"Шахматный всеобуч" занятие Шахматная нотация
видеоурок (1 класс)
"Шахматный всеобуч" занятие Шахматная нотация
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 25.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Шахматная нотация»
Сопроводительная информация:
1. ФИО учителя Кавун Надежда Михайловна
2. Школа МБОУ «Школа № 111» города Ростова-на-Дону»
3. Внеурочное занятие «Шахматы в школе» «Шахматная нотация»
4. Класс начальная школа
Конспект урока
Цель урока:
научить детей ориентироваться на шахматной доске, ввести новое понятие «шахматная нотация», научить определять «адреса» шахматных полей, закрепить полученные знания с помощью выполнения дидактических заданий.
Задачи:
- Заинтересовать учащихся начального этапа обучения игрой в шахматы с помощью дидактических игр и заданий разного уровня сложности, красочных иллюстраций, компьютерных технологий в наиболее доступной, занимательной форме подачи материала.
- Развивать внимание, память, наглядно-образное и логическое мышление учащихся младшего школьного возраста.
- Воспитывать усидчивость, самостоятельность, терпеливость, изобретательность, патриотические чувства к своей Родине.
Оборудование:
Проекционная система (проектор, экран), компьютер, электронная презентация урока, дидактический материал: индивидуальные шахматные доски.
Литература:
- И.Г. Сухин «Шахматы первый год или Учусь и Учу». Обнинск: «Духовное возрождение», 2011
- И.Г. Сухин «Шахматы, первый год, или там клетки чёрно – белые чудес и тайн полны», Обнинск: «Духовное возрождение», 2012.
- Сухин И. Тетрадь для проверочных работ «Шахматы первый год» - пособие для учителя.
Разработала: Кавун Н. М. учитель физкультуры МБОУ «Школа № 111» города Ростова-на-Дону»
Ход урока
1. Организационный момент.
- Здравствуйте ребятишки, девчёнки и мальчишки! Сегодня на нашем занятии мы будим дарить друг другу хорошее настроение своими улыбками.
Громко прозвенел звонок,
Шахматный нас ждет урок!
Каждый день – всегда, везде,
На занятиях, в игре
Слушаем, запоминаем,
Так что время не теряем
И работать начинаем.
2. Мотивация к учебной деятельности
- А для того, чтобы уметь играть в шахматы, что надо хорошо знать? (Доску)
- Давайте же произнесём наш девиз
«Чтоб играть и побеждать, надо доску знать на «пять»!»
_
- Будем чемпионами? (Да!)
3. Повторение пройденного
- Какую страну считают родиной шахмат? ИНДИЯ
- Рожь на нём не колосится, не растет на нём пшеница, Слон и конь резвятся вволю, Это – шахматное… ПОЛЕ
- В какой клетке тесно МАЛЕНЬКОЙ МЫШКЕ, но свободно слону В шахматной
- Что больше - шахматная доска или шахматное поле? Шахматная доска
- Сколько диагоналей на шахматной доске? 26
- Сколько горизонталей и вертикалей на шахматной доске? По 8
- Сколько полей у самой короткой диагонали? 2
- Сколько всего полей на шахматной доске? 64
- Как на шахматной доске обозначаются горизонтали? Цифрами от 1 до 8
- Вы в школе изучаете русский, английский язык, а при игре в шахматы, Вы имеете честь знакомится с Латинскими буквами a,b,c,d,e,f,g,h. Ребята, есть замечательное стихотворение, которое помогает запомнить, как на шахматной доске обозначаются вертикали. ("Артисту Биму Циркуль Дашь, Его Фамилия - Жэ-Аш").
- Предлагаю показать и рассказать то, что мы уже знаем об игре «Шахматы» и шахматной доске, и доказать, что Шахматы – это очень серьёзная игра
(Речитотив 6 чел по строчке)
Учитель: Чтобы в шахматы играть,
Надо все законы знать:
Как поставить доску нам,
По каким ходить полям,
Где ладья стоит, где слон,
Где король воссел на трон.
Конь с ферзем дополнит ряд,
Пешек их прикрыл отряд,
Вот и армия в строю,
Не уронит честь в бою.
- Спасибо всем за работу, какой можем сделать вывод?
4. Актуализация знаний
- Послушайте историю, которая произошла однажды в обычной семье. Подумайте, как можно помочь мальчику
В комнате тихо. Алёша и бабушка играют в шахматы. Мама посмотрела на часы и сказала, что Алёше пора ложиться спать. Мальчик не успел доиграть партию с бабушкой и расстроился. Мама сказала: «Не грусти — доиграешь завтра! А сейчас убирай шахматы со стола». «Но я забуду к завтрашнему дню положение фигур. Как же мы с бабушкой продолжим игру?» - спросил Алеша.
-Можно ли помочь мальчику? Как?
Правильно. Надо записать местоположение шахматных фигур на доске.
А поможет Алёше знание….
- Какая же цель сегодня стоит перед нами?
Ответ: (Узнать, что обозначает термин «Шахматная нотация»)
5. Формирование темы урока и постановка целей
- Ребята, сыграв шахматную партию с партнёром, вы сможете её восстановить. И существует два способа сделать это, либо попытаться вспомнить всю последовательность ходов, либо во время игры вести запись ходов – своих и партнёра.
Запись шахматной партии имеет своё название «Шахматная нотация»
– шахматная нотация состоит из системы знаков, обозначающих фигуры и поля.
- Сегодня будем учиться определять и находить местоположение фигур на шахматной доске.
- Давайте ещё раз вспомним, как обозначаются горизонтали? (Цифрами)
- А вертикали? (латинскими буквами)
- Давайте вспомним считалку, которая помогла нам в запоминании этих букв
(Артисту Биму Циркуль Дашь, Его Фамилия Жэ Аш)
Каждый из Вас живет в доме/квартире, у которых есть название улицы и номер дома. Например: Муслим живет на улице Миронова и номер дома __.
