Картотека встреч по преодолению эмоционального напряжения у детей младшего школьного возраста
картотека
Цель встреч: коррекции эмоциональныхнарушений у детей младшего школьного возраста
Задачи встреч:
1. Развитие коммуникативных навыков и позитивного восприятия себя и других.
2. Снижение эмоционального напряжения.
3. Уменьшение тревожности.
4. Воспитание уверенности в себе.
5. Повышение активности и самостоятельности детей.
6. Оказание помощи в выражении реальных чувств ребенка.
Форма проведения: подгруппа 5- 6 детей
Длительность встречи: 35-50 минут
1 Встреча. «Знакомство» 35-45 минут
2 Встреча. «Мои и эмоции окружающих» 40-45 минут
3 Встреча. «Я умею слушать других» 55 минут
4 Встреча. «Тишина» 40 минут
5 Встреча. «Разные люди» 40 минут
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka.docx | 33.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Ход встречи/название упражнения | Цель |
1 Встреча «Знакомство» 35-45 минут Приветствие, знакомство.
Дети садятся в круг, каждый по очереди представляет себя и говорит, что он любит и не любит, следующий участник сначала повторяет все о предыдущем, а потом представляет себя и т.д.
Техника проведения: дети сидят в кругу, ведущий (педагог, психолог) обращается к ним с просьбой сделать из ладошек «лодочку». Дети закрывают глаза, а затем ведущий вкладывает каждому ребенку в ладошки стеклянный шарик (шарики должны быть разноцветными) и говорит, что шарики надо согреть, покатать, подышать на них, отдавая шарику часть своего тепла, нежности, ласки. После этого дети открывают глаза, ведущий предлагает посмотреть на шарик и рассказать о том, что испытывал каждый из них, держа его в руках, о тех чувствах, которые возникли во время выполнения упражнения.
Дети придумывают рисунки к своим именам, сначала устно описывая их, а затем выполняют их в альбомах рядом с красиво написанным именем
Участники становится в круг, в центре – ведущий с мячом. Участники стоят спиной к ведущему, Он кидает мяч вверх и называет имя кого-нибудь из участников, тот должен поймать мяч, в противоположном случае ему назначается фант. Если участник поймал мяч, он становится ведущим.
Представьте себе, что мы находимся в магазине, который торгует зеркалами. Все мы – зеркала и должны точно отражать все движения и выражение лица маленькой обезьянки, которая сюда прибежала. Кто хочет быть обезьянкой?
Создать ритуал прощания, в конце каждой встречи, обсуждения встречи, Участники по кругу характеризуют свое настроение, обмениваются мнениями и чувствами о проведенном занятии | Создание доброжелательной обстановки, побуждение к открытому диалогу Создание положительного эмоционального настроения и атмосферы «безопасности» в группе; сплочение группы; снижение эмоционального напряжения. снижение эмоционального напряжения повышение позитивного настроя и сплочение группы, эмоциональное и мышечное расслабление
разминка, тренировка реакции, развитие самоконтроля. |
2 Встреча «Мои и эмоции окружающих» 40-45 минут Встреча направлена на изучение эмоций живущих в нас и окружающих людях
Все участники садятся вкруг, ведущий начинает передавать по кругу игрушку, (мишка, мяч и пр.)говоря о том с каким настроением участник пришел на встречу и желая следующему игроку доброго утра( называя соседа по имени, лучше в ласковой форме) и чего-то хорошего на день.
По сигналу ведущего участники игры быстро меняют изображаемое эмоциональное состояние
Участники по очереди называют цвет, ассоциирующийся у них с настроением в данный момент. Ведущий кладет в центр круга листы, на которых написаны слова «радость»(оранжевый цвет), «грусть»(темно фиолетовый), «злость»(красный), «страх»(черный), «интерес»(голубой/зеленый), и начинается обсуждение , что общего у всех этих понятий. Затем детям предлагается попытаться дать определение понятию «эмоция». Эмоции – это определенное отношение к какому-то объекту или событию, которое вызвано тем, насколько оно для нас благоприятно. Эмоции других людей можно распознать по их поведению, которое, в свою очередь, определяется настроением и самочувствием.
