Методические рекомендации по созданию уроков-комплексов
методическая разработка по теме
Педагогическая находка "Урок-комплекс".Включение в урок специалистов разного профиля: учителей-логопедов, педагога-психолога и т.п.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskie_rekomendatsii_po_sozdaniyu_urokov.docx | 15.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации по созданию уроков-комплексов.
Опыт работы в специальном (коррекционном) образовательном учреждении VI вида показал, что воспитание и обучение детей с ограниченными возможностями здоровья требует комплексного подхода для осуществления коррекционной работы.
Чтобы процесс обучения детей с наличием разных нарушений, был эффективен, возникла необходимость создания условия комплексного воздействия – согласованность действий специалистов различного профиля: учителя, учителя-логопеда, учителя-дефектолога, педагога-психолога, педагога Монтессори, врача-невролога, инструктора ЛФК. Гибкое сочетание различных видов и форм коррекционной работы с разными специалистами нашло отражение в уроках-комплексах.
Включение в такой урок специалистов обусловлено спецификой их работы и тесно связано с содержанием, целями и задачами конкретного урока.
Комплексная работа учителя и специалистов выстраивается по определённой схеме и состоит из следующих этапов.
- Аналитический этап.
Планируя урок-комплекс, педагог исходя из темы, задач, образовательных возможностей, коррекционной направленности урока и особенностей детей определяет, какое сопровождение необходимо для решения задач урока.
Медицинское сопровождение. Предполагает привлечение данных основных и сопутствующих диагнозов, составление индивидуального плана реабилитации и его осуществления. Включает деятельность врачей (невролога, психиатра, ортопеда, офтальмолога и инструктора ЛФК и др.)
Психологическое сопровождение. Предполагает диагностику и коррекцию познавательной, эмоционально-волевой и личностной сферы ребёнка, осуществляемую психологом.
Сенсомоторное сопровождение. Развитие мелкой моторики, сенсорики и практических действий педагогом Монтессори, инструктором ЛФК. Включает расширение двигательного опыта, укрепление и развитие мелкой моторики рук. Кинестетическое и кинетическое развитие. Сюда же включается развитие тактильно-двигательного восприятия.
Логопедическое сопровождение. Развитие понимания речи, активизация лексики, коррекция нарушений звукопроизношения, искажений звукослоговой структуры слова, формирование и коррекция навыков чтения и письма, формирование анализа структуры предложений, развитие коммуникативной, познавательной и регулирующей функции речи. Осуществляется логопедом.
Дефектологическое сопровождение. Формирование, коррекция и развитие общеучебных интеллектуальных умений и навыков, осуществляемые учителем-дефектологом, включающее следующее:
- формирование и коррекция психических функций(зрительного и слухового восприятия, внимания, памяти, воображения, наглядных и словесных форм мышления);
- формирование пространственно-временных отношений;
- умственное развитие;
- нормализация ведущей деятельности возраста;
- формирование разносторонних представлений о предметах и явлениях окружающего мира;
- формирование готовности к восприятию нового материала;
- формирование необходимых для усвоения программного материала умений и навыков.
2. Этап консультирования. Каждый специалист, ориентируясь на решение вопросов в сфере своей компетенции, вносит собственное понимание и в тоже время одну из составных частей целостной картины урока и определяет возможности коррекции, развития каждого ребёнка на данном уроке.
3. Подготовительный этап. Подготовка начинается с совместной разработки конспекта урока. Продумываются образовательные, коррекционно-развивающие и воспитательные задачи урока. Исходя из темы, задач, особенностей детей и коррекционной направленности урока, продумываются упражнения, задания, способы их решений, информационный материал, способы деятельности обучающихся, педагога и специалистов, сочетание и взаимодействие деятельности педагога со специалистом на разных этапах урока, прогнозирование возможных трудностей , выбор форм, методов, приёмов и средств.
4. Основной этап. Этап проведения. Процесс урока. Совместно со специалистом проводится урок, где педагог и специалист корректируют и развивают знания, умения и навыки обучающихся, направляют их к решению задач урока с помощью выбранных методов, приёмов и средств.
5. Рефлексивный этап. Анализ и оценка результатов, проведённого урока. На этом этапе педагог и специалист обмениваются мнениями, обосновывают свои решения и выводы. В заключении обсуждают достигнутые результаты, отмечают ошибки и прогнозируют дальнейшую коррекционно-развивающую работу с детьми данного класса.
Эффективность уроков-комплексов очевидна!
Постановка общей коррекционной цели, позволяет достичь решения специфических задач, которые при совместной работе осуществляются наиболее полно. Наличие на уроке двух –трёх специалистов стимулирует детей к повышению мотивации, что ведёт к улучшению их работоспособности. Организованная таким образом работа, создаёт возможности для закрепления и углубления ранее полученных на индивидуальных логопедических и дефектологических занятиях знаний, умений и навыков.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья Методические рекомендации по созданию паспорта логопедического кабинета в общеобразовательной школе.
Современные тенденции школьного образования и гуманистический личностно-ориентированный подход требуют более углубленной индивидуализации обучения, особ...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОЗДАНИЮ СОВРЕМЕННОГО УРОКА ПО ФГОС.
Данные рекомендации в помощь тем педагогам, кто хочет научиться планировать современный урок по ФГОС....
"Проблемные ситуации на уроках в начальной школе". Методические рекомендации по созданию проблемных ситуаций на уроках.
Материал, представляющий собой методические рекомендации по созданию проблемных ситуаций на уроках в начальной школе....
Методические рекомендации по созданию здоровьесберегающих условий в процессе обучении и воспитании младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.
Применение здоровьесберегающих условий в коррекционных школах....
Методические рекомендации по созданию проектов учащимися
В методических рекомендациях по созданию проектов учащимися представлен материал о том, как работать над проектом, как оформить проект, как построить свое выступление по защите проекта....
Методические рекомендации при создании и ведении портфолио обучающихся в начальной школе.
Данные рекомендации помогут учителю начальной школы при работе с ученическими портфолиями....
Методические рекомендации по созданию развивающей среды кабинета начальных классов
Современная школа - это место, где ребенок получает опыт широкого эмоционально-практического взаимодействия с взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его ра...