Статья "Медиабезопасность младших школьников: взгляд педагога"
статья по теме
В этой статье говорится о негативном воздействии интернета на младших школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mediabezopasnost_mladshih_shkolnikov.docx | 23.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Медиабезопасность младших школьников: взгляд педагога
Скорость распространения информационных технологий в наши дни становится все стремительнее. Сегодня мы говорим уже о 600 миллионах пользователей персональных компьютеров, и в ближайшей перспективе эта цифра может превысить 1 миллиард. Компьютер широко используется не только на рабочем месте, но и в быту, дома, на отдыхе. Причем для домашнего использования персональные компьютеры приобретаются в гораздо больших объемах, нежели для организаций. Это общемировая тенденция, и наша страна не является здесь исключением. Стремительное развитие компьютерных технологий качественно меняет окружающую жизнь и порождает множество новых проблем, в частности, проблему формирования информационной культуры и безопасности среди подрастающего поколения. Существуют различные мнения о том, когда нужно давать детям доступ в Интернет. Зарубежные специалисты сходятся в том, что запрет на Интернет может быть действенным только до тех пор, пока это не ограничивает потребности ребенка в сфере образования.
По данным Госкомстата России, Всероссийского центра изучения общественного мнения, Фонда общественного мнения:
• в России насчитывается около 8-10 млн. пользователей Интернета в возрасте до 14 лет, (для сравнения, лишь треть взрослых пользуется интернетом, в то время как среди школьников интернетом пользуются 90%учащихся);
• в среднем по России дети начинают выходить в сеть в 10 лет;
• 25% пятилетних детей используют Интернет;
• порядка 6,3 млн. детей выходят в Интернет из школы;
• две трети детей, выходящих в сеть из дома, делают это самостоятельно;
• родительский контроль над пользованием ребёнком Интернетом сохраняется до 11 лет.
Большая часть школьников активно использует возможности интернета для коммуникации: ведут онлайн-дневники (90%), общаются с друзьями через Skype (87%), ICQ (62%), в чатах и различных социальных сетях (57%).
Значительную часть времени, которое российская молодёжь проводит в сети, они посвящают поиску аудио- и видеозаписей. Многие указали, что часто слушают аудио (73%) и смотрят видеозаписи (68%), участвуют в различных акциях и голосованиях (60%), играют в онлайн-игры (77%), а также просматривают сайты, которые им не разрешают смотреть родители (56%).
Менее активно, чем могут думать учителя, учащиеся рассматривают сеть как источник информации для учебы. 44% учащихся заявили, что используют интернет для учебы, причем только 10% делают это часто, а 34% - иногда.
Более четверти детей проводят в сети от 7 до 14 часов в неделю – т.е. около 1-2 часов в день, каждый шестой ребенок – от 14 до 21 часа. В то же время каждый пятый ребенок находится в онлайне более 21 часа в неделю, а это уже практически сутки. В среднем по российским регионам примерно каждый восьмой учащийся признался, что "живет в интернете"- они проводят онлайн по двое или трое суток в неделю.
Интернет может быть прекрасным и полезным средством для обучения, отдыха или общения с друзьями. Но – как и реальный мир – Сеть тоже может быть опасна: в ней появились своя преступность, хулиганство, вредительство и прочие малоприятные явления. Виртуальность общения предоставляет людям с недобрыми намерениями дополнительные возможности причинить вред детям. В последнее время в Интернете появляется много материалов агрессивного и социально опасного содержания.
Самую большую угрозу, по оценке европейских исследователей, представляет выманивание и распространение личной информации в Сети. Больше половины опрошенных учащихся часто дают в интернете номер своего домашнего телефона (79%), номер мобильного (65%), номер школы или класса (60%), свои фотографии и фотографии родственников (58%), адрес своей электронной почты (51%).
14.5% детей, принявших участие в опросе, назначали встречи с незнакомцами через Интернет, 10% из них ходили на встречи в одиночку, а 7% никому не сообщили, что с кем–то встречаются.
Помимо перечисленных рисков интернет несет еще одну опасность, напрямую связанную с личностными изменениями пользователей, - развитие интернет - зависимости. Подростки в наибольшей степени подвержены этой угрозе, не исключение и младшие школьники.
