Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности "Социокультурные истоки"
календарно-тематическое планирование (1, 2, 3, 4 класс)
Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности "Социокультурные истоки"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности "Социокультурные истоки" | 266.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3» города Когалыма
«СОГЛАСОВАНО» ШМО учителей начальных классов Протокол № от « » августа 2018г. Руководитель ШМО ____________________ Миленченко А.Ф. | «СОГЛАСОВАНО» Зам. Директора по УВР __________________ Шамаева О.Р. « » августа 2018г. | «РЕКОМЕНДОВАНО» на заседании МС школы Протокол № от « » сентября 2018г. Руководитель МС __________________ Газизова А.Х. | «УТВЕРЖДАЮ» Директор МАОУ «Средняя школа №3» ___________________ Маренюк В.М. Приказ № от « » сентября 2018г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Социокультурные истоки»
Духовно-нравственное направление
Возраст обучающихся 7 – 10 лет
Срок реализации программы: 4 года
Составитель: Журавлева М.В., учитель начальных классов, высшая квалификационная категория
г. Когалым, 2018 год
Календарно-тематическое планирование 1 класс, 33 часа
№ | Тема занятия | Содержание | Основные понятия | Дата проведения | Корректировка |
Раздел I. Мир | |||||
1 | Введение в предмет. Солнышко, мама и папа | Знакомство с «Азбукой Истоков». Алфавит – семья букв. Различные названия и начертания букв. Строчные и прописные буквы. Рукописные шрифты, буквицы. | Родители. Мама. Папа. Родительская любовь. Солнышко. Свет. Благодарность. | ||
2 | Мир и лад (Поле, школа и семья) | Смысл и значение слова. Из чего состоит слово? Чем слово отличается от набора букв? | Поле. Школа. Семья. Мир. Лад. Согласие. Добрый плод. | ||
3 | Истоки и школа | Что обозначает слово? (Имена существительные – без терминологии.) Общее и конкретное значение слов. Слово-образ. Слово-символ. Слово-имя. Имена родителей и друзей. (Заглавная буква.) | Колокол. Язык. Книга. Истоки. Отечество. Имена. Уважение к старшим. Школа. | ||
4 | Дар (Рождество) | Праздничное слово. Слово-поздравление. Слово-приветствие. Слово-прославление. | Дар. Божий дар. Благодарение. Поздравление. Праздник. | ||
5 | Истоки и радуга | Откуда берутся слова? Связь и общее происхождение слов. (Корни слов.) | Истоки. Живительная сила. Родная земля. Родное слово. Родной очаг. Радуга. Сияние истоков. | ||
6 | Сказки А.С. Пушкина | Сказочные слова и присказки. Каковы отличия сказочной речи от обыденной? | Мир сказок. Добро. Честь. Храбрость. Любовь. Милосердие. Мудрость. | ||
7 | Родной край | Имя края. В какой стране мы живем? Названия городов, сел, рек, гор родного края. Происхождение названий. | Родной край. Родина. Дом. Родные люди. Народная песня. | ||
8 | Святыни России. Щит и герб (св. Георгий Победоносец) | Героические слова. Слова верности. Слово-действие. (Глаголы – без терминологии.) Что значит «Ищи мира»? Как это делать? | Герб. Щит. Щит-совесть. Святой. Чудо. Защитник. Победоносец. | ||
9 | Святыни России. Илья Муромец | Славные имена. Связь имени с родным краем. Почему богатыря Илью назвали Муромцем? Имена каких героев тоже связаны с краем? | Богатырь. Добро. Храбрость. Родная земля. Мир. | ||
10 | (Память) | Что более всего запомнилось из пройденного содержания? | Добрая память. Долгая память. Память сердца. | ||
Раздел 2. Слово | |||||
11 | Слово | Высокое предназначение слова. Уважительное отношение к слову. Интонация. Чтение с различной интонацией. | Слово. Бесценный дар. Свет. Добро. Слово и дело. | ||
12 | Весна и слово | Слово – сравнение, описание. (Прилагательные – без терминологии.) Метафоры. С чем можно сравнить весну? Вспоминаем стихи, ищем сравнения. | Весна и слово. Добродетель. Сад добродетелей. Умиротворение. | ||
