Безотметочная система оценивания в 1 классе для детей с ограниченными возможностями здоровья
статья (1 класс)
Целью безотметочного обучения в первом классе является поиск подхода к оцениванию, который позволит устранить негативные моменты в обучении, создаст благоприятые условия для адаптации детей к новой социальной ситуации, будет способствовать гуманизации обучения, индивидуализации учебного процесса, повышению учебной мотивации и учебной самостоятельности.
В локладе рассмортены основные принципы безотметочного оучения, технологии и правила оценочной безопасности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bezotmetochnaya_sistema_otsenivaniya_v_1_klasse_detey_s_ogranichennymi_vozmozhnostyami.docx | 22.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Безотметочная система оценивания в 1 классе для детей с ограниченными возможностями здоровья
Учитель начальных классов: Морозова Л.А
ГБОУ школа-интернат №4 г.о.Самара
«Интерес к учению появляется только тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха» В.А. Сухомлинский.
В условиях введения Федерального государственного стандарта каждому педагогу крайне важно пересмотреть свои взгляды на систему оценивания результатов обучающихся.
Безотметочное оценивание в начальной школе – стимул для максимального развития каждого ученика в соответствии со склонностями, интересами и возможностями.
Целью безотметочного обучения в первом классе является поиск подхода к оцениванию, который позволит устранить негативные моменты в обучении, создаст благоприятые условия для адаптации детей к новой социальной ситуации, будет способствовать гуманизации обучения, индивидуализации учебного процесса, повышению учебной мотивации и учебной самостоятельности.
Основные принципы безотметочного обучения:
• дифференцированный подход при осуществлении оценивающих и контролирующих действий;
• приоритет самооценке (самооценка ученика должна предшествовать оценке учителя);
• гибкость и вариативность (использование различных процедур и методов изучения результативности обучения);
• естественность процесса контроля и оценки (контроль и оценка должны проводиться в естественных для учащихся условиях, снижающих стресс и напряжение)
Работая в рамках безотметочного обучения стараюсь не употреблять «заменителей» отметочной системы: «звёздочек», «зайчиков», «черепашек» и т.п. Использую такие средства оценивания, которые, с одной стороны, позволяют зафиксировать индивидуальное продвижение каждого ребенка, с другой стороны, не провоцируют на сравнение детей между собой, ранжирование учеников по успеваемости.
Дети с задержкой психического развития особенно нуждаются в поддержке педагога, его похвале. Считаю, что в первом классе, а особенно с категорией данных детей, просто необходимо в эмоциональной форме формулировать словесную оценку, показать удовлетворение от успехов: «Молодец! Ты очень внимательный». Кроме того, в процессе такого оценивания нужно указывать ученику, что он уже достиг, а что ему предстоит освоить: «Молодец! Но…». Комплименты формируют у школьника уверенность в себе. Это качество помогает успешно учиться.
Важно упомянуть и о таких видах похвалы, детской поддержки, помощи со стороны взрослого, как улыбка, ободряющий жест, прикосновение к ребенку. Оценивать стараюсь любое успешное действие ученика.
Начиная с первого класса работаю над формированием контроля и самоконтроля. По мнению А. Б. Воронцова: «с самооценки, со способности понять «Это я уже умею и знаю», «Этого я совсем не знаю, надо узнать», «Это я немного знаю, но надо еще разобраться» начинается учебная самостоятельность младших школьников, переход от просто старательного ученика к постоянно совершенствующемуся, умеющему учиться».
Приобретая навык оценивания собственных и чужих достижений, дети получают опыт взаимопомощи, взаимоподдержки.
В работе с детьми с задержкой психического развития, в связи с их особенностями, просто необходимо использование ярких стимулов и, не менее ярких, наглядных оценок их успехов, а всем родителям первоклассников хочется видеть результат достижений своих детей. Поэтому проблему оценки учебных достижений учащихся и адекватной формы выражения этой оценки стараюсь решить так, чтобы создавать в классе атмосферу психологического комфорта не только для ученика, но и для его родителей и учителя.
Технологий оценивания большое количество. Хочу остановиться на технологиях, которые я активно использую в своей работе в 1 классе.
- «Волшебные линеечки»
«Волшебные линеечки» Г.А. Цукермана являются безобидной и
содержательной формой отметки. С помощью линеечек можно предельно лаконично оценить все, что подлежит оцениванию.
- «Светофор»
В первом классе предлагаю детям зажигать цветные огоньки в тетрадях. Если работа на уроке прошла успешно, ученик активно работал, не испытывал трудностей при изучении нового материала, все задания были понятны, то он рисует на полях зеленый кружок: «Можно двигаться дальше». Если были небольшие затруднения, не всегда быстро справлялся с поставленной задачей или что-то осталось неясным, то в тетради рисуется желтый кружок: «Нужна небольшая помощь». Если были значительные затруднения, ученик не смог самостоятельно справиться с новой задачей, то он рисует красный кружок: «Стоп! Мне нужна помощь!»
- «Лучики солнца»
Также я использую лучики у солнца, которые дети «заполняют». На уроках за правильные ответы ученики получают «жетоны» – маленькие картинки, наклейки, принесенными самими учениками в общую копилку. Все без исключения дети стараются быть активными на уроках, чтобы получить заветный жетон.
