Конспект открытого урока математических представлений в классе со сложной структурой дефекта (ССД) на тему: «Счет в пределах 5»
план-конспект урока

Растяпина Виктория Владиславовна

Урок проводится в нетрадиционной форме (урок-сказка). Использование данного метода делает положительно эмоционально окрашенной деятельность по закреплению информации, а эмоциональность игрового действия активизирует все психические процессы и функции детей.

Тип  урока: закрепление материала

Цели урока: формирования умения сравнивать числа; развивать навыки устного счёта; создать условия для развития внимания, логического мышления, наблюдательности, привития аккуратности, воспитание нравственных качеств.

Планируемые  результаты (предметные): уметь выполнять порядковый счёт; сравнивать числа, уметь производить действия вычитания и сложения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo_uroka_matematicheskih_predstavleniy.docx162.28 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока математических представлений в классе со сложной структурой дефекта (ССД) на тему: «Счет в пределах 5»

Урок проводится в нетрадиционной форме (урок-сказка). Использование данного метода делает положительно эмоционально окрашенной деятельность по закреплению информации, а эмоциональность игрового действия активизирует все психические процессы и функции детей.

Тип  урока: закрепление материала

Цели урока: формирования умения сравнивать числа; развивать навыки устного счёта; создать условия для развития внимания, логического мышления, наблюдательности, привития аккуратности, воспитание нравственных качеств.

Планируемые  результаты (предметные): уметь выполнять порядковый счёт; сравнивать числа, уметь производить действия вычитания и сложения.

Универсальные учебные действия (метапредметные):

Регулятивные: научиться самостоятельно планировать и выполнять свои действия на знакомом учебном материале; выполнять действия в сотрудничестве с учителем по предложенному плану; самостоятельно выстраивать план действий по решению учебной задачи изученного вида.

Познавательные: научиться понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; понимать знаки, символы; уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую: находить и формулировать решение задачи; группировать предметы, объекты на основе существенных признаков.

Личностные: сформировать: положительное отношение к школе и учебной деятельности; интерес к учебному труду; основные моральные нормы поведения; получить возможность для формирования: внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, роли ученика, интереса (мотивации) к учению.

Коммуникативные: уметь обмениваться мнениями, слушать другого ученика – партнера по коммуникации и учителя.

Формы и методы обучения:

Формы: фронтальная, в парах, индивидуальная.

Методы: словесный, наглядный, практический, ИКТ.

Основные содержания темы, понятия и термины: счёт предметов в пределах 5.                

Оборудование: презентация к сказке « Гуси-лебеди», таблицы состава чисел, числовой ряд, дидактический материал, карточки,  компьютер.

Форма урока: урок – сказка.

Составитель: Растяпина Виктория Владиславовна.

Ход урока:

Слайд 1 (со звонком, звенит звонок)

І. Организация учащихся на учебную деятельность.

Учитель: - Здравствуйте, ребята! Давайте все вместе начнем урок (три четыре):    

                                                     Вот опять звенит звонок.

                                                     Ты готов начать урок?

                                                      Настроение на 5.

                                                      Значит можно начинать.

-Садитесь.

- Ребята, сегодня к нам на урок пришло много гостей. Мы будем стараться показать все наши знания и показать себя с хорошей стороны.

Погружение в занятие выполняется под музыкальное сопровождение.

Учитель. Рада видеть вас всех здоровыми и кажется все с хорошим настроением. Давайте проверим какое у Вас настроение?! На ваших столах вы видите поднос с песочком, если у вас хорошее настроение, нарисуйте на песке пальчиком веселый-смайлик, если вам грустно, то грустный смайлик. Слайд 2( музыка и смайлы)(Показываю смайлики)

-Молодцы, вижу у всех хорошее настроение.

                                            Слайд 3 (урок сказка)

ІІ. Мотивация учебной деятельности.

Учитель. - Сегодня у нас необычный урок математических представлений, а урок -сказка.

Ребята, послушайте загадку, о чем она:

Что стоит в конце страницы,

Украшая всю тетрадь?

Чем вы можете гордиться?

Ну, конечно, цифрой…5.

Ребята где можно встретить цифру 5 в жизни? (5 пальцев на руке, пятиконечная звезда, монетка пятачок, оценка в дневнике). Слайд 4( с картинками в жизни 5)

Именно цифра 5 и есть тема нашего урока слайд 5 ( тема урока). Мы будем с вами тренироваться в счете в пределах 5.

Тот, кто лучше, больше отвечает, тот награду получает, наклейку, в виде пятиконечной звезды.9экран достижений у каждого ученика свой, отдельно висит на стене в ряд). Мы будем их приклеивать в лист достижений. (Раздаю листы достижении). А в конце урока мы посчитаем, у кого сколько звезд.

Итак начнём!

Мы с вами совершим путешествие в страну Математических сказок, а вы любите сказки?  

Совсем недавно на одном из уроков мы побывали в гостях у сказки, а какой? Давайте вспомним вместе, нам в этом поможет загадка: (Слайд 6 из всех сказок, загадка)

У сестрицы

Унесли братишку птицы.

