Песочный подход к нивелированию эмоциональных переживаний у детей младшего школьного возраста
статья

Антонина Павловна Овчинникова

Детские переживания часто связаны со страхом. Страх защищает человека от излишнего риска, регулирует деятельность поведения, уводит человека от опасностей. Страх является переживанием, необходимые для нормального функционирования психики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx21.15 КБ

Предварительный просмотр:

Песочный подход к нивелированию эмоциональных переживаний

у детей младшего школьного возраста

Дети всегда более эмоциональны, чем взрослые. Ребенку сложнее адаптироваться к событиям, так как у него менее развит волевой аспект. Самым «эмоционально насыщенным» возрастом считается младший школьный возраст. В этом возрасте ребенок вступает в определенный онтогенетический уровень нервно-психического реагирования на различные ситуации. На физиологическом уровне такое кризисное состояние связано с интенсивным биологическим созреванием детского организма. Так же в этот период ребенок начинает воспринимать себя как социального индивида, осознавать свое социальное «Я».

Родители детей младшего школьного возраста часто жалуются на непослушание, капризы, раздражительность, не зная, что этот возраст – начало процесса дифференциации внешней и внутренней сторон личности ребенка, который рождает множество новых для него переживаний.

Часто детские переживания связаны с трудными или неприятными жизненными ситуациями, зачастую повторяющимися событиями, так называемые «стресс обыденной жизни», которые ребенку необходимо ежедневно преодолевать. А если ребенок постоянно приобретает в таких ситуациях негативный опыт, то это может привести к нарушению психического здоровья, к эмоциональным и поведенческим отклонениям.

Одним из эффективных способом нивелирования эмоциональных переживаний может стать песочная терапия (Sandplay). Карл Гюстав Юнг определял песочницу как детский аспект коллективного бессознательного, возможность придать травматическому опыту видимую форму. Он утверждал, что «часто руки знают, как распутать то, над чем тщетно бьется разум».

Теоретические принципы песочной терапии сформулировала швейцарский юнгианский детский психотерапевт Дора Калфф в конце 50-х годов ХХ века, после того, как она, по совету Юнга, прошла обучение лично у Маргарет Ловенфельд. Главным принципом, положенным ею в основу работы, было «создание свободного и защищенного пространства». В этом пространстве клиент может выражать и исследовать свой мир, превращая свой опыт и свои переживания, часто непонятные или тревожащие, в зримые и осязаемые образы.

Этот метод базируется на сочетании невербальной (процесс построения композиции) и вербальной экспрессии клиентов (рассказ о готовой композиции, сочинение истории или сказки, раскрывающий смысл композиции). Песочная терапия одинаково успешно применяется как при работе с детьми, так и при работе с взрослыми.

Психологическая песочница выкрашена изнутри в голубой цвет, символизирующий небо и воду, и наполовину заполнена песком символизирующий –  землю, а также для работы необходимо иметь сосуд с водой для увлажнения песка и сотни миниатюрных фигурок и предметов.

Значение игры с песком в процессе развития ребенка известно с давних времен. Песок и вода – естественные символы, относящиеся к двум первоэлементам, из которых, как верили древние философы, состоит мир. 

Песок – природный материал, он наполняет энергией, дает ощущение «Творца» любому человеку, взаимодействуя с ним. Песок успешно забирает в себя негативную энергию, трансформируя агрессию в положительный заряд. Песок состоит из мельчайших песчинок, работа с которым активизирует чувствительные точки на кончиках пальцев и нервные окончания на ладонях, что самым положительным образом сказывается на работе всех внутренних систем человеческого организма.

Основной состав песка это кварц. Литотерапевты называют кварц владыкой царства минералов и утверждают, что он помогает при заболеваниях центральной и периферийной нервной системы, способствует снятию стресса, приглушает вспышки раздражительности, повышает чувство уверенности в себе.

Поэтому не случайно дети, подолгу и усердно выстраивают свой мир из песка, пересыпая его и зарывая в него руки. Работая с песочной терапией на протяжении нескольких лет, я часто наблюдала за тем, что основное время занятия ребенок тратит на работу непосредственно с песком и совсем немного у него остается времени на заполнение его фигурками, населяющими мир. Ребенок как будто бы отдает песку свои проблемы и переживания, создавая песочную картину.

