Безотметочный подход к обучению в начальной школе
статья (1 класс) по теме

Моторина Наталья Васильевна

Данный доклад был представлен на занковских чтениях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальная общеобразовательная средняя школа №8

Безотметочный подход к обучению в начальной школе.

( выступление на занковских чтениях)

Учитель Моторина Наталья Васильевна

2012 год.


         

За последнее десятилетие произошли значительные изменения в содержании образования. Перенесён акцент с предметных знаний, умений и навыков как основной цели обучения на формирование общеучебных умений, на развитие самостоятельности учебных действий. Это влечёт за собой и изменение системы оценивания.

Безотметочное обучение - это поиск нового подхода к оцениванию, который позволил бы преодолеть недостатки существующей «отметочной» системы оценивания.

Традиционная пятибалльная система оценивания

а)        не даёт полноценной возможности для формирования у учащихся оценочной самостоятельности. Указанная способность признана сегодня ключевой компетенцией, определяющей новое качество содержания российского образования. Общепринятая «отметочная» система выполняет функцию внешнего контроля успешности обучения учащихся со стороны учителя. Она не предполагает ни оценки учеником собственных действий, ни сопоставления его внутренней оценки с внешней оценкой (оценкой учителя, других учеников);

б)        затрудняет индивидуализацию обучения. Учителю трудно зафиксировать и положительно оценить реальные достижения каждого конкретного ребёнка в сравнении с предыдущими результатами его обучения.

Фактически учителю приходится лавировать между фиксацией успешности результата ребёнка, сравнивая этот результат с некоторой среднестатистической нормой («Три ошибки в диктанте - это хорошо или плохо?»), и фиксацией успешности результата для данного ребёнка ( «Для данного учащегося три ошибки - хорошо, если обычно у него их десять»). Даже если учитель склонен к оценке индивидуального результата ребёнка («Для тебя три ошибки - это хорошо, ты - молодец!»), официальный статус отметки («Всё равно за такую работу нужно ставить три») сводит на нет все старания педагога;

в)        является малоэффективной. В силу своей формализованности и скрытности критериев по отметке часто нельзя судить о действительном уровне знаний и, что самое главное, нельзя определить вектор дальнейших усилий - что именно надо улучшить, над чем поработать, в какой степени это вообще возможно для данного ребёнка;

г)        часто носит травмирующий характер. Полностью сосредоточенная в руках учителя, «отметочная» система нередко оказывается орудием манипуляции и психологического давления. Ш. А. Амонашвили называл отметку «костылями хромой педагогики». «В отметках мало педагогики и больше власти, которую учителя полностью забирают в свои руки, чтобы легче было управлять детьми. Ученики сжигают наши отметки, стирают или замалёвывают их. Что это значит? Это значит, что они недолюбливают нас, им не нравится творимый нами педагогический процесс, они отдаляются от

-з-

нас. Как же мы можем воспитать ребёнка, если он убегает от нас?» Отметка является орудием психологического давления не только на ребёнка, но и на родителей, которые подчас даже непроизвольно, тоже используют это средство для оказания давления на ребёнка. Всё это приводит к снижению интереса к обучению, росту психологического дискомфорта учащегося в обучении, его тревожности и даже к ухудшению его физического здоровья.

Чтобы устранить негативные моменты в обучении, способствовать гуманизации, индивидуализации учебного процесса, повысить учебную мотивацию и самостоятельность учащихся в обучении, необходим принципиально иной подход к оцениванию. С поиском таких форм и связано появление безотметочного обучения.

Учёными уже определены и сформированы некоторые общие подходы к построению технологии безотметочного обучения, а педагогами-практиками нарабатываются конкретные формы её организации.

В основе данных подходов лежат следующие ключевые вопросы:

  1. что оценивать (т.е. что именно подлежит оцениванию, а что оценивать не следует),
  2. как оценивать (т.е. какими средствами должно фиксироваться то, что оценивается),
  3. каким образом оценивать (т.е. какова должна быть сама процедура оценивания, этапы её осуществления),
  4. что нужно учитывать при таком оценивании (т.е. каковы необходимые педагогические условия эффективности безотметочной системы оценивания).

