НАСТАВНИЧЕСТВО КАК ИНСТРУМЕНТ ПОДДЕРЖКИ МОЛОДЫХ ПЕДАГОГОВ
статья

Попова Ольга Александровна

Наставничество как институт поддержки молодых педагогов

Скачать:


Предварительный просмотр:

НАСТАВНИЧЕСТВО КАК ИНСТРУМЕНТ ПОДДЕРЖКИ МОЛОДЫХ ПЕДАГОГОВ

О.А.Попова, учитель начальных классов, МКОУ «Куртамышская СОШ№1», Куртамышский муниципальный округ

В последние годы тема наставничества вызывает всеобщий интерес, а 2023 год Указом Президента Российской Федерации объявлен Годом педагога и наставника. Миссия Года – признание особого статуса педагогических работников, в том числе, выполняющих наставническую деятельность. О значении наставничества В.В.Путин рассуждал так: «…это должно быть эффективное современное наставничество, передача опыта, конкретных навыков». Так, одним из четырех основных направлений развития системы образования в соответствии с Национальным проектом «Образование» на 2019-2024 годы является подготовка и повышение квалификации педагогических кадров, способных решать поставленные задачи, используя современные формы и методы.

Наставничество – это особый вид педагогической деятельности, в основе которой лежат субъект-субъектные отношения более старшего, обладающего знанием, опытом и мудростью наставника и подопечного, для удовлетворения индивидуальных потребностей (познавательных, психологических, эмоциональных, социальных, духовных, образовательных, профессиональных и др.) которого необходимы мотивирующая обучающая среда, индивидуальная поддержка и сопровождение, характеризующиеся долговременностью, наличием общего интереса, взаимного уважения и доверия, добровольностью, эмпатией. [3, с.30]

Наставничество, в буквальном смысле, способ передачи знаний, умений, навыков молодому специалисту от более опытного и компетентного коллеги, предоставление помощи и совета, оказание необходимой поддержки и консультации.

В современных условиях сложно переоценить роль наставничества как формы профессиональной адаптации и повышения квалификации педагога в образовательной организации, так как она имеет целый ряд преимуществ: огромное разнообразие форм и методов работы с молодым специалистом, наличие непрерывной «обратной связи» за счет совместной трудовой деятельности, своевременная помощь наставляемому.

Одной из самых распространенных форм наставничества в школе является «учитель-учитель». Такая форма взаимодействия предполагает сотрудничество молодого специалиста с опытным педагогом, оказывающим разностороннюю поддержку. Целью данной формы наставничества является успешная адаптация к должности педагога, повышение профессионального уровня, создание благоприятных условий для реализации педагогической деятельности. Организация деятельности наставников носит поэтапный характер: адаптационный, проектировочный, рефлексивный.

На адаптационном этапе необходимо определить компетентность молодого педагога, выявить пробелы в знаниях и навыках. На основании полученных данных разработать индивидуальный план работы с молодым специалистом.

Индивидуальный план работы включает основные направления деятельности: изучение нормативно-правовых актов, повышение профессиональной компетентности, уровня квалификации. План составляется таким образом, чтобы была возможность его корректировать исходя из потребностей конкретного педагога.

Основным методом работы на первом этапе является посещение наставником уроков молодых специалистов и выявление возникающих у них затруднений. На этом этапе используются подготовленные инструкции, «памятки» по различной тематике, чтобы подопечный не растерялся в потоке хлынувшей информации. Наставник определяет круг обязанностей и полномочий молодого специалиста, а также выявляет недостатки в его умениях и навыках, чтобы составить индивидуальную программу адаптации.

Основной или проектировочный этап является самым длительным по времени. Наставник разрабатывает и реализует программу адаптации, осуществляет корректировку профессиональных умений молодого учителя, помогает выстроить ему собственную программу самосовершенствования. Как и на первом этапе, наставник регулярно посещает уроки молодого педагога. О замеченных недочетах необходимо сообщить наставляемому в корректной форме, помочь найти пути их ликвидации. Очень полезно, для молодого специалиста, посещение занятий других педагогов образовательной организации. В процессе наблюдения занятий, его анализа особое внимание следует обращать на подготовку к занятию, организационные стороны учебного процесса, знакомить с методами и приемами работы опытных педагогов и наставника. Это способствует формированию тех качеств, которые и определяют степень мастерства будущего педагога. Посещая занятия молодых специалистов, просматривая планы, проверяя знания обучающихся, наставник, выявляет недостатки в его умениях и навыках, может корректировать программу адаптации. Также нельзя забывать и об обучении ведению документации, как правило, у молодых специалистов возникает много вопросов по этому поводу. Молодой педагог является полноценным членом педагогического коллектива и очень важно дать ему почувствовать это в полной мере, приобщая к подготовке и участию в проведении педсоветов, семинаров, круглых столов внутри организации, дать возможность посетить муниципальные или региональные мероприятия в качестве наблюдателя, то есть участвовать «со стороны».

