Система комплексной работы педагога по сохранению и укреплению здоровья обучающихся начальных классов.
материал по теме
Здоровье - неоценимое счастье в жизни каждого человека и человеческого общества. Широкое международное признание получило определение здоровья данное Всемирной организацией здоровья
«Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических факторов», а так же она отмечает, что здоровье зависит от некоторых факторов: от образа жизни, генетических факторов, от работы органов здравоохранения, от окружающей среды.
Сохранение и укрепление здоровья детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, в первую очередь зависит от людей, которые с ними работают, а именно от учителей, воспитателей и от всех сотрудников, работающих в школе-интернате.
Цель здоровьесберегающих технологий обучения – обеспечить воспитаннику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Мотрева Нина Анатольевна,
учитель начальных классов
ГБОУ для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
«Бежецкая специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат
для детей-сирот и детей с ограниченными возможностями здоровья VΙΙΙ вида».
Система комплексной работы педагога по сохранению и укреплению здоровья обучающихся начальных классов.
Здоровье - неоценимое счастье в жизни каждого человека и человеческого общества. Широкое международное признание получило определение здоровья данное Всемирной организацией здоровья
«Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических факторов», а так же она отмечает, что здоровье зависит от некоторых факторов: от образа жизни, генетических факторов, от работы органов здравоохранения, от окружающей среды.
Сохранение и укрепление здоровья детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, в первую очередь зависит от людей, которые с ними работают, а именно от учителей, воспитателей и от всех сотрудников, работающих в школе-интернате.
Большую часть времени воспитанники проводят в школе, следовательно, основная задача работы педагога в школе - помочь каждому ребенку с ограниченными возможностями здоровья сохранить и укрепить свое здоровье путем использования специальных здоровьесберегающих технологий в учебном процессе.
Цель здоровьесберегающих технологий обучения – обеспечить воспитаннику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
В деятельности нашего образовательного учреждения это выражается через непосредственное обучение детей элементарным приёмам здорового образа жизни; привитие детям элементарных гигиенических навыков; правильную организацию учебной деятельности (строгое соблюдение режима школьных занятий, построение и анализ урока с позиции здоровьесбережения, использование средств наглядности, обязательное выполнение гигиенических требований, благоприятный эмоциональный настрой и т.д.); чередование занятий с высокой и низкой двигательной активностью; в процессе проведения массовых оздоровительных мероприятий.
Таким образом, в сфере деятельности нашего педагогического коллектива находятся все составляющие образовательных здоровьесберегающих технологий: организационно-педагогическая, психолого-педагогическая, информационная и физкультурно-оздоровительная.
Организационно-педагогические условия проведения образовательного процесса, как и технология работы учителя на уроке, составляют сердцевину здоровьесберегающих образовательных технологий. Поэтому первое, на что следует обратить внимание, - это составление расписания уроков. В рационально составленном школьном расписании должны быть учтены сложность предметов и преобладание динамического или статического компонентов во время занятий. В качестве одного из возможных способов оценки уроков использую ранговую шкалу трудности предметов.
Шкала трудности предметов для младших классов.
№ п/п | Предмет | Балл |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. | Математика Письмо и развитие речи Чтение и развитие речи Развитие речи Рисование и музыка Трудовое обучение Физкультура Ритмика | 8 7 6 5 4 3 2 1 |
Учебные предметы распределяются по трудности в соответствии с недельной динамикой работоспособности школьников. Самые трудные для детей предметы по возможности распределяю по одному на каждый день недели. Среда обязательно планируется как облегчённый день.
Важная составная часть здоровьесберегающей работы учителя – это рациональная организация урока. От правильной организации урока, уровня его гигиенической рациональности во многом зависит функциональное состояние учащихся в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоко уровне и предупреждать преждевременное утомление.
Основные требования к качественному уроку в условиях здоровьесберегающей педагогики:
1. Построение урока на основе закономерностей учебно-воспитательного процесса с использованием последних достижений передовой педагогической практики с учётом вопросов здоровьесбережения.
2. Реализация на уроке в оптимальном соотношении принципов и методов как общедидактических, так и специфических.
3. Обеспечение необходимых условий для продуктивной познавательной деятельности учащихся с учётом их состояния здоровья, особенностей развития, интересов, наклонностей и потребностей.
4. Установление межпредметных связей, осознаваемых обучающимися, осуществление связи с ранее изученными знаниями и умениями.
5. Активизация развития всех сфер личности обучающихся.
6. Логичность и эмоциональность всех этапов учебно-воспитательной деятельности.
7. Эффективное использование педагогических средств здоровьесберегающих образовательных технологий (физкультминуток, подвижных игр).
