"Шахматный всеобуч" занятие Шахматная нотация
видеоурок (1 класс)

Кавун Надежда Михайловна

"Шахматный всеобуч" занятие Шахматная нотация

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Шахматная нотация»

Сопроводительная информация: 

1. ФИО учителя                 Кавун Надежда Михайловна

2. Школа                             МБОУ «Школа № 111» города Ростова-на-Дону»

3. Внеурочное занятие     «Шахматы в школе» «Шахматная нотация»

4. Класс                               начальная школа

Конспект урока

Цель урока:

     научить   детей ориентироваться на шахматной доске, ввести новое понятие «шахматная нотация», научить определять «адреса» шахматных полей, закрепить полученные знания с помощью выполнения дидактических заданий.

Задачи:

  1. Заинтересовать учащихся начального этапа обучения игрой в шахматы с помощью дидактических игр и заданий разного уровня сложности, красочных иллюстраций, компьютерных технологий в наиболее доступной, занимательной форме подачи материала.
  2. Развивать внимание, память, наглядно-образное и логическое мышление учащихся младшего школьного возраста.
  3. Воспитывать усидчивость, самостоятельность, терпеливость, изобретательность, патриотические чувства к своей Родине.

          

Оборудование: 

     Проекционная система (проектор, экран), компьютер, электронная презентация урока, дидактический материал: индивидуальные шахматные доски.

Литература:

  1. И.Г. Сухин «Шахматы первый год или Учусь и Учу». Обнинск: «Духовное возрождение», 2011
  2. И.Г. Сухин «Шахматы, первый год, или там клетки чёрно – белые чудес и тайн полны», Обнинск: «Духовное возрождение», 2012.
  3. Сухин И. Тетрадь для проверочных работ «Шахматы первый год» - пособие для учителя.

Разработала:     Кавун Н. М. учитель физкультуры МБОУ «Школа № 111» города Ростова-на-Дону»

Ход урока

1. Организационный момент.

- Здравствуйте ребятишки, девчёнки и мальчишки! Сегодня на нашем занятии мы будим дарить друг другу хорошее настроение своими улыбками.

Громко прозвенел звонок,

Шахматный нас ждет урок!

Каждый день – всегда, везде,

На занятиях, в игре

Слушаем, запоминаем,

Так что время не теряем

И работать начинаем.

2. Мотивация к учебной деятельности

- А для того, чтобы уметь играть в шахматы, что надо хорошо знать? (Доску)

- Давайте же произнесём наш девиз

                «Чтоб играть и побеждать, надо доску знать на «пять»!»

_

Будем чемпионами? (Да!)

3. Повторение пройденного

  • Какую страну считают родиной шахмат? ИНДИЯ
  • Рожь на нём не колосится, не растет на нём пшеница, Слон и конь резвятся вволю, Это – шахматное… ПОЛЕ
  • В какой клетке тесно МАЛЕНЬКОЙ МЫШКЕ, но свободно слону В шахматной
  • Что больше - шахматная доска или шахматное поле? Шахматная доска
  • Сколько диагоналей на шахматной доске? 26
  • Сколько горизонталей и вертикалей на шахматной доске? По 8
  • Сколько полей у самой короткой диагонали? 2
  • Сколько всего полей на шахматной доске? 64
  • Как на шахматной доске обозначаются горизонтали? Цифрами от 1 до 8
  1. Вы в школе изучаете русский, английский язык, а при игре в шахматы, Вы имеете честь знакомится с Латинскими буквами a,b,c,d,e,f,g,h. Ребята, есть замечательное стихотворение, которое помогает запомнить, как на шахматной доске обозначаются вертикали. ("Артисту Биму Циркуль Дашь, Его Фамилия - Жэ-Аш").

Предлагаю показать и рассказать то, что мы уже знаем об игре «Шахматы» и шахматной доске, и доказать, что Шахматы – это очень серьёзная игра  

 (Речитотив 6 чел по строчке) 

Учитель:  Чтобы в шахматы играть,

                   Надо все законы знать:

                   Как поставить доску нам,

                   По каким ходить полям,

                  Где ладья стоит, где слон,

                  Где король воссел на трон.

