Специфика социальной адаптации слепых и слабовидящих детей
план-конспект на тему

Шитова Алена Владимировна

Ведущая идея советской тифлопедагогики -- воспитание в коллективе -- опирается на выводы материалистической тифлопсихологии о социальной обусловленности развития личности ребенка с тяжелыми формами нарушения зрения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл spetsifika_sotsialnoy_adaptatsii.docx41.43 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное

учреждение Города Москвы

«Школа-интернат №1 для обучения и реабилитации слепых»

Специфика социальной адаптации

слепых и слабовидящих детей

Подготовила:

                                 Шитова А.В.                          

2017-2018 учебный год

Социальная адаптация детей с нарушениями зрения.

Ведущая идея советской тифлопедагогики -- воспитание в коллективе -- опирается на выводы материалистической тифлопсихологии о социальной обусловленности развития личности ребенка с тяжелыми формами нарушения зрения. Большая заслуга в том, что идея воспитания в коллективе стала ведущей идеей воспитательной системы советской специальной школы, принадлежит видным государственным деятелям и педагогам Н. К. Крупской и А. В. Луначарскому, которые в короткий исторический срок сумели привлечь к созданию новой специальной школы слепых таких тифлопедагогов, как А. Б. Бирилев, В. И. Гандер, А. М. Щербина, Б. И. Коваленко, а также известных ученых П. П. Блонского, В. М. Бехтерева, Л. С. Выготского и др.

Н. К. Крупская не только помогала, но и сама лично разрабатывала принципы и пути развития теории и практики воспитания в специальных школах. Она считала, что в специальной школе должны быть созданы условия для успешного преодоления дефекта в развитии каждого ребенка.

Советские тифлопедагоги показали, что трудности включения слепого в активную трудовую жизнь общества связаны не столько с недостатком зрительных восприятий, сколько с тем, что слепой с самого раннего детства выпадает из системы общения со сверстниками и становится «объектом» жалости окружающих. Теория и практика воспитания слепых подтвердили, что осуществление нормального хода развития ребенка с тяжелыми дефектами зрения возможно только в целесообразно организованной деятельности детского коллектива.[12]

Детский коллектив как фактор доразвития высших психических функций, по словам Л. С. Выготского, находится в руках педагога и дает ему возможность программировать личность и управлять ее развитием. На основе поведения и общения слепого ребенка с окружающими людьми, его социального опыта складываются определенные качества личности.

Человек с дефектом зрения, так же как и человек с нормальным зрением, -- существо общественное. Он постоянно входит в общение с другими людьми, по-разному проявляет себя в общении и в различных видах деятельности.

Ребенку с дефектом зрения коллектив необходим как стимул индивидуального развития. Только коллектив поможет сформировать у ребенка такие качества личности, как преданность общественным интересам, непримиримость к эгоизму и иждивенчеству. Положительное влияние коллектива может проявиться в поддержке неуверенного ученика в делах и интересах, соответствующих его способностям, в корректировке с помощью товарищей каких-то особенностей личности, мешающих его успешному развитию, в осуждении общественным мнением его ошибок.[13]

От того, какую позицию займет ребенок с дефектом зрения в коллективе, во многом зависит формирование его личности. Однако активность слепого в общении не возникает спонтанно. Для этого необходима целая система педагогических воздействий. В ее основе лежит понимание трудностей, стоящих перед ребенком с тяжелыми нарушениями зрения. Эти трудности, как отмечали В. С. Мерлин, В. С. Сверлов, Б. И. Коваленко и др., выражаются в том, что слепой и слабовидящий уже с детства лишены самостоятельности в передвижении, в ориентировке, а это усложняет установление контактов с сестрами и братьями, которые исключают слепого из игр и общих занятий.

Отсюда возникают и особые задачи, которые призваны разрешить тифлопедагогика и практика воспитания слепых и слабовидящих: формирование способов ориентировки ребенка в малом и большом пространстве на основе сохранных анализаторов и обеспечение условий для организации общения его со сверстниками. Другая задача связана с тем, что слепые и слабовидящие живут и работают среди зрячих людей, и школа должна научить детей общаться, контактировать и сотрудничать не только с людьми, имеющими дефекты зрения, но и со зрячими людьми.[14] Известный тифлопедагог В. А. Гандер писал: «Слепой ребенок готовится к жизни среди зрячих. Он должен войти в среду зрячих как полноправный ее член, поэтому воспитание должно поставить себе целью подготовить его к жизни».[5]

Наиболее эффективную систему формирования личности в коллективе создал А. С. Макаренко. Он показал, что главный итог воспитания личности в коллективе -- ее общественная направленность, он раскрыл признаки коллектива, этапы и перспективы его развития.

Интересны и важны для тифлопедагогики положения А. С. Макаренко о межколлективных связях. Он указывал на опасность замыкания первичного коллектива в кругу узких интересов данной группы детей. Важно, чтобы первичный коллектив был связан с другими коллективами, с общешкольным коллективом, осуществляющим связь со всем обществом. Для ребенка с дефектом зрения особенно важно, чтобы он испытывал воздействие разнообразных первичных коллективов, в том числе и коллективов зрячих детей, в каждом из которых он имел бы возможность занимать ту или другую позицию, проявляя свои способности (в одном он ученик, в другом октябренок, пионер, комсомолец, в третьем спортсмен, член хорового, танцевального или другого кружка и т. д.). Деятельность ребенка в различных коллективах дает ему возможность более широкого общения, возможность включаться в систему многообразных связей, отношений, полнее воспринять социальный опыт. Эти связи, особенно в школе-интернате, создают основу для общего благоприятного эмоционального климата в коллективе, для организации общения между старшими и младшими воспитанниками, между ровесниками, общения со взрослыми, учителями и воспитателями, работающими в других классах[11].

В современной тифлопсихологии сложились предпосылки для обоснования нового научного направления: психологии социальной адаптации и интеграции инвалидов по зрению, предметную область которого составляют проблемы толерантного взаимодействия, оптимизации процессов полноценной социальной интеграции и самореализации незрячих и слабовидящих людей; важной практической задачей направления является разработка способов социально-психологической поддержки и оптимизации адаптации и интеграции лиц с глубокими нарушениями зрения. Проблемы адаптации людей с глубокими нарушениями зрения в тифлопсихологии преимущественно рассматриваются в контексте теории компенсации и социальной реабилитации инвалидов по зрению. В то же время в тифлологии теоретико-методологическими основаниями при раскрытии общих и специфических проблем адаптации инвалидов по зрению являются основные концептуальные положения и теоретические подходы, сложившиеся при изучении феномена адаптации в разных областях психологических. В исследованиях, посвященных проблеме адаптации, представлены различные подходы: гомеостатический, в русле которого адаптация рассматривается как свойство живой саморегулирующейся системы, обеспечивающее устойчивость к условиям внешней среды, и как процесс достижения равновесия организма с внутренней и внешней средой, а также как динамическое состояние, проявляющееся в устойчивом уровне активности и взаимосвязи функциональных систем, наступившее в результате приспособления; комплексный, в рамках которого акцент делается на понимание адаптации не только как процесса приспособления, но и как результата взаимодействия в системе «человек-среда» - преобразования среды и самого себя, и системно-структурный подход, в котором подчеркивается иерархическое строение процесса адаптации, в котором выделяются взаимосвязанные между собой низшие и высшие уровни адаптации[6].

