у обучающихся навыков культуры питания, здорового образа жизни | |||
1. | Разговор о правильном питании. Из чего состоит наша пища. | Формирование понимания значимости правильного питания | 2ч |
2. | Здоровье в порядке - спасибо зарядке. | Овладение и принятие норм физической культуры | 2ч |
3. | Закаляйся, если хочешь быть здоров | Развитие навыков заботы о своём здоровье | 2ч |
4. | Как правильно питаться, если занимаешься спортом | Формирование и поиск своей позиции | 2ч |
5. | Где и как готовят пищу | Формирование основ гигиены питания | 2ч |
6. | Блюда из зерна | Формирование правильного отношения к хлебу как результату труда многих людей | 2ч |
7. | Молоко и молочные продукты | Формирование правильного отношения к потреблению молочных продуктов | 2ч\ |
8. | Вода и другие полезные напитки | Формирование правильного отношения к потреблению воды, её охране | 2ч |
Модуль «Мои обязанности и права» - 18часов Задача: формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самопознания | |||
1. | Я – ребёнок, я – человек. | Формирование системы правовых знаний. Формирование необходимых навыков правовой и демократической культуры у молодого поколения. | 2ч |
2. | Я – гражданин России. | 2ч | |
3. | Я и мои права. | Воспитание уважения к правам и свободам личности. | 2ч |
4. | Сказка ложь, да в ней намёк. Выборы в Лесную думу. | Формирование уважительного отношения к закону. | 2ч |
5. | Герои книг имеют право. | Развитие правового самопознания. | 2ч |
6. | Ответственность в семье и обществе. | Формирование правовых знаний законопослушного поведения и основ толерантности. | 2ч |
7. | Братья наши меньшие. | Знать правила достойного поведения. Уметь отвечать за свои поступки. | 2ч |
8. | Мы в ответе за тех, кого приручили | 2ч | |
9. | Как надо относиться к природе и животным. | 2ч | |
Модуль « Если нужна моя помощь» - 18 часов Задача: формирование знаний, умений и навыков в оказании первой помощи. | |||
1. | В стране здоровья. | Учить владеть своим телом и элементами саморегуляции. | 2ч |
2 | Если из раны идёт кровь. Первая помощь при порезах, ссадинах, ушибах. | Формирование сознательного и ответственного отношения к здоровью. | 2ч |
3. | Первая помощь при укусах. | Формирование знаний об основных правилах личной гигиены. | 2ч |
4. | Первая помощь при термических ожогах. | Формирование навыков ответственного поведения. | 2ч |
5. | Средства индивидуальной защиты. | Формирование здоровых установок. | 2ч |
6. | Первая помощь в различных ситуациях. | Формирование здорового образа жизни. | 2ч |
7 | Что можно есть в походе | Формирование ответственного и безопасного поведения на природе | 2ч |
8 | Обобщающее занятие | Формирование бережного отношения к внутреннему миру человека. | 2ч |
9 | Заключительное занятие «Подари улыбку миру» | 2ч |
Календарно - тематическое планирование
4 класс (68 часов)
№ п/п | Тема занятия | Базовые учебные действия (БУД) | Количество часов |
Модуль «Азбука экономиста» - 16 часов Задача: формирование у школьников адекватных представлений о сути экономических явлений и процессов. | |||
1. | Что такое экономика? | Формирование основных экономических понятий | 2ч |
2. | Что значить экономить? | Формирование умений ориентироваться в жизненных ситуациях. Формирование основных взаимоотношений в обществе. | 2ч |
3. | Без чего человеку не обойтись? | 2ч | |
4. | Магазин. | Формирование деятельностного подхода в процессе использования приобретённых знаний. | 2ч |
5. | Потребность в образовании. | Формирование потребности в обучении. | 2ч |
6. | Бюджет: доходы и расходы семьи. | Формирование умения «по приходу делать расход» | 2ч |
7 | Может ли человек обеспечить себя сам? | Формирование культуры экономического мышления. Воспитание экономической культуры и общения. | 2ч |
8. | Экономическое поле чудес. | 2ч | |
Модуль «Азбука здоровья» - 16 часов Задача: формирование знаний, умений и навыков в профилактике инфекционных заболеваний. | |||
1. | Понятие об инфекционных заболеваниях. | Формирование навыков личной гигиены. | 2ч |
2. | Коварный грипп. | Формирование бережного отношения к собственному организму. | 2ч |
