Рабочая программа кружка "Волшебная кисточка"
рабочая программа (2 класс)
Формирование художественных умений , развитие воображения и фантазии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
рабочая программа кружка "Волшебная кисточка" | 27.65 КБ |
Предварительный просмотр:
“Волшебная кисточка”
Пояснительная записка
Изобразительное искусство – явление социальное, его специфика неповторима в других областях человеческой деятельности, поэтому приоритетные цели художественного образования, лежат в области воспитания духовного мира человека, развития эмоционально-чувственной сферы, образного мышления и способности оценивать окружающий мир, согласно законам красоты. Изучение изобразительного искусства призвано осуществить одну из главных задач современного образования – воспитание всесторонне развитой личности, призвано сформировать у учащихся художественный способ познания мира, дать систему знаний и ценностных ориентиров на основе собственной художественно-творческой деятельности и опыта приобщения к выдающимся явлениям русской и зарубежной художественной культуры. Знакомство с миром искусства даёт учащимся возможность повысить свой уровень культуры. Духовное осмысление и художественное освоение действительности настраивает человека на самосовершенствование и гармонизацию внутреннего "я" с внешней средой.
Программа“ Волшебная кисточка ”разработана на основе примерных программ внеурочной деятельности и предназначена для использования в работе с детьми младшего школьного возраста.
В ходе реализации этой программы педагог помогает ребенку овладеть рядом умений и навыков в области эмоционально-волевой, поведенческой сферы и практической деятельности.
Основным средством развивающей работы курса “ Волшебная кисточка ” является художественно-продуктивная деятельность как одна из наиболее доступных, осмысленных и предпочитаемых для ребенка младшего и среднего школьного возраста. Общеизвестно, что продуктивная, ручная деятельность имеет уникальные развивающие и коррекционные возможности, влияя на речемыслительное развитие ребенка, стабилизируя эмоциональное состояние, гармонизируя общее развитие.
На занятиях дети общаются и выполняют доступные по содержанию творческие рукодельные работы, приобщающие их к традиционной культуре восприятия мира и отношения к окружающим людям, природе, предметному окружению. В деятельности дети осознают правила доброй и благочестивой жизни, которые им трудно воспринять в отвлеченной, словесной форме.
Работы, выполняемые детьми, носят индивидуальный и коллективный характер. Индивидуальные важны для того, чтобы сам ребенок и его родители увидели, что он может сделать что-то красивое и утешительное для близких своими руками; коллективные же работы объединяют детей, дают возможность приложить усилия в общем деле, сделать вместе нужную и красивую поделку.
Основой событийно-содержательной линии курса является календарь: природный, гражданский, но в первую очередь – православный.
Целью программы является содействие комплексной воспитательно-образовательной работе с детьми, посредством приобщения их к отечественным духовно-нравственным традициям через организацию художественно-продуктивной деятельности.
Задачи программы.
Обучающие:
- освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира;
- о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры;
- знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта;
- овладение умениями и навыками художественной деятельности, разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению);
- содействие формированию представлений детей об этапах продуктивной деятельности, особенностях разных материалов, правилах пользования простыми инструментами при изготовлении поделок.
- приобщение учащихся к мировым и национальным духовным ценностям, воплощенным в произведениях искусства;
- знакомство детей с основами духовно-нравственных традиций русского народа и традиционного уклада жизни, с особенностями традиционной подготовки и проведения праздничных дней;
- знакомство детей с некоторыми доступными их пониманию произведениями иконописи, живописи, художественной литературы, связанными с тематикой занятий;
- формирование у детей представлений о целесообразном устройстве предметной среды и возможности совместно со взрослыми участвовать в созидании этой среды через оформление интерьера к праздникам;
Развивающие:
- содействие общему развитию ребенка,
- развитие, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;
- помощь в освоении социальных навыков и норм поведения, налаживании коммуникаций со взрослыми и сверстниками на основе совместной деятельности и взаимной помощи,
- содействие развитию речи детей: обогащению словаря, развитию навыков речевого общения в деятельности;
- помощь в становлении творческой личности ребенка, как созидателя и преобразователя;
- содействие развитию ручных умений, художественно-творческих способностей учащихся элементарных навыков рукоделия: работы с бумагой, картоном, пластилином, тканью, природными материалами; навыков усидчивости и аккуратности в работе.
- освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры;
- овладение умениями и навыками художественной деятельности, разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению);
Воспитывающие
- помощь семье в формировании ценностной сферы личности
- воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;
- развитие ребенка на основе приобщения к традициям православной духовной культуры, традиционному укладу жизни,
- содействие воспитанию у детей привычки к занятиям, деятельности, непраздному проведению времени;
- воспитание уважительного, милосердного, внимательного отношения к ближним, навыков доброжелательного и добродетельного поведения, способности к сопереживанию, сорадости и адекватному проявлению этих чувств;
- воспитание бережного отношения к окружающему миру.
ОСОБЕННОСТИ ПРОГРАММЫ
Одной из важных особенностей программы является поддержание межпредметных связей с литературой и музыкой.
В процессе реализации программы предполагается тесное общение педагога, ведущего занятия, с другими специалистами, работающими с детьми, с целью сохранения преемственности воспитательно-образовательных и коррекционных мероприятий по отношению к каждому ребенку и детской группе в целом. Предполагается также просвещение родителей воспитанников по вопросам традиционного воспитания как способа передачи ценностно-значимого в культуре, жизни семьи и общества.
Важным фрагментом каждого занятия является чтение и обсуждение с детьми подобранного в соответствии с темой занятия небольшого литературного произведения (чаще – стихотворения) и тематическая беседа на диалоговой основе.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Развитие учащихся предлагается осуществлять по следующим направлениям:
1.Образно-семантическое:
• раскрытие средств художественной выразительности разных видов искусств;
• развитие ассоциативного мышления в процессе создания учащимся художественных образов, раскрытия идеи и системы образов при обсуждении художественного произведения и пр.;
• раскрытие зависимости художественной формы от цели творческого замысла.
Обращение к различным видам искусства, разными способами интерпретирующими одну и ту же тему, помогает увидеть ассоциативные связи и осознать их роль в творческой деятельности. В современном мире наблюдается тенденция к визуальной коммуникации: представление текстов в виде условных изображений, символов и т.п.
2. Поисково-системное, направленное на выработку у учащихся навыков:
• сбора информации из различных источников (книг, словарей, видео-, аудиосредств и т.д.);
• систематизации тематического материала для нахождения связей между частным и общим.
Педагогу предлагается использовать методические приёмы, помогающие раскрытию и усвоению ключевых понятий, художественных терминов, определенных программой. Например, на уроке учащимся рекомендуется вести словарь для записи новых слов, иллюстрируя их (в порядке домашнего задания) рисунком, аппликацией, картинкой из журнала, открыткой и пр.
3. Сравнительно-оценочное:
• развитие чувства гармонии и формирование критериев оценки произведений искусства на основе изучения родной культуры и культуры других народов;
• формирование умений отстаивать свое мнение и воспринимать другие точки зрения.
Целесообразно на каждом занятии обсуждать все выполненные работы. Каждый ребенок должен иметь возможность рассказать о своей работе, а также отстаивать свою точку зрения на создание того или иного произведения, используя художественные термины.
4. Технологическое:
• обучение способам работы с художественными материалами в разных техниках;
• знакомство с различными формами работы при подготовке, разработке и показе творческих работ, в том числе с помощью технических средств (видеокамера, компьютер и т.д.);
• формирование умений работы в коллективе.
В настоящее время развитие информационных технологий требует воспитания навыков общения нового свойства, то есть каждый ребенок должен научиться работать с техническими средствами, в т.ч. компьютером, используя их как инструмент для осуществления своей творческой деятельности.
МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Настоящая программа рассчитана на полный курс обучения от 7 до 10 лет
1. видеозанятия (демонстрация обучающей видеоинформации)
2. практические занятия
3. итоговые занятия (оформление выставок детских работ)
Методы обучения:
1. Объяснительно-иллюстративный;
2. Метод проблемного изложения;
3. Исследовательский метод;
4. Проектный метод.
