Интегрированный урок СБО и Развитие речи для детей с ОВЗ. "Мой дом. Моя семья"
методическая разработка

Подсумкова Ольга Владимировна

Интегрированный урок СБО и Развитие речи для детей с ОВЗ, восьмого года обучения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Мой дом. Моя семья.840.72 КБ

Предварительный просмотр:

        

Открытый интегрированный урок СБО и развитие речи:

«Мой дом. Моя семья»

Класс «Особый ребенок -8»

Цель: Актуализировать и закреплять знания детей о своей семье, своем доме (его частях), своей квартире (её помещениях).

Задачи:

1.Образовательные: 

  • Актуализировать знание и умение называть свое имя, фамилию и адрес проживания.
  • Актуализировать у учащихся представление о себе и своей семье, а также знание и умение называть её членов по именам.
  • Актуализировать представление о жилом многоэтажном доме и его частях.
  • Актуализировать представление о своей квартире, помещениях в ней и их функциональных назначениях.
  • Применять на практике умение составлять предложение с использованием пиктограмм.

2.Коррекционные:

  • Коррекция и развитие связной речи. Пополнение и обогащение пассивного и активного словарного запаса, диалогической и монологической речи.
  • Коррекция и развитие памяти, зрительного, слухового восприятия.
  • Коррекция и развитие мелкой моторики кистей рук. Формирование ручной умелости, соразмерности движения.
  • Коррекция и развитие мыслительной деятельности, операций анализа и синтеза, уточнение логических и причинно-следственных связей.
  • Коррекция и развитие личностных качеств учащихся, эмоционально-волевой сферы (навыков самоконтроля, усидчивости и выдержки, умение выражать свои чувства).

     3.Воспитательные:

  • Воспитание умения работать в команде и индивидуально.
  • Воспитание умения адекватного поведения на уроке.
  • Воспитание  умения выслушивать до конца инструкцию учителя и следовать ей.
  • Воспитание дружелюбного, внимательного, отзывчивого  отношения  друг к другу в семье и в классе.
  • Развитие творческих способностей учащихся.

Используемое оборудование:  (Приложение №1)

  • картинка с изображением семьи и детские рисунки, выполненные совместно с родителями.
  • картинка с изображением одноэтажного дома в сельской местности и многоэтажного дома в городе.
  • картинки (раздаточный материал):  подъезд,  лестничная клетка, лестничная площадка первого этажа,  лифт,  спальня, кухня,  жилая комната,  ванная (размер 16*12 см.).
  • картинки (для учителя):  подъезд,  лестничная клетка, лестничная площадка первого этажа,  лифт,  спальня, кухня,  жилая комната,  ванная (размер 26*19 см.).
  • надписи: лифт, подъезд, лестничная клетка, спальня, гостиная, прихожая, кухня, ванная. А так же семья, улица, дом № , квартира № , этаж.  
  • пиктограммы: мама, папа, бабушка, дедушка, готовить, читать, любить, одевать, овощи, книга, телевизор (размер 10*14 см.).
  • индивидуальные фотоальбомы детей с фотографиями, по лексическим  темам: дом, подъезд, семья ребенка,  помещения квартиры, посуда.
  • муляж кнопок лифта,
  • макет дома с надписью «школа» и окнами, фотографии детей, учителя и  воспитателя.  
  • задание  «Как называется это помещение», деформированный текст «Приготовление борща».
  • муляжи овощей на подносе и кастрюля.

Примечание:

 В классе обучаются дети с умеренной и тяжелой интеллектуальной  недостаточность, с сочетанными дефектами и имеющие  системное недоразвитие речи. Учащиеся имеют неодинаковые способности и возможности в обучении, в силу разнообразия их сочетанной патологии. Имеют разный уровень психо - моторного развития,  уровень сформированности знаний, умений, навыков, а так же возможность их применять. Поэтому  задания даются детям персонально, с учетом их индивидуальных особенностей и возможностей. Использовалось три уровня сложности. Н – низкий уровень, С – средний уровень, В - высокий уровень. Задания выполняются одновременно,  совместно со взрослым (воспитатель или учителем), по показу или  по инструкции.

Ход урока.

