ЗАНЯТИE ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Конфликты в нашей жизни и пути их решения».
план-конспект занятия (3 класс)

познакомить детей с понятием "конфликт" и  способами их  предупреждения;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_konflikt.docx803.37 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Конфликты в нашей жизни и пути их решения».

I. Подготовительный этап.

Цели:

 познакомить детей с понятием "конфликт" и  способами их  предупреждения;

Задачи:

-способствовать формированию позитивного отношения к людям, желаниию овладеть навыками общения и социального взаимодействия;

-побуждать детей к сотрудничеству и взаимопониманию.

Метапредметные УУД:

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Регулятивные: способствовать развитию умения соотносить то, что уже известно и усвоено и то, что еще неизвестно.

Коммуникативные: формировать умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Личностные: учить соотносить поступки и события с принятыми этическими нормами.

Технологии: тренинговая, применение ИКТ, работа в группах, проблемные ситуации, поиск решения проблемы.

Оборудование: компьютер, мультимедийная установка, очки, карточки с заданием, мультфильм «Бараны»

Оформление: презентация

Ход классного часа

II. Организационный этап.

1.Приветствие

 Здравствуйте! Я рада вас видеть на занятии. Перед тем, как мы начнем работать, предлагаю для разминки выполнить упражнение «Волшебные очки».  (Дети садятся в круг, по очереди одевают очки)

Очки эти не простые, через них видны только хорошие качества человека, давайте посмотрим на соседа и вспомним о нем что-либо хорошее.

 Спасибо за работу, займите свои места.

2. Постановка цели и задач занятия.

 По-моему, все согласятся с тем, что общение важно для человека. Также важно уметь общаться, зная  правила взаимоотношений. Для того чтобы определить, о чём мы будем сегодня говорить, давайте посмотрим ролик («Бараны» по С.Михалкову)

- Что произошло?

- Кто может определить, как называется подобное столкновение людей? (Конфликты).

-Что самое главное не смогли сделать бараны? (договориться, понять друг друга, уступить)

- Что несут с собой такого рода столкновения? (Душевные страдания или физические увечья).

Вот к чему может привести неуступчивость и упрямство.

Ребята, а как бы вы поступили в данной ситуации? 

Чтобы сформулировать тему нашего занятия, предлагаю вам поменять местами слова, которые находятся  на слайде (пути их Конфликты в жизни и решения нашей). Тема нашего занятия: «Конфликты в нашей жизни и пути их решения». А что нам понадобиться на занятии?

Знания, что такое конфликт. Умения предотвращать и  решать конфликт.

III. Основной этап.

  1. Этап открытия новых знаний

Приём «Ассоциативный ряд».

Какие ассоциации вызывает у вас слово «конфликт»? (Ругань, слезы, драки, синяки, кулаки, ссоры, обиды, убийства, разрушение семьи, потеря работы, тюрьма и т.п.)

 

 КОНФЛИ́КТ -  столкновение, серьёзное разногласие, спор. (толковый словарь Ожигова)

Беседа по теме.

- Ребята, приходилось ли вам участвовать в конфликтах? В чём они  заключались?

Прочитайте выражение на слайде. "Те кто, не могут сварить суп, заваривают кашу"  (В. Домиль). Как бы вы объяснили его значение?

Дети: Тот, кто не способен к общению и пониманию, попадает в запутанные ситуации.

Кто не может ладить с людьми, тот  постоянно создаёт трудности для себя и других.

Если в коллективе не могут работать дружно, там любое дело превращается в кашу. Если коллектив не может работать дружно, в этом коллективе постоянно выясняются отношения, копятся обиды, происходят столкновения.

Учёные выявили несколько разновидностей конфликтов. Самый распространённый - неуправляемый конфликт.

Вот в автобусе вам кто-то наступил на ногу, и вы возмутились: "Вот нахал даже не извинился!" Теперь уже тот вынужден нападать: "Не нравится, на такси нужно ездить!" В результате дело может дойти до драки.