Программа составлена с учетом основных дидактических принципов методики обучения изобразительному искусству:
1.Принципа научности
подкрепление каждого положения искусства, особенно реалистического данными науки, указывание на принципы и закономерности
2. Принципа наглядности использование наглядного материала для объяснений. Наглядность связана с правильной организацией наблюдения, анализа натуры
3. Принципа активности и сознательности
стимулировать детей интересными заданиями, похвалой за успехи, умелым постепенным увеличением сложности задач
4. Принципа систематичности и последовательности каждое новое знание основывается на уже усвоенном, задачи усложняются постепенно
5. Принципа доступности и посильности
нужно учитывать знания, возрастные и индивидуальные физические и психические возможности ребенка.
А так же:
• Принципа сравнений
подразумевает разнообразие вариантов решения детьми заданной темы, развитие интереса к поисковой работе с материалом с привлечением к данной теме тех или иных ассоциаций, помогает развитию самой способности к ассоциативному, а значит, и к творческому мышлению.
• Принципа выбора
в творческом взаимодействии взрослого и ребенка при решении данной темы без каких-либо определенных и обязательных ограничений.
Творчество учащихся должно основываться на эмоциональном восприятии и на осмыслении собственной деятельности. Поэтому необходимо, чтобы дети учились воспринимать художественные тексты через созерцание, сопереживание, а также и обучались бы работать с информацией на семантическом (смысловом) уровне.
Формы и режим занятий: 1час в неделю
ВЫСТАВОЧНАЯ, ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛЕЗНАЯ И ПРОФОРИЕНТИРУЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Участие в профильных выставках и других мероприятиях, имеющих номинации по изобразительному и декоративному искусству.
ПРЕДПОЛОГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ФОРМЫ КОНТРОЛЯ
В результате обучения изобразительному искусству учащиеся:
• получают знания об основных видах и жанрах изобразительных (пластических) искусств, выдающихся представителях русского и зарубежного искусства и их основных произведениях; наиболее крупных художественных музеях России и мира
• овладевают основами изобразительной грамоты (цвет, тон, колорит, пропорции, светотень, перспектива, пространство, объем, ритм, композиция)
• применяют художественно-выразительные средства графики, живописи, скульптуры, художественного конструирования в своем творчестве
• определяют средства выразительности при восприятии произведений
• анализируют содержание, образный язык произведений разных видов и жанров изобразительного искусства; ориентируются в основных явлениях русского и мирового искусства, узнают изученные произведения
• объясняют роль и значение изобразительного искусства в синтетических видах творчества
• эстетически оценивают явления окружающего мира, произведения искусства и высказывании суждений о них; используют различные художественные материалы в своем творчестве (гуашь,
акварель, тушь, природные и подручные материалы)
• пользуются средствами художественной выразительности (линия, цвет, тон, объем, светотень, перспектива, композиция) в самостоятельной творческой деятельности: рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки, декоративных и художественно-конструктивных работах (дизайн предмета, костюма, интерьера)
Контроль осуществляется в следующих формах:
проведение просмотров и опросов, тестов, индивидуальных и групповых бесед, создание докладов, оформление выставок.
Годовое тематическое планирование курса:
«Волшебная кисточка»
1 класс.