3. | Чем опасна корь? | Формирование умения сообщать взрослому о недомогании. | 2ч |
4. | Кишечные инфекционные заболевания. | Формирование умения следить за своим телом. | 2ч |
5. | Полезные привычки воспитывай с детства. | Формирование потребности следить за собой. | 2ч |
6. | Чистота и здоровье | Формирование потребности в здоровом образе жизни. | 2ч |
7. | «Наше здоровье» | Формирование у обучающихся необходимый уровень грамотности по вопросам ЗОЖ | 2ч |
8. | «Я помогу себе не болеть» | Воспитывать активную позицию в отношении ЗОЖ. | 2ч |
Модуль «Здоровье и Безопасность»- 20 часов Задача: формирование ответственного и безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях. | |||
1. | Что такое чрезвычайная ситуация? | Формирование знаний о чрезвычайных ситуациях. Формирование представлений о грозных явлениях природы. | 2ч |
2. | Стихийные бедствия. | 2ч | |
3. | Снежные опасности. | Формирование безопасного поведения. | 2ч |
4. | Чрезвычайные ситуации природного характера. | Формирование готовности к действиям в ЧС. | 2ч |
5. | Правила поведения и эвакуации при ЧС. | Формирование умения предвидеть опасность. | 2ч |
6. | Аварии на транспорте. | Формирование знаний, которые помогут сохранить жизнь. | 2ч |
7. | Пожары и средства пожаротушения. | Формирование у обучающихся умения быстро принимать решение в сложившейся ситуации. Формирование наблюдательности и внимательности. Формирование ответственного и безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях. | 2ч |
8. | Город как источник опасности. | 2ч | |
9. | Я учусь думать и действовать. | 2ч | |
10. | «Что значит быть в ответе за себя и за других» | Формирование ответственного и безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях. | 2ч |
Модуль «Я и мои друзья»- 16 часов Задача: формирование у младших школьников ценностной ориентации, способности формулировать нравственные суждения | |||
1. | Я творю свою жизнь. | Формирование у обучающихся общечеловеческих ценностей. | 2ч |
2 | А ты вежлив? | Формирование нравственных правил общения. | 2ч |
3. | «В стране хорошего тона» | Формирование навыков и привычек, облегчающих установление контактов в общении. | 2ч |
4. | "Если добрый ты" | Формирование интереса к другому человеку как к личности. | 2ч |
5. | «Дело в шляпе, или ещё раз о дружбе» | Формирование коммуникативной компетенции. | 2ч |
6. | Воспитание и воспитанность | Формирование личностного нравственного опыта. | 2ч |
7 | Мир человеческих отношений. | Формирование бережного отношения к внутреннему миру человека. | 2ч |
8 | Итоговое занятие | 2ч |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья начального общего образования.
Адаптированная основная общеобразовательная программа общего образования в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе, и через внеурочную деятельность.
Программа внеурочной деятельности является организационным механизмом реализации адаптированной образовательной программы общего образования, определяющим содержательное наполнение направлений внеурочной деятельности для обучающихся, время, отводимое на внеурочную деятельность по классам, а также требования к организации внеурочной деятельности.
Под внеурочной деятельностью, в рамках реализации ФГОС НОО УО ОВЗ понимается образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения адаптированной основной образовательной программы.
Организация внеурочной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья несколько отлична от общепринятого утверждения о том, что данная деятельность организуется во внеурочное время для удовлетворения потребностей обучающихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно-полезной деятельности. Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья испытывают трудности при освоении основных учебных предметов, приобретении социально-значимых навыков, способствующих их социализации и адаптации в современном обществе, повышающих качество их жизнедеятельности.
Цель:
Способствовать формированию у детей с ограниченными возможностями здоровья нравственных чувств и этического сознания.