Поэтому взрослым важно помнить, что даже самые искушенные дети не видят опасностей Интернета и не осознают рисков его использования.
В связи с этим необходимо направить все усилия на защиту детей от информации, причиняющий вред их здоровью и развитию. Просвещение подрастающего поколения, знание ребенком элементарных правил отбора информации, а также умение ею пользоваться способствует развитию системы защиты прав детей. И чтобы младшие школьники не попали в ловушки Интернета, сотрудники медиацентра ЛОДБ при активном участии в этом году уже четвероклассников МБОУ гимназии №1 проводили следующие мероприятия.
Это агитакция «Познакомься с Интернешкой»
Ребятам предлагалось поучаствовать в Международном детском творческом онлайн-конкурсе и интернет-олимпиаде «Интернешка». Они с удовольствием отвечали на вопросы олимпиады, активно обсуждали способы защиты от нежелательной информации в Интернете и стремились узнать как можно больше о безопасной работе во Всемирной паутине. С большим успехом проходила веб-экскурсия по лучшим детским русскоязычным сайтам Интернета. Ребята знакомились с познавательными и развлекательными сайтами, на которых действительно есть все, что нужно ребенку, — развивающие игры, онлайн-раскраски, занимательные энциклопедии обо всем на свете. Во время акции проводился интерактивный обзор «Позитив и негатив: 2 стороны Интернета», из которого пользователи могли не только узнать о лучших детских и подростковых ресурсах Сети, но и познакомиться с основными видами киберугроз и способами защиты от них, а родители юных интернетчиков смогли познакомиться с «Семейными правилами поведения в Интернете», которые подготовили специалисты медиацентра.
Не менее интересной оказалась презентация каталога сайтов «Веб-ландия»
С 30 января по 3 февраля прошлого года наших гимназистов сотрудники медиацентра знакомили с замечательным детским каталогом интернет-ресурсов «Веб-ландия». Все ребята отметили, что каталог очень яркий, с простой и понятной навигацией, и сайты на нем очень интересные. Им, конечно, больше всего понравился раздел «Игры и развлечения», но затем они заинтересовались и разделами «Школьникам и абитуриентам», «Спорт», «Иностранные языки». Все участники презентации пришли к мнению: «В каталоге «Веб-ландия» каждый может найти себе сайт по душе».
Новым и захватывающим оказался для ребят онлайн-турнир с г. Елец «Лукоморья нет на карте» - по творчеству А.С. Пушкина
Самыми яркими и интересными мероприятиями 2012 года несомненно, стали онлайн-турниры «Путешествия по литературной карте Липецкой области», в которых юные читатели ЛОДБ соревновались с ровесниками, читателями детских библиотек Липецкой области. Виртуальные путешествия были посвящены знаменитым писателям, чьи имена связаны с Липецким краем: Пушкину, Толстому, Бунину. Для онлайн-турниров привлекались самые активные и эрудированные читатели, они тщательно штудировали краеведческие ресурсы ЛОДБ, подробно изучали литературу о жизни и творчестве знаменитых писателей-земляков.
Во время турниров команда юных липчан «Эрудит» в режиме онлайн общалась с ребятами-читателями детских библиотек г. Ельца. Команды сражались за каждый балл, бурно обсуждая вопросы соперников, использовали книги и интернет-ресурсы в случае затруднений. Самое главное, считают все ребята-участники,– это участие в таком замечательном мероприятии, знакомство с новыми друзьями, веселое и интересное общение.
Много полезного подчерпнули наши четвероклассники, участвуя в турнире знатоков «Лучший путешественник в мире информации»
Здесь юные пользователи узнали основные принципы работы различных поисковых систем и смогли на практике освоить приемы эффективного поиска необходимой информации. С помощью несложных заданий сотрудники библиотеки научили младших школьников ориентироваться в потоке информации и определять, насколько достоверны представленные сведения. Все усилия в первую очередь были направлены на формирование у ребят навыка свободного пользования безграничными образовательными возможностями Интернета, а также быстро воспринимать и обрабатывать большие объемы информации. Очень важно, чтобы юные пользователи знали о существовании подобных ресурсов, чаще обращались к ним в поисках необходимой информации, советовали друзьям. Использование современных ИКТ является весьма полезным в обслуживании читателей, так как наряду с приобретением новых знаний, умений и навыков у детей формируется положительное отношение к получению информации в библиотеке.
