Технологическая карта урока по Кубановедению "С верою в сердце"
план-конспект урока (3 класс) на тему

Коленкина Анна Игоревна

Цели и задачи:

-   познакомить с религиями, которые исповедуют жители Краснодарского края;

-   формировать у учащихся знания об истории и событиях, происходивших в жизни земляков;

-  вызвать интерес к изучаемой теме: к своей родословной, обычаям,  традициям          и реликвиям;

- воспитывать чувство патриотизма, толерантности, внимательное отношение к станичникам старшего поколения.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ УРОКА

ПО КУБАНОВЕДЕНИЮ

ДЛЯ 3 КЛАССА

ПО ТЕМЕ:

« С ВЕРОЮ В СЕРДЦЕ »

Подготовила: Коленкна Анна Игоревна

Ход урока:

Цели и задачи:

-   познакомить с религиями, которые исповедуют жители Краснодарского края;

-   формировать у учащихся знания об истории и событиях, происходивших в жизни земляков;

-  вызвать интерес к изучаемой теме: к своей родословной, обычаям,  традициям          и реликвиям;

- воспитывать чувство патриотизма, толерантности, внимательное отношение к станичникам старшего поколения.

  1. Организационный момент.        Вы услышали звонок ?

Вам сказал он: «На урок!»

Что ж, урок пора начать

И заданье проверять.

  1. Введение в тему.

          С первым потоком переселенцев-черноморцев в 1793 году на Кубань прибыла в обозе (в разобранном виде) походная войсковая Свято-Троицкая церковь, которая сразу была установлена. На Тамани войсковым судьёй  Антоном Головатым была построена церковь Покрова  Пресвятой Богородицы (в 1794 году). Сами названия казачьих поселений несли отпечаток веры: станицы   Архангельская, Благовещенская,  Вознесенская,  Новотроицкая,  Новопокровская, Новорождественская,  Петропавловская,  Успенская…

  1. Работа по теме урока.

          Кубанские казаки – люди православные. С молитвой в душе казак и хлеб растил, и Отчизну защищал, и храмы строил. Известно, что уже через четыре года после переселения казаков на Кубани было  4 церкви, а сегодня в Краснодарском крае около 400 православных храмов, возведенных потомками казаков. Один из старейших – деревянный храм Богоявления, построенный без единого гвоздя в станице Калининской.   (с. 39 учебника)

(просмотр изображений храмов)

         Чем отличается храм от других архитектурных сооружений?

          Православные храмы посвящаются Богу в память о том или ином событии из жизни Христа, Божьей Матери, святых, чудотворных икон. Главная внешняя особенность православного храма – купола с установленными на них крестами.

          Среди наших земляков -кубанцев – люди ста двадцати национальностей: русские, адыги, украинцы, греки, армяне и многие другие… У каждого народа свои обычаи.  В них  отражается душа народа: уклад жизни, любовь к труду и земле, почитание отцов и дедов. Каждому из нас  необходимо знать историю и обычаи своего народа. Это наши корни, наши истоки. Но не менее важно знать и уважать обычаи народа, живущего рядом. Ведь мы земляки: у нас одна родина – наша прекрасная Кубань.

 (просмотр изображений храмов, изображение мечети)

        Казаки исстари считались народом свободолюбивым, не терпящим никакого гнета и принуждения, но в одном деле они были едины и покорны: когда полагалось нести свою дань в пользу церкви – десятую часть «от меча и весла».

                                Колокола Кубани

                К вечерне с выси Красного собора

                Молитвенно звонят колокола.

                Рубинами закат украсил город.

                Мерцаньем ранних звезд река светла…

Шумит-бурлит кубанская столица –

У краснодарцев  вечные дела,

Но как преображаются их лица,

Когда взывают к ним колокола!..        

???  Во имя какого святого была освящена церковь в нашей станице?

Звонари– специально подготовленные люди. У каждого колокола есть своё название и предназначение.

(работа в парах, с. 39 учебника)

???   О чём звонят колокола?

Благовест

Набат   (озвучиваем)
        Перебор

Праздничный перезвон

Трезвон

 (прослушивание звукозаписи звучания колокола , «Под сенью храма»)

  1.         В воскресные дни с раннего утра из разных концов просыпающихся улиц направлялись в церковь казаки. Молодые и пожилые, с женами и с детьми – кто на дрожках, либо в расписных тачанках, устланных персидскими коврами, либо в лакированных экипажах.

  1.           Повсюду праздничные черкески с серебряными газырями и малиновым уголком бешмета, женские юбки, выглядывающие одна из-под другой в семь-восемь слоев, разноцветные девичьи платки. По дороге встречали родных и друзей, обнимались, целовали друг друга в щёки, договаривались увидеться после церковной службы.

  1.           Молодые люди под любым предлогом старались отстать от строгих родителей, искали глазами своих приятелей или подружек, а главное – того или ту, ради кого останавливались, выглядывали поверх голов.

  1.             И только ребятишки, словно перекати-поле, перебегали от одной группы к другой, суетились, восхищенно разглядывая все, что их окружало.

  1.            Впрочем, житейские радости и заботы отодвигались в сторону, как только люди приближались к ажурным воротам церкви. Здесь они останавливались, молитвенно склоняли головы, крестились на купола – и, оставив будничные помыслы и настроившись на торжественный лад, входили.

???    Как нужно вести себя в храме?

(просмотр изображения  церкви, иконостаса)

В храме заказывали литургию или панихиду, покупали, зажигали и ставили свечи, отвешивая поклоны в сторону икон.

        Рядом с иконами располагались высокие, начищенные мелом до блеска, переливающиеся медные доски. На них старославянскими буквами были начертаны фамилии погибших в бою либо на служебном посту казаков, уроженцев этой станицы или города, с указанием полученных им наград (как правило Георгиевских крестов)

        И стояли в той же церкви их матери, отцы, жены, вдовы, дети, выросшие без отца; и не одна слеза падала на грудь, когда губы шептали имя любимого человека, которого уже не было рядом.

        Наличию этих памятных досок в то время придавали первостепенное значение.

        Известно, что 27 марта 1878 года по Кубанскому казачьему войску был отдан приказ «Об увековечении памяти о подвигах воинских чинов, павших героями служебного долга во славу Царя, Отечества и Веры православной», список казаков открывался с 1792 года. Были в приказе и такие запоминающиеся слова: «Сохранение имен этих героев в памяти для нас, кубанцев, составляет священный долг и обязанность».

(физминутка)

Дружно встали! Раз! Два! Три!

Мы теперь казаки!

Мы ладони к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим,
Поворачиваясь вправо,

Оглядимся величаво,

И налево надо тоже

Поглядеть из-под ладошек.

И направо, и ещё

Через левое плечо.

Буквой «Л» расставим ноги.

Точно в танце – руки в боки,

Наклонились влево вправо.

Получается на славу.

        Свою историю казаки знали и почитали. Как бы они ни жили – бедно или богато, но в любой дореволюционной станице не было хаты без святого угла.

        Если в комнату заходили гости – первым делом крестились подле икон, покрытых сверху вышитыми или кружевными рушниками.

        Когда строили хату, её начало – первые ряды из тяжёлого, гулкого самана – тоже начинали возводить с восточной стороны, от угла, где впоследствии располагался домашний иконостас.

        За несколько дней до входин (новоселья)  обязательно приглашали священника, чтобы тот освятил помещение. Тогда же в комнату заносили дорогие сердцу иконы, среди них и те, которыми благословляли молодых на свадьбе.

        Подходил срок службы казака.

        В день отправки, по давнему обычаю, он не выходил со двора до тех пор, пока отец с матерью не снимали из святого угла икону – образ Сына Божьего Иисуса Христа или Николая Угодника – и не благословляли ею молодого воина.