                 Конь с ферзем дополнит ряд,

                  Пешек их прикрыл отряд,

                  Вот и армия в строю,

                  Не уронит честь в бою.

- Спасибо всем за работу, какой можем сделать вывод?

4. Актуализация знаний

- Послушайте историю, которая произошла однажды в обычной семье. Подумайте, как можно помочь мальчику

     В комнате тихо. Алёша и бабушка играют в шахматы. Мама посмотрела на часы и сказала, что Алёше пора ложиться спать. Мальчик не успел доиграть партию с бабушкой и расстроился. Мама сказала: «Не грусти — доиграешь завтра! А сейчас убирай шахматы со стола». «Но я забуду к завтрашнему дню положение фигур. Как же мы с бабушкой продолжим игру?» - спросил Алеша.

-Можно ли помочь мальчику? Как?

Правильно. Надо записать местоположение шахматных фигур на доске.

А поможет Алёше знание….

- Какая же цель сегодня стоит перед нами?

Ответ: (Узнать, что обозначает термин «Шахматная нотация»)

5. Формирование темы урока и постановка целей

- Ребята, сыграв шахматную партию с партнёром, вы сможете её восстановить. И существует два способа сделать это, либо попытаться вспомнить всю последовательность ходов, либо во время игры вести запись ходов – своих и партнёра.

 

Запись шахматной партии имеет своё название «Шахматная нотация» 

– шахматная нотация состоит из системы знаков, обозначающих фигуры и поля.

- Сегодня будем учиться определять и находить местоположение фигур на шахматной доске.

- Давайте ещё раз вспомним, как обозначаются горизонтали? (Цифрами)

- А вертикали? (латинскими буквами)

- Давайте вспомним считалку, которая помогла нам в запоминании этих букв

(Артисту Биму Циркуль Дашь, Его Фамилия Жэ Аш)

Каждый из Вас живет в доме/квартире, у которых есть название улицы и номер дома. Например: Муслим живет на улице Миронова  и номер дома __.

Так и Все шахматные линии: горизонтали, вертикали, диагонали пересекаются между собой на шахматной доске и образуют шахматные поля, каждое из которых имеет свой «адрес», своё местонахождение на шахматной доске

         Как вы думаете, как можно определить «адрес» шахматного поля? (Варианты ответов)

6. Изучение нового материала

- Представьте себе шахматный город.

- Улицами будут вертикали, а домами — горизонтали. Чтобы проще запомнить названия улиц, давайте заселим в них шахматные фигуры. Король живёт на улице «b» в доме № 7.
Ферзь живёт на улице «с» в доме № 4.
Ладья живёт на улице «е» в доме № 5.
Слон живёт на улице «f» в доме № 8.
Конь живёт на улице «g» в доме № 2.

- Итак, улицы есть, а дома под номерами 1-8

- Для того, чтобы определить «адрес» необходимого поля, нужно найти вертикаль – улицу и горизонталь-номер дома. Цифра, обозначающая горизонталь, и буква, обозначающая вертикаль, в совокупности дадут нам адрес, координаты поля.

Сначала мы всегда называем улицу, а затем номер дома.

Запомни, в каком порядке надо называть положение фигуры на доске: фигура — буква — цифра. Сначала назови ладью. Затем найди букву и последней назови цифру.
Ладья стоит на c2.
Конь стоит на e8.
Слон стоит на a3.

- Давайте определим адрес фигур и решить поставленную дидактическую задачу (на индивидуальных досках)

8. Закрепление изученного

1) Правила шахматной нотации

- Для чего надо научиться записывать позицию?

Ответ: Шахматная партия часто продолжается достаточно много ходов.

(Самая продолжительная шахматная партия)

-  На одном занятие ты можешь не успеть закончить партию. А обыграть своего противника тебе очень хочется. К тому же он почему-то не хочет сдаваться. Что делать?