Самой яркой и незабываемой оказалась для ребят выставка «Дети в Интернете»
В Липецке с 12 сентября по 11 октября 2013 года проходила интерактивная выставка «Дети в Интернете». Компания МТС и Липецкая областная детская библиотека пригласили всех желающих в торговый центр «Победа». Четвероклассникам гимназии № 1 первым посчастливилось посетить эту выставку. Она предполагала не просто знакомство с экспонатами, а урок-экскурсию, во время которой сотрудники ЛОДБ рассказывали школьникам, их родителям и педагогам о разных сторонах использования сети Интернет, а также о возможных угрозах, обучали правилам поведения в цифровом мире. А помогали им в этом сказочные герои Митясик и его друг – щенок Интернешка. Вниманию участников был предложен видеоролик «Дети в интернете».
Самый большой интерес у ребят вызывала экскурсия по разноцветным зонам, каждая из которых носила свою функцию, а самыми популярными стали зоны «Веселого Интернета» и «Безопасного Интернета». Ребятам очень нравилось «ловить и запирать» вирусы: попадать в баскетбольное кольцо-ловушку мячом-багом или мячом-вирусом. На память участники оставили нам великолепные рисунки Интернешки, Митясика, своих новых аватарок и даже изображения целых баталий со страшными компьютерными вирусами. Также дети с удовольствием играли в обучающую флэш-игру «Необычайные приключения в Интернете» и разучивали правила безопасного Интернета вместе с ее героями. Не были равнодушны и взрослые. Учителя и родители активно задавали вопросы, интересовались, как работают программы родительского контроля и фильтры. Кроме обучающих уроков, сотрудники библиотеки знакомили посетителей выставки с полезными сайтами, где они могут получить всю необходимую информацию, без вреда для себя и своего компьютера. В завершении выставки ребята сфотографировались на память с огромной флешкой. получили памятные подарки от Липецкой областной детской библиотеки и МТС. В заключении ребята просили передать организаторам выставки, что очень бы хотели встретиться вновь. А один из четвероклассников, давая интервью сказал: « Мне кажется, это очень правильно проводить подобные мероприятия именно с детьми, ведь мы наиболее уязвимые потребители Интернета. Спасибо организаторам акции». Необходимость проведения таких мераприятий очевидна. И поскольку Интернет уже прочно вошел в нашу жизнь, хочется, чтобы он стал нам другом, а не врагом. И наше тесное сотрудничество с ЛОДБ будет продолжаться и дальше. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОЦЕНОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
В материале представлены тезисы выступления по данной теме....
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ И ЕГО РОЛЬ В ФОРМИРОВАНИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ: ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПЕДАГОГОВ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ ПОЛНОГО ДНЯ.
В статье освещается роль образовательного проекта в формировании экологической культуры младших школьников...
Обобщение опыта. Профессиональные компетенции педагога, обеспечивающие формирование у младших школьников умений работать с текстом на уроках окружающего мира.
Владение технологией продуктивного чтения, использование разнообразных приемов, форм и методов работы с текстом при изучении окружающего мира нацелено, прежде всего, на осмысление и понимание учащимис...
Консультация для педагогов на тему « Возрастные особенности младшего школьника и младшего подростка»
Младший школьный возраст называют вершиной детства. Ребёнок сохраняет много детстких качеств -легкомыслие, наивность, взгляд на взрослого снизу вверх. Но он уже начинает утрачивать детстку...
Внедрение системы наставничества в коллективе «Открытый ВЗГЛЯД» педагога Коровкиной С.А.
О наставничестве в изостудии "Открытый ВЗГЛЯД", педагог Коровкина С.А....
Как правильно выстроить день младшего школьника: взгляд нейропсихолога
В статье описаны общие рекомендации нейропсихолога о том, как лучше выстраивать день ребенка, чтобы он был продуктивен и успешен....