Оцениваться должны не только знания, умения и навыки учащихся, но и творчество и инициатива во всех сферах школьной жизни. Если 90% оценочных суждений и действий учителя будет посвящено знаниям, умениям и навыкам и только 10% - творческим проявлениям ребёнка, то ученики получают ясное сообщение: «Я вас ценю в основном как исполнителей, точно следующих моим образцам и инструкциям, как людей, успешнее действующим по правилам и алгоритмам».

Необходимо, чтобы оценка творческих проявлений ребёнка была социально оформлена, представлена и учителям, и учащимся, и родителям. Это могут быть сменные выставки, публикации в школьной газете, участие во всевозможных конкурсах. Очень важно, чтобы социальное признание находили не только художественное творчество учащихся, но и интеллектуальные творческие и инициативные проявления ребёнка: умные вопросы, самостоятельный поиск дополнительного учебного материала, интересные догадки.

Оцениванию на уроках не должны подлежать личные качества ребёнка (темп работы, особенности памяти, внимания, восприятия). Оценивается выполненная работа, а не её исполнитель.

Работая без отметок, учитель не должен употреблять «заменителей» отметочной системы: «звёздочек», «флажков», «солнышек», «зайчиков» и т.п. При безотметочном обучении используются такие средства оценивания

которые, во-первых, позволяют зафиксировать индивидуальное продвижение каждого ребёнка, а, во-вторых, не провоцируют учителя на сравнение детей между собой, ранжирование учеников по их успеваемости. Это могут быть условные шкалы, на которых фиксируется результат выполненной работы по определённому критерию, различные формы графиков, таблиц, «Листов индивидуальных достижений», в которых отмечаются уровни учебных достижений ребёнка по множеству параметров. Все эти формы фиксации оценивания являются личным достоянием ребёнка и его родителей. Учитель не должен делать их предметом сравнения, недопустимо, например, вывешивать в классе так называемый «Экран успеваемости». Оценки не должны становиться причиной наказания или поощрения ребёнка учителем или родителем.

Особенность процедуры оценивания при безотметочном обучении состоит в том, что самооценка ученика должна предшествовать учительской оценке. Возможность для самооценивания надо предоставлять детям, начиная с первых недель обучения в школе. Выполнив задания по письму и математике, ребёнок оценивает сам правильность выполнения того или иного задания на оценочной шкале. Учитель при проверке работы может согласиться с поставленной ребёнком оценкой (обвести кружком его точку), либо расположить свой кружок выше или ниже точки. Учительский вариант оценки особенно важен для детей с завышенной или заниженной самооценкой. Для оценивания и самооценивания выбираются только такие задания, где существует объективный однозначный критерий оценивания (например, количество звуков в слове), и не выбираются те, где неизбежна субъективность оценки (например, красота написания буквы).

Самооценка ученика должна дифференцироваться, т.е. складываться из оценок своей работы по целому ряду критериев. В этом случае ребёнок будет учиться видеть свою работу как сумму многих умений, каждое из которых имеет свой критерий оценивания.

Ребёнок сам выбирает ту часть работы, которую он хочет сегодня предъявить учителю для оценки, сам назначает критерий оценивания. Это приучает школьников к ответственности оценочных действий. Учитель не имеет права высказывать оценочные суждения по поводу черновой работы, которую ученик не предъявляет для оценки.

Самооценивание неотрывно от умения себя контролировать. Должны использоваться особые задания, обучающие ребёнка сличать свои действия с образцом.

Младшие школьники имеют право на самостоятельный выбор сложности контрольных заданий. Право ребёнка на сомнение и незнание должно быть оформлено не только устно. Вводятся знаки сомнения (например, знак вопроса), использование которых высоко оценивается учителем. Создаётся система заданий, специально направленных на обучение ребёнка отделять известное от неизвестного. Постепенно вводятся средства,

Позволяющие самому ребёнку и его родителям прослеживать динамику учебной успешности относительно его самого, давать относительные, а не только абсолютные оценки (например, графики уменьшения количества ошибок в диктантах, в счёте и т.п.)

Оценка высших достижений ребёнка (самый быстрый, самый аккуратный, самый грамотный и т.п.) является для многих детей мощным стимулом для учебных усилий. Однако введение систематических оценок высших достижений создаёт в классе атмосферу соревновательности, которая может травмировать некоторых детей, вызывать зависть у других и не соответствует личностным установкам некоторых учителей, поэтому вопрос о введении оценок высших достижений (медалей, грамот и т.п.) Должен решаться очень осторожно и индивидуально.

