Рабочая программа по чувашскому языку 1-4 класс
рабочая программа (1 класс)
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами:
- Закон от 29.12.2012 № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;
- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 (постановление главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. № 189, зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011 г., регистрационный номер 19993);
- Примерная программа по чувашскому языку для 1-4 классов русской школы
- Авторская программа по чувашскому языку для начальной школы с русским языком обучения (1 -4 классы). Составители: Г.В. Абрамова, С.А. Разумова, Р.А. Голанцева
- Учебный план МБОУ СОШ д.Таштамак
Цели и задачи изучения предмета (курса)
Цель:
- развитие речи, мышления, воображения школьников;
- овладение умениями правильно читать и писать;
- воспитание эмоционально-ценностного отношения к родному (чувашскому) языку и литературному чтению на родном (чувашском) языке;
Задачи курса:
- Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
- Развитие диалогической и монологической устной и письменной речи на родном языке, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности на родном языке.
- Развитие у детей любви и интереса к литературному чтению на родном (чувашском) языке, осознания его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку;
- Осознание себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге с миром и с самим собой;
- Формирование у детей чувства языка;
- Воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством, совершенствовать свою устную и письменную речь, делать ее правильной, точной, богатой;
Учебный предмет обеспечивает этнокультурные интересы обучающихся. Преподается за счет части, формируемой участниками образовательных отношений.
Учебный предмет направлен на:
1) понимание статуса родного (чувашского) языка;
2) формирование умений применять полученные на уроках литературного чтения на родном (чувашском) языке, знания в речевой деятельности для межнационального общения, используя изученные формулы речевого этикета.
Сроки реализации программы: 4 года
Формы и методы, технологии обучения
Основные технологии: личностно-ориентированная, здоровьесберегающая, проблемная, технология продуктивного чтения, информационно-коммуникационные, телекоммуникационные технологии.
Основные типы и формы занятий: урок усвоения новых знаний, урок систематизации знаний, комбинированные уроки.
Формы деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная, самостоятельная, творческая.
Дидактическое обеспечение: компьютер, наглядный материал, электронные пособия.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Программой отводится на изучение родного (чувашского) языка 135 часов, которые распределены по классам следующим образом:
1 класс – 33 часа, 1 час в неделю;
2 класс – 34 часа, 1 час в неделю;
3 класс – 34 часа, 1 час в неделю;
4 класс – 34 часа, 1 час в неделю.
- Планируемы результаты освоения учебного предмета, курса
Рабочая программа по учебному предмету «Родной (чувашский) язык» направлена на достижение младшими школьниками следующих личностных, метапередметных и предметных результатов:
Личностные результаты
1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты
1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
3. Использование знаково-символических средств представления информации.
4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.
6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
9. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
11. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Чувашский язык».
12. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
13. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Чувашский язык».
Предметные результаты
1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения.
3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
4. Овладение первоначальными представлениями о нормах чувашского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.
5. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.
6. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.
7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
8. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре чувашского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;
9. Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.
