Технологическая карта урока по кубановедению по теме "Народные обычаи и традиции"
план-конспект урока (3 класс)
Технологическая карта урока по кубановедению по теме "Народные обычаи и традиции"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
narodnye_obychai_i_traditsii.docx | 35.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Класс: | 3 |
Предмет: | Кубановедение |
Автор урока: | Тагирова Елена Николаевна |
Тема: | Народные обычаи и традиции |
Тип урока: | Изучение нового материала |
Цель урока: | Познакомить с народными обычаями и традициями; прививать любовь к малой родине, её истории; развивать кругозор; воспитывать уважение к обычаям казаков, к старшим. |
Задачи урока: | Образовательные: учить находить значения числовых выражений со скобками и без них, оформлять доказательства рассуждений. Совершенствовать вычислительные навыки. Развивающая: развивать умение анализировать и обобщать, развивать логическое мышление и познавательный интерес к математике, совершенствовать вычислительные навыки. Воспитательная: воспитывать познавательную инициативу, точность, посредством системы заданий, развивать коммуникативные качества: слушать, вести диалог, доказывать свою точку зрения, воспитывать любовь к математике, уважительное отношение друг к другу при работе в парах. |
Используемые технологии: |
|
УУД: | Универсальные учебные действия: Познавательные УУД: оценка процесса и результатов деятельности. Коммуникативные УУД: работать в паре, группе, осуществлять конструктивное взаимодействие друг с другом; уметь слушать и вступать в диалог. Личностные УУД: формировать положительное отношение к учёбе и своим знаниям. Регулятивные УУД: учиться ставить цель урока , контролировать свою работу и работу своего товарища по эталону, планировать работу в парах, группах. |
Планируемый результат: | Предметные: Понимать, что такое «традиции», «обычаи». Личностные: Метапредметные: Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение (Регулятивные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД). Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД). |
Межпредметные связи: | Окружающий мир |
Ресурсы: основные, дополнительные | - презентационное сопровождение урока, компьютер, мультимедиа проектор, экран. |
Используемые формы организации познавательной деятельности: |
|
Оборудование урока: |
|
Ход урока
Этап урока |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Методический комментарий | УУД, формируемые на данном этапе |
1. Мотивирование к учебной деятельности. | (Звонок) Вот звонок нам дал сигнал: Поработать час настал. Так что время не теряем и работать начинаем! Урок кубановедения. О чудесном нашем крае Будет разговор, О прекрасном нашем крае – Где мы все живём. | Хором | Орг.момент | Регулятивные: волевая саморегуляция |
2. Актуализация и пробное учебное действие | Мы продолжаем узнавать наш край. Стихотворение На земле кубанской, средь полей бескрайних Живёт народ – казаки, Их роду нет конца Им любо то, что свято, Ведь дружбою богаты, Гостеприимством, песнями, отвагою, геройством Казачьи их войска. - Ребята, как вы думаете о чём сегодня мы будем говорить на уроке? - Ответить на этот вопрос мы сможем в конце нашего урока, а сейчас повторим то, что уже знаем о нашей малой родине.
