Рабочая программа изостудии "Волшебная кисточка"
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 2 класс) на тему

Таран Светлана Алексеевна

Рабочая программа разработана на основе ФГОС НОО, программы кружка «В мире книг» (авт.Л.А.Ефросинина).

 Данная  программа  реализуется  для  учащихся 2 класса. Занятия проводятся во внеурочное время.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                     РАБОЧАЯ   ПРОГРАММА   ИЗОСТУДИИ  « ВОЛШЕБНАЯ   КИСТОЧКА »

I.Пояснительная записка.

Рабочая программа  разработана на основе  ФГОС НОО, программы Т.А. Копцевой «Пленэр», «Положения о рабочей программе МБОУ – СОШ № 1 сл.Большая Мартыновка». Данная программа реализуется для учащихся 2 класса.

В соответствии с календарным учебным графиком  на 2014-2015 уч.год количество часов в неделю – 1 час, количество часов за год – 32 часа.

          33 занят                                Цели программы:

- формирование культуры творческой личности;

- приобщение учащихся к миру искусств, общечеловеческим и национальным ценностям через их собственное творчество и освоение художественного опыта прошлого.

Задачи программы:

- приобщение к основам изобразительного искусства через практические занятия в студии и на воздухе;

 - рисование с натуры природных форм, архитектуры, животных и человека;

- наблюдение за природой, за особенностями природных проявлений во время заочных путешествий в лес, поле, парк и т. п.

Ценностные ориентиры содержания курса

При изучении каждой темы, при анализе произведений искусства необходимо постоянно делать акцент на гуманистической составляющей искусства: говорить о таких категориях, как красота, добро, истина, гражданственность, патриотизм, ценность природы и человеческой жизни.

Учитель и ученик призваны сотрудничать в выборе содержания и методов обучения. Их деятельность нацеливается на активное решение проблем с целью выработки определенных действий по созданию творческого продукта (произведения). Такой подход предполагает проживание ребёнком ситуации творца, первооткрывателя («я-автор», «я-зритель», «я-ценитель искусства»), способного мыслить креативно и находить индивидуально окрашенное решение и художественно-творческое воплощение проблемной ситуации.

II.Планируемые результаты

Личностные результаты:

*развитие творческого потенциала ребенка, активизация воображения и фантазии;

*развитие этических чувств и эстетических потребностей, эмоционально-чувственного восприятия окружающего мира природы и произведений искусства; пробуждение и          обогащение чувств ребенка, сенсорных способностей детей;

*воспитание интереса детей к самостоятельной творческой деятельности; развитие желания привносить в окружающую действительность красоту; развитие навыков сотрудничества в художественной деятельности.

Метапредметные результаты:

*освоение способов решения проблем поискового характера; развитие продуктивного проектного мышления, творческого потенциала личности, способности оригинально мыслить и самостоятельно решать творческие задачи;

*развитие визуально-образного мышления, способности откликаться на происходящее в мире, в ближайшем окружении, формирование представлений о цикличности и  ритме в жизни и в природе;

*развитие сознательного подхода к восприятию эстетического в действительности и искусстве, а также к собственной творческой деятельности;

*активное использование речевых, музыкальных, знаково-символических средств, информационных и коммуникационных технологий в решении творческих коммуникативных и познавательных задач, саморазвитие и самовыражение; накапливать знания и представления о разных видах искусства и их взаимосвязи;

*формирование способности сравнивать, анализировать, обобщать и переносить информацию с одного вида художественной деятельности на другой (с одного искусства на другое); формировать умение накапливать знания и развивать представления об искусстве и его истории; воспитание умения и готовности слушать собеседника и вести диалог;

 *формирование у детей целостного, гармоничного восприятия мира, воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и  народного искусства;

  *воспитание нравственных и эстетических чувств; любви к народной природе, своему народу

Предметные результаты

Учащиеся должны знать:

О предметах и явлениях природы, животных, птицах, их общих характерных признаках и различиях. О формах предметов и их различиях. Перспектива. Штрих.

Сочетание холодных, теплых тонов. О сюжетной композиции. О способах лепки.

Уметь:

Правильно сидеть за партой (столом), верно держать лист бумаги и карандаш;

Свободно работать карандашом - без напряжения проводить линии в нужных направлениях, не вращая при этом лист бумаги;

Наблюдать за природой, за особенностями природных проявлений во время заочных путешествий в лес, поле, парк;

Передавать в рисунке простую форму, общее пространственное положение, основной цвет предмета;

Правильно работать акварельными красками – разводить и смешивать краски, ровно закрывать ими   нужную поверхность ( не выходя за пределы очертаний этой поверхности);

Выполнять простые узоры. Пользоваться простейшими приемами лепки (пластилин);

Выполнять простые аппликации. Составлять композиции.

Изображать маленькое и большое, дальше и ближе.

