Конспект занятия по теме Шахматная нотация
план-конспект
Конспект занятия по теме Шахматная нотация
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект занятия по теме Шахматная нотация | 262.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Паспорт занятия
Тема: Шахматная нотация.
Цель: Организация деятельности обучающихся по закреплению изученного материала, совершенствования знаний о шахматных фигурах.
Цель занятия: Научить детей ориентироваться на шахматной доске, осуществлять запись шахматных позиций
Задачи занятия:
Обучающие: научить правильно, записывать шахматную партию разными способами, правильно по записи, расставлять шахматную позицию, видеть местоположение шахматных фигур и производить запись шахматной позиции.
Развивающие: создать условия для развития логического мышления; расширения шахматного кругозора и мотивации с целью создания ситуации успеха.
Воспитывающие: формировать у учащихся настойчивость, любознательность, уверенность в своих силах, трудолюбие, коммуникативные качества.
Оборудование, дидактическое оснащение урока:
1. Демонстрационная магнитная доска;
2.Наборы шахматных фигур;
3. Комплекты учебников, автор И.Г. Сухин «Шахматы»
Планируемые результаты:
Метапредметные:
Регулятивные УУД
1.Самостоятельно организовывать свое рабочее место
2.Соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем.
3.Принимать и сохранять учебную задачу;
Коммуникативные УУД
1.Участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения.
2.Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом учебных ситуаций.
Познавательные УУД
1.Отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы .
Личностные
1.Освоение личностного смысла учения, желания учиться.
2. Умение анализировать свое эмоциональное состояние на конец урока.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Результат деятельности УУД |
Организационный момент | Здравствуйте, ребята! У нас с вами сегодня необычное занятие! И оно должно получиться у нас с вами очень и очень интересным! Вы познакомитесь с шахматным языком. | Настрой на урок | Р1. Л1 |
Актуализация знаний. | 2. Погружение в тему урока. Выяснение целей, ожиданий. 1.Отгадайте ребус – Какой шахматный термин зашифрован в ребусе? –Правильно, это термин НОТАЦИЯ. –Кто знает, что обозначает этот термин? –Какая же цель сегодня стоит перед нами? (Узнать, что обозначает термин «Шахматная нотация») –Послушайте историю, которая произошла однажды в обычной семье. Подумайте, как можно помочь мальчику. В комнате тихо. Петя и дедушка играют в шахматы. Мама посмотрела на часы и сказала, что Пете пора ложиться спать. Петя не успел доиграть партию с дедушкой и расстроился. Мама сказала: «Не грусти — доиграешь завтра! А сейчас убирай шахматы со стола». «Но я забуду к завтрашнему дню положение фигур. Как же мы с дедушкой продолжим игру?» - спросил Петя. –Можно ли помочь Пете? Как? –Правильно. Надо записать местоположение шахматных фигур на доске. А поможет Пете знание шахматной нотации. Шахматная нотация — система условных обозначений, применяемых для записи шахматной партии или положения фигур на доске. – Так чему мы будем сегодня учиться на занятии «Шахматной школы»? –Сегодня будем учиться определять и записывать местоположение фигур на шахматной доске. –Какие цели стоят перед нами? | Нотация Ответы детей Надо записать местоположение шахматных фигур на доске Высказывание предположений | Р3. К1 П1 |
Закрепление изученного материала | Представьте себе шахматный город. Улицами будут вертикали, а домами – горизонтали. Для начала поселим в городе разные фигуры. Назовём, где живёт каждая фигура.
