«Компетентностный подход в обучении в начальной школе»
статья (1,2,3,4 класс) по теме
В условиях модернизации общего образования приоритетной целью каждой ступени становится развитие личности, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_pedkonferenciya.doc | 48.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ВЫСТУПЛЕНИЕ
на городском методическом объединении учителей начальных классов
учителя начальных классов МОУ СОШ №17 Щегловой Т.В.
«Компетентностный подход в обучении в начальной школе»
Изменения, происходящие сегодня в системе российского образования, предполагают обновление качества образования.
В статье 14 Закона РФ «Об образовании» записано: «Содержание образования в школе должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения».
В «Стратегии модернизации содержания общего образования» обозначены обновленные цели общего образования: ( 2 кадр)
- развитие у обучающихся самостоятельности и способности к самоорганизации;
- умение отстаивать свои права;
готовность к сотрудничеству, развитие способности к созидательной деятельности;
- толерантность.
Таким образом, в условиях модернизации общего образования приоритетной целью каждой ступени становится развитие личности, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию.
В Концепции модернизации российского образования до 2010 года сформулированы ключевые компетенции современного качества образования, которое предполагает ориентацию образования не только на «усвоение обучающимися определенной суммы универсальных знаний, умений и навыков, но и на развитие личности, её познавательных и созидательных способностей».
Ориентируясь на формирование целостной системы универсальных знаний, умений и навыков, модернизация настаивает на создании таких условий обучения, при которых ученики уже в стенах школы приобретут «опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности».
Следовательно, в стенах школы человек должен овладеть суммой современных универсальных умений, научиться применять их в повседневной жизни. Это означает, что необходимо перейти от предметно-знаниевой модели обучения к практико-ориентированной, компетентностной.
В государственном образовательном стандарте начального общего образования определено, что важнейшим приоритетом начального общего образования является формирование общеучебных умений, навыков и способов познавательной деятельности, уровень освоения которых в значительной мере предполагает успешность обучения на последующих ступенях непрерывного образования.
Анализируя последние государственные документы, рассматривающие современное качество образования, можно выделить две группы образовательных результатов: ( 3 кадр)
1. Способность ориентироваться (в окружающей действительности, в явлениях природы, в социальных явлениях, во всех областях культуры).
2. Формирование пяти ключевых компетенций: ( 4 кадр)
- социальных;
- коммуникативных;
- информационных;
- толерантности;
- самообразования.
Каким в идеале должен быть ученик начальной школы? ( 5 кадр)
Любознательный, интересующийся, активно познающий мир, владеющий основами умения учиться... (6 кадр)
- Какими же ключевыми компетенциями должны обладать выпускники
начальной школы?
Обладать компетентностью - значит иметь определенные знания, быть осведомлённым в чём-либо, в какой-либо сфере.
В начальной школе мы выделяем компетенции: (7 кадр)
1. Учебно-познавательные.
Ученик добывает знания непосредственно из окружающей действительности, владеет приёмами решения учебно-познавательных проблем, действий в разных (нестандартных) ситуациях.
Например, окружающий мир. Тема «Природная зона-тундра». Обобщающий урок.
Весь класс превращается в научную станцию. Идёт самостоятельная исследовательская работа учащихся. Дети делятся на группы: ученые-географы, ботаники, экологи, зоологи. Перед каждой группой стоит определенная задача, которая изложена в карточках. Защищают свои мини-исследования в конце урока, используя рисунки, фотографии, рефераты. В процессе таких заданий мы развиваем познавательный интерес, учим выбирать из общего материала главное и приводить в систему.
2. Ценностно-смысловые компетенции.
Связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение.
Например, по плану воспитательной работы школы выступление Экологической агитбригады «Наша планета Земля».
Дети должны оценивать экологическую ситуацию не только в мире, но и внимательно смотреть вокруг себя и понимать свою роль в мире, иметь свое мнение, ощущать себя не только членом маленького своего классного коллектива, но и человеком, ответственным за природу своего двора, улицы, города, страны, Земли.
3. Коммуникативные компетенции.
Навыки владения работы в группе, коллективе с различными социальными ролями. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, заявление заполнить анкету, задать вопрос, вести дискуссию.
Например, на уроке математики работают консультанты. Они проверяют сделанную работу на своём ряду, исправляют ошибки. Такой вид деятельности оказывает огромную помощь учителю. Развивает у детей взаимопомощь, взаимопроверку, навыки работы в группах.
4. Остановлюсь ещё на одной ключевой компетенции, связанной с трудовой деятельностью. За период обучения с 1-4 класс учащиеся приобретают начально-технические знания; умения и навыки по изготовлению изделий из различных материалов, навыки самообслуживания.
Урок трудового обучения. Тема: изготовление модели детской площадки. Учащиеся работают в парах, получая инструкционную карту последовательности изготовления площадки. Дети поэтапно выполняют работу.
Дизайн всевозможных качелей, горок и других элементов игровой зоны придумывают сами. В процессе таких заданий обогащается трудовой опыт детей; развиваются навыки и умения конструирования.
5. Информационные компетенции.
Владение современными средствами информации (телевизор, магнитофон, телефон, компьютер, принтер) и информационными технологиями (аудио- и видеозапись, Интернет..)
6. Здоровьесберегающие компетенции.
