Адаптированная рабочая программа по русскому языку РАС 4 класс
рабочая программа (4 класс)
Адаптированная рабочая программа по русскому языку для обучающихся с РАС (4 класс) составлена в соответствии с требованиями ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
arp_rus_yaz.docx | 44.44 КБ |
Предварительный просмотр:
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
РУССКИЙ ЯЗЫК
начальное общее образование 4 класс
Программа разработана с использованием материалов Федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с ВОЗ, Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с расстройством аутистического спектра (вариант 8.2), на основе «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (0-4 классы)» Москва, «Просвещение», 2011 г. под редакцией И.М. Бгажноковой, утвержденной Министерством образования и науки РФ.
Раздел 1 «Пояснительная записка»
Цели:
- формирование и совершенствование знаний, умений, навыков,
- владение языком в разных сферах речевого общения.
Задачи:
- Обучать навыкам грамотного письма и культуры речи.
- Заложить основы для овладения устной и письменной речи.
- Формировать основные орфографические и пунктуационные навыки.
- Развивать познавательную деятельность школьников, способствовать коррекции мышления, их умственному и речевому развитию.
- Научить последовательно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме.
- Повысить уровень общего развития обучающихся.
- Формировать нравственные качества.
- Воспитывать любовь к родному языку и его изучению, эстетическое отношение к языку и речи.
Русский язык как учебный предмет является одним из основных предметов в специальных (коррекционных) школах, так как от его усвоения во многом зависит успешность всего школьного обучения. Практическая и коррекционная направленность обучения языку обуславливает его специфику. Все знания учащихся являются практически значимыми для их социальной адаптации и реабилитации. Необходимость коррекции познавательной и речевой деятельности детей с недостатками интеллекта обусловлена трудностями овладения ими русской фонетикой, графикой и орфографией, своеобразием их общего и речевого развития, имеющихся психофизических функций. Обучение русскому языку носит элементарно-практический характер.
Наряду с этими задачами в процессе обучения чтению ведется работа по уточнению и развитию слухового восприятия ученика, развитие речевого слуха, формирование фонематического восприятия
Раздел 2 «Планируемые результаты освоения учебного предмета «Русский язык»
Личностные результаты освоения АООП НОО обучающихся с РАС включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки, необходимые для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с РАС в культуру, овладение ими социокультурным опытом. Достижение личностных результатов обеспечивается содержанием отдельных учебных предметов и внеурочной деятельности; овладением доступными видами деятельности; опытом социального взаимодействия.
1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
2) воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
3) сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;
9) сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
10) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
11) развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;
12) сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
13) проявление готовности к самостоятельной жизни.
Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием каждой предметной области и характеризуют их достижения в усвоении знаний и умений, возможности их применения в практической деятельности и жизни, опыт специфической для предметной области деятельности по получению нового знания. Предметные результаты, достигнутые обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс и рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.
- формирование интереса к изучению русского языка;
- коммуникативно-речевые умения, необходимые для обеспечения коммуникации в различных ситуациях общения;
- овладение основами грамотного письма;
- использование знаний в области русского языка и сформированных грамматико-орфографических умений для решения практических задач.
Минимальный уровень:
- различение гласных и согласных звуков и букв; ударных и безударных согласных звуков; оппозиционных согласных по звонкости-глухости, твердости-мягкости;
- деление слов на слоги для переноса;
- списывание по слогам и целыми словами с рукописного и печатного текста с орфографическим проговариванием;
- запись под диктовку слов и коротких предложений (2-4 слова) с изученными орфограммами;
- обозначение мягкости и твердости согласных звуков на письме гласными буквами и буквой Ь (после предварительной отработки); дифференциация и подбор слов, обозначающих предметы, действия, признаки;
- составление предложений, восстановление в них нарушенного порядка слов с ориентацией на серию сюжетных картинок; выделение из текста предложений на заданную тему; участие в обсуждении темы текста и выбора заголовка к нему.
Достаточный уровень:
- различение звуков и букв;
- характеристика гласных и согласных звуков с опорой на образец и опорную схему;
- списывание рукописного и печатного текста целыми словами с орфографическим проговариванием;
- запись под диктовку текста, включающего слова с изученными орфограммами (30-35 слов);
- дифференциация и подбор слов различных категорий по вопросу и грамматическому значению (название предметов, действий и признаков предметов);
- составление и распространение предложений, установление связи между словами с помощью учителя, постановка знаков препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знак);
- деление текста на предложения;
- выделение темы текста (о чём идет речь), выбор одного заголовка из нескольких, подходящего по смыслу;
- самостоятельная запись 3-4 предложений из составленного текста после его анализа.