Личностный подход позволяет рассматривать адаптацию в различных условиях существования прежде всего как актуализацию внутренних ресурсов личности во взаимодействии с окружающим миром и самим собой. Проблемы адаптации инвалидов по зрению в тифлопсихологии в основном рассматриваются с позиций гомеостатического и комплексного подходов. Наличие глубокой зрительной патологии - врожденной или приобретенной - как и любого другого дефекта, может приводить к нарушению равновесия и взаимодействия человека с предметной и социальной средой и обусловливать нарушения на всех уровнях функционирования человеческой психики - психофизиологическом, психологическом, личностном, социально-психологическом.

Изучение личностных аспектов социальной адаптации слепых и слабовидящих показывает необходимость использования интегративного подхода, включающего в себя рассмотрение адаптирующейся личности на основании синтеза различных областей человекознания: психофизиологии, общей и коррекционной психологии, социологии, философии, социальной психологии и других наук. Данный подход предполагает, что личность в ходе адаптации выступает как активный субъект этого процесса. Интегративный подход к изучению социальной адаптации инвалидов по зрению является наиболее перспективным в русле нашего исследования. Адаптация слепых и слабовидящих в соответствии с идеями интегративного подхода, понимается нами как процесс восстановления равновесия человека с предметной и социальной средой, приспособление к деятельности, общению, себе самому, жизни в целом, проявление личностной активности в условиях, обусловленных наличием глубоких нарушений зрения. В результате процесса адаптации образуется новая, более сложная система (взаимодействия личности с окружающей предметной и социальной средой), которая приобретает новые качества. Адаптированность личности инвалидов по зрению обусловливает процесс их социальной интеграции[10]. Социальная интеграция включает в себя социальную адаптацию, под которой подразумевается процесс приспособления инвалида к социальной среде (социальная адаптация инвалидов с приобретенным дефектом включает в себя приспособление к жизни в новых условиях, отличных от условий жизни до приобретения дефекта; социальная адаптация инвалидов с врожденным дефектом включает в себя приспособление к жизни в обществе людей, не имеющих дефекта). К критериям социальной интегрированности относятся учебная деятельность, трудовая занятость, общественная активность, досуговая деятельность, удовлетворенность материальным положением, наличие или отсутствие трудностей во взаимодействии с людьми, наличие собственной семьи, ощущение себя полноценным членом общества, удовлетворенность жизнью в целом, социально-психологическая адаптированность. К критериям социально-психологической адаптированности относятся - доминирующий эмоциональный фон, уровень пространственной, хозяйственно-бытовой, межличностной адаптации, аутоадаптации.[10]

В фундаментальных классических и современных научных исследованиях представлен всесторонний анализ интеграции как социокультурного феномена, заложены методологические предпосылки к изучению процесса социальной интеграции людей с ограниченными возможностями, в том числе и инвалидов по зрению. Если за рубежом изучение социальной интеграции людей с ограниченными возможностями имеют достаточно длительную историю - Aйшервуд М.,1991; Abbring I., Meijer C.,1994; Berrigan C., Taylor D.,1997; Bishop V.,1986; Booth T., Potts P.,1983; Haan A.,1998; Hegarty S., Pocklingtion K., Lucas D.,1981; Scheel K.,1986; Tillman M.H., Williams C., 1968; Winser M.A.,1993, то в нашей стране данная проблематика только в последние десятилетия начинает привлекать пристальное внимание исследователей Агеева Н.В., 2006; Герасименко О.А., Дименштейн Р.П.,2001; Гудонис В., 1993; Егорова Т.В., 2002; Зайцев Д.В., 2003; Зотова А.М., 1997; Кантор В.З., 2005; Малофеев Н.Н., 1997; Хворостьянова Н.И., 1999; Шипицына Л.М., 2002; Элланский Ю.Г., Пешков С.П.,1995; Ярская В.Н.,1997; Ярская-Смирнова Е.Р., 2002.[8] В современной коррекционной педагогике и психологии интеграция рассматривается как конечная цель деятельности специальных коррекционно-образовательных учреждений, обучения и воспитания детей, имеющих психофизические нарушения. В то же время, интеграция - это процесс и результат включения людей с ограниченными возможностями в социум посредством разнообразных социальных и образовательных практик, которые не являются феноменом только последних десятилетий, а органично вплетены в процесс эволюции человеческого общества. Несмотря на значительное количество исследований по проблеме социальной интеграции инвалидов по зрению недостаточно разработанным остается вопрос о показателях успешной интеграции в общество инвалидов по зрению.

Проведенный теоретический анализ позволил предложить комплексные критерии социальной интегрированности и разработать структурно-функциональную модель интеграции в общество людей с глубокими нарушениями зрения. Основой социальной интеграции выступает диалогическое взаимодействие инвалидов по зрению и общества, включение незрячих и слабовидящих в различные аспекты социальной жизни на равных правах. Интеграция как диалог складывается из двух «встречных» процессов: социальная адаптация инвалидов как личностная активность по достижению гармоничного взаимодействия с социальной средой и толерантность общества как принятие равных прав и возможностей инвалидов. Значимыми объективными критериями интегрированности являются: социальная адаптированность, включенность инвалида в социокультурную среду, социальное благополучие. Социальная адаптированность выражается в уровневых характеристиках приспособления инвалидов по зрению к социальной и бытовой среде, к межличностным отношениям, к себе самому. Включенность в социокультурную среду определяется объективными проявлениями социальной активности, доступности информации, проведения досуга. Социальное благополучие представляет собой интегральную характеристику качества жизни человека в обществе, выражающуюся в достижении позитивного социального статуса и выражается в таких показателях, как общее состояние здоровья, наличие работы, образования, успешных деловых, дружеских и семейных отношений, возможности продуктивного, активного проведения досуга. В качестве основных субъективных критериев интегрированности выступают: самооценка адаптированности, самооценка личностной и социальной активности, направленной на включение в общество, удовлетворенность уровнем интеграции (социальным взаимодействием, качеством жизни, деятельностью).

