Образовательный проект "Наставничество как траектория развития личноти педагога"
проект
Образовательный проект "Наставничество как траектория развития личности педагога"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nastavnichestvo.docx | 30.59 КБ |
Предварительный просмотр:
СЕТЕВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
по направлению
«НАСТАВНИЧЕСТВО КАК ТРАЕКТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ»
учителя начальных классов ГБОУ «СКОШИ III-IV вида» Рипп И.В.
«учитель – ученик», «наставник – педагог», «наставник – будущий учитель»
«Возьмите слово за основу и на огонь поставьте слово.
Возьмите мудрости щепоть, душевной щедрости ломоть.
Немного юмора…и перца, большого трепетное сердце
и на конфорке мастерства прокипятите: раз и два.
Так много – много раз. И с богом! Теперь учите,
но сперва родитесь все же педагогом.»
Французская народная поэзия
- Название проекта: «Наставничество как траектория развития личности».
Формы наставничества:
учитель – ученик, модели наставничества ситуационное, групповое, реверсивное наставничество, учитель в роли наставника – фасилитатора;
наставник – педагог, наставник – будущий учитель модели наставничества - индивидуальное, групповое, партнерское, скоростное, ситуационное, реверсивное, виртуальное учитель в роли тьютора, коуча, супервизора;
- Актуальность.
В настоящее время мы живем в интересном историческом моменте, когда в России происходят динамичные изменения во всех сферах деятельности человека, в том числе и в системе образования - создается суверенная система образования, единое образовательное и воспитательное пространство. 2023 год был годом «Наставника», годом «Педагога», 2024 год в созвучии с предыдущим является «Годом семьи».
На государственном уровне поставлены цели - воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций. Возможности достичь этой цели нам дает наше государство, в том числе через участие в национальном проекте «Образование». Государственной бюджетное общеобразовательное учреждение «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №62 III-IV вида» является активным участником федеральных проектов: «Современная школа», «Успех каждого ребенка», «Цифровая образовательная среда».
Ключевой фигурой в системе образования всегда был и остаётся педагог. Нет профессии почетнее, сложнее и ответственнее, чем профессия учителя. Однако современная педагогическая действительность характеризуется высоким темпом изменений, усложнением содержания профессиональной роли педагога, требований к его деятельности и личности. Поэтому педагог должен быть способен гибко реагировать на изменение образовательной ситуации, учитывать специфику существующих педагогических систем, в максимально короткие сроки адаптироваться к новым условиям профессиональной деятельности, для того чтобы реализовать свой профессиональный и личностный потенциал. Все эти профессиональные умения в первую очередь присущи учителю с многолетним опытом работы, а как быть молодому педагогу, только что окончившему высшее, среднее специальное учебное заведение? Как привить будущему педагогу любовь к своей профессии?
В той или иной степени, у малого количества нашего коллектива наблюдаются профессиональные дефициты, в том, что учителя затрудняются разрешать нетипичные конфликтные ситуации, разрешать проблему, связанную с эмоционально напряженной ситуацией и т.п., но с другой стороны итоги аттестации педагогов, исследования профессиональных компетенций педагогов показывают достаточно высокий уровень их сформированности.
Таким образом, было принято решение организовать наставничество в школе по позициям: мотивация учебной деятельности, развитие компетенций педагога в организации проектной деятельности школьников, имеющих нарушения зрения, учителей, студентов.
Наставничество в данном контексте рассматривается не только как перспективная образовательная технология, которая позволяет педагогу в роли наставника не только ретранслировать знания, но и отвечать на вызовы времени, в роли наставника, человека, обеспечивающего успешную групповую коммуникацию, находясь внутри проектной группы. Наставник позволит детям, студентам. Педагогам и даже родителям (законным представителям) сконцентрироваться на целях и содержании групповой деятельности, способствуя комфортной атмосфере и плодотворности обсуждения.
Вместе с тем возникает вопрос, почему феномен наставничества становится в современном образовательном пространстве очень актуальным. Это, как выше было сказано, связано с разного рода вызовами в обществе, с глобализацией социально-экономических процессов, с цифровизацией, соответственно, с готовностью педагогов жить и работать в постоянно изменяющихся условиях, с их базовыми навыками, которые, в свою очередь, повлияют на развитие критичности, креативности, самостоятельности мышления учащихся, их ориентации на конкурентоспособность и успешность в будущем.
Для развития наставничества необходима соответствующая инновационная среда. И мы создаем педагогический коллайдер, который станет этой инновационной средой для «встречи» позитивно «заряженных» педагогов для решения профессиональных и других важных задач. В результате «столкновения», т.е. нашего творческого взаимодействия, будут сформированы необходимые профессиональные, личностные, социально ориентированные компетенции педагогов и разработаны проекты.