Раздел 3 «Содержание учебного предмета «Русский язык»
Раздел, тема | Основное содержание по темам | Перечень и количество контрольных лабораторных и практических работ, экскурсий, проектов | резерв |
Повторение.10 ч. | Практическое построение простого предложения. Составление предложений с употреблением слов в косвенных падежах по вопросам, из слов, данных в начальной форме; заканчивание предложений; восстановление нарушенного порядка слов в предложении. | К/Р П/Р | |
Фонетика | Гласные и согласные. Согласные твердые и мягкие. Согласные глухие и звонкие в конце и середине слов. Проверка написания путем изменения формы слова и подбора (по образцу) родственных слов. Ударение. Различение ударных и безударных гласных. Правописание безударных гласных путем изменения формы слова (водá — вóды) или подбора по образцу родственных слов (водá — вóдный) | К/Р П/Р | |
Графика | Обозначение мягкости согласных на письме буквами ь, е, ё, и, ю, я. Разделительный ь. Слог. Перенос слов. Алфавит | ||
Слово.43ч. | Различение основных категорий слов (названия предметов, действий, качеств) в тексте по вопросам, правильное употребление их в связи друг с другом. Слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Имена собственные. Большая буква в названиях географических объектов. «Слова-друзья». «Слова-враги». Предлог. Предлоги до, без, под, над, около, перед. Раздельное написание предлогов с другими славами. Составление предложений с предлогами. Правописание. Проверка написания безударных гласных путем изменения формы слова. Родственные слова. Подбор гнёзд родственных слов. Общая часть родственных слов. Проверяемые безударные гласные в корне слова, подбор проверочных слов. Слова с непроверяемыми орфограммами в корне. | К/Р П/Р | |
Предложение.14ч. | Главные и второстепенные члены предложений: подлежащее, сказуемое. Второстепенные члены предложения (без деления на виды). Повествовательные, вопросительные и восклицательные предложения. Распространение предложений с опорой на предметную картинку или вопросы. Установление связи между словами в предложениях по вопросам. Работа с деформированными предложениями. Работа с диалогами. | К/Р П/Р | |
Развитие речи | Выбор заголовка из нескольких предложенных. Восстановление несложного деформированного текста по вопросам. Коллективное составление коротких рассказов после предварительного разбора. Коллективное составление небольших по объему изложений и сочинений (3-4 предложения) по плану, опорным словам и иллюстрации. Описание несложных знакомых предметов и картин по коллективно составленному плану в виде вопросов | К/Р П/Р |
Приложение № 1
«Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса»
- Перечень используемых учебников и учебных пособий для ученика и учителя
№ | Название пособия | Автор пособия | Издательство | Год издания |
Для учащихся | ||||
«Русский язык» Учебник для 3 класса специальных (коррекционных) учреждений VIII вида | Э.В.Якубовская, Я.В. Коршунова |
| 2019 | |
Рабочая тетрадь «Русский язык» для 3 класса специальных (коррекционных) учреждений VIII вида. Часть 1,2. | Э.В.Якубовская, Я.В. Коршунова |
| 2019 | |
Для учителя | ||||
Русский язык. Методические рекомендации по обучению русскому языку учащихся 3 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида | Э.В.Якубовская, Я.В. Коршунова |
| 2017 | |
Аксёнова А.К., Комарова С.В., Якубовская Э.В. . Программа по русскому языку для 0-4 кл. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 0-4 кл./ под ред. И.М. Бгажноковой – СПб: Просвещение, 2011г. |
- Печатные пособия
- наборы картинной азбуки;
- наборы предметных картинок;
- образцы начертания рукописных букв;
- дидактический раздаточный материал (карточки с заданиями);
- наборы муляжей (фрукты, овощи, ягоды и т.д.);
- классная доска с набором креплений для картинок, постеров, таблиц.
