Адаптированная рабочая программа по русскому языку РАС 4 класс
рабочая программа (4 класс)

Адаптированная рабочая программа по русскому языку для обучающихся с РАС (4 класс) составлена в соответствии с требованиями ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл arp_rus_yaz.docx44.44 КБ

Предварительный просмотр:

     АДАПТИРОВАННАЯ  РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

РУССКИЙ ЯЗЫК

начальное  общее образование  4 класс

Программа разработана с использованием материалов Федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с ВОЗ, Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с расстройством аутистического спектра (вариант 8.2), на основе «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (0-4 классы)» Москва, «Просвещение», 2011 г. под редакцией И.М. Бгажноковой, утвержденной Министерством образования и науки РФ.

Раздел 1 «Пояснительная записка»

Цели:

  • формирование и совершенствование знаний, умений, навыков,
  • владение языком в разных сферах речевого общения.

Задачи:

  • Обучать навыкам грамотного письма и культуры речи.
  • Заложить основы для овладения устной и письменной речи.
  • Формировать основные орфографические и пунктуационные навыки.
  • Развивать познавательную деятельность школьников, способствовать коррекции мышления, их умственному и речевому развитию.
  • Научить последовательно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме.
  • Повысить уровень общего развития обучающихся.
  • Формировать нравственные качества.  
  •   Воспитывать любовь к родному языку и его изучению, эстетическое отношение к языку и речи.

Русский язык как учебный предмет является одним из основных предметов в специальных (коррекционных) школах, так как от его усвоения во многом зависит успешность всего школьного обучения. Практическая и коррекционная направленность обучения языку обуславливает его специфику. Все знания учащихся являются практически значимыми для их социальной адаптации и реабилитации. Необходимость коррекции познавательной и речевой деятельности детей с недостатками интеллекта обусловлена трудностями овладения ими русской фонетикой, графикой и орфографией, своеобразием их общего и речевого развития, имеющихся психофизических функций. Обучение русскому языку носит элементарно-практический характер.

Наряду с этими задачами в процессе обучения чтению ведется работа по уточнению и развитию слухового восприятия ученика, развитие речевого слуха, формирование фонематического восприятия

Раздел 2 «Планируемые результаты освоения учебного предмета «Русский язык»

Личностные результаты освоения АООП НОО обучающихся с РАС включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки, необходимые для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с РАС в культуру, овладение ими социокультурным опытом. Достижение личностных результатов обеспечивается содержанием отдельных учебных предметов и внеурочной деятельности; овладением доступными видами деятельности; опытом социального взаимодействия.

1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;

2) воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

3) сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;

6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;

7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;

9) сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

10) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;

11) развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;

12) сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;    

13) проявление готовности к самостоятельной жизни.

Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием каждой предметной области и характеризуют их достижения в усвоении знаний и умений, возможности их применения в практической деятельности и жизни, опыт специфической для предметной области деятельности по получению нового знания. Предметные результаты, достигнутые обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс и рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.

  • формирование интереса к изучению русского языка;
  • коммуникативно-речевые умения, необходимые для обеспечения коммуникации в различных ситуациях общения;
  • овладение основами грамотного письма;
  • использование знаний в области русского языка и сформированных грамматико-орфографических умений для решения практических задач. 

Минимальный уровень:

- различение гласных и согласных звуков и букв; ударных и безударных согласных звуков; оппозиционных согласных по звонкости-глухости, твердости-мягкости;

- деление слов на слоги для переноса;

- списывание по слогам и целыми словами с рукописного и печатного текста с орфографическим проговариванием;

- запись под диктовку слов и коротких предложений (2-4 слова) с изученными орфограммами;

- обозначение мягкости и твердости согласных звуков на письме гласными буквами и буквой Ь (после предварительной отработки); дифференциация и подбор слов, обозначающих предметы, действия, признаки;

- составление предложений, восстановление в них нарушенного порядка слов с ориентацией на серию сюжетных картинок; выделение из текста предложений на заданную тему; участие в обсуждении темы текста и выбора заголовка к нему.

Достаточный уровень:

- различение звуков и букв;

- характеристика гласных и согласных звуков с опорой на образец и опорную схему;

- списывание рукописного и печатного текста целыми словами с орфографическим проговариванием;

- запись под диктовку текста, включающего слова с изученными орфограммами (30-35 слов);

- дифференциация и подбор слов различных категорий по вопросу и грамматическому значению (название предметов, действий и признаков предметов);

- составление и распространение предложений, установление связи между словами с помощью учителя, постановка знаков препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знак);

- деление текста на предложения;

- выделение темы текста (о чём идет речь), выбор одного заголовка из нескольких, подходящего по смыслу;

- самостоятельная запись 3-4 предложений из составленного текста после его анализа.