Знание и соблюдение норм здорового образа жизни; знание и соблюдение личной гигиены, обихода; физическая культура человека, свобода и ответственность в выборе образа жизни.
Основным результатом деятельности учителя начальных классов не должна стать система знаний, умений и навыков сама по себе. А набор ключевых компетенций учащихся в интеллектуальной, правовой, информационной и других сферах личности и создание условий для её реализации.
Необходимо на первый план выдвигать не информированность ученика, а умение разрешать возникающие в жизни проблемы.
В качестве результатов обучения и воспитания рассматривать не сумму заученных знаний, умений и навыков, а способность действовать в различных проблемных ситуациях.
Наиболее удачны в практике следующие методы, приёмы и формы: (8 кадр)
- Удивляй! (учитель находит такой угол зрения, при котором даже обыденное становится удивительным);
- Отсроченная отгадка! (учитель даёт удивительный факт-загадку, отгадка к которой будет открыта при работе с новым материалом); (9 кадр)
- Лови ошибку! (учитель намеренно допускает ошибку);
- Круглый стол, обсуждение; (10 кадр)
- задание с массивом;
- идеальное задание (учитель предлагает школьникам выполнить дома работу по их собственному выбору и пониманию).
- мозговой штурм, поиск общего, найди объяснения, посмотри чужими глазами, театрализация и т.д.
Главная задача начальной школы – обеспечить развитие личности ребенка на более высоком уровне.
Использование активных методов обучения способствует развитию умения анализировать, рассуждать, планировать, комбинировать, создавать новое.
Активно использовать в деятельности метод проектов. (11 кадр)
При работе над проектом появляется исключительная возможность формирования у школьников компетентности решения проблем (поскольку обязательным условием реализации метода проектов в школе является решение учащимся собственных проблем средствами проекта), а также освоение способов деятельности, составляющих коммуникативную и информационную компетентности.
По своей сути проектирование – самостоятельный вид деятельности, отличающийся от познавательной деятельности.
В целях объединения усилий школы, семьи, общественности в патриотическом воспитании детей, а также выработки единых подходов в воспитании можно использовать такую форму работы, как деятельность школьного музея. (12 кадр)
Средством оценивания учебных достижений учащихся, наиболее соответствующим компетентностному подходу, является портфолио (учебный портфель). Портфолио — папка-накопитель учебных достижений учащегося, наглядно характеризующая его продвижение в развитии ключевых компетенций. Портфолио выступает не только средством оценивания, но и своеобразным инструментарием, справочником, составленным из разных источников с помощью ученика и учителя.
Портфолио выступает в компетентностном подходе не просто как особая форма оценивания, но как форма, соединяющая в себе все возможные варианты оценивания. Это возможно, поскольку:
- учащийся использует свое портфолио для самооценивания результатов и для оценки темпов своего продвижения в той или иной компетенции;
- портфолио, его содержание и ведение могут быть оценены учителем;
- портфолио может быть презентовано перед классом, педагогами, родителями;
- может быть создано групповое портфолио учащихся класса, которое используется для групповой самооценки. (13 кадр)
Уметь анализировать, сравнивать, выделять основное, давать адекватную самооценку, быть ответственным, самостоятельным, уметь творить и сотрудничать, работать без постоянного руководства, проявлять инициативу, замечать проблемы и искать пути их решения на основе здравых рассуждений - это ключевые компетентности, которые можно выделить в современном обществе. То, с чем ребёнку нужно войти в этот мир. (14 кадр)
Задача учителя - так выстроить процесс обучения и воспитания, чтобы помочь раскрыться духовным силам ребёнка, научить его мыслить, привить навыки практических действий.
Учителям, родителям, администрации образовательных учреждений необходимо осмыслить требования к образованию, предъявляемые новыми стандартами и находить новые подходы в работе.
Направленность на воспитание и развитие школьника – основа деятельности педагогического коллектива образовательного учреждения. Но многое зависит от учителя. Учителям придется пересмотреть всю работу, освоить новые методы, принять, практически осуществить системность требований, заложенных в стандартах второго поколения. (15 кадр)
Таким образом, современной школе нужна новая модель – «школа активного ученика». К этому необходимо стремиться коллективу школы.
Можно сделать вывод, что частично компетентностный подход в начальной школе существует и реализуется, а его полная реализация представляется возможной.
Дальнейшая «жизнь» подхода зависит только уже от самих учителей начальных классов, от их готовности его принять и реализовывать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Компетентностный подход в учебном процессе начальной школы
Информация о компетентностном подходе в учебном процессе начальной школы...
Системно-деятельностный подход в обучении учащихся начальной школы
Выступление на МО учителей начальной школы...
Компетентностный подход на уроках в начальной школе.
Компетентностный подход в школьном образовании - новое явление, но уже сейчас существует возможность использовать его элементы, в частности особую организацию познавательной деятельности учащихся, пои...
Безотметочный подход к обучению в начальной школе
Данный доклад был представлен на занковских чтениях....
Доклад на районном методическом объединении учителей начальных классов на тему:"Личностно-ориентированный подход в обучении в начальной школе"
Доклад на районном методическом объединении учителей начальных классов....
Доклад на районном методическом объединении учителей начальных классов на тему :"Личностно - ориентированный подход в обучении в начальной школе".
Доклад на районном методическом объединении учителей начальных классов....
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС...