ЗАНЯТИE ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Конфликты в нашей жизни и пути их решения».
план-конспект занятия (3 класс)
познакомить детей с понятием "конфликт" и способами их предупреждения;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_konflikt.docx | 803.37 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Конфликты в нашей жизни и пути их решения».
I. Подготовительный этап.
Цели:
познакомить детей с понятием "конфликт" и способами их предупреждения;
Задачи:
-способствовать формированию позитивного отношения к людям, желаниию овладеть навыками общения и социального взаимодействия;
-побуждать детей к сотрудничеству и взаимопониманию.
Метапредметные УУД:
Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Регулятивные: способствовать развитию умения соотносить то, что уже известно и усвоено и то, что еще неизвестно.
Коммуникативные: формировать умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Личностные: учить соотносить поступки и события с принятыми этическими нормами.
Технологии: тренинговая, применение ИКТ, работа в группах, проблемные ситуации, поиск решения проблемы.
Оборудование: компьютер, мультимедийная установка, очки, карточки с заданием, мультфильм «Бараны»
Оформление: презентация
Ход классного часа
II. Организационный этап.
1.Приветствие
Здравствуйте! Я рада вас видеть на занятии. Перед тем, как мы начнем работать, предлагаю для разминки выполнить упражнение «Волшебные очки». (Дети садятся в круг, по очереди одевают очки)
Очки эти не простые, через них видны только хорошие качества человека, давайте посмотрим на соседа и вспомним о нем что-либо хорошее.
Спасибо за работу, займите свои места.
2. Постановка цели и задач занятия.
По-моему, все согласятся с тем, что общение важно для человека. Также важно уметь общаться, зная правила взаимоотношений. Для того чтобы определить, о чём мы будем сегодня говорить, давайте посмотрим ролик («Бараны» по С.Михалкову)
- Что произошло?
- Кто может определить, как называется подобное столкновение людей? (Конфликты).
-Что самое главное не смогли сделать бараны? (договориться, понять друг друга, уступить)
- Что несут с собой такого рода столкновения? (Душевные страдания или физические увечья).
Вот к чему может привести неуступчивость и упрямство.
Ребята, а как бы вы поступили в данной ситуации?
Чтобы сформулировать тему нашего занятия, предлагаю вам поменять местами слова, которые находятся на слайде (пути их Конфликты в жизни и решения нашей). Тема нашего занятия: «Конфликты в нашей жизни и пути их решения». А что нам понадобиться на занятии?
Знания, что такое конфликт. Умения предотвращать и решать конфликт.
III. Основной этап.
- Этап открытия новых знаний
Приём «Ассоциативный ряд».
Какие ассоциации вызывает у вас слово «конфликт»? (Ругань, слезы, драки, синяки, кулаки, ссоры, обиды, убийства, разрушение семьи, потеря работы, тюрьма и т.п.)
КОНФЛИ́КТ - столкновение, серьёзное разногласие, спор. (толковый словарь Ожигова)
Беседа по теме.
- Ребята, приходилось ли вам участвовать в конфликтах? В чём они заключались?
Прочитайте выражение на слайде. "Те кто, не могут сварить суп, заваривают кашу" (В. Домиль). Как бы вы объяснили его значение?
Дети: Тот, кто не способен к общению и пониманию, попадает в запутанные ситуации.
Кто не может ладить с людьми, тот постоянно создаёт трудности для себя и других.
Если в коллективе не могут работать дружно, там любое дело превращается в кашу. Если коллектив не может работать дружно, в этом коллективе постоянно выясняются отношения, копятся обиды, происходят столкновения.
Учёные выявили несколько разновидностей конфликтов. Самый распространённый - неуправляемый конфликт.
Вот в автобусе вам кто-то наступил на ногу, и вы возмутились: "Вот нахал даже не извинился!" Теперь уже тот вынужден нападать: "Не нравится, на такси нужно ездить!" В результате дело может дойти до драки.