Интеграция инвалидов по зрению в общество определяется совокупностью внешних и внутренних, объективных и субъективных факторов. Объективными факторами, внешними по отношению к отдельному индивиду являются социальные факторы - социальная политика, толерантность общества. Каждый фактор определяет функции, обеспечивающие определенные аспекты процесса интеграции.

Социальная политика как деятельность органов государственной власти и управления по регуляции и гармонизации отношений инвалидов и общества, достижению баланса интересов инвалидов как социальных групп, повышению качества жизни, выполняет интенциональную функцию (ИФ) - определяет перспективы и стратегии интеграции, направляет деятельность различных социальных институтов, координирует усилия различных организаций, разрабатывает законодательную базу, систему социальных мер по включению инвалидов в общественную жизнь, формирует жизненную безбарьерную среду.

Толерантность общества как система социальных установок на равноправное взаимодействие с инвалидами по зрению, реализует в процессе интеграции инклюзивную функцию (ИнФ) - обеспечивает благоприятную социальную среду, включение (инклюзию) инвалидов по зрению во взаимодействие с обществом зрячих людей.

Социальные факторы обеспечивают включение инвалидов в социальную среду, создание условий для их равноправного взаимодействия со зрячими, равные гражданские права и возможности. Социальные факторы интеграции влияют на ее психологические составляющие, но непосредственно выступают предметом исследования других наук: социологии, юриспруденции, теории социальной работы и т.д. В связи с этим в данной работе мы рассматриваем данные факторы на теоретическом уровне исследования для того, чтобы выделить значение психологических факторов включения инвалидов в общество.

Субъективными, внутренними факторами социальной интеграции являются личностные факторы, определяющие готовность отдельных членов общества (как инвалидов по зрению, так и зрячих людей) к интеграции, признанию равных возможностей, партнерскому диалогическому взаимодействию.

На основе анализа и систематизации основных подходов к адаптации и интеграции, рассмотрения феноменов личностного адаптационного и интеграционного потенциала, нами были определены новые для коррекционной психологии понятия, отражающие личностные факторы интеграции: адаптационно-интеграционный потенциал личности инвалидов по зрению и личностный потенциал толерантности зрячих людей. Адаптационно-интеграционный потенциал личности инвалидов по зрению выполняет в интеграции самореализационную функцию (СФ), то есть, обеспечивает внутреннюю готовность инвалидов по зрению к партнерскому взаимодействию, стремление к самораскрытию, развитию способностей и личностному росту в процессе включения в общество на равных правах. Личностный потенциал толерантности зрячих выполняет фасилитационную функцию (ФФ) в процессе интеграции. Фасилитация понимается в данном случае как облегчение усилий, благоприятное воздействие, поддержка, повышение эффективности деятельности и взаимодействия инвалидов по зрению.

Данные понятия подлежат операционализации и могут быть представлены в виде совокупности диагностируемых и измеряемых показателей, которые выявлены в эмпирическом исследовании.[6]

Адаптационно-интеграционный потенциал личности инвалидов по зрению - это интегральное личностное образование, представляющее собой систему разноуровневых индивидуально-типологических и личностных характеристик, опосредующих субъектную активность незрячих и слабовидящих людей в процессах включения в различные социальные группы и общество в целом, общения, выполнения социально-значимых видов деятельности. Структурная модель адаптационно-интеграционного потенциала личности инвалидов по зрению включает в себя четыре базовые составляющие, взаимосвязанные между собой: коммуникативные свойства и установки, ценностно-смысловые характеристики, обеспечивающие сознательную активность личности, неосознаваемые механизмы личностной активности (Эго-защиты, неосознаваемые компоненты жизненного опыта), биосоциальные характеристики и аномальные факторы (индивидуально-типологические свойства, пол, возраст, степень зрительного нарушения, время утраты/снижения зрения, длительность жизнедеятельности в условиях зрительной депривации).

Личностный потенциал толерантности зрячих людей представляет собой, по сути, «интеграционный потенциал социального большинства». Это интегральное личностное образование, объединяющее систему коммуникативных, регуляторных и нравственных свойств личности, ценностно-смысловых установок, особенностей сознания, самосознания и системы отношений личности. Он определяет готовность людей к принятию других культур и образов жизни, к партнерскому равноправному общению. Коммуникативная толерантность выступает ядром личностного потенциала толерантности зрячих людей в общении с незрячими. Структурная модель личностного потенциала толерантности людей с нормальным зрением к инвалидам по зрению включает в себя три основных компонента: толерантное сознание, толерантная личность, установки толерантного взаимодействия.

В центре внимания данного исследования находятся личностные факторы, опосредующие адаптацию и включение в общество инвалидов по зрению, поскольку психология социальной интеграции и адаптации инвалидов, в первую очередь, предполагает выявление личностных и индивидуально-типологических характеристик, отношений, установок и ценностей зрячих и незрячих людей, опосредующих их готовность к равноправному взаимодействию. Анализ междисциплинарных исследований позволил выделить основные положения базовых методологических парадигм изучения социально-психологических и личностных факторов интеграции в общество людей с ограниченными физическими возможностями, практической социальной и психологической работы с инвалидами.

Первую парадигму, наиболее традиционную для психологической науки и практики, можно обозначить как «нормоцентрическую», или естественнонаучную. В данной парадигме инвалидность понимается как дефект, нарушение, негативное состояние организма, влекущее за собой дисбаланс в отношениях с людьми, с самим собой, невозможность выполнять необходимые для члена общества виды деятельности (труд, бытовое самообслуживание, обучение, общение и т.п.). Отношение общества к людям с ограниченными физическими возможностями, в том числе и к незрячим, в данной парадигме выражается в основном в сегрегации и исключении - эксклюзии. Интеграция инвалидов в общество приравнивается к адаптации, определяемой как приспособление инвалида к социуму, достижение равновесия между индивидом и средой, заключающееся в способности инвалида к самообслуживанию, специальному обучению, посильной трудовой деятельности в особых условиях. Интеграция осуществляется в основном посредством социальной политики как обеспечения комфортного уровня жизнедеятельности через систему пособий и льгот, а основным инструментом интеграции служат ассистивные технологии - средства, дающие возможность инвалидам приблизиться к социальной норме. Подлинная интеграция в обществе при таком подходе невозможна - инвалид не может признаваться большинством людей как равный, занять достойное место в социуме.