Раздел 3 «Содержание учебного предмета «Русский язык»

Раздел, тема

Основное содержание по темам

Перечень и количество контрольных лабораторных и практических работ, экскурсий, проектов

резерв

Повторение.10 ч.

Практическое построение простого предложения. Составление предложений с употреблением слов в косвенных падежах по вопросам, из слов, данных в начальной форме; заканчивание предложений; восстановление нарушенного порядка слов в предложении.

К/Р

П/Р

Фонетика

Гласные и согласные. Согласные твердые и мягкие. Согласные глухие и звонкие в конце и середине слов. Проверка написания путем изменения формы слова и подбора (по образцу) родственных слов. Ударение. Различение ударных и безударных гласных. Правописание безударных гласных путем изменения формы слова (водá — вóды) или подбора по образцу родственных слов (водá — вóдный)

К/Р

П/Р

Графика

Обозначение мягкости согласных на письме буквами ь, е, ё, и, ю, я. Разделительный ь. Слог. Перенос слов. Алфавит

Слово.43ч.

Различение основных категорий слов (названия предметов, действий, качеств) в тексте по вопросам, правильное употребление их в связи друг с другом.

Слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Имена собственные. 

Большая буква в названиях географических объектов.  

«Слова-друзья». «Слова-враги».

Предлог. 

Предлоги до, без, под, над, около, перед. Раздельное написание предлогов с другими славами. Составление предложений с предлогами.

Правописание.

Проверка написания безударных гласных путем изменения формы слова.

Родственные слова. 

Подбор гнёзд родственных слов. Общая часть родственных слов. Проверяемые безударные гласные в корне слова, подбор проверочных слов. Слова с непроверяемыми орфограммами в корне.

К/Р

П/Р

Предложение.14ч.

Главные и второстепенные члены предложений: подлежащее, сказуемое. Второстепенные члены предложения (без деления на виды).

Повествовательные, вопросительные и восклицательные предложения.  Распространение предложений с опорой на предметную картинку или вопросы. Установление связи между словами в предложениях по вопросам.

Работа с деформированными предложениями. Работа с диалогами.

К/Р

П/Р

Развитие речи

Выбор заголовка из нескольких предложенных. Восстановление несложного деформированного текста по вопросам.

Коллективное составление коротких рассказов

после предварительного разбора. Коллективное составление небольших по объему изложений и сочинений (3-4 предложения) по плану, опорным словам и иллюстрации. Описание несложных знакомых предметов и картин по коллективно составленному плану в виде вопросов

К/Р

П/Р

Приложение № 1

«Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса»

  1. Перечень используемых учебников и учебных пособий для ученика и учителя

Название пособия

Автор пособия

Издательство

Год издания

Для учащихся

«Русский язык» Учебник для 3 класса специальных (коррекционных) учреждений VIII вида

Э.В.Якубовская, Я.В. Коршунова

  1. М.: Просвещение СПб,

2019

Рабочая тетрадь «Русский язык» для 3 класса специальных (коррекционных) учреждений VIII вида. Часть 1,2.

Э.В.Якубовская, Я.В. Коршунова

  1. М.: Просвещение СПб,

2019

Для учителя

Русский язык. Методические рекомендации по обучению русскому языку  учащихся 3 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида

Э.В.Якубовская, Я.В. Коршунова

  1. М.: Просвещение СПб,

2017

Аксёнова А.К., Комарова С.В., Якубовская Э.В. . Программа по русскому языку для 0-4 кл. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 0-4 кл./ под ред. И.М. Бгажноковой – СПб: Просвещение, 2011г.

  1. Печатные пособия
  • наборы картинной азбуки;
  • наборы предметных картинок;
  • образцы начертания рукописных букв;
  • дидактический раздаточный материал (карточки с заданиями);
  • наборы муляжей (фрукты, овощи, ягоды и т.д.);
  • классная доска с набором креплений для картинок, постеров, таблиц.

  1. Технические средства обучения (средства ИКТ)

1

Компьютер

2

Принтер

3

Мультимедийный проектор

4

экран

Приложение № 2

Критерии оценивания

Оценка устных ответов

Достаточный уровень

5 баллов: обнаруживает понимание материала, может с помощью учителя или самостоятельно обосновать, сформулировать ответ, привести необходимые примеры; допускает единичные ошибки, которые сам исправляет.