Другой вид конфликта - холодная напряжённость (внутренний конфликт).

Он может возникнуть у людей стоящих в очереди, когда кто то, пользуясь своим правом, пытается обойти всех. Например, показывая удостоверение, люди молчат, но внутри у них всё кипит. Но вот кто-то не выдерживает и протестует, очередь его поддерживает и разгорается скандал.

Есть и третья разновидность - избегание, когда человек явно показывает, что не хочет поддерживать общение.

2. Усвоение новых знаний.

Сейчас предлагаю поработать в группах. У вас на сиденьях приклеены кружки разных цветов. Образуем команду по цветам: красные, желтые, синие.

I группа: попрошу вас ответить на вопрос: «В чём же вред конфликтов?»

 Во-первых, от конфликтов страдает достоинство человека.

Во-вторых, на каждую минуту конфликта приходится 20 минут последующих переживаний, когда и работа не ладится, и вообще, всё валится из рук.

В-третьих, страдает физическое здоровье - поражаются нервы, сердце, сосуды.

II группа:  Перечислите способы предупреждения конфликтов (что можно сделать, чтобы избежать конфликта, который вот – вот развернется)

- Нужно обязательно научиться предотвращать  конфликты. А помогут в этом  слова: "мне кажется", "может быть, я ошибаюсь", "может быть, ты со мной согласишься" и т.д.

Правильное поведение при конфликте сохранит ваше здоровье, сделает спокойнее и счастливее не только вас, но и других.

- Как и болезни, конфликты лучше предупредить, чем лечить. Сейчас мы будем учиться предупреждать конфликтные ситуации.

Для предупреждения конфликтных ситуаций существует множество способов. Мы рассмотрим два самых распространённых.

3. Проверка понимания. Разыграть ситуацию в группе.

Ситуация 1. Вам не нравится, что ваш сосед по парте никогда не носит в школу учебников и пользуется вашими. Разыграйте ситуацию (чтение по ролям):

- Привет, Дима!

- Привет. Ты опять пришел на урок без учебника?

- Я забыл их дома.

- Мне не хочется ссориться, но мне не нравится, когда моими вещами пользуются другие. Это мои учебники, и мне одному удобнее ими пользоваться.  

- Ладно, понял. Постараюсь больше не забывать учебники дома.

Ситуация 2: 

Вам не нравится, что ваш сосед по парте никогда не носит в школу учебников и пользуется вашими. Разыграйте ситуацию (чтение по ролям):

- Привет, Дима!

- Привет. Ты опять пришел на урок без учебника?

- Ну да, просто они такие тяжелые и вообще я не знал, что сегодня история.

- Я понимаю, что тяжело носить в школу полный портфель учебников. Но мне кажется несправедливым то, что я один ношу учебники, давай будем это делать по очереди?

- Классно! Давай.

 - Чем отличаются возражения ученика?

В первой ситуации  мягко намекают, а во второй предлагают компромисс

Первый способ предупреждения конфликтов - мягкое противостояние.

Мягкое противостояние - это решительное возражение, высказанное в мягкой форме. Так можно отстоять свою позицию, и не обидеть другого человека.

Второй способ называется "конструктивное предложение" Это попытка найти компромисс, т.е. выход, который мог бы устроить всех.

Итак, мягкое противостояние и конструктивное предложение - это два способа поведения, которые помогут вам предотвратить конфликты и сохранить собственное достоинство.

Ситуация 2. Выходят две ученицы.

1-й вариант разговора.

— Ой, привет, ты, где это так подстриглась?

 — А что, тебе не нравится?

— Так вообще давно уже никто не стрижется — ты выглядишь как пенсионерка.

 — Ой, да ты на себя в зеркало посмотри!..

2-й вариант разговора.

— Ой, привет, ты, где это так подстриглась?

 — А что, тебе не нравится?

- Тебе просто не идет эта стрижка.

 — Ты на самом деле так считаешь?

— Ну да, я же твоя подруга, а кто тебе еще честно скажет?

 — А что мне делать?