Работа в режиме безотметочного обучения требует наличия определённых условий, важнейшее из которых - добровольное принятие единой «оценочной политики» всеми членами педагогического коллектива. Важно, чтобы эта «оценочная политика» была не просто принята на уровне школы, но и тщательно разработана, по крайней мере, должен быть заранее продуман ряд «узловых» вопросов, обеспечивающих функционирование единого оценочного «организма» школы. Среди таких вопросов можно назвать следующие:

  1. «Стыковка» на уровне общих подходов к оцениванию между начальной и основной школой. Если не будет выстроен специальный переход от способов оценивания в начальной школе к нормативному оцениванию в основной, дети пострадают от резкого перепада в оценочных взаимоотношениях с учителями.
  1. «Стыковка» «оценочной политики» школы и семьи Должны быть продуманы механизмы постоянного согласования и координации оценочной политики учителей и родителей школьника на всех этапах обучения.
  2. «Стыковка» оценочных требований администрации и учителей всех ступеней, договор о приемлемых формах внутришкольного контроля

(о правилах ведения классных журналов, ученических дневников).

В чём же заключается работа учителей в режиме безотметочного обучения?

В начале изучения темы учитель проводит так называемую стартовую работу, цель которой - оценка начального уровня подготовки учащегося. Результат такой оценки можно фиксировать по-разному: с помощью определённого количества баллов за выполнение каждого задания «дробью», которая фиксирует отношение правильно выполненного объёма работы к общему объёму заданий; в процентах и т.п. В дальнейшем сравнение результата стартовой работы с результатом в конце изучения раздела поможет учителю зафиксировать «прирост» в умениях каждого ученика.

Текущую оценку учебных достижений учеников можно фиксировать с помощью условных шкал - «волшебных линеечек», напоминающих

ребёнку измерительный прибор.

С помощью линеечки можно измерить всё что угодно. Например, учитель объясняет первоклассникам, что на самом верху «линеечки» может поставить «крестик» тот ребёнок, который все слова в диктанте написал отдельно, в самом низу этой линеечки - тот, кто все слова написал слитно. Таким образом, ребёнок ставит «крестик» на условной шкале в соответствии с тем местом, которое занимает данный результат между самым лучшим и самым худшим результатами по выбранному критерию. Затем учитель ставит свой «крестик» на этой же линеечке. Такая форма оценивания удобна для письменных работ учащихся. Принципиальное отличие «волшебных линеечек» от стандартных отметок в том, что они благодаря своей исключительной условности не подлежат никакой статистике, их нельзя накопить, сделав предметом сравнения, почти невозможно перевести на язык традиционных отметок.

Можно оценивать промежуточный результат обучения с помощью любого другого подобного условного измерения. Главное, чтобы эти формы фиксации были трудно переводимы на стандартные отметки, не могли суммироваться и накапливаться, не оставляли возможности сравнивать детей между собой. Разумеется, любые изобретённые учителем формы оценивания должны использоваться с соблюдением тех «Правил оценочной безопасности», которые выработаны педагогическим коллективом вместе с детьми.

Список правил оценочной безопасности является принципиально открытым и может дополняться в ходе учебного процесса. Например:

  1. Не скупиться на похвалу
  2. Хвалить исполнителя, критиковать исполнение. (Например, вместо фразы «Ты сделал три ошибки в этом примере», лучше сказать «Давай с тобой найдём в этом примере три ошибки»)
  3. «На ложку дёгтя - бочка мёда». Даже в море неуспеха можно найти островок успешности и закрепиться на нём.
  4. Ставить перед ребёнком только конкретные цели. Вместо заклинания «Постарайся быть внимательным и не пропускать букв» эффективней установка: «В прошлом диктанте ты пропустил шесть букв, сегодня - не больше пяти».
  5. «За двумя зайцами...» Не надо ставить перед первоклассниками несколько задач одновременно. Если вы сегодня ставите задачу не забыть точки в конце предложения, простите ему, что он забыл, как пишется заглавная буква Д.
  6. Формула «Опять ты не...» - верный способ выращивания неудачника.
  7. Учитель, начни практику оценочной безопасности с собственной самооценки.

Таковы лишь некоторые правила оценочной безопасности, существенно способствующие росту эмоционального благополучия детей, уровень которого в настоящее время падает стремительнее, чем уровень физического здоровья.