Кроссворд (на каждой парте лежит лист с кроссвордом)
Краснодарского края, оно же название главной реки края. (Кубань)
(символы)
- Кто отгадал правильно, покажите с помощью сигнальной карточки. - У кого кроссворд вызвал затруднение, просигнализируйте красным цветом. - Почему допустили ошибки? - Кто правильно отгадал кроссворд, может прочитать в нём тему нашего урока. (Традиции). | Выразительно читает подготовленный ученик Ответы детей Дети показывают зелёный цвет Дети показывают красныйцвет Высказывания детей Дети рассматривают кроссворд и находят тему урока | Проверка домашнего задания Проверка по эталону | Коммуника-тивные: работать в паре, осуществлять конструктив-ное взаимодейст-вие друг с другом. Регулятив-ные: контролиро-вать свою работу и работу своего товарища по эталону |
3. Постановка цели и задач урока. | - Как вы понимаете слово «традиции»? Обычаи – одобренные обществом массовые образцы действий, которым рекомендуется следовать. Если привычки к обычаям переходят от одного поколения к другому, они превращаются в традиции. Традиции – всё то, что унаследовано от предшественников. Первоначально это слово обозначало «предание». В качестве традиции выступают также ценности, нормы, образцы поведения, вкусы, взгляды. - Кто догадался, о чем пойдет речь сегодня на уроке? - Хотите узнать, какие традиции и обычаи у нас в крае? - Итак, мы отправляемся в путешествие по Краснодарскому краю, и совершим мы его на чем вы узнаете если отгадаете загадку: Братцы в гости снарядились, - Займите свои места и пристегните ремни. | ответы детей ответы детей поезд | Регулятив-ные: учиться ставить цель урока | |
4. Первичное усвоение новых знаний. |
Особенности обрядов и традиций в том, что они передаются из поколения в поколение. Обряды связаны с религиозными представлениями - это коляда, празднование Пасхи, свадьба, таинство крещения, проводы на военную службу, похороны, Рождество, Новый год, Троица. Русское гостеприимство – тоже неотъемлемая часть наших культурных традиций. Гостям также были всегда рады, делились с ними последним куском. Недаром говорили: «Что есть в печи – на стол мечи!» Встречали гостей хлебом, солью. Со словами: «Добро пожаловать!» Гость отламывает маленький кусочек хлеба, макает его в соль и кушает. Православное праздничное застолье с давних времен хранит множество традиций, обычаев и обрядов. За столом собирались все члены семьи и близкие родственники. Физминутка. Едем, едем, долго едем, Очень длинен этот путь. Скоро до Москвы доедем, Там мы сможем отдохнуть. Вот поезд наш едет, Колеса стучат, А в поезде нашем Ребята сидят. Чу-чу-чу-чу-чу! Бежит паровоз. Далеко-далеко ребят он повез. Знакомство свадебными традициями. Не то что в каждой деревне, но даже и в городе существовали свои особенности, оттенки этого поэтического и одновременно исполненного глубокого смысла действа. Остается лишь удивляться, с какой основательностью и уважением подходили наши предки к рождению новой семьи. Навсегда оставалась у молодых память о главном моменте их жизни. Молодых осыпали хмелем, так как хмель – это древний символ плодородия и многочадия . Невеста берет с собою в дом жениха родительское благословение и сундук с приданым .Старинный обычай – разувание мужа молодой женой. Смысл - таким образом молодая супруга подчеркивала свою покорность или согласие на главенство мужчины в семье. Обряд крещения. Главным обрядом, отмечавшим начало жизни ребенка было его крещение. Обряд совершали в церкви или дома. Как правило, младенца крестили на третий или сороковой день после рождения. Родителям не положено было присутствовать при крещении, вместо них были крестная мать, которая дарила рубашку и крестный отец, который должен был подарить ребенку нательный крест. Пасха. Во время празднования Пасхи русские вспоминают о жизни, смерти и воскресенье Иисуса Христа. За день до начала Пасхи русские выпекают куличи (сладкий хлеб) и красят яйца, которые символизируют собой тело Христа. Утром после того, как во всех храмах прошли в сенощные бдения (длятся они в течение целого дня) и крестные ходы вокруг церквей (начинаются в 12 часов ночи), люди собираются к своим родственникам или близким, чтобы подарить кулич или покрашенное яйцо. Подарки преподносятся со словами: «Иисус воскресе!», на которые получатель должен ответить: «Воистину воскресе!» и подарить в ответ или кулич, или крашеное яйцо. Этот обычай именуется «Христосование». На девятый день (Родительский день) после Пасхи, у русских принято посещать могилы близких и поминать их. Этот обычай свято чтят и наши жители: также ходят в церковь, пекут куличи, красят яйца, при встрече говорят: «Христос Воскресе!» и в ответ получают: «Воистину Воскресе!». Ребятишки в воскресный день ходят по домам славить. Яйца – символ Солнца и зарождения