8. Формирование практически необходимых знаний, умений, навыков, рациональных приёмов мышления и деятельности.
9. Обеспечение вариативного использования правил здорового образа жизни в зависимости от конкретных условий проведения урока.
10. Формирование умения учиться, заботясь о своём здоровье.
11.Тщательная диагностика, прогнозирование, проектирование и контроль каждого урока с учётом особенностей развития обучающихся.
Функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности во многом зависит и от соблюдения гигиенических (освещенность, оборудование, проветривание, растения) и психолого-педагогических условий проведения урока.
Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия мышечного статического напряжения необходимо проводить физкультминутки (примерно через 15 минут от начала урока или с развитием первой фазы умственного утомления у значительной части обучающихся класса). Кроме этого желательно фиксировать психологический климат на уроке, организовывать при необходимости эмоциональную разрядку; постоянно обращать внимание за соблюдением обучающимися правильной осанки, позы за столом, за её соответствие видам работы и чередованием в течение урока.
Физкультминутки проводятся, учитывая специфику предмета, зачастую с музыкальным сопровождением, с элементами самомассажа и другими средствами, помогающими восстановить оперативную работоспособность детей. В состав упражнений для физкультминуток включаю, кроме общеразвивающих:
· упражнения для формирования правильной осанки;
· упражнения для укрепления зрения;
· упражнения для укрепления мышц кистей рук;
· упражнения для укрепления «мышечного корсета»;
· упражнения, направленные на выработку рационального дыхания;
Обязательное условие эффективного проведения физкультминуток – положительный эмоциональный фон. Выполнение упражнений нехотя, со скучающим видом, как бы делая одолжение учителю, желаемого результата не даст, скорее, наоборот.
Особое внимание необходимо уделять профилактике зрительных функций у младших школьников. Близорукость и другие зрительные расстройства стали массовыми. Выход из сложившейся ситуации в следующем: расширять зрительно-пространственную активность в режиме школьного урока. Достичь этой цели можно при помощи приёмов, предложенных доктором медицинских наук В.Ф.Базарным.
Один из приемов расширения зрительно-двигательной активности – проведение физкультминуток для глаз с помощью расположенных в пространстве классной комнаты ориентиров и траекторий, по которым дети «бегают» глазами. На магнитном стенде над классной доской вывешен лист ватмана, на котором изображены цветные фигуры (овалы, прямые линии, «восьмёрка», спираль, зигзаг, волны) с толщиной линии 1 см. С помощью специальных стрелок указаны основные направления, по которым должен двигаться взгляд в процессе выполнения упражнения: вверх – вниз, влево – вправо, по часовой стрелке и против неё, по траектории «восьмерки». Каждая траектория имеет свой цвет: № 1, 2 – коричневый, № 3 – красный, № 4 – голубой, № 5 – зеленый. В середине урока дети встают и по команде учителя (или под ритмичную музыку) начинают пробегать глазами по заданному направлению. Сначала – точно по линиям на ватмане, а потом такие же фигуры мысленно рисуют во всю переднюю (боковую, заднюю) стену класса.
Все виды физкультминуток проводятся согласно следующим требованиям:
- физкультминутка проводится на начальном этапе утомления;
- комплексы подбираются в зависимости от вида урока, его содержания;
- упражнения должны быть разнообразны, т. к. однообразие снижает
интерес к ним.
Использование информационно-комуникативных технологий на уроках способствует не только разнообразить учебный процесс, но и разнообразить форму проведения проведения гимнастики для глаз. Электронные физкультминутки для глаз с музыкальным оформлением нравятся детям. В последние годы, в связи с внедрением информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс начальной школы, появилась возможность использовать электронные физкультминутки для глаз или, как их ещё называют, офтальмотренажёры. Такие физкультминутки могут быть проведены на уроках математики, письма и развития речи, чтения, при работе на компьютере всё с той же целью: сохранение зрения, снятие усталости с глаз во время работы на уроке, повышение работоспособности, настроения.
Кроме этого, на уроках используются разнообразные приемы работы, чтобы обучающиеся не утомлялись. Введение и закрепление материала проводятся в игровой форме с использованием яркого наглядного материала.
Занятия проводятся с использованием различных педагогических технологий (игротерапия, арттерапия, сказкотерапия, ИКТ), в интересных игровых формах, так как именно игра является основным видом дея тельности детей.
Важным направлением здоровьесберегающей деятельности учителя является работа по формированию здорового образа жизни обучающихся, как в рамках содержания предметной области, так и во внеклассной воспитательной работе.