Так и Все шахматные линии: горизонтали, вертикали, диагонали пересекаются между собой на шахматной доске и образуют шахматные поля, каждое из которых имеет свой «адрес», своё местонахождение на шахматной доске
Как вы думаете, как можно определить «адрес» шахматного поля? (Варианты ответов)
6. Изучение нового материала
- Представьте себе шахматный город.
- Улицами будут вертикали, а домами — горизонтали. Чтобы проще запомнить названия улиц, давайте заселим в них шахматные фигуры. Король живёт на улице «b» в доме № 7.
Ферзь живёт на улице «с» в доме № 4.
Ладья живёт на улице «е» в доме № 5.
Слон живёт на улице «f» в доме № 8.
Конь живёт на улице «g» в доме № 2.
- Итак, улицы есть, а дома под номерами 1-8
- Для того, чтобы определить «адрес» необходимого поля, нужно найти вертикаль – улицу и горизонталь-номер дома. Цифра, обозначающая горизонталь, и буква, обозначающая вертикаль, в совокупности дадут нам адрес, координаты поля.
Сначала мы всегда называем улицу, а затем номер дома.
Запомни, в каком порядке надо называть положение фигуры на доске: фигура — буква — цифра. Сначала назови ладью. Затем найди букву и последней назови цифру.
Ладья стоит на c2.
Конь стоит на e8.
Слон стоит на a3.
- Давайте определим адрес фигур и решить поставленную дидактическую задачу (на индивидуальных досках)
8. Закрепление изученного
1) Правила шахматной нотации
- Для чего надо научиться записывать позицию?
Ответ: Шахматная партия часто продолжается достаточно много ходов.
(Самая продолжительная шахматная партия)
- На одном занятие ты можешь не успеть закончить партию. А обыграть своего противника тебе очень хочется. К тому же он почему-то не хочет сдаваться. Что делать?
- Необходимо записать позицию своих и чужих фигур, и при этом надо не пропустить ни одной пешечки. Иначе придётся играть без них, и результат партии может измениться.
2) Чтобы никого не пропустить и правильно записать позицию, надо соблюдать ТРИ важных правила:
- Первыми записывают БЕЛЫЕ фигуры, затем ЧЁРНЫЕ. Необходимо записать положение и своих, и чужих фигур – вдруг противник специально «забудет» свою тетрадь.
- Записывают фигуры по СТАРШИНСТВУ: Король – ферзь – ладья – слон – конь – пешки.
- Если у тебя несколько одинаковых фигур (пешек), то их надо записывать в АЛФАВИТНОМ порядке от «a» к «h».
А как же записывают фигуры? Для этого используют сокращённые записи, которые обозначаются так:
Кр - Король
С - Слон
Ф - Ферзь
К - Конь
Л – Ладья
п.- пешка
- Прежде, чем начать работу, вспомним, как должна лежать шахматная доска
Чтоб играть и побеждать
Надо доску знать на "пять"!
Доску, положив на столик,
Ты представь, что это поле,
Доску правильно клади,
На углы всегда гляди,
Чтоб у правого угла
Клетка белая была!
- А сейчас давайте проверим, все ли справились?
РЕБЯТА, ВЫ МОЛОДЦЫ И СКОРО СТАНЕТЕ НАСТОЯЩИМИ ШАХМАТИСТАМИ
9. Рефлексия
- Итак, ребята, наш урок подходит к завершению.
Продолжите фразы:
«Я понял, что…»
«Меня удивило…
10. Итог урока
- Мы знакомились с вами с новым понятием «шахматная нотация» и обсуждали, для чего её необходимо вести. Надеюсь вы усвоили тему и сможете применять полученные знания на практике.
- Да, шахматы – это серьёзная игра, а не какие-то игрушки!
Стихотворение
Учитесь в шахматы играть –
Древнейшая игра.
Она научит побеждать.
И закалит тебя.
Прекрасен Конь, могуч и яр,
Наполнен жаждою полёта.
Ему не дан прямой удар,
Зато он - мастер апперкота.
Лишь одноцветные поля
Слона в походе привлекали.
Он на чужого короля
Нацелен по диагонали.
Её манёвр - сплошной кроссворд.
Горизонтали, вертикали...
Ладье по нраву - "тихий" ход,
Но вот - удар, и враг в печали!
Ферзю дана большая власть -
Не удовольствие, а бремя.
Возглавить бой, сразить, напасть,
Но рисковать всё это время,
Король в дебюте - трусоват,
Чуть что - и сразу рокировка.
А под конец и он - солдат,
Воюет не спеша, но ловко.
- ЖЕЛАЮ ПОБЕДЫ, МОИМ ЧЕМПИОНАМ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/05/28/picture-604518-1432807131.jpg)
разработка по внеурочной деятельности "Шахматы" (второй год обучения) по теме: Шахматная нотация
Шахматная нотация — система условных обозначений, применяемых для записи шахматной партии или положения фигур на доске....
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/12/picture-947416-1515778792.jpg)
Урок шахмат "Шахматы.Шахматная доска. Шахматные фигуры"
Методическая разработка в рамках программы внеурочной деятельности "Шахматный Всеобуч"....
Шахматная нотация
Шахматная нотация...
Открытое мероприятие для учащихся 3-4-х классов «Мудрость, Знания и Опыт в гостях у Шахматной королевы» (шахматный турнир)
Шахматный турнир посвященный Дню пожилого человека. Сначала приветственное слово, затем небольшое музыкальное представление, и сам шахматный турнир....