Рабочая программа кружка "Волшебная кисточка"
рабочая программа (2 класс)

Формирование художественных  умений , развитие воображения и фантазии

Скачать:


Предварительный просмотр:

“Волшебная кисточка”

Пояснительная записка

Изобразительное искусство – явление социальное, его специфика неповторима в других областях человеческой деятельности, поэтому приоритетные цели художественного образования, лежат в области воспитания духовного мира человека, развития эмоционально-чувственной сферы, образного мышления и способности оценивать окружающий мир, согласно законам красоты. Изучение изобразительного искусства призвано осуществить одну из главных задач современного образования – воспитание всесторонне развитой личности, призвано сформировать у учащихся художественный способ познания мира, дать систему знаний и ценностных ориентиров на основе собственной художественно-творческой деятельности и опыта приобщения к выдающимся явлениям русской и зарубежной художественной культуры. Знакомство с миром искусства даёт учащимся возможность повысить свой уровень культуры. Духовное осмысление и художественное освоение действительности настраивает человека на самосовершенствование и гармонизацию внутреннего "я" с внешней средой.
        Программа“ Волшебная кисточка ”разработана  на  основе примерных  программ внеурочной деятельности и  предназначена для использования в работе с детьми младшего школьного возраста.

В  ходе  реализации этой  программы педагог помогает ребенку овладеть рядом умений и навыков в области эмоционально-волевой, поведенческой сферы и практической деятельности.

Основным средством развивающей  работы курса “ Волшебная кисточка ” является художественно-продуктивная деятельность как одна из наиболее доступных, осмысленных и предпочитаемых для ребенка младшего и  среднего школьного возраста. Общеизвестно, что продуктивная, ручная деятельность имеет уникальные развивающие и коррекционные возможности, влияя на речемыслительное развитие ребенка, стабилизируя эмоциональное состояние, гармонизируя общее развитие.

На занятиях дети общаются и выполняют доступные по содержанию творческие рукодельные работы, приобщающие их к традиционной культуре восприятия мира и отношения к окружающим людям, природе, предметному окружению. В деятельности дети осознают правила доброй и благочестивой жизни, которые им трудно воспринять в отвлеченной, словесной форме.

Работы, выполняемые детьми, носят индивидуальный и коллективный характер. Индивидуальные важны для того, чтобы сам ребенок и его родители увидели, что он может сделать что-то красивое и утешительное для близких своими руками; коллективные же работы объединяют детей, дают возможность приложить усилия в общем деле, сделать вместе нужную и красивую поделку.

Основой событийно-содержательной линии курса является календарь: природный, гражданский, но в первую очередь – православный.

Целью программы является содействие комплексной воспитательно-образовательной работе с детьми, посредством приобщения их к отечественным духовно-нравственным традициям через организацию художественно-продуктивной деятельности.

Задачи программы.

Обучающие: 

-  освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира;

-  о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры;

-     знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта;
         -    овладение умениями и навыками художественной деятельности, разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению);

-  содействие формированию представлений детей об этапах продуктивной деятельности, особенностях разных материалов, правилах пользования простыми инструментами при изготовлении поделок.
        -    приобщение учащихся к мировым и национальным духовным ценностям, воплощенным в произведениях искусства;

         - знакомство детей с основами духовно-нравственных традиций русского народа и традиционного уклада жизни, с особенностями традиционной подготовки и проведения праздничных дней;

- знакомство детей с некоторыми доступными их пониманию произведениями иконописи, живописи, художественной литературы, связанными с тематикой занятий;

- формирование у детей представлений о целесообразном устройстве предметной среды и возможности совместно со взрослыми участвовать в созидании этой среды через оформление интерьера к праздникам;

Развивающие:   

    -   содействие общему развитию ребенка,

     -   развитие, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;
     -  помощь в освоении социальных навыков и норм поведения, налаживании коммуникаций со взрослыми и сверстниками на основе совместной деятельности и взаимной помощи,

    -  содействие развитию речи детей: обогащению словаря, развитию навыков речевого общения в деятельности;

    -  помощь в становлении творческой личности ребенка, как созидателя и преобразователя;

   - содействие развитию ручных умений, художественно-творческих способностей учащихся элементарных навыков рукоделия: работы с бумагой, картоном, пластилином, тканью, природными материалами; навыков усидчивости и аккуратности в работе.

  - освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры;

 - овладение умениями и навыками художественной деятельности, разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению);
Воспитывающие

-  помощь семье в формировании ценностной сферы личности

- воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;
- развитие ребенка на основе приобщения к традициям православной духовной культуры, традиционному укладу жизни,

- содействие воспитанию у детей привычки  к занятиям, деятельности, непраздному проведению времени;

- воспитание уважительного, милосердного, внимательного отношения к ближним, навыков доброжелательного и добродетельного поведения, способности к сопереживанию, сорадости и адекватному проявлению этих чувств;

- воспитание бережного отношения к окружающему миру.

ОСОБЕННОСТИ   ПРОГРАММЫ

     Одной из важных особенностей программы является поддержание межпредметных связей с литературой  и музыкой.

В процессе реализации программы предполагается тесное общение педагога, ведущего занятия, с другими специалистами, работающими с детьми, с целью сохранения преемственности воспитательно-образовательных и коррекционных мероприятий по отношению к каждому ребенку и детской группе в целом. Предполагается также просвещение родителей воспитанников по вопросам традиционного воспитания как способа передачи ценностно-значимого в культуре, жизни семьи и общества.

Важным фрагментом каждого занятия является чтение и обсуждение с детьми подобранного в соответствии с темой занятия небольшого литературного произведения (чаще – стихотворения) и тематическая беседа на диалоговой основе.

ОСНОВНЫЕ  НАПРАВЛЕНИЯ  ПРОГРАММЫ
Развитие учащихся предлагается осуществлять по следующим направлениям:
1.Образно-семантическое:
• раскрытие средств художественной выразительности разных видов искусств;
• развитие ассоциативного мышления в процессе создания учащимся художественных образов, раскрытия идеи и системы образов при обсуждении художественного произведения и пр.;
• раскрытие зависимости художественной формы от цели творческого замысла.
Обращение к различным видам искусства, разными способами интерпретирующими одну и ту же тему, помогает увидеть ассоциативные связи и осознать их роль в творческой деятельности. В современном мире наблюдается тенденция к визуальной коммуникации: представление текстов в виде условных изображений, символов и т.п.
2. Поисково-системное, направленное на выработку у учащихся навыков:
• сбора информации из различных источников (книг, словарей, видео-, аудиосредств и т.д.);
• систематизации тематического материала для нахождения связей между частным и общим.
Педагогу предлагается использовать методические приёмы, помогающие раскрытию и усвоению ключевых понятий, художественных терминов, определенных программой. Например, на уроке учащимся рекомендуется вести словарь для записи новых слов, иллюстрируя их (в порядке домашнего задания) рисунком, аппликацией, картинкой из журнала, открыткой и пр.
3. Сравнительно-оценочное:
• развитие чувства гармонии и формирование критериев оценки произведений искусства на основе изучения родной культуры и культуры других народов;
• формирование умений отстаивать свое мнение и воспринимать другие точки зрения.
Целесообразно на каждом занятии обсуждать все выполненные работы. Каждый ребенок должен иметь возможность рассказать о своей работе, а также отстаивать свою точку зрения на создание того или иного произведения, используя художественные термины.
4. Технологическое:
• обучение способам работы с художественными материалами в разных техниках;
• знакомство с различными формами работы при подготовке, разработке и показе творческих работ, в том числе с помощью технических средств (видеокамера, компьютер и т.д.);
• формирование умений работы в коллективе.
В настоящее время развитие информационных технологий требует воспитания навыков общения нового свойства, то есть каждый ребенок должен научиться работать с техническими средствами, в т.ч. компьютером, используя их как инструмент для осуществления своей творческой деятельности.