В Государственном бюджетном общеобразовательном учреждении «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №62 III-IV вида» обучаются и проживают дети, имеющие нарушения зрения: слепые и слабовидящие.
Познавательная деятельность слабовидящих и слепых обучающихся проявляется во фрагментарности, вербализме, снижении темпа и качества усвоения знаний, у них нарушено зрительное восприятие внешнего мира, наблюдаются бедные, нерасчлененные и малодифференцированные представления. Часто проявляется расхождение между восприятием предмета и словом, отражающим его сущность. Также, работа со слабовидящими обучающимися, сопряжена с трудностями, которые определяются особенностями их психического развития, состояния эмоционально-волевой сферы.
Однако обучающиеся данной группы имеют значительные возможности, поскольку у большинства из них сохранны основные психические процессы: мышление, речь, произвольное внимание, память. Основа прочных знаний слепых и слабовидящих обучающихся - их систематичность и последовательность.
В этой связи важно, чтобы обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) научились методике простейших самостоятельных исследований, постановке экспериментов, работе с литературными источниками. При обучении, практика служит главным образом для углубления понимания обучающимися теории, для закрепления, применения и проверки истинности усвоенных знаний.
Зачастую эти трудности в обучении обучающихся с нарушением зрения приводят к формализму как в знаниях слабовидящих и слепых обучающихся так и в деятельности самого педагога. Формальный характер знаний обучающихся, непонимание ими сущности изучаемого материала и неумение практически использовать его ведут к потере интереса к учению, к неумению коммуницировать между собой и с окружающим миром. Поэтому, в зависимости от содержания материала часто в своей практике используются такие формы работы как проектная и исследовательская деятельность.
В этой связи, наставничество – это не только развитие педагога с помощью традиционных способов, это не только помощь в восполнении имеющихся или западающих профессиональных (педагогических) дефицитов, это не только кураторство более опытного педагога над менее опытным, над будущим учителем, это не только деятельность в рамках учебных предметов, программ, образовательных мероприятий и событий, но и овладение в процессе совместной деятельности наставника и наставляемого, в том числе родителей (законных представителей) новыми компетенциями, контекстными навыками(soft skills), иными возможностями, которые выходят за пределы собственно образовательной деятельности.
Поэтому считаем, что для обучающихся с ОВЗ ГБОУ «СКОШИ №62 III-IV вида» сегодня востребованными становятся такие модели наставничества, как групповое, партнерское, ситуационное, реверсивное и виртуальное в роли наставника, также актуальной является модели наставник – ученик, наставник – учитель, наставник – будущий педагог, наставник – родитель (законный представитель).
Отсюда была определена тема образовательного проекта «Наставничество как траектория развития личности».
Цель проекта: систематизация опыта наставничества в ГБОУ «СКОШИ №62 III-IV вида» для формирования мотивации к получению высокого уровня образования детей и профессиональной реализации педагогов; раскрытие личностного потенциала студентов – будущих педагогов, родителей.
Предполагается что созданная инновационная образовательная среда будет способствовать успешному развитию групповой коммуникации слепых и слабовидящих обучающихся через реализацию проектной, исследовательской деятельности с помощью наставника.
Задачи проекта:
- Организация совместно с администрацией школы – интерната аналитической и нормотворческой деятельности.
- Организация проектной и исследовательской деятельности среди обучающихся, педагогов школы и студентов БРПК, БГУ, ВСГУТУ при участии педагога - наставника.
- Организация совместной деятельности с родителями при участии наставника.
- Обобщение результатов проекта.
- Внедрение результатов проектной деятельности в образовательное пространство ГБОУ «СКОШИ №62 III-IV вида».
Методы реализации проекта: анкетирование, входная и выходная диагностика, исследование содержания наставничества, коммуникативных навыков у слепых и слабовидящих детей, медиативных технологий, наблюдение, беседа, показ.
Объект: наставническая деятельность наставника педагога.
Предмет: наставничество как траектория развития личности: обучающегося, педагога, будущего родителя и родителя (законного представителя).
Гипотеза: Если в школе – интернате организовать непрерывную наставническую деятельность, то повысится уровень исследовательской, проектной компетентности педагогов – наставников;
Этапы | Содержание работы | Сроки |
Диагностический | 1.Анализ в ОО профессиональных дефицитов 2.Постановка и формулирование проблемы 3.Исследование проблемы наставничества на основе изучения современной литературы | До 28 февраля 2023 |
Прогностический | 1. Определение цели и задач работы над проблематикой проекта 2. Составление плана мероприятий, направленных на решение проблемы 3. Прогнозирование результатов | До 15 марта |
Практический | 1.Реализация плана мероприятий, направленных на решение проблемы 2.Корректировка работы 3. Отслеживание промежуточных результатов 4. Формирование методического портфолио | 2023 -2024 г. |
Обобщающий |
| До 15 ноября 2024 г. |
Внедренческий |
| 2024 г. |
- Будут внедрены модели наставничества: реверсивное наставничество, групповое наставничество, ситуационное наставничество.