Другой вид конфликта - холодная напряжённость (внутренний конфликт).
Он может возникнуть у людей стоящих в очереди, когда кто то, пользуясь своим правом, пытается обойти всех. Например, показывая удостоверение, люди молчат, но внутри у них всё кипит. Но вот кто-то не выдерживает и протестует, очередь его поддерживает и разгорается скандал.
Есть и третья разновидность - избегание, когда человек явно показывает, что не хочет поддерживать общение.
2. Усвоение новых знаний.
Сейчас предлагаю поработать в группах. У вас на сиденьях приклеены кружки разных цветов. Образуем команду по цветам: красные, желтые, синие.
I группа: попрошу вас ответить на вопрос: «В чём же вред конфликтов?»
Во-первых, от конфликтов страдает достоинство человека.
Во-вторых, на каждую минуту конфликта приходится 20 минут последующих переживаний, когда и работа не ладится, и вообще, всё валится из рук.
В-третьих, страдает физическое здоровье - поражаются нервы, сердце, сосуды.
II группа: Перечислите способы предупреждения конфликтов (что можно сделать, чтобы избежать конфликта, который вот – вот развернется)
- Нужно обязательно научиться предотвращать конфликты. А помогут в этом слова: "мне кажется", "может быть, я ошибаюсь", "может быть, ты со мной согласишься" и т.д.
Правильное поведение при конфликте сохранит ваше здоровье, сделает спокойнее и счастливее не только вас, но и других.
- Как и болезни, конфликты лучше предупредить, чем лечить. Сейчас мы будем учиться предупреждать конфликтные ситуации.
Для предупреждения конфликтных ситуаций существует множество способов. Мы рассмотрим два самых распространённых.
3. Проверка понимания. Разыграть ситуацию в группе.
Ситуация 1. Вам не нравится, что ваш сосед по парте никогда не носит в школу учебников и пользуется вашими. Разыграйте ситуацию (чтение по ролям):
- Привет, Дима!
- Привет. Ты опять пришел на урок без учебника?
- Я забыл их дома.
- Мне не хочется ссориться, но мне не нравится, когда моими вещами пользуются другие. Это мои учебники, и мне одному удобнее ими пользоваться.
- Ладно, понял. Постараюсь больше не забывать учебники дома.
Ситуация 2:
Вам не нравится, что ваш сосед по парте никогда не носит в школу учебников и пользуется вашими. Разыграйте ситуацию (чтение по ролям):
- Привет, Дима!
- Привет. Ты опять пришел на урок без учебника?
- Ну да, просто они такие тяжелые и вообще я не знал, что сегодня история.
- Я понимаю, что тяжело носить в школу полный портфель учебников. Но мне кажется несправедливым то, что я один ношу учебники, давай будем это делать по очереди?
- Классно! Давай.
- Чем отличаются возражения ученика?
В первой ситуации мягко намекают, а во второй предлагают компромисс
Первый способ предупреждения конфликтов - мягкое противостояние.
Мягкое противостояние - это решительное возражение, высказанное в мягкой форме. Так можно отстоять свою позицию, и не обидеть другого человека.
Второй способ называется "конструктивное предложение" Это попытка найти компромисс, т.е. выход, который мог бы устроить всех.
Итак, мягкое противостояние и конструктивное предложение - это два способа поведения, которые помогут вам предотвратить конфликты и сохранить собственное достоинство.
Ситуация 2. Выходят две ученицы.
1-й вариант разговора.
— Ой, привет, ты, где это так подстриглась?
— А что, тебе не нравится?
— Так вообще давно уже никто не стрижется — ты выглядишь как пенсионерка.
— Ой, да ты на себя в зеркало посмотри!..
2-й вариант разговора.
— Ой, привет, ты, где это так подстриглась?
— А что, тебе не нравится?
- Тебе просто не идет эта стрижка.
— Ты на самом деле так считаешь?
— Ну да, я же твоя подруга, а кто тебе еще честно скажет?
— А что мне делать?