Организационный момент:

Посмотрите на доску, кто изображен на картинке, как вы думаете? (на доске картинка с изображение семьи, рисунки детей). Посмотрите, что здесь за рисунки. Чьи они? Кто там нарисован? (детские рисунки семьи). Дети узнаю свои рисунки.

Основная часть: 

1.Давайте каждый из вас расскажет мне о своей семье. С кем вы живете? (Смотри приложение № 2).

Н - Работа с фотоальбомом. Ребенок показывает: где папа, где мама, где он сам, по возможности называет имена.

С - Работа с фотоальбомом. Ребенок показывает: где папа, где мама, где он сам, по возможности называет имена. Соотносит пиктограмму  (мама, папа, бабушка и т.д.) с соответствующей фотографией.

В - Работа с фотографиями. Ребенок показывает: где папа, где мама, где он сам, называет имена и отчества родственников. Отвечает на вопросы: Кто самый младший (старший) в семье? Как можно назвать всех твоих близких,  одним словом? (Семья). Помогите мне.

Н – Кто изображен на фотографии? Выбери соответствующую картинку (пиктограмму). Ребенок должен соотнести пиктограмму с фотографией в альбоме. Это дедушка. Это мама.

С - Кто изображен на фотографии? Выбери соответствующую картинку (пиктограмму). Ребенок должен соотнести пиктограмму с фотографией в альбоме. Это бабушка. Это мама. Это папа.  Давай составим предложение с помощью картинок (пиктограмм). «Папа читает», «Бабушка готовит», «Мама любит» - ребенок выбирает нужные карточки с пиктограммами. По возможности произносит предложение.

В – Покажи, где мама (папа, бабушка)? Как зовут маму (бабушку, папу и т.д.) Ребенок называет имя, отчество, фамилию.  Мама (папа) какая (какой? (добрая, красивая, заботливая и т.д.).

  - Назови ласково мама – мамочка, папа - ….., бабушка - ……

Спроси у соседа, как зовут его маму (папу, бабушку).

Игра для пальчиков.

Все молодцы, давайте поиграем. Поднимите руки, помнем наши пальчики.

Этот пальчик дедушка (разминаем большой палец руки)

Этот пальчик бабушка (разминаем указательный палец)

Этот пальчик мамочка (разминаем средний палец)

Этот пальчик папочка (разминаем безымянный палец)

Этот пальчик Я (разминаем мизинец)

Вот и вся моя родня (сжимаем пальцы в кулак, и разжимаем – 2 раза)

2. О вашей семье мы узнали, а где же вы живете?

 Посмотрите на эти картинки. Детям предлагается две картинки: одноэтажный деревенский дом и многоэтажный дом в городе. Какой дом высокий (низкий), покажи на картинке. Сколько этажей в этих домах? (один - много). Как можно назвать этот дом? Один этаж (одноэтажный), много этажей (многоэтажный),   2,3,5- этажный и т.д.  для «В» уровня).  Какой из домов похож на ваш? Кто помнит свой адрес? Каждый называет (по возможности) свой адрес (город, улицу, № дома и квартиры). Молодцы!

Н – покажи свой дом, подъезд (работа с фотоальбомом).

С - покажи свой дом, подъезд (работа с фотоальбомом).

Какие части многоэтажного дома вы знаете? Детям предлагаются картинки (подъезд, лифт, лестничная площадка.) Давайте назовем вместе что это? Давайте подумаем вместе, как мы попадаем к себе домой? Заходим в подъезд, садимся на лифт, поднимаемся к себе на этаж. Молодцы!  Мы будем подниматься, это значит вверх или вниз? (Вверх). Покажите руками – вверх (подняли руки). А на каком этаже вы живете? Дети вспоминают и по возможности называют, на каком этаже они живут.

Игра «Нажми кнопку лифта». Каждому из детей предлагается назвать на каком этаже они живут, нажать на соответствующую кнопку и уточнить, куда нужно ехать вверх или вниз. Молодцы!

Задание «Разложи картинки». Как нам попасть домой, разложите картинки в нужной последовательности ( задание для С и В уровней). Детям раздаются картинки (подъезд, лифт, лестничная площадка). (Смотри приложение №2).

