Эссе "Моя педагогическая философия"
статья
Врач лечит, строитель строит дома, моряк бороздит бескрайние просторы океана, а учитель закладывает душу в будущих строителей, врачей и моряков. Учитель – первый и порой самый главный целитель души. Каждый ребёнок – это алмаз, требующий огранки. И именно от учителя зависит - будет ли алмаз бриллиантом и сколькими гранями он засверкает.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 48.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Эссе «Моя педагогическая философия»
Счастлив тот, кого судьба привела
к тому, к чему предназначила его природа.
Счастлив он сам,
и счастливо через него человечество.
А. Дистервег
Бог создал великое Чудо – человека. Он дал ему жизнь, вдохнул в него душу… и выпустил человеческую лодку в безбрежный океан жизни. Буря и непогоды, штормы и сотрясения подстерегают человека на этом трудном пути. Но есть тот, кому небезразлична его судьба, кто волнуется и переживает, кто закрывает от невзгод своим крылом, кто просто любит. Это Учитель. Он всегда рядом. Это он с доброй улыбкой встречает маленького человека, переступившего порог школы. Это он с тревогой заглядывает в наполненные страхом ребячьи глаза, читает в них немой вопрос и ласково успокаивает. Это он в моменты душевного переживания ребенка приходит на помощь, откликается, лечит душевную рану. Это он радуется победам ребенка, возможно, больше, чем он сам. Это его сердце бьется в унисон маленькому сердцу. Учитель-это творец и целитель детских душ.
В мире есть множество профессий, все они нужные и интересные. Мне кажется, что каждый человек должен избрать для себя ту, которая наиболее соответствует его природным способностям и наклонностям, т.е. найти свое призвание. Я с самого детства хотела стать педагогом. Эталоном для меня была моя мама, учитель географии. Я ощущаю себя на своём месте, я даже не представляю себя в какой-то другой роли!
Переступая порог школы, я попадаю в другой мир и оказываюсь подхваченной бурным круговоротом кипучей детской жизни. Ведь в школе живешь, как на вулкане. Все кипит, бурлит, периодически происходят мини извержения. Здесь огорчения перемежаются с яркими положительными эмоциями и сменяют друг друга мгновенно. Но это мне нравится!
Учитель начальных классов – профессия особая. В школу приходит маленький человек. Часто впервые отрываясь от мамы, и я должна стать «второй мамой», потому что без полного доверия, понимания, любви научить и воспитать невозможно. Начальная школа – начало начал! Первоклассник, не умеющий ничего, через несколько месяцев начинает читать, писать буквы алфавита, решать примеры и простейшие задачи – вот это и есть счастье! И я всегда искренне радуюсь первым успехам, но и, конечно, переживаю за неудачи своих воспитанников, чувствую огромную ответственность за их обучение и воспитание. В школу приходят разные ребята. И нужно любить своих ребят всей душой, разных – способных и не очень, добрых и ершистых.
От учителя требуется умение хорошо разбираться в вопросах возрастной психологии, чтобы учитывать социальную ситуацию своих подопечных и видеть их зону ближайшего развития. Начальная школа – это годы учебы, работы ребенка над собой. Очень важно, чтобы начало школьного пути было значимым, уверенным, радостным и преодолимым. Поэтому частенько беру в руки книги по психологии, особенно нравится Д.Карнеги.
Очень важна в профессии учителя речь, которая должна отличаться выразительностью, эмоциональностью, убедительностью. Учитель должен уметь выражать свои мысли грамотно, ясно, просто, понятно для ребят. Стараюсь читать вслух каждый день по 10-15 минут (делаем это вместе с четырёхлетней дочкой, она слушает, я – читаю). С удовольствием выступаю на сцене: пою, танцую, участвую в разных сценках – всё это развивает речь, актёрское мастерство.
Считаю, учитель должен быть образцом для подражания не только внутренне, но и внешне, все должно быть безупречно. Поэтому мы, учителя, всегда должны выглядеть на «отлично»: стильная одежда, прическа, макияж, маникюр, культура поведения, речь, манеры. Учитель – это практически как звезда кино или эстрады. Мы все время на виду, под прицелом детских глаз. На сцене - человеческие сердца, за кулисами - человеческие души, в зрительном зале - человеческие судьбы. Ведь дети считают нас особенными.
