Формы работы по сохранению и укреплению здоровья обучающихся во время образовательного процесса.
статья

В статье представлены формы работы по сохранению и укреплению здоровья обучающихся во время образовательного процесса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formy_raboty_po_sohraneniyu_i_ukrepleniyu_zdorovya.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМЫ РАБОТЫ ПО СОХРАНЕНИЮ И УКРЕПЛЕНИЮ ЗДОРОВЬЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Евсеенко Е. Д., учитель

ГБОУ школа № 4 Василеостровского района

Г. Санкт-Петербург

В толковом словаре С. И. Ожегова дается следующее определение слову «здоровье» - «правильная, нормальная деятельность животного организма». В современной науке этот термин трактуется более широко. Здоровье – это физическое, психическое, социальное благополучие человека. Учитывая это, учителю становится понятно, в каких направлениях необходимо работать, чтобы здоровье подопечных за время обучения в школе не ухудшилось. Результаты исследований состояния здоровья детей в последние годы показывают, что положительной динамики, к сожалению, не наблюдается. Данный факт становится предметом острой общественной тревоги.

Несомненно, родители стараются привить ребенку элементарные навыки гигиенической культуры, следят за сохранением и укреплением их здоровья. Однако, основной пласт работы ложиться на нас, учителей, так как на 50 % здоровье человека зависит от образа жизни, а что такое здоровый образ жизни должны объяснить и родителям и детям именно мы. Кроме того, увеличение учебной нагрузки, изменение содержания и методов обучения, интенсификация процессов обучения ведут к учащению заболеваний и возникновению патологических состояний у детей младшего школьного возраста.

Сам  по себе, режим дня в школе должен представлять собой совокупность организационно-педагогических и гигиенических условий, позволяющих обеспечить распределение учебной нагрузки, труда и отдыха обучающихся в течение дня, недели и учебного года с учетом их возрастных анатомо-физиологических особенностей.

Хочется остановиться на основных видах работы, которые помогают мне если и не улучшить, то хотя бы сохранить здоровье учеников на том уровне, с которым они пришли в 1 класс.

Уроки здоровья. Главная цель уроков -  сформировать у детей установку на жизнь, как на высшую ценность, научить бережно относиться к себе и своему здоровью. На этих уроках открывается уникальная возможность заглянуть во внутренний мир каждого ребенка, дать представление о здоровом образе жизни, а главное, решить одну из самых важных жизненных проблем – как жить сегодня, чтобы увидеть завтра, т. е. сформировать потребность в здоровом образе жизни.

Сегодня в школах существуют следующие модели формирования здорового образа жизни:

  • модель устрашения и запугивания;
  • обращение к разуму человека;
  • формирование мотивации на здоровье человека как высшую ценность.

Третья модель считается самой эффективной. Это значит, что урок здоровья должен строиться не на получении полезных знаний, которые сообщает учитель, а на том, что дети сами делают выводы, основываясь на практических примерах (т. е. никаких нравоучений!). Американский фонд здоровья выяснил, что только до 12-14 лет можно сформировать у ребенка мотивацию здоровья. Что это такое? Знаю-умею-хочу-буду. Формирование этой мотивации – главная задача уроков здоровья. В нашей школе уроки здоровья реализуются во внеурочной деятельности.

Минуты здоровья. В отличие от традиционных физминуток минуты здоровья позволяют регулировать психологическое состояние детей, оказывают положительное воздействие на физиологические процессы, снимают интеллектуальную и эмоциональную напряженность, формируют коммуникативные навыки детей. Проведение минут здоровья в режиме дня детей младшего школьного возраста может способствовать решению более широкого комплекса оздоровительных, воспитательных и образовательных задач. Многие упражнения и задания, входящие в комплексы минут здоровья, являются психотехническими приемами. То есть, минуты здоровья позволяют детям учиться:

  • уверенно владеть «азбукой» движений;
  • овладевать основами здорового образа жизни;
  • ставить задачу и находить рациональные способы ее решения.

Если урок здоровья – это самостоятельная единица, то есть на его проведение требуется достаточное количество времени, то «минуты здоровья» можно проводить и на уроках, и на факультативах, и на кружках, во время проведения праздников и развлечений, вместо утренней гимнастики перед началом занятий.

Оздоровительные паузы. Их цель состоит в  дифференцированном подходе к профилактике различных заболеваний. Так, например, учитывая контингент детей моего класса, я выделила для себя три главных направления:

  • работа по профилактике ОРЗ;
  • работа по профилактике нарушения осанки;
  • работа по охране зрения.

В оздоровительные паузы включаю упражнения, направленные на коррекцию конкретной области.

Динамические часы.  Направлены на полное удовлетворение потребности ребенка в движении и пребывании на свежем воздухе. Важно понимать отличие динамического часа от прогулки. Динамический час должен быть продуман и организован. Он может проводиться как на улице, так и в спортивном зале.

Физминутки. Данная форма работы повышает физическую нагрузку на организм и работоспособность на занятиях. Физминутки обязательно должны проводиться на начальном этапе утомления, иначе результата от их проведения не будет. Содержание физминуток – абсолютное творчество учителя: от комплекса упражнений до занимательного программного материала.

В заключении хочется сказать, что «долг учителя заключается не только в том, чтобы дать качественные знания своим воспитанникам, но и в том, чтобы сформировать сознательную установку на здоровый образ жизни, поддержать здоровье детей на должном уровне, научить их жить в гармонии с собой и окружающим миром»[2;4].

Список использованной литературы:

1. Кузнецова В. М. Минуты здоровья. Методические рекомендации по организации активного отдыха детей дошкольного и младшего школьного возраста. – Мурманск: НИЦ «Пазори», 2001.

2. Мельничук В. М. Я и мое здоровье. Методическое пособие для учителей начальных классов по валеологии. – Новосибирск: изд. Новосибирского университета, 1997.

3. Обухова Л. А., Лемяскина Н. А. Тридцать уроков здоровья для первоклассников. Методическое пособие. – Москва: ТЦ «Сфера», 1999.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система комплексной работы педагога по сохранению и укреплению здоровья обучающихся начальных классов.

Здоровье - неоценимое счастье в жизни каждого человека и человеческого общества. Широкое международное признание получило определение здоровья данное Всемирной организацией здоровья«Здоровье - это сос...

Доклад на тему: «Основные направления деятельности образовательного учреждения по сохранению и укреплению здоровья обучающихся в рамках реализации федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования».

Краткий доклад на тему: «Основные направления деятельности образовательного учреждения по сохранению и укреплению здоровья обучающихся в рамках реализации федеральных государственных образовател...

Доклад на тему: "Основные направления деятельности образовательного учреждения по сохранению и укреплению здоровья обучающихся в рамках реализации ФГОС НОО"

Доклад на тему:«Основные направления деятельности образовательного учреждения по сохранению и укреплению здоровья обучающихся в рамках реализации федеральных государственных образовательных стандартов...

Формы организации работы по сохранению и укреплению здоровья воспитанников детских клубов по месту жительства

В настоящее время дополнительное образование детей по праву рассматривается в качестве важнейшей составляющей образовательного пространства. Только в сфере дополнительного образования, а особенно в по...

"Здоровьесберегающие образовательные технологии, позволяющие решить проблемы сохранения и укрепления здоровья обучающихся".

Термин «здоровьесберегающие образовательные технологии» можно рассматривать как совокупность тех принципов и методов педагогической работы, которые, дополняя традиционные технологии обучен...