Особенности использования арт-терапевтических технологий в процессе психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС.
статья

Пушкарева Наталья Сергеевна

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1 Теоретико-методологические аспекты арт-терапевтических технологий в работе с детьми с ОВЗ

  1. Сущность процесса арт-терапии: составляющие, процесс
  2. Арт-терапевтические технологии: виды, классификация
  3. Дети с ОВЗ: особенности развития психических процессов, личностные особенности.

Глава 2 Особенности использования арт-терапевтических технологий в процессе психолого-педагогического сопровождения детей с ЗПР в условиях реализации ФГОС.

2.1 Использование методов арт–терапии в процессе психолого-педагогического сопровождения детей с ЗПР в условиях реализации ФГОС.

2.2 Ресурсы фототерапии в работе с учащимися с ОВЗ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЛИТЕРАТУРА

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл var_nov.docx45.38 КБ

Предварительный просмотр:

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1 Теоретико-методологические аспекты арт-терапевтических технологий в работе с детьми с ОВЗ

  1. Сущность процесса арт-терапии: составляющие, процесс
  2. Арт-терапевтические технологии: виды, классификация
  3. Дети с ОВЗ: особенности развития психических процессов, личностные особенности.

Глава 2 Особенности использования арт-терапевтических технологий в процессе психолого-педагогического сопровождения детей с ЗПР в условиях реализации ФГОС.

2.1 Использование методов арт–терапии в процессе психолого-педагогического сопровождения детей с ЗПР в условиях реализации ФГОС.

2.2 Ресурсы фототерапии в работе с учащимися с ОВЗ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЛИТЕРАТУРА

ВВЕДЕНИЕ

Современные условия жизни предъявляют повышенные требования к развитию личности и адаптации еѐ в социуме. Новые задачи системы образования определены в Стратегии 2020; их достижения призваны обеспечить федеральные государственные образовательные стандарты общего образования (далее – ФГОС). Необходимо отметить, что ФГОС позволяет организовать обучение детей с ОВЗ с учѐтом их особых образовательных потребностей, заданных характером нарушения их психического развития и оценить результаты. Успешность обучения ребенка с ОВЗ в общеобразовательном учреждении зависит от включенности в работу с ним комплекса специалистов: педагога-психолога, учителя-логопеда, классного руководителя, учителей-предметников, педагогов внеурочной деятельности, дополнительного образования, руководителей кружков и специалистов общественных организаций. Современный образовательный процесс должен быть ориентирован на потенциальные возможности человека и их реализацию.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального

общего образования (ФГОС НОО) в качестве нового образовательного результата предлагает совокупность личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы. В связи с этим перед школой встаѐт задача разработки методов и способов развития личностных, познавательных, коммуникативных, регулятивных и познавательных универсальных учебных действий (УУД), составляющих основу умения учиться.

Новая парадигма образования ориентирована на человека новой культуры, на формирование субкультуры личности, на воспроизведение и сохранение в образовательном пространстве как ценностей культуры, так и ценностей субкультуры человека.

В последние годы вырос интерес специалистов к механизму воздействия искусства на ребенка с проблемами в процессе воспитания и обучения, использованию арт-терапевтических технологий в решении основной цели — развитии средствами искусства гармонической личности ребенка с проблемами,  его социальной адаптации и культурного развития.

Глава 1 Теоретико-методологические аспекты арт-терапевтических технологий в работе с детьми с ОВЗ

  1. Сущность процесса арт-терапии: составляющие, процесс.

Растущая личность, находясь в стремительно изменяющихся условиях своего существования, в большой степени нуждается в помощи и психолого-педагогической поддержке. В качестве инструмента для обеспечения эмоционального благополучия и психолого-педагогической поддержки мы рассматриваем искусство и художественно-творческую деятельность.            

Механизмы влияния искусства на психолого-педагогические процессы

исследовали многие зарубежные ученые: Э.Сеген, Ж.Демор, О.Декроли и отечественные авторы: Л.С. Выготский, В.П.Кащенко, А.И.Граборов, Е. И. Бурно и др.

Э.Сурно, известный работами в области эстетического воспитания, отмечал, что искусство является важным средством воспитания, влияющим на нравственность ребенка, а также на формирование его мышления, воображений и чувств.

Появление арт-терапии как области теоретического и практического знания на стыке искусства и науки относят примерно к 30 –м годам прошлого столетии в Великобритании.