- Будет апробирована новая роли наставника как тьютора, фасилитатора, ментора, коуча, супервизора.
- Будут оттачиваться «мягкие навыки» как у обучающихся, так и у педагогов-наставников.
Новизна проекта заключается в том, что при создании необходимых условий и с учетом сложившихся традиций, изменяющихся условий в наставничестве развиваются новые подходы к содержанию, формам и методам наставничества в коррекционном образовании.
Предполагаемые результаты:
- повышение мотивации, интереса к учебе обучающихся с ОВЗ;
- развитие у наставников и наставляемых таких «мягких навыков» (soft skills), как умение коммуницировать с людьми и с окружающим миром, умение работать в команде и умение креативно мыслить.
Ресурсы: педагогические ресурсы – заместитель директора по УВР, старший методист по ВР, методист, учитель – дефектолог Центра реабилитации и абилитации детей – инвалидов при ГБОУ «СКОШИ III-IV вида», психолого-педагогический консилиум.
План мероприятий (дорожная карта)
проекта ГБОУ «СКОШИ №62 III-IV вида»
«Наставничество как траектория развития личности»
Мероприятия | январь | февраль | март | апрель | май | сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь | |
Аналитико-планирующий этап | ||||||||||
Оформление проекта, формирование наставнических групп/пар | X, 2023 | X, 2023г. | ||||||||
Составление дорожной карты, локальные акты | X | X | ||||||||
Коммуникативный тренинг педагогических работников «Роль наставника –фасилитатора в проектной деятельности школьников» | X, 2023-2024 | X. 2023-2024 | ||||||||
Основной этап (прохождение программы наставнической деятельности) | ||||||||||
Собеседование, диагностика (выявление проблем) | Х,2023 | |||||||||
Консультация (сообщение знаний теоретического характера по наставничеству) | Х,2023 | |||||||||
Открытый показ – стажировка наставников (пример педагогической ситуации) | Х, 2023-2024 | Х, 2023-2024 | Х, 2023-2024 | Х, 2023-2024 | Х, 2023-2024 | Х, 2023-2024 | ||||
Круглый стол: «Наставничество как траектория развития ребенка с ОВЗ» (обмен мнениями по теории и практике, проблемы) | Х, 2023 | Х, 2024 | X, 2024 | |||||||
Блог-проект «Наставничество: да или нет в коррекционной школе?» (совместная деятельность по решению, выявленных проблем в ходе проекта) | Х, 2023-2024 | Х,2023-2024 | Х, 2023-2024 | |||||||
Семинар-практикум «Наставничество как траектория развития ребенка с ОВЗ» (по промежуточным итогам и итог реализации блога-проекта) | Х, 2023 -2024 | |||||||||
Деловая игра: «Фасилитатор – коммуникатор проектов» (анализ приобретенных педагогических умений и навыков) | X,2024 | |||||||||
Заключительный этап (выявление результативности, подведение итогов) | ||||||||||
Контрольный срез результативности проекта | X, 2024 | |||||||||
Подведение и тиражирование итогов реализации проекта | X, 2024 | |||||||||
Рефлексия участников проекта | X,2024 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальные образовательные траектории развития учащихся различных категорий в начальной школе.
Индивидуальная траектория учения (ИТУ) это та траектория, по которой каждый конкретный ученик продвигается в учебном процессе....
Оценка индивидуальной траектории развития ребенка.
Материал рассказывает о том, как надо создавать портфолио....
Обеспечение дифференциации обучения как условие построения траектории развития каждого ученика.
Статья. Обеспечение дифференциации обучения как условие построения траектории развития каждого ученика....
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ И ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ КАК УСЛОВИЯ ПОСТРОЕНИЯ ТРАЕКТОРИИ РАЗВИТИЯ КАЖДОГО ОБУЧАЮЩЕГОСЯ
Работа по технологии В.Н. Зайцева...
Реализация ФГОС как механизм инновационного развития образовательной организации и профессионального развития педагога
Вот уже третий год школы Крыма живут в условиях внедрения и реализации ФГОС нового поколения . В общественном сознании происходит переход от понимания социального предназначения школы как задачи...
Адаптированная образовательная программа – основа проектирования индивидуальной образовательной траектории развития детей с ОВЗ
В данной статье я рассмотрела основные направления адаптированной образовательной программы, её структуру, достоинства и недостатки индивидуального обучения, поделилась опытом работы в этом направлени...
Образовательный проект «Наставничество как траектория развития личности»
Сетевой образовательный проект по направлению «НАСТАВНИЧЕСТВО как траектория развития личности»...