Ведущий предлагает детям на выбор представить себя хищником (тигром, львом, волком, рысью, медведем, леопардом и т,д.), расположиться друг от друга на безопасном расстоянии. Затем «хищники» начинают показывать друг другу свою силу и храбрость. Показав все свои возможности, хищники успокаиваются, уважая силу и достоинство каждого.
Ведущий, по очереди, вызывает участников, показывая им карточку с определенной эмоцией (положительной или негативной). «Показывающий» должен без слов изобразить, показанную ему эмоцию. Остальные участники должны угадать эмоцию, описать ее, сказать какая она положительная или отрицательная, в каких ситуациях могут возникнуть такие эмоции
Ритуал прощания. В конце этой встречи участники делятся своими эмоциями, возможно, кто-то пришел с отрицательными эмоциями и на встрече ни смогли измениться на положительные. Так же стоит поблагодарить всех участников встречи. | Создание доброжелательной обстановки, обучение говорить о своих эмоциях Снятие мышечного напряжения, умение выражать эмоции обучение описывать эмоции, соотносить их с цветами, по цветовому спектру, по типу холодный цвет- холодная эмоция и наоборот снятие агрессии, мышечного напряжения. научить различать эмоции, характеризовать и описывать их |
3 Встреча «. Я умею слушать других» 55 минут
Все садятся вкруг. Дети представляют, что в их ладошках мягкий, светящийся шарик, который они передают друг другу, здороваясь друг с другом
Детям предлагается 3 раза закончить фразу: «Я злюсь, когда…». Затем, стоя в кругу каждому ребенку нужно взять в руки по одному листу цветной бумаги на выбор (красный, желтый, зеленый, синий, оранжевый, голубой, черный) скомкать ее, проговаривая фразу: «Я злюсь, когда…» и бросить в центр круга.
Для этого упражнения необходим диктофон. Сначала ведущий спрашивает у детей, знают ли они, что такое «интервью». Особо отмечается, что интервью берут, как правило, у замечательных людей. Всем задается один и тот же вопрос: «Какой вы и чем отличаетесь от остальных?» (Обращаться к детям здесь следует по имени-отчеству).
Все вместе слушают кассету с записью ответов, обсуждают каждое интервью, делают обобщения.
Дети сидят за столами, перед ними лежат листы бумаги формата А-4 и цветные карандаши. Ведущий предлагает детям нарисовать на листе бумаги злого человека, как они себе его представляют, а может быть даже это будет и собственный портрет. На другом листе бумаги нарисовать портрет доброго человека. Сначала предложить детям рассмотреть рисунки, на которых нарисован злой человек и выяснить: - почему он злится? - хорошо бывает, когда человек злой? - ему самому это нравится? - что нужно сделать для того, чтобы не быть злым? - красивый этот человек, или нет? Затем рассмотреть рисунки, где нарисован добрый человек и выяснить: - когда мы говорим: «Этот человек добрый, хороший?» - добрый человек красивый, или нет? - что нужно делать, что стать хорошим, воспитанным ребенком? Затем положить рядышком два рисунка и поднять вверх рисунок с изображением человека, который больше всего нравится. (Предположительно это будет изображение доброго человека). Затем дружно поаплодировать и громко вслух произнести: «Я – добрый человек!»