— Пойдем ко мне, я попробую уложить тебе волосы по-другому.
— Пойдем.
- В данном случае искренность и готовность пойти навстречу помогли избежать ссоры. Обобщения типа «вообще никто», «никто так не делает» только провоцируют развитие спора.
3. Закрепление
А сейчас давайте вместе составим правила, которые помогут избежать конфликтов.
Правила бесконфликтного общения
- Помогай.
- Будь честным.
- Уступай.
- Попроси прощения.
- Не груби.
- Не жадничай.
- Не злись.
- Выслушай.
Рефлексия
Все люди разные. У нас могут быть разными не только возраст и внешность, мы по–разному можем воспринимать одни и те же вещи, явления. но избежать конфликта может каждый, и в любой ситуации это возможно.
Упражнение «От сердца к сердцу». А сейчас я предлагаю вам рассчитаться по порядку номеров, запомнить свои номера, затем встать и выйти в середину класса. Вам необходимо стать в два круга — внутренний и внешний — так, чтобы вы разбились по парам. Во внутренний круг пусть станут те ребята, у кого номера четные, а во внешний — у кого нечетные. Возьмите, пожалуйста, друг друга за руки. Я думаю, есть что-то хорошее, что вы хотите сказать друг другу. Скажите вашему другу теплые и добрые слова о нем. Затем по хлопку ведущего внешний круг передвигается по часовой стрелке.
Упражнение «Голубь» - Всем известно, что голубь – символ мира, предлагаю вам выбрать из предложенных высказываний и приклеить на их на крыло голубя. Кто справился, давайте повесим на стену и будем всегда на них смотреть, когда назревает в нашей группе какая-то ссора.
Вы согласитесь, что самое лучшее в жизни – это дружба.
Чтобы контролировать ситуацию, надо оставаться спокойным.
В споре умей выслушивать собеседника до конца.
Уважай чувства других людей.
Любую проблему можно решить.
Будь внимателен к людям, с которыми общаешься.
Не сердись, улыбнись.
Начни свой день с улыбки.
Будь уверен в себе.
Раскрой свое сердце, и мир раскроет свои объятия.
Взгляни на своего обидчика — может, ему просто нужна твоя помощь.
Будь обаятелен и добр.
Извинись, если ты не прав.
Не забывай выражать свою благодарность.
Выполняй свои обещания.
Не критикуй постоянно других.
Умей сказать другу правду, даже если она не очень приятна.
Полюби себя, поверь в себя.
Заключительное слово.
В обществе нельзя жить без противоречий, люди всегда будут отличаться взглядами, вкусами и пристрастиями. Но эти противоречия нельзя доводить до конфликтов. Что бы сохранить душевное, психическое и физическое здоровье, нужно научиться предотвращать конфликты, а если конфликт уже разгорелся, нужно уметь из него выйти.
Что нового и полезного для жизни вы сегодня узнали?
Ученица:
В жизни по-разному можно жить:
В горе можно и в радости;
Вовремя есть, вовремя пить,
Вовремя делать гадости.
А можно и так: на рассвете встать
И, помышляя о чуде,
Рукой обожженной солнце достать
И подарить его людям.
А я желаю всем вам, чтобы в нашей жизни как можно меньше было конфликтов. А если даже они произойдут, то главное - чтобы они всегда разрешались только положительно. Находясь перед выбором, прежде чем что-то сделать, подумайте о последствиях. И пусть решение окажется верным
- Мне сегодня очень приятно было работать с вами. Спасибо.
Песня "Ты да я, да мы с тобой".
Правила бесконфликтного общения
- Помогай.
- Будь честным.
- Уступай.
- Попроси прощения.
- Не груби.
- Не жадничай.
- Не злись.
- Выслушай.
МОТИВАТОРЫ
Наклеиваются на голубей
Чтобы контролировать ситуацию,
надо оставаться спокойным.
В споре умей выслушивать
собеседника до конца.
Уважай чувства других людей.