Н – на чем будем подниматься? Покажи, ребенку предлагается выбрать из предложенных картинок: подъезд, лифт, лестничная площадка, назвать (по возможности).

С – разложи картинки правильно (вместе с воспитателем), назови, что это (по возможности). Разложи надписи под картинками правильно.

В – разложи картинки правильно, разложи надписи под картинками правильно, составь рассказ «как попасть к тебе на этаж».

Ну что устали, давайте подвигаемся. Вставайте (кто не может – сидит).

Динамическая пауза:

 Упражнение «Дом и ворота». (Смотри приложение №2)

На поляне дом стоит, (Изобразить «дом» двумя руками, крышу дома – подняли руки над головой и пальцами левой и правой рук, соприкасаются друг с другом.)

Ну а к дому путь закрыт. ( Правая и левая руки опущены перед собой,  повернуты ладонями к себе, средние пальцы соприкасаются друг с другом, большие пальцы подняты вверх («ворота»).)

Мы ворота открываем, (Разворачивают ладони параллельно друг другу, руки вытянуты вперед.)

В этот домик приглашаем. (Разводят руки в стороны, поклон.)

3. Вот мы с вами приехали на свой этаж. Повторяют номер своего этажа. Как найти свою квартиру? По номеру. Какой у вас номер квартиры? Еще раз вспоминают  и называют свой адрес (по возможности). Детям предлагают спросить  друг у друга:  «На каком этаже ты живешь?» (полный ответ, ответ совместно с учителем - сопряженная речь).  Молодцы! Мы заходим в квартиру и попадаем в помещение, как оно называется? (В – Прихожая). Показываем картинку прихожей - подсказка. Назовите что это? Прихожая. Хорошо, а что делают в прихожей? (В  -  Раздеваются, оставляют одежду и обувь).  Какие еще помещения есть в вашей квартире? Вы знаете, назовите.

Н – работа с фотоальбомом ребенка, где сфотографированы все помещения квартиры ребенка.

Я буду называть, а ты покажи.  Где кухня? (ванная, коридор, спальня, туалет и т.д.). Затем ребенку предлагается собрать из кубиков  или разрезной картинки (2 или 4 части, в зависимости от уровня ребенка), совместно с воспитателем, изображение дома.

С – работа с фотоальбомом ребенка.

Я буду называть, а ты покажи.  Где кухня? (ванная, коридор, спальня, туалет и т.д.). Ответь на вопрос и выбери правильную картинку (пиктограмму) : Что делают в спальне? Что делают в ванне? Что делают на кухне? Ученик показывает соответствующую пиктограмму (спать, есть, умываться). Составь из картинок (пиктограмм) предложение: «Мама читает книгу», «Папа смотрит телевизор».

В – работа с карточками. Положи к картинке правильную надпись - спальня, кухня, жилая комната, ванная, прихожая и т.д. Назови. Еще ребенку предлагается  деформированное предложение.

Задание «Как называется это помещение. Напиши».

Устройство для подъема людей и грузов - ……

Помещение,  где готовят пищу - …..

Помещение, где люди моются под душем, умываются, стирают - …

Комната для сна - …..

Составь рассказ, по опорным словам (семья, улица,  дом №, квартира №, этаж).

Моя семья состоит из 4 человек (папа, мама, бабушка, я). Мы живем на улице…, в доме №…, квартире №.., на…этаже).

4. Игра для пальчиков.

Все молодцы, давайте поиграем. Поднимите руки, помнем наши пальчики.

Этот пальчик дедушка (разминаем большой палец руки)

Этот пальчик бабушка (разминаем указательный палец)

Этот пальчик мамочка (разминаем средний палец)

Этот пальчик папочка (разминаем безымянный палец)

Этот пальчик Я (разминаем мизинец)

Вот и вся моя родня (сжимаем пальцы в кулак, и разжимаем – 2 раза)

 5. Я прочитаю вам маленький стих, и вы ответите на мой вопрос.

Бабушка пирог печет,

Запах в комнату идет –

От уроков отвлекает

И работать мне мешает.