Вторая теоретико-методологическая парадигма социальной интеграции инвалидов-гуманистическая, или личностно-ориентированная. В психологической науке рассматриваемой модели интеграции инвалидов соответствуют идеи экзистенциально-гуманистического подхода. В соответствии с концепциями К. Роджерса [1994], А. Маслоу [1999], В. Франкла [1995] и др., включенность человека в общество определяется, в первую очередь, возможностью саморазвития и самореализации на основе партнерских отношений с людьми, принятия различий в образах жизни, установления доверительных контактов, переживания человеком осмысленности своей жизни, которое складывается в диалоге с окружающими миром, другими людьми, обществом в целом. В то же время, направленность на других людей, социально-полезную деятельность - необходимое условие интеграции человека в социум и удовлетворенности собственной жизнью. В коррекционной психологии гуманистические принципы заложены в России еще в начале 20 века Л.С.Выготским, который определял отклонения в развитии как особый способ развития, не тождественный болезни. Инвалидность в гуманистическом понимании рассматривается как один из признаков, отличающих людей (таких, как, к примеру, пол, возраст, тип конституции и т.п.), признается одним из нормальных вариантов развития человека. Интеграция инвалидов в общество связывается, прежде всего, с устранением социальных барьеров, мешающих инвалиду получить достойный социальный статус, иметь оптимальное качество жизни. Основная стратегия интеграции - это стратегия инклюзии, при которой люди с ограниченными возможностями рассматриваются как активные и трудоспособные граждане. Важным является и изменение самосознания людей с ограниченными возможностями, переход от пассивности, установок на неполноценность и иждивенчество к активной жизненной позиции.

Рассмотренные парадигмы - нормоцентристская и гуманистическая - не являются взаимоисключающими, и могут быть приняты обществом на основе дополнительности, взаимообогащения[10].

Результаты изучения роли защитных механизмов в процессе социальной адаптации и интеграции инвалидов по зрению показали, что существуют общие и специфические тенденции в их проявлении у зрячих и незрячих людей. Наиболее часто инвалиды по зрению и нормально видящие используют механизмы проекции, отрицания и рационализации. Это косвенно может свидетельствовать о негативных переживаниях, связанных с проблемами в адаптации, не зависящих от наличия или отсутствия зрительной патологии.

В то же время, выявлена специфика преимущественного использования определенных защитных механизмов, обусловленная наличием зрительной патологии. Менее часто инвалиды по зрению прибегают к регрессии и к замещению; чаще используют компенсацию. Результаты анализа характеристик психологической автобиографии подтверждают частое использование защитных механизмов инвалидами по зрению. Они в целом позитивно оценивают собственный жизненный путь, однако более центрированы на прожитой части жизни. Это может выступать неосознаваемым личностно-смысловым барьером в определении жизненных целей и перспектив.

Результаты корреляционного анализа свидетельствуют о том, что механизмы психологической защиты проявляются в реагировании на жизненные события и ситуации как у адаптированных, так и у дезадаптированных инвалидов по зрению. Инвалиды по зрению с более высоким уровнем адаптированности, чаще используют такой механизм защиты, как «отрицание»; инвалидам, обладающим выраженными тенденциями к дезадаптации, свойственно использование гиперкомпенсации[8].

Для выявления базовых причин, лежащих в основе связей характеристик социально-психологической адаптации с осознаваемой и неосознаваемой активностью личности инвалидов по зрению и определения личностных ресурсов адаптации в условиях глубоких нарушений зрения, нами был применен факторный анализ показателей ценностно-смысловой сферы и неосознаваемых механизмов психической активности. Результаты факторного анализа позволяют выделить три психологических компонента социальной адаптации данной категории инвалидов по зрению: саморегуляторный (общей осознаваемой личностной активности); когнитивные защитные механизмы; аффективно-эмоциональные защитные механизмы. Таким образом, защитные механизмы выполняют амбивалентную роль в процессе социально-психологической адаптации инвалидов по зрению. Позитивный смысл защитных механизмов в адаптации заключается в том, что в ряде случаев они являются средством приспособления человека к чрезмерным нагрузкам, требованиям реальности, сохранения или восстановления душевого равновесия в условиях зрительной депривации. В то же время, частое их использование может приводить к искажению картины мира, стремлению к внутреннему равновесию и отказу от адекватного решения жизненных проблем, самореализации личности.

Анализ и обобщение эмпирических результатов позволили выявить три основных типа внутренних противоречий между адаптацией и включением в общество, проявляющихся у инвалидов по зрению. Каждый тип характеризуется выраженностью определенных личностных характеристик инвалидов по зрению - внутренних барьеров адаптации и интеграции.

Первый тип противоречий - противоречие между вторичным снижением адаптированности в процессе интеграции и ориентацией на «преодоление социальной среды» во взаимодействии с обществом. Чрезмерные усилия по включению в общество приводят к проявлению дезадаптивных тенденций, в особенности на эмоциональном уровне, повышению утомляемости, нервно-психического напряжения. Такие инвалиды по зрению характеризуются эгоцентрическими установками, стремлением к доминированию, направленностью на индивидуальные достижения, сложностями в установлении контактов, часто используют защиты по типу гиперкомпенсации и рационализации.

Второй тип состоит в противоречии между неравномерностью, частичным характером адаптации, и интеграцией преимущественно на микросоциальном уровне. Такие инвалиды по зрению включены только в ближайшее социальное окружение, испытывая затруднения в широкой социальной интеграции, неудовлетворенность возможностями самореализации. Адаптация при этом носит фрагментарный характер: инвалиды по зрению избирательно адаптированы только к тем сферам жизни, которые являются привычными для них, составляют ограниченный «жизненный мир». Личностными барьерами включения в общество для таких людей выступают: низкий уровень спонтанности, социальные страхи, недостаточная осмысленность жизни в настоящем, коммуникативная закрытость и негативные коммуникативные установки по отношению к зрячим людям в сочетании с альтроцентристской коммуникативной позицией, негативное отношение к себе и неуверенность в своих силах, использование защитных механизмов по типу отрицания и замещения.

Третий тип - это противоречие между наличием внутренних адаптационных конфликтов личности и интеграцией, имеющей формальный характер. Данный тип характеризуется достижением инвалидами по зрению внешних показателей интегрированности, таких, как трудовая или учебная занятость, наличие семьи, общественная активность и т.п., но переживанием субъективной неудовлетворенности, социальной фрустрированности, неудовлетворенностью материальной обеспеченностью, возможностями проведения досуга, отношениями со зрячими. Для таких людей характерны адаптационные конфликты: адаптированность в одной сфере связана с дезадаптированностью в другой. Личностными барьерами адаптации и интеграции выступают: неудовлетворенность прожитой частью жизни и размытость жизненных перспектив, конформность и манипуляции в общении со зрячими, страх отвержения обществом зрячих людей, экстернальный локус контроля, использование защитных механизмов по типу регрессии и проекции[6].