1 класс
Личностные результаты
-осознавать роль языка и речи в жизни людей;
-эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
-понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
-высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
Метапредметные результы
Регулятивные УУД:
-определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
-проговаривать последовательность действий на уроке;
-учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;
-учиться работать по предложенному учителем плану
Познавательные УУД:
-ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
-находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
-делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
-преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Коммуникативные УУД:
-оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
-слушать и понимать речь других;
-выразительно читать и пересказывать текст;
-договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
-учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Предметные результаты
-отличать текст от набора предложений, записанных как текст;
-осмысленно, правильно читать целыми словами;
-отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
-подробно пересказывать текст;
-составлять устный рассказ по картинке;
-называть звуки, из которых состоит слово (гласные – ударный, безударные; согласные – звонкие, глухие, парные и непарные, твёрдые, мягкие, парные и непарные); не смешивать понятия «звук» и «буква»; делить слово на слоги, ставить ударение;
-определять роль гласных букв, стоящих после букв, обозначающих согласные звуки, парные по мягкости (обозначение гласного звука и указание на твёрдость или мягкость согласного звука);
-обозначать мягкость согласных звуков на письме;
-определять количество букв и звуков в слове;
-писать большую букву в начале предложения, в именах и фамилиях;
-ставить пунктуационные знаки конца предложения;
-списывать с печатного образца и писать под диктовку слова и небольшие предложения, используя правильные начертания букв, соединения;
2-й класс
Личностные результаты
-эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
-понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
-обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
-определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
-проговаривать последовательность действий на уроке;
-учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;
-учиться работать по предложенному учителем плану
Познавательные УУД:
-ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); в словаре;
-находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
-делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
-преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Коммуникативные УУД:
-оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
-слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
-выразительно читать и пересказывать текст;
-договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;
-учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Предметные результаты
-воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
-осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами;
-понимать смысл заглавия текста; выбирать наиболее подходящее заглавие из данных; -самостоятельно озаглавливать текст;
-делить текст на части, озаглавливать части;
-подробно и выборочно пересказывать текст;
-правильно называть звуки слоги, ставить ударение,различать ударный и безударные слоги;
-делить слова на части для переноса;
-производить звуко-буквенный анализ слов и соотносить количество звуков и букв в доступных двусложных словах;
-правильно списывать слова, предложения, текст, проверять написанное, сравнивая с образцом;
-писать под диктовку слова, предложения, текст из 30–40 слов, писать на слух без ошибок слова, где произношение и написание совпадают;
-видеть опасные места в словах, видеть в словах изученные орфограммы;
-писать без ошибок большую букву в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных, географических названиях; буквы безударных гласных, проверяемых ударением, в корнях двусложных слов; проверяемые буквы согласных на конце слов; буквосочетания чк, чн в словах; ь для обозначения мягкости согласных на конце и в середине слова; слова с непроверяемыми написаниями, определённые программой; писать предлоги раздельно с другими словами; различать одинаковые по написанию приставки и предлоги; графически объяснять выбор написаний в словах с изученными орфограммами;
-находить и исправлять орфографические ошибки на изученные правила;
-находить корень в группе однокоренных слов, видеть в словах изученные суффиксы и приставки, образовывать слова с помощью этих суффиксов и приставок; видеть и -самостоятельно подбирать однокоренные слова;
-обращать внимание на особенности употребления слов;
-ставить вопросы к словам в предложении; видеть слова, называющие, о ком или о чём говорится в предложении и что говорится;
-составлять предложения из слов, предложения на заданную тему;
-предполагать по заглавию, иллюстрации и ключевым словам содержание текста;отвечать на вопросы учителя по ходу чтения и на вопросы ко всему тексту после его чтения; выбирать подходящее заглавие к тексту из ряда данных;
составлять небольшой текст (4–5 предложений) по картинке или на заданную тему с помощью учителя и записывать его.
3-4 классы
Личностные результаты
-эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
-эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
-чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к -совершенствованию собственной речи;
-любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
-интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
-интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
-интерес к изучению языка;
-осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
-самостоятельно формулировать тему и цели урока;
-составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
-работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
Познавательные УУД:
-вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
-пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
-извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
-перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
-пользоваться словарями, справочниками;
-строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
-оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
-адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
-высказывать и обосновывать свою точку зрения;
-слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
-задавать вопросы.
