Методические рекомендации при создании и ведении портфолио обучающихся в начальной школе.
методическая разработка (1 класс) на тему
Данные рекомендации помогут учителю начальной школы при работе с ученическими портфолиями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prilozhenie_1.doc | 37.5 КБ |
prilozhenie_2.doc | 28.5 КБ |
prilozhenie_3.doc | 52 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение 1
ПОРТФОЛИО
Фамилия, имя
Учащегося ___ класса ___
_____ «Средней общеобразовательной школы №___»
г. Кемерово, 2012
СОДЕРЖАНИЕ
Страницы раздела «Портрет»:
-Мой портрет (знакомьтесь: это – я)
-Место для фото (или автопортрета)
-Напиши о себе (как умеешь):
Меня зовут
Я родился (число, месяц, год)
Я живу в
Мой адрес________________
Моя семья________________
-Нарисуй портрет своей семьи
-Родословное дерево
-Чем я люблю заниматься
-Я ученик
-Я могу делать
-Я хочу научиться в этом году…
-Я научусь в этом году
Составляется вместе с учителем на уроке | ||
Предмет | Чему научусь | Рисунок или пример |
Русский язык | ||
Литературное чтение | ||
Математика | ||
Окружающий мир |
-Я читаю
-Мой класс, мои друзья, мой первый учитель
-Мой распорядок дня
Время | Дела | Рисунок | |
Утро | |||
День | |||
Вечер |
-Я и мои друзья
Вопрос | Напиши | Нарисуй |
Чем я люблю заниматься? | ||
Какая игрушка у меня самая любимая? | ||
Сколько у меня друзей и как их зовут? | ||
Какой у меня самый любимый цвет? | ||
Какие поделки я очень хочу научиться мастерить? |
Страницы раздела «Коллектор»
-Правила поведения в школе
-Законы жизни класса
-Примерный список литературы для самостоятельного и семейного чтения
-План-памятка «Решения задачи»
-Памятка «Как учить стихотворения»
-Памятка «Работа с тетрадью»
-Памятка, как поступать в стрессовых ситуациях (пожар, опасность и пр.)
-Памятка «Правила общения»
Раздел «Рабочие материалы»
На каждый предмет имеется свой «файл», в него вкладываются диагностические работы.
Страницы раздела «Мои достижения»
-Моя лучшая работа
-Задание, которое мне больше всего понравилось
-Я прочитал ….. книг
-Что я теперь знаю, чего не знал раньше?
-Что я теперь умею, чего не умел раньше?
-Мои цели и планы на следующий учебный год:
-Чему я еще хочу научиться?
-Какие книги прочитать?
-Мое участие в школьных и классных праздниках и мероприятиях
-Мои проекты
-Продукты совместного творчества (с родителями, одноклассниками)
Предварительный просмотр:
Приложение 2
Памятка для родителей
Уважаемые родители!
Портфолио – это такая папка (портфель достижений), в которой собраны все достижения, успехи, мнения и творческие находки ученика.
1. Обговорите со своим ребёнком, где он хочет хранить материалы портфолио. Это может быть: обыкновенная папка-скоросшиватель, папка с файлами.
2. Договоритесь, что будет делать ваш ребёнок, а что будете делать вы, чтобы портфолио делалось вместе. Можно предложить, что ребёнок будет собирать материалы, а вы их будет складывать в папку. Приучайте ребёнка доводить начатое дело до конца, даже если придётся чем-то жертвовать.
3. Оформление папки начните с титульного листа: на нём фотография ребёнка (какая нравиться ему, а можно взять и не одну, а можно сделать коллаж под названием «Я расту», где ваш ребёнок соберёт фотографии и скомпонует их, чтобы оформить титульный лист.
4. Для начала определите, какие разделы «будут жить» в вашем портфолио. Мы предлагаем самые основные:
• «Мой портрет»
• «Коллектор»
• «Рабочие материалы»
• «Мои достижения»
В эти разделы можно поместить свои отзывы, рассказы о себе и друзьях, фотографии с места событий, грамоты, благодарности, письма друзей, именинные медали, вообщем, всё, что относится к темам раздела.
5. Все разделы лучше сопровождать фотографиями, поэтому без вашей, Родители, помощи не обойтись!
6. Обсуждайте «пополняемость» портфолио с ребёнком, и не забывайте его хвалить, если портфолио постепенно пополняется.
7. Демонстрируйте достижения ребёнка, помогите ему составить презентацию своих достижений.
Желаем успехов!