Далее. Текущие оценки, фиксирующие продвижение младших школьников в освоении всех умений, необходимых для формирования навыков заносятся в специальный «Лист индивидуальных достижений», который заводится для каждого ребенка. Освоенные навыки дети и учитель могут отмечать в нем с помощью каких-либо значков или, например, закрашивая определенную клеточку- полностью или частично. В «Листе индивидуальных достижений, фиксируются текущие оценки по всем формируемым на данном этапе навыкам, отмечается продвижение ребенка в освоении иных умений, необходимых для формирования устойчивых навыков чтения, письма, иычислительных навыков и др. Заполнять лист может как учитель, так и сам ученик под контролем учителя.

В конце темы проводится проверочная работа, направленная на оценку сформированное™ навыков и умений. При подготовке к этой работе учитель должен обсудить вместе с детьми критерии успешности её выполнения. Чтобы зафиксировать не только конечный результат, но и проследить, где ребенок допустил ошибку и каких именно знаний, умений или навыковему не хватило для для решения данной задачи, и его принадлежность к определенному кругу умений (субтестам). Учитель фиксирует успешность им пол нения этих шагов («+»- если шаг пройден верно, «-« если допущена ошибка или ученик не справился, «О»- если ученик не приступил к выполнению этого шага). Выполняя эти действия по всем заданиям проверочной работы, учитель таким образом фиксирует результат ребенка в целом по работе. Затем сумма набранных учеником баллов за контрольную работу целиком и по каждому из проверочных в ней субтестов в отдельности переводится в единую 100-бальную шкалу как процентное отношение достигнутого к минимально возможному. Оценивая ученические работы I аким образом, учитель отмечает положительные сдвиги в работе каждого учащегося по сравнению с его предыдущими работами.

  1. качестве обобщения учебных достижений ребенка в конце года может бы п. предложен оценочный лист. В нем отражены уровни овладения ключевыми умениями по каждому предмету. Результат усвоения предмета по каждому параметру может быть зафиксирован в процентах.

Все перечисленные формы касались оценки предметных ЗУНов. Но оценивание не должно исчерпываться этим. Необходимо также выработать форм м для оценки творчества и инициативы ребенка во всех сферах школьной жизни.

Одним из вариантов оценки проявлений детского творчества является « Тетрадь открытий». Это классный альбом, где фиксируются авторские шипе и детей, помогающие ученикам класса продвигаться в учебном материале. «Тетрадь открытий» может быть представлена тремя блоками:

а)        записи- «догадки» детей (вопросы, гипотезы, версии, мнения, выводы);

б)        записи- результаты письменных работ детей;

в)        записи- обобщения пройденного материала.

Еще одним средством предъявления собственных достижений ученика для их оценки является «Портфель достижений ученика», куда входят творческие работы, отражающие прогресс ученика в какой либо области, самостоятельно найденные информационно- справочные материалы из дополнительных источников, доклады, сообщения и т. д. При создании и оформлении «портфеля» важно, чтобы ребенку никто не диктовал, что в него следует поместить, однако осторожные советы учителя, одноклассников, родителей ребенку необходимы. Помощь ребенку нужна в подготовке презентации «портфеля» на заключительном детско-родительском собрании. Учитель может добавить в детский «портфель» свое письмо ученику и его родителям, где рассказывается только о положительных сторонах школьной жизни ребенка, а все проблемы и трудности выражены в виде дружеских советов.

Конечно, применение всех описанных форм оценивания в условиях бе ютметочного обучения требует высочайшего профессионализма от учителей и, самое главное, искренней веры в саму идею безотметочного обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Компетентностный подход в обучении в начальной школе»

В условиях модернизации общего образования приоритетной целью каждой ступени становится развитие личности, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию....

Индивидуальный подход к обучению в начальной школе

Процесс усвоения знаний, его успешность зависят от того, как организуется процесс ориентации ребенка в материале....

Открытый урок по математике во 2 классе «Сложение и вычитание чисел в пределах 100» с учетом требований системно-деятельностного подхода к обучению в начальной школе.

Цель урока: ознакомление учащихся со сложением и вычитание по разрядам в пределах 100. Задачи урока:• отработать изученные вычислительные приемы, • закрепить умение решать задачи разными спо...

Гендерный подход в обучении учащихся начальной школы

Материал помогает учитывать психологические особенности мальчиков и девочек при подготовки к урокам....