Любую проблему можно решить.
Будь внимателен к людям,
с которыми общаешься.
Не сердись, улыбнись.
Начни свой день с улыбки.
Будь уверен в себе.
Раскрой свое сердце,
и мир раскроет свои объятия.
Взгляни на своего обидчика —
может, ему просто нужна твоя помощь.
Будь обаятелен и добр.
Извинись, если ты не прав.
Не забывай выражать
свою благодарность.
Выполняй свои обещания.
Не критикуй постоянно других.
Умей сказать другу правду,
даже если она не очень приятна.
Полюби себя, поверь в себя.
Ситуация 1. Вам не нравится, что ваш сосед по парте никогда не носит в школу учебников и пользуется вашими. Разыграйте ситуацию (чтение по ролям):
- Привет, Дима!
- Привет. Ты опять пришел на урок без учебника?
- Я забыл их дома.
- Мне не хочется ссориться, но мне не нравится, когда моими вещами пользуются другие. Это мои учебники, и мне одному удобнее ими пользоваться.
- Ладно, понял. Постараюсь больше не забывать учебники дома.
Ситуация 2:
Вам не нравится, что ваш сосед по парте никогда не носит в школу учебников и пользуется вашими. Разыграйте ситуацию (чтение по ролям):
- Привет, Дима!
- Привет. Ты опять пришел на урок без учебника?
- Ну да, просто они такие тяжелые и вообще я не знал, что сегодня история.
- Я понимаю, что тяжело носить в школу полный портфель учебников. Но мне кажется несправедливым то, что я один ношу учебники, давай будем это делать по очереди?
- Классно! Давай.
- Чем отличаются возражения ученика?
Ситуация 3. Разыграйте ситуацию (чтение по ролям):
Выходят две ученицы.
— Ой, привет, ты, где это так подстриглась?
— А что, тебе не нравится?
— Так вообще давно уже никто не стрижется — ты выглядишь как пенсионерка.
— Ой, да ты на себя в зеркало посмотри!..
Ситуация 3. Разыграйте ситуацию (чтение по ролям):
— Ой, привет, ты, где это так подстриглась?
— А что, тебе не нравится?
- Тебе просто не идет эта стрижка.
— Ты на самом деле так считаешь?
— Ну да, я же твоя подруга, а кто тебе еще честно скажет?
— А что мне делать?
— Пойдем ко мне, я попробую уложить тебе волосы по-другому.
— Пойдем.
В чём же вред конфликтов?
Что можно сделать,
чтобы избежать конфликта?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная программа по внеурочной деятельности "Школа здорового образа жизни".
Программа внеурочной деятельности. Содержание программы предпологает изучение вопросов этики, морали, психологии, правоведения, физиологии, анатомии и гигиены человека в аспекте пропаганды обуче...
Внеурочная деятельность в рамках ФГОС: организация, проблемы, пути решения.
Заинтересованность школы и учителя в решении проблемы внеурочной деятельности (ВУД) объясняется не только включением ее в учебный план 1- 4 классов, но и новым взглядом на образовательные резуль...
Конфликт в начальной школе и пути его решения
Конфликт в начальной школе и пути его решения...
Фрагмент занятия внеурочной деятельности по курсу "Учусь создавать проекты" Тема: Проблема. Решение проблемы
Тема: Проблема. Решение проблемы.Цель: овладение средствами и способами воплощения собственных замыслов; развитие умения видеть проблему и находить необходимые способы действия; воспитывать любовь к п...
Методическая разработка . Внеурочная деятельность. Краски в нашей жизни.
Материал представлен в виде презентации. Материал раскрывает историю происхождения красок....
Внеурочная деятельность «Как в нашу жизнь пришли газеты и журналы»
Внеурочная деятельность«Как в нашу жизнь пришли газеты и журналы»...
Конспект внеурочного занятия "Компьютер в нашей жизни"
Конспект внеурочного занятия "Компьютер в нашей жизни"...