На основе всего вышесказанного можно сделать определенные выводы:

1. Социальная адаптация слепых и слабовидящих есть процесс восстановления равновесия человека с предметной и социальной средой, приспособление к социальному взаимодействию, деятельности, общению, себе самому, жизни в целом в условиях, обусловленных наличием глубоких нарушений зрения; социальная адаптированность опосредует успешность интеграции в общество людей с глубокими нарушениями зрения.

2. Социальная интеграция людей с глубокими нарушениями зрения представляет собой процесс и результат включения в общество на основе предоставления равных прав и реальных возможностей участия во всех видах и формах социокультурной жизни (образование, досуг, трудовая, общественно-политическая деятельность и др.) совместно с другими членами общества в условиях, компенсирующих отклонения в развитии и ограничения возможностей.

3. Базовыми критериями социальной интегрированности инвалидов по зрению выступают уровневые характеристики ее основных структурных составляющих: объективными критериями интегрированности выступают: социальная адаптированность, включенность инвалида в социокультурную среду, социальное благополучие; субъективными критериями интегрированности являются: самооценка адаптированности, самооценка личностной и социальной активности, направленной на включение в общество, удовлетворенность уровнем интеграции (социальным взаимодействием, качеством жизни, деятельностью).

4. Интеграция инвалидов в общество определяется совокупностью внешних и внутренних, объективных и субъективных факторов, выполняющих определенную ведущую функцию, роль в процессе ее осуществления:

- объективными, внешними по отношению к отдельному индивиду являются социальные факторы - социальная политика, выполняющая интенциональную функцию в интеграции, толерантность общества, реализующая инклюзивную функцию;

- внутренними, субъективными личностными факторами интеграции выступают системы личностных характеристик, опосредующих готовность к интеграции всех субъектов взаимодействия: адаптационно-интеграционный потенциал личности инвалидов по зрению, который выполняет самореализационную функцию, и личностный потенциал толерантности зрячих людей, осуществляющий фасилитационную функцию в процессе интеграции.

5. Структура личностного потенциала толерантности нормально видящих людей к незрячим и слабовидящим включает в себя три основных составляющих: толерантное сознание, толерантная личность, толерантное поведение и взаимодействие, опосредованные гендерными особенностями и наличием опыта взаимодействия с незрячими:

- основой толерантного сознания выступают адекватные реалистичные представления о незрячем человеке как о полноценной социально активной личности;

- толерантное взаимодействие проявляется в способности к принятию индивидуальности окружающих людей, их права на самовыражение и вариативность способов жизни, безоценочности в восприятии личности другого, способности к децентрации, гибкости и адаптивности в общении, умении прощать промахи и ошибки партнера по общению, понимании многообразия позитивных и негативных состояний и переживаний людей, способности оказать помощь и поддержку в сложных жизненных ситуациях;

- личностная опосредованность толерантности представлена на всех уровнях ее структурной организации - доминирующие эмоциональные состояния, личностные черты, социально-психологические характеристики, особенности самосознания, ценностно-смысловой сферы личности, осмысления и переживания жизненного опыта, неосознаваемые механизмы личностной активности.

6. Личностными ресурсами толерантности выступают: высокая коммуникативная толерантность, связанная с эмоциональной стабильностью, оптимизмом и удовлетворенностью жизнью, уверенностью в себе, коммуникабельностью, самопринятием, целостностью субъективной временной перспективы; коммуникативно-диалогическая направленность в общении, гуманистическое отношение к людям, стремление к сотрудничеству, эмпатия, стремление к интимно-личностному доверительному общению.

7. Личностными барьерами толерантности являются:

- интолерантность, связанная с такими характеристиками, как упрощенный искаженный образ незрячего человека, негативный психоэмоциональный фон, низкая коммуникабельность, консерватизм, эгоцентризм, авторитарная направленность в общении, склонность к компромиссам, дисгармоничность Я-концепции, неудовлетворенность жизнью, избегание негативных переживаний, примитивные защитные механизмы;

- формальная толерантность, опосредованная такими личностными характеристиками, как индифферентная коммуникативная направленность, установка на избегание конфликтов, преобладание психологических защит по типу отрицания, вытеснения;

- демонстративная толерантность, предполагающая конформизм, альтроцентризм, манипулятивную направленность в общении.

8. Основными составляющими структуры адаптационно-интеграционного потенциала личности инвалидов по зрению выступают: коммуникативные свойства и установки, обеспечивающие установление контактов с другими людьми; ценностно-смысловые характеристики, определяющие направленность осознаваемой активности личности; Эго-защиты и особенности психологической автобиографии, отражающие неосознаваемые механизмы личностной активности; биосоциальные характеристики и аномальные факторы (индивидуально-типологические свойства, пол, возраст, степень зрительного нарушения, время утраты зрения, стаж слепоты / слабовидения).

9. Выявлен характер влияния биосоциальных характеристик и аномальных факторов на социальную адаптацию и включение в общество инвалидов по зрению:

- влияние семейного статуса на характер социально-психологической адаптации и интеграции связано со снижением навыков общения у одиноких инвалидов по зрению, преобладанием негативного агрессивно-враждебного эмоционального фона, что осложняет построение взаимоотношений в социально-значимом окружении, побуждает конфликт личностных смыслов взаимодействия и совместной деятельности;

- возрастная специфика социально-психологической адаптации и интеграции инвалидов по зрению связана с более высоким образовательным уровнем людей зрелого возраста, наличием семьи, обеспечивающей интенсивность и богатство общения, стойкие эмоциональные контакты с постоянными лицами; молодым людям свойственны проблемы в общении, снижение тонуса, чувство вины, следствием чего является наличие проблем адаптации к взаимодействию с окружающими;

- половая специфика социально-психологической адаптации и интеграции инвалидов по зрению связана с более выраженной способностью женщин к гибкому эмоциональному реагированию на внутренние и внешние аспекты жизнедеятельности, их меньшей подверженностью внутриличностным конфликтам и менее выраженным стремлением к общению в связи с опасением потерпеть неудачу; мужчины в большей степени социально фрустрированы, но менее склонны к уходу от решения проблем, что способствует их личностной адаптивности; они проявляют более выраженную коммуникативную активность, но в конфликтных ситуациях ригидны, проявляют конформизм либо доминирование;

- степень тяжести зрительной патологии в большей степени воздействует на психоэмоциональное состояние и коммуникативную сферу инвалидов по зрению: у слепых респондентов усиливается интенсивность негативных эмоций, переживание чувства подавленности, уныния, печали, пассивного страха, что обусловливает проблемы в социально-психологической адаптации и интеграции; слабовидящие обладают более выраженной авторитарностью и позитивным отношением к прошлому;