— Пойдем ко мне, я попробую уложить тебе волосы по-другому.

— Пойдем.

- В данном случае искренность и готовность пойти навстречу помогли избежать ссоры. Обобщения типа «вообще никто», «никто так не делает» только провоцируют развитие спора.

3.  Закрепление 

А сейчас давайте вместе составим правила, которые помогут избежать конфликтов.

Правила бесконфликтного общения

  • Помогай.
  • Будь честным.
  • Уступай.
  • Попроси прощения.
  •  Не груби.
  •  Не жадничай.
  • Не злись. 
  • Выслушай.

Рефлексия 

Все люди разные. У нас могут быть разными не только возраст и внешность, мы по–разному можем воспринимать одни и те же вещи, явления. но  избежать конфликта может каждый, и в любой ситуации это возможно.

Упражнение «От сердца к сердцу». А сейчас я предлагаю вам рассчитаться по порядку номеров, запомнить свои номера, затем встать и выйти в середину класса. Вам необходимо стать в два круга — внутренний и внешний — так, чтобы вы разбились по парам. Во внутренний круг пусть станут те ребята, у кого номера четные, а во внешний — у кого нечетные. Возьмите, пожалуйста, друг друга за руки. Я думаю, есть что-то хорошее, что вы хотите сказать друг другу. Скажите вашему другу теплые и добрые слова о нем. Затем по хлопку ведущего внешний круг передвигается по часовой стрелке.

 

 Упражнение «Голубь» - Всем известно, что голубь – символ мира, предлагаю вам выбрать из предложенных высказываний  и приклеить на  их на крыло голубя. Кто справился,  давайте повесим на стену и будем всегда на них смотреть, когда назревает в нашей группе какая-то ссора.

Вы согласитесь, что самое лучшее в жизни – это дружба.

Чтобы контролировать ситуацию, надо оставаться спокойным.

В споре умей выслушивать собеседника до конца.

Уважай чувства других людей.

 Любую проблему можно решить.

Будь внимателен к людям, с которыми общаешься.

Не сердись, улыбнись.

Начни свой день с улыбки.

 Будь уверен в себе.

 Раскрой свое сердце, и мир раскроет свои объятия.

 Взгляни на своего обидчика — может, ему просто нужна твоя помощь.

Будь обаятелен и добр.

 Извинись, если ты не прав.

 Не забывай выражать свою благодарность.

 Выполняй свои обещания.

Не критикуй постоянно других.

Умей сказать другу правду, даже если она не очень приятна.

 Полюби себя, поверь в себя.

Заключительное слово.

В обществе нельзя жить без противоречий, люди всегда будут отличаться взглядами, вкусами и пристрастиями. Но эти противоречия нельзя доводить до конфликтов. Что бы сохранить душевное, психическое и физическое здоровье, нужно научиться предотвращать конфликты, а если конфликт уже разгорелся, нужно уметь из него выйти.

Что нового и полезного для жизни вы сегодня узнали?

Ученица:

В жизни по-разному можно жить:

В горе можно и в радости;

Вовремя есть, вовремя пить,

Вовремя делать гадости.

А можно и так: на рассвете встать

И, помышляя о чуде,

Рукой обожженной солнце достать

И подарить его людям.

А я желаю всем вам, чтобы в нашей жизни как можно меньше было конфликтов. А если даже они произойдут, то главное - чтобы они всегда разрешались только положительно. Находясь перед выбором, прежде чем что-то сделать, подумайте о последствиях. И пусть решение окажется верным

- Мне сегодня очень приятно было работать с вами. Спасибо.

 

Песня "Ты да я, да мы с тобой".

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Правила бесконфликтного общенияE:\конфликт\-10.jpg

  • Помогай.
  • Будь честным.
  • Уступай.
  • Попроси прощения.
  •  Не груби.
  •  Не жадничай.
  • Не злись. 
  • Выслушай.

МОТИВАТОРЫ

Наклеиваются на голубей

Чтобы контролировать ситуацию,

надо оставаться спокойным.

В споре умей выслушивать

собеседника до конца.

