"Здоровьесберегающие образовательные технологии, позволяющие решить проблемы сохранения и укрепления здоровья обучающихся".
статья

Егорова Ирина Николаевна

Термин «здоровьесберегающие образовательные технологии» можно рассматривать как совокупность тех принципов и методов педагогической работы, которые, дополняя традиционные технологии обучения и воспитания, наделяют их признаком здоровьесбережения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorovesberegayushchie_obrazovatelnye_tehnologii.docx213.94 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 5 городского округа

город Михайловка Волгоградской области»

«Здоровьесберегающие

образовательные технологии,

позволяющие решить проблемы сохранения и укрепления здоровья обучающихся».

support-group-clip-art-499298.jpg


                                  Егорова И.Н.,

учитель начальных классов

Когда нет здоровья, молчит мудрость,

                                              не может расцвести искусство, не играют силы,

                                                бесполезно богатство, и бессилен разум.

Геродот

(Слайд 2)

Из этих слов становится понятно: если нет здоровья, то все остальное - бессмысленно.  

 По результатам НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков, Научного центра здоровья детей и Российской академии медицинских наук причиной резкого снижения уровня здоровья детей школьного возраста являются (Слайд 3):

- падение уровня жизни, социальные потрясения, неблагоприятная экологическая обстановка в России;

- стрессы;

- дефицит двигательной активности;

- массовая безграмотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей;

- неправильное  и неполноценное питание;

- факторы риска, имеющие место в общеобразовательных учреждениях, которые приводят к дальнейшему ухудшению здоровья детей от первого к последнему году обучения;

- нарастающая интенсификация учебного процесса.

 Сегодня медики не в состоянии справиться с проблемами ухудшения здоровья, поэтому вопрос о формировании осознанного отношения к здоровью и здоровому образу жизни решается в стенах школьных учреждений благодаря здоровьесберегающим технологиям.

Что такое «здоровьесберегающие образовательные технологии»?

 (Слайд 4)

Термин «здоровьесберегающие образовательные технологии» можно рассматривать как совокупность тех принципов и методов педагогической работы, которые, дополняя традиционные технологии обучения и воспитания, наделяют их признаком здоровьесбережения.

Здоровьесберегающие технологии реализуются нами (учителями) в течение урока и во внеурочное время. Начало учебного дня в каждом классе нашей школы начинается с утренней зарядки, что увеличивает объём двигательной активности школьников. В начальных классах обязательным пунктом на каждом уроке является проведение физминуток. (Слайд 5)

Большое оздоровительное значение в режиме дня учащихся имеет перемена и динамическая пауза. Организованные игры – хороший и правильный отдых между уроками; они снимают чувство усталости, тонизируют нервную систему, улучшают эмоциональное состояние и повышают работоспособность. (Слайд 6, 7)

Проведение спортивных соревнований «Весёлые старты», «Папа, мама, я – здоровая семья», «А, ну-ка, мальчики», Дня здоровья, классных часов по ЗОЖ и ОБЖ, родительских собраний по здоровьесбережению, посещение бассейна, спортивных секций – позволяет добиться положительных изменений в состоянии здоровья школьников.

Но чтобы всё, что проводиться каждым из нас по здоровьесбережению, считалось технологией нужно выбрать направление по здоровьесбережению, поставить цели, задачи, обозначить планируемые результаты, сроки (краткосрочный, долгосрочный), составить план работы, провести мониторинг перед началом и по окончанию. Н-р, в осенне-весенний период обучающиеся вашего класса часто болеют. Провели мониторинг. Выбрали тему «Профилактика простудных заболеваний», поставили цели, задачи, составили план работы и далее реализовываем: витаминизация, аротерапия (лук и чеснок), точечный массаж, дыхательную звуковую гимнастику, которая проводится с помощью специально разработанных игровых упражнений – «Шарик», «Салют», «Трактор», «Упрямый ослик», «Плакса», элементы йоги «Лёвушка», «Гора», «Дерево».