новой жизни. Троица. Их праздновали на седьмой неделе после Пасхи (Семик - в четверг, а Троицу - в воскресенье), В Семик девушки ходили в лес, плели венки из березовых ветвей, пели троичные песни и бросали венки в реку. Если венок тонул, это считалось плохой приметой, если же приставал к берегу, это означало, что девушка должна скоро выйти замуж. В Троицу было принято украшать внутреннюю часть дома березовыми ветвями. Традиционной пищей были яйца, яичница и другие блюда из яиц. Празднично обрядовая культура. - Какие зимние праздники вы знаете? Основные зимние праздники – две святочные недели (святки): Рождество, Новый год (по старому стилю) и Крещение. В праздники затевали магические игры, производили символические действия с зерном, хлебом, соломой ("чтобы был урожай"), ходили по домам колядовать, девушки гадали, обязательным элементом святок было ряжение. Рождество Христово — это не только светлый праздник православия. Рождество - праздник возвращенный, возрождающийся. Традиции этого праздника, исполненного подлинной человечности и доброты, высоких нравственных идеалов, в наши дни открываются и осмысливаются вновь. Масленица. Масленица (проводы зимы и встреча весны)- длилась целую неделю. И начиная с четверга масленичной недели все работы прекращались, начиналось шумное веселье. Ходили друг к другу в гости, обильно угощались блинами, оладьями, пирогами. Широкая Масленица – Сырная неделя! Понедельник – «Встреча» Четверг – «Разгуляй» Пятница «Вечера у тёщи» Суббота –»Золовкины угощения» Воскресенье – «Прощеный день» Пышные гулянье Ярмарка венчает. | предположения детей ответы детей предположения детей ответы детей | Коммуникативные: уметь слушать, понимать вопросы учителя и вступать в диалог. | |
проверка понимания | Групповая работа. Игра «Отгадай – ка!». - Кто был внимателен во время нашей экскурсии и запомнил о каких традициях и обычаях мы говорили на уроке?
в каком-либо обществе, действие; связанные с рождением ребенка? в) хлебом и солью | ответы детей ответы детей | Проверка | Коммуника-тивные: работать в группе, осуществлять конструктив-ное взаимодейст-вие друг с другом. Регулятив-ные: контролиро-вать свою работу и работу своего товарища по эталону |
7.Самостоятель-ная работа с самопроверкой по эталону | Индивидуальная работа по учебнику-тетради - Кто выполнил задание без ошибок? | Дети самостоятельно работают в тетради | Проверка по эталону | Регулятивные: контроль, оценка своих действий |
8. Включение в систему знаний и повторение | - Итак, наше путешествие заканчивается. Мы возвращаемся в нашу любимую станицу … (Тбилисскую). Мы должны бережно хранить русские традиции и обычаи древности, чтобы не терять связь времён и поколений. Например, среди них был и остается наш древний обычай жить честным и полезным трудом, работая не только для себя, но и для общества, не только ради денег или славы, но и ради победы и возрождения Отечества, показывая ловкость и сноровку в профессии, работать, непременно делясь плодами своего труда со своими ближними, то есть, являя лучшие русские качества: патриотизм, смекалку, творческий дар, товарищество, любовь к Богу и к России. | ответы детей | ||
задание. | Подготовить сообщение о традициях и обычаях, которые соблюдаются в вашей семье? | |||
10. Рефлексия. | Заканчивается наш урок. Вы, ребята, молодцы. Активно трудились весь урок. - Что нового вы узнали? - Чему научились на уроке? - Какие традиции и обычаи вы запомнили? У вас на партах лежат солнышки. Выберите солнышко и прикрепите на доску. Оцените свою работу. Сделайте вывод о нашем уроке, глядя на солнышко. | ответы детей | Познавательные: оценка процесса и результатов деятельности Регулятив-ные: волевая саморегуля-ция Коммуника-тивные: умение выражать свои мысли |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок кубановедения 4 класс "Обычаи и традиции народов, живущих на Кубани"
На уроке учащиеся знакомятся с традициями и культурой разных народов, населяющих Кубань....
Технологическая карта урока по Кубановедению "События ВОв на Кубани"
Урок Кубановедения...
Технологическая карта урока по Кубановедению "Моя родословная"
урок Кубановедения...
Технологическая карта урока по Кубановедению "С верою в сердце"
Цели и задачи:- познакомить с религиями, которые исповедуют жители Краснодарского края;- формировать у учащихся знания об истории и событиях, происходивших в жизни земляков;-...
Технологическая карта урока по кубановедению. Тема урока "Обыча и траиции народов,живущих на Кубани"
Данная разработка предназначена для учителей начальных классов...
Технологическая карта урока по Кубановедению
Конспект урока по Кубановедению. «Казачья станица. Религиозные традиции моих земляков. Дом в котором жили наши предки. Многообразие религий как единство народов». ...