Методические рекомендации по созданию УМК для детей с ТМНР
методическая разработка

Коррекционная педагогика

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методические рекомендации

по созданию УМК для детей с ТМНР

ГБОУ школа №627 Невского р-на, которую я представляю, реализует программы нескольких видов.  При составлении  и использовании УМК трудности возникают у тех учителей, которые работают по программе «СиТ УО».  Коллеги называют ее «Планета ШЕЛЕЗЯКА»: методичек нет,  дидактического материала нет,  учебники  и рабочие альбомы не предусмотрены.

Отсутствие учебно-методического комплекса для обучения детей с ТМНР  побуждает к поиску путей решения данной проблемы. К сожалению, имеющийся у учителей-практиков опыт составления УМК нельзя назвать разнообразным и даже достаточным. В основном он представлен рабочими тетрадями на печатной основе для отдельно взятого предмета.

  1. Гаранина О.А., Коваленко Г.Н. предложили разработку рабочих тетрадей по предмету "Окружающий мир" (1- 4 классы) для коррекционных школ  VIII вида на основе учебников Худенко Е.Д. Данное пособие разрабатывалось в 2010-2011 годах и используется на базе ГБС(К)ОУ школы №487 Выборгского района г. Санкт-Петербурга. Используется для организации практической работы, проверки знаний и в качестве д/з.
  2. Учителя Ковтонюк М.В, Стульнева З.А. предприняли попытку создания модели рабочей тетради по СБО для 5 класса коррекционной школы в VIII вида. г. Березники, 2010. Тетрадь представляет собой некий симбиоз учебника и рабочих материалов.  Рекомендовано к изданию редакционно - издательским советом ПКИПКРО- Пермь
  3. Хатькова Тамара Егоровна, воспитатель 1 категории (г. Камышлов) разработала  Экономические задания (к воспитательским занятиям по курсу «Ведение домашнего хозяйства»  для воспитанников с отклонениями в умственном развитии среднего возрастного уровня). УМК представлено в виде электронного варианта теста и заданий на печатной основе.
  4. Пособие «Листы-помощники» - практический материал к урокам развития речи и окружающего мира для  детей, имеющих сложный дефект развития. ГБОУ начальная школа-детский сад № 687 «Центр реабилитации ребёнка» г. Санкт-Петербурга авторов Демьянчук JI.H., Лебедевой Н.В., Федотовой Л.В. «Лист-помощник» - это новая форма работы, представляющая собой сокращённый блок игровой и дидактической информации, специально подобранной педагогом для изучения определённой лексической темы.

Скорее всего, данный список можно было бы продолжить. Хотелось бы поблагодарить  авторов, которые нашли в себе силы довести свой труд до логического завершения. Однако издание авторских разработок зачастую не имеет дальнейшего распространения, сведения о них трудно найти.

Следует отметить, что использование представленного материала для обучения учащихся с множественными нарушениями не представляется возможным без его переработки и адаптации ввиду особенностей их познавательной деятельности.  

Для обеспечения педагогическим инструментарием специальных предметов по программе 8 вида (2 вариант) необходимо создание и использование таких учебных пособий, аналогов которым на сегодняшний день нет. В программе «Жить здорово», определяя значимость того или иного продукта, ведущая Е.Малышева ставит перед гостями 3 вопроса:

-как выбрать?

-как использовать?

-как хранить?

В нашем случае, если выбирать не из чего, заменим 1 вопрос:

-как создать?????

Мы считаем, что наиболее целесообразным   сочетанием средств обучения будет комплекс, состоящий из электронного и печатного варианта учебного пособия. Предполагаемая модель пособия отражена на рис.1.

Идея создания специального учебного пособия базируется на концентрическом способе построения программы.  Данное пособие может служить основой для организации учебного процесса в любом классе. Учитель может использовать данное пособие, конкретизируя, упрощая или усложняя материал по отдельной теме.

Интеграция учебных предметов, схожесть тем и задач уроков позволяет использовать УНИВЕРСАЛЬНОЕ пособие путем составления содержания исходя их целей и задач урока с использованием накопительной базы.

Если учитель владеет средствами компьютерной графики, можно использовать приемы работы с рисунками, чтобы добиться нужного качества изображения. Причем учитель будет иметь возможность адаптировать базовый материал с учетом особенностей восприятия учащихся своего класса (усилить признаки изображения, выделить необходимые детали, уменьшить их количество, заменить на схематичное или наоборот и т.д.) при необходимости.

Как   использовать? Данная структура пособия позволяет применять разнообразное его использование: как в качестве самостоятельного (демонстрация и использование в готовом виде), так и комбинировать путем выборки то содержание, которое продиктовано целями и задачами отдельного урока (конструирование печатных листов с материалом урока и распечатка на принтере).

Средства обучения могут быть введены в учебный процесс двумя способами. 

         В первом случае учитель использует их на уроке «в готовом виде».

Во втором случае он конструирует их в совместной деятельности с учащимися на уроке. Изготовление средств обучения дает больший развивающий эффект и более высокое качество знаний, нежели их ординарное использование по готовому образцу.