-произносить звуки речи в соответствии с нормами языка;
-производить разбор по составу, морфологический разбор доступных слов;
-правильно писать слова с изученными орфограммами;
-видеть в словах изученные орфограммы с опорой на опознавательные признаки, -правильно писать слова с изученными орфограммами, графически обозначать орфограммы, указывать условия выбора орфограмм (фонетические и морфологические);
-находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами;
-пользоваться толковым словарём; практически различать многозначные слова, видеть в тексте синонимы и антонимы, подбирать синонимы и антонимы к данным словам;
-различать простое предложение с однородными членами
-ставить запятые в простых предложениях с однородными членами (без союзов, с союзами та, те, тата, анчах),
-производить синтаксический разбор простого в рамках изученного;
-разбирать доступные слова по составу; подбирать однокоренные слова, образовывать существительные и прилагательные с помощью суффиксов;
-писать подробное изложение текста повествовательного характера (90–100 слов) по плану, сочинение на предложенную тему с языковым заданием после соответствующей подготовки;
-читать тексты учебника, художественные и учебно-научные, владеть правильным типом читательской деятельности: самостоятельно осмысливать текст до чтения, во время чтения и после чтения. Делить текст на части, составлять план, пересказывать текст по плану;
2. Содержание учебного предмета, курса
Знакомство – паллашу. Знакомство с одноклассниками, учителем. Приветствие, прощание (с использованием типичных фраз речевого этикета).
Моя школа – пирĕн шкул. Описание школы, классной комнаты. Школьные принадлежности. Учебные предметы, школьные учителя. Организация учебного процесса. Книга – источник знаний.
Моя семья – манăн семье. Знакомство с членами семьи: их имена, возраст, внешность, черты характера, род занятий, успехи, увлечения. Забота о младших, помощь старшим. Семейные традиции. Семейные праздники: день рождения, Новый год, День защитников Отечества, Международный женский день, День Победы. Подарки. Поздравления.
Мои друзья – манăн юлташсем. Имя, возраст, внешность, рост, телосложение, характер друга. Успехи в учебе, спорте, других сферах деятельности. Совместные занятия. Письмо другу, поздравительное письмо.
Наши друзья – домашние животные: кличка, описание, особенности поведения, любимая еда, чем привлекают.
Мои увлечения – мана хавхалантаракан ĕçсем. Распорядок дня. Любимое занятие (хобби). Посещение кружков и секций, получение дополнительного образования. Спортивные игры.
Проведение каникул, выходного дня. В библиотеке. Любимые писатели, книги, газеты и журналы.
В театре и кино. Любимые артисты и актеры. Любимые музыка, фильм, спектакль, передача.
На экскурсии и в походе.
Труд украшает человека – ĕç çынна илем кÿрет. Повседневные дела детей. Помощь взрослым: хозяйственно-бытовой, сельскохозяйственный труд. Как получается хлеб?
Ознакомление с различными профессиями и мастерами прикладного искусства. Профессии родителей. Профессия и специальности.
Уроки нравственности – ыр кăмăллăх урокĕсем. Рассказы, стихотворения и сказки на тему толерантности, дружбы, порядочности, скромности, правдивости, трудолюбия и т.п.
Формы вежливого обращения в речи. Особенности телефонного разговора.
Особенности написания поздравительной открытки, письма другу.
Человек и природа – çын тата çут çанталăк. Человек – дитя природы. Живая и неживая природа. Природно-климатические условия Чувашской Республики.
Вопросы экологии: забота о чистоте окружающей природы, экономия и охрана природных богатств.
Погодные изменения. Наблюдения за погодой.
Забота о здоровье и его укрепление.
Окружающий мир – сут çанталăк. Описание окружающего мира. Реки и озера, поля и леса Чувашской Республики.
Растительный мир Чувашской Республики: деревья и травы, овощи, фрукты и ягоды, зерновые культуры, грибы.
Животный мир республики: дикие и домашние животные, птицы, рыбы, насекомые.
Животные и растения, занесенные в Красную Книгу.
Города и села Чувашской Республики, транспорт. Соблюдение безопасности дорожного движения.
Описание городского дома. Квартира: названия комнат, мебель, посуда. Моя комната.
Приусадебное хозяйство, названия дворовых построек, домашней утвари. Сельская жизнь. Чувашская деревня.
Время. Времена года – çулталăк вăхăчĕсем. Деление года на сезоны, месяцы. Деление месяца на недели и дни. Части суток. Определение времени по часам.
Описание сезонных изменений в природе, в жизни растений и животных. Сезонный труд людей. Детские забавы и игры в разные времена года.
Описание любимого времени года.