Уважай чувства других людей.

Любую проблему можно решить.

Будь внимателен к людям,

с которыми общаешься.

Не сердись, улыбнись.

Начни свой день с улыбки.

Будь уверен в себе.

Раскрой свое сердце,

и мир раскроет свои объятия.

Взгляни на своего обидчика —

может, ему просто нужна твоя помощь.

Будь обаятелен и добр.

Извинись, если ты не прав.

Не забывай выражать

свою благодарность.

Выполняй свои обещания.

Не критикуй постоянно других.

Умей сказать другу правду,

даже если она не очень приятна.

Полюби себя, поверь в себя.

Ситуация 1. Вам не нравится, что ваш сосед по парте никогда не носит в школу учебников и пользуется вашими. Разыграйте ситуацию (чтение по ролям):

- Привет, Дима!

- Привет. Ты опять пришел на урок без учебника?

- Я забыл их дома.

- Мне не хочется ссориться, но мне не нравится, когда моими вещами пользуются другие. Это мои учебники, и мне одному удобнее ими пользоваться.  

- Ладно, понял. Постараюсь больше не забывать учебники дома.

Ситуация 2: 

Вам не нравится, что ваш сосед по парте никогда не носит в школу учебников и пользуется вашими. Разыграйте ситуацию (чтение по ролям):

- Привет, Дима!

- Привет. Ты опять пришел на урок без учебника?

- Ну да, просто они такие тяжелые и вообще я не знал, что сегодня история.

- Я понимаю, что тяжело носить в школу полный портфель учебников. Но мне кажется несправедливым то, что я один ношу учебники, давай будем это делать по очереди?

- Классно! Давай.

 - Чем отличаются возражения ученика?

Ситуация 3. Разыграйте ситуацию (чтение по ролям):

Выходят две ученицы.

— Ой, привет, ты, где это так подстриглась?

 — А что, тебе не нравится?

— Так вообще давно уже никто не стрижется — ты выглядишь как пенсионерка.

 — Ой, да ты на себя в зеркало посмотри!..

Ситуация 3. Разыграйте ситуацию (чтение по ролям):

— Ой, привет, ты, где это так подстриглась?

 — А что, тебе не нравится?

- Тебе просто не идет эта стрижка.

 — Ты на самом деле так считаешь?

— Ну да, я же твоя подруга, а кто тебе еще честно скажет?

 — А что мне делать?

— Пойдем ко мне, я попробую уложить тебе волосы по-другому.

— Пойдем.

В чём же вред конфликтов?

Что можно сделать,

чтобы избежать конфликта?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная программа по внеурочной деятельности "Школа здорового образа жизни".

Программа внеурочной деятельности. Содержание программы предпологает изучение вопросов этики, морали, психологии, правоведения, физиологии, анатомии и гигиены человека в аспекте пропаганды обуче...

Внеурочная деятельность в рамках ФГОС: организация, проблемы, пути решения.

Заинтересованность школы и учителя в решении проблемы внеурочной деятельности (ВУД) объясняется не только включением ее в учебный план  1- 4 классов, но и новым взглядом на образовательные резуль...

Конфликт в начальной школе и пути его решения

Конфликт в начальной школе и пути его решения...

Фрагмент занятия внеурочной деятельности по курсу "Учусь создавать проекты" Тема: Проблема. Решение проблемы

Тема: Проблема. Решение проблемы.Цель: овладение средствами и способами воплощения собственных замыслов; развитие умения видеть проблему и находить необходимые способы действия; воспитывать любовь к п...

Методическая разработка . Внеурочная деятельность. Краски в нашей жизни.

Материал представлен в виде презентации. Материал раскрывает историю происхождения красок....

Внеурочная деятельность «Как в нашу жизнь пришли газеты и журналы»

Внеурочная деятельность«Как в нашу жизнь пришли газеты и журналы»...

Конспект внеурочного занятия "Компьютер в нашей жизни"

Конспект  внеурочного занятия "Компьютер в нашей жизни"...