Термин арт-терапия ввел в употребление в 1938 г. Адриан Хилл. Пионеры арт-терапии опирались на идею Фрейда о том, что внутреннее "Я" человека проявляется в визуальной форме всякий раз когда он спонтанно рисует и лепит, а также на мысли Юнга о персональных и универсальных символах.

Арт-терапия - это терапия искусством, забота о душе с помощью искусства. Традиционно арт-терапия связывается с разнообразными видами творчества – от изобразительной деятельности до создания театрализованных действий. В Санкт-Петербурге признанным носителем метода арт-терапии является А. И. Копытин.

Основные цели арт-терапии – самовыражение, расширение личного опыта, самопознание, внутренняя интеграция личности (различных ее аспектов и компонентов) и интеграция с внешней реальностью (социальной, этнической, культурной).

Преимущества метода арт-терапии в том, что он:

1) предоставляет возможность для выражения агрессивных чувств в социально приемлемой манере. Рисование, живопись красками или лепка являются безопасными способами разрядки напряжения;

2) ускоряет прогресс в терапии. Подсознательные конфликты и внутренние переживания легче выражаются с помощью зрительных образов, чем в разговоре во время вербальной психотерапии. Невербальные формы коммуникации могут с большей вероятностью избежать сознательной цензуры;

3) дает основания для интерпретаций и диагностической работы в процессе терапии. Творческая продукция ввиду ее реальности не может отрицаться пациентом. Содержание и стиль художественной работы предоставляют терапевту огромную информацию, кроме того, сам автор может внести вклад в интерпретацию своих собственных творений;

4) позволяет работать с мыслями и чувствами, которые кажутся непреодолимыми (утраты, смерть, перенесённые травмы и насилие, страхи, внутренние конфликты, воспоминания детства, сновидения). Иногда невербальное средство оказывается единственным инструментом, вскрывающим и проясняющим интенсивные чувства и убеждения;

5) помогает укрепить терапевтические взаимоотношения. Элементы совпадения в художественном творчестве членов группы могут ускорить развитие эмпатии и положительных чувств;

6) способствует возникновению чувства внутреннего контроля и порядка;

7) развивает и усиливает внимание к чувствам;

8) усиливает ощущение собственной личностной ценности, повышает художественную компетентность.

Сферы анализа, то, что имеет значение при анализе творчества:

- как человек себя выражает;

- что он выражает;

- в какой форме;

- как это воздействует на человека или группу.

Специфические особенности арт-терапии:

— моменты изобразительного творчества и восприятия разнесены во времени;

— рисунок отчужден от его автора;

— в драма-, музыкальной терапии сам автор одновременно является творцом художественного продукта и самим художественным продуктом;

— смена ролей: автор рисунка – наблюдатель, новое состояние личности;

— трансформация художественного продукта;

— сопереживание;

— сотворчество.

1.2Арт-терапевтические технологии: виды, классификация.

Обратимся к классификации относящихся к арт-терапии понятий, которую приводит JI. Д. Лебедева:

1.    Тип — терапия искусством.

2.    Класс — терапия творчеством (креативная терапия).

3.    Подкласс — экспрессивная терапия

Экспрессивная терапия - это комплекс разнообразных форм творческого самовыражения с применением движения, рисования, живописи, скульптуры, музыки, письма, вокализации, импровизации, — в условиях, обеспечивающих поддержку человека с целью стимулирования его личностного роста, развития и исцеления. Экспрессивная терапия представляет собой процесс самоисследования посредством любой художественной формы.

 Семейства терапии творческим самовыражением:

  • музыкальная терапия;
  • игровая терапия;
  • драмтерапия;
  • сказкотерапия;
  • библиотерапия;
  • фототерапия
  • маскотерапия
  • песочная терапия

•    танцевальная терапия;

•    телесно-двигательная терапия;

•    арт-терапия.

Виды арт-терапии:

•    изотерапия (рисуночная терапия);

•    визуальная (терапия образами);

•    медитативное рисование;

• мультимедийная терапия (интегративная, одновременное использование различных способов творческого самовыражения).

Игровая психотерапия — метод психотерапевтического воздействия на детей и взрослых с использованием игры.

Основоположниками метода являются А. Фрейд и М. Кляйн.

Д. В. Винникотт применял игровую психотерапию в первую очередь для переработки детьми опыта ранних конфликтов привязанности и разлуки.

Недирективная игровая психотерапия, воплощающая подходы гуманистической психологии К. Р. Роджерса. Как метод была разработана Вирджинией Экслайн и Гарри Л. Лэндретом. Представляет собой спонтанную игру в хорошо оснащённой игровой комнате, при создании безопасных психотерапевтических условий.