Россия – моя Родина – Раççей – ман Тăван çĕр-шыв. Столица России, крупные города России, достопримечательности. Россия – многонациональное государство. Дружба народов.
Поездки и путешествия – çул çÿрев. Отдых летом. Отдых зимой. Отдых на море. Отдых в деревне. Достопримечательности.
Устное народное творчество – халăх пултарулăхĕ.
Чувашские народные песни, сказки, легенды. Пословицы чувашского народа.
Детский фольклор: игры, считалки, скороговорки, загадки.
Коммуникативные умения по видам речевой деятельности:
Аудирование.
Воспринимать на слух и понимать:
- речь учителя и одноклассников в процессе общения на уроке и вербально/невербально реагировать на услышанное;
- небольшие доступные тексты, построенные в основном на изученном языковом материале.
Говорение.
1. Диалогическая форма.
Уметь вести:
- этикетные диалоги в типичных ситуациях бытового, учебнотрудового общения;
- диалограсспрос (запрос информации и ответ на него);
- диалог — побуждение к действию.
2. Монологическая форма.
Развитие и совершенствование связных высказываний с использованием основных коммуникативных типов речи: описание, повествование, рассуждение (с высказыванием своего мнения и краткой аргументацией с опорой и без опоры на прочитанный или услышанный текст либо заданную коммуникативную ситуацию).
Чтение. Читать:
- вслух небольшие тексты, построенные на изученном языковом материале, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения;
- про себя и понимать тексты, содержащие как изученный языковой материал, так и отдельные новые слова, находить в тексте необходимую информацию.
Письмо. Владеть:
- умением выписывать из текста слова, словосочетания и предложения;
- основами письменной речи: писать по образцу поздравление с праздником, короткое личное письмо.
Языковые средства и навыки пользования ими
Графика, каллиграфия, орфография
Чувашский алфавит. Печатные и прописные буквы чувашского алфавита. Звуко-буквенные соответствия и несоответствия. Основные правила чтения и орфографии. Написание слов лексического минимума, соответствующих произношению и не соответствующих произношению. Перенос слов. Заглавная буква в начале предложения и именах собственных. Знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знаки).
Фонетическая сторона речи
Различение на слух и адекватное произношение всех звуков чувашского языка. Соблюдение норм произношения: твердость и мягкость, долгота согласных звуков, озвончение глухих согласных между двумя гласными и между предшествующими сонорными согласными в, й, л, м, н, р и последующими гласными. Сингармонизм. Корневой и аффиксальный сингармонизм. Несингармонические аффиксы. Аффиксы при несингармонических основах.
Словесное, фразовое ударение. Правила ударения. Ритмико-интонационные особенности повествовательного, побудительного, вопросительного, восклицательного предложений. Интонация перечисления. Интонация приветствия, прощания, обращения, поздравления, извинения, просьбы, приказа.
Лексическая сторона речи
Лексические единицы, обслуживающие ситуации общения в пределах тематики начальных классов образовательной организации для двустороннего (рецептивного и продуктивного) усвоения; простейшие устойчивые словосочетания, оценочная лексика и речевые клише как элементы речевого этикета, отражающие культуру чувашского народа. Слова - названия предметов, их признаков, действий предметов. Общие слова для чувашского и русского языков. Интернациональные слова (например, компьютер, фильм). Слова однозначные и многозначные. Синонимы, антонимы, омонимы. Начальное представление о способах словообразования. Продуктивные словообразующие аффиксы.
Грамматическая сторона речи
Имена существительные. Изменение существительных по числам. Изменение существительных по падежам. Изменение существительных по принадлежости. Собственные имена существительные. Имена прилагательные в положительной, сравнительной и превосходной степенях.
Местоимения личные, вопросительные, указательные.
Количественные числительные до 100, порядковые числительные до 100.
Начальная форма глагола. Изменение глаголов настоящего, прошедшего определенного и неопределенного времени по лицам и числам. Неспрягаемые формы глагола: формы причастия с аффиксами -нă(-нĕ, -ас(-ес); форма инфинитива с аффиксом -ма(-ме); формы деепричастия с аффиксами -са(-се), -сан(-сен).
