НАГЛЯДНОСТЬ В ШКОЛЕ СЛЕПЫХ И СЛАБОВИДЯЩИХ
презентация к уроку
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
“Все, что только можно, предоставлять для восприятия чувствами, а именно: видимое – для восприятия зрения, слышимое – слухом, запахи – обонянием, что можно вкусить – вкусом, доступное осязанию – путем осязания. Если какие-либо предметы сразу можно воспринять несколькими чувствами, пусть они сразу схватываются несколькими чувствами”.
На сегодняшний день в основе принципа наглядности рассматривается процесс познания человеком окружающего мира: непосредственно-чувственное, когда объект познается с помощью органов ощущений; опосредованное, когда объекты и явления чувственно невоспринимаемы .
Функции наглядности: помогает воссоздать форму, сущность явления, его структуру, связи, взаимодействия для подтверждения теоретических положений; помогает привести в состояние активности все анализаторы и связанные с ними психические процессы ощущения, восприятия, представления, в результате чего возникает богатая эмпирическая основа для обобщающе-аналитической мыслительной деятельности детей и педагога; формирует у учащихся визуальную и слуховую культуру; дает учителю обратную информацию: по заданным вопросам учащимся можно судить об усвоении материала, о движении мысли учащихся к пониманию сути явления.
В иды учебной наглядности Натуральные вещественные модели (реальные предметы, муляжи, геометрические тела, макеты объектов, фотографии и т.д.) Условные графические изображения (чертежи, эскизы, схемы, графики, географические карты, планы, диаграммы и т.д.) Знаковые модели, математические, химические формулы и уравнения и другие интерпретированные модели Динамические наглядные модели (кино и телефильмы, диапозитивы, мультфильмы и др.)
Принцип наглядности - один из немногих принципов, сформулированный на основе закономерностей развития и формирования мышления обучаемых. Наглядный образ - сложная структура, он создается в результате мыслительной деятельности. Ребенок в раннем возрасте мыслит преимущественно наглядными образами. В дальнейшем наглядные образы как отражение реального мира обобщаются, усложняются и становятся основой для формирования понятий.
Функции наглядности 1. Наглядность должна служить средством формирования компонентов мыслительной деятельности в форме образов, развития умений оперировать ими и включать их в более сложные структуры мышления. 2. Вторая функция должна выполняться при включении средств наглядности непосредственно в конкретный процесс обучения. В этих случаях наглядность должна использоваться как средство активизации мыслительной деятельности учащихся при восприятии и обработке информации в процессе познания, в частности, при обучении. 1. Активизация внимания. 2. Активизация мотивации к познавательной деятельности. 3. Управление процессом понимания. 4. Развитие теоретического мышления.
ТОТАЛЬНО СЛЕПЫЕ ЧАСТИЧНОЗРЯЧИЕ СЛАБОВИДЯЩИЕ
При реализации наглядных методов обучения и формировании адекватных представлений у учащихся об объектах и процессах необходимо учитывать следующие факторы: Состав и структуру нарушенных зрительных функций у учащихся. Целевые установки на восприятие и последующее воспроизведение объектов и процессов. Характерные признаки объектов и процессов, доступные для восприятия с помощью сохранной сенсорной системы. Полноту первоначального восприятия, глубину анализа и синтеза признаков и свойств изучаемых объектов, их изменений и превращений. Частоту восприятия и воспроизведения изучаемых объектов и процессов в ходе познавательной деятельности учащихся при изучении основ наук. Включение формируемых представлений в систему уже имеющихся представлений и понятий у детей с нарушением зрения.
Для умственно отсталых школьников, для детей с ЗПР используются наглядные изобразительные пособия со специальной цветовой унификацией. Исходя из состава и структуры нарушенных функций учащихся, определяются целевые установки на восприятие наглядного пособия и последующее воспроизведение объектов и процессов. В этом заключается коррекционная направленность метода обучения. Использование наглядных методов обучения в специальной школе предполагает прежде всего доступность материала для восприятия школьниками. Причём из всех доступных признаков изучаемых объектов необходимо выделить те, которые наиболее полно характеризуют этот объект, содействуют формированию адекватных представлений.
Избыточная количественная наглядность без достаточной специальной дифференциации применительно к программному материалу и возможностям аномальных школьников качественно обедняет наглядные методы. Поэтому применение наглядности в обучении детей с нарушением зрения должно не только создавать конкретно-образную базу, сколько обеспечивать возможности и служить средством формирования перцептивных действий учащихся.
Одно из требований к средствам наглядности, используемым в специальных школах, их « полимодальность ». Такой подход к наглядному материалу создаёт возможности для развития у учащихся приёмов и способов полисенсорного восприятия.