Для детей с множественными нарушениями метод работы с учебником (учебной тетрадью, альбомом) имеет определенное своеобразие: ввиду специфики речевого и интеллектуального развития обучающихся объяснение материала по готовым пособиям мало эффективно, так как для полноценного усвоения материала детям необходима собственная предметно-практическая деятельность, подкрепленная живым, эмоциональным словом учителя и яркими образами изучаемого материала. Предметно-практическая деятельность в системе специального образования является специфическим средством обучения. Необходимо предусмотреть доступную каждому деятельность, в результате осуществления которой ребенок получит созданный им совместно с педагогом учебный материал (мнемотаблицы, алгоритмы, картинно-графические планы, элементарные технологические карты и т.д.). Специальное учебное пособие в этом случае будет применяться в качестве дидактического материала.

Как хранить?

Печатный вариант пособия:

Рабочий лист-конструктор служит для выполнения практической письменной и устной деятельности в процессе урока. Он может представлять собой лист формата  А-4 с перфорацией. На листе рекомендуется располагать не более 2 заданий. Распечатки подготавливаются учителем заблаговременно.

Варианты выполнения заданий:

А - предполагающие устную деятельность: «найди, назови, расскажи»;

В - предполагающие письменную или практическую деятельность «зачеркни, отметь, нарисуй, раскрась, приклей».

Листы архивируются в папку с разъемными кольцами. Таким образом, облегчается использование данного средства обучения: листы нужного содержания могут использоваться автономно, имеется возможность неограниченного пополнения. Для удобства использования пособия целесообразно предусмотреть наличие листов-разграничителей (цветных)  крупных разделов и тем. Возможно, учащимся и их родителям будет легче ориентироваться в задании, если оно будет обозначено определенным условным символом. Условные обозначения обязательно группируются на первом листе с подробными пояснениями. Учитель может предусмотреть на листе-конструкторе формы отслеживания результатов и контроля деятельности. На полях в отведенных для этого фигурах можно вести соответствующие пометки и записи.

Приложение создается как вариант индивидуально-раздаточного комплекса и представляет собой:

- наборы дидактических карточек для осуществления дифференцированной и индивидуальной работы. Карточки изготавливаются на плотной основе с защитным покрытием (ламинация скотчем). Могут иметь разный масштаб, изображение должно соответствовать индивидуальным особенностям зрительного восприятия учащегося;

- разрезные карточки по теме, которые используются для осуществления практической деятельности в ходе урока.

Заключение

Интегрированный характер занятий и заданий способствует разностороннему развитию детей, позволяет с большей эффективностью подготовить их к самостоятельной жизни.

Таким образом, использование в предлагаемом нами специальном учебном пособии наглядной информации, заданий и упражнений, речевого материала из разных областей знаний будет способствовать развитию межпредметных связей.  

Обучение по данному курсу строится на основе многократного повторения. После приобретения детьми знаний в действенно-предметной форме необходим переход к деятельности  на наглядно- образном  уровне. Для лучшего усвоения учащимися новых сведений необходима опора на ранее изученное. В случае отсутствия конкретных зрительных ориентиров, в которые воплощается материал урока, учащимся и их родителям трудно ориентироваться в теме, сложно судить о характере деятельности на уроках.

Результатом создания специального учебного пособия  для детей с ТМНР будут являться не отдельные виды работ, выполненные на разрозненных листах, а линейно построенные, систематизированные, логически завершенные материалы, содержащие основные, базовые компоненты обучения . Кроме того, будет иметься возможность использовать принцип концентрического построения (добавление и усложнение материала на следующем витке изучения).

Учащиеся с множественными нарушениями развития нуждаются в систематическом закреплении усвоенных ранее практических приемов и технологических операций. Увидев результат своего труда, полученный на предыдущем занятии, ребенку легче будет вспоминать и воспроизводить деятельность на следующем этапе.

При подготовке уроков  дидактический, иллюстративный и демонстрационный материал подбирается учителем из различных источников, что создает определенные неудобства для педагога. Материал необходимо адаптировать, приблизив его уровень для восприятия учащихся с множественными нарушениями в развитии. Поэтому имеющаяся в конкретном воплощении систематизированная база материалов  значительно облегчит подготовку и проведение уроков. Учитель будет лишь отслеживать уровень сложности, объем материала в соответствии с возрастом, уровнем развития и особенностями восприятия учащихся своего класса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья Методические рекомендации по созданию паспорта логопедического кабинета в общеобразовательной школе.

           Современные тенденции школьного образования и гуманистический личностно-ориентированный подход требуют более углубленной индивидуализации обучения, особ...

Методические рекомендации по созданию уроков-комплексов

Педагогическая находка "Урок-комплекс".Включение в урок  специалистов разного профиля: учителей-логопедов, педагога-психолога и т.п....

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОЗДАНИЮ СОВРЕМЕННОГО УРОКА ПО ФГОС.

Данные рекомендации   в помощь тем  педагогам, кто хочет научиться   планировать современный урок по ФГОС....

"Проблемные ситуации на уроках в начальной школе". Методические рекомендации по созданию проблемных ситуаций на уроках.

Материал, представляющий собой методические рекомендации по созданию проблемных ситуаций на уроках в начальной школе....

Методические рекомендации по созданию проектов учащимися

В методических рекомендациях по созданию проектов учащимися представлен материал о том, как работать над проектом, как оформить проект, как построить свое выступление по защите проекта....

Методические рекомендации при создании и ведении портфолио обучающихся в начальной школе.

Данные рекомендации помогут учителю начальной школы при работе с ученическими портфолиями....