13 | Золотое сердечко | Пять талантов Золотого сердечка. Почему «верная тропа узка»? Чтение – труд души. Трудные упражнения. | Золотое сердечко. Талант. Доброе слово. Честное слово. Слово о родителях. Труд и подвиг. Святое слово. | ||
14 | Серебряное копытце | Доброе слово. Какие добрые слова мы знаем, часто ли их говорим? Учимся говорить добрые слова родителям, учителям, друзьям. | Добро. Доброе слово. Доброе дело. | ||
15 | Честное слово. Добрыня Никитич | Слово – наука. Чему мы научились? Слушать и слышать. | Честное слово. Родительское благословение. Подвиг. | ||
16 | Слово о родителях | Поэтическое слово. Поэтический образ, рифма, ритм. Примеры из прочитанных стихотворений. | Благословение. Родительское слово. Материнская и отеческая любовь. Уважение. Почитание. | ||
17 | Святое слово. Алеша Попович | Слово и дело в жизни. Работа. Помощник. Слова-помощники. (Предлоги, союзы, междометия – без терминологии). Ищем слова-помощники в тексте – зрительно и на слух. | Святое слово. Богатырская доблесть. Честь. | ||
18 | Чаша жизни | Правила в нашей жизни. Как правильно поступать, как вести себя, как правильно говорить и писать? Правописание слов с большой буквы. | Жизнь. Любовь. Добрые дела. | ||
19 | Обобщающее занятие (Внимание) | Наиболее увлекательные минуты на уроках «Истоки». Любимые увлечения и важные дела. Когда мы меньше всего устаем от учебного или физического труда? Нужно ли расширять свой кругозор? Внутренний мир. | Внимание. Умение слушать и слышать. Любознательность. Усердие в учебе. Заботливость. Сердечное внимание. | ||
20 | Экскурсионно-тематическое занятие | ||||
Раздел 2. Образ | |||||
21 | Родник | Богатство Родины и богатство языка. Близкие по смыслу слова. Множество оттенков речи. (Синонимы, антонимы – без терминологии). Учимся подбирать точные слова и правильно выражать свои мысли. | Род. Родник. Живая вода. Святой источник. Святая вода. | ||
22 | Образ Родины | Похожие слова. Корень слова. Другие части слова, которые могут стоять впереди или позади корня и менять смысл всего слова. Примеры из предыдущих текстов. | Родина. Родная земля. Отечество. Святая земля. Образ Родины. | ||
23 | Образ защитника Отечества | Дружная жизнь слов в языке. Взаимодействие слов. Изменение формы слова. Зависимость изменения формы одного слова в предложении от изменения формы другого. (Изменение по числам, родам, лицам и падежам на примерах – без терминологии). Упражнения на подбор слова в правильной форме. | Защитник Отечества. Солнце Земли русской. Подвиг. | ||
24 | Образ праздника (День Победы) | Передача мудрого и доброго слова через книги. Устная передача – предания, сказки, песни. Почему говорят, что «слово из песни не выкинешь»? Чем песня отличается от рассказа или стихотворения? (Ритм, мелодия, рифма, повтор припева.) Георгиевская скала. Можем ли мы «услышать» письменную речь? Что помогает нам понять интонацию автора? Знаки препинания: почему они так называются? Примеры. | Образ праздника. Великая Победа. Святая память. | ||
25 | Обобщающее занятие (Мышление) | Как уроки «Истоков» помогают нам учиться мыслить самостоятельно? Что значит мыслить образно? Что такое образ мыслей? Как меняется наш образ мыслей в процессе учебы? Что значит «чистые мысли»? | Мысль и слово. Мысль и образ. Образная мысль. Образ мыслей. Чистые мысли. | ||
26 | Экскурсионно-тематическое занятие. | ||||
Раздел 4. Книга | |||||
27 | Книга | Разнообразие книг. О чем рассказывают книги? Особенности языка и разные задачи. Угадываем, из какой книги отрывок: из сказки, былины, рассказа, учебника, инструкции и т.п. | Книга – живое существо. Добро и красота. Творец. | ||
28 | Книга книг | Жизнь книги. Вечные книги человечества. Исторические пути книги (возникновение письменности в Древнем Риме, святые братья Кирилл и Мефодий – создатели славянской азбуки и письменности, первые книги на Руси и т.д.). Библиотека. Традиции собирания библиотеки в семье, школе, обществе. | Книга книг. Библия. Библиотека. Собирание библиотеки. Связь поколений. | ||
