Доклад на тему: "Основные направления деятельности образовательного учреждения по сохранению и укреплению здоровья обучающихся в рамках реализации ФГОС НОО"
учебно-методический материал по теме
Доклад на тему:
«Основные направления деятельности образовательного учреждения по сохранению и укреплению здоровья обучающихся в рамках реализации федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 71.09 КБ |
Предварительный просмотр:
0
Одной из современных задач начального образования является сохранение и укрепление здоровья детей.
ФГОС второго поколения определяет эту задачу как одну из приоритетных.
Среди других важнейших идей ФГОС НОО:
1. Определение современного национального воспитательного идеала, который обозначен в концепции духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России. Именно с этим документом связано понятие – «духовное здоровье обучающихся 1 ступени».
2. Достижение новых образовательных результатов (предметных, метапредметных, личностных), формирование которых возможно на основе нового содержания образования и несколько иных способов деятельности воспитателя.
3. Обеспечение условий достижения планируемых результатов (материально-технических, гигиенических, иных условий реализации основной образовательной программы начального общего образования).
Результатом реализации указанных условий, в соответствии с ФГОС НОО, и должно стать – создание комфортной развивающей воспитательной среды. Данное понятие в концепции ФГОС определяется как:
- обеспечивающее высокое качество образования, его доступность, открытость и привлекательность для воспитанников, их родителей и всего общества, духовно-нравственное развитие и воспитание;
-гарантирующее охрану и укрепление физического, психологического, духовного и социального здоровья, именно такое пространство является комфортным по отношению к воспитанникам и педагогическим работникам.
Здоровье, по концепции стандартов, понимается как совокупность нескольких составляющих, среди которых:
- физическое,
- психическое,
- духовное,
- социальное здоровье.
Одним из факторов, обеспечивающих достижение результатов деятельности по сохранению и укреплению здоровья в нашем учреждении, выступает ее научно - обоснованный характер, последовательность, учет возрастных и социокультурных особенностей, информационная безопасность и практическая целесообразность.
Поэтому в примерной образовательной программе НОО четко обозначены цели и задачи деятельности ОУ по данному направлению. Эта деятельность должна: - сформировать представление о позитивных и негативных факторах, влияющих на здоровье, в том числе о влиянии на здоровье позитивных и негативных эмоций, получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных играх;
-дать представление с учётом принципа информационной безопасности о негативных факторах риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, инфекционные заболевания, переутомления, о существовании и причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье;
-сформировать представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни;
-научить выполнять правила личной гигиены и развить готовность на основе их использования самостоятельно поддерживать своё здоровье;
-сформировать представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах;
-сформировать представление о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности, научить ребёнка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;
-обучить элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);
-сформировать навыки позитивного коммуникативного общения;
-научить учащихся делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье;
-сформировать потребность ребёнка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития.
Очевидно, что решение данных задач направлено на формирование у детей: - знаний, - установок, - личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья.
Другими словами, направлено на достижение
предметных, метапредметных и личностных результатов.
Вместе с тем, обязательной является и определенная в примерной образовательной программе структура системной работы по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни на ступени начального общего образования.
Система работы по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни представлена в стандарте в виде пяти взаимосвязанных блоков:
- создание здоровьесберегающей инфраструктуры,
- рациональная организация учебной и внеучебной деятельности
обучающихся;
- эффективная организация физкультурно-оздоровительной работы,
-реализация образовательной программы и просветительской работы с
родителями.
Здоровьесберегающая инфраструктура образовательного учреждения включает:
- соответствие состояния и содержания здания и помещений образовательного учреждения санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда воспитанников;
- наличие и необходимое оснащение помещений для питания воспитанников, а также для хранения и приготовления пищи;
- организацию качественного горячего питания учащихся, в том числе горячих завтраков;
- оснащённость комнат, коридоров, игровых комнат;
- наличие помещений для медицинского персонала;
- наличие необходимого (в расчёте на количество воспитанников) и квалифицированного состава специалистов, обеспечивающих оздоровительную работу (учителя физической культуры, тренера, психолога, воспитателей).
Ответственность и контроль за реализацию этого блока возлагается на администрацию образовательного учреждения.
Рациональная организация учебной и внеучебной деятельности воспитанников, направленная на повышение эффективности учебного процесса, снижение при этом чрезмерного функционального напряжения и утомления. Создание условий для снятия перегрузки, нормального чередования труда и отдыха, включает:
- соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объёму учебной и внеучебной нагрузки (выполнение домашних заданий, занятия в кружках и спортивных секциях) воспитанников на всех этапах обучения;
- введение любых инноваций в воспитательный процесс только под контролем специалистов;
- строгое соблюдение всех требований к использованию технических средств обучения, в том числе компьютеров и аудиовизуальных средств;
- ведение систематической работы с детьми с ослабленным здоровьем и детьми с ограниченными возможностями здоровья, посещающими специальные группы под наблюдением медицинских работников.
