Технологическая карта урока по кубановедению по теме "Народные обычаи и традиции"
план-конспект урока (3 класс)
Технологическая карта урока по кубановедению по теме "Народные обычаи и традиции"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 35.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Класс: | 3 |
Предмет: | Кубановедение |
Автор урока: | Тагирова Елена Николаевна |
Тема: | Народные обычаи и традиции |
Тип урока: | Изучение нового материала |
Цель урока: | Познакомить с народными обычаями и традициями; прививать любовь к малой родине, её истории; развивать кругозор; воспитывать уважение к обычаям казаков, к старшим. |
Задачи урока: | Образовательные: учить находить значения числовых выражений со скобками и без них, оформлять доказательства рассуждений. Совершенствовать вычислительные навыки. Развивающая: развивать умение анализировать и обобщать, развивать логическое мышление и познавательный интерес к математике, совершенствовать вычислительные навыки. Воспитательная: воспитывать познавательную инициативу, точность, посредством системы заданий, развивать коммуникативные качества: слушать, вести диалог, доказывать свою точку зрения, воспитывать любовь к математике, уважительное отношение друг к другу при работе в парах. |
Используемые технологии: |
|
УУД: | Универсальные учебные действия: Познавательные УУД: оценка процесса и результатов деятельности. Коммуникативные УУД: работать в паре, группе, осуществлять конструктивное взаимодействие друг с другом; уметь слушать и вступать в диалог. Личностные УУД: формировать положительное отношение к учёбе и своим знаниям. Регулятивные УУД: учиться ставить цель урока , контролировать свою работу и работу своего товарища по эталону, планировать работу в парах, группах. |
Планируемый результат: | Предметные: Понимать, что такое «традиции», «обычаи». Личностные: Метапредметные: Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение (Регулятивные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД). Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД). |
Межпредметные связи: | Окружающий мир |
Ресурсы: основные, дополнительные | - презентационное сопровождение урока, компьютер, мультимедиа проектор, экран. |
Используемые формы организации познавательной деятельности: |
|
Оборудование урока: |
|
Ход урока
Этап урока |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Методический комментарий | УУД, формируемые на данном этапе |
1. Мотивирование к учебной деятельности. | (Звонок) Вот звонок нам дал сигнал: Поработать час настал. Так что время не теряем и работать начинаем! Урок кубановедения. О чудесном нашем крае Будет разговор, О прекрасном нашем крае – Где мы все живём. | Хором | Орг.момент | Регулятивные: волевая саморегуляция |
2. Актуализация и пробное учебное действие | Мы продолжаем узнавать наш край. Стихотворение На земле кубанской, средь полей бескрайних Живёт народ – казаки, Их роду нет конца Им любо то, что свято, Ведь дружбою богаты, Гостеприимством, песнями, отвагою, геройством Казачьи их войска. - Ребята, как вы думаете о чём сегодня мы будем говорить на уроке? - Ответить на этот вопрос мы сможем в конце нашего урока, а сейчас повторим то, что уже знаем о нашей малой родине.