Задачи:
- Сформировать первоначальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, между этносами, носителями различных убеждений, представителями социальных групп, в общественных местах, на природе.
- Способствовать усвоению правил поведения в образовательном учреждении, дома, на улице.
- Раскрывать сущность нравственных поступков, поведения и отношений между людьми разных возможностей на основе взаимопомощи и поддержки.
Формирование базовых учебных действий
Основным объектом оценки результатов освоения программы служит сформированность у учащегося личностных, коммуникативных, регулятивных базовых учебных действий:
- способность учащегося принимать и сохранять учебную цель и задачи; самостоятельно преобразовывать познавательную задачу в практическую;
- умение контролировать и оценивать свои поступки, вносить коррективы в своё поведение на основе оценки учёта характера ошибок;
- способность к осуществлению логических операций сравнения, анализа, установлению аналогий, отнесению к известным понятиям;
- умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении различных задач, принимать на себя ответственность за результаты своих действий;
- наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
- любознательность, активность и заинтересованность в познании мира.
Личностные универсальные учебные действия:
- положительное отношение к учению;
- желание приобретать новые знания;
- способность оценивать свои действия;
- усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах.
Регулятивные базовые учебные действия:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- работать по плану;
- организовывать свое рабочее место с помощью учителя;
- адекватно оценивать свои достижения.
Коммуникативные базовые учебные действия:
- вести диалог с учителем и одноклассниками;
- задавать вопросы;
- слушать и отвечать на вопросы других;
- высказывать свою точку зрения;
- работать в парах и рабочих группах.
Планируемые результаты освоения программы
Предполагается, что в результате осуществления программы у многих учащихся появится потребность в духовно-нравственном совершенствовании.
Первый уровень результатов – приобретение обучающимися социальных знаний (о нравственных нормах, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и т.п. ), первичных умений принимать и использовать данные нормы поведения в собственной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся с ОВЗ со своими наставниками, как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов – получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся с ОВЗ между сверстниками на уровне класса, образовательного учреждения, т.е. в защищенной, дружественной среде, в которой ребенок получает первое практическое применение социальных знаний.
Третий уровень результатов – получение обучающимися начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у ребят социально становится гражданином, социальным деятелем, свободным человеком.
- Личностные результаты:
- осознание себя как ученика, одноклассника, друга;
- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
- готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе;
- понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе.
2. Предметные результаты:
Достаточный уровень | Минимальный уровень |
|
|
Содержание курса
Программа предназначена для работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья от 7 до 12 лет (учащиеся 1–4 классов).
Программа внеурочной деятельности рассчитана на 270 часов (2 часа в неделю, 66 часов в год для 1 класса, 68 часов в год для 2-4 классов). Продолжительность одного занятия 35минут.
Занятия проводятся в форме тренингов, игровых программ, бесед, экскурсий, встреч с интересными людьми, ролевых игр, заочных путешествий, участия в творческой деятельности, такой как театральные постановки, литературно-музыкальные композиции, выставки.