Предварительный просмотр:
Приложение 3
ПОЛОЖЕНИЕ О ПОРТФОЛИО
УЧЕНИКА НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
1. Общие положения
ПОРТФОЛИО – форма контроля и оценки достижений учащегося, как средство мотивации личностного развития.
В начальной школе такая форма оценивания детей, как портфолио, носит обучающий характер, есть не форма, а «инструмент», с помощью которого формируется у младших школьников контрольно-оценочная самостоятельность через поддержку их высокой учебной
мотивации.
ПОРТФОЛИО – специальное образовательное пространство (место), где
происходит совместная работа детей, родителей и учителя по накоплению, систематизации, анализу и представлению каждым учащимся своих результатов и достижений за определенный период времени. Основной смысл: показать всё, на что ты способен.
2. Цели и задачи.
Цель портфолио: - обучение младших школьников самоорганизации своей деятельности, их мотивация на активную познавательную деятельность, формирование рефлексивных умений, умений осуществлять адекватную самооценку собственной деятельности.
Задачи портфолио:
-Обеспечение высокой учебной мотивации участников образовательного процесса, в том числе мотивации достижения успеха;
-Развитие рефлексивной культуры младших школьников, их оценочной (самооценочной) деятельности;
-Развитие умении обучающихся систематизировать, анализировать собранный материал, презентовать субъективный опыт;
-Совершенствование системы оценивания образовательных достижений младших школьников в условиях реализации компетентного подхода.
Классный руководитель проводит информационную работу по формированию портфолио с обучающимися и их родителями.
Руководитель школьного методического объединения координирует деятельность учителей по данному направлению работы.
Психолог проводит индивидуальную диагностику ученика.
Заместитель директора школы по учебно-воспитательной работе информирует педагогов о мероприятиях, проводимых в муниципальном образовании, субъекте РФ, участие в которых гарантирует пополнение содержания портфолио обучающегося, является ответственным за внедрение в практику работы школы портфолио как инструмента фиксирования его индивидуальных достижений.
3. Структура портфолио.
Портфолио может иметь следующую структуру:
• I раздел – «Мой портрет» (информация о владельце);
• II раздел – «Коллектор» (правила школьника, памятки, законы жизни в классе и в школе);
• III раздел – «Рабочие материалы»:
Конкурсы, спортивные соревнования: этот раздел включает в себя участие в конкурсах различного уровня (школы, района, области), прописываются все спортивные достижения.
Олимпиады: в данном разделе отражается участие обучающегося во всех предметных и тематических олимпиадах.
Научно-исследовательская деятельность: в этом разделе фиксируются все творческие работы, проектные работы, исследовательские работы.
Общественно-культурная деятельность: данный раздел включает весь спектр культурно- массовых мероприятий школы, района, области в которых обучающиеся принимали участие.
• IV раздел - «Мои достижения» включает в себя:
• Работы, проекты, исследования, которые учащиеся выполнили в учреждениях дополнительного образования;
• Работы, позволяющие проследить динамику учебного прогресса (классные, домашние работы; прикладные проекты; упражнения и задачи, выполненные сверх учебной программы; сочинения, рефераты, наглядные пособия, творческие работы, фотографии, зарисовки, копии текстов из интернетовских сайтов, описание экспериментов, аудио-, видеокассеты с записью выступления; листы самоконтроля с описанием того, что учащийся не понимает по данной теме, почему и в какой помощи он нуждается; лист целей и т.п.);
• Собственные изделия учащегося (модели, поделки, картины, стихи, музыкальные произведения собственного сочинения, фотографии, компьютерные программы и т.п.).
• Примерная форма фиксации работ ученика в «портфолио»:
- Проектные работы – указывается тема проекта, дается описание работы. Возможно приложение в виде фотографий, текста работы в печатном или электронном варианте.
- Исследовательские работы и рефераты – указываются изученные материалы, название реферата, количество страниц и т.п.
- Техническое творчество – модели, макеты, приборы. Указывается конкретная работа, дается ее краткое описание.
- Работы по искусству – дается перечень работ, фиксируется участие в выставках.
- Другие формы творческой активности: участие в школьном театре, хоре, оркестре. Указывается продолжительность подобных занятий, участие в гастролях, концертах.
- Занятия в учреждениях дополнительного образования, на различных учебных курсах. Указывается название учреждения, продолжительность занятий и их результаты.
- Занятия внеурочной деятельностью.
- Участие в олимпиадах и конкурсах. Указывается вид мероприятия, время его проведения, достигнутый учащимся результат.
- Участие в научных конференциях, учебных семинарах и лагерях. Указывается тема мероприятия, название проводившей его организации и форма участия в нем ученика.