Кроссворд (на каждой парте лежит лист с кроссвордом)
Краснодарского края, оно же название главной реки края. (Кубань)
(символы)
- Кто отгадал правильно, покажите с помощью сигнальной карточки. - У кого кроссворд вызвал затруднение, просигнализируйте красным цветом. - Почему допустили ошибки? - Кто правильно отгадал кроссворд, может прочитать в нём тему нашего урока. (Традиции). | Выразительно читает подготовленный ученик Ответы детей Дети показывают зелёный цвет Дети показывают красныйцвет Высказывания детей Дети рассматривают кроссворд и находят тему урока | Проверка домашнего задания Проверка по эталону | Коммуника-тивные: работать в паре, осуществлять конструктив-ное взаимодейст-вие друг с другом. Регулятив-ные: контролиро-вать свою работу и работу своего товарища по эталону |
3. Постановка цели и задач урока. | - Как вы понимаете слово «традиции»? Обычаи – одобренные обществом массовые образцы действий, которым рекомендуется следовать. Если привычки к обычаям переходят от одного поколения к другому, они превращаются в традиции. Традиции – всё то, что унаследовано от предшественников. Первоначально это слово обозначало «предание». В качестве традиции выступают также ценности, нормы, образцы поведения, вкусы, взгляды. - Кто догадался, о чем пойдет речь сегодня на уроке? - Хотите узнать, какие традиции и обычаи у нас в крае? - Итак, мы отправляемся в путешествие по Краснодарскому краю, и совершим мы его на чем вы узнаете если отгадаете загадку: Братцы в гости снарядились, - Займите свои места и пристегните ремни. | ответы детей ответы детей поезд | Регулятив-ные: учиться ставить цель урока | |
4. Первичное усвоение новых знаний. |
Особенности обрядов и традиций в том, что они передаются из поколения в поколение. Обряды связаны с религиозными представлениями - это коляда, празднование Пасхи, свадьба, таинство крещения, проводы на военную службу, похороны, Рождество, Новый год, Троица. Русское гостеприимство – тоже неотъемлемая часть наших культурных традиций. Гостям также были всегда рады, делились с ними последним куском. Недаром говорили: «Что есть в печи – на стол мечи!» Встречали гостей хлебом, солью. Со словами: «Добро пожаловать!» Гость отламывает маленький кусочек хлеба, макает его в соль и кушает. Православное праздничное застолье с давних времен хранит множество традиций, обычаев и обрядов. За столом собирались все члены семьи и близкие родственники. Физминутка. Едем, едем, долго едем, Очень длинен этот путь. Скоро до Москвы доедем, Там мы сможем отдохнуть. Вот поезд наш едет, Колеса стучат, А в поезде нашем Ребята сидят. Чу-чу-чу-чу-чу! Бежит паровоз. Далеко-далеко ребят он повез. Знакомство свадебными традициями. Не то что в каждой деревне, но даже и в городе существовали свои особенности, оттенки этого поэтического и одновременно исполненного глубокого смысла действа. Остается лишь удивляться, с какой основательностью и уважением подходили наши предки к рождению новой семьи. Навсегда оставалась у молодых память о главном моменте их жизни. Молодых осыпали хмелем, так как хмель – это древний символ плодородия и многочадия . Невеста берет с собою в дом жениха родительское благословение и сундук с приданым .Старинный обычай – разувание мужа молодой женой. Смысл - таким образом молодая супруга подчеркивала свою покорность или согласие на главенство мужчины в семье. Обряд крещения. Главным обрядом, отмечавшим начало жизни ребенка было его крещение. Обряд совершали в церкви или дома. Как правило, младенца крестили на третий или сороковой день после рождения. Родителям не положено было присутствовать при крещении, вместо них были крестная мать, которая дарила рубашку и крестный отец, который должен был подарить ребенку нательный крест. Пасха. Во время празднования Пасхи русские вспоминают о жизни, смерти и воскресенье Иисуса Христа. За день до начала Пасхи русские выпекают куличи (сладкий хлеб) и красят яйца, которые символизируют собой тело Христа. Утром после того, как во всех храмах прошли в сенощные бдения (длятся они в течение целого дня) и крестные ходы вокруг церквей (начинаются в 12 часов ночи), люди собираются к своим родственникам или близким, чтобы подарить кулич или покрашенное яйцо. Подарки преподносятся со словами: «Иисус воскресе!», на которые получатель должен ответить: «Воистину воскресе!» и подарить в ответ или кулич, или крашеное яйцо. Этот обычай именуется «Христосование». На девятый день (Родительский день) после Пасхи, у русских принято посещать могилы близких и поминать их. Этот обычай свято чтят и наши жители: также ходят в церковь, пекут куличи, красят яйца, при встрече говорят: «Христос Воскресе!» и в ответ получают: «Воистину Воскресе!». Ребятишки в воскресный день ходят по домам славить. Яйца – символ Солнца и зарождения новой