МЕХАНИЗМ  РЕАЛИЗАЦИИ  ПРОГРАММЫ
Настоящая программа рассчитана на полный курс обучения от 7 до 10 лет

1. видеозанятия (демонстрация обучающей видеоинформации)
2. практические занятия

3. итоговые  занятия (оформление  выставок  детских  работ)
Методы обучения:
1. Объяснительно-иллюстративный;
2. Метод проблемного изложения;
3. Исследовательский метод;

4. Проектный  метод.
Программа составлена с учетом основных дидактических принципов методики обучения изобразительному искусству:
1.Принципа научности
подкрепление каждого положения искусства, особенно реалистического данными науки, указывание на принципы и закономерности
2. Принципа наглядности
 использование наглядного материала для объяснений. Наглядность связана с правильной организацией наблюдения, анализа натуры
3. Принципа активности и сознательности
стимулировать детей интересными заданиями, похвалой за успехи, умелым постепенным увеличением сложности задач
4. Принципа систематичности и последовательности   каждое новое знание основывается на уже усвоенном, задачи усложняются постепенно
5. Принципа доступности и посильности
нужно учитывать знания, возрастные и индивидуальные физические и психические возможности ребенка.
А так же:
• Принципа сравнений
подразумевает разнообразие вариантов решения детьми заданной темы, развитие интереса к поисковой работе с материалом с привлечением к данной теме тех или иных ассоциаций, помогает развитию самой способности к ассоциативному, а значит, и к творческому мышлению.
• Принципа выбора
в творческом взаимодействии взрослого и ребенка при решении данной темы без каких-либо определенных и обязательных ограничений.
Творчество учащихся должно основываться на эмоциональном восприятии и на осмыслении собственной деятельности. Поэтому необходимо, чтобы дети учились воспринимать художественные тексты через созерцание, сопереживание, а также и обучались бы работать с информацией на семантическом (смысловом) уровне.
Формы и режим занятий: 1час  в  неделю  

ВЫСТАВОЧНАЯ, ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛЕЗНАЯ И ПРОФОРИЕНТИРУЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Участие  в профильных выставках и других мероприятиях, имеющих номинации по изобразительному и  декоративному искусству.  

ПРЕДПОЛОГАЕМЫЕ   РЕЗУЛЬТАТЫ  И  ФОРМЫ  КОНТРОЛЯ
В результате обучения изобразительному искусству учащиеся:
• получают знания об основных видах и жанрах изобразительных (пластических) искусств, выдающихся представителях русского и зарубежного искусства и их основных произведениях; наиболее крупных художественных музеях России и мира
• овладевают основами изобразительной грамоты (цвет, тон, колорит, пропорции, светотень, перспектива, пространство, объем, ритм, композиция)
• применяют художественно-выразительные средства графики, живописи, скульптуры, художественного конструирования в своем творчестве
• определяют средства выразительности при восприятии произведений
• анализируют содержание, образный язык произведений разных видов и жанров изобразительного искусства; ориентируются в основных явлениях русского и мирового искусства, узнают изученные произведения
• объясняют роль и значение изобразительного искусства в синтетических видах творчества
• эстетически оценивают явления окружающего мира, произведения искусства и высказывании суждений о них; используют различные художественные материалы в своем творчестве (гуашь,

акварель, тушь, природные и подручные материалы)
• пользуются средствами художественной выразительности (линия, цвет, тон, объем, светотень, перспектива, композиция) в самостоятельной творческой деятельности: рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки, декоративных и художественно-конструктивных работах (дизайн предмета, костюма, интерьера)
Контроль осуществляется в следующих формах:
проведение просмотров и опросов, тестов, индивидуальных и групповых бесед, создание докладов, оформление  выставок.


Годовое тематическое планирование курса:

«Волшебная кисточка»

1 класс.

(33 часа, 1час в неделю)

Тема

Содержание  занятия

Дата

Кол – во

часов

Теоретическая  часть.

Практическое  задание

планируемая

фактическая

1.

Красота  и  радость  в  нашей  жизни.

Беседа. В  чем красота  нашей жизни.

Рисунок на  свободную  тему (диагностика творческого  потенциала)

 1

2.

Воспоминание  о  лете.

Беседа.Три   основных  цвета.

Цветы. Гуашь

1

3.

