Безотметочная система оценивания в 1 классе для детей с ограниченными возможностями здоровья
статья (1 класс)

Морозова Лариса Анатольевна

Целью безотметочного обучения в первом классе является поиск подхода к оцениванию, который позволит устранить негативные моменты в обучении, создаст благоприятые условия для адаптации детей к новой социальной ситуации, будет способствовать гуманизации обучения, индивидуализации учебного процесса, повышению учебной мотивации и учебной самостоятельности.

В локладе рассмортены основные принципы безотметочного оучения, технологии и правила оценочной безопасности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Безотметочная система оценивания в 1 классе для детей с ограниченными возможностями здоровья

Учитель начальных классов: Морозова Л.А

ГБОУ школа-интернат №4 г.о.Самара

   «Интерес к учению появляется только тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха» В.А. Сухомлинский.

 

    В условиях введения Федерального государственного стандарта каждому педагогу крайне важно пересмотреть свои взгляды на систему оценивания результатов обучающихся.

    Безотметочное оценивание в начальной школе – стимул для максимального развития каждого ученика в соответствии со склонностями, интересами и возможностями.

     Целью безотметочного обучения в первом классе является поиск подхода к оцениванию, который позволит устранить негативные моменты в обучении, создаст благоприятые условия для адаптации детей к новой социальной ситуации, будет способствовать гуманизации обучения, индивидуализации учебного процесса, повышению учебной мотивации и учебной самостоятельности.

     Основные принципы безотметочного обучения:

• дифференцированный подход при осуществлении оценивающих и контролирующих действий;

• приоритет самооценке (самооценка ученика должна предшествовать оценке учителя);

• гибкость и вариативность (использование различных процедур и методов изучения результативности обучения);

• естественность процесса контроля и оценки (контроль и оценка должны проводиться в естественных для учащихся условиях, снижающих стресс и напряжение)

     Работая в рамках безотметочного обучения стараюсь не употреблять «заменителей» отметочной системы: «звёздочек», «зайчиков», «черепашек» и т.п.  Использую такие средства оценивания, которые, с одной стороны, позволяют зафиксировать индивидуальное продвижение каждого ребенка, с другой стороны, не провоцируют на сравнение детей между собой, ранжирование учеников по успеваемости.

     Дети с задержкой психического развития особенно нуждаются в поддержке педагога, его похвале. Считаю, что в первом классе, а особенно с категорией данных детей, просто необходимо в эмоциональной форме формулировать словесную оценку, показать удовлетворение от успехов: «Молодец! Ты очень внимательный». Кроме того, в процессе такого оценивания нужно указывать ученику, что он уже достиг, а что ему предстоит освоить: «Молодец! Но…». Комплименты формируют у школьника уверенность в себе. Это качество помогает успешно учиться.

     Важно упомянуть и о таких видах похвалы, детской поддержки, помощи со стороны взрослого, как улыбка, ободряющий жест, прикосновение к ребенку. Оценивать стараюсь любое успешное действие ученика.

    Начиная с первого класса работаю над формированием контроля и самоконтроля. По мнению А. Б. Воронцова: «с самооценки, со способности понять «Это я уже умею и знаю», «Этого я совсем не знаю, надо узнать», «Это я немного знаю, но надо еще разобраться» начинается учебная самостоятельность младших школьников, переход от просто старательного ученика к постоянно совершенствующемуся, умеющему учиться».

     Приобретая навык оценивания собственных и чужих достижений, дети получают опыт взаимопомощи, взаимоподдержки.

     В работе с детьми с задержкой психического развития, в связи с их особенностями, просто необходимо использование ярких стимулов и, не менее ярких, наглядных оценок их успехов, а всем родителям первоклассников хочется видеть результат достижений своих детей. Поэтому проблему оценки учебных достижений учащихся и адекватной формы выражения этой оценки стараюсь решить так, чтобы создавать в классе атмосферу психологического комфорта не только для ученика, но и для его родителей и учителя.

    Технологий оценивания большое количество. Хочу остановиться на технологиях, которые я активно использую в своей работе в 1 классе.

  1.  «Волшебные линеечки»  

«Волшебные линеечки» Г.А. Цукермана являются безобидной и

содержательной формой отметки. С помощью линеечек можно предельно лаконично оценить все, что подлежит оцениванию.

  1. «Светофор»

      В первом классе предлагаю детям зажигать цветные огоньки в тетрадях. Если работа на уроке прошла успешно, ученик активно работал, не испытывал трудностей при изучении нового материала, все задания были понятны, то он рисует на полях зеленый кружок: «Можно двигаться дальше». Если были небольшие затруднения, не всегда быстро справлялся с поставленной задачей или что-то осталось неясным, то в тетради рисуется желтый кружок: «Нужна небольшая помощь». Если были значительные затруднения, ученик не смог самостоятельно справиться с новой задачей, то он рисует красный кружок: «Стоп! Мне нужна помощь!»

  1. «Лучики солнца»

      Также я использую лучики у солнца, которые дети «заполняют». На уроках за правильные ответы ученики получают «жетоны» – маленькие картинки, наклейки, принесенными самими учениками в общую копилку. Все без исключения дети стараются быть активными на уроках, чтобы получить заветный жетон.

