МЕТОДИЧЕСКАЯ ИДЕЯ: "ФЕЛИКСОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ"
методическая разработка
Феликсологический подход к обучению в начальной школе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod_sem_1_2.docx | 20.23 КБ |
Предварительный просмотр:
ФЕЛИКСОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД .ПРОЕКТИРОВАНИЕ УРОКА.ПРИЕМЫ И МЕТОДЫ.
Разработала: КАНАЙКИНА И.Н.
Добрый день, уважаемые коллеги и члены жюри!
Я, счастливый учитель начальных классов.
Желание ребенка поймать птицу счастья. Стать счастливым и сделать счастливыми других людей……исполнимо ли оно? Конечно, да!!
Нужно только помочь ему, поймать птицу счастья, ведь наше общество нуждается в таких людях, способных мечтать и постоянно изобретать новое, быть успешными и делать успешными других.
Поэтому сегодня актуальным для педагогов и психологов являются вопросы: Как взрастить успешность? Как сделать урок продуктивным и интересным? Как воспитать счастливого и успешного в будущем человека?
В первую очередь – это ценностная ориентация на развитие личности обучающегося, использование феликсологического подхода к обучению в начальной школе. От успешного учителя к успешному ученику.
Феликсология – определяет проблему счастья как педагогическую проблему, предлагает технологическое решение вопроса формирования у детей способности быть счастливым, описывает приемы и методы по развитию данной способности, предъявляет иллюстративный материал практической реализации новой для школы проблемы.
Считаю, что сочетание феликсологического и личностно-ориентируемого подхода к обучению повысит познавательную мотивацию школьников.
Таким образом, определилась необходимость использования целенаправленных приемов и методов для феликсологического воспитания и создания ситуации успеха.
Своими педагогическими ориентирами и векторами я вижу педагогические идеи основателя майской школы педагога практика К.И.Май и феликсологические идеи доктора педагогических наук, профессора Н.Е.Щурковой.
Школа для ученика начальных классов не должна быть бедой, она должна быть школой радости и успеха.
Поэтому я разделила день ученика на такие составляющие: дети, уроки, перемены, учитель, родители,блокнотик. Это пазлы счастливого дня ученика. Одной из важных деталей этого конструктора является урок. Наш пазл работает только в том случае, когда детали собраны все вместе.
Согласно феликсологии урок – это акцентированное педагогом на постижение, созидание и проживание счастья здесь и сейчас.
Мы с ребятами несколько изменили данный подход: счастье постигается- я узнаю (осознается суть данного явления, процесса), проживается- я пробую(когда в момент урока ребенок осознает свою удовлетворенность результатом деятельности), созидается – я могу(использует данный алгоритм в действие, чтобы решить пример). По этому золотому правилу построен каждый урок.
- За период работы в рамках данного подхода я создала свою копилку идей, которыми хочу с вами поделиться.
Как просто рассказать о сложном? Как донести сложную мысль? Как объяснить материал ребёнку? Скрайбинг- это процесс визуализации сложного смысла простыми образами; это эффективный метод развития для детей, который я очень часто использую на своих уроках.
Скрайбинг можно использовать в школе на любом уроке и по любой теме. Подойдет он для объяснения нового материала и проверки усвоенного, может быть использован как средство обобщения изученного, как домашнее задание, как "мозговой штурм" и рефлексия на уроке. На своем уроке я использовала данный прием на этапе закрепления.
(Например, на уроке окружающего мира, закрепление темы: «Живая и неживая природа», я использую презентацию. На слайде разбросаны предметы и явления живой и неживой природы, их делят на 2 группы (слева- живая природа, справа –неживая природа),объясняя свой выбор, защищая свой ответ (наглядно), отвечая на последующие вопросы, пользуясь данным методом.
В рамках реализации инновационных технологий,я использую прием «Карты ума» или «Интеллект карты» в урочной и во внеурочной деятельности.
В начальной школе этот метод можно использовать на этапе объяснения нового материала, закрепления, контроля изучения нового материала, при составлении планов-пересказов(интеллект-карта служит отличной опорой для пересказа, в ней содержатся ключевые узлы, по которым можно легко воспроизвести текст), в проектной деятельности.
Этот метод приходилось использовать на уроках русского языка, (в виде карты-памяти, например, тема урока: «Имя существительное», для закрепления данного материала. Ключевые слова «Имя существительное», от него отходят ряд стрелок в разные стороны, каждая стрелка имеет название (пояснение), что называется именем существительное (
1стрелка: Имя существительное- предмет,
2 стрелка: «Кто? Что?»
