Факультатив «Этика: азбука добра»
рабочая программа (3 класс)

Проскурина Татьяна Викторовна

        Необходимость нравственного образования в школе начиная с начальных классов основывается на потребности общества в нравственно зрелой личности, способной следовать принятым в социуме нормам и правилам общения, нести моральную ответственность за свои действия и поступки. Нравственное взросление младших школьников связано прежде всего с тем, что идеи добра и справедливости, проблемы общения наиболее интересны для детей данного возраста.                                                                                                                                                                                                                                                 

Основная цель факультатива — формирование у детей нравственных ориентиров при построении деятельности, общения и взаимоотношений, а также основ мировоззрения и самовоспитания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

        Необходимость нравственного образования в школе начиная с начальных классов основывается на потребности общества в нравственно зрелой личности, способной следовать принятым в социуме нормам и правилам общения, нести моральную ответственность за свои действия и поступки. Нравственное взросление младших школьников связано прежде всего с тем, что идеи добра и справедливости, проблемы общения наиболее интересны для детей данного возраста.                                                                                                                                                                                                                                                

Основная цель факультатива — формирование у детей нравственных ориентиров при построении деятельности, общения и взаимоотношений, а также основ мировоззрения и самовоспитания.

Общая характеристика факультатива.

Нравственное развитие личности учащегося как приоритетная цель начальной школы предполагает организацию нравственного образования младших школьников как в процессе изучения учебных предметов («Литературное чтение», «Окружающий мир», «Основы духовно-нравственной культуры народов России»), так и во внеурочной деятельности в форме факультатива «Этика: азбука добра».                                                                                                                                                         Принцип гуманизма лежит в основе отбора содержания нравственного образования, методов его реализации в учебно-воспитательном процессе. Он направлено прежде всего на развитие нравственного сознания как основы морального поведения, его мотивации, эмоциональной отзывчивости; на формирование умения осуществлять нравственный выбор.      Для этого используются разнообразные методы работы с детьми:                                                                                                                                               - личностно направленные, когда содержание становится актуальным для каждого ребёнка; —стимулирующие, когда через диалог поддерживается свобода высказываний, что способствует раскованности, пробуждению у детей интереса к нравственным проблемам и созданию общественного мнения;                                                                                                                             - развивающие нравственное сознание;                                                                                                                                                              - активизирующие, пробуждающие творческие способности личности, её эмоциональную сферу.                                                                                                      Содержание факультатива ориентировано на игровые, творческие формы, проектную деятельность, работу с фольклорной и художественной литературой. Это позволяет в яркой форме довести до сознания ребёнка представления о внутреннем мире человека: его переживаниях, мотивах, сопровождающих выбор действия и являющихся двигателями поступков. Всё это в реальной жизни скрыто от внимания ребёнка, а использование художественного произведения позволит учителю прибегать к эмоционально-образной форме народных произведений и художественной детской литературы в целях развития личностно значимого поведения.                                                                                                                        Место факультатива в учебном плане. Факультатив «Этика: азбука добра» является компонентом учебного плана внеурочной деятельности, рассчитан на 34 часа в каждом классе: с 1 по 4. 1 час занятий в неделю.

Ценностные ориентиры содержания факультатива. 

Содержание программы факультатива раскрывает правила нравственного поведения и тот внутренний механизм, который определяет их сущность (потребность выполнять правила на основе понимания их необходимости; мотивация поведения, поступка, т. е. желание, стремление делать людям добро и не причинять зла, неудобства, неприятностей).                                                                                                                                Развитие нравственного сознания младшего школьника формируется от класса к классу в следующей логике.                                                                  1 класс. Развитие способности увидеть нравственную ситуацию. Осознание нравственных правил как ориентира поступка: ситуация — поведение — правило; от правила — к поведению. Оценка нравственных поступков.                                                   2 класс. Внутреннее принятие правил и норм нравственного поведения. Стремление к выполнению норм. Переход от социального контроля (учитель, родители, дети) к самоконтролю. Формирование у детей понимания, что их нравственное взросление идёт от поступка к нравственным качествам на основе правил.                                                                              3 класс. Ознакомление с внутренней сутью нравственного поступка— мотивом. Третьеклассники подводятся к пониманию ответственности за выбор поведения, знакомятся с нравственными качествами человека, формирующимися на основе нравственных норм.                                                                                                                                                                                   4 класс. Систематизация, обобщение работы по осмыслению мотивов поведения, качеств личности, нравственного выбора. Норма как стимул нравственного поведения и опора торможения нежелательных (безнравственных) действий.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы факультатива.