  1. «Дерево успеха»  

   Итоги дня можно подводить на «Дереве успехов». После уроков дети прикрепляют на дерево (нарисован плакат) плод, цветок или листок: яблоко – все удалось, цветок – неплохо поработал, но что-то не совсем получилось, листок – сегодня не получилось, но я не отчаиваюсь.

  1. «Календарь моих достижений»

      Сами названия листов календаря уже мотивируют детей на успех.

•        Сентябрь – яблоня моих успехов, дети собирают за хорошую работу на уроке яблочки и приклеивают их на яблоню, нарисованную собственноручно.

•        Октябрь – поляна моих успехов, собираем грибочки.

•        Ноябрь – гроздья моих успехов, сбор рябинок.

•        Декабрь – гирлянды моих успехов, ёлочные игрушки.

•        Январь – вихрь моих успехов, снежинки.

•        Февраль – океан моих успехов, рыбки, камушки, водоросли.

•        Март – букет моих успехов, лепестки цветов, их серединки и листья.

•        Апрель – весна моих успехов, зелёные листочки для берёзки.

•        Май – фейерверк моих успехов, огоньки салюта.

      Дети очень дорожат своими календарями, любят демонстрировать свои успехи всем желающим.

  1. Портфолио.

       Со второй четверти первого класса мы начали работать над формированием портфолио ученика. У каждого ученика появилась своя «Папка достижений». Самым главным здесь является взаимодействие между учителем и учеником, в процессе которого ученик, чувствуя к себе внимание со стороны учителя, стремится оправдать его надежды. Ученик сам решает, что он хочет положить туда, т. е. от него требуется самооценка в процессе учения. В папке достижений находят свое место наряду с классными его домашние и внешкольные работы. Папки хранятся в классе. Они, как правило, эстетически привлекательны и их с удовольствием рассматривают дети, родители и учителя. Они видят движение первоклассника в учебном содержании.

     Эта форма фиксации оценивания является личным достоянием ребенка и его родителей.    

    Я рассказала только о нескольких приемах оценивания, которые я использую в своей работе, а их великое множество. Они являются результатом творчества учителей, объединенных любовью к своему делу и профессионализмом.

    В заключении хочу перечислить золотые правила оценочной безопасности:

         1. Не скупиться на похвалу.

         2.  Хвалить исполнителя, критиковать исполнение.

Например: вместо «Ты сделал три ошибки в этом примере» лучше сказать «Давай с тобой найдем в этом примере три ошибки»

         3. «На ложку дегтя - бочка меда».

Даже в море неуспеха можно найти островок успешности и закрепиться на нем.

         4. Ставить перед ребенком только конкретные цели.

Вместо заклинания «Постарайся быть внимательным и не пропускай букв», эффективней установка «В прошлом диктанте ты пропустил шесть букв , сегодня - не больше пяти».

         5. «За двумя зайцами…»

Не надо ставить перед первоклассником несколько задач одновременно. Если вы сегодня ставите задачу не забыть о точке в конце предложения, простите ему то, что он забыл, как пишется заглавная буква «Д».

         6. Формула «опять ты НЕ…» - верный способ выращивания неудачника.

         7. Учитель, начни практику оценочной безопасности с собственной самооценки.

Литература и ресурсы:

Амонашвили Ш.А. Обучение, оценка, отметка. М., 1980.

Воронцов А.Б. Педагогическая технология контроля и оценки учебной деятельности. М., 2002.

Цукерман Г.А. Оценка без отметки. М.,1999.

https://infourok.ru/bezotmetochnaya-sistema-ocenivaniya-v-klasse 

https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola

http://psychology.snauka.ru/2016/08/6981


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по коррекции познавательных способностей в классе для детей с ограниченными возможностями здоровья. "Костотряс".

Закрепление решения задач изученных видов.Урок комплексного применения знаний....

Календарно-тематическое планирование по изобразительной деятельности 1 класс для детей с ограниченными возможностями здоровья

Календарно-тематическое планирование по изобразительной деятельности 1 дополнительный класс для детей с ограниченными возможностями здоровьяв соответствии с: Федеральным государственным образовательны...

Обучение грамоте в 1 классе для детей с ограниченными возможностями здоровья, имеющих тяжёлые нарушения речи

В связи с недоразвитием фонематических процессов у детей с тяжёлыми нарушениями речи запаздывает становление навыков звукового анализа и синтеза. Им требуется большее количество времени на изучение зв...

Особенности организации учебной и воспитательной работы в классе для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)

В данном документе раскрывается работа с детьми с ОВЗ, а также прилагается презентация...

Рабочая программа 7 класс (для детей с ограниченными возможностями здоровья)

Рабочая программа составлена для обучения на дому в 7 б классе.Рабочая программа составлена на основе образовательной программы МКОУ школы-интерната, на основании программ специальных (коррекционных) ...

Рабочая программа 9 класс (для детей с ограниченными возможностями здоровья)

      Рабочая программа составлена на основе образовательной программы МКОУ школы-интерната, программ специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакци...