Особенности психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях инклюзивного (интегративного) образования и воспитания.
статья
Предварительный просмотр:
Статья по особенностям психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях инклюзивного (интегративного) образования и воспитания.
В соответствии с «Конвенцией о правах ребенка» (1989 г), «Всемирной декларацией об обеспечении выживания, защиты и развития детей» (1993 г.), «Конвенция о правах инвалидов» (ратифицирована РФ 25 апреля 2012 года) и законом РФ «Об образовании» каждому ребенку должно быть гарантировано право на развитие, воспитание и образование с учетом его индивидуальных возможностей.
В последние годы существенно повысился охват образованием детей с ограниченными возможностями здоровья. Многие дети, считавшие раньше «необучаемыми» (с эмоционально-волевыми, а также тяжелыми и множественными нарушениями развития), успешно обучаются в школах разного вида и типа, в том числе, в общеобразовательных учреждениях и организациях, государственных и негосударственных, работающих по образовательным программам различного уровня. Растет число экспериментальных образовательных площадок, призванных отработать необходимые образовательные модели, финансовые и административные механизмы для открытия доступа к образованию многим категориям детей.
До настоящего времени государственная социальная политика России была ориентирована в основном на изоляцию детей с ограниченными возможностями и содержание их в закрытых стационарных учреждениях. Следует указать, что сама система специального образования функционирует недостаточно эффективно. В итоге традиция сегрегации детей на основе уровня психофизического развития выступала мощным фактором дальнейшего углубления социальной дифференциации и неравенства, противоречила ценностям цивилизованного гражданского общества, нарушая права человека. Решение проблемы находится в направлениях гражданского образования как обучения толерантности, диалогу культур, в осуществлении совместных проектов между школами и вузами, инвалидами и не инвалидами, различными конфессиями, культурными и этническими общинами. Поэтому из стратегических направлений выступают интегрированное и инклюзивное образование. Сопоставим эти различные модели школьного обучения.
Итак, при интеграционном подходе ребенок с особыми образовательными потребностями адаптируется к системе образования, которая при этом остается неизменной, а при инклюзивном подходе система образования проходит цикл преобразований и приобретает возможность адаптироваться к особым образовательным потребностям учащихся.
Для успешного включения ребенка с ограниченными возможностями в среду общеобразовательного процесса необходимо психолого-педагогическое сопровождение, которое затрагивает все сферы жизнедеятельности ребенка.
В условиях инклюзивного образования психолого-педагогическое сопровождение организуется, и индивидуально и фронтально.
Деятельность специалистов сопровождения направлена, в том числе, и на подготовку учителей (воспитателей) для работы как с детьми с ОВЗ, так и с группой их сверстников, включающей ребенка с ОВЗ на формирование социального интереса к этим детям, на корректность участников сопровождения в отношении используемой терминологии. Психолого-педагогическое сопровождение функционирует на всех ступенях образования, благодаря чему и обеспечивается непрерывность процесса сопровождения.
Значимость и продуктивность сопровождения определяется его системностью, вниманием к широкому кругу вопросов. Среди них семья, обустройство образовательной среды, обучение и воспитание, взаимодействие детей, вопросы самопознания и личностной самореализации.
Сопровождение семьи означает не только поддержку семей, имеющих детей с особенностями психофизического развития. Это также и формирование социального интереса к «особым» детям у всех родителей инклюзивного класса (группы). Таким образом, от понимания потребностей «особых» детей на микроуровне (одноклассник моего сына нуждается в специальной книге, специальном стуле, специальном устройстве двери) можно перейти на макроуровень, когда каждый человек, осуществляя свои профессиональные и общественные функции, будет осознавать необходимость учета подобных потребностей и детей, и взрослых. При этом координатор по инклюзии в образовательном учреждении является организатором процесса сопровождения, его «двигателем».
На всех этапах инклюзивного образования сопровождение обеспечивает положительное эмоциональное самочувствие учащихся (воспитанников), положительную динамику в развитии и положительные учебные достижения, способствует развитию взаимодействия детей. В старших классах школы, кроме этого, сопровождение призвано помочь в решении экзистенциальных проблем, в первую очередь самопознания и самореализации.
Учеными установлена прямая связь между наличием социально-эмоционального благополучия ребенка в учебном коллективе и его успешностью во всех видах деятельности, в том числе и учебной. Технология социально-эмоционального взаимодействия предполагает работу с педагогами, «нормально» развивающимися учащимися и их родителями в системе инклюзивного образования, нацеленную на преодоление отрицательных установок, формирование приятия «особых» детей, понимание их особых потребностей, организатором которой также является координатор. В этих условиях у детей с особенностями психофизического развития формируется социальная компетентность, навыки общения с окружающими, преодолевается социальная изоляция, расширяются возможности произвольного взаимодействия со сверстниками, у других же детей формируется определенная степень социальной зрелости и понимание факта (одного из главных признаков инклюзивного образования), что ребенок с ОВЗ не хуже и не лучше других - он такой же, как все.
Важный принцип, которым руководствуются специалисты психолого-педагогического сопровождения – индивидуальный подход к каждому ребенку и его семье.
Даже если у детей, посещающих инклюзивное образовательное учреждения сходные нарушения, требующие создания похожих условий в образовательной среде, у каждого из них есть различия в особенностях микросреды, стиля воспитания в семье, возможностей для развития, потребностях и мотивах. Поэтому каждый ребенок и его семья требуют индивидуального подхода с учетом всех этих факторов.
В дополнение к вышеизложенному, хотелось бы упомянуть о важности командного междисциплинарного подхода в психолого-педагогическом сопровождении. То, насколько сотрудники объединены идеей и философией инклюзивного образования, насколько понимают друг друга и придерживаются единого подхода к сопровождению «особого» ребенка и его семьи, других участников образовательного процесса, напрямую влияет на эффективность работы, успешность сопровождения ребенка и эмоциональный климат в коллективе.
Системный междисциплинарный подход выражается и в таких конкретных вещах, как: опора на единую научно-методологическую концепцию в понимании нормативного и нарушенного развития ребенка; разработка взаимодополняющей коррекционно-развивающей программы; открытость информации о ребенке для всех специалистов, которые работают с ним и его семьей; единое календарно-тематическое планирование; проведение специалистами коррекционно-развивающих занятий на материале, включенном в содержание общеобразовательной программы и т.п.
Таким образом, можно выделить следующие принципы психолого-педагогического сопровождения инклюзивного процесса в образовательном учреждении:
1) непрерывность;
2) системность;
3) индивидуальный подход;
4) обеспечение положительного эмоционального самочувствия всех участников образовательного процесса;
5) междисциплинарное взаимодействие в команде специалистов сопровождения.
Современные исследования показывают, что не для всех детей с ограниченными возможностями здоровья интегрированное обучение предпочтительнее специального. Интегрированное обучение может быть эффективным для части детей с отклонениями в развитии. Это дети, имеющие функциональные нарушения, уровень психофизического развития которых соответствует возрастной норме или близок к ней. Однако оно оказывается нецелесообразным для детей с интеллектуальной недостаточностью, особенно, если речь идет о тяжелых формах умственной отсталости. Для них подходят такие формы интеграции, как совместное пребывание в образовательном учреждении, проведение досуга и различных внешкольных мероприятиях.
Литература
1. Актуальные проблемы интегрированного обучения: материалы международной научно-практической конференции по проблемам интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья, 29-31 янв.2001г. – М.: Права человека, 2001.
2. Интегрированное обучение: проблемы и перспективы: материалы международного семинара/ Под ред. Л.М.Шипицыной.-Спб,1196
3. Обучение детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития: материалы международной научно-практической конференции27-29 нояб.2013.-СПб.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования.
Процесс психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ в условиях инклюзии – это сложный многоуровневый динамический процесс, основанный на тесном мотивированном взаимодействии специалистов раз...