Все существенные признаки объектов, которые могли быть восприняты учащимися с помощью сохранных сенсорных систем, включаются в понятия. Понятие является более обобщённым отражением и включает в себя признаки, характеризующие не отдельные объекты, а те, которые характеризуют родственную группировку.
Опыт работы в специальных школах говорит о целесообразности обратной последовательности: от натурального объекта — к модели, макету, а от них — к рисунку, схеме. То есть от натурального объекта — к обобщенному, модифицированному его изображению.
При применении методов иллюстрации и демонстрации важно нацелить школьников на правильное обследование наглядного материала, на ориентировку их в пособии (особенно детей с нарушением интеллекта, зрения и слуха).
Контурный рельефный рисунок Аппликационный (силуэтный) рельефный рисунок Барельефный рисунок.
Адаптация изобразительно – иллюстративной наглядности. Чёткое выделение общего контура. Усиление цветового контраста. Выделение контура разными линиями, штрихами, цветом главного в изображении. Уменьшение количества второстепенных деталей. В сюжетных картинах необходимо выделение переднего, среднего и заднего плана.
При изготовлении иллюстративной наглядности учитывать: Смысловое содержание и чёткость изображения. Возраст детей. Имеющиеся представления у детей о данном объекте. Точная передача формы и строения предмета. Правильная передача реальной окраски.
Во время демонстрации: раскрыть детям общее содержание картины, затем переходить к деталям; педагог должен направлять зрительное восприятие детей от главного к второстепенному (с помощью вопросов); при vis от 0,08 – 0,2 часто бывает нарушено поле зрения. Педагог должен помочь ребёнку последовательно рассмотреть картину, направляя его восприятие указкой с ярким кончиком, попутно поясняя содержание рассматриваемого; Во время работы с наглядностью педагог направляет и корригирует зрительное восприятие: зрительно-слуховое восприятие; зрительно – осязательное; полисенсорное восприятие. После рассмотрения наглядности необходимо задать вопросы общего характера, подвести детей к обобщающим выводам.
Один слайд на 1.5-2 минуты урока; Не перегружать текстом; Не более 1-2 рисунков на слайд, но только тематические! Соотношение с текстом-картинок должно быть 2/3, то есть текста меньше чем картинок. Грамотно подобранные изображение это 70 процентов усвоения материала; Минимум строк и столбцов в таблицах; Заранее потренируйтесь в представлении презентации и если есть необходимость, установите временные рамки показа слайдов; Для удобства сделайте гиперссылки для более быстрого возвращения к тем моментам, которые заинтересуют ваших слушателей;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОБЛЕМЫ И УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ЭФФЕКТИВНОЙ КОРРЕКЦИОННОЙ ПОМОЩИ СЛЕПЫМ И СЛАБОВИДЯЩИМ УЧАЩИМИСЯ – ЛОГОПАТАМ.
1. Психоневрологические и характерологические особенности слепого и слабовидящего ребёнка2. Особенности нервно-психических механизмов, лежащих в основе чтения и письма у слепых и слабовидящих детей.3....
Специальные учебные средства для слепых и слабовидящих
Предложенная статья поможет ознакомится и подобрать необходимые учебные принадлежности для слепых и слабовидящих детей.(В помощь педагогам и родителям)....
Консультация для родителей и педагогов «Развитие пространственных представлений на уроках математики в школе для слепых и слабовидящих детей»
Консультация для родителей и педагогов «Развитие пространственных представлений на уроках математики в школе для слепых и слабовидящих детей» представлена в форме буклета....
Музыкальная сказка как способ коррекции недостатков двигательной активности слепых и слабовидящих младших школьников средствами музыкально-образной драматизации.
В данной статье я хочу поделиться своим опытом использования на уроках музыки в ГКОУ ВО «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат г. Владимира для слепых и...
Специфика социальной адаптации слепых и слабовидящих детей
Ведущая идея советской тифлопедагогики -- воспитание в коллективе -- опирается на выводы материалистической тифлопсихологии о социальной обусловленности развития личности ребенка с тяжелыми формами на...
ПРОБЛЕМЫ И УСПЕХИ ВНЕДРЕНИЯ МЕЖИНВАЛИДНОЙ ИНКЛЮЗИИ МЕЖДУ УО ЛЕГКОЙ И УМЕРЕННОЙ СТЕПЕНЬЮ ТЯЖЕСТИ В ШКОЛЕ ДЛЯ СЛЕПЫХ И СЛАБОВИДЯЩИХ УЧАЩИХСЯ
Аннотация: данная статья имеет целью представить мнение педагогов, работающих с учащимися с сочетанными патологиями и умственной отсталостью (легкая и умеренная степень интеллектуальных на...
Типовые задачи по формированию универсальных учебных действий в начальной школе для слепых и слабовидящих школьников
Типовые задания по формированию универсальных учебных действий на уроках в начальных классах, которые могут быть использованы в учебном процессе....