Решение экологических заданий в начальной школе.
статья

Голубева Екатерина Владимировна

В системе экологического образования и воспитания исключительно важную роль играет школа, где экологическое образование и воспитание должно носить непрерывный, интегрированный характер. Особенно огромное значение для экологического образования и воспитания приобретает период обучения детей в начальной школе, где делаются первые значительные шаги по изучению и общению детей с природой.

Основу для становления и развития ответственного отношения к природе, формирование экологической культуры младших школьников составляет содержание учебных предметов начальной школы и внеклассная работа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Решение экологических заданий в начальной школе.

Голубева Екатерина Владимировна

учитель начальных классов

МБОУ «Средняя школа №11 В. Д. Бубенина»


В системе экологического образования и воспитания исключительно важную роль играет школа, где экологическое образование и воспитание должно носить непрерывный, интегрированный характер. Особенно огромное значение для экологического образования и воспитания приобретает период обучения детей в начальной школе, где делаются первые значительные шаги по изучению и общению детей с природой.

Основу для становления и развития ответственного отношения к природе, формирование экологической культуры младших школьников составляет содержание учебных предметов начальной школы и внеклассная работа.

Наиболее богатые возможности по воспитанию экологической культуры предоставляют уроки окружающего мира:

работа с текстом;

 практические работы;

 экскурсии;

 проекты.

На уроках окружающего мира происходит теоретическое освоение школьниками знаний о природе, о ее ценностях, деятельности в ней человека, об экологических проблемах и путях их решения на производстве, в быту, в процессе отдыха.

Проектам уделяется особое внимание. Метод проектов является эффективным средством развития познавательного интереса учащихся на уроках окружающего мира, это некоторый способ достижения дидактической цели через детальную разработку обозначенной проблемы, которая должна завершиться реальным, практическим результатом, оформленным тем или иным образом.

Большой вклад в экологическое образование вносят уроки литературного чтения.

Произведения писателей-натуралистов. позволяют формировать знания об объектах природы, о мотивах охраны природы. Анализ лирических стихотворений развивает у детей умение сравнивать состояние природы в разное время года, видеть многообразие форм и настроений природы, эмоционально отзываться на её красоту, формировать своё видение окружающего мира, видеть отношение человека к окружающему миру.

Уроки гуманитарного цикла дают интересный материал для формирования ответственного отношения учащихся к природе. Элементы экологического образования можно провести на любом этапе русского языка. Например, при организации словарной работы. Многие словарные слова обозначают названия растений и животных. Учащиеся рассказывают все, что они знают о том или другом представителе природы, устанавливают природные связи между объектами. Тексты для диктантов, изложений, проверочного списывания можно подбирать так, чтобы они помогали ребенку понять и прочувствовать взаимосвязь и взаимозависимость всего живого в этом мире, пробуждая чувство красоты природы.

На уроках математики можно использовать задания с экологическим содержанием. В ходе выполнения этих заданий ученики получают дополнительные сведения о состоянии природы родного края, заповедниках, значении животных и растений в природе и жизни человека.

Однако  при решении задач на уроках математики внимание учителя и ученика направлено на осознанный выбор действия, посредством которого решается задача, и учащиеся не видят в них экологической морали. Следовательно, учитель должен использовать любую возможность для того, чтобы показать, что решение задач связано с реальными жизненными ситуациями.

Например, учебнике «Математика» (IY класс) рассматривается задача: «В питомнике вырастили 360 саженцев голубых елей, причём на каждые 8 саженцев голубых елей приходилось 18 клёнов и 16 лип. Сколько всего голубых елей, клёнов и лип вырастили в питомнике?»  Для усиления экологического аспекта необходимо провести дополнительную работу над задачей после её решения. С этой целью модно предложить вопросы вида: «С какой целью высаживаются деревья в городских парках? Почему необходимо проводить посадку саженцев после вырубки деревьев? Какую пользу приносят лесополосы в степных зонах?»

Систематическое использование  задач с экологическим содержанием способствует лучшему усвоению знаний, расширяет кругозор школьников, помогает осознанию учащимися необходимости бережного отношения к природе.

Уроки технологии способствуют расширению знаний учащихся о практическом значении природных материалов в жизни человека, разнообразии его трудовой деятельности, о роли труда в жизни человека и общества, содействуют формированию умений и навыков грамотного общения с объектами природы, экономного использования природных ресурсов.

При обучении изобразительному искусству подчеркивается эстетическая сторона охраны природы родного края, развивается умение учащихся эстетически воспринимать красоту природы.