А сейчас я хочу поделиться с вами, какие же здоровьесберегающие технологии я использую на уроке. В своей работе я стала вводить элементы системы Владимира Филипповича Базарного. (Слайд 8)

В чём же суть данной системы обучения и воспитания? На этот вопрос так отвечает автор этой методики, руководитель отдела сенсорных систем Института медицинских проблем Севера, профессор В. Ф. Базарный: «Наша задача: сохранить  и преумножить здоровье детей в детских садах и школах. Для   её решения мы возвращаем многообразный цветной, движущийся мир в эти учреждения. Вместо традиционной сгорбленной сидячей позы  - режим меняющихся поз, когда можно стоя и сидя работать в течение занятия, урока. Вместо близорукого обучения, когда взгляд прикован к столу, - поиск необходимой информации на большом расстоянии. Внедряем разработанные системы коллективных и индивидуальных тренажёров, повышающих активность различных органов чувств ребят, заставляющих их быть всё время в действии». (Слайд 9)

 Для создания здоровьесберегающей среды  на уроке я использую  следующие приёмы системы Владимира Базарного:

  1. Обучение  учащихся в режиме смены динамических поз. (Слайд 10)

Максимально допустимая продолжительность времени нахождения в одной позе – 20-25 минут. Ребенок сидит на уроке 40 минут.

«Не усади!» – заповедь Базарного. Ребенок должен двигаться. 

     Я  применяю вариант этой технологии: во время  урока ученики работают то сидя, то стоя, и, даже, передвигаясь по классу. Н-р,  словарная работа на уроках русского языка: дети поочерёдно выбегают к доске и на скорость записывают слова. На уроках математики – решение цепочки примеров. Групповая работа, замена варианта путём пересаживания – это тоже своеобразная смена поз.

 Главное в этой технологии не продолжительность стояния, а сам факт смены поз. (Слайд 11)

 Данный режим оказывает благотворное влияние на следующие факторы:

- поддержание физической, психической активности умственной сферы;

- имеет высокие показатели  физического развития здоровья;

- повышается иммунная система;

- улучшаются ростовые процессы;

- развивается координация всех органов (зрительно-ручной, телесно-координаторной, психо-эмоциональной);

- снижается степень низкой склоняемости головы.

2. Работа с наглядным материалом, максимально удаленным от глаз ребенка. (Слайд 12)

Отличительной особенностью методики является то, что дидактический материал размещается на максимально возможном удалении от детей и эффективность зрительного восприятия повышается в условиях пространственного обзора. Карточки с заданиями и ответами, разнообразные по форме, цвету и размеру  располагаются  в любой точке класса.

Сигнальные метки вносят огромное разнообразие в развивающую среду. То снежинки прилетели с прорезями, а в них задания, отгадки. То птицы перелётные прилетели весной, а под ними пропечатанная первая буква из её названия. Эффективно эту методику использовать на уроках математики при изучении и повторении таблицы умножения.
Эта методика повышает работоспособность детей и снижает утомляемость, а также гармоническое формирование функций зрительного восприятия и развития сенсорно-моторных функций.      

3.  Методика зрительно-координационных упражнений.

Эта методика включает в себя работу с различными  офтальмотренажёрами. Наиболее известный из них «Восьмёрка» В идеале этот тренажёр должен располагаться на стене  или на потолке. (Слайд 13)

      Схема-тренажер находится  на стене: наружный овал – красный, внутренний – зеленый, крест коричнево-золотистый, восьмерка - ярко-голубым цветом. Глаза учеников отдыхают, пробегая несколько раз по разноцветным линиям. Одновременно дети делают непроизвольно движения головой, шеей, туловищем, разминают затекшие от статического напряжения мышцы. По мнению В.Ф. Базарного, регулярное использование этого тренажера восстанавливает зрение ребенка за 1 учебный год.