29 | Живое слово книги | Книга – культурное наследие народа. Уважение и сохранение чистоты и уникальности родного языка. Книги, пришедшие из других стран. | Живое слово книги. Чтение. Сердечный дар. | ||
30 | Первая книга. Мир книги | Первая книга: увиденное, услышанное, прочувствованное ребенком. Создание Первой книги. Открытие мира книг. Рассказ детей о книгах, прочитанных за год. Слова благодарности книге. | Слово. Образ. Мир. Добро. Дом. Книга. Истоки. | ||
31 | Годовое обобщающее занятие (Речь) | Слово сохраняет чистоту Золотого сердечка. Что значит «говорить от чистого сердца»? | Чистое сердце. Чистая речь. Доброе слово. | ||
31-33 | Экскурсионно-тематическое занятие. |
Календарно-тематическое планирование 2 класс, 34 часа
№ | Тема занятия | Содержание | Активные формы обучения | Дата проведения |
Раздел I. Родной очаг | ||||
1 | Введение в предмет. Имя | Истоки. Родной очаг. Имя. Смысл имени. Именины – день имени. Традиции имянаречения. Родовое имя. | Ресурсный круг «Имя и доброе качество» | |
2 | Семья | Семья – любовь, забота, согласие. Семейные традиции. | Работа в паре «Семья» | |
3 | Семья | Родители. Почитание родителей. Обязанности каждого в семье. | Ресурсный круг «За что я благодарен своим родителям?» | |
4 | Род | Родина. Род. Родня. Родственники. Родственные отношения. Поколения. Родовое дерево. | Работа в паре. «Родовое дерево» | |
5 | Дом | Порядок, уклад, ритм жизни дома. Чувство единения, заботы, любви. Родительский дом. | Ресурсный круг «Дом» | |
6 | Дом | Мир вещей. Святыни. Семейные реликвии. Традиции дома. Любимый праздник. | Работа в паре «Родственные вещи» (оценивающий тренинг) | |
7 | Деревня | Деревня – кормилица. Земледельцы. Община (мир). Сход. Трудолюбие. Взаимовыручка. | Работа в паре «Занятия жителей деревни» | |
8 | Город | Город – труженик. Щит Отечества. Твердыня веры. Хранитель культуры. Доброта и милосердие. | Ресурсный круг «Город» | |
9 | Обобщающее занятие «Родной очаг» | Ценности. Вечные ценности. Духовные и материальные ценности. Родной очаг. | Работа в паре «Вечные ценности» (оценивающий тренинг) | |
Раздел 2.Родные просторы | ||||
10 | Нива и поле | Родные просторы. Поле. Нива. Жатва. Хлебороб. Поле битвы. Труд воина. Воля вольная. | Работа в паре «Поле и школа» | |
11 | Нива и поле | Труд земной и труд души на ниве. «Нива – Божья ладонь». | Ресурсный круг «Чем похожи поле и школа?» | |
12 | Лес | Зеленый друг. Царство природы. Человек и лес. Дерево жизни. Лесник. Дары и тайны леса. | Ресурсный круг «Лес» | |
13 | Река | Название реки. Ручей – Река – Море – Океан. Течение времени. Живая, святая вода. | Работа в паре «Вода – Живая вода – Святая вода» | |
14 | Река | Истоки, жизнь и нрав реки. Красота и польза. Река – дорога. | Ресурсный круг «Река» | |
15 | Море-океан | Море-океан. Поморы. Мореходы. Соловки – Северная святыня. | 1. Работа в паре «Человек и море» (оценивающий тренинг) 2. Ресурсный круг «Как море воспитывает человека?» | |
16 | Путь- дорога | Дорога. Путь. Путники. Паломники. Уединение. Гостеприимство. | Работа в паре «Путь-дорога» | |
17 | Дорога жизни | Разлуки и встречи. Первые шаги и последний путь. Перекрестки. Дорога жизни. | Ресурсный круг «Значимые цели жизни» | |
18 | Обобщающее занятие «Родные просторы» | Родные просторы. | Работа в паре «Почему родные просторы значимы для человека?» (оценивающий тренинг) | |
Раздел 3. Труд земной | ||||
19 | Сев и жатва | Труд земной. Пахота, пашня. Сев и жатва. Пахарь, сеятель. Страда. Народные приметы. | 1. Работа в паре «Полевые работы» 2. Работа в паре «Пословицы и приметы» | |
20 | Братья меньшие | Домашние животные. Забота о животных. Любовь к животному. | 1. Работа в паре «Про кого так говорят?» 2. Ресурсный круг «Кто важнее?» | |