Деятельность учителя – классного руководителя по здоровьесбережению:
Сотрудничество с медицинским персоналом школы для изучения и последующей коррекции физического здоровья воспитанников класса.
Использование в работе диагностических методов исследования для возможной организации коррекции здоровья обучающихся.
Организация работы по формированию правильного отношения обучающихся к урокам физической культуры, к занятиям спортом.
Проведение профилактической работы по предупреждению несчастных случаев.
Чтобы сохранить и укрепить здоровье обучающихся мною проводятся учебные занятия и внеклассные мероприятия, которые способствует рождению положительных эмоций у детей, снятию психоэмоционального напряжения и, в конечном итоге, усвоению программного материала.
Так как положительные эмоции - это показатель здорового самочувствия, то, совместно с учителями и воспитателями классов - групп организуются и проводятся для обучающихся тематические праздники. Дети участвуют в сценках, в танцах, читают стихи и поют песни. Все это радует ребят.
Особенно широкое поле деятельности для привития навыков гигиены и здорового образа жизни содержит материал уроков трудового обучения и развития речи. На этих занятиях мы изучаем «Азбуку здоровья», «Познай себя», «Здоровье всему голова», « Советы Доктора Айболита», «Движение основа жизни», «Вредные привычки». «Правильное питание – залог здоровья», «Моя безопасность».
Традицией стало проводить каждую осень и весну «День здоровья» (общешкольное мероприятие), «Веселые старты», «Рыцарские турниры» к Дню защитника Отечества. «А можно ли это детям» по профилактике вредных привычек, практическое занятие «Чистота – залог здоровья», «Урок Чистой воды» - беседа с просмотром презентации. В конце каждого месяца проходят инструктажи по технике безопасности «Дорожная азбука», «Улица полна опасностей».
С детьми проводятся беседы по профилактике гриппа и простудных заболеваний, физминутки, зарядку для снятия утомления глаз, каждый день до начала уроков проходит зарядка, дети выучили комплекс упражнений и с удовольствием по очереди проводят зарядку. Каждый месяц проводим генеральную уборку класса. Дети посещают спортивные секции.
Используя выше перечисленные здоровьесберегающие образовательные технологии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, способствую сохранению и укреплению здоровья воспитанников, и тем самым повышая их социальную активность.
Учителю необходимо сформировать у ребенка потребность быть здоровым, научить его этому, организованно помочь в сохранении и формировании здоровья. В идеальном приближении воспитанник должен быть личностью духовно, физически и социально здоровой, способной управлять своим здоровьем и укреплять его. Основным критерием эффективности работы должно стать состояние физического, психологического, эмоционального и социального благополучия обучающихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СОХРАНЕНИЕ И УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ НА ОСНОВЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ТЕХНОЛОГИИ БИОЛОГИЧЕСКОЙ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ
В данной работе изложены основные проблемы, связанные с состоянием здоровья современных школьников, проведено исследование теоретических характеристик здоровьесберегающего процесса в образовательном у...
Опыт работы по теме "ПРИМЕНЕНИЕ ИКТ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ РЕАЛИЗАЦИИ НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ В СООТВЕТСТВИИ С СОВРЕМЕННЫМИ ТРЕБОВАНИЯМИ К СОХРАНЕНИЮ И УКРЕПЛЕНИЮ ЗДОРОВЬЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Обобщение опыта работы...
«Физкультурная минутка, как метод сохранения и укрепления здоровья обучающихся первых классов общеобразовательной школы»
В данной статье рассматривается роль применения физкультурных минуток на учебных занятиях в первых классах, приводится классификация физкультурных минуток....
«УЧУСЬ ЗДОРОВЫМ БЫТЬ» СИСТЕМА РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ ПО СОХРАНЕНИЮ И УКРЕПЛЕНИЮ ЗДОРОВЬЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ
Дошкольный период - чрезвычайно важный этап в жизни ребенка. Он является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и ...
«Физкультурная минутка, как метод сохранения и укрепления здоровья обучающихся первых классов общеобразовательной школы»
В данной статье рассматривается роль применения физкультурных минуток на учебных занятиях в первых классах, приводится классификация физкультурных минуток....
Пути и средства сохранения и укрепления здоровья обучающихся начальных классов
Актуальность проблемы формирования здорового образа жизни вызвана возрастанием и изменением характера нагрузок на организм школьника....
Система комплексной работы педагога по сохранению и укреплению здоровья обучающихся начальных классов в соответствии требований ФГОС.
Показан опыт в сфере деятельности педагогического коллектива : все составляющие образовательных здоровьесберегающих технологий: организационно-педагогическая, психолого-педагогическая, инфо...