        На шею вешали медальон с изображением Георгия Победоносца – покровителя воинов на Руси – или зашивали в одежду маленькую, со спичечный коробок, иконку, чтобы та оберегала их сына от смерти, от вражеской пули. Лишь после этого всей семьей провожали парубка до калитки, где он садился на коня, чтобы присоединиться к своим друзьям-одногодкам, уже поджидавшим его на улице. Молодые воины направлялись в церковь, где священник служил напутственный молебен.

        Шли годы. Казак возвращался. Заметив из окна приближающегося сына, родители выходили с иконой к калитке встречать его. Благодарили Бога за спасение сына, поздравляли возмужавшего воина с возвращением в «родную степь»

        Икона возвращалась на прежнее место, рядом с ней теперь висел казачий медальон.

        Святой угол иногда называли и царским, Может быть, потому, что там хранили портреты царя и членов его семьи те, кто служил в Конвое Его императорского величества,

 но в большей степени, пожалуй, - по названию иконы с изображением Иисуса Христа – Царь Славы.

        Потом в этом углу появится красивая шкатулка с наградами и походной иконкой, побывавшей с казаком на службе. Походную иконку отца получал сын, отправляясь на службу.  (Род в род идет)

        Так святой угол простой казачьей хаты становился началом истории рода, семьи, где жизнь каждого казака переплеталась с историей страны и приобретала особый смысл.

(рассказ о семейных реликвиях)

        Великим уважением окружали в станице тех, кто отправлялся в святые места, - паломников. В церкви торжественно оглашали их фамилии, служили в честь этого события молебен, желали удачи и счастливого пути.

        Дорога к святым местам: Киево-Печерской лавре, Новому Афону – была долгой, порой опасной, потому паломники чаще всего присоединялись к купеческим обозам или чумакам.

        То, что паломники приносили по возвращении, было самым ценным, дорогим подарком: нательные крестики, Евангелие, иконы и иконки.

        Казачьи семьи радушно принимали паломников из далеких мест: через Кубань в Новороссийск проходил путь в Иерусалим. Их оставляли на ночлег, щедро угощали, жадно слушали рассказы о святых местах.

(пословицы)

 С молитвой в душе казак и хлеб растил, и Отчизну защищал, и храмы строил.

На тэ казак народывся, шоб Богу и царю сгодывся.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

Жыть – Богу служыть.

Бог нэ биз мылости, казак нэ биз щастя.

Бадливай карови Бог рох ни даеть.

Нэ чоловичьим умом, а божьим судом.

Закрый чужый грих, Бог два простыть.

Антихрыст прынимае того, хто от Хрыста отступае.

Биз Троици дом нэ строиця.

Хто правду шука, того Бог найдэ.

У Бога уси одинакови.

Нэ всэ Богу любо, шо чоловику нужно.

Друг за друга, а Бог – за всих.

На людскую глупость есть Божья мудрость.

Всяка мудрость – от Бога.

Бог – та Бог, да сам нэ будь плох.

1У. Итог урока.

        Как родители наши жили, так и нам жить велели.

        Каждому из нас  необходимо знать историю и обычаи своего народа. Это наши корни, наши истоки. Но не менее важно знать и уважать обычаи народа, живущего рядом. Ведь мы земляки: у нас одна родина – наша прекрасная Кубань.

У. Рефлексия.

        Маленькие иконки были очень распространены среди казаков. Ими пользовались постоянно. Отправляясь на ярмарку, пусть даже в соседнюю станицу, казак непременно возьмет с собой в нагрудный карман иконку с Николаем Святым; чтобы не было скандала в доме – поможет Гурий, Самон и Явив ; чтоб дома были все здоровы – просили целителя Пантелеймона, собираясь на военную службу - обращались к Георгию Победоносцу.

