Рабочая программа и КТП кружок "Волшебная кисточка"
рабочая программа (3 класс) на тему
Рабочая программа и КТП по внеурочной деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
volshebnaya_kistochka_2.doc | 108.5 КБ |
Предварительный просмотр:
1.Пояснительная записка.
Программа «Весёлая кисточка» является программой художественно-эстетического направления.
Программа разработана на основе типовых программ по изобразительному искусству.
В процессе обучения учащиеся получат знания о простейших закономерностях строения формы, цветоведении, композиции, декоративной стилизации форм, правилах рисования, а также о выдающихся мастерах изобразительного искусства, красоте природы и человеческих чувств.
Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В системе эстетического воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, целеустремлённости, усидчивости, чувства взаимопомощи, даёт возможность творческой самореализации личности. Занятия изобразительным искусством являются эффективным средством приобщения детей к изучению народных традиций. Полученные знания, умения и навыки дети демонстрируют своим сверстникам, выставляя свои работы. Целый ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служит для достижения формирования высокого интеллекта духовности через мастерство. Программа направлена на то, чтобы через труд и искусство приобщить детей к творчеству.
Основная цель программы - приобщение через изобразительное творчеству к искусству, развитие эстетической отзывчивости, формирование творческой и созидающей личности, социальное и профессиональное самоопределение.
Задачи:
1. Формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру через художественное творчество.
2. Развитие творческих способностей, фантазии и воображения, образного мышления, используя игру цвета и фактуры, нестандартных приёмов и решений в реализации творческих идей.
3. Освоение практических приёмов и навыков изобразительного мастерства (рисунка, живописи и композиции).
В целом, занятия в кружке способствуют разностороннему и гармоническому развитию личности ребёнка, раскрытию творческих способностей, решению задач трудового, нравственного и эстетического воспитания.
Сроки реализации программы:
ПРОГРАММА «Весёлая кисточка» является образовательной художественно-эстетической. Она рассчитана на 1 год обучения (9-10 лет).
Нагрузка на учебный год:
№ | БЛОКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ | ВСЕГО ЧАСОВ | ТЕОРИЯ | ПРАКТИКА |
1 | Весёлая кисточка | 34 | 15 | 19 |
На внеурочную деятельность художественно- эстетического направления выделено 1 час в неделю, 34 часа в год.
2.УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Блоки образовательной программы | Всего часов | Аудиторные часы | Внеаудиторные часы | Хар-ка деятельности обучающихся |
2 | Осенние мотивы | 8 | 4 | 4 | формирование чувства прекрасного на основе знакомства с художественной культурой; умение видеть красоту труда и творчества. |
3 | Зимние узоры | 10 | 4 | 6 | |
4 | Основы декоративно-прикладного искусства | 11 | 5 | 6 | |
5 | Весенняя палитра | 5 | 2 | 3 | |
Итого | 34ч | 15ч | 19ч |
3.Содержание программы
Раздел 1. "Осенние мотивы" Воспоминания о лете (три основных цвета) «Инструктаж по ТБ. Выразительные средства линии. Пейзаж. "Осень. Листопад". Знакомство с великими художниками. Экскурсия к морю. Беседа на тему «Осень».
Раздел 2. "Зимние узоры" «Узоры снежинок». Орнамент в круге. «Ёлочка-красавица». «В гостях у Деда Мороза и Снегурочки». Экскурсия в зимний парк "Ривьера". «Зимний лес». Характер деревьев.
Раздел 3. "Основы декоративно-прикладного искусства" Народные промыслы Городец. Народные промыслы Хохлома. Народные промыслы Гжель. Народные промыслы Кемеровская роспись. Подводное царство. Экскурсия в океанариум. «Рисуем сказку». Рисование любимых сказок и сказочных героев. Раздел 4. «Весенняя палитра».
Рисование весеннего пейзажа. Рисование весенних цветов. . Экскурсия. Умение видеть прекрасное, любить родную природу. Обобщение и систематизация изученного материала.
4.Предплологаемые результаты реализации программы.
Главным результатом реализации программы является создание каждым ребёнком своего оригинального продукта. Главным критерием оценки ученика является не столько талантливость, сколько его способность трудиться, упорно добиваться достижения нужного результата. В конце года обучения ученик будет знать:
- отличительные особенности основных видов и жанров изобразительного искусства;
- ведущие элементы изобразительной грамоты: линия, штрих, тон в рисунке, живописи и композиции, главные и дополнительные цвета, холодные и тёплые цвета. Ученик будет уметь:
- передавать на бумаге форму и объём предметов, настроение в работе;
- понимать, что такое натюрморт, пейзаж, светотень, воздушная перспектива, освещённость, пространство, этюд с натуры, эскиз, дальний план, сюжет.