Проблема экологического воспитания и образования существовала, и будет существовать на протяжении развития общества. Правильное экологическое воспитание позволит в дальнейшем предотвратить многие экологические проблемы человечества. Именно в младшем школьном возрасте ребенок получает основы систематических знаний; здесь формируются и развиваются особенности его характера, воли, нравственного облика.


Список литературы

  1. Гребенюк Г.Н., Иванова Н.А., Овечкина Е.С.и др. Экология для младших школьников: учебно-метод. пособие для учителя. – Тюмень,1999. – с.73.
  2. Левчук Л. В. Проектное обучение и российская школа //Экологическое образование, 2002. – № 3.
  3. Лободина Н.В. «Экологическое воспитание в начальной школе», Волгоград «Учитель», 2006 г.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Основу для становления и развития ответственного отношения к природе, формирование экологической культуры младших школьников составляет содержание учебных предметов начальной школы и внеклассная работа. Экологическое образование и воспитание Русский язык Литературное чтение Изобразительное искусство Трудовое обучение Внеклассная работа Окружающий мир Математика

Слайд 3

Окружающий мир работа с текстом ; практические работы ; экскурсии ; проекты.

Слайд 4

Экологические проекты «Птичья столовая» «Зеленый друг» «Красная книга» и др.

Слайд 5

Литературное чтение - анализ произведений писателей – натуралистов, лирических стихотворений ; развитие речи (составление рассказов, написание загадок, сочинений, стихов, сказок); прослушивание музыки; рассматривание репродукций

Слайд 6

Русский язык словарная работа; развитие речи (составление рассказов по картине, на заданную тему; написание сочинений, стихов, сказок, изложений); объяснение смысла пословиц.

Слайд 7

Математика - Примеры и задачи с экологическим содержанием. «В питомнике вырастили 360 саженцев голубых елей, причём на каждые 8 саженцев голубых елей приходилось 18 клёнов и 16 лип. Сколько всего голубых елей, клёнов и лип вырастили в питомнике?» -С какой целью высаживаются деревья в городских парках? -Почему необходимо проводить посадку саженцев после вырубки деревьев? -Какую пользу приносят лесополосы в степных зонах?»

Слайд 8

Технология изготовление поделок из природных материалов ; изготовление кормушек ; уход за комнатными растениями ; проекты.

Слайд 9

Изобразительное искусство беседы по картинам известных художников ; рисование пейзажей ; рисование натюрмортов ; тематическое рисование ; рисование с натуры и по памяти объектов природы.

Слайд 10

Проблема экологического воспитания и образования существовала, и будет существовать на протяжении развития общества. Правильное экологическое воспитание позволит в дальнейшем предотвратить многие экологические проблемы человечества. Именно в младшем школьном возрасте ребенок получает основы систематических знаний; здесь формируются и развиваются особенности его характера, воли, нравственного облика.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический проект в начальной школе

Предлагаемый проект «Экологическая безопасность» разработан для учащихся 3-4 классов начальной школы и тесно связан с учебной темой «Наша безопасность». ...

РЕШЕНИЕ ПРОЕКТНОЙ ЗАДАЧИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Введение.Экологические проблемы, ставшие глобальными, затрагивают интересы каждого человека и человечества в целом. Их разрешение зависит в первую очередь от уровня сформированности эколог...

Решение проектной задачи экологической направленности в начальной школе.

Сегодня одной из важнейших задач общего образования является достижение такого уровня образованности учащихся, который был бы достаточен для самостоятельного творческого решения мировоззренчески...

Базулина И.В, кандидат педагогических наук, ГОУ Школа №436 Санкт-Петербург Проблема развития основ экологической культуры учащихся начальной школы на современном этапе образования

Проблема развития основ экологической культуры учащихся начальной школы на современном этапе образованияВ данной статье изложены теоретические и методические аспекты проблемы развития основ экологичес...

Экологические проекты – уникальная форма экологического воспитания в начальной школе

Материал содержит описание различных экологических пректов в начальной школе...

«Решение проектной задачи экологической направленности в начальной школе»

ОГЛАВЛЕНИЕВведение……………………………………………………………………….…. 3Глава 1.  Теоретические основы   формирования  понятия   «проектная задача» у  младших школьников в контексте требовани...

Родительское собрание «Проблемы самостоятельного выполнения домашних заданий в начальной школе: пути решения»

Родительское собрание«Проблемы самостоятельного выполнения домашних заданий в начальной школе: пути решения»...