Мастер-класс
методическая разработка

Филатова Кристина Михайловна

Межполушарное взаимодействие в процессе психической деятельности-одна из важнейших характеристик человека,как вида.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Мастер-класс

«Как развить межполушарное взаимодействие»

Филатова Кристина Михайловна,

учитель начальных классов

МБОУ Коноваловская СОШ.

Добрый день, уважаемые коллеги!

Не секрет, что перед нами каждый день возникает много проблем, задач, решая которые мы совершаем маленькие открытия, используя свои маленькие хитрости. Предлагаю вам побыть волшебниками!

Посмотрите на балерину и скажите, в какую сторону она вращается.

Слайд Вращение одной балерины

- В какую? По часовой стрелке или против часовой стрелки? Вы уверены в этом?

- Спасибо, уважаемые коллеги за ответы. Я вас услышала. Теперь посмотрите на двух балерин и скажите, в какую сторону вращаются они.

Слайд Вращение двух  балерины

-В ту же самую, что и одна? (отвечают) Вы уверены? (Две балерины разные)

-Спасибо, продолжаем волшебство.

Посмотрите на трёх балерин. Обратите внимание на следующее. Когда Вы смотрите на левую балерину, то все три балерины вращаются в ту же самую сторону, что и она.  (смотрят) 0А когда Вы смотрите на правую балерину, то все три балерины вращаются уже в другую сторону, вместе с правой балериной.

Слайд Вращение трёх балерины

В таком случае, в какую же сторону на самом деле вращается средняя балерина? По часовой стрелке или против? (Отвечают)

Какой вывод можно сделать на основании увиденного?

-Совершенно с вами согласна. Направление вращения балерины зависит не от неё самой, а он нашего восприятия, от нашего мозга.

Теперь, после этой маленькой подготовки с тремя балеринами, Вы можете стать настоящими волшебниками! Вернёмся к первой одиночной балерине и заставим её вращаться в другую сторону! А если она не будет слушаться, то повращайте рядом с ней пальцем, показывая, в какую сторону ей надо вращаться.

Ну как? Подчинилась балерина Вашему приказу и начала вращаться в противоположную сторону?

 Конечно, на самом деле Вы научились управлять не балериной, а своим собственным мозгом. Но это тоже большое достижение! Поздравляю Вас Вы волшебники!

- Какую педагогическую проблему вы увидели в предложенной ситуации?  

-Совершенно верно. Все функции нашего организма регулируются головным мозгом. Он у нас состоит из двух полушарий. Функционально и структурно левое и правое полушария отличаются друг от друга. Внимание на экран!  (СЛАЙД-ТАБЛИЦА)

Левое полушарие отвечает за действия правой стороны, за двигательную и разумную сферы. Левому полушарию свойственно абстрактно-логическое мышление, устная и письменная речь. Левополушарным людям легче даётся изучение точных наук.

Правое полушарие в отличие от левого отвечает за действия левой стороны, за чувственную и эмоциональную сферы. Правому полушарию свойственно наглядно-образное мышление, мелодичность интонации, элементарное понимание речи. Правополушарным людям легче даётся изучение наук гуманитарной и творческой направленности.

Левое полушарие

Правое полушарие

Правая рука, правая нога, правый глаз, правое ухо

Левая рука, левая нога, левый глаз, левое ухо

Двигательная сфера

Чувственная сфера

Разумное

Эмоциональное

Абстрактно-логическое мышление

Наглядно-образное мышление

Устная речь

Мелодичность, интонации

Письменная речь

Элементарное понимание речи

В этом заключается межполушарная асимметрИя головного мозга. (СЛАЙД)  Это правило работы головного мозга есть не только у людей, но и у животных. Данную асимметрию также называют функциональной. 

Функциональная межполушарная асимметрия мозга – главнейшая физиологическая и психологическая особенность головного мозга. Асимметрия эта не врожденная и формируется до 10-15 лет. Поэтому учителю начальных классов важно не пропустить этот период.

Для обеспечения гармонизации мыслительной деятельности ребенка необходима система развития межполушарных связей. Для развития правого и левого полушарий можно использовать комплексы кинезиологических упражнений, разработанные  доктором философии Полом Деннисом –  основателем образовательной кинезиологии, науки о процессе обучения через движение. (СЛАЙД)

Гимнастика мозга представляет собой простые и доставляющие наслаждение движения и упражнения, которые могут использоваться на любом уроке. Они занимают немного времени, принося несоизмеримую пользу.