Эффективная организация оздоровительной работы, направленная на обеспечение рациональной организации двигательного режима воспитанников, нормального физического развития и двигательной подготовленности обучающихся всех возрастов, повышение адаптивных возможностей организма, сохранение и укрепление здоровья и формирование культуры здоровья, включает:
-полноценную и эффективную работу с воспитанниками всех групп здоровья (на спортивных мероприятиях, в секциях и т. п.);
-организацию динамических перемен, физкультминуток на занятиях, способствующих эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности;
-регулярное проведение спортивно-оздоровительных мероприятий (дней здоровья, соревнований, походов).
Реализация этого направления зависит от администрации образовательного учреждения, воспитателей, медицинских работников, а также всех педагогов.
Коллектив нашего интерната работает по комплексной воспитательной программе «Радуга». Она включает в себя валеологическое направления «Береги себя». Цель направления: сохранение и укрепление здоровья детей младшего, среднего, старшего школьного возраста, формирование у детей и их родителей ответственного отношения к здоровому образу жизни.
Ожидаемые результаты:
-повышение уровня физического, психического и социального здоровья детей;
-осознанное отношение детей, их родителей, воспитателей к своему здоровью как основному фактору успеха на последующих этапах жизни;
- соблюдение оптимального режима учебного труда и активного отдыха детей;
Работа с родителями (законными представителями) включает:
-беседы по различным вопросам роста и развития ребёнка, его здоровья, факторам, положительно и отрицательно влияющим на здоровье детей.
-организацию совместной работы воспитателей и родителей (законных представителей) по проведению спортивных соревнований, дней здоровья, занятий по профилактике вредных привычек.
В ЗОЖ интерната входят следующие составляющие:
- отказ от вредных пристрастий (курение, алкоголизм, наркотики);
- рациональное питание;
- оптимальный двигательный режим;
- личная гигиена;
- положительные эмоции.
Воспитание культуры поведения:
- Культура общения;
- Воспитание нравственности;
- Умение справедливо оценить свои поступки и поступки сверстников.
Лечебно-профилактические мероприятия:
- Профилактические методики, например, оздоровительная гимнастика (пальцевая, коррегирующая, дыхательная, для профилактики простудных заболеваний, для бодрости и др.), самомассаж;
- Простейшим навыкам оказания первой медицинской помощи (при порезах, ссадинах, ожогах, укусах и т.д.);
- Привитие детям элементарных навыков (например: мытьё рук, мытье ног);
- Физкультминутки во время занятий;
- Проветривание и влажная уборка помещений;
- Витаминотерапия;
- Чередование занятий с высокой и низкой двигательной активностью.
Оздоровительные мероприятия:
- Отбор детей в оздоровительные группы;
- Профилактика близорукости у детей – гимнастика для глаз, (маршрут для глаз);
- Соблюдение мероприятий по улучшению адаптационного периода у первоклассников;
- Строгое соблюдение норм санпина;
- Витаминизация ( воспитанники с удовольствием пьют витаминизированные кисели, компоты, чай, морс, принимают витамины).
ВЫВОД: От чего же зависит здоровье ребенка?
Статистика утверждает, что на 20% от наследственных факторов, на 20% - от условий внешней среды, т. е. экологии, на 10% - от деятельности системы здравоохранения, а на 50% - от самого человека, от того образа жизни, который он ведет.
Если на первые 50% здоровья мы, повлиять не можем, то другие 50% мы можем и должны дать нашим воспитанникам.
Очевиден тот факт, что показателем успешности проводимой оздоровительной работы является положительная динамика здоровья детей. Также активное участие воспитанников в различных мероприятиях. |
Воспитательные спортивные мероприятия (эстафеты, спортивные игры, дни здоровья), в нашем интернате семейного типа проводятся в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС НОО).
Я работаю подменным воспитателем, в моей сборной группе 12 детей, они активно посещают различные кружки, лыжную секцию, в свободное время любят играть в футбол.
Рассмотрим применение ФГОС на примере проведенной мною спортивной эстафеты на свежем воздухе ко «Дню здоровья»!
«Не робей, прыгай, бегай веселей»!
Организационный этап:
1) определяем тему;
2) учим ставить цель (чего достигнем… ?,чему научимся…?)
3) формируем понятия ЗОЖ., развитие ловкости, быстроты, внимания;
4) готовим инвентарь для эстафеты, делимся на две команды;
6) в конце мероприятия уделено время рефлексии.
Цель мероприятия: повысить интерес воспитанников к здоровому образу жизни, развитие выносливости, ловкости.