Теперь запишем покороче — на шахматном языке. Приняты такие сокращения:
Король и конь начинаются с одной буквы «К», но в коРРРоле хорошо звучит буква «Р»! Крb7, Фc4, Лe5, Сf8, Кg2 — позиция на доске записана. Теперь сами запишите положение фигур. Представьте, что фигуры упали с доски, а шахматному почтальону необходимо доставить письма (упавшие фигуры) по записанным адресам. Берите фигуру, находите нужную улицу и поднимайтесь вверх по ней до нужного дома. Там ставьте фигуру. –Старайтесь не перепутать буквы и не «съехать» в сторону при подъёме по вертикали. Физминутка . Мы стоим на «d4». Представили! Если называют поле «d5» – то делаем шаг вперед Если «d3» – шаг назад Если «с4» – приседание Если «е4» – подпрыгнуть Повторить еще раз в другом порядке Для чего надо научиться записывать позицию? Шахматная партия часто продолжается достаточно много ходов. На одном занятие ты можешь не успеть закончить партию. А обыграть своего противника тебе очень хочется. К тому же он почему-то не хочет сдаваться. Что делать | Расставляют фигуры их на шахматной доске Необходимо записать позицию своих и чужих фигур, и при этом надо не пропустить ни одной пешечки. Иначе придётся играть без них, и результат партии может измениться |
П1 Р2. П1 К2 |
Чтобы никого не пропустить и правильно записать позицию, надо соблюдать ТРИ важных правила:
Давайте попробуем записать эту позицию – она из недоигранной юными шахматистами партии. Начинаем с белых: Чёрные фигуры запиши самостоятельно в своей тетрадке, а затем сверь с нашей записью. Несколько полезных советов: Играем в шахматы А теперь возьмите шахматы, расставьте фигуры и сыграйте партию со своим соседом. Если не успеете доиграть, запишите положение своих фигур, чтобы потом продолжить игру. | Самостоятельное выполнение задания Работа в парах | ||
Подведение итогов урока | Какого цвета поле c2? Ребята, покажите квадрат такого цвета, какого цвета поле с2. Белого или черного? – Правильно с2 – белого цвета. – Какого цвета поле b4? – Какого цвета поле а2? – Какого цвета поле е5? | С белого b4 – черного цвета а2 – белого цвета е5 – черного цвета | |
Рефлексия | Продолжите: Я узнал… Я научился… - Удалось ли нам достичь поставленные цели? - Что помогло вам в достижение успеха? | Ответы детей | Л2 К1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятие на тему: "Где найти витамины зимой и весной?". Внеурочная деятельность.
Занятие получилось интересное. Мы с детьми успели сделать все. Это не одиночное занятие. До него была череда занятий, на которых мы говорили о витаминах. Но оно не является заключитльным, так как в по...
разработка по внеурочной деятельности "Шахматы" (второй год обучения) по теме: Шахматная нотация
Шахматная нотация — система условных обозначений, применяемых для записи шахматной партии или положения фигур на доске....
Урок по шахматам на тему "Шахматная нотация"
Урок на тему "Шахматная нотация", 1-й год обучения...
Конспект занятия по теме «Дифференциация звуков [р]-[р`] в устной речи. Позиционный анализ звуков».(Путешествие в царство рыб. Занятие с использованием здоровьесберегающих технологий.)"Для 1 класса.
Представлен конспект занятия, с использованием здоровьесберегающих технологий, для детей 1 класса,имеющих фонетико-фонематическое нарушение речи.В конспекте содержатся игровые упражнения по формирован...
Конспект занятия по теме Шахматные фигуры 1 класс
Конспект занятия по теме Шахматные фигуры 1 класс...
Технология моделирования и проигрывания сказок на логопедических занятиях (автор Ткаченко Т.А.) Конспект занятия по теме: «Моделирование и проигрывание сказок на индивидуальных логопедических занятиях, как средство развития коррекции речи у детей"
Конспект занятия по теме: «Моделирование и проигрывание сказок на индивидуальных логопедических занятиях, как с...
Внеклассное занятие по теме "Шахматные фигуры"
Цель: знакомство с шахматными фигурами.Задачи:Повторить направления на шахматной доске: горизонталь, вертикаль, диагональ; познакомить с шахматными фигурами.Выработать навык работы с шахматной доской....