- «Дерево успеха»
Итоги дня можно подводить на «Дереве успехов». После уроков дети прикрепляют на дерево (нарисован плакат) плод, цветок или листок: яблоко – все удалось, цветок – неплохо поработал, но что-то не совсем получилось, листок – сегодня не получилось, но я не отчаиваюсь.
- «Календарь моих достижений»
Сами названия листов календаря уже мотивируют детей на успех.
• Сентябрь – яблоня моих успехов, дети собирают за хорошую работу на уроке яблочки и приклеивают их на яблоню, нарисованную собственноручно.
• Октябрь – поляна моих успехов, собираем грибочки.
• Ноябрь – гроздья моих успехов, сбор рябинок.
• Декабрь – гирлянды моих успехов, ёлочные игрушки.
• Январь – вихрь моих успехов, снежинки.
• Февраль – океан моих успехов, рыбки, камушки, водоросли.
• Март – букет моих успехов, лепестки цветов, их серединки и листья.
• Апрель – весна моих успехов, зелёные листочки для берёзки.
• Май – фейерверк моих успехов, огоньки салюта.
Дети очень дорожат своими календарями, любят демонстрировать свои успехи всем желающим.
- Портфолио.
Со второй четверти первого класса мы начали работать над формированием портфолио ученика. У каждого ученика появилась своя «Папка достижений». Самым главным здесь является взаимодействие между учителем и учеником, в процессе которого ученик, чувствуя к себе внимание со стороны учителя, стремится оправдать его надежды. Ученик сам решает, что он хочет положить туда, т. е. от него требуется самооценка в процессе учения. В папке достижений находят свое место наряду с классными его домашние и внешкольные работы. Папки хранятся в классе. Они, как правило, эстетически привлекательны и их с удовольствием рассматривают дети, родители и учителя. Они видят движение первоклассника в учебном содержании.
Эта форма фиксации оценивания является личным достоянием ребенка и его родителей.
Я рассказала только о нескольких приемах оценивания, которые я использую в своей работе, а их великое множество. Они являются результатом творчества учителей, объединенных любовью к своему делу и профессионализмом.
В заключении хочу перечислить золотые правила оценочной безопасности:
1. Не скупиться на похвалу.
2. Хвалить исполнителя, критиковать исполнение.
Например: вместо «Ты сделал три ошибки в этом примере» лучше сказать «Давай с тобой найдем в этом примере три ошибки»
3. «На ложку дегтя - бочка меда».
Даже в море неуспеха можно найти островок успешности и закрепиться на нем.
4. Ставить перед ребенком только конкретные цели.
Вместо заклинания «Постарайся быть внимательным и не пропускай букв», эффективней установка «В прошлом диктанте ты пропустил шесть букв , сегодня - не больше пяти».
5. «За двумя зайцами…»
Не надо ставить перед первоклассником несколько задач одновременно. Если вы сегодня ставите задачу не забыть о точке в конце предложения, простите ему то, что он забыл, как пишется заглавная буква «Д».
6. Формула «опять ты НЕ…» - верный способ выращивания неудачника.
7. Учитель, начни практику оценочной безопасности с собственной самооценки.
Литература и ресурсы:
Амонашвили Ш.А. Обучение, оценка, отметка. М., 1980.
Воронцов А.Б. Педагогическая технология контроля и оценки учебной деятельности. М., 2002.
Цукерман Г.А. Оценка без отметки. М.,1999.
https://infourok.ru/bezotmetochnaya-sistema-ocenivaniya-v-klasse
https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola
http://psychology.snauka.ru/2016/08/6981
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие по коррекции познавательных способностей в классе для детей с ограниченными возможностями здоровья. "Костотряс".
Закрепление решения задач изученных видов.Урок комплексного применения знаний....
Мониторинг качества и успеваемости в 1-4 классе для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Мониторинг качества и успеваемости....
Календарно-тематическое планирование по изобразительной деятельности 1 класс для детей с ограниченными возможностями здоровья
Календарно-тематическое планирование по изобразительной деятельности 1 дополнительный класс для детей с ограниченными возможностями здоровьяв соответствии с: Федеральным государственным образовательны...
Обучение грамоте в 1 классе для детей с ограниченными возможностями здоровья, имеющих тяжёлые нарушения речи
В связи с недоразвитием фонематических процессов у детей с тяжёлыми нарушениями речи запаздывает становление навыков звукового анализа и синтеза. Им требуется большее количество времени на изучение зв...
Особенности организации учебной и воспитательной работы в классе для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)
В данном документе раскрывается работа с детьми с ОВЗ, а также прилагается презентация...
Рабочая программа 7 класс (для детей с ограниченными возможностями здоровья)
Рабочая программа составлена для обучения на дому в 7 б классе.Рабочая программа составлена на основе образовательной программы МКОУ школы-интерната, на основании программ специальных (коррекционных) ...
Рабочая программа 9 класс (для детей с ограниченными возможностями здоровья)
Рабочая программа составлена на основе образовательной программы МКОУ школы-интерната, программ специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакци...