Методические рекомендации по созданию УМК для детей с ТМНР
методическая разработка
Коррекционная педагогика
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методические рекомендации по созданию УМК для детей с ТМНР | 50.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации
по созданию УМК для детей с ТМНР
ГБОУ школа №627 Невского р-на, которую я представляю, реализует программы нескольких видов. При составлении и использовании УМК трудности возникают у тех учителей, которые работают по программе «СиТ УО». Коллеги называют ее «Планета ШЕЛЕЗЯКА»: методичек нет, дидактического материала нет, учебники и рабочие альбомы не предусмотрены.
Отсутствие учебно-методического комплекса для обучения детей с ТМНР побуждает к поиску путей решения данной проблемы. К сожалению, имеющийся у учителей-практиков опыт составления УМК нельзя назвать разнообразным и даже достаточным. В основном он представлен рабочими тетрадями на печатной основе для отдельно взятого предмета.
- Гаранина О.А., Коваленко Г.Н. предложили разработку рабочих тетрадей по предмету "Окружающий мир" (1- 4 классы) для коррекционных школ VIII вида на основе учебников Худенко Е.Д. Данное пособие разрабатывалось в 2010-2011 годах и используется на базе ГБС(К)ОУ школы №487 Выборгского района г. Санкт-Петербурга. Используется для организации практической работы, проверки знаний и в качестве д/з.
- Учителя Ковтонюк М.В, Стульнева З.А. предприняли попытку создания модели рабочей тетради по СБО для 5 класса коррекционной школы в VIII вида. г. Березники, 2010. Тетрадь представляет собой некий симбиоз учебника и рабочих материалов. Рекомендовано к изданию редакционно - издательским советом ПКИПКРО- Пермь
- Хатькова Тамара Егоровна, воспитатель 1 категории (г. Камышлов) разработала Экономические задания (к воспитательским занятиям по курсу «Ведение домашнего хозяйства» для воспитанников с отклонениями в умственном развитии среднего возрастного уровня). УМК представлено в виде электронного варианта теста и заданий на печатной основе.
- Пособие «Листы-помощники» - практический материал к урокам развития речи и окружающего мира для детей, имеющих сложный дефект развития. ГБОУ начальная школа-детский сад № 687 «Центр реабилитации ребёнка» г. Санкт-Петербурга авторов Демьянчук JI.H., Лебедевой Н.В., Федотовой Л.В. «Лист-помощник» - это новая форма работы, представляющая собой сокращённый блок игровой и дидактической информации, специально подобранной педагогом для изучения определённой лексической темы.
Скорее всего, данный список можно было бы продолжить. Хотелось бы поблагодарить авторов, которые нашли в себе силы довести свой труд до логического завершения. Однако издание авторских разработок зачастую не имеет дальнейшего распространения, сведения о них трудно найти.
Следует отметить, что использование представленного материала для обучения учащихся с множественными нарушениями не представляется возможным без его переработки и адаптации ввиду особенностей их познавательной деятельности.
Для обеспечения педагогическим инструментарием специальных предметов по программе 8 вида (2 вариант) необходимо создание и использование таких учебных пособий, аналогов которым на сегодняшний день нет. В программе «Жить здорово», определяя значимость того или иного продукта, ведущая Е.Малышева ставит перед гостями 3 вопроса:
-как выбрать?
-как использовать?
-как хранить?
В нашем случае, если выбирать не из чего, заменим 1 вопрос:
-как создать?????
Мы считаем, что наиболее целесообразным сочетанием средств обучения будет комплекс, состоящий из электронного и печатного варианта учебного пособия. Предполагаемая модель пособия отражена на рис.1.
Идея создания специального учебного пособия базируется на концентрическом способе построения программы. Данное пособие может служить основой для организации учебного процесса в любом классе. Учитель может использовать данное пособие, конкретизируя, упрощая или усложняя материал по отдельной теме.
Интеграция учебных предметов, схожесть тем и задач уроков позволяет использовать УНИВЕРСАЛЬНОЕ пособие путем составления содержания исходя их целей и задач урока с использованием накопительной базы.
Если учитель владеет средствами компьютерной графики, можно использовать приемы работы с рисунками, чтобы добиться нужного качества изображения. Причем учитель будет иметь возможность адаптировать базовый материал с учетом особенностей восприятия учащихся своего класса (усилить признаки изображения, выделить необходимые детали, уменьшить их количество, заменить на схематичное или наоборот и т.д.) при необходимости.
Как использовать? Данная структура пособия позволяет применять разнообразное его использование: как в качестве самостоятельного (демонстрация и использование в готовом виде), так и комбинировать путем выборки то содержание, которое продиктовано целями и задачами отдельного урока (конструирование печатных листов с материалом урока и распечатка на принтере).
Средства обучения могут быть введены в учебный процесс двумя способами.
В первом случае учитель использует их на уроке «в готовом виде».
Во втором случае он конструирует их в совместной деятельности с учащимися на уроке. Изготовление средств обучения дает больший развивающий эффект и более высокое качество знаний, нежели их ординарное использование по готовому образцу.