Содержание курса | Количество часов | Характеристика деятельности обучающихся | |||
1 кл. | 2 кл. | 3 кл. | 4 кл. | ||
Правила поведения | 10 | 12 | 12 | - | Формирование навыков общения и культуры поведения, развитие и совершенствование нравственных качеств, ориентация на общечеловеческие ценности. Употребление в своей речи вежливых слов. |
Школьный этикет | 12 | - | - | - | Формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе. Осознание себя, как личности. Видение в себе положительных и отрицательных качеств характера, желание меняться к лучшему. |
Уроки доброты | 24 | 10 | 8 | - | Развитие умения ориентироваться в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей. Преодоление эгоцентрической позиции, восприятие чужой точки зрения, развитие эмпатии. |
Поговорим о дружбе | - | 14 | 10 | 20 | Формирование умения общаться и сотрудничать. Развитие уважительного отношения к людям: дружелюбие, желание помочь товарищу, доброжелательность, взаимопонимание. |
Поговорим о справедливости | 4 | 14 | 12 | 18 | Формирование способности согласовывать свои собственные желания с нуждами и законами общества в целом. Правильное оценивание своих и чужих поступков, желание поступать, по справедливости. |
Поговорим о честности | - | - | 12 | 16 | Формирование такой важной нравственной категории, как честность, верность слову и обещаниям. Умения оценивать собственные поступки и поступки окружающих. |
Труд в почёте любой | 16 | 10 | - | 14 | Формирование представлений о такой нравственной категории, как трудолюбие. Умение давать нравственную оценку поступкам других людей. Развитие навыков саморегуляции, произвольности, внутреннего плана действий, уровня самоконтроля. Развитие трудовых навыков. |
Привила личной гигиены "Мойдодыр" | - | 8 | - | - | Развитие умения выглядеть опрятно и аккуратно. Разработка режима дня, умения придерживаться его. Развитие навыка самооценки и самоконтроля в отношении собственного здоровья. |
Тематическое планирование
1 класс (66ч)
№ | Тема | Кол-во часов |
Правила поведения в школе (10 ч) | ||
1 | «Жил-был Я» (Знакомство учащихся с интересами одноклассников) | 2ч. |
2 | «Пусть будет удачным и смелым твой школьный ответственный старт» (Правила поведения на уроках) | 2ч. |
3 | «Когда я ем – то глух и нем» (Правила поведения в столовой). | 2ч. |
4 | «Правила поведения на переменах» | 2ч. |
5 | «Правила дежурных» | 2ч. |
Школьный этикет (12 ч) | ||
6 | Этикет, или просто хорошие манеры | 2ч. |
7 | «Что такое школьная дисциплина?» | 2ч. |
8 | «Мои обязанности» | 2ч. |
9 | «Доброжелательность и равнодушие» | 2ч. |
10 | «Вежливость. Правила вежливости» | 2ч. |
11 | «Культура приветствия, обращения и знакомства» | 2ч. |
Уроки доброты (24 ч) | ||
12 | «Что мы Родиной зовем? Дом, в котором мы живем» | 2ч. |
13 | «Тепло родного очага» | 2ч. |
14 | «Уважай отца и мать – будет в жизни благодать» | 2ч. |
15 | Что такое «Добро и зло» | 2ч. |
16 | «Доброе дело делай смело» | 2ч. |
17 | «Где добрые люди – там беды не будет» | 2ч. |
18 | «Любую болезнь лечит доброе слово. Поверь, и не нужно рецепта иного» | 2ч. |
19 | «Когда у друзей лад, каждый этому рад» | 2ч. |
20 | «Добрый человек поймет по взгляду, в трудную минуту будет рядом» | 2ч. |
21 | «Дружба начинается с улыбки» | 2ч. |
22 | «Дал слово - держи его» | 2ч. |
23 | «Внимательность к окружающим». | 2ч. |
Уроки экологии (4 ч) | ||
24 | «Не торопись забрать птенца – обдумай помощь до конца» | 2ч. |
25 | «Странно, что в мире огромном нет места собакам и кошкам бездомным» | 2ч. |
Труд в почете любой (16 ч) | ||
26 | «Люблю я в комнате цветы, как, может, любишь их и ты». | 2ч. |
27 | «Каждой вещи – свое место» | 2ч. |
28 | «Мои домашние обязанности» | 2ч. |
29 | «Труд в почете любой!» | 2ч. |