Современный подход к образованию требует, чтобы ребенок получил в ходе обучения не только знания, умения и навыки, соответствующие государственному стандарту, но и освоил компетенции, которые включают в себя «умение жить в изменяющемся мире»: жизненный опыт, ценности, традиции, миропонимание. Необходимо воспитать у детей современное сознание, которое позволит им жить и развиваться в окружающем мире. Думаю, что именно любовь – определяющее качество моей профессии: прежде всего к детям – вряд ли без нее можно стать Учителем, конечно, любовь к человеку, она дает силу выдержать многие неурядицы повседневности; любовь к жизни – без оптимизма в школе сегодня не выжить; любовь к труду – профессия учителя предполагает ежедневную упорную работу. Педагог без любви к ребенку – все равно, что певец без голоса, музыкант без слуха, живописец без чувства цвета.
Нужно много сил и терпения для того, чтобы научить читать, считать, писать, рисовать, дружить, жить по школьным и общечеловеческим правилам. Учитель может спасти детскую душу своей любовью, заполнить пустоту, если она есть.
«Ученик не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь» (Адольф Дистервег). Зажигает, прежде всего, искренняя заинтересованность учителя, понимание внутреннего мира ребенка, уважение к его переживаниям, эмоциональная щедрость, творчество.
Успех в любых начинаниях может создать учитель, который сам переживает радость успеха. Пусть мой ученик не выучит наизусть сложное правило и, может быть, решит задачу с ошибкой, но, надеюсь, он будет Человеком. Человеком с открытой душой и добрым сердцем, сомневающимся, думающим, любящим. Ведь «напичкать» знаниями – это не главное. Главное – научить видеть прекрасное и безобразное, отличать истинные ценности от ложных, думать, действовать и нести ответственность за свои действия.
А ещё я стараюсь похвалить каждого ученика, тогда ребёнок в школу будет идти с улыбкой, и из школы он будет уходить тоже с улыбкой. Улыбка учителя способна на многое, стоит ему только улыбнуться, и ребёнок начинает чувствовать себя увереннее.
Общаясь с детьми, я стараюсь, чтобы каждый ребёнок чувствовал себя частью большой и дружной семьи, чтобы ему хотелось идти в школу, чтобы он ждал встречи с одноклассниками и учителем и был уверен, что его здесь с радостью ждут. Я с большим удовольствием хожу с ребятами в поход, на горку, катаюсь на лыжах, участвую в играх и конкурсах.
Учитель учит детей до тех пор, пока сам учится. Поэтому нахожусь в постоянном профессиональном поиске. Ещё многому предстоит научиться, многое понять, и я к этому готова, потому что моя деятельность доставляет мне удовольствие и даёт возможность вновь и вновь познавать мир, совершая всевозможные открытия. Я всегда спорю с теми, кто говорит, что молодёжь стала хуже. Да, они не такие, как предыдущее поколение, но не хуже. Да, они больше общаются в интернете, не очень любят читать книги. Но зато им доступен более обширный поток информации, они быстрее постигают виртуальный мир, новые технологии. И задача современного учителя – всегда быть на шаг впереди.
Дети – это великие учителя. Если присмотреться к ним повнимательней, то можно перенять такие качества как непосредственность, открытость, а их неудержимая детская фантазия – этому позавидует любой взрослый. Все эти способности мы часто теряем в суете времени, а работа с детьми помогает открывать их заново.
Кто кого учит? Я часто задаю себе этот вопрос и прихожу к мнению, что с учениками мы равноправны: я учусь у них, как из обычного сделать нечто исключительное и интересное. Вместе с ними учусь сотрудничать, уважать мнение каждого, учусь слушать и быть услышанной. Поэтому я думаю, что обучая других людей, мы обучаемся сами - это естественно получать новую информацию в процессе взаимодействия. Кроме того, когда говорят о Пушкине и Жуковском, обычно упоминают, что «ученик превзошел своего учителя». В данном случае — Пушкин, который и являлся учеником Жуковского, превзошел того, о чем и сам Жуковский не единожды упоминал, а впервые сказал это, прочитав «Руслана и Людмилу». Таким образом, Жуковский, читая произведения своего ученика, уже и сам учился чему-то новому, черпая новые знания из произведений Пушкина, то есть, учась у своего ученика. Опираясь на всё вышесказанное, мы можем сказать, что не только учитель обучает своих учеников, но и ученики также учат чему-то новому учителя.