Где бабушка печет пирог?  (На кухне) Молодцы! Скажите,  для чего нам нужна кухня? (готовить еду, хранить продукты, кушать и т.д.). Хорошо.

Н  – работа с фотоальбомом ребенка.

Покажи, где кухня. Ребенок показывает фото кухни. Что есть у тебя на кухне? Учитель задает наводящие вопросы: где стол, холодильник, кружка, тарелка и т.д.  Ребенок показывает фото из альбома: холодильник, кружка, тарелка, нож, вилка, ложка, кастрюля, сковородка, стол, плита.

С – работа с фотоальбомом ребенка.

Покажи, где кухня. Ребенок показывает фото кухни. Что есть у тебя на кухне? Учитель задает наводящие вопросы: где стол, холодильник, кружка, тарелка и т.д.  Ребенок показывает фото из альбома: холодильник, кружка, тарелка, нож, вилка, ложка, кастрюля, сковородка, стол, плита. Что мы делаем на кухне? Выбери нужную картинку (пиктограмму). Ребенок поднимает пиктограмму (есть, пить, готовить), называет (по возможности). Если затрудняется,  с помощью воспитателя.

В – работа с дидактическим пособием «Моя квартира». Необходимо выбрать для кухни картинки с соответствующими предметами (микроволновую печь, холодильник, стол и стулья, шкаф-мойку с краном).

Как назвать одним словом шкаф, стол, стулья? (мебель).

Как назвать одним словом микроволновую печь, холодильник (электроприборы). Зачем нужен холодильник (хранить продукты), микроволновая печь (разогревать пищу).  Молодец!

6. Но конечно самое главное назначение кухни это приготовление пищи. Мы с вами сегодня тоже попробуем приготовить борщ.

В – Ученику предлагается деформированный текст, как приготовить борщ. Ребенок читает вслух.

С – выложить, с помощью пиктограмм, предложение «Мама варит суп». Если ребенок затрудняется, необходима помощь воспитателя или педагога. Выбирает необходимые пиктограммы соответствующих овощей, называет (по возможности).

Н – раскрасить картинку с изображением овощей с использованием цветных карандашей. Если ребенок затрудняется, необходима помощь воспитателя или педагога.

Все молодцы! Давайте поиграем.

Игра «Свари борщ». Детям предлагается кастрюля и набор муляжей различных овощей на подносе. Выбери только те овощи, которые нужны для борща. Дети по очереди выбирают овощи, называют их (по возможности) и складывают в кастрюлю. (Смотри приложение №2).

Какие мы все молодцы!

7. Давайте вспомним, чем мы занимались на уроке. Что делали? ( Варили борщ, поднимались на лифте, играли).

О чем вы мне рассказывали?  (о своей семье, о маме, о своей квартире, о своем доме).  Хорошо.

Но мне кажется, что у всех нас есть еще один дом, который мы все любим, где нам хорошо, где у нас есть близкие и родные люди. Как вы думаете, что это за дом? Куда вы приходите каждый день? Где вас всегда ждут? (Школа). Молодцы. Смотрите, у меня есть вот такой домик. Детям показывается макет дома с крышей, окнами, дверью, с надписью «школа». Что на нем написано? (Школа) Только окна в этом доме совсем пустые, давайте вклеим в эти окна наши с вами фотографии, что бы, он не был таким пустым. Детям предлагаются приготовленные заранее фотографии, которые они вместе с учителем наклеивают на макет.

Посмотрите, какой красивый дом у нас получился! Вам нравиться? А в заключении я хочу прочитать стихотворение.

Хочу рассказать я о доме своем,

Где с мамой и папой мы вместе живем;

В селе или в городе – это не важно,

Дом может быть низким и многоэтажным;

Из дерева, камня, бетонный, кирпичный…

Поверьте, что в нем мне живется отлично!

Тепло и уютно в жилище моем,

Нет места родней, чем любимый мой дом!

Я уверена, что и ваш дом для вас самый любимый и родной! А школа это ваш второй дом, где вам всегда рады!

Приложение №1

Используемое оборудование:  картинка с изображением семьи и детские рисунки, выполненные совместно с родителями. 

  • картинка с изображением семьи и детские рисунки, выполненные совместно с родителями.