Поведенческая игровая психотерапия, основанная на теориях Б. Ф. Скиннера и А. Бандуры. Основная задача терапевта в ней — обучение тому, как правильно играть свои социальные роли.

«Освобождающая» игровая психотерапия, представляющая собой терапию отреагированием. Разработана в 1930-х годах Д. М. Леви. В ней применяются игровые ситуации, в которых ребёнок может пережить конфликтную или страшную для него ситуацию вновь, но в безопасной обстановке.

Структурированная игровая психотерапия — развитие метода освобождающей игровой терапии. Разработана Г. Хембриджем.

Пациенту предлагается уже структурированная игровая ситуация, с помощью которой можно решить конкретные задачи (агрессивность к сиблингу, тревога по поводу разлуки с матерью и т. п.)

Сказочная игротерапия (Зинкевич – Евстигнеева, Грабенко) является эклектической формой (дидактическая направленность). Интегративно-эклектическое направление игровой психотерапии, включающее более или менее гармонично сочетающиеся элементы предыдущих; практически встречается чаще других.

Куклотерапия - Впервые куклотерапия в отечественной литературе упоминается в статьях и книге И. Я. Медведевой и Т. JI. Шишовой, и возникновение этого вида терапии они связывают с психодрамой.

Куклотерапия — это частный раздел арт-терапии (терапии искусством), основным приемом которого является использование идентификации и обособления как основных механизмов развития личности.

Под куклотерапией понимается раздел арт-терапии, использующий в качестве основного приема психокоррекционного воздействия куклу как промежуточный объект взаимодействия ребенка и взрослого (родителя, педагога, врача).

К. Краплак, давая свою классификацию коррекционных направлений в арт-терапии, относит куклотерапию к имаготерапии. Кукол используют в игровой терапии и арт-терапии. В Институте сказкотерапии (Санкт-Петербург) создана своя методика работы: в сказкотерапии важен сам процесс изготовления куклы: очень часто человек персонализирует, воплощает в кукле сокровенную часть себя

Игра с куклами — героями сказок становится своеобразной школой социальных отношений, поскольку такие куклы несут в себе эталонность нравственного облика, решение этой задачи возможно с любым видом кукол.

Функции куклотерапии:

  1. Развитие коммуникативных навыков.
  2. Развитие самосознания.
  3. Развитие грубой и мелкой моторики.
  4. Разрешение внутренних конфликтов.
  5. Профилактика и коррекция страхов.
  6. Развитие речи.
  7. Поиск внутренних механизмов сопротивления болезни и др. (Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, Т. М. Грабенко, С. К. Кожохина)

Сказкотерапия – это метод, использующий сказочную форму для развития творческих способностей личности, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром. (Т. В. Вохмянина, 1998; Д. Ю. Соколов, 1997; Е. Ю. Петрова, 1998; Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, 2000).

Сказкотерапия позволяет ребенку осознать свои проблемы и увидеть различные пути их решения. При этом одна и та же сказка по-разному влияет на каждого ребенка. В сказкотерапии возможно, как использование уже готовых сказок (народных, авторских), после восприятия которых проводится беседа с ребенком, в которой события сказки связываются с личным опытом ребенка, с его проблемами, так и составление психологом специально-направленного сюжета, затрагивающего проблемную ситуацию ребенка. Последний вариант сказки по структуре и содержанию должен быть связан с жизнью и трудностями ребенка. Особое значение придается подбору персонажей для сказки и установлению отношений между ними. В сказку включаются герои в соответствии с реальными участниками конфликта и между ними устанавливаются символические отношения, схожие с реальными. Существуют разные варианты использования сказкотерапии в коррекционной работе с детьми.

В методике Т. В. Вохмяниной (1998) выделяются два разных подхода к сказкотерапии, которые отличаются, с одной стороны, степенью индивидуализации используемых психотерапевтических сказок, а с другой, степенью директивности применяемого подхода.

Изотерапия – терапия изобразительным творчеством, в первую очередь рисованием, используется для детей и подростков с трудностями в обучении и социальной адаптации, при внутрисемейных конфликтах. которая применяется и при наличии психосоматических расстройств (Г. В. Бурковский, Р. Б. Хайкин) и личностных нарушений (А. И. Захаров, О. А. Карабанова): эмоциональная депривация, переживание чувства одиночества, повышенная тревожность, страх, низкая, дисгармоническая, искаженная самооценка, наличие конфликтных межличностных отношений.

