Шахматная нотация
план-конспект занятия по физкультуре (4 класс)
Предварительный просмотр:
Муниципальная бюджетная организация дополнительного образования
Дом детского творчества г. Ак-Довурака
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ
«Шахматная нотация»
выполнил: Камаан-оол А.О.
педагог дополнительного
образования
г.Ак-Довурак
Тема урока "Шахматная нотация"
Цель занятия:
Научить детей ориентироваться на шахматной доске, осуществлять запись шахматных позиций
Задачи:
Личностные: Прививать интерес и любовь к шахматной игре. Развивать логическое мышление, внимание, память и речь.
Познавательные: Ввести понятие о шахматной нотации. Познакомить учащихся с обозначением полей на шахматной доске. Учить видеть местоположение шахматных фигур и производить запись шахматных позиций.
Регулятивные: Учить ставить цели, находить пути их достижения, делать выводы.
Коммуникативные: Учить культурному общению, приемам сотрудничества в различных видах деятельности.
Обучающие: Дать представление о правилах игры. Дать представление о некоторых аспектах истории шахмат. Выработать навык работы с шахматной доской
Развивающие:
Способствовать развитию памяти, внимания; развить логическое мышление; развить творческую активность.
Воспитательные:
Воспитать навыки работы в коллективе. Повысить шахматную культуру. Выработать позитивное отношение к процессу обучения. Выработать навык работы в обучающей игре. Воспитание чувства личной ответственности за самостоятельно принятое решение, вырабатывать настойчивость, выдержку, уверенность в своих силах. Получение навыков общения детей в команде, способность к соперничеству.
Оборудование:
Демонстрационная шахматная доска, комплекты шахмат, , рабочая тетрадь.
Проекционная система (проектор, экран), компьютер, электронная презентация урока.
Ход урока.
Этап урока Содержание урока
1.Мотивация к учебной деятельности .Организационный момент
Долгожданный дан звонок,
Шахматный нас ждет урок!
Так что время не теряем
И работать начинаем.
Сегодня будем мы играть,
Узнавать и рассуждать.
2. Погружение в тему урока. Выяснение целей, ожиданий. 1.Актуализация знаний.
Отгадайте ребус.7Я
Я знаю, что когда вы научились играть в шахматы, все поддерживали в семье и говорили. Что вы молодец! Шахматы развивают логику, ум.
-Послушайте историю, которая произошла однажды в обычной семье. Подумайте, как можно помочь мальчику.
Вечер. Павлик с дедушкой играют в шахматы. Мама посмотрела на часы и сказала, что Павлику пора ложиться спать. Павлик не успел доиграть партию с дедушкой и расстроился. Мама сказала: «Не грусти-доиграешь завтра! А сейчас убирай шахматы со стола». «Но я забуду к завтрашнему дню положение фигур. Как же мы с дедушкой продолжим игру?» -спросил Павлик.
-Можно ли помочь Павлику? Как?
-Правильно. Надо записать местоположение шахматных фигур на доске. А поможет Павлику знание шахматной нотации.
Шахматная нотация-система условных обозначений, применяемых для записи шахматной партии или положения фигур на доске. А проще-это адрес каждой фигуры в шахматной доске.
1.Отгадайте второй ребус
- Какой шахматный термин зашифрован в ребусе? Правильно, это термин НОТАЦИЯ
Кто знает, что обозначает этот термин?
Шахматная нотация — система условных обозначений, применяемых для записи шахматной партии или положения фигур на доске.
2.Формулирование темы урока и постановка целей
-Так чему мы будем сегодня учиться на занятии?
-Сегодня будем учиться определять и записывать местоположение фигур на шахматной доске.
-Какие цели стоят перед нами?
3.Изучение нового материала.
1.Эвристическая беседа. «Шахматный город»
Представьте себе шахматный город. Улицами будут вертикали, а домами-горизонтали. Для начала поселим в городе разные фигуры. Назовём, где живёт каждая фигура.
Король живёт на улице «b» в доме № 8.
Ферзь живёт на улице «е» в доме № 8.
Ладья живёт на улице «а» в доме № 8.
Слон живёт на улице «f» в доме № 8.
Конь живёт на улице «g» в доме № 8.
Теперь запишем коротко-на шахматном языке. Приняты такие сокращения:
Кр -Король, Ф -Ферзь, Л -Ладья, С -Слон, К -Конь, п -пешка
Король и конь начинаются с одной буквы «К», но в коРРРоле хорошо звучит буква «Р»!
Крb7, Фc4, Лe5, Сf8, Кg2 — позиция на доске записана. Теперь сами запишите положение фигур.
2. Игра «Расселение гостей»
-Представьте, что в гости в шахматное королевство приехали гости-шахматные фигуры. Они знают свой адрес, но плохо ориентируются на доске. Надо помочь им заселиться в свои квартиры.