Наиболее употребительные послелоги: валли, пек.
Частицы (мар, ан, чи, -и).
Союзы (та, те, тата, анчах, мĕншĕн тесен).
Основные коммуникативные типы предложений: повествовательное, вопросительное, побудительное. Особенности порядка слов в чувашском предложении. Простые распространенные предложения. Предложения с однородными членами. Предложения с союзами мĕншĕн тесен, анчах.
Фонетика
Все звуки чувашского языка. Нормы произношения звуков чувашского языка (долгота согласных, отсутствие оглушения звонкого согласного звука в конце слова, смягчение согласных перед гласными и после гласных).
Ударение в изолированном слове, фразе.
Членение предложения на смысловые группы. Ритмико-интонационные особенности повествовательного, побудительного и вопросительного предложений.
Графика: правописание
Все буквы чувашского алфавита. Звукобуквенные соответствия. Основные правила чтения и орфографии. Написание слов активного словаря.
Умение ставить вопросы к словам: обозначающим людей и животных.
Существительные единственного и множественного числа (кушак - кушаксем: ача - ачасем).
Глаголы в повелительном наклонении 2 лица единственного и множественного числа (вула - вулăр: ан вула - ан вулăр). Глаголы 1-го и 3-го лица единственного и множественного числа настоящего времени в утвердительной форме (эпĕ вулатăп -эпир вулатпăр: вăл вулать -вĕсем вулаҫҫĕ). Образование отрицательной формы глагола 3-го лица настоящего времени единственного числа (вула - вуламасть: ÿкер -ÿкермест). Развитие умения ставить вопрос к словам: обозначающим действие.
Связь указательного местоимения ку в единственном и во множественном числе с существительными (Ку хĕр ача - Кусем хĕр ачасем).
Замена существительных местоимениями вăл: вĕсем (Лиза вулать. -Вăл вулать. Ачасем вулаҫҫĕ. -Вĕсем вулаҫҫĕ).
Количественные числительные: тренировка в их счете.
Употребление слова ҫук для отрицания? Употребление слова ҫапла для утверждения.
Употребление альтернативных и общих форм вопросов. Развитие умения задавать вопросы кам?: мĕн?: мĕнле?: миҫе?: ăҫта? (со значением «куда?»): миҫемĕш?: мĕн тĕслĕ?: мĕн тăвать?: мĕн тăваҫҫĕ?: мĕн тăватăн? к словам.
Владение неполными предложениями в диалоге.
Порядок слов в простом предложении.
Состав слова.
Состав слова. Корень. Аффиксы. Словоизменяемые и словообразующие аффиксы. Новые слова образованные при помощи аффиксов –са, ( -се), -лăх, (-лĕх). Слова образованные при помощи аффиксов –у, (-ÿ), -лă, (-лĕ), -ла, (-ле). Правописание слов образованных при помощи аффиксов.
Имя существительное.
Общее понятие об имени существительном. Единственное и множественное число имён существительных. Правописание существительных оканчивающихся на Ш, Ç, С.
Глагол.
Общее понятие о глаголе. Глаголы антонимы, синонимы. Изменение глаголов по временам: настоящее время, прошедшее время, будущее время.
Имя прилагательное.
Общее понятие об имени прилагательном . Связь имени прилагательного с именем существительным, глаголом. Имена прилагательные синонимы, антонимы.
Предложение.
Текст. Предложение. Повествовательные, вопросительные, побудительные, восклицательные предложения. Главные и второстепенные члены предложения. Связь слов в предложении. Распространенные и нераспространенные предложения.
Орфография и орфоэпия.
Умение пользоваться буквами э, е, ă, ю, я.Умения правильно читать и писать в заимствованных словах буквы б, г, д, ж, з, ф, ц, щ.
Правописание удвоенных согласных в словах: а) çăрттан, паттăр, параппан, суккăр, маттур, тăвайкки, тĕттĕм, турилкке; ă)ачашшăн, хуллен, вăрттăн, пысăккăн, симĕссĕн, шуррăн; б) валли, хыççăн.