Лоскутный  коврик.

Беседа. Как  смешивать  цвета.

Рисуем  коврик  из лоскутков.

1

4.

Осень – плодородная  пора.

Беседа. Чем  отличается  осень от других  времен  года.

Рисуем  осенние  плоды,  загадываем  загадки.

1

5.

Собираем   осенние  листья

Беседа. Чем  отличается  осень от других  времен  года.

Учимся   рисовать  листья.

1

6.

Елка, дуб, береза.

Беседа. Характер  деревьев  разных пород.

Рисуем  деревья.

1

7.

Осенний  пейзаж. Приметы  осени. Покров.

Беседа. Что такое  пейзаж.

Рисуем  осенний пейзаж.

Композиция  пейзажа.

1

8.

Осенний  пейзаж. Приметы  осени. Покров.

Беседа. Осенняя  палитра

Живописное решение.

1

9. 10.

Золотая  рыбка.

Беседа. Основы  композиции.

Рисуем золотую рыбку.

2

11,

12

Грибы  и  ягоды.

Беседа.

Декоративный натюрморт.

2

13

Первый  снег

Беседа. Особенности зимнего пейзажа.

Зимний пейзаж

Гуашь. Цв. Бумага.

1

14, 15

“Зимняя птица – розовый снегирь»

Беседа. Птицы – наши  друзья.

Тем.рис.  учимся рисовать  птиц.

2

16.

Новогодняя  елка.

Беседа. Самый  сказочный  праздник.

Открытка

1

17.

«Рождественский  перезвон»

Беседа. Праздник Рождества Христова.

Рождественский  сувенир

1

18. 19.

Морозные узоры  на  окне.

Беседа.

Тем. Рис.

2

20. 21.

Братья  наши меньшие.

Беседа о животных.

Изображаем  животных.

2

22.23

Русские богатыри – защитники отечества.

Беседа. Святые защитники Отечества.

Доспехи богатыря.

2

24.

25.

Мама – солнышко мое.

Беседа. Образ  матери  в  искусстве  разных народов.

Портрет  мамы

2

26. 27.

«Как на Масленой неделе…»

Беседа. Масленица.

 Рисуем символы  Масленицы

2

28.

На  весенних проталинках.

Беседа. Первое дыхание  весны.

Весенний  пейзаж.

1

29.

“На волю птичку выпускаю при светлом празднике весны”.

Беседа. Благовещенье.

Лепим птичек  из  соленого теста.

1

30.

 “В воскресенье Вербное...”

Беседа.

Весенний натюрморт. Вербная композиция.

1

31.

Готовимся к Пасхе.

Беседа.

Яйцо – символ жизни

Декоративное  рисование. Роспись  макетов  яиц.

1

32.

Здравствуй  лето  красное.

Беседа. Троица.

Летняя  палитра.

Летний  пейзаж.

1

33

Итоговое  занятие. Подготовка  итоговой выставки.

1

                                                                                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Веселая кисточка"

Программа внеурочной деятельности  младших  школьников  «Веселая кисточка»  реализует художественно-эстетического направления  во внеурочной   деятельности в рамках ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по новым образовательным стандартам по внеурочной деятельности художественно-эстетического направления «Весёлая кисточка» для 1-4 классов

Программа по изобразительному искусству художественно-творческой деятельности детского объединения предназначена для детей от 7 до 10 лет с разными возможностями (для одарённых детей и для детей с огр...

Рабочая программа и КТП кружок "Волшебная кисточка"

Рабочая программа и КТП по внеурочной деятельности...

Рабочая программа изостудии "Волшебная кисточка"

Рабочая программа разработана на основе ФГОС НОО, программы кружка «В мире книг» (авт.Л.А.Ефросинина). Данная  программа  реализуется  для  учащихся 2 класса. Занятия проводят...

Рабочая программа по дополнительному образованию «Золотая кисточка»

Рабочая программа по дополнительному образованию «Золотая кисточка»на 2011-2012 учебный год (на 4 года обучения)...

Рабочая программа кружка "Волшебная кисточка"

Рабочая программа расчитана на обучающихся 1-4 классов....