21 | Ткачихи - рукодельницы | Ткачихи. Женский труд. Посиделки. Прядение. Ткачество. Терпение. | Ресурсный круг «Ткачихи – рукодельницы» | |
22 | Ткачихи - рукодельницы | Лен. Полотно. Терпение. Сноровка. | Работа в четверке «Как рубашка в поле выросла?» | |
23 | Мастера - плотники | Плотницкое дело. Сруб. Топор. Артель. Добросовестность. Рассудительность. Мастерство. | 1. Работа в четверке «Инструменты плотника» 2. Ресурсный круг «Мастера – плотники» | |
24 | Кузнецы - умельцы | Мастер – кузнец. Кузница. Горн. Мечи. Молот. Наковальня. Сила и ловкость. | 1. Работа в тройке «Подкуем лошадку» (оценивающий тренинг) 2. Ресурсный круг «Кузница» | |
25 | Ярмарка | Ярмарка. Купец. Покупатель. Зазывала. Товар. Честная торговля. Праздник. | Ресурсный круг «Ярмарка» | |
26 | Обобщающее занятие «Труд земной» | Труд земной. | 1. Работа в четверке «Труд земной и орудия труда» (оценивающий тренинг) 2. Ресурсный круг «Ценности труда земного» | |
Раздел 4. Труд души | ||||
27 | Слово | Труд души. Слово. Слово Истины. Мудрое слово. Меткое слово. Задушевное слово. Слова покаяния. Молитва. | 1. Работа в четверке «Какое бывает слово?» 2. Ресурсный круг «Подари доброе слово» | |
28 | Сказка | Сказка. Сказочное слово. Сказочник. Житейская мудрость. | 1. Работа в четверке «Уроки сказки» (по сказке «Морозко») 2. Ресурсный круг «Любимый сказочный герой» | |
29 | Песня | «Душа поет». Песня. Народная песня. Духовные песнопения. Гимн. Частушка. | 1. Работа в четверке «Праздничная песня» 2. Ресурсный круг «Душа поет» | |
30 | Праздник | Будни и праздники. Смысл праздника. Радостный труд души. | 1. Работа в четверке «Смысл праздника» (оценивающий тренинг) 2. Ресурсный круг «Любимый праздник» | |
31 | Книга | Книга книг – Библия. Книга рукописная и печатная. Книжное слово. Читатель. Книголюб. | Ресурсный круг «Любимая книга» | |
32 | Икона | Икона. Лампада. Красный угол. Горний мир. Слово в образе. | 1. Ресурсный круг «Икона» 2. Работа в четверке «Иконописный образ» | |
33 | Храм | Храм – дом Божий. Купол. Крест. Внутреннее убранство. Храм и человек. | 1. Работа в четверке «Храм души» (оценивающий тренинг) 2. Ресурсный круг «Храм души» | |
34 | Обобщающее занятие «Труд души» | Труд души | Ресурсный круг «Мир, в котором мы живем» |
Календарно-тематическое планирование 3 класс, 34 часа
№ | Тема занятий | Содержание | Основные понятия | Активные формы обучения | Дата проведения |
Раздел 1. Вера. | |||||
1 | Вводное занятие | Присоединение к курсу «Истоки-2». Введение в «Истоки-3». | Родной очаг. Родные просторы. Труд земной. Труд души. Вера, Надежда, Любовь, София. Истоки. | Ресурсный круг «Какие знания дает предмет "Истоки"?» | |
2 | Вера | Чему доверяет сердце? Как верит пытливый разум? | Вера. Убеждение. Доверие. Уверенность. Нравственность. | Работа в паре «Что объединяет Вера?» | |
3 | С верой приходит доброе дело | Душа верует. Вера – опора дела. Доверие опыту. | Православная вера. Заповеди. Опыт. | Работа в паре «Правила нравственности» | |
4 | Верность – знак веры | Вера и верность. Присяга и клятва. Знак верности. | Преданность. Надежность. Присяга. Клятва. | Ресурсный круг «Верность Родине» | |
5 | Верность не знает мелочей | Верность в повседневных делах. Верность семейным традициям. | Чувство долга. Долг памяти. Традиции. | Работа в паре «Что помогает хранить верность?» (оценивающий тренинг) | |
6 | Правда – путь к истине | Жить по правде. Сила правды. Правда в деле. Правда в слове. | Правда. Правда истинная. Праведный труд. Правдивое слово. | Работа в паре «Пословицы о правде» | |
7 | Правда – путь веры | Правда в образе. Правосудие. | Путеводный образ. Праведность. Справедливость. | Ресурсный круг «Какой образ является путеводным?» | |
8 | Честь | Воинская честь и доблесть. Честь и хвала мудрости. Поклон преподобному. | Честь. Честность. Почести. | 1. Работа в паре «Честь» 2. Ресурсный круг «Береги честь смолоду» | |