   DSCN1421.JPG    DSCN1424.JPG

  • картинка с изображением одноэтажного дома в сельской местности и многоэтажного многоподъездного дома в городе.

   dom.jpg   DSCN1457.JPG

Рис №1                                                        рис№2

  • картинки - раздаточный материал:  подъезд,  лестничная клетка,  лестничная площадка первого этажа,  лифт,  спальня, кухня,  жилая комната,  ванная (размер 16*12 см.).

 DSCN1435.JPG        DSCN1436.JPG

    DSCN1437.JPG         DSCN1438.JPG

     DSCN1439.JPG        DSCN1440.JPG

    DSCN1442.JPGDSCN1441.JPG

  • картинки  для учителя:  подъезд,  лестничная клетка, лестничная площадка первого этажа,  лифт,  спальня, кухня,  жилая комната,  ванная (размер 26*19 см.).
  • надписи: лифт, подъезд, лестничная клетка, спальня, гостиная, прихожая, кухня, ванная.  А так же семья, улица, дом №, квартира №, этаж.

DSCN1433.JPG     DSCN1434.JPG

  • пиктограммы: мама, папа, бабушка, дедушка, готовить, читать, любить, одевать, картошка, овощи (размер 10*14 см.).

DSCN1444.JPG            DSCN1447.JPG

DSCN1448.JPG

  • индивидуальные фотоальбомы детей с фотографиями, по лексическим  темам: дом, подъезд, семья ребенка,  помещения квартиры, посуда.

 DSCN1461.JPG    DSCN1462.JPGDSCN1459.JPG

DSCN1475.JPG  DSCN1460.JPG    DSCN1463.JPG

DSCN1473.JPG   DSCN1474.JPG  DSCN1470.JPG

DSCN1464.JPG  DSCN1469.JPG    DSCN1468.JPG

DSCN1471.JPG    DSCN1465.JPGDSCN0584.JPG

  • муляж кнопок лифта.

DSCN1428.JPG

  • макет дома с надписью «школа» и окнами, фотографии детей, учителя и  воспитателя.  

DSCN1427.JPG

  • задание  «Закончи предложение»,  с деформированными предложениями,  деформированный текст «Приготовление борща».

         DSCN1443.JPG            DSCN1476.JPG

  • муляжи овощей на подносе и кастрюля.

Приложение №2

Фотографии с урока.

  1. Расскажи о своей семье.

DSCN0883.JPGDSCN0884.JPG

DSCN0885.JPG

  1. Работа с пиктограммами.

«Выбери нужную картинку (пиктограмму)»

 

DSCN0887 У.jpg  DSCN0889.JPG

«Составь предложение. Папа ест.»

 

DSCN0890.JPG

  1. Разложи картинки «Как попасть домой» и надписи под ними.

 

DSCN0891.JPG             DSCN0892 У.jpg

  1. Динамическая пауза.

DSCN0895 У.jpg

  1. Свари борщ.

DSCN0900.JPG      DSCN0898 У.jpg

  1. Школа ваш второй дом.

        DSCN0909 У.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок Природоведения, ИЗО, развития речи.

3 классТема: "Органы чувств"Знакомство с органами чувств и их функциями.Рисование и словесное описание яблока....

Интегрированный урок математики и развития речи во 2 классе ( специальная коррекционная школа 8 вида)

Тема.  Решение простых задач, содержащих отношение «больше на», «меньше на».Подготовка зверей к зиме.Цель: создание условий для формирования у учащихся умения решать задачи....

Интегрированный урок математики и развития речи "Морское путешествие"

Разработку можно использовать на занятиях в "Школе будущих первоклассников" или на уроках в 1 классе....

Интегрированный урок чтения и развития речи с уроком музыки. Ф. И. Тютчев «Весенние воды».

Урок чтения и развития речи  по теме «Весенние воды»  Ф. И. Тютчева,  разработан и проведен совместно с учителем музыки. Урок  не только знакомит учащихся с фактами биографии и лир...

Интегрированный урок. Ритмика и развитие речи «Аты-баты шли солдаты»

Интегрированный урок. Ритмика и развитие речи «Аты-баты шли солдаты»...