Особенности использования арт-терапевтических технологий в процессе психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС.
ВВЕДЕНИЕГлава 1 Теоретико-методологические аспекты арт-терапевтических технологий в работе с детьми с ОВЗСущность процесса арт-терапии: составляющие, процессАрт-терапевтические технологии: виды, класс...

Особенности использования арт-терапевтических технологий в процессе психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС.
ВВЕДЕНИЕГлава 1 Теоретико-методологические аспекты арт-терапевтических технологий в работе с детьми с ОВЗСущность процесса арт-терапии: составляющие, процессАрт-терапевтические технологии: виды, класс...

Выступление на курсах тьюторов г. Салехард 2016. "Организация тьюторского сопровождения детей с ОВЗ в условиях инклюзивной практики в образовательных учреждениях"
Перезентация на тему: "Организация тьюторского сопровождения детей с ОВЗ в условиях инклюзивной практики в образовательных учреждениях"....

Сопровождение детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования
Практическое занятие на курсе аовышения квалификации по направлению: Сопровождение детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования...

«Лучшая инклюзивная школа России» Психолого- педагогическое сопровождение детей с инвалидностью в условиях инклюзивного образования
Кабинет инклюзивного обучения...

«Лучшая инклюзивная школа России» Психолого- педагогическое сопровождение детей с инвалидностью в условиях инклюзивного образования
Для обеспечения доступа к образовательным услугам в наличие имеется:Подъем на площадку крыльца школы оборудован наружными пандусами. Наружные и внутренние лестницы оборудованы поручнями. Лестница при ...