2. Погружение в тему урока. Выяснение целей, ожиданий | 1.Отгадайте ребус
- Какой шахматный термин зашифрован в ребусе? -Правильно, это термин НОТАЦИЯ. -Кто знает, что обозначает этот термин? -Какая же цель сегодня стоит перед нами? (Узнать, что обозначает термин «Шахматная нотация») 2. Актуализация знаний. -Послушайте историю, которая произошла однажды в обычной семье. Подумайте, как можно помочь мальчику. В комнате тихо. Петя и дедушка играют в шахматы. Мама посмотрела на часы и сказала, что Пете пора ложиться спать. Петя не успел доиграть партию с дедушкой и расстроился. Мама сказала: «Не грусти — доиграешь завтра! А сейчас убирай шахматы со стола». «Но я забуду к завтрашнему дню положение фигур. Как же мы с дедушкой продолжим игру?» - спросил Петя. -Можно ли помочь Пете? Как? -Правильно. Надо записать местоположение шахматных фигур на доске. А поможет Пете знание шахматной нотации. Шахматная нотация — система условных обозначений, применяемых для записи шахматной партии или положения фигур на доске. 3.Формулирование темы урока и постановка целей - Так чему мы будем сегодня учиться на занятии «Шахматной школы»? -Сегодня будем учиться определять и записывать местоположение фигур на шахматной доске. -Какие цели стоят перед нами? |
3.Изучение нового материала. | 1.Эвристическая беседа «Шахматный город» Представьте себе шахматный город. Улицами будут вертикали, а домами — горизонтали. Для начала поселим в городе разные фигуры. Назовём, где живёт каждая фигура.
Король живёт на улице «b» в доме № 7. Ферзь живёт на улице «с» в доме № 4. Ладья живёт на улице «е» в доме № 5. Слон живёт на улице «f» в доме № 8. Конь живёт на улице «g» в доме № 2. Теперь запишем покороче — на шахматном языке. Приняты такие сокращения: Кр - Король С - Слон Ф - Ферзь К - Конь Л - Ладья п. - пешка Король и конь начинаются с одной буквы «К», но в коРРРоле хорошо звучит буква «Р»! Крb7, Фc4, Лe5, Сf8, Кg2 — позиция на доске записана. Теперь сами запишите положение фигур. - Игра «Шахматный почтальон»
- Представьте, что фигуры упали с доски, а шахматному почтальону необходимо доставить письма (упавшие фигуры) по записанным адресам. Берите фигуру, находите нужную улицу и поднимайтесь вверх по ней до нужного дома. Там ставьте фигуру. (Учитель называет «адреса» фигур, дети расставляют их на шахматной доске) -Старайтесь не перепутать буквы и не «съехать» в сторону при подъёме по вертикали. |
4.Физминутка | Раз – поднялись, потянулись. Два – согнулись, разогнулись. Три – в ладоши три хлопка, головою три кивка. На четыре – руки шире. Пять – руками помахать. Шесть – на место тихо сесть. Семь – желаем знаний новых всем! Восемь – быть внимательными просим. |
5. Изучаем правила шахматной нотации | Правила шахматной нотации Для чего надо научиться записывать позицию? Шахматная партия часто продолжается достаточно много ходов. На одном занятии ты можешь не успеть закончить партию. А обыграть своего противника тебе очень хочется. К тому же он почему-то не хочет сдаваться. Что делать? Необходимо записать позицию своих и чужих фигур, и при этом надо не пропустить ни одной пешечки. Иначе придётся играть без них, и результат партии может измениться. Чтобы никого не пропустить и правильно записать позицию, надо соблюдать ТРИ важных правила: - Первыми записывают БЕЛЫЕ фигуры, затем ЧЁРНЫЕ. Необходимо записать положение и своих, и чужих фигур — вдруг противник специально «забудет» свою тетрадь.
- Записывают фигуры по СТАРШИНСТВУ: Король — ферзь — ладья — слон — конь — пешки.
- Если у тебя несколько одинаковых фигур (пешек), то их надо записывать в АЛФАВИТНОМ порядке от «a» к «h».
Давайте попробуем записать эту позицию — она из недоигранной юными шахматистами партии.
Начинаем с белых: Крс1, Фf2, Лe1 (первой мы записали именно эту ладью – она по алфавиту ближе к вертикали «а»), Лh1, Ke4 (этот конь ближе к первой горизонтали),Ke6. С фигурами, кажется, всё. Что дальше? Не забудь про пешки, они хоть и маленькие, но тебе пригодятся: пп. (буквы «пп.» пишем лишь раз): a3, b2, c2, c5, g3. Чёрные фигуры запиши самостоятельно в своей тетрадке, а затем сверь с нашей записью. Чёрные: Крg8, Фd8, Ла8, Лf8, Cg4, Cg7; пп. b7, c6, f7, g6, h7. Несколько полезных советов: Снимай только записанные фигуры! Записал короля, снял его с доски, затем ферзя, дальше... пока на доске не останется фигур. Если занятие близится к концу, то оставь пять минут на запись отложенной партии. Проверь себя. Чаще всего у начинающих встречаются такие ошибки: - Путаем Короля и Коня (забываем писать маленькую «р» у короля. Пишем «К» вместо «Кр»);
- Забываем последовательность и записываем все фигуры в разнобой;
- Ленимся записать позицию соперника.
Обязательно укажите имена и фамилии противников — кто с кем играл. Не расстраивайтесь, если у вас с противником не совпадает запись отложенной партии. Восстановить позицию можно и по ходам! |
5.Практическая работа | 1. Дидактическая игра «Дождик» - А сейчас мы будем играть в другую игру. Представим, что пошёл сильный дождь и смыл записанную позицию в нашей книжке. Запись исчезла, но фигуры на шахматной доске стоят. Необходимо восстановить запись позиции в тетрадке. - На экране вы видите шахматную доску с расстановленными фигурами.
Запишите в своих тетрадях шахматную нотацию и поработайте в парах. Проверьте работу своего соседа по парте. -А теперь сверьте ваши работы с записью на экране
Белые | Черные | - Ке1
| - Kb2
| - Лс3
| - Лa1
| - Лd8
| - Лс2
| - Сd3
| - пa2
| - Cg7
|
| - пf5
|
|
|