9 | Береги честь смолоду | Из малых дел складывается доброе имя. | Доброе имя. Заслуги. | Работа в паре «Честь по заслугам» (оценивающий тренинг) | |
Раздел 2. Надежда. | |||||
10 | Надежда | Надежда на силы и опыт. Сила воли. | Отчаяние. Воля. Надежда. | Ресурсный круг «Как в жизни помогает надежда?» | |
11 | Тщетная и твердая надежда | Тщетная надежда. Надежда, которая не умирает. | Самонадеянность. Упование. Молитва. | Работа в четверке «Что укрепляет надежду?» | |
12 | Согласие | Общая надежда и общее согласие. «Согласие и лад для общего дела клад». | Согласие. Единодушие. | Ресурсный круг «Строительство моста» | |
13 | Согласие ума, сердца, души | Согласие в человеке. Согласие и красота. Несогласие ведет к разногласию. | Единоверие. Единомыслие. Духовная красота. | Работа в четверке «Согласие в деле» | |
14 | Терпение и умение | Без терпения нет умения. Терпение – ключ к успеху. Терпение и надежда. | Терпение. Сострадание. | Работа в четверке «В каких делах необходимо терпение?» (оценивающий тренинг) | |
15 | Терпение и спасение | Опыт терпения – духовное сокровище. Терпение в малом и большом. | Нетерпимость. Опыт терпения. | Ресурсный круг «Самый терпеливый человек» | |
16 | Послушание опыту | Жизненный опыт и мудрые советы. Послушные дети – надежда семьи. | Послушание. Родительское наставление. | Работа в четверке «Послушание» | |
17 | Обобщающее занятие: Послушание совести и закону | Глаза – мера, душа – вера, совесть – порука. Жизненные правила и законы государства. | Совесть. Законопослушание. | Работа в четверке «Надежда – устремление к доброму исходу дела» (оценивающий тренинг) | |
Раздел 3. Любовь | |||||
18 | Любовь – добро, единство – дружба | Любовь дружит с правдой и терпением. Любовь к ближнему. | Любовь. Дружба. Сердечная привязанность. | Работа в четверке «В чем проявляется любовь к ближнему?» | |
19 | Семейная любовь | Семья и семейный лад. Как сохранить семейную любовь? | Лад. Взаимопонимание. Забота. | Ресурсный круг «Почему любовь – это труд души?» | |
20 | Милосердие | Милосердие в слове. Милосердие в деле. | Милосердие. Сострадание. Равнодушие. | Работа в четверке «Милосердие» | |
21 | Где гнев – там и милость | Доброе дело – благо. Гнев и милость. | Благотворительность. | 1. Работа в четверке «Слово о милосердном человеке» 2. Ресурсный круг «В чем проявляется твое милосердие?» | |
22 | Доброта | Доброе слово. Доброе дело. | Доброта. | Работа в четверке «Добрые дела» (оценивающий тренинг) | |
23 | Доброта истинная и ложная | Доброта бывает разная. | Доброжелательность. Истинная доброта. | Работа в четверке «Доброта истинная и доброта ложная» Ресурсный круг «Что такое делать добро?» | |
24 | Покаяние | Раскаяние и прощение. Покаяние в храме. | Раскаяние. Грех, стыд. Покаяние. Прощение. | Работа в четверке «Раскаяние» | |
25 | Покаяние и любовь | Почему покаяние и любовь неразлучны? | Исповедь. | Работа в четверке «На пути раскаяния» | |
26 | Обобщающее занятие: Сад добродетелей | Как любовь объединяет милосердие, доброту и покаяние? | Любовь. | Работа в четверке «Сад добродетелей» (оценивающий тренинг) Ресурсный круг «Почему любовь делает мир чище и лучше?» | |
Раздел 4. София | |||||
27 | Ум да разум | «Ум без разума беда». Сердечный ум. Второе рождение человека. | Ум. Разум. Размышление. | Работа в четверке «Ум да разум» | |
28 | Ум да разум | Разум рассуждает, уму помогает. | Вразумление. | Ресурсный круг «Ум да разум» | |
29 | Истина | Истина в слове. Истина в образе. | Истина. Искренность. | Ресурсный круг «Истина в слове» | |
30 | Истинный человек | Истина в деле. | Истовость. | Ресурсный круг «Как предмет "Истоки" помогает постигать истину?» | |
31 | Знания – плод учения | Отрасли знания. | Знания. | Работа в четверке «Мудрые советы Владимира Мономаха» (оценивающий тренинг) | |