«Невидимая нить» 5-7 минут В руках у взрослого клубок ярких ниток. Он говорит детям о том, что сейчас они будут передавать этот клубок друг другу. При этом тот, кто держит клубок, должен рассказать о том, какое у него в данный момент настроение, что он чувствует и что хочет пожелать для себя, а может быть, для других. Дети, которые уже держали клубок, не отпускают его ниточку .Когда клубок вернется к взрослому, дети натягивают нить, закрывают глаза и представляют, что они составляют одно целое, что каждый из них важен и значим в этом целом. | Создание доброжелательной обстановки обучение детей способам снятия агрессии. учить детей умению свободно, не боясь, высказывать свои мысли; учить слушать других, их монологи развитие взаимодействия, сплоченности, эмпатии сплочение детского коллектива возможность почувствовать себя частью целого |
4 Встреча. «Тишина» 40 минут На этой встрече стоит попробовать работать с минимальным количеством произносимых слов, лучше, если говорить (лучше шепотом) будет педагог/ведущий, звуки произносить можно.
Дети становятся в круг, берутся за руки. Каждый по очереди дарит улыбку своим соседям слева и справа, смотрят друг другу в глаза.
Играют парой. Одному участнику завязывают глаза, он будет “слепой”. Другой остается “зрячим” и водит “слепого”. Потом возьмитесь за руки и 1-2 минуты потанцуйте под легкую музыку. Затем поменяйтесь ролями.
Ведущий обращается к детям со словами: «Ребята! Сейчас мы с вами будем играть роль маленьких добрых привидений. Нам захотелось немного похулиганить и слегка напугать друг друга. По моему хлопку вы будете делать руками вот такое движение (педагог приподнимает согнутые в локтях руки, пальцы растопырены) и произносить страшным голосом звук «У-у-у-у». Если я буду тихо хлопать, вы будете тихо произносить звук «У-у-у-у», если я буду громко хлопать, вы будете громко произносить звук «У-у-у-у». При этом надо не забывать, что мы добрые привидения и хотим только слегка пошутить». Затем педагог хлопает в ладоши. «Молодцы! Пошутили и достаточно. Давайте снова станем девочками и мальчиками».
Дети свободно передвигаются по комнате, но по хлопку ведущего они должны остановиться и превратиться в аиста (поднять одну ногу, руки в стороны), на 2 хлопка они должны отреагировать превращением в лягушку (присесть, пятки вместе, носки врозь, между носками руки), 3 хлопка – разрешается снова двигаться свободно
Представьте себе, что мы находимся в магазине, который торгует зеркалами. Все мы – зеркала и должны точно отражать все движения и выражение лица маленькой обезьянки, которая сюда прибежала. Кто хочет быть обезьянкой?
По сигналу «разозлились» (показ красной карточки) дети напрягают тело, сжимают кулаки, по сигналу «одумались» (показ зеленой карточки) – расслабляются и улыбаются.
Ритуал прощания. Детям предлагают повторить слово вслед за ведущим сначала шепотом, затем громко и, наконец, очень громко. Таким образом, ведущий и дети прошептывают, проговаривают, прокрикивают слово «Я», затем слово «очень», и наконец, «хороший». Упражнение повторяется несколько раз. В конце этой встречи участники описывают свои эмоции, тяжело ли было молчать, выполнять все задания практически без слов, понравилось ли им так работать | Обучение общению эмоциями, выражения своих чувств, просьб создание атмосферы единства, повышение позитивного настроя, развитие умения выражать свое эмоциональное состояние. снятие излишнего мышечного напряжения, развитие доверия друг у друга. обучение методу снятия гнева, научить в приемлемой форме выплеснуть накопившийся у агрессивного ребенка гнев развитие внимания, разминка, тренировка реакции, развитие самоконтроля. выражение эмоций, самоконтроль. |
5 Встреча «Разные люди» 40 минут
Все участники садятся вкруг, ведущий начинает передавать по кругу игрушку, (мишка, мяч и пр.)говоря о том с каким настроением участник пришел на встречу и желая следующему игроку доброго утра( называя соседа по имени, лучше в ласковой форме) и чего-то хорошего на день.
Техника проведения: дети стоят в кругу, взявшись за руки. Ведущий (педагог, психолог) предлагает по очереди детям сказать о своей группе хорошие, добрые слова, похвалить каждого ребенка. Затем на счет «три» пожать руки, стоящим справа и слева, поднять сомкнутые руки верх и высоко дружно подпрыгнуть.