Ученик способен проявлять интерес к первым творческим успехам товарищей.
Личностные результаты освоения программы по изобразительному искусству:
1) формирование понятия и представления о национальной
культуре, о вкладе русского народа в культурное и художественное
наследие мира;
2) формирование интереса и уважительного отношения к культурам
разных народов ;
3) развитие творческого потенциала ребенка, активизация
воображения и фантазии;
4) развитие этических чувств и эстетических потребностей,
эмоционально-чувственного восприятия окружающего мира природы и
произведений искусства; пробуждение и обогащение чувств ребенка,
сенсорных способностей детей;
5) воспитание интереса детей к самостоятельной творческой
деятельности, развитие навыков сотрудничества в художественной деятельности.
Метапредметные результаты освоения программы по изобразительному искусству:
1) освоение способов решения проблем поискового характера;
развитие творческого потенциала личности, способности оригинально мыслить и самостоятельно решать творческие задачи;
2) развитие визуально-образного мышления, способности
откликаться на происходящее в мире, в ближайшем окружении.
3)развитие сознательного подхода к восприятию эстетического в
действительности и искусстве, а также к собственной творческой
деятельности;
4) формирование способности сравнивать, анализировать, обобщать
и переносить информацию с одного вида художественной деятельности
на другой (с одного искусства на другое); формировать умение
накапливать знания и развивать представления об искусстве и его
истории; воспитание умения и готовности слушать собеседника.
5) развитие интереса к искусству разных стран и народов;
6) понимание связи народного искусства с окружающей природой,
климатом, ландшафтом, традициями и особенностями региона.
7) освоение выразительных особенностей языка разных искусств;
развитие интереса к различным видам искусства;
8) воспитание нравственных и эстетических чувств; любви к родной
природе, своему народу, к многонациональной культуре;
Предметные результаты освоения программы должны отражать:
1) формирование устойчивого интереса к изобразительному творчеству; способность воспринимать, понимать, переживать и ценить
произведения изобразительного и других видов искусства;
2) индивидуальное чувство формы и цвета в изобразительном
искусстве, сознательное использование цвета и формы в творческих
работах;
3) развитость коммуникативного и художественно-образного
мышления детей ;
4) проявление эмоциональной отзывчивости, развитие фантазии и
воображения детей;
5) использование в собственных творческих работах цветовых
фантазий, форм, объемов, ритмов, композиционных решений и образов;
6) умение воспринимать изобразительное искусство и выражать свое
отношение к художественному произведению;
7) нравственные, эстетические, этические, общечеловеческие культурологические, духовные аспекты воспитания на занятиях
изобразительного искусства.
5.Формы и виды контроля
Формой контроля на занятиях в изостудии является периодическая организация выставок, что дает возможность детям заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха.
Кроме того, необходимо постоянно выделять время на обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности. Обсуждение работ активизирует внимание учащихся, формирует опыт творческого общения.
Коллективные, так и индивидуальные выставки ребят, тематические выставки, виртуальные экскурсии, участие в районных и областных конкурсах. Общественное положение результатов художественной деятельности школьников имеет большое значение в воспитательном процессе.
6.Методические рекомендации Организация образовательного процесса
Программа изобразительного объединения представляет различные виды деятельности в области изобразительного искусства.
Для реализации целей и задач программы используются формы и методы обучения, направленные на обогащение творческого воображения, мышления, развития художественного восприятия, обогащение и развитие словаря, развитие увлеченности изобразительной деятельностью.
Формы проведения занятий разнообразны: вводное, практическое, занятие – ознакомление, занятие – обобщение, занятие – игра.
Образовательный процесс, включает в себя различные методы обучения:
Методы педагогической драматургии - особая атмосфера кабинета, группы, стенды украшенные детскими работами; вид окружающего мира. Природы, открывающийся из окон: музыка и поэзия, сопровождающие объяснения педагога; игры и сказочные моменты на занятиях.
Репродуктивный метод – воспроизводящий.
Иллюстративный метод - использование наглядного материала (альбомы об искусстве, папки с образцами, иллюстрации и т.д.).