В своей педагогической деятельности наряду с традиционными технологиями активно я использую элементы развивающих и личностно-ориентированных педагогических технологий, что позволяет мне развивать личность ученика в соответствии с его способностями, интересами и возможностями, а учащимся достигать определенных успехов в учебе. Использование ИКТ при обучении позволяет создать информационную обстановку, стимулирующую интерес и пытливость ребенка, усиливает мотивацию обучения. Использование проектной деятельности позволяет решить многие задачи, стоящие перед школой и педагогом в частности. Он помогает мне научить ученика самостоятельно приобретать необходимые знания, применять их на практике для решения разнообразных возникающих проблем; самостоятельно критически мыслить, видеть возникающие проблемы и искать пути рационального их решения, используя современные технологии (в частности информационную); четко осознавать, где и каким образом приобретаемые ими знания могут быть применены; быть способными генерировать новые идеи, творчески мыслить; грамотно работать с информацией (собирать необходимые для решения определенной проблемы факты, анализировать их, делать необходимые обобщения, сопоставления с аналогичными или альтернативными вариантами решения, устанавливать статистические и логические закономерности, делать аргументированные выводы, применять полученный опыт для выявления и решения новых проблем); самостоятельно работать над развитием собственного интеллекта, культурного уровня. Обучение в сотрудничестве, обучение в малых группах давно используется в педагогике и имеет место в моей практике.
Стать мастером своего дела нелегко. Знаю одно: нельзя останавливаться на достигнутом. Неспроста народная мудрость гласит: «Век живи, век учись». Прошло время, прибавилось опыта и знаний, многое сделано в профессии, но ощущение радости и удовлетворения от работы остаются всегда. Когда мне задают вопрос: «Чем тебя привлекла эта профессия?», я отвечаю: «Эта профессия очень древняя, как и история культурного человечества. В качестве учителей во все времена выбирались самые образованные и достойные. И я не просто член нашего общества, работник, профессионал, я - учитель. Я – первая учительница, которая входит в жизнь ребёнка и его семьи».
Да, профессия учителя не из лёгких. Но лёгких профессий вообще не бывает! Каждая работа имеет свои плюсы и минусы – без этого не обходится. Но чем мне нравится моя профессия? Так это тем, что я нужна. Нужна своим ученикам. Каждый день, каждый час, иногда каждую минуту… Приходишь в класс, а тебе с ходу начинают рассказывать новости, задавать вопросы. Нужна родителям своих учеников, ведь они доверили мне своих любимых детей. Они надеются, что я помогу их детям научиться учиться, добывать знания, жить в коллективе и трудиться сообща. Нужна коллегам, у которых часто спрашиваю совет, просто делюсь наболевшим.
«Ошибки работы педагога менее заметны, чем врачей, но тоже очень дорого обходятся государству». Так сказала героиня фильма «Ирония судьбы или с легким паром». И она права. Наши ошибки - самые серьёзные, самые жизненные, так как они ранят душу ребёнка, заставляя его страдать. Конечно, бывает очень сложно, ответственно. Но я твердо помню, что в моих руках – будущее страны. Его ещё никто не видит, только мы, учителя, кропотливо лелеем крохотные росточки. Наверное, потому и осталась учителем, несмотря на то, что есть профессии более «денежные» и менее «ответственные». Осталась и иду по жизненному пути с порядочными и неравнодушными людьми – своими коллегами и, конечно же, с детьми – искренними и чистыми душами.
Врач лечит, строитель строит дома, моряк бороздит бескрайние просторы океана, а учитель закладывает душу в будущих строителей, врачей и моряков. Учитель – первый и порой самый главный целитель души. Каждый ребёнок – это алмаз, требующий огранки. И именно от учителя зависит - будет ли алмаз бриллиантом и сколькими гранями он засверкает.
Я выбрала профессию педагога, а значит взяла на себя ответственность за тех, кого буду учить, и воспитывать, вместе с тем взяла ответственность за себя, свою профессиональную подготовку, своё право быть Педагогом, Учителем, Воспитателем.
Несомненно, моя дорога, зовущая и ведущая к счастью – это педагогический труд. Труд, который нужен мне, детям, родителям, моей стране. Я – счастлива, а значит, могу осчастливить и других людей! Наверное, это и есть моя педагогическая философия.
Фетисова Людмила Леонидовна, учитель МБОУ Курьинской СОШ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2010/07/07/picture-317.jpg)
Моя педагогическая философия
Каждому человеку рано или поздно приходится делать судьбоносный выбор – выбор профессии, дела жизни....
![](/sites/default/files/pictures/2010/08/16/picture-1022.jpg)
моя педагогическая философия
Каждый день я открываю дверь класса, и ко мне обращаются взоры моих учеников, их светлые, ясные глаза, любопытные, добрые, оценивающие каждый мой шаг. Они многого ожидают от меня. И я дарю им счастье...
Эссе. Моя педагогическая философия
«Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в, ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам дум...