Рефлексивный или контрольно-оценочный этап является завершающим. Целью данного этапа является устранение зависимости молодого специалиста от наставника и становление самостоятельного учителя. На данном этапе наставник проверяет уровень профессиональной компетентности подопечного, определяет степень его готовности к выполнению функциональных обязанностей педагога.

В рамках деятельности педагогов-наставников целесообразно применение
следующих рефлексивных методов обучения:

− метод самонаблюдения, который выражается в
словесных отчетах о том, что видит, чувствует, переживает, как действует
молодой специалист. В процессе рефлексивного наблюдения и самонаблюдения должны быть поставлены задачи сравнения, анализа происходящих явлений и событий;

− метод интроспективного анализа как способ исследования себя, где происходит изучение психических процессов на основании субъективного наблюдения собственного сознания.

− ведение рабочего дневника, что позволяет преодолеть фрагментарность и ситуативность. Дневники обладают важнейшим свойством – лишены избирательности исследовательского взгляда, а потому целостны, они исключены исследовательской оценки. Молодой специалист делится своими успехами и неудачами, анализируя данные ситуации;

− метод микрообучения и самоанализа. Данный метод имеет огромную
значимость в развитии и совершенствовании рефлексивных способностей. Помимо рефлексии, микрообучение как педагогический метод способствует совершенствованию психолого-педагогической наблюдательности и оценки образовательных явлений и процессов, повышения профессиональной компетентности. [4; с.19-21]

Интересным и достаточно эффективным способом проверки профессиональных качеств молодого специалиста будет участие в различных конкурсах педагогического мастерства в специальной номинации «Молодой педагог». Подобные конкурсы формируют творческо-деятельностную позицию, развивают адекватную педагогическую самооценку. «Открытие» себя педагогической общественности является великолепным стимулом для самореализации, саморазвития и выстраивания профессиональной карьеры. При условии профессиональной поддержки и помощи более опытного педагога участие в конкурсах позволяет молодому специалисту добиться значительных результатов уже в первые годы своей педагогической деятельности.

Наставничество должно давать стимул начинающему педагогу к самосовершенствованию, способствовать профессиональной и личностной самореализации. Комплексное и непрерывное внедрение системы наставничества позволит качественно и эффективно решать задачи профессионального становления молодых педагогов, включать их в разработку профессионального плана развития, оказывать им помощь в самоорганизации, самоанализе, повышать их профессиональную компетентность.

Положительный отпечаток наставничество накладывает не только на наставляемого, но и на самого наставника, так как не дает стоять на месте, стимулирует к поиску новых  эффективных способов организации образовательной и воспитательной деятельности, приучает к постоянному самоанализу, заставляет задуматься о возможном совершенствовании своего стиля преподавания.

Внедрение профессиональной адаптации в образовательных учреждениях для повышения квалификации молодых педагогов способствует их успешному вхождению в полученную профессию и служит стартовой точкой для будущих профессиональных находок и успехов. Метод наставнической деятельности результативен, его применение не требует создания специальных условий, поэтому он может быть использован для организации наставничества в любой образовательной организации.

Библиографический список

  1. Блинов В.И., Есенина Е.Ю., Сергеев И.С., Наставничество в образовании: нужен хорошо заточенный инструмент// Профессиональное образование и рынок труда, 2019. – № 3. – С. 4–18.
  2. Галицких Е.О., Давлятшина О.В., Научно-методическое сопровождение педагогов в современных условиях развития школы// Педагогический имидж, 2016. – №3. – С. 16 – 26.
  3. Дудина Е. А., Наставничество как особый вид педагогической деятельности: сущностные характеристики и структура // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета, – 2017. № 5. – С. 25-36.
  4. Сеничева Ю. А., Методические рекомендации
    Об организации наставничества в школе// Государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования
    «Приморский краевой институт развития образования», 2020. – С. 34.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Наставничество над молодым педагогом Сат Ч.Б.

Наставничество над молодым педагогом Сат Ч.Б....

Организация наставничества в школе с молодыми педагогами

Чтобы осуществлять наставническую деятельность, мало быть просто опытным высококвалифицированным педагогом, со своей сложившейся системой педагогической деятельности. Необходимо развивать свой творчес...

«Наставничество как эффективный метод профессионального становления личности молодого педагога» ( из опыта работы «наставник- молодой педагог»)

Повышение профессионального мастерства, желание всегда идти вперед, достойно преодолевая трудности – всегда есть главное в моей педагогической деятельности. И это я стараюсь привить своим коллег...

Роль наставничества в профессиональном росте молодых педагогов

Статья "Роль наставничества в профессиональном росте молодых педагогов" раскрывает роль учителя-наставника в профессиональном становлении молодых коллег, подчеркивает важность совместного со...

Программа наставничества "ВМЕСТЕ" (педагог-наставник - молодой педагог)

Любой человек, начиная свой профессиональный путь, испытывает затруднения из-за отсутствия опыта. Становление учителя происходит труднее потому, что педагогическое образование не гарантирует успех пед...