Правописание: согласных Л и Н перед Ч, Ы и И после Ç и Ч, слов образованных при помощи аффиксов -лă, (-лĕ), -ла, (-ле), существительных оканчивающихся на.Ш, Ç, С, глаголов настоящего времени единственного числа: ташлатăп, вĕренетĕп, ĕçлетĕп, юрлатăп, вĕренетĕн, ĕçлетĕн, ташлать, юрлать, вĕренет,ĕçлет.
3.Тематическое планирование учебного предмета Чăваш чĕлхи» (Родной (чувашский) язык) для общеобразовательных организаций с обучением на русском языке по годам обучения (1-4 классы)
№ п/п | Содержание уроков 1 класса | Кол-во часов |
Знакомство. Приветствие, прощание (с использованием типичных фраз речевого этикета). Речь. Слово. Модель слова. | 1 | |
Знакомство с одноклассниками, учителем. Речь. Слово. Модель слова. | 1 | |
Учебные принадлежности. Заимствованные слова. Исконно чувашские слова. | 2 | |
Школьные дела. Слова, обозначающие предметы. Слова, обозначающие действия. Вопросы кам? мĕн? мĕн тăвать? | 2 | |
Дикие животные. Вопросы мĕн? мĕн тăвать? | 1 | |
Цвета. Слова, обозначающие признаки предметов. Вопрос мĕн тĕслĕ? | 1 | |
Овощи и фрукты. Слова на вопросы кам? мĕн? мĕн тăвать? мĕн тĕслĕ? | 2 | |
Домашние животные. Вопросы мĕн? мĕн тăвать? | 1 | |
Детёныши животных. Вопросы мĕн? мĕн тăвать? | 1 | |
Домашние птицы. Вопросы мĕн? мĕн тăвать? мĕн тĕслĕ? | 1 | |
Продукты питания. Гласные и согласные звуки чувашского языка. Модели звуков и слов. Звуковой анализ слов. | 2 | |
Части тела человека. Гласные и согласные звуки чувашского языка. Звуковой анализ слов. | 1 | |
Числа до 10. Произношение слов с удвоенными согласными звуками. Звуковой анализ слов. | 1 | |
Режим дня. Мягкие и твердые согласные звуки. Сонорные согласные звуки чувашского языка. Правила чтения на чувашском языке. | 3 | |
Моя семья. Правила чтения на чувашском языке. Звуки ĕ, ç; буквы Ĕĕ, Çç. | 3 | |
Посуда. Звук ă, буквы Ăă. | 1 | |
Моя комната. Форма множественного числа имен существительных. Звук ÿ, буквы Ÿÿ. | 1 | |
Моя одежда. Правила чтения на чувашском языке. | 1 | |
Времена года. Сочетание имен существительных с именами прилагательными. | 1 | |
Зима. Зимние игры детей. Правила чтения на чувашском языке. | 2 | |
Весна. Весенние дела детей. Правила чтения на чувашском языке. | 2 | |
Лето. Летние дела детей. Отрицательная форма слов-действий. Правила чтения на чувашском языке. | 2 | |
Всего | 33 |
№ п/п | Содержание уроков, 2 класс | Кол-во часов | |
Знакомство. Моя школа. Приветствие, прощание (с использованием типичных фраз речевого этикета). Правила чтения. | 1 | ||
В школе. Алфавит. Звуко-буквенный анализ слов. | 1 | ||
Знакомство. Наш класс. Правила чувашского ударения. | 1 | ||
Наш класс. Правила чувашского ударения. | 1 | ||
В свободное время. Вопросы Вăл мĕн тăвать? Вĕсем мĕн тăваççĕ? | 2 | ||
Мои увлечения. Вопросы Эпĕ мĕн тăватăп? Эпир мĕн тăватпăр? Эсĕ мĕн тăватăн? Эсир мĕн тăватăр? | 2 | ||
Учебные принадлежности. Категория принадлежности имен существительных. | 1 | ||
В классе. Вопрос ăçта? (где? куда?). Вспомогательные слова çине, çинче, патне, патĕнче, хушшине, хушшинче. | 2 | ||
Времена года. Осень. Вспомогательные слова çине, çинче, патне, патĕнче, хушшине, хушшинче. | 1 | ||
Дикие животные. Вопросы мĕн? мĕнле? ăçта? мĕн тăвать? | 1 | ||