(памятные иконки)

         



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока Кубановедения

 

Тема урока:  «С верою в сердце»

Цели урока:

- Образовательные

Дать понятие о православии, об устройстве храмов разных религий и поведения в храмах;

- Развивающие 

Развивать интерес к прошлому и настоящему своего края;

- Воспитательные 

Воспитывать чувство любви и гордости за него, чувство уважениям к традициям

Тип урока

комбинированный

Образовательные ресурсы

Мультимедийная доска, учебник, иконы, композиция «Колокольный звон»

Формируемы УУД

Личностные:

- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

- сформированность мотивации к обучению и познанию;

развитие этических чувств,

- доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

Метапредметные:

- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии

- активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

- готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

Предметные:

- понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;

- готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;

- формирование представлений о традиционных религиях, их роли в культуре;

- воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;

Опорные понятия, термины

Православие

Новые понятия

Звонница, парусина, благовест, набат, перебор, перезвон, трезвон

Формы контроля

Фронтальная беседа, выполнение заданий в учебнике

Домашнее задание 

Ход урока.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Используемые методы, приемы, формы

1.Орг.

момент

- Здравствуйте. Проверка готовности к уроку.

Здороваются и готовятся  уроку.

2.Мотивация

- Жизнь людей связана с верою, среди наших земляков – люди 120 национальностей: русские, адыги, чеченцы, греки, армяне и многие другие. В них отражается душа народа: любовь к труду и земле, почитание отцов и дедов. Каждому из нас  необходимо знать историю и обычаи своего народа. Это наши корни, наши истоки. Но не менее важно знать и уважать обычаи народа, живущего рядом. Ведь мы земляки: у нас одна родина – наша прекрасная Кубань. У нас вера – православие – то есть правильно славить Бога.

Слайд 1

3.Актуализация знаний

- Назовите, какие вы знаете Храмы, Соборы в Краснодаре?

Есть рядом со школой Храмы один на ул. Димитрова – Монастырь Иконы Божией Матери Всецарица, а второй на ул. Стасова Церковь Покрова Пресвятой Богородицы.

- А какие вы знаете православные праздники?

- Скажите, а как называется место, где человек обращается к Богу?

Правосл. Храмы бывают:

Часовня – небольшая христианская постройка культового назначения с иконами, не имеющего особого помещения, где располагается алтарь(есть в горячем ключе в усадьбах у помещиков, сквер Жуковского именно на этом месте находился Храм А. Невского в 33 году его разрушили, но сейчас уже реконструировали.)

Церковь – архитектурное сооружение, храм. Где христианское собрание совершает литургию (христианское Свято-Троицкий собор.

богослужение). Церковь это не только знание, но и образ жизни людей прихожан (это люди, которые - Рождество 7 янв., Крещение 19 янв.,

приходят в церковь)

Собор – главная или большая - Екатерининский собор, Свято-Георгиевский храм,

церковь в городе, в монастыре.

День Св. Великом. Татьяны 25 янв., Пасха 12 апр. (самый большой православн. праздник)

- Храм

Слайд

4.Изучение

нового

материала

Люди были очень верующие, в нашем городе на небольшом периметре площади  находятся 5 главных соборов:  на ул. Северной Свято-Георгиевский храм,  ул. Коммунаров Свято-Екатерининский собор, ул. Фрунзе Свято-Троицкий собор, Ирининская церковь и восстановленный Собор Александра Невского ул. Красная. Но уже в 1990-2000 годы стали строится храмы по микрорайонам г. Краснодара, это на ЮМР – храм Рождества, ФМР – церковь Иконы Божией Матери Казанская, ГМР – Свято-Николаевский храм, КМР – СВЯТО-духова храм.

слайд

 

5.Первичное закрепление

- 1793г. Казачество основало город, у нас было 4 церкви, но первая церковь была шатровой - походной. (учебник) Известно…..потомками казаков.

