Адаптированная рабочая программа по чтению РАС 4 класс
рабочая программа (4 класс)
Адаптированная рабочая программа по чтению РАС 4 класс составлена в соответствии с требованиями ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
arp_chtenie.docx | 44.1 КБ |
Предварительный просмотр:
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ
Программа разработана с использованием материалов Федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с ОВЗ, на основе Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с расстройством аутистического спектра (вариант 8.2), на основе «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (0-4 классы)» Москва, «Просвещение», 2011 г. под редакцией И.М. Бгажноковой, утвержденной Министерством образования и науки РФ.
Раздел 1. «Пояснительная записка»
Цели:
- научить детей читать доступный их пониманию текста вслух и про себя, осмысленно воспринимать его содержание,
- уметь делиться впечатлением о прочитанном,
- пересказывать текст.
Задачи:
- воспитание у детей интереса к уроку чтения и к чтению как процессу;
- формирование у обучающихся техники чтения: правильного (без искажения звукового состава слов и с правильным ударением) и выразительного чтения, обеспечение степенного перехода от слогового чтения к чтению целым словом формирование у детей навыков сознательного чтения: читать доступный пониманию текст вслух, шёпотом, а затем и про себя, осмысленно воспринимать содержание прочитанного, сопереживать героям произведения, давать оценку их ступкам во время коллективного анализа;
- развитие у обучающихся умения общаться на уроке чтения: отвечать на вопросы учителя, спрашивать одноклассников о непонятных словах, делиться впечатлениями о прочитанном, дополнять пересказы текста, рисовать к тексту словесные картинки, коллективно обсуждать предлагаемый ответ.
- учить самостоятельно работать с книгой.
Наряду с этими задачами в процессе обучения чтению ведется работа уточнению и развитию слухового восприятия ученика, развитие речевого слуха, формирование фонематического восприятия.
Для чтения добраны произведения народного творчества, классиков русской литературы, зарубежной литературы, доступные понимаю статьи из газет и журналов. В процессе обучения чтению у обучающихся следовательно формируется умение с мощью учителя разбираться в содержании прочитанного.
Тематика произведений для чтения добрана с учетом максимального развития познавательных интересов детей, расширения их кругозора, воспитания нравственных качеств. постоянное внимание следует уделять формированию навыка правильного чтения, которым дети с нарушением интеллекта в силу особенностей психического развития овладевают с большим трудом, что затрудняет понимание прочитанного.
Беглое чтение, т.е. плавное, в темпе разговорной речи, чтение вслух формируется степенно.
Усвоение содержания читаемого осуществляется в процессе анализа произведений. При этом очень важна система работы установлению причинно-следственных связей и закономерностей, т.к. этот вид деятельности имеет огромное коррекционное значение.
Большое внимание на уроках чтения уделяется развитию связной устной речи. Обучающиеся овладевают правильным, полным и последовательным пересказом в процессе систематической работы, направленной на понимание содержания произведений, обогащение и уточнение словарного запаса, обучение правильному строению предложений и в процессе упражнений в воспроизведении прочитанного. С этой целью в зависимости от сложности текста используются вопросы, готовый или коллективно составленный план, картинный план.
Внеклассное чтение ставит задачу начала формирования читательской самостоятельности у обучающихся, развития у них интереса к чтению, знакомства с лучшими, доступными их пониманию произведениями детской литературы, формирования навыков самостоятельного чтения книг, читательской культуры, посещения библиотеки, умения выбирать книгу интересу.
Раздел 2 «Планируемые результаты освоения учебного предмета «Литературное чтение»
Личностные результаты освоения АООП НОО обучающихся с РАС включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки, необходимые для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с РАС в культуру, овладение ими социокультурным опытом. Достижение личностных результатов обеспечивается содержанием отдельных учебных предметов и внеурочной деятельности; овладением доступными видами деятельности; опытом социального взаимодействия.
Предметные результаты
Минимальный уровень:
- осознанное и правильное чтение текст вслух слогам и целыми словами;
- пересказ содержания прочитанного текста вопросам;
- участие в коллективной работе оценке поступков героев и событий;
- выразительное чтение наизусть стихотворений.
Достаточный уровень:
- чтение текста после предварительного анализа вслух целыми словами (сложные семантике и структуре слова ― слогам) с соблюдением пауз, с соответствующим тоном голоса и темпом речи;
- ответы на вопросы учителя прочитанному тексту;
- определение основной мысли текста после предварительного его анализа;
- чтение текста молча с выполнением заданий учителя;
- определение главных действующих лиц произведения; элементарная оценка их ступков;
- чтение диалогов ролям с использованием некоторых средств устной выразительности (сле предварительного разбора);
- пересказ текста частям с опорой на вопросы учителя, картинный план или иллюстрацию;
- выразительное чтение наизусть 7-8 стихотворений.
Личностные результаты
1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
2) воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
3) сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в вседневной жизни;
6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;
9) сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
10) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
11) развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;
12) сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
13) проявление готовности к самостоятельной жизни.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «Литературное чтение»
Ценность добра – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с мощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, ступай так, как ты хотел бы, чтобы ступали с тобой).
⋅ Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
⋅ Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
⋅ Ценность красоты и гармонии – осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей.
⋅ Ценность истины – осознание ценности научного знания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого знания как ценности.
⋅ Ценность семьи. понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.