- Технические средства обучения (средства ИКТ)
1 | Компьютер |
2 | Принтер |
3 | Мультимедийный проектор |
4 | экран |
Приложение № 2
Критерии оценивания
Оценка устных ответов
Достаточный уровень | 5 баллов: обнаруживает понимание материала, может с помощью учителя или самостоятельно обосновать, сформулировать ответ, привести необходимые примеры; допускает единичные ошибки, которые сам исправляет. 4 балла: ученик допускает неточности в знании материала, допускает некоторые ошибки в речи, исправляет их с помощью учителя. |
Средний уровень | 3 балла: ученик обнаруживает знание и понимание основных положений темы, но излагает материал недостаточно полно и последовательно, допускает ряд ошибок в речи, нуждается в постоянной помощи. |
Минимальный уровень | 2 балла: ученик обнаруживает незнание большой или наиболее существенной части изучаемого материала, допускает грубые ошибки в формулировке ответов, искажающие смысл; слабо использует помощь учителя. 1 балл: знания очень малы, фрагментарны; допускает грубые ошибки при ответах, формулирует ответы только с помощью учителя, помощь использует слабо. 0 баллов: полное непонимание программного материала, неадекватные ответы на поставленный вопрос, помощь не принимает. |
Оценка письменных ответов
Достаточный уровень | 5 баллов: работа без ошибок. 4 балла: работа с 1-3 ошибками |
Средний уровень | 3 балла: работа с 4-5 ошибками |
Минимальный уровень | 2 балла: работа с 6-8 ошибками 1 балл: допустил более 8 ошибок 0 баллов: не справляется даже с облегчённым вариантом, неосознанно «срисовывает» буквы |
Устный опрос обучающихся
Оценка «5» ставится ученику, если он обнаруживает понимание материала, может с помощью учителя обосновать, самостоятельно сформулировать ответ, привести необходимые примеры; допускает единичные ошибки, которые сам исправляет.
Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, в целом соответствующий требованиям оценки «5», но допускает неточности в подтверждении правил примерами и исправляет правил примерами и исправляет с помощью учителя; делает некоторые ошибки в речи; при работе с текстом или разборе предложения допускает одну- две ошибки, которые исправляет при помощи учителя.
Оценка «3»ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы , но излагает материал недостаточно полно и последовательно; допускает ряд ошибок в речи; затрудняется самостоятельно подтвердить правило примерами и делает это с помощью учителя; нуждается в постоянной помощи учителя.
Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей или наиболее существенной части изученного материала; допускает ошибки в формулировке правил, искажающие их смысл; в работе с текстом делает грубые ошибки, не использует помощь учителя.
Оценка письменных работ.
Оценка «5» ставится за работу без ошибок.
Оценка «4» ставится за работу с одной - тремя ошибками.
Оценка «3» ставится за работу с четырьмя - пятью ошибками.
Оценка «2» ставится за работу, в которой допущено шесть семь
ошибок.
При оценке грамматического разбора следует руководствоваться следующими нормами.
Оценка «5» ставится, если ученик обнаруживает осознанное усвоение грамматических понятий, правил в процессе грамматического разбора, работу выполняет без ошибок или допускает исправления.
Оценка «4» ставится, если ученик в основном обнаруживает недостаточное понимание изученного материала, умеет применить свои знания, хотя и допускает 2-3 ошибки.
Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает недостаточное понимание изученного материала, затрудняется в применении своих знаний, допускает 4-5 ошибок и не справляется с одним из заданий.
Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает плохое знание учебного материала. Не справляется с большинством грамматических заданий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
адаптированная рабочая программа по русскому языку 7 класс
адаптированная рабочая программа по русскому языку 7 класс (8 вид, коррекционный)...
Адаптированная рабочая программа по русскому языку 1 класс для детей с РАС вариант 8.2
Рабочая программа по русскому языку разработана для ........... (ребёнка с расстройством аутистического спектра), на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начально...
Адаптированная рабочая программа по русскому языку. 4 класс. УМК "Школа России"
Данная рабочая программа разработана для обучаемых с задержкой психического развития ( В. 7.1, В.7,2)...
Адаптированная рабочая программа по русскому языку, 2 класс, 8 вида
Адаптированная рабочая программа по русскому языку, 2 класс, 8 вида...
Адаптированная рабочая программа по русскому языку 2 Класс
Рабочая программа...
адаптированная рабочая программа по русскому языку 3 класс Школа России для детей с овз
адаптированная рабочая программа для детей с овз 3 класс Школа Росии + КТП...
Адаптированная рабочая программа по русскому языку 3 класс для учащихся ОВЗ
Адаптированная основная общеобразовательная программа к учебнику Аксеновой А.К., программа предназначена для обучающихся с интеллектуальными нарушениями и обеспечивает реализацию требований в пр...