Высоко они летят.

Далеко они глядят.

Ответ: Правильно, Гуси лебеди (слайд 7 из сказки).

Учитель. Ребята, поможем сестрице братца найти? Для этого нам придется внимательно слушать, думать, считать, правильно выполнять все задания. Вы готовы? Тогда давайте не будем терять время и отправимся в путь.

III. Актуализация знаний (устный счет)

Слайд 8 (девочка бежит братца искать) Учитель. Бросилась девочка догонять братца. Вспомните, кто первым повстречался на пути? Правильно. Видит, стоит печь (слайд 9. Звук 1 печки).

- Печка, печка, скажи, куда гуси-лебеди полетели? (голос девочки аудио)
-
Посчитай мои пирожки, тогда скажу (звук 2 печка аудио).

Ребята, смотрите какие красивые пирожки испекла нам печка. Давайте посчитаем их. Но не просто, а сначала в прямом, затем в обратном порядке.  Сколько пирожков? Посчитаем. (5). Даю за ответы звезды детям.

Учитель. Ребята, посмотрите, а пирожки-то все с секретом. Потрогай, что внутри, сколько там предметов (соотнесение с цифрой на магнитной доске). Покажи, где в числовом ряду эта цифра, Молодец напиши ее на доске. Молодцы! (Даю звезды, приклеиваю в листы достижений).  

Печка благодарит за помощь и вот что говорит ( звук 3-гуси -лебеди полетели вот туда…).

Мы постарались, Алёнке помогли и пришло время отдохнуть.

IV. Физкультминутка. 

Слайд Учитель: Ребята, у каждого из вас на парте лежат ладошки. Сейчас под музыку мы будет прислонять к ним по очереди пальчики под музыку , вот так. Смотрите. (Показываю, 1,2,3,4,5). Одной рукой, другой, и вместе.

Дидактические фетровые карточки "Ладошки" - знакомство со счетом до пяти на пальчиках. Полезное упражнение для мелкой моторики, и математический знак, обозначающий количество, и великолепное упражнение на развитие координации, силы пальцев рук и т. д.

Учитель. Один, два, три, четыре, пять, будем пальчики считать.

Крепкие, дружные, все такие нужные.

Мы ладошкой потрясём, каждый пальчик разомнём. Начинаем. Включаем музыку.

Предлагаем ребенку прикоснёмся пальчики к карточке и назвать число, тем самым соотнести число и количество.

-Молодцы, ребята! Мне очень понравилась как вы размяли свои пальчики.

Учитель. Немного отдохнули, давайте вернёмся в нашу сказку.

Слайд 1(ищет братца) Алёнка продолжает искать своего братца и на пути ей встречается….кто…яблоня ,правильно. Слушайте внимательно. Слайд 12, звук 1

 - Яблоня, яблоня скажи куда гуси – лебеди полетели?(аудио Аленка)

-звук 2 Соберите мои красные яблочки в большую корзину, а зеленые в маленькую, тогда скажу. ( яблоня аудио)

- Сколько красных яблок вы собрали? (5 яблок)

 - Сколько зелёных яблок вы собрали? (4 яблока)

Выходят ребята и считают яблоки. Я им даю звезды.

В какой корзине яблок больше. Что нужно сделать, чтобы яблок было поровну. Одинаково? Даю за ответ звезду 

Яблоня: Молодцы, ребята! Яблоня благодарит нас, и подсказывает. Слушайте. Звук 3(аудио).

V.  Обобщение и систематизация знаний (работа в тетради).

Учитель. Я так рада, что вы помогли девочке. Слайд  14. Посмотрите!!! Гуси-лебеди пролетают над речкой, уносят братца Иванушку дальше. Сколько гусей летят? Сколько вы видите гусей, покажите  такую цифру 5. Давайте потренируемся писать цифру 5.

-Все вместе (проговариваем).    

На уроке не спешу-

аккуратно я пишу,

чтоб учитель мне в тетрадь,

За урок поставил 5

Откройте тетради, у каждого там своё задание (1 задание. ученики прописывают цифру 5.).

-Молодцы

 Слайд 15, включить звук.

Прислушайтесь, поднялся сильный ветер (звук ветра), все цифры разлетелись и перепутались, оказались не на своём месте. Давайте расположим цифры правильно. Назовите как они должны стоять по порядку, назовите от 1 до 5 (обратить внимание детей на числовой ряд , на доске). Давайте запишем в тетради. Правильно вставим в окошечки недостающие цифры. Записали!!! А теперь, давайте проверим друг у друга правильно ли вы выполнили задание. Поменяйтесь тетрадями. Смотрите как должно быть написано.  Молодцы!

-Даю всем звезды.

Учитель. Слайд 17 Сестрица Алёнушка отправляется дальше и на пути ей встречается река с кисельными берегами. Слайд 18

-Речка, речка, куда гуси-лебеди полетели? (звук 1)

- (звук 2) Помоги мне, тогда скажу……Подул сильный ветер и сломал мост, что же теперь делать?