Например, восьмилетний Сережа М. на первом занятии очень долго работал с начало с сухим песком, пересыпая его из одной руки в другую, затем смочив его, стал выстраивать песочные горки. Весь песочный мир ребенка состоял из одних вершин, которые он усердно возводил. После того как он закончил строить песочные горы, он населил свой мир  змеями, пауками и скорпионами, а на одну из центральных гор он поставил фигурку маленького мальчика с огромным автоматом. Сережа, назвал свой мир «Злые горы» и рассказал, что: «эти горы очень опасны потому, что они острые и с них можно упасть, а в низу много злых тварей, но у мальчика есть лазерный бластер и он всех убьет» (рис.1). Свой  рассказ мальчик сопровождал звуками выстрелов, а убитых животных он зарывал в песок.

Острые вершины, на которых сложно устоять –  символизируют   ненадежность положения мальчика в окружающем его мире, а такие животные как змей, пауки и скорпионы – опасны и агрессивны, все это говорит о психотравмирующей ситуации, которая наносит вред здоровью ребенка. Всем известна фраза «Самая лучшая защита – это нападение»,  вот ребенок и вооружился «лазерным бластером», что бы защитить себя. Ребенок, который ощущает угрозу, часто выбирает тактику нападения, чтобы быстро победив ее, ликвидировать угрозу. Об этом нам как раз и рассказывает первый поднос Сережи, на котором он создал опасный и угрожающий мир. Те убитые и зарытые в песок животные говорят о том, что ребенок хочет избавиться от этих угроз, а как справиться с этим он не знает, вот и защищает себя, так как умеет, проявляя агрессию по отношению ко всему, что кажется ему опасным. Это могут быть и люди окружающие его, и ситуации, в которые он попадает. Мама Сережи, обратившись за помощью, жаловалась на его плохое поведение и дома, и в школе. Она указывала на то, что он грубо разговаривает и с ней, и с учителем, не слушается, что ни кто не является для него авторитетом. После сбора анамнеза была выявлена предположительная причина такого поведения, которое связанно с отсутствием возможной ролевой идентификации с родителем того же пола, так как семья у Сережи не полная, в ней отсутствует отец.

Занимаясь песочной терапией, Сережа научился видеть эмоциональное состояние другого и собственный эмоциональный образ, а так же соотносить его с конкретной ситуацией и находить конструктивные способы управления собственным поведением.

После прохождения сессии песочной терапии, на последнем занятии Сережа построил мир, который он назвал «Волшебный остров» и рассказал, что на этом острове живет много экзотических и необычных животных, некоторые из них даже волшебные и исполняют желания. Все хотят туда попасть, но не все это могут сделать, а он туда может попасть в любой момент потому, что он знает волшебные заклинание (рис. 2).  Экзотические и необычные животные, про которые говорил Сережа, могут быть опасными и нести угрозу, так как неизвестность часто пугает, но рассказ ребенка дает нам понять, что он научился дифференцировать опасность от «ситуаций обыденной жизни» и справляться со своими эмоциями и стойко переносить жизненные трудности. Это, подтверждала и его мама, рассказывая об изменении поведения Сережи дома и демонстрируя дневник, указывала на то, что замечаний  стало намного меньше.

Рис. 1

Рис. 2

Детские переживания часто связаны со страхом. Страх защищает человека от излишнего риска, регулирует деятельность поведения, уводит человека от опасностей. Страх является переживанием, необходимые для нормального функционирования психики. Иногда нормальный естественный страх может стать патологическим. Может произойти так называемое «психологическое заражение», например, от сверстников или взрослых вследствие безотчетного подражания. Например, семилетняя Света Н. свой первый поднос строила с огромной осторожностью, она заняла очень маленькое пространство, выстроив песочный заборчик и поставив маленького котенка. Дать название тому, что она создала, Света не смогла, но рассказала, что котенку страшно, поэтому он сидит у себя в домике и никуда не выходит (рис. 3). Хочется отметить, что выстраивание забора – это желание оградиться от внешнего мира, спрятаться и обезопаситься, а маленький котенок – это беззащитность и беспомощность, которую испытывает ребенок. Мама, которая привела Свету, рассказала о том, что ее дочь боится оставаться дома одна даже на короткий промежуток времени, боится одна гулять, боится заболеть смертельной болезнью, а так же многих других вещей. Так же на неуверенность и нерешительности, а иногда и на неоправданный страх жаловался и классный руководитель Светы. После беседы выяснилось, что сама мать очень боится за своего ребенка и излишне ее опекает. Именно этот случай наглядно показывает нам «психологическое заражение» и «гиперпротекцию», мать стремиться окружить ребенка повышенным вниманием, защитить даже при отсутствии реальной опасности, постоянно удерживает ее около себя, «привязывает» ее к своему настроению и чувствам, обязывает поступать ее определенным, наиболее безопасным для нее способом. При этом Света избавлена от необходимости разрешения проблемных ситуаций, поскольку решение предлагается ей готовым. В результате ребенок лишается возможности не только самостоятельно преодолевать трудности, но даже их трезво оценивать. Поэтому прежде чем начать работать с ребенком по нивелированию страхов, было проведено несколько встреч с мамой девочки с применением песочной терапии, где доводилось до сознания родителя, что не всегда необходимо предохранять своего ребенка от опасностей, так как большинство из них на поверку оказывается плодом мнительного воображения. Что это навязчивая потребность в психологической защите, прежде всего самого себя, а не ребенка. Здесь хочется обратить внимание на то, что со стороны матери не было сопротивления, она признавала наличие собственных внутренних конфликтов, бессознательно проецируемых на отношения с ребенком, что значительно упростило работу по компенсации данного явления.