Пользоваться изобразительным материалом: цветными карандашами, акварельными и гуашевыми красками, пластилином.

Выделять главное и второстепенное. Самостоятельно обдумывать, выбирать и создавать композицию.

Основной формой учета результатов внеурочной деятельности учащихся является портфолио.

III. Содержание курса

Мир вокруг нас

Материалы и оборудование для художника.

Рисунок. Материалы для рисунка: карандаш, ручка, фломастер, уголь, пастель, мелки и т. д.

Роль рисунка в искусстве: основная и вспомогательная. Красота и разнообразие природы, выраженные средствами рисунка, живописи.

Низкий и высокий горизонт, точка схода.

Цвет. Основные и составные цвета. Тёплые и холодные цвета. Смешение цветов. Роль белой и чёрной красок в эмоциональном звучании и выразительности образа. Эмоциональные возможности цвета. Практическое овладение основами цветоведения.

Рисование по памяти и по представлению.

Зарисовки.

Аппликации с разными ландшафтами (горный, степной, лесной).

Лепка пейзажей.

Беседа по репродукциям картин художников: Э. Мане, О. Ренуар, Э. Дега, К. Моне, К. Писсарро, А. Сислей, К. Коровин, И. Грабарь и др.

Беседа «Колорит-система цветовых сочетаний в произведении изобразительного искусства, одно из важнейших средств эмоциональной   выразительности»

      Образы в искусстве

Пленэр. Специфика работы на пленэре. 

Пленэрные зарисовки: пейзаж с деревьями, архитектурный пейзаж, выполнение зарисовок разных пород деревьев.

Наблюдение за архитектурными формами.

Свет и тень (собственная и падающая).

Рисунок. Красота и разнообразие человека, зданий, предметов, выраженные средствами рисунка, живописи. Изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты.

Живопись. Живописные материалы. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи. Цвет — основа языка живописи. Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с поставленными задачами. Образы природы и человека в живописи.

Аппликация: птицы, натюрморт, цветы.

Скульптура. Материалы скульптуры и их роль в создании выразительного образа. Элементарные приёмы работы с пластическими скульптурными материалами для создания выразительного образа (пластилин, глина — раскатывание, набор объёма, вытягивание формы). Объём — основа языка скульптуры. Основные темы скульптуры. Красота человека и животных, выраженная средствами скульптуры.

Лепка: домашние животные.

Композиция. Элементарные приёмы композиции на плоскости и в пространстве. Понятия: горизонталь, вертикаль и диагональ в построении композиции. Пропорции и перспектива. Понятия: линия горизонта, ближе — больше, дальше — меньше, загораживания. Роль контраста в композиции: низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое, тёмное и светлое, спокойное и динамичное и т. д. Композиционный центр (зрительный центр композиции). Главное и второстепенное в композиции. Симметрия и асимметрия.

Линия. Многообразие линий (тонкие, толстые, прямые, волнистые, плавные, острые, закруглённые спиралью, летящие) и их знаковый характер.

Беседы: «Анималистический жанр — изображение животных в живописи, графике, скульптуре»; «Пейзаж — жанр изобразительного искусства».

Анализ картин художников — натюрмортов или зарисовок с изображением цветов М. Сарьяна, И. Грабаря, К. Коровина.

   IV.Программно-методическое обеспечение:

      Книгопечатная продукция

  • Федеральный государственный образовательный стандарт НОО. Москва «Просвещение» 2011 г.

  • «Программы дополнительного художественного образования детей в каникулярное время», Москва, «Просвещение», 2008 год.

Методические пособия для учителя:

  • Разработки занятий.

Технические средства обучения (ТСО): экспозиционный экран, персональный компьютер, мультимедийный проектор.

V.Календарно-тематическое планирование

№п/п

Дата

план

Дата

факт

    Тема занятия

      Содержание курса

     Деятельность учащихся

Результат

1

1.09

Мир вокруг нас-11 ч

 Введение. Мате-риалы и оборудо-вание для художника.

- Выполнение аппликаций, рисунков, зарисовок.

- Низкий и высокий горизонт, точка схода.

- Игры.

- Проведение беседы: «Колорит-система цветовых сочетаний в произведении изобразительного искусства, одно из важнейших средств эмоциональной   выразительности»

- Рисование по памяти и по представлению.

- Лепка.

- Анализ картин художников-импрессионистов:

Э. Мане, О. Ренуар, Э. Дега, К. Моне, К. Писсарро, А. Сислей, К. Коровин, И. Грабарь и др.

- поиск природных мотивов для рисования;

- Практическая работа: выполнение упражнений

Выполнение упражнений «Небо — земля» - создание рисунков.

2-4

8.09

15.09

22.09

Краски неба

- Беседа по репродукциям картин художников;

- наблюдение;

- Практическая работа: выполнение упражнений

Выполнение упражнений с изображением неба - создание рисунков.