- Сколько церквей было церквей к моменту заселения, а сколько стало?

-Давайте посмотрим в учебнике фотографии храмов. Чем они отличаются?

- Давайте рассмотрим храм в Тамани.

- Когда же был построен первый храм и какой был? ( Шатровая церковь-не сохранилась, собор

Воскресения Господня-простоял не  дольше 20 лет, после построен был храм Святого Александра Невского.)

Ответы детей

Ответы детей

Учебник стр.48

Учебник стр.48 картинки

6. Контроль и коррекция

знаний

- А сейчас мы читаем учебник на станице 49 (с пояснениями)

- Что такое парусина?

Парусина - ткань используемая на флоте, из парусины делали паруса, так как это ткань плотная, толстая, не пропускающая  ветер, дождь...)

Обветшало – стало старым, дрялым

- Город основан в 1973 году, в 1802 году, то есть через 9 лет был возведен Восковой собор, он был деревянный. Что значит деревянные? Казаки очень много затратили средств на строительство этого собора, он был очень большой, окна-витражи (цветные стёкла). Освещен в 1872 году и позже уничтожен. Храм строился особым образом-из белого кирпича. Его не могли разобрать, и он был взорван.

сооружение для подвешивания

колоколов, обычно при церкви.

Читаем дальше

Звонница (колокольня) - сооружение для подвешивания колоколов, обычно при церкви.

В отличие от колокольни, которая представляет собой сооружение башенного типа, звонница может иметь в плане вытянутый Выборочное чтение

прямоугольник, являться стенообразным сооружением или вовсе быть надстройкой на стене храма.

- А сейчас мы прослушаем

колокольный звон.

- Читаем дальше.

Благовест - мерные удары в один большой колокол, созывающий верующих на службу

Набат - очень частые удары в один колокол, сигнал тревоги

Перебор - размеренный, печальный звон

Перезвон - самый красивый звон по одному или несколько ударов в каждый колокол - повторяется трижды праздничный радостный звон в несколько колоколов в три приёма, один из самых распространённых в настоящее время типов церковного колокольного звон.

Трезвон - производится после благовеста перед началом других торжественных служб, а также при

пении полиелея, при начале и окончании молебнов во время

царских дней и храмовых праздников, при чтении Евангелия на литургию в первый день Пасхи и во время крестного хода. Иногда трезвоном могут называть просто длительный праздничный звон.

Свеча. Это как бы проводник нашей молитвы, усиливающий и направляющий эту молитву к Богу, Божией Матери или к кому-либо из святых. Свеча выражает теплоту любви человек к Господу, Ангелу. Свечи в храме зажигают во время будничных богослужений, когда почти во всех молитвах выражается одно – покаяние,  за упокоение, за здравие, скорбь о грехах, обычно в эти дни Храм очень мало освещается. А в праздничные дни (воскресные) Церковь выражает своё торжество большим количеством света (возжигается множество светильников). В величайший Христианский праздник в святое Христово – Пасху – не только освещается вся церковь, но и все православные люди стоят возле храма с зажженными свечами.

Крест. Орудие спасение, предмет благоговейного почитания для всех. Носить крест – не только обязанность каждого христианина, но и особая честь. Куда ни обратили бы мы свой взор, то везде мы видим крест. Он возвышается на куполах храма, пребывает у каждого православного на груди. Крест могущественен и силен оттого, что в нём присутствует сила Христова. Мы крестимся крестом, то есть рукой изображаем на себе знамение (знак) креста. Все молитвы начинаются и сопровождаются крестным знамением и благоговейными поклонами. Крест который мы отображаем на себе, не только дает великую силу нашей молитве, но и помогает отражать греховные искушения и страсти.