Проведение рисуночной терапии с дошкольниками осуществляется психологом в форме специальных занятий, где детям предлагаются различные задания. О. А. Карабанова выделяет пять типов заданий, используемых в практике проведения рисуночной терапии:

-предметно-тематический тип;

-образно-тематический;

-упражнения на развитие образного восприятия, воображения, символической функции;

-игры-упражнения с изобразительными материалами;

-задания на совместную деятельность.

Для изотерапии подходят все виды художественных материалов:

-краски, карандаши, восковые мелки, пастель;

-для создания коллажей и объёмных композиций используются журналы, газеты, обои, бумажные салфетки, цветная фольга, коробки от конфет, открытки, тесьма, верёвочки, текстиль;

-природные материалы - кора, листья и семена растений, цветы, ветки, мох, камешки;

-для лепки - глина, пластилин, дерево, специальное тесто; бумага для рисования разных форматов и оттенков, картон;

-кисти разных размеров, губки для закрашивания больших пространств, ножницы, нитки, разные типы клеев, скотч.

Песочная терапия  одна из разновидностей игротерапии.

Песочная игра служит как терапевтическим, так и прекрасным диагностическим методом для специалиста. Для детей – это простой, естественный способ рассказать о своих тревогах, страхах и других важных переживаниях, преодолеть эмоциональное напряжение. В отличие от взрослого, ребенок не всегда может словами выразить свое внутреннее беспокойство

Принцип “терапии песком” был предложен К.Г.Юнгом, основателем аналитической психотерапии.

Песочная терапия может применяться как монотерапия, а также в сочетании с другими психотерапевтическими методами, такими как арттерапия, сказкотерапия, символдрама и др.

Арт-терапия в образовании – это системная инновация, которая характеризуется:

1)комплексом теоретических и практических идей, новых технологий;

2)многообразием связей с социальными, психологическими и педагогическими явлениями;

3)относительной самостоятельностью (обособленностью) от других составляющих педагогической действительности (процессов обучения, управления и др.);

4)способностью к интеграции, трансформации.

1.3Дети с ОВЗ: особенности развития психических процессов, личностные особенности.

Нельзя не отметить, что в последние годы увеличилось число детей с нарушениями психоэмоционального развития,  из них 80%  - это дети с ОВЗ.

Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ или затрудняет его вне специальных условий обучения и воспитания.

Этой категории детей свойственны: эмоциональная неустойчивость, повышенная возбудимость, агрессивность, тревожность, отсутствие развитой самооценки и т. д., что серьезно осложняет взаимоотношения ребенка с окружающим миром. Кроме того, на фоне таких нарушений легко возникают вторичные личностные отклонения, обуславливающие негативный характер способов поведения и общения, деформацию личностного роста детей в целом.

Внутренний мир ребенка с проблемами в развитии действительно сложен. Нужно помочь таким детям почувствовать все многообразие окружающей среды,  помочь им познать свое Я, раскрыть его и войти в мир взрослых, полноценно существовать и взаимодействовать в нем.

В настоящее время принято выделять несколько категорий детей с нарушениями развития:

— с нарушениями слуха (неслышащие и слабослышащие);

— с нарушениями зрения (незрячие и слабовидящие);

— с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата;

— с нарушениями речи;

— с задержкой психического развития;

— умственно отсталые дети;

— с нарушениями эмоционально-волевой сферы;

— с нарушением поведения;

— со сложными дефектами развития, у которых сочетаются два или более первичных нарушения.

Каждая категория детей имеет специфические психолого-педагогические особенности, которые необходимо учитывать при использовании методов коррекции средствами искусства.

Эпидемиологические исследования показывают, что на современном этапе развития общества наиболее частыми проявлениями нарушенного развития в дошкольном возрасте являются речевые нарушения, в дошкольном и младшем школьном возрасте — задержки психического развития.

Задержка психического развития — это особый вид нарушенного замедленным темпом формирования психических функций и личности ребенка. У многих таких детей отставание носит временный характер и успешно преодолевается со временем под влиянием лечения и коррекционно-развивающего обучения.

Задержка психического развития может вызываться различными причинами: минимальным органическим поражением головного мозга, хроническими соматическими заболеваниями, конституциональными факторами, длительными неблагоприятными условиями воспитания, а также сочетанием нескольких факторов.

Особенности детей разного возраста с задержкой психического развития описаны в трудах Т.А.Власовой, В. И. Лубовского, Г. И. Жаренковой, С. Г. Шевченко, У. В. Ульенковой.