В процессе освоения материалов факультатива ученик получает знания о характере взаимоотношений с другими людьми, что становится предпосылкой воспитания доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия, толерантности, формирования нравственного сознания младшего школьника.                                                                                                                                                                              Знакомясь с нравственным содержанием пословиц о добре, труде, учении, младшие школьники начинают осознавать базовые гуманистические ценности, характер отношений между людьми, необходимость бережного отношения к людям и предметам их труда.                                                                                                                                                                           Обсуждение сказок, их инсценировка, обсуждение произведений художественной литературы — всё это нацелено на воспитание первоначальных этических представлений обучаемых (понятия добра и зла, значение слов вежливости, правил вежливого поведения и их мотивации), развитие их эмоционального восприятия.                                                               Система вопросов и заданий, носящая диагностический и тренинговый характер, позволяет решать задачи самооценки и самопроверки, повторять, уточнять и формировать начальные нравственные представления, знакомить с нравственными понятиями (например, «Что такое добрый поступок?», «Какой нравственный выбор сделал герой?», «Что можно посоветовать в этой ситуации? Как её изменить?», «Бывает ли так в реальной жизни?»).                                                                                         Для овладения метапредметными результатами (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей) в материалах факультатива содержатся упражнения, способствующие активизации интеллектуальной деятельности учащихся. В них предлагается установить соответствие поступков нравственным правилам; сопоставить, сравнить героев, их поведение; классифицировать материал по разным основаниям (определить группы пословиц по теме — о добре, трудолюбии, об отношении к учёбе); сравнить иллюстрации с текстом для определения эмоционального состояния героев.                                                                                          В целях формирования коммуникативных универсальных учебных действий (ведение диалога, признание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; выражение своего мнения и аргументация своей точки зрения; уважительное восприятие других точек зрения) в материалах для занятий представлены задания, их формирующие. Так, с учащимися организуются коллективные обсуждения, предлагаются вопросы «открытого» типа, например «Почему?», «Как?», которые помогают детям высказывать свою точку зрения, выслушивать мнение одноклассников, т. е. работать коллективно или в группах, парах, а также предлагаются задания на выбор ответа, альтернативного решения и др.                                                                                                                                                    Использование художественной литературы и работа в библиотеке помогает школьникам учиться использовать различные способы поиска информации в библиотеке, Интернете. Тематика заданий этой рубрики позволяет детям научиться работать в библиотечном пространстве с целью решения информационных и коммуникативных задач.             К 4 классу учащиеся полностью умеют ориентироваться в школьной библиотеке, находить нужную информацию по нравственной тематике с помощью различных каталогов.

Содержание программы:

Школьный этикет (понятие об основных правилах поведения в школе)                                                                                                                          Правила поведения в школе, на уроке, на перемене, в столовой. Приход в школу без опозданий, правильная организация работы на уроке, учебное сотрудничество. Школьные перемены как время активного отдыха, игры. Поведение в столовой, правила поведения за столом.                                                                                                                                                     Универсальные учебные действия:                                                                                                                                                         - воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации;                                                                                                          - оценивать своё поведение и поведение окружающих (на уроке, на перемене).                                                                                                                Правила общения (взаимоотношения с другими людьми )                                                                                                                          Правила вежливости, элементарные представления о добрых и недобрых поступках. Знакомство с образом этих поступков с помощью художественных произведений, сказок, фильмов; посредством анализа близких детям жизненных ситуаций (школьного коллектива, семьи). Активное освоение в речевой и поведенческой практике вежливых слов, их значения в установлении добрых отношений с окружающими.                                                                                                                                          Доброе, терпимое отношение к сверстнику, другу, младшим; добрые и вежливые отношения в семье, проявление элементарного уважения к родителям, близким (конкретные жизненные ситуации). Практическое знакомство с правилами коллективных игр, позволяющих играть дружно, без конфликтов. Пути выхода из конфликтной ситуации (преодоление ссор, драк, признание своей вины).                                                                                                                                  Нравственное содержание ситуации (литературной, жизненной), оценка ситуации.                                                                 Универсальные учебные действия:                                                                                                                                                                  - использовать в речи слова вежливости;                                                                                                                                                   - участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по теме, анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания;                                                                                                                                                                                               - высказывать предположение о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни, героев произведений);                                                    - создавать по иллюстрации словесный портрет героя (положительный, отрицательный);