Домашние животные и птицы. Отрицательная форма глаголов настоящего времени. | 2 | ||
Времена года. Зима. Утвердительная и отрицательная формы глаголов настоящего времени. | 1 | ||
Птицы, зимующие у нас. Утвердительная и отрицательная формы глаголов 1 лица единственного числа прошедшего очевидного времени. | 1 | ||
Готовимся к Новому году. Утвердительные и отрицательные формы глаголов 2 и 3 лиц единственного числа прошедшего очевидного времени. | 2 | ||
Зимние каникулы. Утвердительные и отрицательные формы глаголов множественного числа прошедшего очевидного времени. | 2 | ||
Труд украшает человека. Счет до 100. Употребление количественных числительных с именами существительными. | 2 | ||
Мастера прикладного искусства. Гончар. Использование формы прошедшего причастия для обозначения прошлых действий, очевидцем которого говорящий не был. | 1 | ||
Мастер по дереву. Использование формы прошедшего причастия для обозначения прошлых действий, очевидцем которого говорящий не был. | 1 | ||
День Защитников Отечества. Утвердительные и отрицательные формы глаголов настоящего и прошедшего времен. | 1 | ||
Чувашская национальная вышивка. Утвердительные и отрицательные формы глаголов настоящего и прошедшего времен. | 1 | ||
Чувашская национальная одежда. Утвердительные и отрицательные формы глаголов настоящего и прошедшего времен. | 1 | ||
Весна. Первый весенний праздник. | 1 | ||
Разные профессии. | 2 | ||
Наши мечты. Утвердительные и отрицательные формы глаголов будущего времени. | 1 | ||
Времена года. Животный и растительный мир нашей республики. | 2 | ||
Всего | 34 |
№ п/п | Содержание уроков, 3 класс | Кол-во часов |
Знакомство. В школе. Учебные принадлежности. Сравнительная степень прилагательных. | 1 | |
На летних каникулах. Слова на вопросы кам? камсем? мĕн? мĕнсем? | 1 | |
Моя семья. Словосочетания, образованные из деепричастий с аффиксом -са(-се) и глаголов настоящего, прошедшего и будущего времени. | 1 | |
Переходим дорогу. Вспомогательное слово урлă. Вопрос ăçта? | 1 | |
В библиотеке. Словосочетания, образованные из инфинитива и глаголов настоящего, прошедшего и будущего времени. | 1 | |
Режим дня. Глаголы настоящего и прошедшего очевидного времени. | 1 | |
Времена года. Осень. Глаголы настоящего и прошедшего очевидного времени. | 3 | |
В свободное время. Глаголы будущего времени. | 2 | |
Друзья. Имена существительные в категории принадлежности. Порядковые числительные. Основа глагола. | 2 | |
Времена года. Зима. Вопросы мĕн тăвăп? мĕн тăвăпăр? мĕн тунă? мĕн туман? ăçтан? камран? мĕнрен? | 3 | |
Наши мечты. Профессии. Словообразовательный аффикс –çă(-çĕ). Вопросы камсăр? мĕнсĕр? | 4 | |
Защитники Родины. Глаголы настоящего, будущего и прошедшего времени. | 2 | |
Моя мама. Имена прилагательные в превосходной степени, образованные частицей -чи. Использование аффикса -çăм(-çĕм) для выражения любви. | 1 | |
Времена года. Весна. Птицы весной. | 2 | |
Весна. Домашние и дикие животные весной. | 2 | |
Весна. Весенние дела детей. | 2 | |
Чувашская Республика . Знаменитые люди нашей республики. | 5 | |
Всего | 34 |
№ п/п | Содержание уроков, 4 класс | Кол-во часов |
Знакомство. В школе. Изученные части речи. | 1 | |
Моя школа. | 1 | |
На летних каникулах. Изученные формы глаголов. | 2 | |