 Изучение и анализ особенностей психофизического развития обучающихся с задержкой психического развития, представленных в работах М. С. Певзнер, В. И. Лубовского, К. С. Лебединской и др., позволяет предположить, что значительные затруднения в выполнении мыслительных операций повлекут за собой проблемы в установлении связи между содержанием учебного материала и целью его предоставления, в выполнении заданий по образцу и простейшим алгоритмам, в самостоятельном установлении последовательности действий для решения учебной задачи.

Недостатки внимания и восприятия повлияют на умения осуществлять пошаговый контроль выполнения действия, контроль за результатом работы по установленным правилам, установленному образцу. Затруднения в речевом развитии, развитии слухоречевой и долговременной памяти повлияют на умения определять возможный вариант ответа, уровень усвоения знаний, выявлять и прогнозировать причины трудностей.

Недостаточно сформированная эмоционально-волевая сфера обучающихся с ЗПР повлияет на умения сконцентрировать волю для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий; стабилизировать своѐ эмоциональное состояние для решения различных

задач.

Все эти особенности формирования психической деятельности обусловливают нарушение познания окружающего мира, запас знаний и представлений о котором у детей с проблемами в развитии всегда недостаточен.

Наряду с особенностями развития, отражающими трудности адаптации и обучения детей с нарушениями развития, существуют и закономерности положительного характера. Одна из них была замечена еще Л. С. Выготским, который показал наличие потенциальных возможностей формирования психики у детей с нарушениями развития..

Таким образом, дети с нарушениями развития нуждаются в специально организованной педагогической и психологической помощи, в ходе которой необходимо решить следующие задачи:

— формирование познавательной мотивации;

— целенаправленное формирование высших психических функций, прежде всего речи;

— преодоление недостаточности словесного опосредования, трудностей во взаимодействии с окружающим миром, развитие разнообразных форм коммуникации;

— развитие эмоциональной сферы, творческих способностей;

— профилактика и коррекция нарушений социально-личностного развития;

— преодоление недостатков общей и мелкой моторики.

Эти задачи решают специальная педагогика и специальная психология, используя широкий спектр приемов педагогического воздействия и психологической коррекции.

В силу разнообразия и множественности нарушений коррекционная работа с детьми требует привлечения разнообразных приемов и методов. Воздействие на ребенка с задержкой психического развития с помощью искусства может сыграть положительную роль в развитии речи, познавательной деятельности в целом, совершенствовании его саморегуляции, игровой деятельности, преодолении личностной незрелости, нарушений эмоционально-волевой сферы, в развитии моторики. Важную роль в преодолении недостатков развития могут сыграть арт – терапевтические технологии. Например, при применении музыкальных средств воздействия на детей, особенно на групповых занятиях, решаются многие задачи психологической коррекции. У замкнутых, аутичных детей формируются навыки общения, возникают неформальные связи со сверстниками. Боязливые дети, тормозимые дети делаются более уверенными, у них повышается самооценка, смягчается проявление страхов. Агрессивные, эгоцентричные дети приучаются сдерживать свои импульсивные побуждения и считаться с интересами окружающих.

Глава 2 Особенности использования арт-терапевтических технологий в процессе психолого-педагогического сопровождения детей с ЗПР в условиях реализации ФГОС.

2.1 Использование методов арт–терапии в процессе психолого-педагогического сопровождения детей с ЗПР в условиях реализации ФГОС.

В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» дети с ограниченными возможностями здоровья имеют право получать образование совместно с другими детьми (инклюзивно) (статья 79). Для обеспечения условий доступности получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами необходима разработка адаптированных образовательных программ и создание специальных условий для обучения, в частности, реализация системы специальных методов и средств обучения и воспитания (статья 79 закона).Одной из актуальных задач коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья), имеющими ЗПР (задержку психического развития), является проблема создания психолого-педагогических условий для успешной адаптации в социуме. Это проблема актуальна для любого образовательного учреждения и особенно для коррекционного. Социализация связана с аспектами, в которых дети с ЗПР проигрывают своим сверстникам. Это связано с нарушениями развития интеллекта и познавательных способностей  учеников специальной коррекционной школы для детей с ЗПР. Кроме того, эти нарушения часто сопровождает неврологическая и психиатрическая симптоматика. Все это может приводить к особенностям развития личности детей и формирования отрицательных черт характера (агрессивности, конфликтности, тревожности, замкнутости, неадекватной самооценки и др.). Поэтому в школе, помимо образовательной и воспитательной работы, проводится большая коррекционно-развивающая работа (коррекционная направленность уроков, внеурочной деятельности, дополнительного образования, занятия с психологом, логопедом, социальным педагогом и др.), позволяющая решать проблемы социальной адаптации.