32 | Мудрость | Мудрость и мудрецы. Духовные книги. | Мудрость. Мудрецы. Праведность. | Ресурсный круг «Какими словами ты расскажешь о мудром человеке?» | |
33 | Премудрость | София. | Премудрость. Истинное знание. | Работа в четверке «Истоки победителя» | |
34 | Обобщающее занятие: Дорога Веры, Надежды, Любви | Почему Вера, Надежда, Любовь –родные сестры? Единение Веры, Надежды, Любви, Софии. | Твердая вера. Истинная надежда. Созидательная любовь. | 1. Работа в четверке «Что помогает нам идти по дороге Веры, Надежды и Любви?» (оценивающий тренинг) 2. Ресурсный круг «Чему ты научился на уроках по предмету "Истоки"?» (итоговый тренинг) |
Календарно-тематическое планирование 4 класс, 34 часа
№ | Тема занятия. | Содержание. | Основные понятия. | Активные формы обучения. | Дата проведения |
Раздел 1. Традиции образа | |||||
1. | Вводное занятие. | Присоединение к курсам «Истоки»-2 и «Истоки»-3. Введение в «Истоки»-4. Что такое традиция? Значение традиций в жизни человека, народа, общества. | Родной очаг. Родные просторы. Труд земной. Труд души. Вера. Надежда, Любовь, София. Традиции образа. Традиции. Традиции слова. Традиции дела. Традиции праздника. | Ресурсный круг «Что я жду от уроков «Истоки» в этом году?» | |
2. | Первые образы. Отец. Мать. | Почему отца величают главой семьи и родоначальником, а мать хранительницей очага и его души? | Отец. Глава семьи. Кормилец. Заступник. Родоначальник. Отеческий суд и наказание. Отец родной, крестный, духовный, названный, отчим. Мать. Утешительница. Хранительница очага. Первая молитвенница. Мать родная, крестная, богоданная, названная, молочная, мачеха. | Работа в паре «Роль отца и матери в традиционной семье» | |
3. | Родители. | Семья-любовь, забота, согласие. | Семья. Родители. Почитание родителей. Послушание. | Работа в паре «Принципы жизни в семье» Ресурсный круг «Моя будущая семья» | |
4. | Отечество. | Как в образе отечества отражается живая связь времен? | Отечество. Образ Родины. Малая Родина. Родные просторы. Памятники. Связь времен. Щит и меч, воинские и духовные. | Мнемотехника «Отечество мое Святая Русь» | |
5. | Мир. | Какие три образа живут в слове «мир»? | Мир-Вселенная. Мир-сообщество. Мир-согласие. Община, артель, сотня, гильдия, цехи, собор, дружина, братия. | Работа в паре «Традиции жизнеустройства в мире-сообществе» | |
6. | Священные образы. Спаситель. | «Спасы» в народной культуре и традициях. Образ «Спаса» как знак любви Божией. «Спас» как надежда. | Спаситель. «Спас Нерукотворный». «Спас Вседержитель». «Спас в силах» | Работа в паре «Традиции образа Спасителя» | |
7. | Богородица. Ангел-хранитель. | Богородица-Заступница за весь мир, Утешительница, Охранительница от всех скорбей. Образ Ангела-хранителя. | Образы Богородицы: «Умиление», «Знамение», «Путеводительница». Ангел-хранитель. Именины. | Работа в паре «Богородица- Заступница, Утешительница, Охранительница» Ресурсный круг «Почему иконы так дороги русскому человеку?» | |
8. | Светлые образы. Свет и просветители Праведники и мудрецы. | Свет как знак истины, правды и добра. Свет знания и тьма невежества. Во имя чего люди тянутся к свету и обращаются к крестной силе? | Свет. Свеча. Лампада. Просветители. Праведная жизнь. Мудрецы. Бессеребренники. Исповедники. Преподобные. Святые. Истина. | Работа в паре «Пути праведности» | |
9. | Образы-знаки. | Дерево, птица, конь, на русских иконах и в народном творчестве. Почему среди любимых образов нашего народа много символов-знаков? | Символ. Конь. Дерево. Птица. Крест. Якорь. Купол. | Работа в паре «Символы храмостроительства» Ресурсный круг «Традиции образа» | |
Раздел 2. Традиции слова | |||||
10. | Священные слова. Заповеди и заветы. Молитва. | Что называют заповедями Божиими, а что заветами предков? Как заповеди и заветы живут в народных обычаях и порядках? Обычаи и традиции молитвы. | Заповеди Божии. Заветы предков. Молитва. Благодарение. | Работа в четверке «Заповеди и заветы» Ресурсный круг «В каких жизненных ситуациях человек обращается к Богу?» | |