(Учитель называет «адреса» фигур, дети расставляют их на шахматной доске)
-Старайтесь не перепутать буквы и не «съехать» в сторону при подъёме по вертикали.
Перед вами на доске, показаны положение фигур, когда закончил играть Петя с дедушкой. Запишите, сообща по парам по парте местоположение фигур.
- На экране вы видите шахматную доску с расстановленными фигурами.
Запишите на листочках шахматную нотацию и поработайте в парах. Проверьте работу своего соседа по парте.
-А теперь сверьте ваши работы с записью на экране.
3.Физминутка
Раз – поднялись, потянулись.
Два – согнулись, разогнулись.
Три – в ладоши три хлопка, головою три кивка.
На четыре – руки шире.
Пять – руками помахать.
Шесть – на место тихо сесть.
4. Изучаем правила шахматной нотации. Правила шахматной нотации
Для чего надо научиться записывать позицию? Когда я показываю партию на доске, каждый хочет угадать как сыграл, к примеру, чемпион мира. Но как сказать, что ты хочешь сделать той или иной ход. Никто не поймет если ты скажешь, что хочешь пойти "вооон той пешкой вооон на ту клеточку". Для этого и нужно знать адреса шахматной доски. В будущем, когда вы будете играть в турнирах, партии надо будет записывать. И грамотная запись поможет вам с тренером разобрать ошибки, а значит и научиться играть намного лучше. Придется записывать и задачи на дом. Решение задач очень сильно поднимает уровень шахматиста и он начинает играть все лучше и лучше.
Чтобы никого не пропустить и правильно записать позицию или задачу, надо соблюдать ТРИ важных правила:
1. Первыми записывают БЕЛЫЕ фигуры, затем ЧЁРНЫЕ.
2. Записывают фигуры по СТАРШИНСТВУ: Король — ферзь — ладья — слон — конь — пешки.
3. Если у тебя несколько одинаковых фигур (пешек), то их надо записывать в АЛФАВИТНОМ порядке от «a» к «h».
Давайте попробуем записать эту позицию — она из недоигранной юными шахматистами партии.
Начинаем с белых:
Крс1, Фf2, Лe1 (первой мы записали именно эту ладью – она по алфавиту ближе к вертикали «а»), Лh1, Ke4 (этот конь ближе к первой горизонтали), Ke6.
С фигурами, кажется, всё. Что дальше?
Не забудь про пешки, они хоть и маленькие, но тебе пригодятся:
пп. (буквы «пп.» пишем лишь раз): a3, b2, c2, c5, g3.
Чёрные фигуры запиши самостоятельно в своей тетрадке, а затем сверь с нашей записью.
Чёрные: Крg8, Фd8, Ла8, Лf8, Cg4, Cg7;
пп. b7, c6, f7, g6, h7.
Проверь себя. Чаще всего у начинающих встречаются такие ошибки:
1. путаем Короля и Коня (забываем писать маленькую «р» у короля. Пишем «К» вместо «Кр»);
2. забываем последовательность и записываем все фигуры в разнобой;
3. ленимся записать позицию соперника.
5.Практическая работа 1. Дидактическая игра «Дождик»
-А сейчас мы будем играть в другую игру. Представим, что пошёл сильный дождь и смыл записанную позицию в нашей книжке. Запись исчезла, но фигуры на шахматной доске стоят. Необходимо восстановить запись позиции в тетрадке.
-На демонстрационной доске вы видите шахматную доску с расстановленными фигурами. Запишите в своих тетрадях шахматную нотацию и поработайте в парах. Проверьте работу своего соседа по парте.
-А теперь сверьте ваши работы с демонстрационной доской
6. Играем в шахматы А теперь возьмите шахматы, расставьте фигуры и сыграйте партию со своим соседом. Если не успеете доиграть, запишите положение своих фигур, чтобы потом продолжить игру.
7. Рефлексия Продолжите:
Я узнал…
Я научился…
-Удалось ли нам достичь поставленные цели?
-Что помогло вам в достижение успеха?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Беседа для родителей "Один день без нотаций"
Беседа для родителей начальных коррекционных классов VIII вида...
Доклад на тему: "Один день без нотации"
Доклад....
разработка по внеурочной деятельности "Шахматы" (второй год обучения) по теме: Шахматная нотация
Шахматная нотация — система условных обозначений, применяемых для записи шахматной партии или положения фигур на доске....
Урок по шахматам на тему "Шахматная нотация"
Урок на тему "Шахматная нотация", 1-й год обучения...
Конспект занятия по теме Шахматная нотация
Конспект занятия по теме Шахматная нотация...
Шахматные диаграммы. Нотация.
Учимся "читать" запись шахматных партий...
"Шахматный всеобуч" занятие Шахматная нотация
quot;Шахматный всеобуч" занятие Шахматная нотация...