Ребята, что же делать, как Алёнушке надо помочь перебраться на другой берег?

 Ребята как можно помочь девочке перебраться на другой берег?

(Дети высказывают предположения – построить мост через реку). Правильно.

Ребята, сейчас мы будем строить мост. Слайд 19(геометрический мост)

Посмотрите на картинку, мы с вами должны построить вот такой мост. Какая фигура стоит первая, вторая и т.д. Поможем, построим?

Дети выходят из-за парт. Вставайте в ряд и выкладывайте фигуры из рельефного, мягкого пенопласта на пол. Хорошо.

Строительство моста: прямоугольник, треугольник, круг, квадрат, овал.

Сколько вам понадобилось фигур для строительства моста?

Молодцы, ребята, давайте проверим крепкий мост у нас получился и за одно отдохнём.

VI. Физкультминутка

Дети прыгают ноги вместе- врось, руки  на пояс, по сенсорному мостику,  музыку. Звук 1

Умницы! Мы смогли помочь девочке перейти на другой берег и сами немного размялись. Возвращаемся за парты.

Ребята возвращаемся в сказку. Речка благодарит нас и указывает путь.

Слайд 20 (вон туда)

Учитель. Слайд 21 Отправилась девочка дальше, а за рекой лес

Слайд 22(шум леса, избушка) (шум леса), в котором стоит избушка Бабы-Яги. На двери избушки висит закрытый замок, значит, Бабы-Яги нет дома и нам надо помочь Алёнушке освободить братца из избушки.

Ребята, чтобы открыть замок нам надо подобрать код и всем вместе назвать его, для этого нужно отгадать (знать) 3 цифры. Для этого надо правильно отгадать загадки, вы готовы, будьте очень внимательны.

-Красный, желтый и зеленый

Сколько огоньков у светофора?

 Слайд 23  (3) Правильно. Подходи к парте и отсчитывай (примагничивай) 3 фишки на магнитный жезл. Даю звезду за правильный ответ.

-Лето, осень и зима

И красавица весна!

Если мы их сосчитаем,

Что за цифру получаем?     (4)    Правильно. Подходи к парте и отсчитывай (примагничивай) 4 фишки на магнитный жезл. Даю звезду за правильный ответ.

-Занимательный урок у нас

И готовился весь класс

У учеников опять

В дневниках оценка …5    Правильно. Подходи к парте и отсчитывай (примагничивай) 5 фишки на магнитный жезл. Даю звезду за правильный ответ.

Ребята, какие мы цифры отгадали? Правильно. Это и есть наш код. Давайте скажем хором- 3,4,5. Слайд 24,25  открылся замок. Хорошо.

VII. Итог урока. Рефлексия.

- Слайд 26 Забрала девочка братца и побежали они домой. Тут и родители с работы пришли. Слайд 27( с музыкой)

Чтобы мы посоветовали (сказали ) больше не делать детям? (Быть послушными)

- И наш урок-сказка подходит к концу. Что же мы повторяли сегодня на уроке? Что делали?

 - Какое задание понравилось больше всего? Что вызвало затруднения?
- Поблагодарите своего соседа по парте за работу. А я благодарю вас!

Слайд 28(музыка, конец сказки) Вот и сказке конец,

Кто работал молодец.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока Математические представления и конструирование 3 «Д» класс

Государственное бюджетное специальное(коррекционное)образовательное учреждение для обучающихся, воспитанниковс ограниченными возможностями здоровьяспециальная (коррекционная) общеобразовательная школа...

Занятие по формированию элементарных математических представлений в классе со сложной стуктурой дефекта.

Уточнение представлений о порядковом счете в пределах 5. Умение узнавать и называть геометрические фигуры (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник). Развитие слухового восприятия посредством музыкал...

Конспект урока по социально – бытовой ориентировке для учащихся 1 – 2 классов со сложной структурой дефекта «Одежда»

Тема урока: «Одежда для девочек. Одежда для мальчиков»,Цель: обучение учащихся запоминанию и различению названий одежды для девочек и мальчиков.Вид урока: комбинированныйЗадачи:1.Образовательно – позн...

Урок математики в 3 классе "Число 0 при сложении чисел в пределах 5" (класс со сложной структурой дефекта).

Целью данного урока является обучение учащихся  сложению чисел в пределах 5, когда компонентом сложения является число 0. На уроке применяются разноуровневые задания  с учётом возможнос...

Конспект урока по развитию речи (в классе со сложной структурой дефекта) на тему: "Профессии"

Данный конспект составлен с учетом возможностей учащихся со сложной структурой дефекта....

План-конспект урока по предмету «Устная речь» в 3 классе со сложной структурой дефекта по теме «Виды одежды»

План-конспект урока по предмету «Устная речь» в 3 классе со сложной структурой дефекта по теме «Виды одежды» и презентация...

План-конспект урока по предмету «Рисование, лепка, ручной труд» в классе со сложной структурой дефекта Тема: «Веселый снеговик»

План-конспект урока по предмету  «Рисование, лепка, ручной труд»  в  классе со сложной структурой дефекта Тема: «Веселый снеговик»...