Участники должны внимательно посмотреть на своего соседа справа и попробовать угадать, что в нем нравится его маме. Дети по очереди высказывают свои предположения. Затем каждый выбирает тех, чьи отгадки близки к истине. На втором этапе игры дети отгадывают, что может нравиться в соседе его друзьям, на третьем – что нравится учительнице в школе и т.д. Ведущему придется оказывать детям помощь в отгадывании, особенно на третьем этапе. Обсуждение прошлого занятия. Основное содержание занятия.
Дети разбиваются на пары. Один из них - скульптор, другой - скульптура. По заданию взрослого (или ведущего-ребенка) скульптор лепит из "глины" скульптуру: -ребенка, который ничего не боится; - ребенка, который всем доволен; - ребенка, который выполнил сложное задание и т.д. Темы для скульптур может предлагать взрослый, а могут - сами дети. Играющие обычно меняются ролями. Возможен вариант групповой скульптуры. После проведения игры целесообразно обсудить с детьми, что они чувствовали в роли скульптора, скульптуры, какую фигуру приятно было изображать, какую - нет.
Ведущий приглашает двоих участников к доске и обращает внимание группы на явные различия в их внешности. Затем он предлагает постараться найти у них пять сходных качеств и пять различных. После этого пара испытуемых сменяется другой и т.д.
Ритуал прощания, обсуждение эмоций, который каждый получил от встречи, предположения об эмоциях товарища, которые получили от встречи они, обсуждения встречи, Участники по кругу характеризуют свое настроение, обмениваются мнениями и чувствами о проведенном занятии. | создание атмосферы единства, повышение позитивного настроя, развитие умения выражать свое мнение снятие агрессивности развитие эмпатии, группового взаимодействия. учить детей владеть мышцами лица, рук, ног и снимать мышечное напряжение. развитие взаимодействия, сплоченности, эмпатии сплочение детского коллектива возможность, возможность выразить свои чувства и эмоции |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование эмоционально-волевой сферы детей младшего школьного возраста
Младший школьный возраст соответствует аффективному (эмоциональному) этапу формирования личности. «В это время возрастает подвижность нервных процессов, причем процессы возбуждения преобладают н...
Развитие познавательной деятельности и эмоциональной сферы у детей младшего школьного возраста. Игровая программа по сказке Г.Х. Андерсена "Снежная королева".
Эмоциональная сфера у детей как бы находится на более ранней ступени развития. Их эмоции отличаются живостью,наблюдаются преобладание эмоциональной мотивации поведения, повышенный фон настроения, непо...
Диагностика: способы коррекции эмоциональных нарушений у детей младшего школьного возраста. Арт-терапия.
Диагностика: способы коррекции эмоциональных нарушений у детей младшего школьного возраста. Арт-терапия....
Конспект психологического занятия по развитию эмоциональной сферы у детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья
Занятие разработано для детей с особыми потребностями с учетом особенностей восприятия ими информации: для активизации и поддержания у детей познавательного интереса проводится в виде сказочного путеш...
Программа "Развитие эмоциональной саморегуляции у детей младшего школьного возраста в процессе групповых занятий с элементами арт-терапии"
Программа позволяет познакомить детей с основными эмоциями (радость, грусть и т.д.), способствует развитию у детей эмоционально-волевой саморегуляции...
Формы и приёмы работы по преодолению оптических нарушений у детей младшего школьного возраста
Представленный материал может быть использован учителями - логопедами, работающими в логопедических пунктах общеобразовательных учреждений....
Песочный подход к нивелированию эмоциональных переживаний у детей младшего школьного возраста
Детские переживания часто связаны со страхом. Страх защищает человека от излишнего риска, регулирует деятельность поведения, уводит человека от опасностей. Страх является переживанием, необходимые для...