⋅ Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству.
⋅ Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
⋅ Ценность человечества – осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков
Приложение 1.
«Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса»
№ | Название пособия | Автор пособия | Издательство | Год издания |
Для учащихся | ||||
«Чтение», 4 класс | С.И. Ильина |
| 2020 | |
| 2020 | |||
Для учителя | ||||
«Чтение», 2-4 классы Методические рекомендации обучению чтению учащихся 2-4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида | Аксёнова А.К., Комарова С.В., Шишкова М.И |
| 2017 | |
- Перечень используемых учебников и учебных пособий для ученика и учителя
- печатные пособия
- наборы картинной азбуки;
- наборы предметных картинок;
- образцы начертания рукописных букв;
- дидактический раздаточный материал (карточки с заданиями);
- наборы муляжей (фрукты, овощи, ягоды и т.д.);
- классная доска с набором креплений для картинок, стеров, таблиц.
- Технические средства обучения (средства ИКТ)
1 | Компьютер |
2 | Принтер |
3 | Мультимедийный проектор |
4 | экран |
Приложение 2.
Критерии оценивания
Система оценки достижения обучающимися с расстройствами аутистического спектра планируемых результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования
В соответствии с требования ФГОС НОО обучающихся с РАС оценке длежат личностные, метапредметные и предметные результаты.
Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся в различных средах. Оценка личностных результатов предлагает, прежде всего, оценку продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными) компетенциями, которые, в конечном итоге, составляют основу этих результатов. Результаты анализа должны быть представлены в условных единицах:
0 баллов – нет продвижения;
1 балл – минимальное продвижение;
2 балла – среднее продвижение;
3 балла – значительное продвижение.
добная оценка необходима для выработки ориентиров в описании динамики развития социальной (жизненной) компетенции ребенка. Результаты оценки личностных достижений заносятся в индивидуальную карту развития обучающегося, что зволяет не только представить лную картину динамики целостного развития ребенка, но и отследить наличие или отсутствие изменений отдельным жизненным компетенциям.
Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися универсальные учебные действия (знавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями (составляющими основу умения учиться) и межпредметными знаниями, а также ссобность решать учебные и жизненные задачи и готовность к овладению в дальнейшем АООП основного общего образования. Оценка метапредметных результатов предлагает оценку продвижения обучающегося с РАС в овладении регулятивными, коммуникативными и знавательными универсальными учебными действиями, т.е. таких умственных действий обучающихся, которые направлены на управление своей знавательной деятельностью. Основное содержание оценки метапредметных результатов на ступени начального общего образования строится вокруг умения учиться, т.е. той совокупности ссобов действий, которая, собственно, и обеспечивает ссобность обучающихся с РАС к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Уровень сформированности универсальных учебных действий, представляющих содержание и объект оценки метапредметных результатов, может быть качественно оценѐн и измерен в следующих основных формах: - достижение метапредметных результатов может выступать как результат вылнения специально сконструированных диагностических задач, направленных на оценку уровня сформированности конкретного вида универсальных учебных действий; - достижение метапредметных результатов может рассматриваться как инструментальная основа (или как средство решения) и как условие успешности вылнения учебных и учебнопрактических задач средствами учебных предметов; - достижение метапредметных результатов может проявиться в успешности вылнения комплексных заданий на межпредметной основе.
Предметные результаты включают освоенные обучающимися с РАС знания и умения, специфичные для каждой образовательной области, готовность их применения. Оценку этой группы результатов целесообразно начинать со второго лугодия 2-го класса, т. е. в тот период, когда у обучающихся уже будут сформированы некоторые начальные навыки чтения, письма и счета. Кроме того, сама учебная деятельность будет привычной для обучающихся, и они смогут ее организовывать д руководством учителя.
Во время обучения в 1 классах, а также в течение первого лугодия второго класса целесообразно всячески ощрять и стимулировать работу обучающихся, исльзуя только качественную оценку. При этом не является принципиально важным, насколько обучающийся с РАС продвигается в освоении того или иного учебного предмета. На этом этапе обучения центральным результатом является явление значимых предсылок учебной деятельности, одной из которых является ссобность ее осуществления не только д прямым и несредственным руководством и контролем учителя, но и с определенной долей самостоятельности во взаимодействии с учителем и одноклассниками.
В процессе оценки достижения планируемых личностных, метапредметных и предметных результатов должны исльзоваться разнообразные методы и формы, взаимно долняющие друг друга (стандартизированные письменные и устные работы, проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения и др.).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированная рабочая программа по чтению. 1 класс с РАС
Данная работа будет интересна для учителей коррекционных школ....
адаптированная рабочая программа по чтению 7 класс
адаптированная рабочая программа по чтению 7 класс (8 вид, коррекционный)...
Адаптированная рабочая программа по чтению, 2 класс, 8 вида
Адаптированная рабочая программа по чтению, 2 класс, 8 вида...
Адаптированная рабочая программа по чтению 2 Класс
Рабочая программа...
Адаптированная рабочая программа по чтению 3 Класс
Рабочая программа ,КТП...
Адаптированная рабочая программа по чтению 4 Класс
Рабочая программа...
Адаптированная рабочая программа по чтению 3 класс 2019-2020 учебный год
Адаптированная рабочая программа по чтению 3 класс 2019-2020 учебный год...