МЕТОДИЧЕСКАЯ ИДЕЯ: "ФЕЛИКСОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ"
методическая разработка

Канайкина Ирина Николаевна

Феликсологический подход к обучению в начальной школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_sem_1_2.docx20.23 КБ

Предварительный просмотр:

ФЕЛИКСОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД .ПРОЕКТИРОВАНИЕ УРОКА.ПРИЕМЫ И МЕТОДЫ.

Разработала: КАНАЙКИНА И.Н.

Добрый день, уважаемые коллеги и члены жюри!

Я, счастливый учитель начальных классов.

Желание ребенка поймать птицу счастья. Стать счастливым и сделать счастливыми других людей……исполнимо ли оно? Конечно, да!!

Нужно только помочь ему, поймать птицу счастья, ведь наше общество нуждается в таких людях, способных мечтать и постоянно изобретать новое, быть успешными и делать успешными других.

Поэтому сегодня актуальным для педагогов и психологов являются вопросы: Как взрастить успешность? Как сделать урок продуктивным и интересным? Как воспитать счастливого и успешного в будущем человека?

В первую очередь – это ценностная ориентация на развитие личности обучающегося, использование феликсологического подхода к обучению в начальной школе. От успешного учителя к успешному ученику.

Феликсология – определяет проблему счастья как педагогическую проблему, предлагает технологическое решение вопроса формирования у детей способности быть счастливым, описывает приемы и методы по развитию данной способности, предъявляет иллюстративный материал практической реализации новой для школы проблемы.

Считаю, что сочетание феликсологического и личностно-ориентируемого подхода к обучению повысит познавательную мотивацию школьников.

Таким образом, определилась необходимость использования целенаправленных приемов и методов для феликсологического воспитания и создания ситуации успеха.

Своими педагогическими ориентирами и векторами я вижу педагогические идеи основателя майской школы педагога практика К.И.Май и феликсологические идеи доктора педагогических наук, профессора Н.Е.Щурковой.

Школа для ученика начальных классов не должна быть бедой, она должна быть школой радости и успеха.

Поэтому я разделила день ученика на такие составляющие: дети, уроки, перемены, учитель, родители,блокнотик. Это пазлы счастливого дня ученика. Одной из важных деталей этого конструктора является урок. Наш пазл работает только в том случае, когда детали собраны все вместе.

Согласно феликсологии  урок – это акцентированное педагогом на постижение, созидание и проживание счастья здесь и сейчас.

Мы с ребятами несколько изменили данный подход: счастье постигается- я узнаю (осознается суть данного явления, процесса), проживается- я пробую(когда в момент урока ребенок осознает свою удовлетворенность результатом деятельности), созидается – я могу(использует данный алгоритм в действие, чтобы решить пример). По этому золотому правилу построен каждый урок.

- За период работы в рамках данного подхода я создала свою копилку идей, которыми хочу с вами поделиться.

Как просто рассказать о сложном? Как донести сложную мысль? Как объяснить материал ребёнку? Скрайбинг- это процесс визуализации сложного смысла простыми образами; это эффективный метод развития для детей, который я очень часто использую на своих уроках.

Скрайбинг можно использовать в школе на любом уроке и по любой теме. Подойдет он для объяснения нового материала и проверки усвоенного, может быть использован как средство обобщения изученного, как домашнее задание, как "мозговой штурм" и рефлексия на уроке. На своем уроке я использовала данный прием на этапе закрепления.

(Например, на уроке окружающего мира, закрепление темы: «Живая и неживая природа», я использую презентацию. На слайде разбросаны предметы и явления живой и неживой природы, их делят на 2 группы (слева- живая природа, справа –неживая природа),объясняя свой выбор, защищая свой ответ (наглядно), отвечая на последующие вопросы, пользуясь данным методом.

В рамках реализации инновационных технологий,я использую прием «Карты ума» или «Интеллект карты» в урочной и во внеурочной деятельности.

В начальной школе этот метод можно использовать на этапе объяснения нового материала, закрепления, контроля изучения нового материала, при составлении планов-пересказов(интеллект-карта служит отличной опорой для пересказа, в ней содержатся ключевые узлы, по которым можно легко воспроизвести текст), в проектной  деятельности.

Этот метод приходилось использовать на уроках русского языка, (в виде карты-памяти, например, тема урока: «Имя существительное», для закрепления данного материала. Ключевые слова «Имя существительное», от него отходят ряд стрелок в разные стороны, каждая стрелка имеет название (пояснение), что называется именем существительное (

1стрелка: Имя существительное- предмет,

2 стрелка: «Кто? Что?»