Применение методов арт-терапии и артпедагогики в специальном образовании рассматривается в работах Е.А. Медведевой, И.Ю.Левченко, Л.Н. Комиссаровой и Т.А.Добровольской. В данных работах представлен обобщенный опыт применения искусства в качестве средства комплексного воспитательного, развивающего и коррекционного воздействия на детей с нарушениями в развитии.

Исследования, проведенные под руководством Л.Д. Лебедевой, показали, что арт-терапевтические занятия позволяют решать следующие важные педагогические задачи.

1.Воспитательные: взаимодействие строится таким образом, чтобы дети учились корректному общению, сопереживанию, бережным взаимоотношениям со сверстниками и взрослыми. Это способствует нравственному развитию личности, обеспечивает ориентацию в системе моральных норм, усвоение этики поведения. Складываются открытые, доверительные, доброжелательные отношения с педагогом.

2.Коррекционные: достаточно успешно корректируется образ «Я», который ранее мог быть деформированным, улучшается самооценка, исчезают неадекватные формы поведения, налаживаются способы взаимодействия с другими людьми.

3. Развивающие: дети учатся вербализации эмоциональных переживаний, открытости в общении, спонтанности.

Участие ребенка с проблемами в художественной деятельности со сверстниками и взрослыми расширяет его социальный опыт, учит адекватному взаимодействию и общению в совместной деятельности, обеспечивает коррекцию нарушений коммуникативной сферы. Ребенок в коллективе проявляет индивидуальные особенности, что способствует формированию внутреннего мира ребенка с проблемами, утверждению в нем чувства социальной значимости.

Арттерапия в специальном образовании - синтез нескольких областей научного знания (искусства, медицины и психологии), а в лечебной и психокоррекционной практике как совокупность методик, построенных на применении разных видов искусства в своеобразной символической форме и позволяющих с помощью стимулирования художественно-творческих (креативных) проявлений ребенка с проблемами осуществить коррекцию нарушений психосоматических, психоэмоциональных процессов и отклонений в личностном развитии(Е.А. Медведева, И.Ю. Левченко)

Использование арттерапии в специальном образовании предполагает две формы организации: индивидуальную и групповую. Однако, несмотря на различия, групповая и индивидуальная формы едины в том, что фокусом психокоррекционного воздействия в том и другом случаях является каждый ребенок, а не группа в целом.

Форма организации определяется характером нарушений в развитии ребенка и коррекционными задачами. Если проблемы ребенка лежат в сфере эмоциональных отношений и эмоционального развития, более эффективно на начальном этапе использование индивидуальной формы арттерапии; а когда трудности в развитии ребенка концентрируются вокруг социального приспособления, то предпочтительной является групповая форма работы.

2.3 Ресурсы фототерапии в работе с учащимися с ОВЗ

Фототерапия — один из методов арт-терапии. Этим термином обозначают набор психотехник, связанных с лечебно-коррекционным применением фотографии, её использования для решения психологических проблем, а также развития и гармонизации личности. Фототерапия является относительно новым видом арт-терапии, применение её началось с 1970-х в США и Канаде.

Фототерапия может предполагать как работу с готовыми фотографиями, так и создание оригинальных авторских снимков.

 Основным содержанием фототерапии, таким образом, является создание и/или восприятие клиентом фотографических образов, дополняемое их обсуждением и разными видами творческой деятельности.

Это может быть сочинение историй, рисование, коллажирование, инсталлирование готовых снимков в пространство, изготовление из фотографий фигур и последующая игра с ними, сценическое представление и работа с костюмами и гримом, движение и танец, художественные описания и т. д

Фото-терапия или слайд-терапия (Киселева М.В.) гармонично включается в программу групповых психокоррекционных занятий в детских и детско-родительских группах. Непосредственно просмотр слайд-фильма занимает 10—15 минут. Каждый слайд экспонируется на экране 10—15 секунд и сопровождается мелодией. Слайды и фотографии могут быть тематическими или свободными, также используются слайды, подобранные детьми в процессе работы.

Особой силой обладают, по мнению М. Е. Бурно, коллективно-творческие музыкально-слайдовые композиции, в создании которых может участвовать целая группа — семья, компания друзей, класс. Мелодии, интуитивно подобранные к слайдам, усиливают вдохновение.

Фототерапия (фрагмент)

Для детей 7-8 лет с, задержкой психического развития

Составитель Н.С. Пушкарева

«Фотопутешествие»

Цель: Игра способствует формированию чувства эмпатии, активизации творческих процессов,  установлению взаимопонимания между детьми в группе.