Для детей с множественными нарушениями метод работы с учебником (учебной тетрадью, альбомом) имеет определенное своеобразие: ввиду специфики речевого и интеллектуального развития обучающихся объяснение материала по готовым пособиям мало эффективно, так как для полноценного усвоения материала детям необходима собственная предметно-практическая деятельность, подкрепленная живым, эмоциональным словом учителя и яркими образами изучаемого материала. Предметно-практическая деятельность в системе специального образования является специфическим средством обучения. Необходимо предусмотреть доступную каждому деятельность, в результате осуществления которой ребенок получит созданный им совместно с педагогом учебный материал (мнемотаблицы, алгоритмы, картинно-графические планы, элементарные технологические карты и т.д.). Специальное учебное пособие в этом случае будет применяться в качестве дидактического материала.
Как хранить?
Печатный вариант пособия:
Рабочий лист-конструктор служит для выполнения практической письменной и устной деятельности в процессе урока. Он может представлять собой лист формата А-4 с перфорацией. На листе рекомендуется располагать не более 2 заданий. Распечатки подготавливаются учителем заблаговременно.
Варианты выполнения заданий:
А - предполагающие устную деятельность: «найди, назови, расскажи»;
В - предполагающие письменную или практическую деятельность «зачеркни, отметь, нарисуй, раскрась, приклей».
Листы архивируются в папку с разъемными кольцами. Таким образом, облегчается использование данного средства обучения: листы нужного содержания могут использоваться автономно, имеется возможность неограниченного пополнения. Для удобства использования пособия целесообразно предусмотреть наличие листов-разграничителей (цветных) крупных разделов и тем. Возможно, учащимся и их родителям будет легче ориентироваться в задании, если оно будет обозначено определенным условным символом. Условные обозначения обязательно группируются на первом листе с подробными пояснениями. Учитель может предусмотреть на листе-конструкторе формы отслеживания результатов и контроля деятельности. На полях в отведенных для этого фигурах можно вести соответствующие пометки и записи.
Приложение создается как вариант индивидуально-раздаточного комплекса и представляет собой:
- наборы дидактических карточек для осуществления дифференцированной и индивидуальной работы. Карточки изготавливаются на плотной основе с защитным покрытием (ламинация скотчем). Могут иметь разный масштаб, изображение должно соответствовать индивидуальным особенностям зрительного восприятия учащегося;
- разрезные карточки по теме, которые используются для осуществления практической деятельности в ходе урока.
Заключение
Интегрированный характер занятий и заданий способствует разностороннему развитию детей, позволяет с большей эффективностью подготовить их к самостоятельной жизни.
Таким образом, использование в предлагаемом нами специальном учебном пособии наглядной информации, заданий и упражнений, речевого материала из разных областей знаний будет способствовать развитию межпредметных связей.
Обучение по данному курсу строится на основе многократного повторения. После приобретения детьми знаний в действенно-предметной форме необходим переход к деятельности на наглядно- образном уровне. Для лучшего усвоения учащимися новых сведений необходима опора на ранее изученное. В случае отсутствия конкретных зрительных ориентиров, в которые воплощается материал урока, учащимся и их родителям трудно ориентироваться в теме, сложно судить о характере деятельности на уроках.
Результатом создания специального учебного пособия для детей с ТМНР будут являться не отдельные виды работ, выполненные на разрозненных листах, а линейно построенные, систематизированные, логически завершенные материалы, содержащие основные, базовые компоненты обучения . Кроме того, будет иметься возможность использовать принцип концентрического построения (добавление и усложнение материала на следующем витке изучения).
Учащиеся с множественными нарушениями развития нуждаются в систематическом закреплении усвоенных ранее практических приемов и технологических операций. Увидев результат своего труда, полученный на предыдущем занятии, ребенку легче будет вспоминать и воспроизводить деятельность на следующем этапе.
При подготовке уроков дидактический, иллюстративный и демонстрационный материал подбирается учителем из различных источников, что создает определенные неудобства для педагога. Материал необходимо адаптировать, приблизив его уровень для восприятия учащихся с множественными нарушениями в развитии. Поэтому имеющаяся в конкретном воплощении систематизированная база материалов значительно облегчит подготовку и проведение уроков. Учитель будет лишь отслеживать уровень сложности, объем материала в соответствии с возрастом, уровнем развития и особенностями восприятия учащихся своего класса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья Методические рекомендации по созданию паспорта логопедического кабинета в общеобразовательной школе.
Современные тенденции школьного образования и гуманистический личностно-ориентированный подход требуют более углубленной индивидуализации обучения, особ...
Методические рекомендации по созданию уроков-комплексов
Педагогическая находка "Урок-комплекс".Включение в урок специалистов разного профиля: учителей-логопедов, педагога-психолога и т.п....
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОЗДАНИЮ СОВРЕМЕННОГО УРОКА ПО ФГОС.
Данные рекомендации в помощь тем педагогам, кто хочет научиться планировать современный урок по ФГОС....
"Проблемные ситуации на уроках в начальной школе". Методические рекомендации по созданию проблемных ситуаций на уроках.
Материал, представляющий собой методические рекомендации по созданию проблемных ситуаций на уроках в начальной школе....
Методические рекомендации по созданию здоровьесберегающих условий в процессе обучении и воспитании младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.
Применение здоровьесберегающих условий в коррекционных школах....
Методические рекомендации по созданию проектов учащимися
В методических рекомендациях по созданию проектов учащимися представлен материал о том, как работать над проектом, как оформить проект, как построить свое выступление по защите проекта....
Методические рекомендации при создании и ведении портфолио обучающихся в начальной школе.
Данные рекомендации помогут учителю начальной школы при работе с ученическими портфолиями....