5-6

29.09

6.10

Небесные переливы

-  Игра;

- Практическая работа: выполнение зарисовок

Выполнение пленэрных зарисовок неба — облака, тучи, безоблачное небо — в технике по- сырому.

7-8

13.10

20.10

Краски земли

- Беседа по репродукциям картин художников;

- наблюдение;

-  игра;

- Практическая работа: выполнение упражнений

Выполнение упражнений с изображением земли ( без неба) - создание рисунков.

9-11

27.10

10.11

17.11

Пейзаж

- Беседа по репродукциям картин художников;

- Практическая работа: аппликация

Аппликации с разными ландшафтами (горный, степной, лесной).

12-14

/1-3/

24.11

1.12

8.12

Образы в искусстве -21 ч.

Образы цветов.

- Специфика работы на пленэре.

- Пленэр: свет и тень (собственная и падающая).

- Проведение бесед: «Анималистический жанр — изображение животных в живописи, графике, скульптуре»; «Пейзаж — жанр изобразительного искусства».

- Выполнение практических работ: аппликация, лепка, пленэрные зарисовки.

- Оформление выставки.

- Анализ картин художников — пейзажей с ярко выраженным колоритом.

- Анализ картин художников — натюрмортов или зарисовок с изображением цветов

М. Сарьяна, И. Грабаря, К. Коровина.

- Рисование по памяти и по представлению.

- Рисование с натуры.

- Беседа по репродукциям картин художников;

- наблюдение;

-  игра;

- Практическая работа: рисунки или аппликация

Создание рисунков в технике по- сырому. Аппликация.

15-16

/4-5/

15.12

22.12

Натюрморт

- Беседа по репродукциям картин художников;

Практическая работа: рисование с натуры

Создание творческих работ.

17-18

/6-7/

29.12

12.01

Образы деревьев

- Анализ картин художников;

- наблюдение;

- Практическая работа: выполнение зарисовок

Выполнение зарисовок на темы.

19-20

/8-9/

19.01

26.01

Пейзаж с деревьями

- наблюдение;

- Практическая работа: выполнение пленэрных зарисовок

Выполнение зарисовок разных пород деревьев.

21-23

/10-12/

2.02

9.02

16.02

Образы домашних животных

- наблюдение за животными;

- Практическая работа: лепка

Лепка фигурок животных.

24-25

/13-14/

2.03

16.03

Образы птиц

- наблюдение за птицами;

-  игра;

- Практическая работа: выполнение зарисовок разных птиц

Создание рисунков.

26-27

/15-16/

30.03

6.04

Образы людей

-  игра;

- Практическая работа: рисование с натуры

Выполнение набросков и зарисовок человека в разных позах.

28-29

/17-18/

13.04

20.04

Архитектурный пейзаж        

- пленэр: наблюдение за архитектурными формами;

-  игра;

- Практическая работа: выполнение этюдов

Этюды пейзажных архитектурных мотивов.

30-31

/19-20/

27.04

18.05

Итоговая композиция

Практическая работа: выполнение итоговой композиции

Итоговые композиции, отражающие интересные события из жизни детей.

32

/21/

25.05

Организация выставки изобразительного творчества детей

- оформление рисунков, стенда

Выставка творчества учеников.

                       

       СОГЛАСОВАНО                                                                                                                                                           СОГЛАСОВАНО

 

Протокол заседания                                                                                                                                                    Заместитель директора по УВР

методического совета

МБОУ – СОШ № 1                                                                                                                                                  ____________________ /Безверхова В.И./

                           

сл.Большая Мартыновка

             от__________________ 2014 г.   № ____                                                                                                                                      ____________________ 2014 г

   Председатель

методического совета   __________________  /Басюк Е.П./


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Веселая кисточка"

Программа внеурочной деятельности  младших  школьников  «Веселая кисточка»  реализует художественно-эстетического направления  во внеурочной   деятельности в рамках ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по новым образовательным стандартам по внеурочной деятельности художественно-эстетического направления «Весёлая кисточка» для 1-4 классов

Программа по изобразительному искусству художественно-творческой деятельности детского объединения предназначена для детей от 7 до 10 лет с разными возможностями (для одарённых детей и для детей с огр...

Рабочая программа и КТП кружок "Волшебная кисточка"

Рабочая программа и КТП по внеурочной деятельности...

Рабочая программа по дополнительному образованию «Золотая кисточка»

Рабочая программа по дополнительному образованию «Золотая кисточка»на 2011-2012 учебный год (на 4 года обучения)...

Рабочая программа кружка "Волшебная кисточка"

Рабочая программа расчитана на обучающихся 1-4 классов....

Рабочая программа "Волшебная кисточка"

Программа для занятий внеурочной деятельности второй год обучения...