- описывать сюжетную картинку (серию);                                                                                                                                                                                          - оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты;                                                                                                                    - самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы.                                                                                                                                                                                                                      О трудолюбии                                                                                                                                                                                                                           Значение труда в жизни людей. Учение как основной труд и обязанность школьника; виды труда детей в школе и дома (начальные представления). Прилежание и старательность в учении и труде. Трудолюбие как главная ценность человека. Элементы культуры труда. Стимулирование оценки учащимися собственного отношения к труду. Способы бережного отношения к вещам, созданным трудом других людей. Пути и способы преодоления лени, неумения трудиться (избавление от неорганизованности, недисциплинированности). Анализ и оценка своих действий во время уроков, труда, дежурства.                                                                                                                                                                                                                              Универсальные учебные действия:                                                                                                                                                                  - проводить хронометраж дня, анализировать свой распорядок дня, корректировать его;                                                                                                                                            - оценивать свои действия во время уроков, дежурств.                                                                                                                                                           Культура внешнего вида                                                                                                                                                                           Культура внешнего вида как чистота, опрятность, аккуратность в человеке. Правила опрятности и их значение для здоровья, уважения окружающих, собственного хорошего самочувствия.                                                                                                     Оценка внешнего вида человека, критерии такой оценки: аккуратность, опрятность, удобство, соответствие ситуации. Универсальные учебные действия:                                                                                                                                                                    - воспроизводить основные требования к внешнему виду человека в практических и жизненных ситуациях;                                              - оценивать внешний вид человека.                                                                                                                                                          Внешкольный этикет                                                                                                                                                                                                                Вежливое отношение к людям как потребность воспитанного человека. Особенности вежливого поведения в разных жизненных ситуациях (на улице, в транспорте, во время прогулок): уступить место маленьким и пожилым; за причинённые неудобства, неприятности надо извиниться.                                                                                                                                      Правила вежливости в общении с ближайшим окружением: здороваться первым; доброжелательно отвечать на вопросы; взрослых называть на «вы»; говорить «спасибо» и «пожалуйста» и т. д.                                                                                              Правила поведения в общественных местах (в магазине, библиотеке, театре и т. д.): не мешать другим людям; соблюдать очередь; чётко и громко высказывать обращение, просьбу.                                                                                                                Универсальные учебные действия:                                                                                                                                                               - использовать доброжелательный тон в общении;                                                                                                                                 - оценивать характер общения (тон, интонацию, лексику), поведения в общественных местах.

Тематическое планирование 1 класс

 Школьный этикет

 Мы пришли на урок.

Зачем нужны перемены?

 Мы в школьной столовой.

 Правила общения

Зачем нужны вежливые слова (доброжелательность)?

 Мои товарищи: вежливое обращение к сверстникам.

 Мой учитель. Думай о других: сочувствие, как его выразить?

 Моя семья.

О трудолюбии

Что помогает учиться лучше (старательность)?

Как мы трудимся: в школе и дома.

Бережливость: каждой вещи своё место (береги свои школьные вещи).

Культура внешнего вида

Основные правила Мойдодыра.

Каждой вещи своё место.

Внешкольный этикет

Правила поведения на улице, в транспорте.

«Спасибо» и «пожалуйста».

2 класс

Школьный этикет

Дисциплина в школе и классе.

В библиотеке: люби книгу.

Твоя школа, твой класс: соблюдение чистоты и порядка.

Правила общения

Сопереживание, помощь друзьям.

Дал слово — держи его. Диалоги со сверстниками.

О трудолюбии

Учусь всё делать сам.

Взаимопомощь дома и в школе

Беречь результаты труда.

Культура внешнего вида

Правила личной гигиены.

Бережное отношение к своей одежде.

Внешкольный этикет

Правила поведения в общественных местах.

Бережное отношение к природе.

3 класс

Школьный этикет

Взаимопомощь: учёба и труд.

Школьное имущество надо беречь.

Правила общения Время надо беречь.

Слово лечит, слово ранит.

Я и мои друзья (справедливость, коллективизм).

О трудолюбии 

Труд кормит, а лень портит.

Как организовать свой труд.

Культура внешнего вида

Уход за своими вещами.

Одежда будничная и праздничная.

Внешкольный этикет 

Разговор по телефону.

Поведение в гостях.

Я пишу письмо.

Поведение на природе.

4 класс

Школьный этикет

Отношение к учителю, одноклассникам, окружающим.

Забота о младших.

Самоконтроль: оценка, самооценка, самоконтроль.

Правила общения

Игра «Город вежливости».

Вежливый ли я дома?

О трудолюбии

Культура физического и умственного труда.

Золотые руки.

Герои труда.

Культура внешнего вида

Что такое культура внешнего вида?

Одежда и осанка.

Вежливость и внешний вид.

Внешкольный этикет

Готовимся к празднику.

Осваиваем правило «так нельзя».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности: "Этика: азбука добра"

Программа расчитана на учеников 1 классов....

Программа "Этика: азбука добра"

Хомякова И.С., Петрова В.И. ПРОГРАММА факультатива «Этика: азбука добра» для внеурочной деятельности младших школьников (1 - 4 классы) ...

Внеурочная деятельность программа Этика:азбука добра Школа 21 век

Программа составлена с учетом ФГОС второго поколения 2 класс по Школе 21 век...

Рабочая программа кружка (1 класс) "Этика: азбука добра".

Необходимость нравственного образования в школе, начиная с начальных классов, основывается на потребности общества в нравственно зрелой личности, способной следовать принятым в социуме нормам и ...

Факультатив "Этика:Азбука добра" дОБРОТА ВОКРУГ нас

Правилами этикета должен владеть каждый человек в совершенстве. В них прописано все: как правильно говорить, одеваться, вести себя дома и в обществе, правила поведения в экстремальных ситуациях. Но, к...