Содержание: Взрослый предлагает выбрать из тематических наборов фотографий, ту, которая больше всех понравилась. Процесс выбора, перемещение по комнате, сопровождается музыкой (легкая, спокойная музыка). Каждый участник в группе выбирает фотографию и садится в круг. Краткое обсуждение выборов участников и предложение сочинить общую историю (сказку) по фотографиям . Отметить, кем каждый из участников будет в этой сказке, отметить свое место на фотографии и разместить эти фотографии в пространстве комнаты сообразно придуманной истории. ”.

Взрослый в процессе задает вопросы: «А что бы ты ответил, если бы он спросил тебя?, «А что бы ты сделал на месте героя?», «Чему нас может научить эта история?»

«Рисуем сказку»

Цель: Снятие эмоционального, мышечного напряжения, установление положительного настроя в группе.

Содержание: Ребята после предварительного сочинения истории(сказки ) по фотографиям, рисуют ее на большом листе бумаге, изображая героев и запомнившиеся события, затем взрослый просит ребят пометить на рисунке, где он (ребенок) хотел бы оказаться. Рисование под музыку.

Заключительное обсуждение и фотография на фоне своих работ.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В последние годы отмечается возросший интерес специалистов к механизму воздействия искусства на ребенка с проблемами развития в процессе обучения и воспитания. Исследования в области применения технологий арт-терапии в педагогике показывают, что искусство, не только расширяет общий и художественный кругозор, а и способствует коррекции и развитию познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы, гармонизации личности в целом.

Дети с нарушениями развития являются особой категорией, в работе с которыми искусство используется не только как средство их художественного развития и формирования художественной культуры, но и оказывает на них лечебное воздействие, является способом профилактики и коррекции отклонений в развитии. Поэтому в системе психолого-педагогической помощи этим детям можно выделить два взаимосвязанных направления: артпедагогическое и арттерапевтическое.

Применение технологий арт-терапии в образовательном пространстве способствует приобретению новых навыков взаимодействия и рефлексии, самопонимания и самопринятия, а также принятия и понимания других людей.

 Многообразие методов и технологий использования арт-терапии указывает на универсальность и полифункциональность данного направления в психологии и педагогике.