(33 часа, 1час в неделю)
№ | Тема | Содержание занятия | Дата | Кол – во часов | ||
Теоретическая часть. | Практическое задание | |||||
планируемая | фактическая | |||||
1. | Красота и радость в нашей жизни. | Беседа. В чем красота нашей жизни. | Рисунок на свободную тему (диагностика творческого потенциала) | 1 | ||
2. | Воспоминание о лете. | Беседа.Три основных цвета. | Цветы. Гуашь | 1 | ||
3. | Лоскутный коврик. | Беседа. Как смешивать цвета. | Рисуем коврик из лоскутков. | 1 | ||
4. | Осень – плодородная пора. | Беседа. Чем отличается осень от других времен года. | Рисуем осенние плоды, загадываем загадки. | 1 | ||
5. | Собираем осенние листья | Беседа. Чем отличается осень от других времен года. | Учимся рисовать листья. | 1 | ||
6. | Елка, дуб, береза. | Беседа. Характер деревьев разных пород. | Рисуем деревья. | 1 | ||
7. | Осенний пейзаж. Приметы осени. Покров. | Беседа. Что такое пейзаж. | Рисуем осенний пейзаж. Композиция пейзажа. | 1 | ||
8. | Осенний пейзаж. Приметы осени. Покров. | Беседа. Осенняя палитра | Живописное решение. | 1 | ||
9. 10. | Золотая рыбка. | Беседа. Основы композиции. | Рисуем золотую рыбку. | 2 | ||
11, 12 | Грибы и ягоды. | Беседа. | Декоративный натюрморт. | 2 | ||
13 | Первый снег | Беседа. Особенности зимнего пейзажа. | Зимний пейзаж Гуашь. Цв. Бумага. | 1 | ||
14, 15 | “Зимняя птица – розовый снегирь» | Беседа. Птицы – наши друзья. | Тем.рис. учимся рисовать птиц. | 2 | ||
16. | Новогодняя елка. | Беседа. Самый сказочный праздник. | Открытка | 1 | ||
17. | «Рождественский перезвон» | Беседа. Праздник Рождества Христова. | Рождественский сувенир | 1 | ||
18. 19. | Морозные узоры на окне. | Беседа. | Тем. Рис. | 2 | ||
20. 21. | Братья наши меньшие. | Беседа о животных. | Изображаем животных. | 2 | ||
22.23 | Русские богатыри – защитники отечества. | Беседа. Святые защитники Отечества. | Доспехи богатыря. | 2 | ||
24. 25. | Мама – солнышко мое. | Беседа. Образ матери в искусстве разных народов. | Портрет мамы | 2 | ||
26. 27. | «Как на Масленой неделе…» | Беседа. Масленица. | Рисуем символы Масленицы | 2 | ||
28. | На весенних проталинках. | Беседа. Первое дыхание весны. | Весенний пейзаж. | 1 | ||
29. | “На волю птичку выпускаю при светлом празднике весны”. | Беседа. Благовещенье. | Лепим птичек из соленого теста. | 1 | ||
30. | “В воскресенье Вербное...” | Беседа. | Весенний натюрморт. Вербная композиция. | 1 | ||
31. | Готовимся к Пасхе. | Беседа. Яйцо – символ жизни | Декоративное рисование. Роспись макетов яиц. | 1 | ||
32. | Здравствуй лето красное. | Беседа. Троица. Летняя палитра. | Летний пейзаж. | 1 | ||
33 | Итоговое занятие. Подготовка итоговой выставки. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Веселая кисточка"
Программа внеурочной деятельности младших школьников «Веселая кисточка» реализует художественно-эстетического направления во внеурочной деятельности в рамках ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по новым образовательным стандартам по внеурочной деятельности художественно-эстетического направления «Весёлая кисточка» для 1-4 классов
Программа по изобразительному искусству художественно-творческой деятельности детского объединения предназначена для детей от 7 до 10 лет с разными возможностями (для одарённых детей и для детей с огр...
Рабочая программа и КТП кружок "Волшебная кисточка"
Рабочая программа и КТП по внеурочной деятельности...
Рабочая программа изостудии "Волшебная кисточка"
Рабочая программа разработана на основе ФГОС НОО, программы кружка «В мире книг» (авт.Л.А.Ефросинина). Данная программа реализуется для учащихся 2 класса. Занятия проводят...
Рабочая программа внеурочной деятельности1- 4 классы ФГОС. Кружок "Волшебство кисточки и карандаша"
Рабочие программы внеурочной деятельности 1- 4 классы ФГОС...
Рабочая программа по дополнительному образованию «Золотая кисточка»
Рабочая программа по дополнительному образованию «Золотая кисточка»на 2011-2012 учебный год (на 4 года обучения)...
Рабочая программа кружка "Волшебная кисточка"
Рабочая программа расчитана на обучающихся 1-4 классов....