Режим дня. Основа глагола. Изученные формы глаголов. Отрицание при помощи частицы ан. | 3 | |
Овощи и фрукты. Личные местоимения. | 2 | |
Дикие животные. Изученные формы глаголов. | 1 | |
В осеннем лесу. Имена прилагательные. | 1 | |
Режим дня. | 1 | |
Моя Родина – Россия. Моя малая родина -Чувашская Республика. Имена числительные. Слова, образованные с помощью аффикса -ла (-ле). | 4 | |
Зимой. Слова, отвечающие на вопросы ăçта? (куда?). | 2 | |
Новый год. Правила чувашского ударения. | 1 | |
Птицы зимой. Антонимы. | 1 | |
Дикие животные зимой. Слова на вопросы ăçта? мĕнре? камра? мĕнсенче? камсенче? (где? у кого? в чем?). | 1 | |
Семья. Словосочетания, состоящие из двух имен существительных. Слова, отвечающие на вопросы кам? мĕн? камсем? мĕнсем? камăн? мĕнĕн? камсен? мĕнсен? кама? мĕне? камсене? мĕнсене? (кто? что? чей (чья, чьё)? чьи? кому? чему? кого? что?). | 4 | |
Дружба. Россия - многонациональное государство. Дружба народов. Слова, отвечающие на вопросы камран? камсенчен? (кого? у кого? от кого?), мĕнрен? мĕнсенчен? (чего? из чего?), ăçтан? (откуда?), кампа? мĕнпе? камсемпе? мĕнсемпе? (с кем? с чем? чем?). | 3 | |
Животные весной. Слова, отвечающие на вопросы камсăр? мĕнсĕр? камсемсĕр? мĕнсемсĕр? камшăн? мĕншĕн? камсемшĕн? мĕнсемшĕн? (без кого? кроме кого? без чего? кроме чего?для кого? для чего? ради кого? ради чего?). | 2 | |
День Победы. Глаголы отрицательной формы. Омонимы. | 1 | |
Животные весной. Личные местоимения. | 1 | |
19 | Сказки. Пословицы и поговорки. | 2 |
Всего | 34 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по чувашскому языку. Игнатьева. 3 класс
Рабочая программа по чувашскому языку для 3 класса составлена на основе государственного стандарта по чувашскому языку для русской школы и авторской программы по чувашскому языку для 1-4 классов русск...
рабочая программа по чувашскому языку ФГОС 3 класс
Программа по чувашскому языку предназначена для учителей начальных классов по чувашскому языку. Полное описание по восьми разделам, тематическое планирование...
рабочая программа по чувашскому языку ФГОС 3 класс
Программа по чувашскому языку предназначена для учителей начальных классов по чувашскому языку. Полное описание по восьми разделам, тематическое планирование...
рабочая программа по чувашскому языку ФГОС 3 класс
Программа по чувашскому языку предназначена для учителей начальных классов по чувашскому языку. Полное описание по восьми разделам, тематическое планирование...
Рабочая программа по чувашскому языку 1-4 класс
Изучение чувашского языка в начальной школе направлено на достижение следующих основных целей:– формирование коммуникативной компетенции учащихся – развитие устной и письменной речи, монологической и ...
Рабочая программа по чувашскому языку для 1 класса.
Рабочая программа по чувашскому языку разработана на основе Тăван чĕлхепе литература вулавĕн тĕслĕх программисем: чăваш шкулĕн 1-4 класĕсем валли. Волков М.К., Сергеев Л.П., Артемьева Т.В., Печн...
Рабочая программа по чувашскому языку в 3 классе
Рабочая программа по чувашскому языку разработана для работы в 3 классе по учебнику Абрамовой ГВ, 2 часа в неделю, 68 ч. в год, рабочая программа по литературному чтению на чувашском языке разработана...