30 | "Мир профессий большой" | 2ч. |
31 | «Профессии моих родителей» | 2ч. |
32 | «Профессии моих бабушек и дедушек» | 2ч. |
33 | Итоговое занятие | 2ч. |
66ч. |
2 класс (68 часов)
№ | Тема | Кол-во часов |
Правила поведения (12ч) | ||
1 | Мы на уроке и на перемене | 2ч. |
2 | Мы в общественных местах | 2ч. |
3 | Мы в столовой | 2ч. |
4 | Мы в библиотеке | 2ч. |
5 | Мы на школьном дворе | 2ч. |
6 | Как приветствовать людей и знакомиться с ними | 2ч. |
О добром отношении к людям (10ч) | ||
7 | Что такое «добро и зло» | 2ч. |
8 | «Ежели вы вежливы…» | 2ч. |
9 | Ты и твои друзья | 2ч. |
10 | Помни о других | 2ч. |
11 | Жизнь дана на добрые дела | 2ч. |
Как стать трудолюбивым (10ч) | ||
12 | «Ученье – свет, а неученье – тьма» | 2ч. |
13 | Как быть прилежным и старательным | 2ч. |
14 | Наш труд в классе | 2ч. |
15 | Как помочь маме | 2ч. |
16 | Папины помощники | 2ч. |
«Мойдодыр» (8ч) | ||
17 | Культура внешнего вида | 2ч. |
18 | Создание памятки опрятного человека | 2ч. |
19 | Каждой вещи свое место | 2ч. |
20 | Презентация своего домашнего рабочего места | 2ч. |
Культура общения (14ч) | ||
21 | Что такое «этикет» | 2ч. |
22 | Устное приглашение на день рождения (ролевая игра) | 2ч. |
23 | Письменное приглашение на день рождения (проект открытки-приглашения) | 2ч. |
24 | Встреча и развлечение гостей | 2ч. |
25 | Поведение в гостях | 2ч. |
26 | Как дарить подарки | 2ч. |
27 | Умей ценить свое и чужое время | 2ч. |
Дружеские отношения (14ч) | ||
28 | Дружба каждому нужна | 2ч. |
29 | Верный друг | 2ч. |
30 | «Когда у друзей лад, каждый этому рад» | 2ч. |
31 | О доброте и бессердечии | 2ч. |
32 | Об уважительном отношении к старшим | 2ч. |
33 | О зависти и скромности | 2ч. |
34 | «Внимательность к окружающим». | 2ч |
68ч. |
3 класс (68 часов)
№ | Тема | Кол-во часов |
Понять другого(14ч) | ||
1 | Заповеди | 2ч. |
2 | Золотые правила | 2ч. |
3 | Дал слово - держи | 2ч. |
4 | Учимся понимать настроение другого по внешним признакам | 2ч. |
5 | О тактичном и бестактном поведении | 2ч. |
6 | Учимся видеть хорошее в людях | 2ч. |
7 | В мире мудрых мыслей | 2ч. |
Культура общения (12ч) | ||
8 | Этикет разговора | 2ч. |
9 | Обращение к разным людям | 2ч. |
10 | Как вежливо выразить отказ, несогласие | 2ч. |
11 | Разговор по телефону | 2ч. |
12 | Этикетные ситуации | 2ч. |
13 | Играем роль воспитанного человека | 2ч. |
Самовоспитание (12ч) | ||
14 | Что значит быть вежливым? | 2ч. |
15 | Мои достоинства и недостатки | 2ч. |
16 | Большое значение маленьких достижений | 2ч. |
17 | О хороших и плохих привычках | 2ч. |
18 | «Мои обязанности» | 2ч |
19 | Высказывания великих людей о самовоспитании | 2ч. |
Общечеловеческие нормы нравственности (12ч) | ||
20 | Заповеди: как мы их исполняем | 2ч. |
21 | О сострадании и жесткосердии | 2ч. |
22 | Лгать нельзя, но если… | 2ч. |
23 | Всегда ли богатство – счастье? | 2ч. |
24 | Спешите делать добро | 2ч. |
25 | Без труда не вытащишь и рыбку из пруда | 2ч. |
Как сердцу высказать себя? Другому как понять тебя? (10ч) | ||
26 | Умение высказать, что тебя волнует | 2ч. |
27 | Попытаемся разобраться в трудной ситуации | 2ч. |
28 | Сочувствовать: чувствовать вместе | 2ч |
29 | Добрые мысли созревают в добрые поступки | 2ч. |
30 | Диалоги о хороших манерах, добре и зле | 2ч. |
Уроки доброты (8ч) | ||
31 | «Что мы Родиной зовем?" | 2ч |
32 | «Тепло родного очага» | 2ч. |
33 | "Дом, в котором мы живем» | 2ч. |
34 | «Уважай отца и мать – будет в жизни благодать» | 2ч. |
68ч. |
4 класс (68 часов)
№ | Тема | Кол-во часов |
Культура общения | 20ч | |
1 | Культура общения в семье | 2ч. |
2 | Культура общения в семьях разных национальностей | 2ч |
3 | Культура общения в современной семье | 2ч |