- время утраты зрения и длительность жизни в условиях зрительной патологии формирует противоречивый характер социально-психологической адаптации и интеграции: у слепорожденных инвалидов по зрению более выражены эмоциональный дискомфорт, проблемы в сфере интимно-личностных отношений и низкая оценка отношений с коллегами по работе, которая сочетаются со сниженным стремлением к самосовершенствованию; индивидуально-психологическими факторами, опосредующими процесс социально-психологической адаптации и интеграции слепорожденных инвалидов по зрению, выступают эмоциональность и педантичный тип акцентуации характера; у людей с большей длительностью жизни в условиях зрительной патологии более выражены негативное отношение к себе, напряженность в межличностных контактах с близкими людьми, что осложняет процесс их социальной адаптации;

- более выраженными личностными ресурсами адаптации и интеграции обладают люди с низким уровнем нейротизма, проживающие в семье, с меньшей тяжестью зрительной патологии, постепенной утратой зрения и небольшим стажем слепоты (слабовидения); затруднения в адаптации и интеграции чаще испытывают частично зрячие люди, люди с врожденным характером зрительного нарушения, а также внезапно утратившие зрение во взрослом возрасте.

10. Определена совокупность личностных ресурсов, обеспечивающих успешную адаптацию инвалидов по зрению и вхождение их в общество на равных правах:

- ведущую роль в социальной адаптации и интеграции инвалидов по зрению играют ценностные ориентации и мировоззренческие установки личности: ценностно-смысловыми ресурсами социально-психологической адаптации и интеграции выступают интернальный локус контроля, высокая осмысленность жизни, направленность на достижение социального и личного благополучия, ценности самоактуализации, самопонимание, тенденция к принятию христианской мировоззренческой ориентации;

- коммуникативными факторами, способствующими социальной адаптации и интеграции, выступают позитивное отношение к людям, потребность в аффиляции, коммуникативная толерантность;

- механизмы психологической защиты проявляются в реагировании на жизненные события и ситуации, как у адаптированных, так и у дезадаптированных инвалидов по зрению; в то же время, успешность адаптации и интеграции в общество предполагает снижение действия неосознаваемых Эго-защитных механизмов, осознанное отношение к сложным жизненным ситуациям и внутренним конфликтам.

11. Личностные барьеры социальной интеграции инвалидов по зрению в определяются типом внутренних противоречий между адаптацией и включением в общественные отношения, предполагающих рассогласование между включением в общество и адаптацией:

- интеграция по принципу «преодоления социальной среды» как чрезмерные усилия по включению в общество приводит к проявлению дезадаптивных тенденций, в особенности на эмоциональном уровне, повышению утомляемости, нервно-психического напряжения и опосредована эгоцентрическими установками, стремлением к доминированию как компенсации переживания неполноценности, направленностью на индивидуальные достижения, сложностями в установлении и поддержании личностных контактов, частым использованием защит по типу гиперкомпенсации и рационализации;

- интеграция на микросоциальном уровне предполагает частичную адаптацию к социальной среде и опосредована такими личностными барьерами, как низкий уровень спонтанности, социальные страхи, низкая осмысленность жизни в настоящем, коммуникативная закрытость и негативные коммуникативные установки по отношению к зрячим людям в сочетании с альтроцентристской коммуникативной позицией, негативное отношение к себе и неуверенность в своих силах, использование защитных механизмов по типу отрицания и замещения;

- формальная интеграция предполагает выраженные адаптационные конфликты, проявляющиеся в высокой адаптированности в одних сферах, связанной с низкой адаптированностью в других; личностными барьерами выступают: неудовлетворенность прожитой частью жизни и размытость жизненных перспектив, конформность и манипуляции в общении со зрячими, страх отверже-ния обществом зрячих людей, экстернальный локус контроля, использование защитных механизмов по типу регрессии и проекции.[10].

Как уже было показано выше, врожденная или рано приобретенная слепота затрудняет образование социальных связей и отношений, а появление дефекта у человека со сложившимися навыками общественного поведения ведет к их разрыву, смещению. И в том и в другом случае инвалид по зрению выпадает из коллектива, что крайне неблагоприятно влияет на его положение в нем.

В связи с этим основной задачей реабилитационной работы в целях адаптации детей-инвалидов по зрению в обществе является установление социальных связей, то есть социально-психологическая адаптация.

В процессе реабилитационной работы по социально-психологической адаптации слепых перед практическими работниками специальных учреждении (школ, восстановительных центров, реабилитационных кабинетов) возникают определенные трудности. Возникает необходимость преодолеть депрессию, возникающую как реакция на слепоту, сформировать адекватные установки по отношению к окружающим, своему дефекту и деятельности, вооружить слепых новыми способами коммуникации.

Первым этапом социально-психологической адаптации следует считать преодоление депрессии, связанной с осознанием дефекта, на который инвалиды по зрению реагируют крайне болезненно. Глубина и длительность реакции зависят как от особенностей личности, так и от темпа развития заболевания, его тяжести и времени появления. Одновременно ведется работа по преодолению фрустрации, возникающей в результате появления в жизни слепого труднопреодолимых препятствий, постоянно высокого психического напряжения. В основе этой работы лежит формирование способов поведения, основанных на двигательном контроле.

Но в специальных школах цели и задачи обучения детей с нарушениями зрения зачастую сужаются до интенсификации интеллектуального развития и формирования тех знаний и представлений, которые позволяют успешно сдать экзамены и поступить в другие учебные заведения. По свидетельству специалистов выпускники средних специальных учебных учреждений закрытого типа испытывают большое количество психологических трудностей и проблем, связанных с их интеграцией в общество здоровых людей. Понятие интеграции в тифлопсихологии предполагает процесс вхождения человека с нарушениями зрения в общество на равных правах с нормально видящими людьми. Закрытость и отгороженность специальных учебных заведений от внешнего мира ограничивает социальный опыт детей-инвалидов, затрудняет формирование коммуникативных навыков. Следствием этого являются не только затруднения при ориентировке в пространстве, адекватном осознании дефекта зрения, налаживании коммуникативных связей выпускников специальных школ-интернатов, но и неосведомленность общества о реальных возможностях и психологических особенностях детей с нарушениями зрения.[7]

Для большинства незрячих и слабовидящих детей первым опытом вхождения в социальную группу является поступление в школу. По мнению специалистов от того, насколько успешно будет проходить становлений личности незрячего ребенка в школьной группе, зависят его возможности интеграции в общество в будущем. В связи с этим возрастает актуальность организации целенаправленного психологического сопровождения незрячих и слабовидящих детей с момента их поступления в школу, в рамках которого психологами и тифлопедагогами осуществлялась бы работа по снижению трудностей в социально-психологической адаптации на всех этапах развития личности ребенка.