- Спортивные достижения. Делается запись об участии в соревнованиях, наличии спортивного разряда.
4. Оценка результатов портфолио.
В конце учебного года проводится презентация портфолио. Определяются победители и лауреаты в различных номинациях:
• « Самый оригинальный портфолио »;
• « За лучшее оформление работ »;
• « Идея! »;
• « За многогранность таланта »;
• « За трудолюбие »;
• « За творческий подход » и др.
5. Возможный вариант составления портфолио.
Фамилия, имя
Учащегося ___ класса ___
_____ «Средней общеобразовательной школы №___»
г. Кемерово, 2012
СОДЕРЖАНИЕ
Страницы раздела «Портрет»:
-Мой портрет (знакомьтесь: это – я)
-Место для фото (или автопортрета)
-Напиши о себе (как умеешь):
Меня зовут
Я родился (число, месяц, год)
Я живу в
Мой адрес________________
Моя семья________________
-Нарисуй портрет своей семьи
-Родословное дерево
-Чем я люблю заниматься
-Я ученик
-Я могу делать
-Я хочу научиться в этом году…
-Я научусь в этом году
Составляется вместе с учителем на уроке | ||
Предмет | Чему научусь | Рисунок или пример |
Русский язык | ||
Литературное чтение | ||
Математика | ||
Окружающий мир |
-Я читаю
-Мой класс, мои друзья, мой первый учитель
-Мой распорядок дня
Время | Дела | Рисунок | |
Утро | |||
День | |||
Вечер |
-Я и мои друзья
Вопрос | Напиши | Нарисуй |
Чем я люблю заниматься? | ||
Какая игрушка у меня самая любимая? | ||
Сколько у меня друзей и как их зовут? | ||
Какой у меня самый любимый цвет? | ||
Какие поделки я очень хочу научиться мастерить? |
Страницы раздела «Коллектор»
-Правила поведения в школе
-Законы жизни класса
-Примерный список литературы для самостоятельного и семейного чтения
-План-памятка «Решения задачи»
-Памятка «Как учить стихотворения»
-Памятка «Работа с тетрадью»
-Памятка, как поступать в стрессовых ситуациях (пожар, опасность и пр.)
-Памятка «Правила общения»
Раздел «Рабочие материалы»
На каждый предмет имеется свой «файл», в него вкладываются диагностические работы.
Страницы раздела «Мои достижения»
-Моя лучшая работа
-Задание, которое мне больше всего понравилось
-Я прочитал ….. книг
-Что я теперь знаю, чего не знал раньше?
-Что я теперь умею, чего не умел раньше?
-Мои цели и планы на следующий учебный год:
-Чему я еще хочу научиться?
-Какие книги прочитать?
-Мое участие в школьных и классных праздниках и мероприятиях
-Мои проекты
-Продукты совместного творчества (с родителями, одноклассниками)
Тезаурус
Портфолио - рабочая файловая папка, содержащая многообразную информацию, которая документирует приобретённый опыт и достижения учащихся [3, с.51].
Предметное портфолио - это целенаправленная коллекция работ учащегося по определенному предмету, которая демонстрирует его усилия, прогресс, достижения в одной или более областях [6, с.32].
Самооценка - оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей [7, с.87].
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Портфолио обучающегося в начальной школе
В современном образовательном процессе уже у каждого первоклассника должен быть свой портфолио. Многие родители не могут понять, зачем это нужно. На каждом родительском собрании приходитс...
Методические рекомендации по проведению основных видов орфографических упражнений в начальной школе
В данном материале ракрываютс особенности проведения в начальной школе основных орфографических упражнений таких, как списывание, диктант, орфографический разбор, изложение, сочинение....
Учебно-методическое пособие “Методические рекомендации по использованию здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе”
В данном материале представлены упражнения по сохранению и укреплению здоровья учеников младших классов на уроках....
«Методические рекомендации по организации проектной и исследовательской деятельности в начальной школе».
Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ. Учитель начальных классов МАОУ "ЦО № 1", Бабкина Е.В.
Методические рекомендации разработаны с целью повышения компетентности специалистов и педагогических работников начальной школы в вопросах формирования у школьников метапредметных универсальных ...
Методические рекомендации по использованию дидактических игр на уроках в начальной школе
В данном материале представлены методические рекомендации для учителей начальных классов по использованию дидактических игр на различных этапах урока....
Методические рекомендации по организации обучения детей с ОВЗ в начальной школе.
Проблема обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы является актуальной в современном школьном образовании. В содержании рассмотрены особенности выявлен...