11. | Сердечные слова. Родительское благословение. | Почему жить с родительским благословением спокойнее и надежнее? | Родительское благословение. Благое слово. Крестное знамение. Благословенные иконы. Духовные грамоты. | Работа в четверке «Родительское благословение» | |
12. | Родительское благословение. | Доброе дело начинается с благословения. | Родительское наставление. Родительская воля. Почитание родителей. Послушание. Уверенность. Успокоение. | Ресурсный круг «На какие дела необходимо родительское благословение?» | |
13. | Сердце сердцу весть подает. | Когда сердце сердце чует, и сердце сердцу весть подает? | Добрые слова, Слова поздравления и пожелания. Благодарные слова. Памятные слова. Слова любви. Слова совести. | Работа в четверке «Сердечные слова» | |
14. | Сердечные слова. | Доброе слово способно вершить великие дела. | Примирение. Утешение. Прощение. | Ресурсный круг «Может ли сердечное слово примирить людей?» | |
15. | Честные слова. | Почему говорят, что лучше споткнуться ногами, чем языком? | Договор. Уговор Присяга. Обет. Доверие. | Работа в четверке «Традиции честного слова» | |
16. | Правила честного слова. | Не всегда говори, что знаешь, но всегда знай, что говоришь. | Правдивое слово. Искренность. Вера. Совесть. | Ресурсный круг «Образ честного человека» | |
Раздел 3. Традиции дела | |||||
18. | Труд. Земледельцы. | Земледельцы кормят все Отечество. | Земледелие. Взаимопомощь. Опыт. Ответственность. Пахота. Сев. Сенокос. Жатва. Страда. | Работа в четверке «Законы земледелия» | |
19. | Ремесленники. | Традиции ремесла. Мастер - золотые руки. | Ремесленники. Мастер. Ученик. Подмастерье. Добросовестность. Репутация. Терпение. | Работа в четверке «Каково полотно – такова и строчка» Ресурсный круг «Люби дело – мастером будешь» | |
20. | Купцы и предприниматели. | Деловые люди сближают людей, города и земли, страны и народы. | Купец. Предприниматель. Деловые люди. Дальновидный ум. Ярмарка. Торжок. Честная торговля. Добрые дела. Доброе имя. | Работа в четверке «Дерево ценят по корням, а человека по делам» | |
21. | Служение. Воинство. | Почему воинское служение считается священной обязанностью? | Боевые традиции. Боевые знамена. Дисциплина. Неустрашимость. Мужество. Отвага. Отцы – командиры. Талант полководца. «храм – памятник» | Работа в четверке «Защита Отечества – священный долг» | |
22. | Священство. | Традиции духовного служения. Духовные войны. | Подвижник. Священник. Монахи. Монастырь. Владыка. Терпение. Любовь к ближним. | Ресурсный круг «Духовные войны Руси» | |
23. | Суд и управление. | Как соблюсти порядок и справедливость? Как соединить закон и правду? | Управление государственное и местное. Власть. Суд. Добросовестность. Рассудительность. Строгость. Любовь. Мудрость. | Работа в четверке «Мудрые правители земли русской» | |
24. | Творчество. Искусники. | Талант – способность к творчеству. Икона – окно в духовный мир. Картина – отображение земного мира. Талантливый человек – большой труженик. | Творчество. Талант. Иконописцы. Горний мир. Дольний мир. Художники. Живописцы. Художественный язык. Вышивальщицы. Золотошвейки. Терпение. | Ресурсный круг «В мастерской художника» Работа в четверке «Рождение иконы» | |
25. | Книжники. | Подлинное научное знание верно служит народу и Отечеству. | Наука. Знания о мире. Книжники. Достоверные знания. Дискуссия. Уважение к достижениям предшественников. | Работа в четверке «Испокон века книга растит человека» | |
26. | Обобщающее занятие. «Традиции праведного дела» | Жить, трудиться, служить и творить по правде, во имя ближнего и Отечества. | Праведное дело. Освящение труда. Опыт. Трудолюбие. Умение. Смекалка. Честность Благотворительность. | Работа в четверке «Праведное дело сродни подвигу» | |