А.В. Петровский, определяя развитие личности в изменяющейся социальной среде, пишет: "В том случае, если индивид входит в относительно стабильную социальную общность, он закономерно проходит три фазы своего становления в ней как личности". Первая фаза становления личности, в соответствии с концепцией А.В.Петровского, предполагает усвоение действующих в общности норм и овладение соответствующими формами и средствами деятельности, и обозначается как фаза адаптации. Вторая фаза, обозначающаяся как фаза индивидуализации, обусловлена "обостряющимся противоречием между достигнутым результатом адаптации - тем, что он стал таким, как все в группе, - и неудовлетворенной на первом этапе потребностью индивида в максимальной персонализации". Третья фаза обозначается А.В. Петровским как фаза интеграции. "В рамках этой фазы в групповой деятельности у индивида складываются новообразования личности, которых не было у него и, быть может, нет и у других членов группы, но которые отвечают необходимости и потребностям группового развития и собственной потребности индивида осуществлять значимые "вклады" в жизнь группы".

В соответствии с этой теорией каждая из перечисленных фаз выступает как момент становления личности в ее важнейших проявлениях и качествах. Таким образом, если человеку не удается преодолеть трудности первого, адаптационного периода и вступить во вторую фазу развития, у него, скорее всего, будут формироваться качества конформности, зависимости, безынициативности, появится робость, неуверенность в себе и в своих возможностях.

Это положение еще раз доказывает необходимость психологического сопровождения слепых и слабовидящих детей, так как успешное преодоление трудностей социально-психологической адаптации во многом определяет дальнейший ход интеграции детей с нарушениями развития в общество.

Выделяются три аспекта адаптации детей с нарушениями зрения:

1) адаптация личности к предметному миру;

2) адаптация личности к социальной среде;

3) адаптация личности к собственному «Я».

В первом случае речь идет о достижении мобильности, самостоятельности, уверенности, то есть выделяется операционально-деятельностная сторона, связанная с формированием умений и навыков, необходимых незрячему для самостоятельной жизни.[4]

Второй аспект связан со взаимодействием незрячего со своим социальным окружением, с активностью этого окружения по вовлечению его в коллективную и трудовую жизнь, то есть в первую очередь со взаимоотношением зрячих и незрячего, с общением и др.

Третий аспект адаптации связан с оценкой собственного положения в обществе, с отношением к своему дефекту, с переживанием своего «Я». В целом же реабилитация инвалида по зрению в личностном плане выступает как проблема становления внутренней саморегуляции личности.

О чрезвычайной важности выделенных аспектов адаптации для формирования личности подростков с глубокими нарушениями зрения говорит тот факт, что, по данным Т.С. Шалагиной (1990), 50 % учащихся ШВТС -- это выпускники школ для слепых детей. Они плохо обучены ориентировке в пространстве, стесняются использовать трость. Причиной неподготовленности к самостоятельной жизни этих людей, по мнению Т.С. Шалагиной, является замкнутая, оторванная от реальных жизненных проблем, система обучения в школе-интернате для слепых детей.[9]

Как показало исследование контингента учащихся ШВТС, имеющих врожденную слепоту, с помощью адаптированного личностного опросника MMPI можно выделить две группы лиц с различной степенью психологической адаптации: 1) те, кто обладает хорошей психологической адаптацией; 2) те, кто обладает плохой психологической адаптацией.

Обе группы различаются определенными личностными характеристиками, во многом определяющими успех психологической адаптации.

К первой группе относятся лица, имеющие следующие характерные качества: приподнятое настроение, повышенную словоохотливость, разговорчивость. Обычно им свойственна переоценка своих сил и возможностей, что отражается часто в завышенной самооценке. Это тот тип личности, в структуре которого выделяется фактор эмоциональной подвижности. Такие люди адекватно и гибко реагируют на изменения в социальной сфере и отношение к ним окружающих. Они общительны, готовы помогать другим. В то же время в структуре их личности присутствует такой компонент, как ригидность. Это выражается в определенной стойкости аффекта. В поведении этих лиц можно отметить черты обидчивости, повышенной психологической ранимости.

Вторая группа характеризуется как неадаптированная или малоадаптированная. Это лица, не достигшие психологической реабилитации. Они живут в состоянии внутреннего дискомфорта и конфликта, не поддающегося разрешению собственными силами. У них на первый план выступают факторы тревожности и неуправляемости поведением. Основное для таких людей -- чувство страха, порождаемое внешними обстоятельствами. Эти люди часто застенчивы, скованны, закомплексованы. У них обычно отмечаются признаки неуверенности в себе, в своих силах и возможностях.[5]

В результате включения в деятельность начинается процесс преодоления психологического кризиса, выхода из состояния психологического конфликта.

Этот процесс имеет поэтапный характер. В.С. Мерлин выделяет четыре фазы:

1) фаза бездействия, которой сопутствует глубокая депрессия;

2) фаза занятия, на которой инвалид включается в деятельность с целью отвлечься от тяжелых мыслей о своей инвалидности;

3) фаза деятельности, для которой характерно стремление реализовать свои творческие возможности;

4) фаза поведения, когда складывается характер и стиль деятельности инвалида, определяющие весь ею дальнейший жизненный путь.

Решающим моментом в социально-психологической реабилитации является восстановление социальных позиций инвалида. Последнее существенно зависит от установок инвалида по отношению к зрячим, труду, общественной деятельности, самому себе и своему дефекту. Эти установки формируются в процессе деятельности. Адекватность этих установок прежде всего зависит от того, насколько успешно выполняется деятельность. Поэтому основным условием социально-психологической адаптации и реадаптации является включение инвалида в коллективную деятельность, воспитание его в коллективе и через коллектив. Именно в коллективе складывается у инвалида правильное отношение к своему дефекту, что является решающим фактором реабилитации.[6]

Таким образом, для успешного вхождения слепых и слабовидящих детей в общество важно не только овладение им навыками самообслуживания, общения, обучение различным видам деятельности, но и установление социальных связей, без которых жизнь индивида просто невозможна.

Специальные учебные заведения, где обучаются дети с нарушениями зрения не дают возможности установления связи с внешним миром, в следствии этого ребенок не получает опыта общения с другими людьми, его круг знакомых ограничен. В будущем это вызывает подавленность ребенка, осознание его инвалидности, неполноценности, и ведет за собой депрессивные состояния и нежелание жить дальше.