Кроме этого тренажёра использую различные зрительные траектории. (Слайд 14, 15) На листе ватмана изображаются цветные фигуры (зигзаги, овалы, восьмерки, спирали и т.д.) или причудливо перекрещенные линии разных цветов. Толщина линий – 1 см.

  1. Для гармонизации нервной системы, профилактики заболеваний органов дыхания и развития голосового аппарата у детей  использую                             1) дыхательную гимнастику. (Слайд 16)

Дыхательные упражнения улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.

2) элементы цветотерапии. (Слайд 17)

       Таблицы, схемы, презентации, карточки с заданиями оформляю в разных цветах.  На доске работаю мелом разного цвета.

       Функции цвета

Желтый – теплый и веселый, создает хорошее настроение.

Зеленый – улучшает настроение, успокаивает.

Голубой – улучшает настроение.

Красный – возбуждает, раздражает.

Коричневый – в сочетании с яркими цветами создает уют, без сочетания указанных цветов усиливает дискомфорт, сужает кругозор, вызывает печаль, сонливость, депрессию.

Черный – в небольшой дозе сосредоточивает внимание, в большой – вызывает мрачные мысли.

Белый – ухудшает настроение, вселяет не совсем ответственное отношение ко всему.

Использование цветов на уроках

(Слайд 18)

русский язык – желтый цвет (стимулирует зрение);

математика – синий цвет (активизирует умственную деятельность, успокаивает);

литературное чтение – зеленый цвет (снимает переутомление).

3) музыкотерапию. (Слайд 19)

Прослушивание музыки  также благоприятно действует на организм.      Определенная музыка может быть фоном для работы, требующей повышенной концентрации, только она должна звучать негромко, еле слышно. Самой полезной считается музыка Моцарта. Его произведения рекомендуются при стрессе, головной боли, для эффективного усвоения какого-либо материала, причем эффективны все произведения этого композитора. Эта методика тоже применяется в нашем классе, т.к. через стенку проходят уроки музыки

Если  на уроке применять приёмы системы Владимира Филлиповича Базарного, то необходимость в проведении традиционных физминуток отпадает, т.к. – предъявление заданий с использованием здоровьесберегающих технологий позволяет увеличить плотность двигательной активности детей на уроке, сохранить и улучшить физическое и психическое здоровье детей. Повышается  работоспособность, внимательность, активность учеников, их способность и интерес к самоконтролю и взаимоконтролю.

Таким образом, внедрение в учебный процесс здоровьесберегающих технологий позволяет добиться положительных изменений в состоянии здоровья школьников, способствует лучшему усвоению ими учебного материала.

В.А.Сухомлинский говорил: «Забота о человеческом здоровье, тем более здоровье ребенка - … это, прежде всего, забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества». (Слайд 20)

Спасибо за внимание! (Слайд 21)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: «Основные направления деятельности образовательного учреждения по сохранению и укреплению здоровья обучающихся в рамках реализации федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования».

Краткий доклад на тему: «Основные направления деятельности образовательного учреждения по сохранению и укреплению здоровья обучающихся в рамках реализации федеральных государственных образовател...

Доклад на тему: "Основные направления деятельности образовательного учреждения по сохранению и укреплению здоровья обучающихся в рамках реализации ФГОС НОО"

Доклад на тему:«Основные направления деятельности образовательного учреждения по сохранению и укреплению здоровья обучающихся в рамках реализации федеральных государственных образовательных стандартов...

ФГОСы о проблеме сохранения и укрепления здоровья обучающихся

Обзор материалов ФГОСов по актуальной на данный момент теме - сохраниение и укрепление здоровья детей в образовательных учреждениях....

Формы работы по сохранению и укреплению здоровья обучающихся во время образовательного процесса.

В статье представлены формы работы по сохранению и укреплению здоровья обучающихся во время образовательного процесса....