3 стрелка: Одушевленные и неодушевленные предметы

4 стрелка: Главные член в предложении и т.д 1,2 класса

И Мы делаем шаг к успеху!

На этапе выявления места и причины затруднения использую приемы «Место сомнений» и «Место успеха».

В число новых форм интерактивной организации учебной деятельности входит гексагон-метод или шестиугольное обучение, которое направлено на развитие логики и творческих способностей учащихся. При использовании подобного метода дети способны сами вносить коррективы в свою деятельность и нести ответственность за принятое решение.

В своей работе я уделяю большое внимание дифференцированному подходу, который позволяет организовать работу как с одаренными детьми, так и со слабыми. Результатом ее явились призовые места на муниципальных,  и всероссийских предметных конкурсах и олимпиадах. Ребята делают шаги к успеху!

Коллеги, посмотрите, пожалуйста, на экран. Что это…? Да, вы правы-это одно из любимых развлечений детей и взрослых ПАЗЛЫ. Я использую на своих уроках карты – пазлы с целью повышения интереса обучающихся к предмету. Игры с пазлами способствуют развитию образного и логического мышления, внимания, учат правильно воспринимать связь между частью и целым, а также развивают мелкую моторику.

(Например, урок литературного чтения, тема «Русские народные сказки, класс делится на несколько групп, каждой группе раздается картинка «Пазл-сказка», дети собирают, вспоминают название сказки, описывают краткое содержание произведения).Так же применяю для введения в новую тему определенного урока.

Прием «Незаконченный рассказ»

Использую в основном на уроках литературного чтения. Читая текст, останавливаюсь на самом интересном месте. У ребенка возникает вопрос: «А что же дальше?» Если возник вопрос, значит, есть потребность узнать, а значит, ребенок обязательно прочтет текст. «Чтение с остановками».

В тексте выделяются 2-3 остановки, задаются детям вопросы, побуждающие к критическому мышлению.

Что заставило героя поступить именно так?

Как дальше будут развиваться события? Используется прием «Дерево предсказаний». Дети учатся аргументировать свою точку зрения, связывать свои предположения с данными текста.

Прием «Ромашка», можно использовать на любом уроке,в закреплении темы урока.

Дети отрывают лепестки ромашки, по кругу передают разноцветные листы и отвечают на главные вопросы, относящиеся к теме урока, записанные на обратной стороне.

Быстро меняющийся мир требует системного и целенаправленного применения информационно-коммуникационных технологий.

Мои ученики выполняют на портале Учи.ру, олимпиадные задания, тестовые задания. Через Месенджеря держу связь с длительно-болеющими детьми.

Коллеги, обратите внимание на экран…КАКИЕ АССОЦИАЦИИ У ВАС ВОЗНИКАЮТ? Что это? СДЕЛАЙТЕ СВОЙ ШАГ К УСПЕХУ!

Наиболее яркими примерами феликсологическихприемов, способствующих формированию успешной личности младшего школьника являются приемы «Цветные дни» и «Счастливый блокнотик».

Мы делаем вместе шаги к успеху!

Проходит день, год  и заметно, как меняются дети, их мотивация, стремление. Фраза «Я хочу в школу!» становится реальной. Это все дает мне возможность  быть успешным – счастливым учителем!

Я очень надеюсь, что закончится период обучения в школе каждый из моих учеников получит свою синюю птицу счатья и я тоже ее получу…

Успех не возможен без усилий. Но мы то знаем, что преодоление трудностей делает нас сильнее!

Благодарю за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Компетентностный подход в обучении в начальной школе»

В условиях модернизации общего образования приоритетной целью каждой ступени становится развитие личности, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию....

Безотметочный подход к обучению в начальной школе

Данный доклад был представлен на занковских чтениях....

Индивидуальный подход к обучению в начальной школе

Процесс усвоения знаний, его успешность зависят от того, как организуется процесс ориентации ребенка в материале....

Открытый урок по математике во 2 классе «Сложение и вычитание чисел в пределах 100» с учетом требований системно-деятельностного подхода к обучению в начальной школе.

Цель урока: ознакомление учащихся со сложением и вычитание по разрядам в пределах 100. Задачи урока:• отработать изученные вычислительные приемы, • закрепить умение решать задачи разными спо...