3 стрелка: Одушевленные и неодушевленные предметы
4 стрелка: Главные член в предложении и т.д 1,2 класса
И Мы делаем шаг к успеху!
На этапе выявления места и причины затруднения использую приемы «Место сомнений» и «Место успеха».
В число новых форм интерактивной организации учебной деятельности входит гексагон-метод или шестиугольное обучение, которое направлено на развитие логики и творческих способностей учащихся. При использовании подобного метода дети способны сами вносить коррективы в свою деятельность и нести ответственность за принятое решение.
В своей работе я уделяю большое внимание дифференцированному подходу, который позволяет организовать работу как с одаренными детьми, так и со слабыми. Результатом ее явились призовые места на муниципальных, и всероссийских предметных конкурсах и олимпиадах. Ребята делают шаги к успеху!
Коллеги, посмотрите, пожалуйста, на экран. Что это…? Да, вы правы-это одно из любимых развлечений детей и взрослых ПАЗЛЫ. Я использую на своих уроках карты – пазлы с целью повышения интереса обучающихся к предмету. Игры с пазлами способствуют развитию образного и логического мышления, внимания, учат правильно воспринимать связь между частью и целым, а также развивают мелкую моторику.
(Например, урок литературного чтения, тема «Русские народные сказки, класс делится на несколько групп, каждой группе раздается картинка «Пазл-сказка», дети собирают, вспоминают название сказки, описывают краткое содержание произведения).Так же применяю для введения в новую тему определенного урока.
Прием «Незаконченный рассказ»
Использую в основном на уроках литературного чтения. Читая текст, останавливаюсь на самом интересном месте. У ребенка возникает вопрос: «А что же дальше?» Если возник вопрос, значит, есть потребность узнать, а значит, ребенок обязательно прочтет текст. «Чтение с остановками».
В тексте выделяются 2-3 остановки, задаются детям вопросы, побуждающие к критическому мышлению.
Что заставило героя поступить именно так?
Как дальше будут развиваться события? Используется прием «Дерево предсказаний». Дети учатся аргументировать свою точку зрения, связывать свои предположения с данными текста.
Прием «Ромашка», можно использовать на любом уроке,в закреплении темы урока.
Дети отрывают лепестки ромашки, по кругу передают разноцветные листы и отвечают на главные вопросы, относящиеся к теме урока, записанные на обратной стороне.
Быстро меняющийся мир требует системного и целенаправленного применения информационно-коммуникационных технологий.
Мои ученики выполняют на портале Учи.ру, олимпиадные задания, тестовые задания. Через Месенджеря держу связь с длительно-болеющими детьми.
Коллеги, обратите внимание на экран…КАКИЕ АССОЦИАЦИИ У ВАС ВОЗНИКАЮТ? Что это? СДЕЛАЙТЕ СВОЙ ШАГ К УСПЕХУ!
Наиболее яркими примерами феликсологическихприемов, способствующих формированию успешной личности младшего школьника являются приемы «Цветные дни» и «Счастливый блокнотик».
Мы делаем вместе шаги к успеху!
Проходит день, год и заметно, как меняются дети, их мотивация, стремление. Фраза «Я хочу в школу!» становится реальной. Это все дает мне возможность быть успешным – счастливым учителем!
Я очень надеюсь, что закончится период обучения в школе каждый из моих учеников получит свою синюю птицу счатья и я тоже ее получу…
Успех не возможен без усилий. Но мы то знаем, что преодоление трудностей делает нас сильнее!
Благодарю за внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Компетентностный подход в обучении в начальной школе»
В условиях модернизации общего образования приоритетной целью каждой ступени становится развитие личности, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию....
Системно-деятельностный подход в обучении учащихся начальной школы
Выступление на МО учителей начальной школы...
Безотметочный подход к обучению в начальной школе
Данный доклад был представлен на занковских чтениях....
Индивидуальный подход к обучению в начальной школе
Процесс усвоения знаний, его успешность зависят от того, как организуется процесс ориентации ребенка в материале....
Доклад на районном методическом объединении учителей начальных классов на тему:"Личностно-ориентированный подход в обучении в начальной школе"
Доклад на районном методическом объединении учителей начальных классов....
Доклад на районном методическом объединении учителей начальных классов на тему :"Личностно - ориентированный подход в обучении в начальной школе".
Доклад на районном методическом объединении учителей начальных классов....
Открытый урок по математике во 2 классе «Сложение и вычитание чисел в пределах 100» с учетом требований системно-деятельностного подхода к обучению в начальной школе.
Цель урока: ознакомление учащихся со сложением и вычитание по разрядам в пределах 100. Задачи урока:• отработать изученные вычислительные приемы, • закрепить умение решать задачи разными спо...