4 балла: ученик допускает неточности в знании материала,  допускает некоторые ошибки в речи, исправляет их с помощью учителя.

Средний уровень

3 балла: ученик обнаруживает знание и понимание основных положений темы, но излагает материал недостаточно полно и последовательно, допускает ряд ошибок в речи, нуждается в постоянной помощи.

Минимальный уровень

2 балла: ученик обнаруживает незнание большой или наиболее существенной части изучаемого материала, допускает грубые ошибки в формулировке ответов, искажающие смысл; слабо использует помощь учителя.

1 балл: знания очень малы, фрагментарны; допускает грубые ошибки при ответах, формулирует ответы только с помощью учителя, помощь использует слабо.

0 баллов: полное непонимание программного материала, неадекватные ответы на поставленный вопрос, помощь не принимает.

Оценка письменных ответов

Достаточный уровень

5 баллов: работа без ошибок.

4 балла: работа с 1-3 ошибками

Средний уровень

3 балла: работа с 4-5 ошибками

Минимальный уровень

2 балла: работа с 6-8 ошибками

1 балл: допустил более 8 ошибок

0 баллов: не справляется даже с облегчённым вариантом, неосознанно «срисовывает» буквы

Устный опрос обучающихся

Оценка «5» ставится ученику, если он обнаруживает понимание материала, может с помощью учителя обосновать, самостоятельно сформулировать ответ, привести необходимые примеры; допускает единичные ошибки, которые сам исправляет.

Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, в целом соответствующий требованиям оценки «5», но допускает неточности в подтверждении правил примерами и исправляет правил примерами и исправляет с помощью учителя; делает некоторые ошибки в речи; при работе с текстом или разборе предложения допускает одну- две ошибки, которые исправляет при помощи учителя.

Оценка «3»ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы , но излагает материал недостаточно полно и последовательно; допускает ряд ошибок в речи; затрудняется самостоятельно подтвердить правило примерами и делает это с помощью учителя; нуждается в постоянной помощи учителя.

Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей или наиболее существенной части изученного материала; допускает ошибки в формулировке правил, искажающие их смысл; в работе с текстом делает грубые ошибки, не использует помощь учителя.

Оценка письменных работ.

Оценка «5» ставится за работу без ошибок.

Оценка «4» ставится за работу с одной - тремя ошибками.

Оценка «3» ставится за работу с четырьмя - пятью ошибками.

Оценка «2» ставится за работу, в которой допущено шесть   семь

ошибок.

При оценке грамматического разбора следует руководствоваться следующими нормами.

Оценка «5» ставится, если ученик обнаруживает осознанное усвоение грамматических понятий, правил в процессе грамматического разбора, работу выполняет без ошибок или допускает исправления.

Оценка «4» ставится, если ученик в основном обнаруживает недостаточное понимание изученного материала, умеет применить свои знания, хотя и допускает 2-3 ошибки.

Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает недостаточное понимание изученного материала, затрудняется в применении своих знаний, допускает 4-5 ошибок и не справляется с одним из заданий.

Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает плохое знание учебного материала. Не справляется с большинством грамматических заданий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

адаптированная рабочая программа по русскому языку 7 класс

адаптированная  рабочая  программа  по  русскому  языку  7  класс  (8  вид,  коррекционный)...

Адаптированная рабочая программа по русскому языку 1 класс для детей с РАС вариант 8.2

Рабочая программа по русскому языку разработана для ........... (ребёнка с расстройством аутистического спектра), на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начально...

Адаптированная рабочая программа по русскому языку. 4 класс. УМК "Школа России"

Данная рабочая программа разработана для обучаемых с задержкой психического развития ( В. 7.1, В.7,2)...

Адаптированная рабочая программа по русскому языку, 2 класс, 8 вида

Адаптированная рабочая программа по русскому языку, 2 класс, 8 вида...

адаптированная рабочая программа по русскому языку 3 класс Школа России для детей с овз

адаптированная рабочая программа для детей с овз 3 класс Школа Росии + КТП...

Адаптированная рабочая программа по русскому языку 3 класс для учащихся ОВЗ

Адаптированная основная общеобразовательная программа  к учебнику Аксеновой А.К., программа предназначена для обучающихся с интеллектуальными нарушениями и обеспечивает реализацию требований в пр...