Раздел 4. Традиции праздника | |||||
27. | Гулять всем миром. | Какие праздники связанны с земледельческим календарем? Когда и как отгащивали, собирались на братчину и шли крестным ходом? | Праздник. Земледельческий календарь. Общинные праздники. Братчины Заветные и обетные. Храмовый престольный праздник. | Работа в четверке «Древние праздники Руси» | |
28. | Гулять всем миром. | К празднику готовились всем миром. | Гулянье. Хоровод. Трапеза. Ярмарка. Молебен. Крестный ход. Гостевание. | Ресурсный круг «Почему праздники сближают людей?» | |
29. | Радоваться всей семьей. | Торжество семьи – семейный праздник. Верность семейным традициям. | Семья. Гостеприимство. Трапеза. | Ресурсный круг «Любимый семейный праздник» | |
30. | Радоваться всей семьей. | О чем напоминает крестильная рубашка и что означают слова: «Кашу на ложки, а имя на ножки»? | Крещение. Крестины. Именины. День ангела. Крестильная рубашка. Крестильный крест. Крестные родители. | Работа в четверке «Кума и кум наставляй на ум» | |
31. | Помнить всем Отечеством. | Единство русского духа. | Возложение венков. Минута молчания. Воинский парад. Долг памяти. Благодарность. | Мнемотехника «Праздник памяти и славы» | |
32. | Помнить всем Отечеством. | Праздники государственные и гражданские. | Торжественное богослужение. Народное гуляние. Ярмарка. Память. Уважение. | Ресурсный круг «День рождения города» | |
33. | Молиться всей церковью. | Обычаи православного праздника. | Крестный ход. Богослужение. Водосвятие. Моление. Ликование. Духовная радость. Вера. Надежда. Мудрость. | Работа в четверке «Православные праздники» | |
34. | Потрудиться душой. | Традиции праздника. Особый настрой. Заветное и заповедное слово праздников. | Единодушие. Гостеприимство. Любовь. Уважение. Почитание. Забота. | Работа в четверке «Традиции праздника» Ресурсный круг «Жизнь без праздника, что еда без хлеба» | |
Традиции Отечества. | Почему истоки помогают лучше видеть, слышать, чувствовать и понимать окружающий мир? | Истоки. Традиции. Отечество. Память. | Ресурсный круг «Традиции моего Отечества» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое поурочное планирование по английскому языку 3 класс Тер-Минасова С.Г.,Узунова Л.М., Сухина Е.И.
Предлагаю календарно-тематическое планирование по новым требованиям ФГОС....
Календарно-тематическое поурочное планирование по английскому языку 3 класс Тер-Минасова С.Г.,Узунова Л.М., Сухина Е.И.
Предлагаю календарно-тематическое планирование по новым требованиям ФГОС....
Календарно-тематический план по внеурочной деятельности "Мы - Россияне", 3 класс
Цели:- образование, развитие и воспитание личности обучающегося, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и челов...
Календарно-тематический план по внеурочной деятельности "Творческая мастерская", 3 класс
Рабочая программа базового уровня по внеурочной деятельности «Творческая мастерская» (художественно – эстетическое направление) для обучающихся 3 класса 2015-2016 учебного ...
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-3” (серия УМК 2-11) Авторы: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, И.П. Костина, Е.В. Кузнецова
Каленарно тематическое планирование разработано на основе Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения (ФГОС-2) и Примерной программы начального общего образования ...
Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материала по основам православной культуры для IV «Г» класса на 2018-2019 учебный год.
Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материалапо основам православной культуры для IV «Г» класса на 2018-2019 учебный год....
Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материала по литературному чтению для 3 «Б» класса на 2018-2019 учебный год
Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материалапо литературному чтению для 3 «Б» класса на 2018-2019 учебный год...