Я вам предлагаю освоить несколько таких упражнений, которые использую в своей педагогической деятельности и которые, возможно, пригодятся и вам.

Поднимите руки вверх, если готовы со мной посотрудничать! Спасибо, коллеги! Итак, начинаем!

Первое упражнение  называется «Колечко».

Необходимо поочередно перебирать пальцами рук, соединяя их в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. пробуем сначала одной рукой, а затем выполняется двумя руками, увеличивая скорость.

-Усложняем задачу. Упражнение «Кулак-ребро-ладонь»

Показываю три положения руки. Вместо плоскости стола будем использовать спинку впереди стоящего сиденье. Итак, по моей команде выполняем следующие движения: кулак, ребро, ладонь. Сначала правой рукой, затем левой, а теперь вместе. Ускоряемся коллеги! Благодарю вас коллеги! У вас прекрасно получается!

        А это упражнение увлекло моих ребят, и они на переменках, воодушевленно стали рисовать, на заранее приготовленных мною листах бумаги.

У нас  с вами такой возможности нет, поэтому мы будем рисовать в своём воображении.  Взяли в руки карандаши. И начинаем одновременно

обеими руками рисовать зеркально-симметричные овалы, затем  треугольники, букву  В, цифру 5. Получается? Легко ли вам следить за движениями обеих рук? Не отступаем уважаемые коллеги, продолжаем добиваться зеркального рисования.

-Вы успешно справились!

-Упражнение «Повторяй-ка» Я показываю простые движения, а вы должны всё повторить за мной, стараясь как можно скорей.  (хлопаю в ладоши, по коленям, топаю ногой, киваю головой и т д)  

Вывод: Итак, уважаемые коллеги мы с вами освоили приёмы развития межполушарного взаимодействия, а теперь закрепим, полученные навыки. Внимание на экран! После тренировки с вращающейся балериной Вы легко сможете управлять "кошкой-балериной". Заставьте её по Вашему мысленному желанию вращаться то в одну, то в другую сторону. Получилось? Ну, теперь Вы настоящие волшебники! (СЛАЙД)

Для чего учителю необходимы знания о функциональной межполушарной асимметрии мозга?

От функциональной ассиметрии мозга сильно зависят форма, вид учебной работы, стабильная учебная мотивация, эмоции, мышление, память, интеллект – всё то, от чего зависит успешность конкретного ученика. Знаниями о функциональном доминировании полушарий должны владеть и учителя, так как такая информация о конкретном ученике помогает каждому быть успешным в любой деятельности.  

-Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мастер-класс «Как развить межполушарное взаимодействие» Подготовила: Филатова Кристина Михайловна (учитель начальных классов)

Слайд 6

ЛЕВОЕ полушарие ПРАВОЕ полушарие Правая рука, правая нога, правый глаз, правое ухо Левая рука, левая нога, левый глаз, левое ухо Двигательная сфера Чувственная сфера Разумное Эмоциональное Абстрактно-логическое мышление Наглядно-образное мышление Устная речь Мелодичность, интонации Письменная речь Элементарное понимание речи Межполушарная асимметрия головного мозга!

Слайд 7

Пол Дэннис Основатель образовательной кинезиологии

Слайд 8

Упражнение « Колечко»

Слайд 9

Упражнение «Кулак-ребро-ладонь»

Слайд 10

Упражнение «Зеркальное рисование»

Слайд 11

Упражнение « Повторялки »


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс по технологии. Изготовление поделки "Весёлая обезьянка". Мастер-класс предназначен для детей начальных классов

Мастер-класс по созданию поделки из разных материалов "Весёлая обезьянка" в форме презентации...

Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух". Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух".

Одна из основных задач педагогов -  разработать и показать урок в рамках реализации нового образовательного стандарта.Тип урока – урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Е...

Презентация мастер - класса "Стань мастером активного целеполагания"

Любая деятельностоь начитается с цели. Без четкого понимания цели невозможна любая деятельность....

Мастер класс "Формирование и развитие универсальных учебных действий младших школьников в учебной деятельности"Мастер

Мастер класс предназначен для учителей начальных классов. Цель мастер класса:продемонстрировать способы формирования универсальных учебных действий;научить определять и находить универсальные уче...