При правильной организации деятельности воспитанников у них формируются следующие универсальные учебные действия (УУД):
В сфере личностных учебных действий формируется установка на здоровый образ жизни, знание основных правил коллективной игры; умение определять нравственное содержание и смысл собственных поступков и поступков окружающих людей, понимание чувств других людей и сопереживание им в игровой деятельности осмысление влияния физической
В сфере регулятивных универсальных учебных действий дети определяют и формулируют цель игровой деятельности, отличают игру по правилам и без правил, определяют последовательность своих действий. Учатся совместно с воспитателем и другими участниками группы создавать безопасное игровое пространство, давать эмоциональную оценку своей деятельности, соблюдать правила безопасной игры, планировать двигательную активность в своём режиме дня.
В сфере познавательных универсальных учебных действий воспитанники проявляют активность при коллективном составлении спортивных эстафет, комплексов упражнений, игровых ситуаций; осваивают новые игровые и социальные роли; находят дополнительную информацию по спортивным и подвижным играм с мячами, обручами, скакалками.
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий ребята учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве; договариваются и приходят к общему решению при организации игры; объективно оценивают свой вклад в общее решение группы; учатся различному ролевому поведению, используют речевые средства для решения коммуникативных задач.
Рефлексия:
Деятельность воспитателя: воспитатель задает вопросы... | ууд (личностные, познавательные, регулятивные, коммуникативные) |
Ребята, понравилось ли вам участвовать в эстафете…? | ответы детей: - Да, было очень интересно, мы очень переживали за свою команду; - Было очень весело, особенно тогда, когда мы передавали мяч между ног; умение определять нравственное содержание и смысл собственных поступков, и окружающих людей, понимание чувств других людей и сопереживание им в игровой деятельности:(личностные, коммуникативные ууд). |
Что на ваш взгляд способствовало успеху…? | Ответы детей - Наша команда была самой дружной, поэтому мы выиграли; - А нам кажется, что мы были самыми быстрыми ловкими, а ваша команда допускала ошибки. Умение объяснять и анализировать, умение давать оценку своей деятельности (личностные, коммуникативные ууд) |
Как вы оцениваете свою команду и команду соперника…? | умение сравнивтаь и строить причинно-следственные связи, давать оценку, объективно оценивать свой вклад в общее решение группы:(познавательные, регулятивные, коммуникативные ууд) ответы детей: - Мы честно выполняли каждый этап, поэтому мы достойны первого места; |
Что нам нужно для улучшения наших достижений…? | умение анализировать (познавательные ууд) Ответы детей: - Нам больше нужно тренироваться; - Больше заниматься спортом; |
Что узнали нового, чему научились…? | умение объяснять, анализировать (познавательные ууд) Ответы детей: - Научились прыгать через скакалку (первоклассники). - Научились прыгать через обруч; |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/29/picture-191522-1359478111.jpg)
Доклад на тему: «Основные направления деятельности образовательного учреждения по сохранению и укреплению здоровья обучающихся в рамках реализации федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования».
Краткий доклад на тему: «Основные направления деятельности образовательного учреждения по сохранению и укреплению здоровья обучающихся в рамках реализации федеральных государственных образовател...
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/15/picture-296689-1379234707.jpg)
Основные направления деятельности образовательного учреждения по сохранению и укреплению здоровья обучающихся в рамках реализации федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования
Одной из современных задач начального образования является сохранение и укрепление здоровья детей....
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/23/picture-61219-1361638250.jpg)
Опыт работы по теме "ПРИМЕНЕНИЕ ИКТ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ РЕАЛИЗАЦИИ НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ В СООТВЕТСТВИИ С СОВРЕМЕННЫМИ ТРЕБОВАНИЯМИ К СОХРАНЕНИЮ И УКРЕПЛЕНИЮ ЗДОРОВЬЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Обобщение опыта работы...
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/09/picture-547959-1418158754.jpg)
ФГОСы о проблеме сохранения и укрепления здоровья обучающихся
Обзор материалов ФГОСов по актуальной на данный момент теме - сохраниение и укрепление здоровья детей в образовательных учреждениях....
![](/sites/default/files/pictures/2014/05/27/picture-451803-1401136165.jpg)
Реализация основных направлений деятельности образовательного учреждения: внедрение инновационных процессов, повышение профессиональной компетентности педагогов, система сопровождения детей с интеллектуальными нарушениями.ДОКЛАД
Реализация основных направлений деятельности образовательного учреждения: внедрение инновационных процессов, повышение профессиональной компетентности педагогов, система сопровождения детей...
Формы работы по сохранению и укреплению здоровья обучающихся во время образовательного процесса.
В статье представлены формы работы по сохранению и укреплению здоровья обучающихся во время образовательного процесса....
![](/sites/default/files/pictures/2024/02/23/picture-1513729-1708636546.jpg)
"Здоровьесберегающие образовательные технологии, позволяющие решить проблемы сохранения и укрепления здоровья обучающихся".
Термин «здоровьесберегающие образовательные технологии» можно рассматривать как совокупность тех принципов и методов педагогической работы, которые, дополняя традиционные технологии обучен...