- Скажите, а вы знаете, как правильно креститься? ( правая рука сначала касается чела, потом груди, затем правого и наконец левого плеча. На лоб – в знак того что мы любим Бога всем умом своим и что с любовью посвящаем Ему все свои мысли и просим их освятить. На грудь – знак того, что мы любим Господа всем сердцем и душой, со всей искренностью просим освятить наше сердце и чувство. На плечи – знак того, что мы любим Господа всей крепостью и твёрдостью души, просим укрепить наши силы и освятить наши добрые дела.) Произносим молитву: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа, аминь» (аминь означает истинно, да будет так)

И когда крестимся, мы покланяемся.

- Скажите, а в чем должны ходить девушки и мужчины в Храм?

- О какой вере мы сейчас говорили?  

- А какие ещё вы знаете веры?

У мусульман тоже есть свой Храм куда они приходят совершить намаз и называется оно Мечетью. Одна из самых больших мечетей это Масджид-уль-Харам, находится она в городе Мекке, в Саудовской Аравии. Она не только самая большая по размеру, но и по вместимости, но и самая значимая в жизни последователей Ислама. 2 главных праздника Праздник разговения, ураза байрам 17 июля 2015 жертвоприношения Курбан-байрам 24 сент. 2015 месяц – 5 ежедневных молитв, полумесяц – лунный календарь. Мечеть «Сердце Чечни» им. Рамзана Кадырова первого Президента Чеченской Республики. Открыта в 2008г.

Ответ детей

Ответ детей

Православие (христианство)

Ислам, Буддизм, Иудаизм

Учебник стр. 49

Учебник стр. 50

Прослушивание "колокольного звона»

Учебник стр. 50

Слайд

Слайд

Слайд

Слайд

7. Рефлексия

- Маленькие иконки были очень распространены среди казаков. Ими пользовались постоянно. Отправляясь на ярмарку, пусть даже в соседнюю станицу, казак непременно возьмет с собой в нагрудный карман иконку с Николаем Святым; чтобы не было скандала в доме – поможет Гурий, Самон и Явив ; чтоб дома были все здоровы – просили целителя Пантелеймона, собираясь на военную службу - обращались к Георгию Победоносцу.

-Что интересного вы узнали для себя?

-Что нового вы узнали на уроке?

Ответы детей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

1 класс. Технологическая карта раздела « Числа от 1 до 5». Технологическая карта урока «Число и цифра 1».

Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать (запомнить, воспроизвести), но и формирование универсальных учебных действи...

Выступление с практической направленность по теме "Технологическая карта урока как индикатор готовности учителя работать по новому образовательному стандарту.Требования к проектированию технологической карты".

Статья содержит теоретические обоснования и практические рекомендации по применению технологической карты урока. Материал предназначен для учителей начальных классов, реализующих ФГОС НОО....

Методический семинар. «Технологическая карта урока. Оптимизация технологической карты урока».

Учить детей сегодня трудно,И раньше было нелегко.Читать, считать, писать учили:«Даёт корова молоко».Век XXI – век открытий,Век инноваций, новизны,Но  от учителя зависит,Какими д...

Технологическая карта урока технологии "Динамическая игрушка.Сердце с крыльями» 3 класс

Тип урока: открытие нового знанияЦель урока: освоение технологии динамической игрушки посредством изготовления игрушки на палочке «сердце с крыльями»Задачи урока:Дидактические:термины дина...

Технологическая карта урока литературного чтения Борис Лавренёв «Большое сердце» (УМК «Школа России», 3 класс)

Цель урока: формирование читательской компетентности в процессе знакомства с рассказом Бориса Лавренёва «Большое сердце».Планируемые результаты:Предметные:1. Знать: познакомиться с произве...

Технологическая карта классного часа по теме «МАТЕРИНСКОЕ СЕРДЦЕ ЧАЩЕ БЬЁТСЯ» (3 класс)

Цель занятия: воспитывать  любовь,  благодарность,  заботливое  отношение к матери, формировать уважение к семейным ценностям.Формирующиеся ценности:  традиционные  семей...