Важной задачей социально-психологической адаптации детей с нарушениями зрения является осознание ребенком себя равноправным членом общества, преодоление его страхов, зависимости, робости. Большое внимание должно уделяться личностным изменениям, личностному формированию инвалидов по зрению. Успешность адаптации во многом зависит от того, какие личностные качества будут сформированы у детей, имеющих глубокие нарушения зрения, к моменту их выхода в самостоятельную жизнь. В первую очередь сюда входят:

1) представления о себе самом, отношение к своему дефекту, отношение к другим людям;

2) отношение к жизненным целям, отношение к прошлому и будущему, отношение к жизненным ценностям;

3) отношение к непосредственному социальному окружению, отношения с другим полом.

Конечной целью социально-психологической адаптации слепых и слабовидящих детей является достижение такого психологического состояния, когда человек воспринимает свой зрительный дефект как одно из своих качеств, т.е. определенную индивидуальную характеристику, отличающую его от других, но не более того. Достижение такого состояния возможно только при определенной психологической работе с индивидом и, кроме того, при адекватном отношении к нему со стороны социального окружения, т.е. при определенной психологической поддержке широкого круга людей.

Список литературы:

1. Абульхаиова К.А. Психология и сознание личности (Проблема методологии, теории и исследования реальной личности): Избранные психологические труды. М.: Московский психолого-социальный институт, 1999.224 с.

2. Алексеева Л.Ф. Проблемы активности личности в психологии: Автореф. дис. д-ра психол. наук. Томск, 1997. 41 с.

3. Андреева Г.И. Социальная психология. М.: Аспект-Пресс, 2001. 476 с.

4. Асмолов А.Г. Психология личности. М.: МГУ, 1990. 367 с.

5. Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. Л.: Наука, 1988.270 с.

6. Буева Л.П. Социальная среда и сознание личности. - М.: Изд-во МГУ, 1968. 112 с.

7. Бурлачук Л.Ф., Коржова Е.Ю. Психология жизненных ситуаций. 1998, М.: Российское педагогическое агентство. 263 с.

8. Бэрон Р., Бирн Д., Джонсон Б. Социальная Психология. Ключевые Идеи. 4-е изд. СПб.: Питер, 2003. 512 с.

9. Бюрклен К. Психология слепых: Пер. с нем. / Под ред. В. А. Гандера. М., 1934. 264 с.

10. Волкова И.П. Психология социальной адаптации и интеграции людей с глубокими нарушениями зрения. Санкт-Петербург., 2010. 41 с.

11. Вотчин И.С. Общение и личность. Новосибирск, 2005. 93 с.

12. Гоман А.М. Проявление личностных особенностей в коммуникации. М.: МГУ им. М. В. Ломоносова, факультет психологии, 2000. 201 с.

13. Григорьев С.И. Социология и социальная работа. Барнаул, 1991. 49 с.

14. Дичев Т.Г., Тарасов К.Е. Проблемы адаптации и здоровье человека. М.: Медицина, 1976. 134 с.

15. Егорова Т.В. Социальная интеграция детей с ограниченными возможностями. Балашов: Изд-во "Николаев", 2002. 80 с.

16. Журавлев А.Л. Социальная психология. М.: ПЕР СЭ, 2002. 351 с.

17. Зозуля Т.В. Комплексная реабилитация инвалидов. М.: Академия, 2005. 304 с.

18. Иванова Н.Л. Психологическая структура социальной идентичности. Ярославль, ЯГУ им. П. Г. Демидова, 2003. 339 с.

19. Изиева Д.П. Влияние гендерных различий на развитие социальной активности слепого и слабовидящего ребенка. Санкт - Петербург, ГОУВПО, 2008, 19 стр.

20. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М., 1975. 304 с.

21. Литвак А. Г. Психология слепых и слабовидящих: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. СПб. 2006. 336 с.

22. Малкова Т.П. Социально-психологическая адаптация выпускников школ для слепых и слабовидящих детей. Санкт-Петербург, РГПУ, 2009, 22 стр.

23. Ольшанский Д.В. Психология масс. СПб.: Питер, 2002. 368 с.

24. Парыгин Б.Д. Социальная психология как наука. М., 1987.

25. Плаксина Л.И. Проблемы воспитания и социальной адаптации детей с нарушением зрения. М., 1995

26. Рубинштейн C.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер Ком, 1998.688 с.

27. Сокольский А.П. Вопросы психической адаптации. Новосибирск: НГУ, 1974. 56 с.

28. Солнцева Л. И. Психология детей с нарушениями зрения (детская тифлопсихология). М.: Классике Стиль, 2006. 256 с.

29. Стернина Э.М. Деятельность пионерской и комсомольской организаций в школе слепых и слабовидящих. Ленинград., 1980. 76 с.

30. Шимгаева А. Н. Феномен тревожности и коррекция нарушений в эмоциональной сфере у слабовидящих подростков // Дефектология, 2007. № 2.31 с.

31. Шихирев П.Н. Современная социальная психология. М.: ИП РАН; Деловая книга, 2000. 448 с.

32. Яковлева А.А. Ценностно-смысловые установки как фактор социальной интеграции инвалидов по зрению. РГПУ. Санкт-Петербург. 2009. 22 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Трудности адаптации незрячих и слабовидящих детей к школе.

Выделены аспекты адаптации детей с нарушением зрения, отмечены особенности психофизического развития слепого ребенка, раскрыты проблемы, которые возникают у незрячих детей в период адаптации к школе....

Презентация "Трудности адаптации незрячих и слабовидящих детей к школе"

Психологи указывают на то, что для многих первоклассников, и особенно незрячих и слабовидящих, трудна социальная адаптация....

Индивидуально – коррекционный подход в обучении на уроках русского языка в школе для слабовидящих детей

В статье  даны основные формы индивидуально- коррекционной работы со слабовидящими детьми....

Конспект урока для слабовидящих детей 4 класса

Конспект зачетного урока для слабовидящих детей 4 класса. по теме "гимнастика"...

Консультация для родителей и педагогов «Развитие пространственных представлений на уроках математики в школе для слепых и слабовидящих детей»

Консультация для родителей и педагогов  «Развитие пространственных представлений на уроках математики в школе для слепых и слабовидящих детей» представлена в форме буклета....

Научная статья "Специфика социальной самоидентификации старших подростков"

В данной статье представлено теоретическое обоснование социальной самоидентификации подростков и исследование по данной проблеме учащихся.Эта работа может быть интересна учителям начальной школы,т.к. ...

Мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения программы по социально-бытовой ориентировке в школе для слабовидящих детей.

Одной из важнейших предпосылок для создания таких оптимальных для детей с функциональными нарушениями зрения условий является организация системы мониторинга достижения детьми с нарушением зрения план...