жизни. Троица. Их праздновали на седьмой неделе после Пасхи (Семик - в четверг, а Троицу - в воскресенье), В Семик девушки ходили в лес, плели венки из березовых ветвей, пели троичные песни и бросали венки в реку. Если венок тонул, это считалось плохой приметой, если же приставал к берегу, это означало, что девушка должна скоро выйти замуж. В Троицу было принято украшать внутреннюю часть дома березовыми ветвями. Традиционной пищей были яйца, яичница и другие блюда из яиц. Празднично обрядовая культура. - Какие зимние праздники вы знаете? Основные зимние праздники – две святочные недели (святки): Рождество, Новый год (по старому стилю) и Крещение. В праздники затевали магические игры, производили символические действия с зерном, хлебом, соломой ("чтобы был урожай"), ходили по домам колядовать, девушки гадали, обязательным элементом святок было ряжение. Рождество Христово — это не только светлый праздник православия. Рождество - праздник возвращенный, возрождающийся. Традиции этого праздника, исполненного подлинной человечности и доброты, высоких нравственных идеалов, в наши дни открываются и осмысливаются вновь. Масленица. Масленица (проводы зимы и встреча весны)- длилась целую неделю. И начиная с четверга масленичной недели все работы прекращались, начиналось шумное веселье. Ходили друг к другу в гости, обильно угощались блинами, оладьями, пирогами. Широкая Масленица – Сырная неделя! Понедельник – «Встреча» Четверг – «Разгуляй» Пятница «Вечера у тёщи» Суббота –»Золовкины угощения» Воскресенье – «Прощеный день» Пышные гулянье Ярмарка венчает. | предположения детей ответы детей предположения детей ответы детей | Коммуникативные: уметь слушать, понимать вопросы учителя и вступать в диалог. | |
проверка понимания | Групповая работа. Игра «Отгадай – ка!». - Кто был внимателен во время нашей экскурсии и запомнил о каких традициях и обычаях мы говорили на уроке?
в каком-либо обществе, действие; связанные с рождением ребенка? в) хлебом и солью | ответы детей ответы детей | Проверка | Коммуника-тивные: работать в группе, осуществлять конструктив-ное взаимодейст-вие друг с другом. Регулятив-ные: контролиро-вать свою работу и работу своего товарища по эталону |
7.Самостоятель-ная работа с самопроверкой по эталону | Индивидуальная работа по учебнику-тетради - Кто выполнил задание без ошибок? | Дети самостоятельно работают в тетради | Проверка по эталону | Регулятивные: контроль, оценка своих действий |
8. Включение в систему знаний и повторение | - Итак, наше путешествие заканчивается. Мы возвращаемся в нашу любимую станицу … (Тбилисскую). Мы должны бережно хранить русские традиции и обычаи древности, чтобы не терять связь времён и поколений. Например, среди них был и остается наш древний обычай жить честным и полезным трудом, работая не только для себя, но и для общества, не только ради денег или славы, но и ради победы и возрождения Отечества, показывая ловкость и сноровку в профессии, работать, непременно делясь плодами своего труда со своими ближними, то есть, являя лучшие русские качества: патриотизм, смекалку, творческий дар, товарищество, любовь к Богу и к России. | ответы детей | ||
задание. | Подготовить сообщение о традициях и обычаях, которые соблюдаются в вашей семье? | |||
10. Рефлексия. | Заканчивается наш урок. Вы, ребята, молодцы. Активно трудились весь урок. - Что нового вы узнали? - Чему научились на уроке? - Какие традиции и обычаи вы запомнили? У вас на партах лежат солнышки. Выберите солнышко и прикрепите на доску. Оцените свою работу. Сделайте вывод о нашем уроке, глядя на солнышко. | ответы детей | Познавательные: оценка процесса и результатов деятельности Регулятив-ные: волевая саморегуля-ция Коммуника-тивные: умение выражать свои мысли |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2017/02/26/picture-333689-1488115244.jpg)
Урок кубановедения 4 класс "Обычаи и традиции народов, живущих на Кубани"
На уроке учащиеся знакомятся с традициями и культурой разных народов, населяющих Кубань....
![](/sites/default/files/pictures/2017/12/20/picture-988454-1513746958.jpg)
Технологическая карта урока по Кубановедению "С верою в сердце"
Цели и задачи:- познакомить с религиями, которые исповедуют жители Краснодарского края;- формировать у учащихся знания об истории и событиях, происходивших в жизни земляков;-...
Технологическая карта урока по кубановедению. Тема урока "Обыча и траиции народов,живущих на Кубани"
Данная разработка предназначена для учителей начальных классов...
![](/sites/default/files/pictures/2024/12/02/picture-1546353-1733167185.jpg)
Технологическая карта урока по Кубановедению
Конспект урока по Кубановедению. «Казачья станица. Религиозные традиции моих земляков. Дом в котором жили наши предки. Многообразие религий как единство народов». ...