В этой связи детальное изучение и развитие арт-педагогики и арт-терапии может стать позитивным шагом к дальнейшему совершенствованию альтернативных школ отечественного образования.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Алексеева М.Ю. "Практическое применение элементов арт-терапии в работе учителя". М., 2003.
  2. Аметова Л.А. "Формирование арт-терапевтической культуры младших школьников. Сам себе арт-терапевт". М., 2003.
  3. "Арт-терапия: Диалог: Россия-Великобритания" Сборник статей. Островитянин, 2008.
  4. "Арт-терапия". ред.-сост. А.И.Копытин. СПБ., 2001.
  5. Богданович В. "Новейшая арт-терапия. О чем молчат искусствоведы". Золотое Сечение, 2008.
  6. Будза А. "Арт-терапия: Йога внутреннего художника". Феникс, 2006.
  7. Будза А. "Эзотерическая фотография. Дзэн и фото-арт-терапия". Феникс, 2007.
  8. Вальдес Одриосола М. - "Арттерапия в работе с подростками. Психотерапевтические виды художественной деятельности." Методическое пособие. Владос, 2005.
  9. Ворожцова О. А. Музыка и игра в детской психотерапии. — М., 2004
  10. "Диагностика в арт-терапии. Метод "Мандала" ред. А.И.Копытина. СПб., 2002.
  11. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. "Путь к волшебству, Теория и практика арттерапии". СПб.: Златоуст, 2005.
  12. Зинкевич – Евстигнеева Т.Д. "Психотерапия зависимостей: Метод арт-терапии". СПб.: Речь 2002.
  13. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д.,Кудзилов Д. Б. "Психодиагностика через рисунок в сказкотерапии". – СПб.: Речь, 2006. (+ цветные вклейки)
  14. Киселева М.В. "Арт-терепия в работе с детьми". СПб.: Речь, 2008.
  15. Кожохина С.К. "Растём и развиваемся с помощью искусства". СПб.: Речь, 2006.
  16. Копытин А.И., Свистовская Е.Е. "Арт - терапия детей и подростков". М.: Когито - Центр, 2007.
  17. Копытин А.И.,. Варианты применения фотографии в психотерапии и тренинге
  18. Королева З. "Говорящий рисунок" (100 графических тестов). 2006.
  19. Лановой В.Е. "Метод "Напишите рассказ". Диагностика, терапия и прогноз". СПб.: Речь, 2006.
  20. Лебедева Л. Д. "Арт-терапия в педагогике" Педагогика, 2000.
  21. Лебедева Л. Д., Никонорова Ю. В., Тараканова Н. А. "Энциклопедия признаков и интерпретаций в проективном рисовании и арт-терапии". – СПб.: Речь, 2006.
  22. Мардер Л. "Цветной мир. Групповая арт-терапевтическая работа с детьми дошкольного и младшего школьного возраста". Генезис, 2007.
  23. Медведева Е.А. Левченко И.Ю. Комиссарова Л.Н. Добровольская Т.А. "Арт-педагогика и арт-терапия в специальном образовании". М.: Академия, 2001.
  24. Погосова Н.М. "Погружение в сказку. Сказотерапевтические программы". СПб.: Речь, 2007.
  25. Потёмкина О. Ф., Потёмкина Е. В. "Психологический анализ рисунка и текста". – СПб.: Речь, 2005.
  26. "Практикум по арт-терапии" Ред. А.И.Копытин. СПб., 2001.
  27. Пропп В. Я. Морфология волшебной сказки. - М.: Лабиринт, 2001. – 192с.
  28. Пурнис Н.Е. "Арт-терапия. Аспекты трансперсональной психологии". СПб.: Речь, 2008.
  29. Пурнис Н.Е. "Арт-терапия в развитии персонала". СПб.: Речь, 2008.
  30. Радина Н.К. "Истории и сказки в психологической практике". СПб.: Речь, 2006.
  31. Романова Е.С. "Графические методы в практической психологии". СПб., 2001.
  32. Рудестам К. "Групповая психотерапия". СПб., 2000.
  33. Рыбакова С.Г. "Арт-терапия для детей с задержкой психического развития". СПб.: Речь, 2007.
  34. Сельченок К.В. "Новейшая цветопсихология". Харвест, 2007г.
  35. Скурат Г. "Детский психологический театр. Развивающая работа с детьми и подростками". СПб.: Речь, 2007.
  36. Сусанина И. "Введение в арт-терапию". Когито, 2007.
  37. Сучкова Н.О. "Арт-терапия в работе с детьми из неблагополучных семей". Сфера, 2008.
  38. Татаринцева А.Ю., Григорчук М.Ю. "Детские страхи. Куклотерапия в помощь детям". СПб.: Речь, 2007г.
  39. http://k-obr.spb.ru
  40. http://petersburgedu.ru/?attempt=1 
  41. http://alldef.ru/ru/ 
  42. http://www.pedlib.ru/ 
  43. http://www.osoboedetstvo.ru/library -
  44. http://signlang.ru/apraushev/ -
  45. http://www.i-u.ru/biblio/default.aspx
  46. http://go2bsu.narod.ru/libr/index.htm
  47. http://www.pedlib.ru/
  48. http://soc.lib.ru/books.htm
  49. http://www.psychology.ru/Library


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа медико-психолого-педагогического сопровождения учащихся начальной школы в условиях реализации ФГОС

Программа медико-психолого-педагогического  сопровождения учащихся начальной школы в условиях реализации ФГОС....

Программа медико-психолого-педагогического сопровождения учащихся начальной школы в условиях реализации ФГОС

Взаимодействие  усилий разных специалистов в области психологии, педагогики, медицины, социальной работы позволяет обеспечить систему комплексного медико-психолого-педагогического сопровожд...

Проект "Сопровождение педагогов начальной школы в условиях реализации ФГОС НОО"

Ключевой фигурой образовательного процесса является педагог, именно к нему предъявляются более высокие требования....

СТАТЬЯ "Особенности организации процесса обучения младших школьников санаторной школы- интерната в условиях реализации ФГОС НОО".

В данной статье затронута тема организации процесса обучения младших школьников   санаторной школы- интерната в условиях  реализации ФГОС НОО. Для эффективности результатов работы ...

Проблема преемственности образовательного процесса в системе начальная школа – детский сад в условиях реализации ФГОС НОО и ФГОС ДО

Л.М.ГолеваМКОУ «Лицей села Верхний Мамон»   Проблема преемственности образовательного процесса в системе начальная школа – детский сад в условиях реализации ФГОС НОО и ФГОС ДО...

Особенности использования арт-терапевтических технологий в процессе психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС.

ВВЕДЕНИЕГлава 1 Теоретико-методологические аспекты арт-терапевтических технологий в работе с детьми с ОВЗСущность процесса арт-терапии: составляющие, процессАрт-терапевтические технологии: виды, класс...