4 | «Уважай отца и мать – будет в жизни благодать» | 2ч. |
5 | О терпимости к ближним | 2ч. |
6 | «Культура приветствия, обращения и знакомства» | 2ч. |
7 | Культура спора | 2ч |
8 | Этикетные ситуации | 2ч. |
9 | Правила этикета | 2ч |
10 | В мире мудрых мыслей | 2ч. |
Самовоспитание | 14ч | |
11 | Познай самого себя | 2ч |
12 | Цели, планы | 2ч. |
13 | Определение цели и составление плана на день | 2ч. |
14 | Как я работаю над своими недостатками | 2ч. |
15 | О терпении | 2ч. |
16 | Окончание каждого дела обдумывай перед началом | 2ч. |
17 | Как размышлять над итогами дня | 2ч. |
Общечеловеческие нормы нравственности | 18ч | |
18 | Об источниках наших нравственных знаний | 2ч. |
19 | Совесть – основа нравственности | 2ч. |
20 | Чем ты сильнее, тем будь добрее | 2ч. |
21 | Что такое «честь»? | 2ч. |
22 | Заветы предков | 2ч. |
23 | Россияне о любви е Родине | 2ч |
24 | Твоя малая родина | 2ч. |
25 | Мой первый друг, мой друг бесценный | 2ч. |
26 | Приветливость – золотой ключик, открывающий сердца людей | 2ч. |
Нравственные ценности в искусстве | 16ч | |
27 | Что такое нравственность. | 2ч. |
28 | Нравственное содержание древних мифов | 2ч |
29 | Народные герои -кто это? | 2ч |
30 | За что народ любил и чтил былинных героев | 2ч. |
31 | Положительные герои в эпосах разных народов | 2ч |
32 | Положительные герои литературных произведений | 2ч. |
33 | Отрицательные герои литературных произведений | 2ч. |
34 | Обобщающее занятие. Вечное противостояние добра и зла | 2ч. |
68ч. |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение школа- интернат основного общего образования г. Татарска
Принято решением СОГЛАСОВАНО
Методического объединения учителей Зам. директора по ВР
начального классов ______________/Г.В. Малахова/
Протокол №
от "___"________2021 г. от "___"________2021 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ НАПРАВЛЕНИЮ
«РАДУГА ДОБРА»
(1-4 класс)
2021-2022 год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Активная личность обучающегося»
Социализация – это способность восприятия всех социальных и психологических процессов, посредством которых личность усваивает систему знаний, норм и ценностей, позволяющих ей функционировать в качеств...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности для обучающихся 1-х классов "Динамическая пауза"
Рабочая программа курса внеурочной деятельности для обучающихся 1-х классов "Динамическая пауза" построена таким образом, что обучающиеся реализуют потребность в двигательной активности при ...
Рабочая программа по внеурочной деятельности для обучающихся 2-х классов Умелые ручки
Пояснительная записка Программа «Умелые ручки» разработана для занятий с учащимися 2-х классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГО...
Рабочая программа по внеурочной деятельности для обучающихся 1- 4 классов «Занимательная математика»
Рабочая программа занятий по занимательной математике в начальной школе (1-4 классы) составлена в соответствии с требованиями Федерального государственно...
рабочая программа по внеурочной деятельности для обучающихся 2 класса Мир вокруг нас".
создание благоприятных условий успешного формирования и развития индивидуальности каждого обучающегося, формирование и развитие у воспитанников чувства принадлежности к обществу в котором они живут....
Рабочая программа курса внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления «Я в мире спорта» для обучающихся 4 класса на 2021-2022 учебный год (в соответствии с ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными наруш
Рабочая программа курса внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления «Я в мире спорта» для обучающихся 4 классана 2021-2022 учебный год(в соответствии с ФГОС образов...