Метод опоры на личный, эмоциональный бытовой опыт ребенка.
Метод свободы в выборе материала в изобразительной деятельности.
Метод диалогичности, коллективного обсуждения детских работ.
Метод коллективных работ: ребенок – ребенок, педагог – ребенок.
В работе используются формы индивидуальной работы и коллективного творчества. В сотворчестве с педагогом, ребенок превышает уже достигнутые им уровни развития своих способностей. Вся изобразительная деятельность ребенка проходит в сотрудничестве с педагогом, в совместном поиске, когда ребенок не получает готовых рецептов и решений, а напрягает свой ум, фантазию, волю, память, при этом учитываются индивидуальные особенности развития каждого ребенка. Для физической разгрузки используется физ.минутка.
Постоянный поиск новых форм и методов организации учебного и воспитательного процесса позволяет делать работу с детьми более разнообразной.
Задача педагога – создать эмоциональный фон оформления, атмосферу общения, чтобы дети получили радость, стремление творить и создавать красивое.
7.Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
- Энциклопедический словарь для школьников, М., 1991 г.
- Королёва В.А. «Материалы и техника рисунка», М., «Изобразительное искусство», 2003 г.
- Кузин В.С. «Изобразительное искусство», М., «Дрофа», 2005 г.
- Шер Н.С. «Рассказы о русских художниках», М., «Детская литература», 2007 г.
- Фёдоров С.А., Семёнова М.Н. «Изобразительное искусство», М., «Просвещение», 2008 г.
- Кирсанов Ф.И. «Рисование и труд в школе», М., Просвещение , 2009 г.
Оборудование класса:
-АРМ учителя начальных классов -смарт доска -проектор -моноблок -принтер
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | Всего часов | Аудиторные | Внеауди торные | Дата |
Осенние мотивы | 8 | 4 | 4 | ||
1. | Воспоминания о лете (три основных цвета) «Инструктаж по ТБ. | 1 | |||
2. | Выразительные средства линии | 1 | |||
3. | Пейзаж. "Осень. Листопад". | 1 | |||
4. | Знакомство с великими художниками. | 1 | |||
5. | Экскурсия к морю. Беседа на тему «Осень». | 4 | |||
Зимние узоры | 10 | 4 | 6 | ||
7. | «Узоры снежинок». Орнамент в круге. | 1 | |||
8. | «Ёлочка-красавица». | 1 | |||
9. | «В гостях у Деда Мороза и Снегурочки». | 1 | |||
10. | Экскурсия в зимний парк "Ривьера". | 6 | |||
11. | «Зимний лес». Характер деревьев. | 1 | |||
Основы декоративно-прикладного искусства | 11 | 5 | 6 | ||
12. | Народные промыслы Городец | 1 | |||
13. | Народные промыслы Хохлома | 1 | |||
14. | Народные промыслы Гжель | 1 | |||
15. | Народные промыслы Кемеровская роспись | 1 | |||
16. | Подводное царство. Экскурсия в океанариум. | 6 | |||
18. | «Рисуем сказку». Рисование любимых сказок и сказочных героев. | 1 | |||
Весенняя палитра | 5 | 2 | 3 | ||
20. | Подарок маме. | 1 | |||
21. | Экскурсия в весенний лес. Весенний пейзаж. | 3 | |||
22. | Свободная тема. Выставка работ. | 1 | |||
Итого: | 34ч | 15ч | 19ч |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по курсу «Волшебная кисточка» (внеурочная деятельность) Художественно – эстетическое направление.
Рабочая программапо курсу «Волшебная кисточка»(внеурочная деятельность)Художественно – эстетическое направление....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Волшебная кисточка" 1 класс
Программа «Волшебная кисточка» разработана с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта общего образования и планируемых результатов общего образования. Дан...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Волшебная кисточка" (2 класс)
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Волшебная кисточка» для обучающихся 2-х классов разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного станд...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Волшебная кисточка" (3 класс)
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Волшебная кисточка» для обучающихся 3-х классов разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного станд...
Рабочая программа по курсу «Волшебная кисточка» (внеурочная деятельность) Художественно – эстетическое направление. Уровень общего образования – начальное общее образование, 3 класс
Рабочая программапо курсу «Волшебная кисточка»(внеурочная деятельность)Художественно – эстетическое направление. Уровень общего образования – начальное общее...