После продуктивной работы с мамой девочки, было проведено несколько совместных занятий, на которых мама вместе с психологом, поддерживала Свету и позволяла ей справиться с некоторыми страхами самостоятельно. Затем занятия песочной терапией проводились индивидуально, и последний свой поднос Света назвала «Большое, интересное путешествие», который она строила очень усердно, практически не используя инструмент, руками создавала острова, придавая им форму и делая ландшафт. Девочка рассказала, что маленький котенок по имени «Смельчак» отправился на корабле в морское путешествие. Во время этого путешествия он нашел себе много хороших друзей, узнал много нового и интересного, и счастливый вернулся к своей маме (рис. 4). По результатам прохождения сессии песочной терапии можно с уверенностью сказать, то Света и ее мама научились справляться со своими страхами. А мать девочки поняла, насколько заразительно может быть ее поведение и как негативно оно влияет на ее ребенка, а так же о том, что страх, как любое другое переживание, является полезным, когда точно выполняет свои функции, а потом исчезает.

Этот случай показывает, что песочная терапия является удивительным методом терапии как для детей, так и для взрослых. Песочная терапия представляет собой невербальную форму психотерапии и является уникальным способом снятия внутреннего напряжения, что позволяет повысить уверенность в себе и открыть новые пути решения.

Рис. 3

Рис. 4

БИБЛИОГРАФИЯ

  1. Большебратская Э.Э. Песочная терапия. –  Петропавловск, 2010.
  2. Воронова А.А. Причины школьных неврозов. Руководство практического психолога. Под ред. И.В. Дубровиной. М.: Academia, 1995.
  3. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Грабенко Т.М. //Практикум по креативной терапии// СПб.: 2001.
  4. Никольская И.М., Грановская Р.М. Психологическая защита у детей. – СПб.: Речь, 2006.
  5. Прихожан А.М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст. - СПб.: 2007.
  6. Сакович Н.А. Технология игры в песок. Игры на мосту. – СПб.: Речь, 2008.
  7. Словарь символов / Сост. Адамчик М.В. – Минск: Харвест, 2010.
  8. Штейнхард Л. // Юнгианская песочная терапия//. –  СПб:. Питер, 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование эмоционально-волевой сферы детей младшего школьного возраста

Младший школьный возраст соответствует аффективному (эмоциональному) этапу формирования личности. «В это время возрастает подвижность нервных процессов, причем процессы возбуждения преобладают н...

Развитие познавательной деятельности и эмоциональной сферы у детей младшего школьного возраста. Игровая программа по сказке Г.Х. Андерсена "Снежная королева".

Эмоциональная сфера у детей как бы находится на более ранней ступени развития. Их эмоции отличаются живостью,наблюдаются преобладание эмоциональной мотивации поведения, повышенный фон настроения, непо...

Диагностика: способы коррекции эмоциональных нарушений у детей младшего школьного возраста. Арт-терапия.

Диагностика: способы коррекции эмоциональных нарушений у детей младшего школьного возраста. Арт-терапия....

Конспект психологического занятия по развитию эмоциональной сферы у детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья

Занятие разработано для детей с особыми потребностями с учетом особенностей восприятия ими информации: для активизации и поддержания у детей познавательного интереса проводится в виде сказочного путеш...

Программа "Развитие эмоциональной саморегуляции у детей младшего школьного возраста в процессе групповых занятий с элементами арт-терапии"

Программа позволяет познакомить детей с основными эмоциями (радость, грусть и т.д.), способствует развитию у детей эмоционально-волевой саморегуляции...

Картотека встреч по преодолению эмоционального напряжения у детей младшего школьного возраста

Цель встреч: коррекции эмоциональныхнарушений у детей младшего школьного возрастаЗадачи встреч:1. Развитие коммуникативных навыков и позитивного восприятия себя и других.2. Снижение эмоциональног...