- Необходимо записать позицию своих и чужих фигур, и при этом надо не пропустить ни одной пешечки. Иначе придётся играть без них, и результат партии может измениться.

2) Чтобы никого не пропустить и правильно записать позицию, надо соблюдать ТРИ важных правила:

  1.  Первыми записывают БЕЛЫЕ фигуры, затем ЧЁРНЫЕ. Необходимо записать положение и своих, и чужих фигур – вдруг противник специально «забудет» свою тетрадь.
  2. Записывают фигуры по СТАРШИНСТВУ: Король – ферзь – ладья – слон – конь – пешки.
  3. Если у тебя несколько одинаковых фигур (пешек), то их надо записывать в АЛФАВИТНОМ порядке от «a» к «h».

 А как же записывают фигуры? Для этого используют сокращённые записи, которые обозначаются так:

Кр - Король 
С - Слон
Ф - Ферзь 
К - Конь
Л – Ладья

п.- пешка

- Прежде, чем начать работу, вспомним, как должна лежать шахматная доска

Чтоб играть и побеждать
Надо доску знать на "пять"!
Доску, положив на столик, 
Ты представь, что это поле,

Доску правильно клади, 
На углы всегда гляди,
Чтоб у правого угла
Клетка белая была!

- А сейчас давайте проверим, все ли справились?

РЕБЯТА, ВЫ МОЛОДЦЫ И СКОРО СТАНЕТЕ НАСТОЯЩИМИ ШАХМАТИСТАМИ

9. Рефлексия

- Итак, ребята, наш урок подходит к завершению.

Продолжите фразы:

«Я понял, что…»

«Меня удивило…

10. Итог урока

- Мы знакомились с вами с новым понятием «шахматная нотация» и обсуждали, для чего её необходимо вести. Надеюсь вы усвоили тему и сможете применять полученные знания на практике.

- Да, шахматы – это серьёзная игра, а не какие-то игрушки!

Стихотворение

Учитесь в шахматы играть –
Древнейшая игра.
Она научит побеждать.
И закалит тебя.
  Прекрасен Конь, могуч и яр,

   Наполнен жаждою полёта.

   Ему не дан прямой удар,

   Зато он - мастер апперкота.

 

   Лишь одноцветные поля

   Слона в походе привлекали.

   Он на чужого короля

   Нацелен по диагонали.

 

   Её манёвр - сплошной кроссворд.

   Горизонтали, вертикали...

   Ладье по нраву - "тихий" ход,

   Но вот - удар, и враг в печали!

 

   Ферзю дана большая власть -

   Не удовольствие, а бремя.

   Возглавить бой, сразить, напасть,

   Но рисковать всё это время,

 

   Король в дебюте - трусоват,

   Чуть что - и сразу рокировка.

   А под конец и он - солдат,

   Воюет не спеша, но ловко.

           - ЖЕЛАЮ ПОБЕДЫ,  МОИМ ЧЕМПИОНАМ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка по внеурочной деятельности "Шахматы" (второй год обучения) по теме: Шахматная нотация

Шахматная нотация — система условных обозначений, применяемых для записи шахматной партии или положения фигур на доске....

Урок шахмат "Шахматы.Шахматная доска. Шахматные фигуры"

Методическая разработка в рамках программы внеурочной деятельности "Шахматный Всеобуч"....

Урок по шахматам на тему "Шахматная нотация"

Урок на тему "Шахматная нотация", 1-й год обучения...

Конспект занятия по теме Шахматная нотация

Конспект занятия по теме Шахматная нотация...

Шахматные диаграммы. Нотация.

Учимся "читать" запись  шахматных партий...

Шахматная нотация

Шахматная нотация...

Открытое мероприятие для учащихся 3-4-х классов «Мудрость, Знания и Опыт в гостях у Шахматной королевы» (шахматный турнир)

Шахматный турнир  посвященный Дню пожилого человека. Сначала приветственное слово, затем небольшое музыкальное представление,  и сам  шахматный турнир....